Научная статья на тему 'Международные стандарты финансовой отчетности в российской системе учета'

Международные стандарты финансовой отчетности в российской системе учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / FINANCIAL STATEMENTS / INTERNATIONAL STANDARDS / NATIONAL SYSTEM OF ACCOUNTING / CONVERGENCE / REFORMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Муслима Каримджоновна, Арефьев Алексей Алексеевич

В статье раскрыты и обобщены результаты проводимой программы реформирования системы бухгалтерского учета в России. Выявлены факторы, обусловливающие фундаментальные различия между национальными системами бухгалтерского учета. Определены основные направления формированиянациональной системы учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты финансовой отчетности в российской системе учета»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Международные стандарты финансовой отчетности в российской системе учета Султанова М. К. , Арефьев А. А.

1 Султанова Муслима Каримджоновна / Sultanova Muslima Karimdzhonovna - кандидат

экономических наук, доцент;

2Арефьев Алексей Алексеевич /Arefyev Alexey Alekseevich - кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет экономики, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва

Аннотация: в статье раскрыты и обобщены результаты проводимой программы реформирования системы бухгалтерского учета в России. Выявлены факторы, обусловливающие фундаментальные различия между национальными системами бухгалтерского учета. Определены основные направления формирования национальной системы учета.

Abstract: in article results of the carried-out program of reforming of system of accounting in Russia are opened and generalized. Factors the causing fundamental distinctions between national systems of accounting are revealed. The main directions formation of national system of the account are defined.

Ключевые слова: финансовая отчетность, международные стандарты,

национальная система бухгалтерского учета, конвергенция, реформирование. Keywords: financial statements, international standards, national system of accounting, convergence, reforming.

Процессы глобализации и развитие международных экономических отношений, связанные c возрастанием роли экономической интеграции требуют обеспечения единообразия и понятности финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми нормами и стандартами.

Потребность в единых стандартах определяется желанием пользователей формировать полноценную финансовую отчетность, иметь качественную и сопоставимую в международном масштабе финансовую информацию. Международные стандарты рассматриваются, прежде всего, как один из инструментов для выхода на международные рынки, осуществления международных слияний компаний и образования совместных предприятий. Следовательно, цели МСФО, ее качественные характеристики, принципы и концепции, а также учетные методики в основном зависят от того, какая группа потребителей финансовой отчетности является основным поставщиком капитала.

Однако использование ряда МСФО затруднено законодательными и иными особенностями стран в зависимости от категории пользователей финансовой отчетности [2]. Сегодняшняя система бухгалтерского учета в России, имеет свою специфику, которая связана с ее происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Ее организация находится под эгидой государственных органов, а профессиональные организации играют роль консультативно-исследовательских групп.

Многовариантность подходов к процессу сближения МСФО и национальных стандартов различных стран обусловлена разнообразием и наличием несоответствий между ними. Фактором, обусловливающим фундаментальные различия между национальными системами бухгалтерского учета, являются информационные потребности пользователей финансовой отчетности [3].

81

Известно, что к настоящему времени в мире формировались британоамериканская, европейская, южноамериканская модели бухгалтерского учета и прочие модели смешанной экономики. На их развитие оказывают влияние различные институциональные аспекты: политическая стабильность, законодательная защита интересов собственников, степень вовлеченности инвесторов в управление бизнесом, геополитическое положение страны, инфляционные процессы и т. д.

Например, экономика тех стран, которая практически не испытывала давления инфляции, четко следует принципу исторической стоимости, согласно которому активы и обязательства оцениваются по первоначальной стоимости.

Южноамериканские страны, в которых инфляция нередко сменяется периодами гиперинфляции, периодически изменяют оценку своих активов, руководствуясь для пересчета принципом справедливой стоимости.

Идея сближения различных систем бухгалтерского учета реализуется также в рамках Европейского сообщества (ЕС) с 1961 г. Ее суть состоит в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и регулирующая ее система стандартов. Относительная гармония моделей учета достигается через их соответствие директивам ЕС, основные положения которых включены в национальные законодательства стран-членов сообщества. Центральными

документами Евросоюза, регулирующими бухгалтерский учет и финансовую отчетность, являются четвертая и седьмая директивы Совета ЕС, посвященные годовой и консолидированной отчетности компаний.

Необходимо заметить, что кроме стран континентальной Европы также американская система учета (US GAAP) оказывает определенное влияние на формирование учетных систем ряда стран мира.

Несмотря на то, что ведущие международные организации придерживались различных мнений по поводу перехода на международные стандарты, в настоящее время наибольшую известность получила стратегия конвергенции. В отличие от провозглашенной ранее гармонизации, цель конвергенции не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения. Конвергенция означает постепенное сближение национальных правил (подходов) по мере движения стран навстречу друг другу [5].

В России вопрос перехода на МСФО стоит в обсуждении с начала девяностых годов. Но официальным началом данного процесса можно считать принятие Программы реформирования системы бухгалтерского учета до 2000 года. В ней предложена ориентация на модель экономики, использующей опыт стран с развитым хозяйством и общепризнанные принципы учета и отчетности. В ходе осуществления основных мероприятий Программы были прияты ряд Положений по бухгалтерскому учету и разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В 1998 г. была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283). В этом документе цель реформирования была определена как «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».

В дальнейшем, в основном велась работа по доработке форм отчетности, разработке серии новых и совершенствования ранее созданных Положений по бухгалтерскому учету, приближенных к структуре МСФО. Это ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» и ряд других. При этом методологическую базу реформ составила Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

82

МСФО в большей степени применяются для составления консолидированной отчетности группы взаимосвязанных компаний. И следующим программным документом, определяющим роль МСФО, как основного инструмента реформирования бухгалтерского учета в России, стал новый Закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 27.07.2010 г., где урегулирован порядок составления и представления консолидированной отчетности по МСФО для кредитных и страховых организаций, а также компаний, вышедших на рынок IPO. В частности Положения о признании МСФО и разъяснения к ним сформированы в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 208-ФЗ. В нем указаны процедуры проведения экспертизы применимости документа МСФО на территории РФ, а также механизм взаимодействия Минфина России, ФСФР и ЦБ РФ и экспертного органа при принятии решения о его введении в действие. В соответствие с этим документом признанный международный стандарт, вступает в силу на территории РФ поэтапно: первый этап предполагает добровольное применение документа, а второй -обязательное.

В 2011 г. по приказу Минфина России №160н, впервые были официально опубликованы и вступили в силу на территории РФ ряд документов МСФО. В настоящее время в России фактически применяются два комплекта правил. Это МСФО для консолидированной отчетности и национальные стандарты. Оба комплекта стандартов относятся к нормативным правовым актам Российской Федерации.

Результатом выполнения Программы реформирования явилось появление обновленных редакций практически всех российских Положений по бухгалтерскому учету, утверждение приказом Минфина России от 22 июля 2010 г. № 66н форм бухгалтерской отчетности и принятие нового Плана счетов 2015-2016-2016. На необходимость использования положений МСФО указывают, также Закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Информационные сообщения Минфина РФ и Постановления Правительства РФ, посвященные раскрытию информации по отдельным статьям финансовой отчетности и признании МСФО.

Разделение бухгалтерского учета в процессе реформ на финансовый учет, налоговый учет и управленческий учет также определяет степень сложности той информации, которая должна быть получена посредством финансовой отчетности для принятия решений. Однако, несмотря на всю проведенную работу, между российскими стандартами бухгалтерского учета и МСФО, все еще сохраняются принципиальные различия в части подходов к составлению отчетности, оценке справедливой стоимости, а также по ряду основополагающим и дополнительным принципам [4,с.636].

В связи с этим, в нормативных документах установлено, что в случае если, отдельные положения международных стандартов не будут соответствовать условиям их применимости на территории страны, то они могут быть введены с дополнениями, учитывающими российскую специфику.

Ещё до начала внедрения новых стандартов МСФО, многие российские публичные компании наряду с международно-признанными правилами, публиковали свою отчетность и по US GAAP. Делая свой выбор в пользу тех или иных стандартов, компании принимали во внимание два основных фактора: насколько полно в стандартах проработана тема отраслевого учета и по каким стандартам отчитываются инвесторы и конкуренты. По этим причинам, в рамках переходного процесса, для некоторых организаций было принято решение разрешить вплоть до 2015 года составлять отчётность по US GAAP.

В некотором смысле РСБУ можно сравнить с US GAAP, которые практически сводят на нет влияние профессиональных суждений руководства. Однако российские стандарты регламентируют именно принципы учета, а не правила. Поэтому на практике они пренебрегают многими базовыми принципами подготовки отчетности,

83

такими, как приоритет экономического содержания над юридической формой, оценка объектов учета по справедливой стоимости и ряда других.

Первыми, среди российских хозяйствующих субъектов на МСФО с 01.01. 2004 г. перешли банки, а с 2005 г. - открытые акционерные общества, котирующие свои акции на фондовой бирже. В настоящее время, даже в условиях действия западных санкций, работа по дальнейшему расширению сферы применения МСФО продолжается.

Тем не менее, активное движение российских компаний в направлении реформирования бухгалтерского учета, привело к необходимости проведения аудита отчетности, составленной по МСФО. В соответствии с п.4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» оказать сопутствующие аудиту услуги могут аудиторские организации, деятельность которых подконтрольна саморегулируемой организации аудиторов (СРО).

В федеральном законе № 402-ФЗ впервые введены определенные требования к лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета в части профессионального образования, стажа работы аттестации бухгалтерских работников, опирающихся на международные стандарты (п. 6 ст.7). Однако считаем, что этого недостаточно, и целесообразно ввести требование об обязательном членстве указанных лиц в СРО аудиторов или в профессиональных бухгалтерских организациях. Это послужило бы гарантом качества таких услуг при компиляции финансовой информации.

Таким образом, реформирование национальной системы учета, происходит под воздействием всей совокупности экономических, социальных и политических факторов, а разнообразие учетных систем объясняется различной степенью сочетаемости рассмотренных выше факторных вариантов. Представляется что, в методологию учета существенные различия вносят степень развития производства, управления, финансовой системы, а также профессиональный уровень бухгалтеров и пользователей финансовых отчетов.

Литература

1. Медведев М. Ю. МСФО: переводы на человеческий. Выпуск 4. Учет имущества согласно МСФО - М.: ДМК Пресс. - 2013.- 212 с.

2. Международные стандарты финансовой отчетности. МСФО// Приложение к журналу «Бухгалтерский учет», №12. -2011. - 304 с.

3. Селиванова В. Новое в МСФО в 2016 году//МСФО на практике - №1.-2016. [Электронный ресурс]: URL: http://msfo-practice.ru. (Дата обращения 30.01. 2016).

4. Султанова М.К. Вопросы учета и оценки нематериальных активов коммерческих организаций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 633-636.

5. Султанова М.К. Оценка активов и обязательств организаций для целей МСФО. Ресурсный потенциал России: проблемы эффективного использования / Колл. монография.- Нальчик. 2014. - 232 с.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.