Научная статья на тему 'Компаративный анализ стандартов в области управления проектами с точки зрения управления качеством'

Компаративный анализ стандартов в области управления проектами с точки зрения управления качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2919
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТА / СТАНДАРТ / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцева Е. П.

В статье рассматривается одна из основных подсистем менеджмента проекта управление качеством. Исследуются различные стандарты в области управления проектами, и проводится их сравнительный анализ с точки зрения процессов управления качеством проекта. Приводится сводная сравнительная таблица стандартов в области управления проектами. Выделяются основные преимущества и недостатки анализируемых стандартов и делаются выводы об их применимости в практической деятельности по управлению проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ стандартов в области управления проектами с точки зрения управления качеством»

УДК 347.773:346.544.42 Е.П. КУДРЯВЦЕВА, преподаватель кафедры

стратегического менеджмента

Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики -Пермь, г. Пермь, ул.Студенческая, 38 Электронный адрес: [email protected]

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

В настоящее время одним из самых прогрессивных подходов к ведению бизнеса является управление проектами. Управление проектами - это область менеджмента, охватывающая те сферы производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требований к срокам, бюджету и качеству ожидаемого результата [7 с.20]. С усилением конкуренции регулирование процесса управления проектами и « приведение его в надлежащее соответствие с первого раза» [5 с.31] приобретают новое значение. В связи с этим актуализируется управление такой подсистемой проекта, как управление качеством.

Вопросы менеджмента качества являются принципиально важными с точки зрения достижения целей проекта и его успеха. «Качество» — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [6 с.19]. Таким объектом может быть как проект в целом, так и продукция проекта, ресурсы проекта и другие его составляющие элементы. Для обеспечения качества проекта в целом нужны не только современная материально-техническая база, заинтересованный и квалифицированный персонал, но и четко выстроенная система управления, создание которой, как правило, базируется на принципах стандартов в области управления проектами.

Сегодня управление проектами как самостоятельная область профессиональной деятельности имеет международные и национальные стандарты менеджмента проектов. Следует отметить, что не существует всеохватывающих систем международных стандартов, что обусловлено принципиальной невозможностью комплексной стандартизации деятельности в социальных системах (согласно системному подходу к определению проектов), а также нецелесообразностью разработки стандартов по большому кругу вопросов современного менеджмента проектов [7 с.21]. Тем не менее большинство международных и национальных стандартов в области управления проектами охватывают все основные области менеджмента проекта, включая подсистему управления качеством. Следует отметить, что каждый стандарт описывает данную подсистему с различных точек зрения.

В статье рассматривается одна из основных подсистем менеджмента проекта - управление качеством. Исследуются различные стандарты в области управления проектами, и проводится их сравнительный анализ с точки зрения процессов управления качеством проекта. Приводится сводная сравнительная таблица стандартов в области управления проектами. Выделяются основные преимущества и недостатки анализируемых стандартов и делаются выводы об их применимости в практической деятельности по управлению проектами.

Ключевые слова: управление качеством, менеджмент проекта, стандарт, процессы управления качеством проекта.

66

© Кудрявцева Е.П., 2010

В статье будут рассмотрены наиболее распространенные стандарты в области управления проектами, в которых представлена подсистема управления качеством проекта: РМВОК 2004, PRINCE2 2006, ISO 10006:2003 Quality management - Guidelines to quality in project management и Национальные Требования к Компетентности специалистов по Управлению Проектами (НТК) 2001, а также проведен их компаративный анализ с точки зрения пользователя указанных стандартов. Представленные стандарты варьируются по широте охвата потребителей и типу организации, разработавшей данный стандарт, и, следовательно, преследуют различные цели.

Наиболее прямое отношение к управлению качеством проектов среди представленных выше стандартов имеет международный стандарт ISO 10006:2003 Quality management - Guidelines to quality in project management [4]. В 2005 году Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии данный стандарт был утвержден как национальный стандарт Российской Федерации: ГОСТ Р ИСО 100062005 «Руководство по менеджменту качества при проектировании».

Стандарт ISO 10006:2003 носит описательный характер и не является базой для сертификации системы менеджмента качества проектов организации. Основная цель стандарта заключается в установление руководящих принципов по элементам системы качества, концепциям и практическим процедурам, реализация которых важна для качества и которые оказывают воздействие на его достижение при управлении проектами. Данный стандарт ориентирован на крупные и малые, долгосрочные и краткосрочные проекты, а также на любые проекты, вне зависимости от предметной области разрабатываемого продукта проекта. Положения стандарта ISO 10006:2003 требуют последующей адаптации к конкретным условиям разработки и реализации определенного проекта.

Удовлетворение требований заказчика (потребителя продукции проекта) является ключевым требованием анализируемого стандарта к системе управления проектами организации. Выполнение данного требования стандарта ISO 10006:2003 предполагается на основе применения современных технологий управления проектами, наличия квалифицированного персонала команды проекта, а также благоприятной производственной среды.

Следует сказать о сильной взаимосвязи стандарта ISO 10006:2003 с другими стандартами этой серии, в частности со стандартами ISO 9001:2008 и ISO 9004:2009. С одной стороны, требования стандартов одной серии унифицированы, но, с другой стороны, для более глубокого понимания ISO 10006:2003 пользователю приходится обращаться к редакциям других стандартов. Анализируемый стандарт рекомендует применять к менеджменту качества проекта общие принципы качества, более того, ISO 10006:2003 указывает, каким требованиям и принципам должен удовлетворять качественный проект, но при этом не дает конкретных рекомендаций по достижению этого уровня качества. Стандарт ISO 10006:2003 посвящен вопросам улучшения менеджмента качества процессов управления проектами и содержит требования к каждому процессу, выдвигаемые системой менеджмента качества организации.

Иной подход представлен в стандарте PMBOK 2004 (подтвержден в качестве стандарта ANSI/PMI 99-001-2004), который является руководством по управлению проектами и описывает каждый процесс управления, включая описание входов, выходов, методов, инструментов и результатов процесса.

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (PMBOK) разработано в 1987 г. после серии семинаров, организованных Институтом проектного управления

(Project Management Institute - PMI) с целью определения общих практик в управлении проектами в различных отраслях. PMBOK является национальным стандартом США, тем не менее сегодня данный стандарт получил широкое распространение среди специалистов многих стран.

PMBOK - это руководство к своду знаний по управлению проектами, имеющее рекомендательный характер и акцентирующее ту часть данного свода знаний, которая является «хорошей практикой» на основе мирового опыта в управлении проектами [3]. «Хорошая практика» означает, что в целом существует согласие относительно того, что при правильном применении этих навыков, инструментов и методов можно повысить вероятность успеха широкого диапазона различных проектов. В связи с этим в данном стандарте уделено значительное внимание процессу управления качеством проекта.

Согласно стандарту PMBOK процессы управления качеством определяют политику, цели и распределение ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял требованиям и целям, для которых он был создан. Управление качеством проекта включает в себя три основных процесса: процесс планирования качества, процесс обеспечения качества, процесс контроля качества [3]. Планирование качества предполагает определение стандартов, относящихся к проекту, а также способы удовлетворения требований данных стандартов. Процесс обеспечения качества проекта включает в себя систематические операции по качеству, которые обеспечивают выполнение предусмотренных процессов. При контроле качества проекта проводится проверка соответствия результатов выполнения проекта выбранным стандартам, а также устраняются причины, вызвавшие неудовлетворительное исполнение. Следует отметить, что процесс управления качеством проекта относится не только к самому проекту, но и к продукту проекта.

В стандарте PMBOK дана общая схема управления качеством проекта, следуя которой можно с успехом реализовать проект. В целом PMBOK помогает специалистам в области управления проектами, обеспечивая их знаниями как уникальными для управления проектами, так и смежными с другими дисциплинами управления. Однако, несмотря на все достоинства стандарта PMBOK, в нем не предусмотрены требования для частных случаев, а заложены принципы осуществления любого проекта в целом.

Следующий национальный стандарт в области управления проектами - PRINCE2. Данный стандарт был разработан Central Computer and Telecommunication Agency (CCTA) Великобритании в 1989 г. и являлся первоначально стандартом управления проектами в сфере информационных технологий, предназначался для использования в государственных проектах. На данный момент этот стандарт отражает структурированный подход к управлению проектами. PRINCE2 является обязательным к исполнению во всех государственных проектах Великобритании, тем не менее широко используется в частном секторе.

Данный стандарт основывается на восьми компонентах управления проектом, детальное рассмотрение которых позволяет уменьшить риски в проектах любого типа и тем самым повысить эффективность проекта. У каждой компоненты управления проектами, согласно PRINCE2, есть определенный набор целей, активностей, а также входных и выходных артефактов. Также в стандарте определены критерии, по которым можно судить о качестве артефактов, более того, они позволяют проводить контроль и выявлять отклонения от запланированного уровня качества в течение жизненного цикла проекта. Стандарт устанавливает три наиболее важные компоненты управления проектами: планирование, управление изменениями и управление качеством. Для каждой

компоненты описаны пошаговые инструкции. Относительно компоненты управления качеством она имеет схожие черты с описанием одноименной подсистемы в стандарте PMBOK.

Основными особенностями стандарта PRINCE2 являются: планирование, основанное на продуктовом подходе, деление проекта на управляемые и контролируемые стадии, гибкость применительно к масштабам проекта, определенная организационная структура для команды управления проектом.

В российской практике управления проектами применяются Национальные Требования к Компетентности специалистов по Управлению Проектами (НТК), которые были разработаны группой сертифицированных специалистов Российской Ассоциацией Управления Проектами («СОВНЕТ») в соответствии с Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association - ICB, IPMA).

В основу НТК легла системная модель управления проектом, играющая роль сис-темообазующего ядра, определяющего структуру стандарта. Данная модель включает в качестве основного элемента свернутое дерево избыточного множества задач и процедур, которые теоретически могут осуществляться при управлении проектом. Системная модель управления проектами включает три основных блока: объекты управления, субъекты управления, процессы управления. Каждый из этих блоков имеет иерархическую структуру, с которой могут быть соотнесены основные разделы и элементы НТК.

Одной из основных функций управления проектами согласно стандарту является управление качеством. НТК дает четкое определение понятия «управление качеством в проекте», выделяет 4 аспекта качества проекта (проектные, организационные и управленческие решения; используемые материальные ресурсы; качество выполняемых работ; качество полученных результатов проекта), а также разбивает процесс управления качеством на 3 блока (планирование, обеспечение и контроль качества) и перечисляет этапы каждого из них. Не смотря на это, управление качеством проекта в стандарте рассмотрено в сокращенном виде.

Далее приведем компаративный анализ описанных выше стандартов управления проектами на основе выработанных критериев (таблица 1).

Представленная сравнительная таблица стандартов в области управления проектами позволяет сделать вывод о том, что каждый из анализируемых стандартов рассматривает управление проектами и их качеством с различных точек зрения, что обусловливает наличие как преимуществ, так и недостатков у каждого стандарта. В связи с этим невозможно однозначно определить, какой из представленных стандартов лучше, а какой хуже. Выбор стандарта пользователями зависит от огромного количества факторов. Например, наиболее предпочтительным в случае разработки совершенно нового проекта будет стандарт PMBOK, который дает исчерпывающий свод знаний по всем основным областям менеджмента проекта, в то время как для уже разработанного и действующего проекта, т. е. для проекта, имеющего определенный опыт, следует обратиться к стандарту ISO 10006:2003 для повышения качества результативности проекта.

Международные требования к управлению качеством проекта, отраженные в стандарте ISO 10006:2003, фактически схожи с некоторыми положениями PMBOK, хотя стандарт ISO гораздо менее подробен. Аналогичная ситуация складывается с НТК и Prince2, требования которых в области управления качеством проекта также имеют общее с требованиями PMBOK.

Таблица 1.

Сравнительный анализ стандартов в области управления проектами

Критерии РМВОК 2004[3] Prince2 [2] 180 10006:2003 [4] НТК [1]

Тип стандарта Национальный стандарт США; используется мировым сообществом Национальный стандарт Великобритании Международный стандарт Национальный стандарт Российской Федерации

Область применения (в т.ч. с точки зрения управления качеством) Управление проектами различных видов в любых отраслях Обязателен для всех государственных проектов Великобритании; используется в частном секторе для крупных и малых проектов Ориентирован на проекты широкого спектра (малые и крупные, краткосрочные и долгосрочные и безотносительно к типу проектируемого продукта) Управление различными типами проектов

Охват стандарта 9 областей знаний: • упралвение интеграцией; • управление содержанием; • управление сроками; • упралвние стоимостью; • управление качеством; • управление человеческими ресурсами; • управление коммуникациями; • управление рисками; • управление посттавками 8 областей знаний: • business case; • организация; • контроль; • управление рисками; • управление конфигурацией; • планы; • управление качеством; • управление изменениями 1 область знаний: управление качеством проекта 11 основных областей знаний: • управление предметной областью; • управление временем; • управление стоимостью и финансированием; • управление качеством; • управление рисками; • управление человеческими ресурсами; • управление коммуникациями; • управление контрактами; • управление изменениями; • управление безопасностью; • управление конфликтами

Процессы, описываемые стандартом • группа процессов инициации; • группа процессов планирования; • группа процессов исполнения; • группа процессов мониторинга и управления; • группа завершающих процессов 8 основных процессов верхнего уровня: • управление проектом DP; • планирование PL; • старт проекта SU; • контроль CS; • управление поставками МР; • поэтапное управление SB; • закрытие проекта СР Группы процессов: • группа процессов разработки стратегии; • группа управления взаимосвязями процессов; • +8 групп, связанных с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением. процессы: • процессы, связанные с продуктом проекта; • процессы управления проектом Группы процессов: • группа процессов инициации; • группа процессов планирования; • группа процессов исполнения; • группа процессов мониторинга и управления; • группа завершающих процессов

VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Использование в качестве руководства Рекомендуется как руководство по управлению проектами Используется в обязательном порядке в качестве руководства государственными органами Не является руководством по управлению проектами Не является руководством по управлению проектами

Использование для сертификации Не может быть использован для целей сертификации Не может быть использован для целей сертификации Не может быть использован для целей сертификации Используется для целей сертификации

Управление качеством проекта Процессы управления качеством определяют политику, цели и распределение ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял установленным требованиям и целям. Управление качеством проекта включает три основных процесса: планирование обеспечение, контроль качества Для управления качеством проекта описаны пошаговые инструкции. Компонента управления качеством имеет схожие черты с описанием одноименной подсистемы в стандарте РМВОК Стандарт посвящен улучшению менеджмента качества процессов управления проектами, описывает требования к каждому процессу, выдвигаемые системой менеджмента качества организации Дает четкое определение понятия «управление качеством в проекте». Указывает 4 аспекта качества проекта: проектные, организационные и управленческие решения; материальные ресурсы; качество выполняемых работ; качество полученных результатов проекта. Разбивает процесс управления качеством на 3 блока: планирование, обеспечение и контроль качества

Наглядность с точки зрения управления качеством Множественное графическое сопровождение Визуализация основных положений по управлению качеством Нет графического сопровождения, касающегося непосредственно менеджмента качества проекта Нет графического сопровождения

Ооеобенности Раскрытие методики ведения аналитических работ, прототипирование, итеративность, применение систем искусственного интеллекта, ведение журнала проблем, позволяющего отслеживать динамику в управлении качеством проекта Особое внимание уделяет качеству конечного продукта проекта. Описания продуктов вносят ясность в оценки сроков и ресурсов и качества Предполагает разработку и внедрение системы управления информацией; анализ и архивирование лучших практик до закрытия проекта Раскрытие методики ведения аналитических работ, прототипирование, итеративность, применение систем искусственного интеллекта

Кудрявцева Е.П. Компаративный анализ стандартов в области управления проектами сточки зрения управления качеством.

Преимущества • Концепция и с!еГас1:остандарт • Ориентация на процессы • Возможность управления ЖЦП, программами и портфелями проектов через процессы • Определение вводных ресурсов, инструментов, методик и результатов, в том числе и для подсистемы управления качеством проекта • Дает четкое определение понятию качество проекта • Гарантия ответственности дирекции за обеспечение выполнения работ и их качество • Возможность применения для различных проектов, в том числе и для государственных • Обеспечивает стандартный подход к менеджменту проектов, общую терминологию, контроль в использовании ресурсов и управлении качеством • Наличие шаблонов типовых документов • Устанавливает руководящие принципы по элементам системы качества, концепциям и практическим процедурам, реализация которых важна для качества и которые оказывают воздействие на его достижение при управлении проектами • Ключевыми являются процессы измерения и анализа, а также процесс постоянного совершенствования • Дает четкое определение понятию «управление качеством проекта» • Кратко и лаконично описывает все процессы управления проектами • Объединяет основные преимущества стандарта 180 10006 и РМВОК

Недостатки • Сложность применения для небольших проектов • Потребность в адаптации к области применения, размеру и сфере деятельности проекта, времени, бюджету и ограничениям по качеству • Отсутствие регламентирования управления контрактами поставок, участниками проекта • Каждый менеджер выбирает собственные методы и подходы к реализации проекта и в том числе при управлении его качеством • Ограничивает развитие описания продукта проекта • Не позволяет определить стадии проекта • Отсутствие конкретных направлений действия • Рекомендует применять к менеджменту качества общие принципы качества и не выделяет отличительные особенности управления качеством именно проекта, следовательно, не дает четких указаний пользователю стандарта Неразвернутое описание этапов управления качеством

VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Таким образом, среди рассмотренных стандартов наиболее информативным и удобным в применении является РМВОК. В нем не только содержится определение понятия «управление качеством проекта» и раскрываются основные характеристики качества, но и пошагово, с применением иллюстраций описываются этапы по достижению требуемого уровня качества проекта. Потребитель РМВОК фактически получает готовую инструкцию к применению, которая может быть задействована в проекте любого вида и размера. Более того, РМВОК не противоречит национальным стандартам Российской Федерации, что делает возможным их совместное использование.

В заключение следует отметить, что структура и содержание процессов управления проектами компании могут соответствовать как стандартам PMBOK, ISO 10006:2003 или НТК, так и Prince2, а также любому другому стандарту по управлению проектами. Главное, чтобы структура и содержание процессов управления проектами были прописаны в методологических документах компании по управлению проектами и были известны всем сотрудникам компании, участвующим в проектах. Более того, для повышения эффективности реализации процессов управления проектами в компании должны быть четко определены критерии и методы оценки осуществления этих процессов, а также процедуры постоянного улучшения процессов управления проектами. Только в данном случае компания может рассчитывать на успех в реализации проекта.

Список литературы

1. Управление проектами. Основы профессиональных знаний. Национальные Требования к Компетентности (НТК) специалистов//Сертификационная комиссия СОВ-НЕТ. М.: КУБС, 2001.

2. Projects IN Controlled Environments (PRINCE2) the Office of Government Commerce (OGC), United Kingdom.

3. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide), 2004 Ed. Network Square, PA: Project Management Institute.

4. ISO/TR 10006:2003 Quality management - Guidelines to quality in project management.

5. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007.

6. Мазур И.И. Управление качеством. 4-е изд. М.: Омега-Л, 2007, 574с.

7. Товб А.С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.