Научная статья на тему 'Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия'

Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5031
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / TRANSNATIONAL REGIONS / CROSS-BORDER REGIONS / CROSS-BORDER COOPERATION / BALTIC REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Корнеевец В. С.

Автор проводит теоретический анализ понятия «международные регионы» (транснациональные и трансграничные) и исследует их особенности и иерархию на примере Балтийского макрорегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Корнеевец В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses the theoretical aspects of international (transnational and cross-border) region notion and considers their peculiarities and hierarchy through the example of the Baltic region.

Текст научной работы на тему «Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия»

УДК 911.3:339.92

В. С. Корнеевец

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ И ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ:

ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ, ИЕРАРХИЯ

Автор проводит теоретический анализ понятия «международные регионы» (транснациональные и трансграничные) и исследует их особенности и иерархию на примере Балтийского макрорегиона.

The author analyses the theoretical aspects of international (transnational and cross-border) region notion and considers their peculiarities and hierarchy through the example of the Baltic region.

Ключевые слова: транснациональные регионы, трансграничные регионы, трансграничное сотрудничество, Балтийский регион.

Keywords: transnational regions, cross-border regions, cross-border cooperation, Baltic Region.

В РГУ им. И. Канта активно изучается развитие трансграничного взаимодействия и формирование транснационального (Балтийский регион) и трансграничных регионов (в форме, прежде всего, еврорегионов, получивших на Балтике широкое распространение). Изучением этих вопросов занимаются созданные в университет структуры — Институт Балтийского региона и Балтийский межрегиональный институт общественных наук (БалтМИОН). БалтМИОН взаимодействует в рамках совместной сети с восемью другими аналогичными институтами во Владивостоке, Иркутске, Томске, Екатеринбурге, Саратове, Ростове-на-Дону, Воронеже и Великом Новгороде, при координирующей роли московского ИНО-Центра («Инновации. Наука. Образование») и МГИМО(У) (подробнее см.: [1, с. 96 — 103]). Накопленный опыт исследований позволяет высказать некоторые соображения, касающиеся развития теории пространственных форм организации международного (транснационального и

трансграничного) сотрудничества.

Относительно регионов, выделяемых в рамках отдельно взятой страны, — национальных регионов — имеется довольно много исследований в нашей стране и за рубежом, особенно в ряде государств зарубежной Европы. Но применительно к регионам, охватывающим территории разных стран, — международным (транснациональным и трансграничным) регионам — работ гораздо меньше, и теория регионообразования для регионов, включающих разные страны или отдельные части разных стран, не разработана. Правда, имеются более подробные исследования, касающиеся некоторых видов регионов (еврорегионов, «треугольников роста», «больших регионов»), но и их теория находится в зачаточном состоянии.

Можно выделить два вида международных регионов — транснациональные и трансграничные. Транснациональные регионы образуются взаимодействием государств (политические и экономические регионы) либо объединяют государства, сходные в каком-то существенном отношении (социальнокультурные регионы). Трансграничные регионы создаются в ходе сотрудничества административнотерриториальных и муниципальных образований соседних государств или, в случае социальнокультурных регионов, включают близкие по важным параметрам приграничные регионы стран-соседей.

Признаки международного региона:

— непрерывность территории (включая акваторию), то есть возможность прямого транспортного сообщения, без пересечения границ региона;

— наличие органов управления (в различных формах и с разными функциями — от совещательных, чьи решения не обязательны к исполнению, до директивных, решения которых оформлены в виде международных договоров, имеющих приоритет перед национальным законодательством);

— относительно тесные экономические (торговля, инвестиции) связи входящих в регион субъектов.

На мега- и макроуровнях связи между входящими в трансграничный регион странами более тесные

по сравнению со связями этих стран с государствами, не входящими в состав региона. Но на мезо- и микроуровнях данная закономерность не прослеживается. Здесь связи между входящими в трансграничный регион субъектами разных стран чаще всего не являются более тесными по сравнению со связями каждого из субъектов региона с другими аналогичными субъектами соответствующей страны. То есть, например, приграничный муниципалитет обычно (хотя и не всегда) имеет более тесные связи с другими соседними муниципалитетами собственной страны по сравнению со связями с муниципалитетами, расположенными по другую сторону границы. Однако они более тесны по сравнению со связями между теми муниципалитетами разных стран, которые не входят в состав трансграничного региона. Иначе говоря, при рассмотрении системообразующих связей принимаются во внимание только трансграничные связи, но не связи входящих в трансграничный регион субъектов с аналогичными субъектами собственной страны;

— достаточно тесные социальные связи (в сферах культуры, спорта, образования, науки);

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 1. С. 27—34.

— часто — наличие общей или скоординированной инфраструктуры (транспортной, энергетической);

— часто — наличие общепринятого наименования региона (Балтийский регион, Средиземноморский регион, регион Альп, Балканы);

— иногда — этническое сходство;

— иногда — наличие общей исторической судьбы или ее элементов.

Элементами международных регионов являются разные субъекты — в зависимости от того, о каких регионах идет речь: политических, экономических, социально-культурных.

Социально-культурные регионы как таковые образуются на низших уровнях как территориальносоциальные общности (социумы); далее речь может идти об этнографических или этнических регионах, затем — о субцивилизационных и цивилизационных территориальных образованиях. Международные социально-культурные (и транснациональные, и трансграничные) регионы образуются там, где соседствуют страны со сходным этническим и (или) религиозным составом населения, зачастую они имеют общее историческое прошлое (нахождение в составе одного государства, выделение в ходе этнической дифференциации из одного этноса и пр.). Это гомогенные регионы, выделяемые по принципу однородности признаков культуры.

Международные экономические регионы могут быть образованы и часто образуются на транснациональном уровне (в ходе экономической интеграции государств на основе международных договоров), включая в свой состав две или несколько стран. Однако не меньшее значение имеют и связи между хозяйствующими субъектами, особенно связи внутри транснациональных корпораций. В таких случаях формируются трансграничные территориальные системы (например, «треугольники роста»).

Субъектами, формирующими политические транснациональные регионы, являются государства. Но и административно-территориальные, и муниципальные образования также наделены некоторыми полномочиями по реализации международных отношений. В их компетенцию, определенную на национальном уровне, обычно входит право осуществлять приграничное сотрудничество: заключать соглашения с соответствующими субъектами соседних стран, образовывать с ними ассоциации и др. Следовательно, их также можно рассматривать в качестве элементов территориальных систем, трансграничных регионов.

Транснациональные политические регионы часто формируются на основе общих политических интересов, институализированных международными договорами (прежде всего, для обеспечения военной безопасности — НАТО, в прошлом — Варшавский договор и т. д.; для согласования и декларации общности политических позиций в международных отношениях — Северные страны, Лига арабских стран, Организация африканского единства). Пример Европейского союза показывает эффективность создания транснациональных регионов на основе формирования единого экономического пространства, что усиливает политическое единство ЕС и способствует появлению элементов социально-культурной общности.

Трансграничные регионы относятся (по большей части) к когерентным регионам, поскольку в основе их формирования лежат именно связи между территориями разных стран, а не близость по какому-либо признаку. Хотя можно привести достаточно примеров соседних приграничных территорий разных стран, некоторые (иногда весьма существенные) признаки которых достаточно сходны между собой. Например, речь может идти об одинаковом этническом составе населения, близкой хозяйственной специализации или сходстве историко-культурного ландшафта (особенно если территории разных стран прежде относились к одному государству).

Балтийский регион является транснациональным регионом, поскольку здесь сотрудничают все государства, имеющие выход к Балтийскому морю, а также Норвегия; определенные интересы имеет здесь и Беларусь. Сотрудничество координируется Советом государств Балтийского моря (СГБМ), где представлены министры иностранных дел стран макрорегиона1. Принимаются решения, касающиеся экологии, развития экономических и культурных связей. Поэтому территорию вокруг Балтийского моря можно рассматривать как политический, экономический и социально-культурный макрорегион, хотя и недостаточно интегрированный.

Усиление единства региона достигается также путем сотрудничества административнотерриториальных и муниципальных образований, то есть в ходе трансграничного сотрудничества. В Балтийском регионе такое сотрудничество очень развито, что способствует его формированию как органической системы с тесными внутренними связями.

Транснациональный Балтийский макрорегион имеет внутреннюю иерархию — здесь выделяется два уровня трансграничных регионов: мезо- и микроуровень.

Мезорегион включает две части стран или более — их административно-территориальных единиц (например, Юго-Восточная Балтика). В отдельных случаях элементами мезорегиона могут быть малые страны: мезорегион Прибалтика в составе трех стран.

1 В СГБМ представлены 9 стран, имеющих выход на Балтику, а также Норвегия и Исландия.

Микрорегион формируется на основе кооперации муниципальных образований (например, еврорегионы «Неман», «Лына-Лава», «Сауле» и др.).

Процесс регионообразования достаточно сложен, и границы регионов одного уровня могут пересекаться, то есть одна и та же страна иногда может входить в несколько мега- и макрорегионов, как и административно-территориальные и муниципальные образования — в несколько макро-, мезо- или микрорегионов.

Международные регионы, являясь территориальными системами, обладают такими свойствами, как вход и выход системы. Вход — обшцй ресурс (например, Балтийское море для Балтийского региона, туристские ресурсы, трудовые ресурсы и др.). Выход — общая цель: рациональное использование общих природных, туристских и других (например, трудовых) ресурсов; формирование единой производственной системы, повышение конкурентоспособности сотрудничающих сторон и региона в целом в международной конкуренции, рост уровня и качества жизни населения.

Международные (в том числе трансграничные) регионы как и все регионы, обладают различной степенью зрелости: выделяются потенциальные, зарождающиеся, формирующиеся, сформированные и интегрированные (а иногда могут быть дезинтегрирующиеся) регионы. Балтийский регион, на наш взгляд, может быть отнесен к формирующимся регионам, поскольку его зарождение уходит корнями в Средние века, а для того, чтобы стать сформированным регионом, связи между его частями должны быть более интенсивными.

Специфику внешних связей приграничных регионов разных стран, входящих в трансграничный регион, отражает рисунок.

граница

А — связи центра и периферии

Б — связи центров двух стран В — связи приграничных регионов двух стран ---^ Г — связи приграничных регионов данной страны

Рис. Схема внешних связей трансграничных регионов Выделяются четыре типа внешних связей:

А) между приграничными и центральными регионами (как правило, наиболее интенсивные применительно к самим приграничным регионам, но меньшие по интенсивности по сравнению со связями центральных регионов между собой);

Б) между самими приграничными регионами (практически всегда довольно слабые);

В) транзитные — проходящие через приграничные регионы связи между центральными регионами разных стран;

Г) трансграничные связи самих приграничных регионов.

Обычно меньшая интенсивность связей типов В и Г по сравнению с аналогичными связями между внутренними регионами страны и предопределяет частый депрессивный характер приграничных регионов.

Особенности внешних связей приграничных регионов определяют то, что только на основе анализа интенсивности связей два соседних приграничных региона разных стран, если попытаться их рассматривать как элементы системы более высокого уровня, как правило, нельзя отнести к такой единой системе. Ведь связи каждого из этих регионов с регионами собственной страны окажутся более тесными по сравнению с их взаимными связями. На этом основании они могут быть отнесены только к системе более высокого ранга, формирующейся внутри своей страны.

Конечно, имеется соблазн любые соседние приграничные регионы, расположенные по обе стороны границы, назвать трансграничным регионом. Но с точки зрения системного подхода (а любой регион есть территориальная система, образованная в результате взаимодействия ее элементов) такую позицию следует признать ошибочной. Представляется, что при выделении трансграничных регионов должны рассматриваться только международные связи, которые, помимо прочего, должны быть достаточно интенсивными (хотя, конечно, меру этой интенсивности определить трудно). И, кроме того, трансграничные связи должны координироваться каким-либо совместным органом (ассоциацией, комитетом, комиссией и т. п.).

Усиление взаимодействия приграничных территорий разных стран, их контактной функции (за счет как транзитного потенциала, так и соединения различных конкурентных факторов, характерных для регионов разных стран, их специфических ресурсов), формирование трансграничных регионов — важный фактор ускорения их социально-экономического развития.

Вместе с тем взаимодействие любых соседних регионов разных стран можно оценить неоднозначно. С одной стороны, соседние регионы часто выступают взаимными конкурентами, поскольку сходные ресурсы и условия их развития обусловливают производство единообразных товаров и услуг на внешний рынок. Так, порты Прибалтики, Северо-Запада России и Калининградской области выступают конкурентами в обслуживании российских внешнеэкономических связей. Российский Калининград и литовская Клайпеда конкурируют в обработке белорусских грузов. Характерна конкуренция туристических макро- и микрорегионов многих соседних стран (от давнего соперничества французской и итальянской Ривьеры до возникновения нового туристического региона во французской Каталонии, который вскоре может стать серьезным конкурентом для испанских побережий Коста-Браво и Коста-Дорадо). Такими же конкурентами между собой выступают польское, литовское и российское побережья Юго-Восточной Балтики. Вместе с тем трансграничные регионы обладают и значительным потенциалом сотрудничества, которое, с одной стороны, может включить в действие мультипликативный эффект концентрации туристических услуг на компактной территории, а с другой — активно использовать имеющиеся различия природных, культурно-исторических и экономических условий для диверсификации производства услуг.

Трансграничная регионализация активно поощряется Европейским союзом — с целью усилить внутреннее единство входящих в ЕС стран. Реальное снятие границ между государствами позволяет трансграничным регионам использовать в целях формирования новых производственных систем специфические ресурсы приграничных регионов — иногда весьма существенные различия территорий, расположенных по разные стороны границы. Это ярко проявляется, например, на немецко-польской границе, когда трудовые ресурсы польских приграничных территорий используются на предприятиях, расположенных в Германии (и благодаря распространению маятниковой миграции, и вследствие переселения польских граждан в немецкие города и поселки, чему способствует отток большой части восточногерманской молодежи на запад страны).

Хорошие возможности для развития приграничного и межрегионального сотрудничества с зарубежными странами открываются для приграничных регионов, соседствующих со странами ЕС. Европейским союзом стимулируется развитие таких новых пространственных форм международной экономической интеграции, как еврорегионы, «большие регионы», «треугольники роста». В то же время развитие этих и других новых для нашей страны форм сотрудничества тормозится, как представляется, в числе прочего и в результате недостаточного теоретического осмысления интеграционных процессов, что, в свою очередь, осложняет создание благоприятной среды для их развертывания и управления ими как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В трансграничном сотрудничестве на Балтике участвуют российские регионы — Санкт-Петербург и Ленинградская область, Псковская область, Республика Карелия и, особенно активно, эксклавная Калининградская область, поскольку все ее соседи — регионы зарубежных стран, Польши и Литвы

(подробнее см. [2 — 6]). В связи положительным эффектом сотрудничества необходимо разрабатывать теорию трансграничных регионов, обращая внимание на новые пространственные формы международной экономической интеграции, нацеленные на совершенствование региональной политики и внедрение перспективных форм международной экономической интеграции в Балтийском регионе. Теория должна основываться на достижениях отечественной и зарубежной региональной науки, учитывать стратегии Российской Федерации и Европейского союза в отношении друг друга, принимать во внимание интеграционный потенциал Северо-Запада РФ, отвечать интересам России, обеспечивая развитие экономически выгодной стране кооперации и интеграции. Необходимо определить пути повышения активной роли российских регионов, которые должны стать не только партнерами, но инициаторами налаживания взаимовыгодных связей. Приграничные регионы благодаря развивающемуся сотрудничеству могут компенсировать недостатки периферийного положения в своей стране и, используя взаимное дополнение различающихся экономик регионов, расположенных по обе стороны границы, стать полюсами роста экономики стран, участвующих в кооперации.

Список литературы

1. Клемешев А. П., Федоров Г. М. Исследования Балтийского региона в РГУ им. И. Канта // Балтийский регион. 2009. № 1. С. 96—103.

2. Кошелев В. Н. Еврорегион как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 1. С. 96 — 99.

3. Северо-Запад России в регионе Балтийского моря: проблемы и перспективы экономического взаимодействия и сотрудничества / под ред. Я. Заухи [и др.]. Калининград, 2009.

4. Федоров Г., Корнеевец В. Еврорегионы — новый формат взаимодействия // Космополис. 2008. № 2 (21). С. 78 — 85.

5. Федоров Г. М., Зверев Ю. М., Корнеевец В. С. Российский эксклав на Балтике. Калининград, 1997.

6. Palmowski T., Fedorov G., Korneevets V. (editors). Economic, geopolitical and social problems of co-operation between Kaliningrad and Poland / / Coastal Regions, N 6. Gdynia; Peplin, 2003.

Об авторе

В. С. Корнеевец — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта, [email protected]

Author

Dr. V. Korneevets, Associate Professor, IKSUR, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.