Научная статья на тему 'Международные стандарты IPMA и PMI: в чем разница?'

Международные стандарты IPMA и PMI: в чем разница? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3950
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / IPMA / PMI / СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Е.В.

Данная статья поднимает проблему, связанную с необходимостью построения корпоративной системы управления проектами для дальнейшего развития организации, выявляет основные различия международных стандартов по управлению проектами IPMA и PMI. В статье отражены особенности каждого из стандартов, а также приведены примеры компаний, использующих тот или иной стандарт для построения КСУП. Также выявлены некоторые закономерности между отраслью компании и стандартом, на основе которого внедрена КСУП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты IPMA и PMI: в чем разница?»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ IPMA И PMI:

В ЧЕМ РАЗНИЦА?

© Ермоленко Е.В.*

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

г. Томск

Данная статья поднимает проблему, связанную с необходимостью построения корпоративной системы управления проектами для дальнейшего развития организации, выявляет основные различия международных стандартов по управлению проектами IPMA и PMI. В статье отражены особенности каждого из стандартов, а также приведены примеры компаний, используюшцх тот или иной стандарт для построения КСУП. Также выявлены некоторые закономерности между отраслью компании и стандартом, на основе которого внедрена КСУП.

Ключевые слова: управление проектами, международные стандарты, IPMA, PMI, сертификация специалистов, корпоративная система управления проектами.

В настоящее время все большую популярность приобретает проектноориентированная организация работы компании [3]. Это связано с тем, что управленцы начинают понимать все преимущества данной методологии. Руководство осознает, что необходимо проанализировать процесс управления компанией с точки зрения системного подхода, т.к. это позволяет увидеть все компоненты системы, их взаимосвязь, выявить слабые места и недочеты. Однако просто осознавать недостаточно, нужно правильно построить систему, чтобы она приносила свои плоды. В связи с этим встал вопрос, как и с помощью чего построить корпоративную систему управления проектами (КСУП), чтобы сделать ее максимально эффективной. Нередко бывает, что даже если в компании внедрена так называемая система управления проектами, процент успешно выполненных проектов настолько низок, что встает вопрос о правильности построения подобной системы [4]. В таком случае возникает естественная потребность увеличить это процент, что в свою очередь заставляет руководство пересмотреть подход к системе управления проектами.

На данный момент разработано уже несколько международных стандартов, на основе которых возможно построить эффективную систему управления. К ним относятся Стандарт IPMA, PMI, PRINCE2 и другие. Наиболее распространенными в России являются Стандарты IPMA и PMA. На данный момент в России насчитывается более 800 человек, сертифицированных на уровень PMP (стандарт PMI), и более 2500 человек, прошедших сертификацию по стандарту IPMA. Если говорить о стандарте PRINCE2, то в России специалисты по этому стандарту не представлены. Этот стандарт был разработан в Великобритании, поэтому чтобы пройти сертификацию по данному стандарту,

Магистрант кафедры Инженерного предпринимательства.

Менеджмент

17

необходимо выезжать заграницу [5]. В России представителем IPMA является Национальная Ассоциация управления проектами СОВНЕТ, представителем PMI - Московское отделение Института управления проектами.

Являясь американским стандартом, PMI признается больше там, где деятельность компании ориентирована на американского заказчика. В отличие от IPMA, где выделяют 4 уровня сертификации (A, B, C, D), в стандарте PMA кандидаты сертифицируются на звание PMP (Project management professional). Далее они могут получить следующую степень, повысив свое звание до менеджера CAPM® (Certified Associate in Project Management). Помимо этих двух уровней при сертификации по стандарту PMA можно получить дополнительные уровни PgMP® (Program Management Professional), PMI-SP® (PMI Scheduling Professional) и PMI-RPM® (PMI Risk Management Professional).

Следующее различие этих двух стандартов заключается в предварительной квалификации, необходимой для сдачи экзамена. Если сертификация происходит по стандарту IPMA, то кандидату необходимо предоставить список проектов, в которых он принимал участие, а также подробно описать один уже завершенный проект, где он выступал в роли руководителя. При сертификации по стандарту PMI упор делается на количество часов практического опыта за последние 6 лет работы с проектами.

Отличия четко видны также при сдаче самого сертификационного экзамена. Каждый стандарт имеет свою форму сдачи. Сертификация по стандарту IPMA проходит в несколько этапов (за исключением сертификации на уровень D). Кандидаты (вне зависимости от уровня сертификации) сдают письменный экзамен на знание теории управления проектами. Следующим этапом для кандидатов выше уровня D является личное собеседование с асессорами. Язык экзамена - русский.

По словам А.В. Полковникова, президента национальной Ассоциации УП СОВНЕТ, генерального директора ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», обладателя сертификатов IPMA и PMI, «экзамен по стандарту PMI напоминает бег на среднюю дистанцию» [2]: в одно и то же время асессоры по всему миру разрешают кандидатам открыть конверты с вопросами (их 200 штук). Экзамен длится 3 часа, на каждый вопрос у кандидата около 1 минуты. Дополнительную сложность может вызвать недостаточное знание языка, т.к. экзамен проходит на английском языке.

Если сравнивать два стандарта в целом, то можно сделать вывод о том, что при их составлении использовались различные подходы. Для PMI характерен процессный подход. Он подразумевает тот факт, что человек в такого рода системе лишь механическая деталь, легко поддающаяся замене. Главную роль играет сам процесс управления [6]. Стандарт IPMA базируется на компетентностном подходе - главную роль играет человек, обладающий определенными компетентностями, подробно расписанными в самом стандарте. Это различие легко можно проследить, проанализировав саму структуру прописанного стандарта. PMBOK (для стандарта PMI) содержит

18 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

10 глав, описывающих процесс управления той или иной областью проекта. Каждая область содержит в себе все процессы, которые должен выполнять менеджер проекта. ICB (для стандарта IPMA) раскрывает 46 элементов компетентности, т.е. содержит опыт и навыки, необходимые для управления проектом [7]. Помимо этого можно заметить, что американский стандарт больше направлен на налаживание функциональной системы для достижения целей проекта, в то время как европейский стандарт концентрируется на формирование единой системы понятий и правил и на знание этих самых правил менеджерами проектов.

В России Национальная Ассоциация управления проектами СОВНЕТ адаптировала ICB с учетом национальных особенностей и создала так называемую настольную книгу менеджера проекта под названием «Национальные требования к компетенции специалистов» (НТК). НТК содержит в себе 4 главы, в которых описаны 55 элементов компетентности, необходимые для эффективного управления проектами. Согласно НТК все элементы компетентности делятся на 4 типа: контекстуальные, технические, поведенческие и общие [1].

В зависимости от того, какие цели хочет достичь проектно-ориентированная организация, она может выбрать, каким стандартом воспользоваться для построения эффективно функционирующей системы управления проектами. Считается, что для внедрения КСУП необходимо внедрить три основных компонента этой системы: 1) стандарт компании по управлению проектами, 2) информационная система для управления проектами (ИСУП), 3) подразделение, которое отвечает за развитие Стандарта по управлению проектами и ИСУП (Проектный офис или обученные сотрудники) [4]. В России практику внедрения КСУП ведут практически все передовые предприятия всех отраслей: Лукойл, РАО ЕЭС, М-видео, Седьмой континент, Евросеть, Альфа-Банк, Внешторгбанк, Microsoft и многие другие [8]. Если говорить о региональных предприятиях, то можно отметить компанию «Стройпарк» (г. Томск), которая внедрила КСУП на базе стандарта IPMA. Для компаний в сфере IT характерно применение стандарта PMI. В доказательство к этому в качестве примера можно привести успешно развивающуюся учебноконсалтинговую компанию «Академия АйТи», которая сотрудничает с ком-паниями-лидерами в сфере IT и проводит специальные курсы по управлению проектами по стандарту PMI (в то числе и подготовку к сертификации на уровень PMP) [9]. Помимо указанного можно привести пример компании «IT Expert», которая была зарегистрирована Институтом Управления проектами (Project Management Institute, PMI®) в качестве провайдера семинаров, тренингов и обучающих программ по управлению проектами и получила статус PMI® Basic Registered Educational Provider [5].

На самом деле достаточно сложно определить, использование какого стандарта будет более эффективным для той или иной компании. В связи с этим некоторые компании выстраивают свой собственный стандарт управ-

Менеджмент

19

ления проектами, соединяя в себе черты каждого из международных стандартов. Но не остается сомнений в том, что на данный момент построение КСУП может стать одним из основных способов увеличения прибыли и сокращения издержек и может стать необходимым шагом для перспективного развития компании. Однако, несмотря на все положительные эффекты внедрения подобной системы, это процесс является достаточно затратным. В связи с этим рекомендуется перед началом внедрения провести аудит компании, для того чтобы оценить текущее состояние компании, определить, целесообразно ли внедрять подобную систему, предварительно оценить риски и проанализировать последствия. При правильном использовании такая система может значительно увеличить все необходимые показатели компании.

Список литературы:

1. Авторский коллектив СОВНЕТ. Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов по управлению проектами. ЗАО «Проектная ПРАКТИКА». - 2010. - Версия 3.0. -256 с.

2. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс MBA. - Издательство: Олимп-Бизнес, 2013. - 538 с.

3. Стерлигова А.Н. Процессный подход к управлению как инструмент интеграции деятельности организации // Российское предпринимательство. -2008. - № 2, Вып. 2 (106). - С. 91-95.

4. http://project-management.zis.by/kontrol-proekta/zachem-kompanii-soz-davat-korporativnuju-sistemu-upravlenija.html.

5. http://www.pmexpert.ru/press-center/publication/detail.php?ID=5844.

6. http://professionali.ru/Soobschestva/upravlenie_proektami/kakoj_standart_ pmi_ili_ipma_menshe_riskuet_s_11172364/.

7. http://www.pmpractice.ru/.

8. http://zaykovskiy.tomnet.ru/UserFile/File/works/10.pdf.

9. http ://www. academy.it.ru/courses/%D0%A3 %D0%9F 142.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: КРЕАТИВНЫЙ КЛИМАТ И КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС

© Махалин В.Н.*

Государственный университет управления, г. Москва

Рассмотрены принципы формирования креативного климата как необходимого условия появления креативного класса, изложены его от-

* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.