УДК 608.1(075.8)
А.И. Коваленко, О.А. Шаршова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
КА
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ МОРАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
Во второй половине ХХ в. международное сообщество столкнулось с важнейшими проблемами, направленными на сохранение жизни на земле и поддержание здоровья населения. Развитие научно-технического прогресса, обеспечивая высокий технотронный уровень, вместе с тем создавало угрозы в связи с заражением территорий от ядерного, бактериологического, химического воздействия. При этом опасность таилась как от вооруженных конфликтов, так и от использования высоких технологий в мирных целях.
Потребовалась разработка механизмов морально-правового регулирования, обеспечивающих безопасную жизнь человека.
Этой цели служит биоэтика - междисциплинарная наука, занимающаяся изучением моральных, социальных и юридических проблем медицинской деятельности в контексте защиты прав человека. Основоположником биоэтики считается американский биолог В.Р. Поттер, опубликовавший в 1971 году книгу «Биоэтика: мост в будущее», в которой освещал данную проблему в ракурсе биологических знаний и общечеловеческих ценностей. Однако понятие «биоэтика» включает в себя более глубокое философское содержание, так как основывается на аксиологическом подходе не только к жизни человека, но и биогеоценоза в целом. Существенным подтверждением необходимости выделения биомедицинской этики в качестве отдельного уровня социальной регламентации медицинской деятельности являются ее более значительные возможности по сравнению с традиционной медицинской этикой и деонтологией при решении сложных междисциплинарных задач:
- рассмотрение сложных медицинских вопросов на основе междисциплинарного подхода;
- освещение спектра социальных вопросов, связанных с общественным здравоохранением;
- выход за рамки изучения жизни и здоровья человека, рассмотрение общих проблем экологической безопасности;
- ярко выраженный акцент на права человека, в частности, пациента, при оказании медицинской помощи.
Главное содержание биомедэтики - отношение к жизни человека как главной ценности. Человек
Резюме Биоэтика - междисциплинарная наука, занимающаяся изучением моральных, социальных и юридических проблем медицинской деятельности в контексте защиты прав человека. Понятие «биоэтика» включает более глубокое философское содержание, так как основывается на аксиологическом подходе не только к жизни человека, но и биогеоценоза в целом.
Ключевые слова: биоэтика, права человека.
является активным творцом собственной судьбы. Он стремится прожить достойно, самостоятельно принимать жизненно важные решения в соответствии со своим выбором. В правовом государстве человек, как автономная личность, наделен всеми демократическими правами и, вместе с тем, несет полную ответственность за реализацию принимаемых им решений. Его жизнедеятельность регулируется многими документами, выработанными Советом Европы, ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ и другими международными организациями. На основании их рекомендаций подготовлены национальные акты.
Одним из комплексных документов, обладающим юридической силой, является «Конвенция о защите прав человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997). Так же морально-правовое регулирование биомедицины осуществляется по наиболее проблемным вопросам жизни и смерти человека, генной инженерии, трансплантологии, проведения медицинских исследований с участием человека.
Остановимся на морально-правовых требованиях, предъявляемых к медицинскому эксперименту. Нарушения этических принципов в отношении исследовательской деятельности врачей в России во второй половине XIX в. убедительно описаны в работе В.В. Вересаева «Записки врача». Но настоящим потрясением для человечества стали эксперименты, проводимые над заключенными концлагерей врачами-преступниками Третьего рейха. Бесчеловечность и жестокость таких «исследований» заключалась в том, что они заведомо предполагали убийство людей. Испытуемые насильственно подвергались воздействию сверхнизких и сверхвысоких температур, разраженного воздуха и ядовитых газов, изучались искусственно привитые человеку инфекции. При этом дискриминации подвергались народы славянского происхождения, евреи, цыгане.
Документы о преступлениях против человечности, предъявленные международному трибуналу в Нюрнберге (1946), вызвали настоятельную необходимость задуматься о защите прав, достоинства и здоровья испытуемых и выработать рекомендации по ограничению исследований на человеке. Ответом на чудовищность медицинских экспериментов стал первый международный документ, регулирующий проведение экспериментов на людях - «Нюрнбергский кодекс» (1947). Главным требованием этого Кодекса было запрещение проводить эксперименты над человеком в медицинских целях без полной информации и добровольного согласия. Лицо, вовлеченное в эксперимент, должно быть дееспособным. В информации должны отражаться характер, цели, методы и способы эксперимента; неудобства и риски, данные о возможных последствиях для здоровья испытуемого. Согласие на эксперимент предполагает обязательное осознанное и свободное волеизъявление. В плане защиты испытуемого от непредусмотренных осложнений эксперимент должен быть прекращен на любом этапе. [1]
К 60-м годам ХХ в. в свободной печати стали появляться публикации о нарушениях моральных норм при проведении медицинских экспериментов над человеком. В 1964 году Всемирной медицинской ассоциацией была принята «Хельсинская декларация», в которой были сформулированы новые моральные и правовые проблемы в экспериментальной сфере.
Основываясь на основных моральных постулатах «Нюрнбергского кодекса» новый документ расширил спектр моральных возможностей относительно субъектов, участвующих в эксперименте. В частности, в «Нюрнбергском кодексе» сформулирован категорический запрет на участие в эксперименте лиц, признанных недееспособными. И это было оправдано после того, как миру поведали о человеконенавистнических исследованиях над людьми в фашистской Германии. В результате выполнения евгенических программ по повышению интеллектуального потенциала нации были уничтожены тысячи людей, страдавших тяжелыми неврологическими заболеваниями и умственной отсталостью.
Прошло время. В связи с развернувшимся движением за права человека стали говорить, что запрет на участие в эксперименте этой категории граждан, возможно, лишает их права воспользоваться новыми технологиями в лечении. Поэтому в круг лиц, которые могут дать информированное согласие на терапевтический эксперимент, были включены законные представители больных. Хотя в национальных законодательствах до сих пор по отношению к определенной категории людей действуют запретительные или ограничительные нормы. Например, в Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 29) запрещается проведение экспериментов над заключенными.
«Хельсинская декларация» повышает требования к квалификации врачей-экспериментаторов и их личной ответственности за эксперимент, минимизирует риски для испытуемых, предоставляя им право отказаться от эксперимента на любом этапе его проведения. [2]
Более широкий спектр моральных проблем заключается в Конвенции Совета Европы «О правах человека и биомедицине». [3] Одним из главных принципов при проведении медицинских исследований стало требование о том, что интересы каждого индивидуального человека выше интересов науки, общества и государств.
Конвенция утвердила более жесткие требования об экспериментах в репродуктивной сфере. Она запрещает вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков, зародышевую терапию, создание эмбрионов в исследовательских целях, ограничивает выбор пола ребенка, если нет к тому специальных медицинских показаний.
Морально-правовое регулирование на между-
народном уровне продолжается в «Дополнительных протоколах». Так, после того, как был полу-
чен положительный результат по клонированию овцы Долли и появившейся угрозы клонирования человека «Дополнительным протоколом»
были запрещены «любые вмешательства, имеющие целью создание человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому». [4]
Таким образом, посредством принятия международных документов и национальных законодательных актов осуществляется морально-правовое регулирование по защите прав человека в области биологии и медицины.
Литература
1.Нюрнбергский кодекс 1947 года [Электронный ресурс]/ URL: http://www.psychepravo.ru/law/int/nyurnbergskij-kodeks.htm
2.Хельсинская декларация 1964 года. [Электронный ресурс]/ URL: uhttp://www.psychepravo.ru/law/int/helsinkska-ya-deklaraciya.htm
3.Конвенция о защите прав и достоинства человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины. // Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 213. С. 369-378.
4.Юдин Б.Г. и др. Введение в биоэтику. М. 1998. С. Статья поступила в редакцию 17.11.2018 Координаты для связи
Коваленко Анна Ивановна, д. и. н., доцент, заведующая кафедрой философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Шаршова Ольга Анатольевна, к. м. н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, г. Благовещенск Амурской области, ул. Горького, 95. E-mail: [email protected]
THE INTERNATIONAL ASPECT OF MORAL AND LEGAL REGULATION OF MODERN MEDICINE
A.I. Kovalenko, O.A. Sharshova
FSBEI HE Amur State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract Bioethics is an interdisciplinary science that studies the moral, social, and legal issues of medical practice in the context of protecting human rights. The concept of "bioethics" includes a deeper philosophical content, since it is based on an axiological approach not only to the human life, but also to the biogeocenosis as a whole.
Key words: bioethics, human rights.
DOI 10.22448/AMJ.2018.4.94-95