Научная статья на тему 'Международные стратегии развития высокотехнологичного бизнеса'

Международные стратегии развития высокотехнологичного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / DEVELOPMENT STRATEGIES / HIGH-TECH BUSINESS / AND INTERNATIONAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева М.А., Шашин А.А.

Рассматриваются основные этапы разработки маркетинговой стратегии, элементы комплекса маркетинга 4p. Приводятся факторы, замедляющие развитие высокотехнологичного бизнеса, как в России, так и за рубежом. Выявлены проблемы высокотехнологичного бизнеса и сотрудничества. И обозначена потребность развития данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL DEVELOPMNET STRATEGIES OF HIGH - TECH BUSINESS

Steps and elements of marketing strategy are identified. Factors, which let down high-tech business development in Russia and abroad are considered in the article. Problems of high-tech business and association are discussed. The need of this type development is noticed.

Текст научной работы на тему «Международные стратегии развития высокотехнологичного бизнеса»

УДК 339.94

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО БИЗНЕСА

М. А. Дмитриева, А. А. Шашин Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: dmitrieva.maria1201@gmail.com

Рассматриваются основные этапы разработки маркетинговой стратегии, элементы комплекса маркетинга 4p. Приводятся факторы, замедляющие развитие высокотехнологичного бизнеса, как в России, так и за рубежом. Выявлены проблемы высокотехнологичного бизнеса и сотрудничества. И обозначена потребность развития данного направления.

Ключевые слова: стратегии развития, высокотехнологичный бизнес, международное сотрудничество.

INTERNATIONAL DEVELOPMNET STRATEGIES OF HIGH - TECH BUSINESS

M. A. Dmitrieva, A. A. Shashin Scientific Supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: dmitrieva.maria1201@gmail.com

Steps and elements of marketing strategy are identified. Factors, which let down high-tech business development in Russia and abroad are considered in the article. Problems of high-tech business and association are discussed. The need of this type development is noticed.

Keywords: development strategies, high-tech business, and international association.

Международный бизнес сталкивается с рядом трудностей: различиями в культуре, сложностями налогообложения и ценообразования, проблемами с курсами и переводами валют, выбор оптимальной структуры бизнеса, высокий уровень политического риска. Такие стратегии как создание дочернего или совместного предприятия, франчайзинг, экспорт или импорт могут быть эффективными на международном рынке.

Международный бизнес имеет достаточное количество схожих характеристик с национальным бизнесом, однако имеются и существенные различия, которые необходимо учитывать для успешной реализации международных стратегий. Основная проблема в данном случае это преодоление барьеров в национальных культурах, которые находят своё отражение в особенностях ведения бизнеса. Например, в восточных компаниях сильно развит принцип преемственности, проявляющийся в семейном бизнесе. На западе руководители компаний придерживаются цели открыть и развивать в дальнейшем потенциал сотрудников, в то время как в азиатских корпорациях больше приветствуется подчинённость и предсказуемость работников. Ярким примером такой особенности являются корейские компании, где преобладает формальный подход: высшее руководство специально дистанцируется от сотрудников компании, поэтому все вопросы принято решать непосредственно с линейным начальством.

Несмотря на культурные особенности, этапами разработки любой маркетинговой стратегии являются сегментирование, выбор целевых сегментов и позиционирование. Сегментирование рынка предполагает разделение рынка на четко определенные сегменты. Сегмент рынка - это группа покупателей, обладающих схожими потребностями и желаниями. Задача маркетинга заключается в выявлении количества и природы сегментов рынка и в принятии решения о том, на какие из них следует

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

нацеливаться. Для сегментирования потребительских рынков обычно используются две основные группы переменных. Часть исследователей формируют сегменты на основе характеристик потребителя, когда прежде всего определяются географические, демографические и психографические признаки сегментов, затем выявляются отличия и потребностях и анализируется реакция каждого из них на товар [1].

Позиционирование - это действия по разработке предложения компании и её имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное место в сознании целевой группы потребителей [7]. Его цель - поместить торговую марку в сознание потребителей так, чтобы фирма получила от этого максимальную выгоду. Удачное позиционирование торговой марки задаёт направление стратегии маркетинга. Все вышеперечисленные принципы маркетинговой стратегии нашли своё отражение в высокотехнологичном бизнесе.

На ряду с основными этапами разработки маркетинговой стратегии следует также отметить основной её элемент комплекс маркетинга или концепция 4р (продукт, продвижение, распространение, цена). Теория 4p на основе анализа четырех параметров деятельности компании способна выявить слабые стороны, направить маркетинговую политику фирмы в нужное русло.

Высокотехнологичный бизнес в России имеет свои специфические особенности развития. Во-первых, как и везде такой тип бизнеса требует большого количества затрат, которые окупаются дольше нежели продукты и услуги других сфер. Следовательно, это несёт за собой большее число рисков. Во-вторых, выведение высокотехнологичного продукта на рынок подразумевает под собой изначальных инвестиций на проектирование, производство и доведение до конечного потребителя. И, наконец, в-третьих, человеческие ресурсы. Уровень образования как и количество выпускников технических специальностей падает, либо имеет место быть эмиграция и аутсорсинг. Несмотря на ряд недостатков в развитии высокотехнологичного бизнеса, Россия имеет потенциал вывести этот рынок на международный уровень, применив при этом необходимые для реализации данного решения международные маркетинговые стратегии.

В Российско-Китайских отношениях присутствуют такие виды сотрудничества как:

• сотрудничество на коммерческие основе;

• производственная кооперация;

• операции с давальческим сырьем (толлинг);

• франчайзинг.

Примером сотрудничества служат совместные проекты «Газпрома» и Китайской компании «CNPC» о поставках газа в Китай (сотрудничество на коммерческой основе). Сотрудничество «Рус-гидро» и 8апх1а («Три ущелья») в сфере строительства противопаводковых ГЭС (производственная кооперация). И множество других значимых проектов.

В мае 2014 года продвинулись вперед переговоры между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Китайской корпорацией коммерческих самолетов о совместном создании широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера. Сторонами был подписан Меморандум о взаимопонимании. В июне был досрочно завершен исследовательский этап сотрудничества, и партнеры приступили к выполнению второго этапа - разработке авиапроекта. В сентябре ОАО «ОАК» и Comac окончательно доработали и передали на рассмотрение в Минпромторг и китайской стороне бизнес-концепцию данного проекта. В целом Китай рассматривает производство собственных широкофюзеляжных самолетов как значимую национальную задачу на перспективу, при том, что собственные разработки китайских КБ пока не увенчались успехом. Россия же со времен Ил-86 получала подобные технологии и тоже считает необходимым их развивать [3]. Потенциал рынка также представляется значительным - не менее тысячи машин для КНР, плюс российский рынок (около 100 машин) и рынок ряда стран региона Тихоокеанской Азии (с учетом ожидаемого роста спроса - еще порядка 1000 машин) [6]. В результате реализации проекта востребованными окажутся мощности российских заводов, выпускающих комплектующие, авионику и так далее. Новый широкофюзеляжный самолет нового поколения составит конкуренцию лидерам рынка компаниям Airbus и Boeing. При успешной реализации проекта. «Вертолеты России» и Avicopter. Переговоры российской компании «Вертолеты России», входящей в «Ростех», и китайской компанией Avicopter о совместной разработке тяжелого вертолета на базе Ми-26 идут с 2008 года. Москва готова максимально адаптировать будущую машину к требованиям КНР и, к тому же, обеспечить трансфер технологий. Предполагается, что производство будет локализовано в КНР. В совокупности, это должно существенно увеличить шансы проекта на реализацию. Заметим, что этот новый очередной «рывок» в Китай следует, вероятно, рассматривать в контексте общей стратегии развития вертолетостроительного комплекса РФ [2].

На сегодняшний день Россия и Китай реализуют совместные проекты по 40 направлениям, общий объем инвестиций в них превышает 20 млрд долл. Взаимный интерес представляют сотрудничество по глобальным навигационным спутниковым системам (ГЛОНАСС) и «Бэйдоу», космические проекты, реализуемые на основе совместного производства. А Международная группа «100 иннова-торов» на форуме представит проекты молодежи. Спектр их интересов чрезвычайно широк: здесь будут и высококачественные технические решения для мобильной индустрии, и платформы для управления бизнес-процессами, и технологии для борьбы с контрафактной продукцией, образовательные и медийные проекты, которые реализуют молодые люди двух стран [5].

Участие в мировой инновационной системе высокотехнологичного бизнеса - это необходимое условие инновационного развития экономики любой страны, поскольку последнее невозможно без открытого взаимодействия и обмена опытом между странами. Для России это условие не является исключением. В условиях глобализации повышение конкурентоспособности инновационной системы РФ напрямую зависит от степени ее интеграции в мировые системы связей [4].

Библиографические ссылки

1. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 14-е изд. СПб. : Питер, 2015. 800 с.

2. Никитин А. Подъёмная сила Родины // КоммерсантЪ (дата обращения: 06.10.2014).

3. Дмитриева М. А., Сумина Е. В., Тюменцева А. И. Россия на международном рынке авиационной промышленности // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2, № 11. С.738-740.

4. Сумина Е. В., Зябликов Д. В. Innovative Regional Development: Needs of Diversified Economic Growth of Siberia under the Conditions of Reindustrialization // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16, № 2. С.515-523.

5. URL: http://sk.ru/news/ (дата обращения: 11.04.2016).

6. URL: http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1196678 (дата обращения: 12.04.2016).

7. Al Ries and Jack Trout, Positioning: The Battle for Your Mind, 20th Anniversary Edition. New York: McGraw-Hill, 2000.

© Дмитриева М. А., Шашин А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.