Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3159
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВОК / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕПЬ ПОСТАВОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ТРАНСГРАНИЧНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕПЬ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимралиев И.В.

В статье рассмотрены понятия «цепь поставок» и «международная цепь поставок», выделены особенности управления цепями поставок, перечислены виды международных цепей поставок, проанализировано современное состояние международных цепей поставок, выделены факторы, влияющие на этот процесс, перечислены существующие риски, возникающие в процессе осуществления международных цепей поставок товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS: CONCEPT, ESSENCE, CURRENT STATE AND MANAGEMENT FEATURES

Article considers the concepts of «supply chain» and «international supply chain», features of supply chain management are highlighted, types of international supply chains are listed, current state of international supply chains is analyzed, and the factors influencing this process are highlighted, existing risks that arise in process of implementing international supply chains of goods are listed.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ»

16. Stepanova, Yu. N., Radykova, Yu. Knowledge economy as basis for innovative development of Russian forest sector / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science // Forest ecosystems as global resource of the biosphere: calls, threats, solutions : International scient.-pract. conf. (Forestry-2019). — 2019. — P. 012-014.

17. Changing Wealth of Nations [Electronic resource]. — Mode of access : https://openknowledge.worldbank.org/ handle/10986/29001.

18. Transforming our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development [Electronic resurce]. — Mode of access : https://sustainabledevelopment.un.org/ post2015/transformingourworld.

И. В. Тимралиев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены понятия «цепь поставок» и «международная цепь поставок», выделены особенности управления цепями поставок, перечислены виды международных цепей поставок, проанализировано современное состояние международных цепей поставок, выделены факторы, влияющие на этот процесс, перечислены существующие риски, возникающие в процессе осуществления международных цепей поставок товаров.

Ключевые слова

Цепь поставок, управление цепями поставок, международная цепь поставок, международная логистика, глобальная международная цепь поставок, трансграничная международная цепь поставок.

I. V. Timraliev

INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS: CONCEPT, ESSENCE, CURRENT STATE AND MANAGEMENT FEATURES

Annotation

Article considers the concepts of «supply chain» and «international supply chain», features of supply chain management are highlighted, types of international supply chains are listed, current state of international supply chains is analyzed, and the factors influencing this process are highlighted, existing risks that arise in process of implementing international supply chains of goods are listed.

Keywords

Supply chain, supply chain management, international supply chain, international logistics, global international supply chain, cross-border international supply chain.

Введение вольно давно. Непрерывность и свое-

Интерес к логистике и управлению временность поставки товаров позволя-

цепями поставок не снижается уже до- ет поставщикам сократить затраты,

сэкономить время и предоставить качественную услугу потребителю. Таким образом, обеспечение данных характеристик является первостепенной задачей современных логистов. Цель и задачи исследования, представленного в статье, — изучив литературу по интересующей проблематике, выделить основные понятия по теме исследования, а также проанализировать современное состояние международных цепей поставок и выделить последние тренды в логистике.

Материалы и методы

Материалами исследования выступают труды отечественных авторов в области логистики и международных цепей поставок.

В процесс исследования использовался ряд методов научного познания: анализ, синтез, обобщение, а также описание.

Обсуждение

Цепь поставок как процесс состоит из нескольких звеньев. В нем участвует несколько субъектов. Цепь поставок включает в себя несколько логистических операций и начинается с поступления материалов в организацию для производства каких-либо товаров, а заканчивается реализацией конечного то-

вара потребителю. При этом в цепи поставок может быть несколько поставщиков и потребителей. В такой цепи каждый потребитель является поставщиком для следующего потребителя до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю.

Управление цепями поставок возникло в 1980-е гг. ХХ в. и пережило пять этапов своего развития [10, с. 8-9]. Последний пятый этап начался в 2008 г., когда цепи поставок стали переходить на современные информационные платформы. Европейская логистическая ассоциация дает следующее определение понятию «управление цепью поставок» — это «интегральный подход к бизнесу, реализующий основные принципы управления логистической цепью, такие как: формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур» [10, с. 14]. Объектами управления в логистике и управлении цепями поставок являются материальные потоки и сервисные потоки (потоки услуг), а также сопутствующие информационные, финансовые потоки (рис. 1).

Совокупные затраты на ресурсы

Параметры управления в цепи поставок

Материальный поток, потоки услуг и сопутствующая информация Возвратные материальные потоки {тара, брак), потоки услуг и сопутствующая информация

Рисунок 1 — Объекты управления в логистике и управлении цепями поставок [1]

Е. А. Смирнова отмечает, что «управление цепями поставок является на сегодняшний день одной из самых динамично развивающихся концепций научно-практической деятельности в течение последних нескольких десятилетий» [9, с. 6].

И. А. Пластуняк под управлением цепями поставок подразумевает «область научной и практической деятель-

Типы цепей поставок классифицируют по разным основаниям: количеству звеньев, территориально-географическому признаку, степени охвата таможенных территорий, объектно-субъектному составу. По территориально-географическому признаку цепи поставок подразделяют на национальные и международные.

Международная цепь поставок товаров относится к внешнеэкономической деятельности и, соответственно, к международной логистике, которая представляет «процесс планирования, реализации и контроля потоков товаров и информации между отдельными государствами» [5, с. 9].

ности, позволяющую за счет координации и интеграции операций и бизнес-процессов участников оптимизировать суммарные издержки на продвижение товара от места зарождения до конечного потребителя» [8, с. 5].

На рисунке 2 представлен перечень задач, решаемых в процессе управления цепями поставок.

Е. А. Смирнова дает следующее определение: «Международная цепь поставок — это технологически или организационно-экономически обусловленная последовательность поставщиков и потребителей товаров и услуг, функционирующая на территории двух и более государств, а товарные и сопутствующие им потоки пересекают государственные и/или таможенные границы» [9, с. 22].

По объектно-субъектному составу международные цепи поставок подразделяются на глобальные и трансграничные. Их отличия представлены на рисунке 3.

1 •изучаются вопросы повышения степени стратегической важности логистики

&

• выполняются глобальные операции и повышается уровень международной конкуренции

3 3

•происходит интеграция субъектов хозяйствования и видов деятельности

4

• изменяются требования к управлению логистикой при выполнении новых типов операций

5

• совершенствуются коммуникации

\ /

6 • выявляются новые требования к электронной коммерции

\ /

7 • повышается внимание к качеству продукции и обслуживанию потребителей

\ /

8 •решаются проблемы экологического характера

Рисунок 2 — Перечень задач, решаемых в процессе управления цепями поставок

[4, с. 56]

Глобальная цепь — продукт действия корпоративного свода правил применительно к построению международной цепи поставок

• субъекты: поставщики, производители и потребители товаров и услуг, объединенные управляющей компанией, едиными закупочным и распределительным центрами и управляемые виртуальным системным интегратором;

•объекты: товарные и сопутствующие им потоки, сформированные по корпоративным стандартам глобальной компании

''Трансграничная цепь— организационно, технологически и экономически обусловленная совокупность поставщиков, производителей и потребителей товаров и услуг, функционирующих на территории двух и более государств, а товарные и сопутствующие им потоки не стандартизированы

• субъекты: поставщики, производители и потребители товаров и услуг, находящиеся на территориях разных стран;

•объекты: товарные и сопутствующие им потоки, сформированные автономно

Рисунок 3 — Различия между глобальными и трансграничными международными

цепями поставок [9, с. 24-25]

В качестве основного конкурентного преимущества глобальных цепей перед трансграничными является стандартизация потоков. По степени охвата таможенных территорий международная цепь поставки товаров может быть двух видов:

- на единой таможенной территории двух и более государств (например, на территории Евразийского экономического союза);

- на разных таможенных территориях разных государств (например, Россия, Китай и ЕС).

Грамотно организованные международные цепи поставок дают субъектам внешнеэкономической деятельности ряд конкурентных преимуществ. При этом следует учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование международных цепей поставок. К ним относятся: глобализация, технология, спрос, макроэкономика, политическая ситуация в мире. Все эти факторы обусловливают нестабильность и непредсказуемость вплоть до полной неопределенности в конкретный временной интервал среды. Это, в свою очередь, приводит к возникновению различного рода рисков, с которыми сталкиваются участники экономических

отношений. Необходимость оптимизации издержек в цепях поставок, исключения непредвиденных финансовых потерь требует понимания и предвидения возможных рисков [7, с. 189].

О. А. Дуга отмечает, что «с ростом охвата цепи поставок и увеличением поставщиков и партнеров растут риски и выявляются трудности взаимодействия, которые существуют в международной среде в силу географических масштабов планеты, часовых поясов, коллизий законодательств и даже разной ментальности сотрудников, которую необходимо учитывать в вопросах менеджмента на локальном уровне» [3, с. 64].

Важны цели субъектов международной цепи поставки. Покупатель хочет максимально быстро получить товар с минимальными затратами. Продавец и посредники хотят получить оплату за товар и свои услуги в полном объеме. Таким образом, все субъекты нацелены на извлечение прибыли из купли-продажи и последующей поставки товара. Логистические риски представляют собой «вероятность любых отклонений от заданной цели, в том числе связанных с увеличением срока поставки и/ или затрат на поставку» [7, с. 190].

По критерию направленности на достижение конечного результата субъектами, участвующими в международной цепи поставки, можно условно выделить две разновидности рисков:

1) риски государственных контролирующих органов (таможенные риски, а также ветеринарные, фитосанитарные, санитарно-эпидемиологические);

2) логистические риски (риски продавца, покупателя, посредников) [7, с. 189].

Также на многие параметры международной цепи поставок влияет способ транспортировки. Каждый тип используемого транспорта имеет свои специфические риски: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные, комбинированные [7, с. 190].

Таким образом, одной из важнейших задач логиста является предупреждение и снижение возможных рисков.

События последних шести лет существенно повлияли на международную цепь поставок товаров. Так, введенные ЕС и США санкции против России вынудили крупные предприятия изменить конфигурацию и функционирование своих цепей поставок. В основном это коснулось компаний нефтегазового и финансового сектора, а это, в свою очередь, повлияло и на другие отрасли. Приоритеты транспортных направлений изменились. В большей степени это касается экспорта. Так, Россия увеличила долю экспорта в Китай, заключив многочисленные двусторонние соглашения.

Следует отметить, что с целью обеспечения своей внешнеэкономической безопасности Россия также ввела санкции на импорт продовольствия из тех стран, которые ввели санкции. Это привело «к серьезным изменениям в международных логистических маршрутах, цепочках поставок и каналах распределения для России» [6, с. 109].

Как отмечает К. Д. Кондратенко, «запрещенные к ввозу Россию товары были заменены аналогичными торговыми товарами из других стран происхождения, что автоматически приводило к изменению логистических потоков импорта» [6, с. 110].

Все вышеперечисленное привело к тому, что затраты на закупку и транспорт товаров возросли, что повлияло на их стоимость и в итоге сказалось на кармане отечественных потребителей.

В 2019 г. на международные цепи поставок товаров повлияла пандемия COVD-19. Принятие правительствами государств мер по сдерживанию вируса ограничило спрос на товары и существенно сказалось на глобальных цепочках поставок, вызвав долговременное падение спроса [2, с. 278].

Китай является важным источником комплектующих и готовой продукции, а также крупным потребителем товаров и услуг, а потому введение в стране жесткого карантина сказалось на экономике многих стран. Простаивали фабрики, снизился спрос, иссякли запасы необходимых деталей.

Крупнейшие контейнерные порты в мире находятся в Китае, Сингапуре и Южной Корее. Все эти страны пострадали от пандемии, а потому порты были закрыты. Такие же проблемы наблюдались и в сфере воздушного транспорта. Не удивительно, что многие автотранспортные и логистические компании понесли серьезные убытки.

Пандемия COVГО-19 вызвала к жизни новые тренды в логистической сфере (рис. 4). На сегодняшний день ситуация постепенно выправляется, однако до полной ее нормализации пройдет еще много времени. Самое главное — оперативно реагировать на меняющиеся условия.

Рисунок 4 — Тренды в сфере логистики

Результаты

Изучение основных понятий международных цепей поставок позволило сделать следующие выводы:

- международные цепи поставок товаров представляют собой процесс планирования, реализации и контроля потоков товаров и информации между отдельными странами. Их подразделяют на глобальные и трансграничные, а также на цепи на единой таможенной территории двух и более государств и цепи на разных таможенных территориях разных государств;

- управление международными цепями поставок является важнейшей частью стратегии управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Его цель — синхронизировать действия отдельных звеньев цепи и уменьшить затраты, как временные, так и финансовые;

- международные цепи поставок сопровождаются рядом рисков, предупреждение и уменьшение которых является задачей логиста.

Выводы

Анализ современного состояния международных цепей поставок и логистической сферы позволил сделать следующие выводы:

- введение против России санкций и пандемия COVID-19 существенно повлияли на международную цепь поставок товаров, изменив конфигурацию и функционирование своих цепей поставок. В частности, введение санкций привело к тому, что наиболее востребованным стал азиатский вектор развития цепей поставок;

- пандемия стала причиной мирового экономического и логистического кризиса, а также разорения многих предприятий и компаний. Однако она привела к появлению новых трендов в сфере логистики. В частности, стали внедряться новейшие 1Т-технологии, грузопотоки сместились на железнодорожный транспорт, стала развиваться бесконтактная доставка и т. п. Это позволяет рынку международной логистики совершенствоваться.

Библиографический список

1. Болховитинов, С. Б. Логистика и управление цепями поставок [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://mipt.ru/upload/1bb/f_fy3g-arpgxa6mq5q.pdf.

2. Гимельштейн, Е. А., Годван, Д. Ф. Логистика на карантине: пандемия С0УГО-19 и мировой логистический кризис // Логистика — евразийский мост : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2020. — С. 277-279.

3. Дуга, О. А. Трудности формирования международных цепей поставок: факторы риска будущего // Логистика и управление цепями поставок : сб. науч. трудов / под ред. В. В. Щербакова и Е. А. Смирновой. — СПб., 2020. — С. 62-67.

4. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок. — СПб. : Изд-во Поли-техн. ун-та, 2009. — С. 56.

5. Ивуть, Р. Б., Баханович, А. Г., Косовская, Т. Р. Международная логистика : учеб. -метод. пособие. — Минск, 2017. — С. 9.

6. Кондратенко, К. Д. Влияние санкций на международные цепи поставок // Экономика и управление: теория, методика, практика : сб. статей. — Чебоксары, 2020. — С. 108-112.

7. Малевич, Ю. В., Ермакова, Е. В. Актуальные вопросы классификации рисков в международных цепях поставок // Логистические системы в глобальной экономике. — 2020. — № 10. — С. 188-192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пластуняк, И. А. Актуальные проблемы транспортировки в цепях поставок: теория и практика. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018.

9. Смирнова, Е. А. Управление цепями поставок в международной торговле. — СПб., 2018.

10. Управление цепью поставок (БСМ) : учеб. пособие / сост. П. П. Кры-латков, М. А. Прилуцкая. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.

Bibliographic list

1. Bolkhovitinov, S. B. Logistics and supply chain management [Electronic resource]. — Mode of access : https:// mipt.ru/upload/1bb/f_fy3 g-arpgxa6mq 5q.pdf.

2. Gimelstein, E. A., Godvan, D. F. Quarantined Logistics: COVID-19 Pandemic and Global Logistic Crisis // Logistics is a Eurasian bridge : materials of XV International scient.-pract. conf. — M., 2020. — P. 277-279.

3. Duga, O. A. Difficulties in formation of international supply chains: risk factors of the future // Logistics and supply chain management : comp. of scientific articles / ed. by V. V. Shcherbakov and E. A. Smirnova. — SPb., 2020. — P. 62-67.

4. Ivanov, D. A. Supply chain management. — SPb. : Publishing house of Polytechnic University, 2009. — P. 56.

5. Ivut, R. B., Bakhanovich, A. G., Kosovskaya, T. R. International logistics : textbook. — Minsk, 2017. — P. 9.

6. Kondratenko, K. D. Impact of sanctions on international supply chains // Economics and Management: Theory, Methodology, Practice : comp. of articles. — Cheboksary, 2020. — P. 108-112.

7. Malevich, Yu. V., Ermakova, E. V. Topical issues of risk classification in international supply chains // Logistic systems in the global economy. — 2020. — № 10. — P. 188-192.

8. Plastunyak, I. A. Actual problems of transportation in supply chains: theory and practice. — SPb. : Publishing house of SPbGEU, 2018.

9. Smirnova, E. A. Supply chain management in international trade. — SPb., 2018.

10. Supply chain management (SCM) : textbook / comp. by P. P. Kry-latkov, M. A. Prilutskaya. — Yekaterinburg : Publishing House of Ural University, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.