Научная статья на тему 'Международные стандарты по фитосанитарным мерам: требования по установлению свободных зон'

Международные стандарты по фитосанитарным мерам: требования по установлению свободных зон Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты по фитосанитарным мерам: требования по установлению свободных зон»

Международные стандарты по фитосанитарным мерам

Требования по установлению свободных зон

ВВЕДЕНИЕ

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Этот стандарт (МСФМ № 4) описывает требования по установлению и использованию свободных зон (СЗ) как в качестве варианта управления риском в области фитосанитарной сертификации растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, экспортируемых из СЗ, так и в качестве элемента научного обоснования фитосанитарных мер, принимаемых импортирующей страной для защиты свободной зоны, подверженной опасности. Признан 28-й сессией Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в ноябре 1995 г

ССЫЛКИ

Глоссарий фитосанитарных терминов, 19971. МСФМ № 5, ФАО, Рим.

Международная конвенция по карантину и защите растений, 19922. ФАО, Рим.

Принципы карантина растений в связи с международной торговлей, 1995. МСФМ № 1, ФАО, Рим.

Руководство по анализу фитосанитарного риска, 1996. МСФМ № 2, ФАО, Рим.

Руководство по надзору, 1997. МСФМ № 6, ФАО, Рим.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, 1994. Всемирная торговая организация, Женева.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Вредный организм Любой вид, разновидность или биотип растений, животных или патогенных агентов,

вредный для растений или растительных продуктов Зона Официально определенная страна, часть страны или несколько стран, или их часть

Контрольное обследование Обследование, проводимое с целью установления границ зоны, зараженной вредным

организмом или свободной от него МККЗР Международная конвенция по карантину и защите растений, основанная ФАО в

1951 г. в Риме и впоследствии дополненная Национальная организация Официальная служба, учрежденная государством для выполнения функций, обозна-

по карантину и защите ченных в МККЗР

растений (НОКЗР)

Обследование Официальное мероприятие, проводимое в определенный ограниченный период

времени с целью определения характеристик популяции вредного организма или определения видового состава организмов, присутствующих в данной зоне Обследование территории Обследование, проводимое в данной зоне с целью выявления присутствия в ней

на выявление вредного вредных организмов

организма

Официальный Устанавливаемый, уполномочиваемый или выполняемый Национальной организацией

по карантину и защите растений Популяционный мониторинг Продолжительные обследования для проверки характеристик популяции вредного

организма

Свободная зона (СЗ) Зона, отсутствие в которой данного вредного организма научно доказано и где, при

необходимости, оно официально поддерживается Фитосанитарная мера Законодательство, регламентация или официальная процедура, направленная на

(принятая интерпретация) предотвращение интродукции и/или распространения карантинных вредных

1В оригинале МСФМ № 4 1996 г. приведена ссылка на Глоссарий фитосанитарных терминов ФАО 1997 г В существующей на момент перевода версии Глоссария 2003 г. ряд терминов, включенных ранее, отсутствует. Эти термины в данном переводе не приводятся. Определение многих других терминов в значительной степени изменилось. В данном переводе даны определения терминов из современного Глоссария (см. документ ЕОКЗР № 04/11182 - перевод № 2) (примечание ЕОКЗР).

2В оригинале МСФМ № 4 1996 г. приведена ссылка на МККЗР 1992 г. Она заменена ссылкой на новый пересмотренный текст МККЗР 1997 г. (см. документ ЕОКЗР № 04/11021- перевод № 1) (примечание ЕОКЗР).

организмов, или на ограничение экономического ущерба от регулируемых некарантинных вредных организмов

Принятая интерпретация термина «фитосанитарная мера» принимает во внимание существующую связь между фитосанитарными мерами и регулируемыми некарантинными вредными организмами. Эта связь недостаточно отражена в определении, данном в статье IIМККЗР (1997)

Фитосанитарная Официальное правило по предотвращению интродукции и/или распространения

регламентация карантинных вредных организмов или ограничению экономического ущерба от

регулируемых некарантинных вредных организмов, в частности - установление процедур по фитосанитарной сертификации

РЕЗЮМЕ ТРЕБОВАНИЙ

«Свободная зона» - это «зона, отсутствие в которой данного вредного организма научно доказано и где при необходимости оно официально поддерживается».

Установление и использование НОКЗР свободной зоны дает возможность осуществлять экспорт растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов из одной страны (страны-экспортера), в которой имеется СЗ, в другую (страну-импортер) без применения дополнительных фитосанитарных мер при соблюдении определенных требований. Статус свободной зоны может таким образом быть использован в качестве основы для фитосанитарной сертификации растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов в отношении определенного(ых) вредного(ых) организма(ов). Кроме того, статус свободной зоны при оценке фитосанитарного риска может являться подтверждением на научной основе факта отсутствия определенного вредного организма в конкретной зоне. В этом случае СЗ является элементом обоснования фитосанитарных мер, принимаемых страной-импортером для защиты зоны, подверженной опасности.

Несмотря на то, что термин «свободная зона» включает в себя весь набор типов СЗ (от целой страны, свободной от вредного(ых) организма(ов), до маленькой зоны, свободной от вредного(ых) организма(ов), но расположенной внутри страны, где он (они) широко распространены)), было принято решение о целесообразности разделения СЗ на три типа, к которым предъявляются различные требования:

- целая страна;

- незараженная часть страны, в которой имеется ограниченная зараженная зона;

- ограниченная незараженная часть страны,расположенная внутри повсеместно зараженной зоны.

В любом из этих случаев СЗ может при необходимости распространяться на всю территорию или часть нескольких стран.

Установление и дальнейшее поддержание СЗ включает три основных компонента или этапа:

- системы, позволяющие установить, что зона свободна;

- фитосанитарные меры для ее поддержания свободной;

- проверки, позволяющие подтвердить, что она поддерживается свободной.

Природа этих компонентов зависит от биологии вредного организма, типа и характеристик СЗ и уровня фитосанитарной безопасности, требуемого в соответствии с проведенным анализом фитосанитарного риска. Для получения этих компонентов могут использоваться следующие методы:

- сбор данных;

- обследования (контрольные, на выявление вредного организма, популяционный мониторинг);

- нормативные меры;

- аудит (пересмотр и оценка);

- документирование (отчеты, план работы).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СВОБОДНЫМ ЗОНАМ (СЗ)

1.1. Определение границ СЗ

Периметр СЗ должен соответствовать биологии вредного организма. Она же определяет шкалу, в соответствии с которой возможно определение СЗ и типа ее границ. В принципе, периметр СЗ должен основываться на зоне реального отсутствия вредного организма. На практике СЗ чаще всего ограничивается реально существующими границами, которые приемлемо совпадают с биологическими границами присутствия вредного организма. Эти границы могут быть административными (например, границами страны, провинции или округа), географическими (например, реками, морями, горами, дорогами) или границами частных владений, признаваемыми заинтересованными сторонами. В практических целях может быть также принято решение установить СЗ внутри зоны, рассматриваемой в качестве свободной от вредного организма, избегая тем самым необходимость рассчитывать точные границы СЗ.

1.2. Установление и поддержание СЗ

При установлении и поддержании СЗ существуют три основных компонента:

- системы, позволяющие установить, что зона свободна;

- фитосанитарные меры, позволяющие поддерживать ее свободной;

- проверки, позволяющие подтвердить, что она поддерживается свободной.

Природа этих компонентов варьирует в зависимости от:

- биологии вредного организма, включающей в себя:

потенциал выживаемости; скорость размножения; способы распространения; доступность растений-хозяев и т.п.

- характеристик самой СЗ, включающих в себя:

ее размеры;

степень ее изолированности; экологические условия; однородность и т.п.

- уровня фитосанитарной безопасности, требуемого в соответствии с уровнем риска, определенного в процессе анализа фитосанитарного риска. Международные стандарты по фитосанитарным мерам - «Руководство по надзору» и «Руководство по анализу фитосанитарного риска» - предоставляют более подробную информацию в отношении требований к общему надзору и направленным обследованиям.

1.2.1. Системы, позволяющие установить, что зона свободна

Признаны всего два типа систем сбора данных, которые могут быть использованы вместе или в различных комбинациях:

- общий надзор;

- направленные обследования.

Общий надзор

Он включает в себя использование всех источников информации: НОКЗР, другие национальные и местные правительственные ведомства, исследовательские институты, университеты, научные общества (в том числе специалисты-любители), производители, консультанты, музеи и общественность. Информация может быть получена из:

- научных и коммерческих журналов;

- неопубликованных исторических сведений;

- современных наблюдений.

Направленные обследования

Это могут быть обследования территории на выявление вредных организмов или контрольные обследования. Это официальные обследования, они должны следовать плану, одобренному соответствующей НОКЗР.

1.2.2. Фитосанитарные меры для поддержания зоны свободной

Специфичные меры могут приниматься для предупреждения интродукции и распространения вредного организма. Они включают в себя:

- регламентные меры:

- введение вредного организма в перечень карантинных вредных организмов;

- определение требований к импорту в страну или зону;

- ограничение перемещений некоторых товаров внутри определенных зон в одной или нескольких странах, включая буферные зоны;

- регулярный мониторинг;

- рекомендации производителям.

Применение фитосанитарных мер для поддержания статуса свободы от вредных организмов во всей СЗ или в какой-либо ее части обосновано только там, где экологические условия благоприятны для акклиматизации вредного организма.

1.2.3. Контроль за поддержанием СЗ

С момента установления СЗ и введения фитосанитарных мер по ее поддержанию необходимо регулярно проверять отсутствие вредного организма для поддержания статуса СЗ и для целей внутреннего управления. Интенсивность контроля зависит от требуемого уровня фитосанитарной безопасности. Система контроля может включать в себя:

- периодический досмотр экспортируемых грузов;

- обязательное оповещение НОКЗР о любом появлении вредного организма со стороны научных и технических работников, а также инспекторов;

- популяционный мониторинг

1.3. Документирование и пересмотр Установление и поддержание СЗ должны адекватно

документироваться и периодически пересматриваться.

Независимо от типа СЗ документация должна включать в себя информацию о:

- данных, позволивших установить свободную зону;

- различных административных мерах, принятых для поддержания СЗ;

- границах СЗ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- применяемых фитосанитарных регламентациях;

- технических данных надзора или примененных систем обследования и мониторинга.

В интересах НОКЗР может быть полезным отослать документацию о СЗ в центральное информационное бюро (ФАО или Региональную организацию по карантину и защите растений) со всеми необходимыми подробностями с тем, чтобы данная информация могла быть передана всем заинтересованным НОКЗР по их запросу.

В том случае, если установление и поддержание СЗ сопряжено со сложным комплексом мер для обеспечения высокого уровня фитосанитарной безопасности, необходимо по возможности предусмотреть план действий, разработанный на основе двустороннего соглашения. В такого рода плане должны быть перечислены специфические особенности действий, требуемые при управлении СЗ, в том числе роль и ответственность производителей и коммерсантов в стране, где расположена СЗ. Данная деятельность должна регулярно пересматриваться и оцениваться, а результаты могут стать частью плана.

2. СПЕЦИФИЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЗ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Термин «свободная зона» распространяется на весь спектр типов СЗ. Для удобства, когда идет речь о требованиях к СЗ, их разделяют на три формальные категории:

- целая страна;

- незараженная часть страны, в которой имеется ограниченная зараженная зона;

- ограниченная незараженная часть страны, расположенная внутри повсеместно зараженной зоны.

В каждом из этих случаев СЗ может при необходимости распространяться на всю территорию или часть нескольких стран. Ниже приведены специфичные требования к каждому из этих трех типов СЗ.

2.1. Целая страна

В данном случае отсутствие конкретного вредного организма касается политической единицы, находящейся под ответственностью соответствующей НОКЗР. Требования могут включать в себя:

2.1.1. Системы, позволяющие установить, что зона свободна

Принимаются как данные общего надзора, так и данные направленных обследований. Они различаются между собой типом и уровнем фитосанитарной безопасности, которую они обеспечивают.

2.1.2. Фитосанитарные меры для поддержания зоны свободной

Они могут включать в себя меры, перечисленные в разделе 1.2.2.

2.1.3. Контроль за поддержанием СЗ

Он может включать в себя проверки, перечисленные в разделе 1.2.3.

2.1.4. Документирование и пересмотр

Они могут включать в себя положения, перечисленные в разделе 1.3.

2.2. Незараженная часть страны, в которой имеется ограниченная зараженная зона

В данном случае распространение вредного организма ограничивается только частью страны, определенной НОКЗР. Применяются официальные меры для локализации популяций вредного организма. СЗ может занимать как часть, так и всю территорию, на которой отсутствует вредный организм.

Требования могут включать в себя:

2.2.1. Системы, позволяющие установить, что зона свободна

Как правило, статус СЗ основывается на направленных обследованиях. Официальное контрольное обследование может быть использовано для определения масштабов заражения, при этом официальное обследование территории на выявление вредного организма может быть использовано для незараженной зоны, чтобы проверить его отсутствие.

При необходимости общий надзор (см. раздел 2.1.1.) может быть применен также для незараженной части страны, в которой имеется ограниченная зараженная зона.

2.2.2. Фитосанитарные меры для поддержания зоны свободной

Они могут включать в себя меры, перечисленные в разделе 1.2.2. Для данного типа СЗ могут быть потребованы фитосанитарные регламентации в отношении перевозки товаров из зараженной в незараженную зону с

целью предотвращения распространения вредного организма, как это указано в разделе 1.2.2.

2.2.3. Контроль за поддержанием СЗ

Он может включать в себя проверки, перечисленные в разделе 1.2.3. Популяционный мониторинг имеет большее значение для данного типа СЗ, чем для территории целой страны.

2.2.4. Документирование и пересмотр

Документирование может включать в себя необходимые указания по официальным проверкам, такие как результаты обследований, фитосанитарные регламентации и сведения о НОКЗР, как это указано в разделе 1.3.

2.3. Ограниченная незараженная часть страны, расположенная внутри повсеместно зараженной зоны

Данный тип СЗ представляет собой расположенную внутри повсеместно зараженной территории зону, отсутствие в которой определенного вредного организма было официально обеспечено или доказано. Она поддерживается свободной от вредного организма, что позволяет стране-экспортеру использовать данный статус в качестве основания для фитосанитарной сертификации растений и/или растительных продуктов.

В некоторых случаях СЗ может быть установлена внутри зоны, зараженность которой не была доказана направленными обследованиями.

Уровень изолирования СЗ должен соответствовать биологии вредного организма.

Требования должны включать в себя:

2.3.1. Системы, позволяющие установить, что зона свободна

Для данного типа СЗ требуются контрольные обследования и обследования территории на выявление вредного организма.

2.3.2. Фитосанитарные меры для поддержания зоны свободной

Они могут включать в себя меры, перечисленные в разделе 1.2.2. Для данного типа СЗ могут также требоваться фитосанитарные регламентации в отношении перемещения материала растений-хозяев из зараженной в незараженную зону с целью предотвратить распространение вредного организма, как это указано в разделе 1.2.2.

2.3.3. Контроль за поддержанием СЗ

Он может включать в себя проверки, перечисленные в разделе 1.2.3. Непрерывный популяционный мониторинг может, по-видимому, быть требованием для данного типа СЗ.

2.3.4. Документирование и пересмотр

Документирование может включать в себя необходимые указания по официальным проверкам, такие как результаты обследований, фитосанитарные регламентации и сведения о НОКЗР, как это указано в разделе 1.3. Поскольку при данном типе СЗ часто заключаются соглашения между торговыми партнерами, НОКЗР импортирующей страны должна иметь возможность проверки и контроля за функционированием СЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.