Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОСВЕЩЕНИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ: МЕДИАГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬЯНСА AUKUS)'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОСВЕЩЕНИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ: МЕДИАГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬЯНСА AUKUS) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
267
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЕ / БРИТАНСКИЕ И АВСТРАЛИЙСКИЕ МАССМЕДИА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕОРИЯ МИРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / AUKUS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якова Тамара Сергеевна, Лю Цзыцы, Лю Юйсин, Цю Юдань, Ян Жуи

В статье рассматриваются подходы американских, британских и австралийских массмедиа к освещению актуальных событий международной жизни. Проведенное исследование базировалось на имплементации методов системного и контент-анализа в контекст теории мирной журналистики. Результаты анализа публикаций продемонстрировали, что только в небольшой части медиатекстов (около 10%) присутствует фокус на поиск решений, учитывающих интересы разных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОСВЕЩЕНИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ: МЕДИАГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛЬЯНСА AUKUS)»

Международные отношения в освещении зарубежных СМИ: медиагеографические исследования

(на примере альянса АиШБ) Тамара Якова, Цзыцы Лю, Юйсинь Лю, Юдань Цю, Жуи Ян

В статье рассматриваются подходы американских, британских и австралийских массмедиа к освещению актуальных событий международной жизни. Проведенное исследование базировалось на имплементации методов системного и контент-анализа в контекст теории мирной журналистики. Результаты анализа публикаций продемонстрировали, что только в небольшой части медиатекстов (около 10%) присутствует фокус на поиск решений, учитывающих интересы разных сторон.

Ключевые слова: американские, британские и австралийские массмедиа, международные отношения, теория мирной журналистики, АиШЗ.

Р01: 10.30547/теС1аа1тапа1г2.2022.100109 © Якова Тамара Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры

зарубежной журналистики и литературы

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), t-yakova@mail,ru

© Лю Цзыцы

магистрантка кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Цзыбо, КНР), 1142821891@qq.com

© Лю Юйсин

магистрантка кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Шэньян, КНР), 1063547241@qq.com

© Цю Юдань

магистрантка кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Чжаотун, КНР), www.251482131@qq.com

© Ян Жуи

магистрантка кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультет журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Пекин, КНР), catherine_yang@bfsu.edu.cn

Введение

В системе современных международных отношений массмедиа выступают в роли одного из ключевых факторов, влияющих на мировые политические процессы: конструируют имидж государств на международной арене и формируют мировое общественное мнение по отношению к событиям международной жизни. Исследованиям массмедиа как актора мировой политики и изучению механизмов их влияния на международные отношения посвящены труды российских ученых: О.В. Зегонова (2009), Е.А. Осокиной (2008), Ю.С. Дубовой (2019), В.Г. Сеидова (2016). Различные аспекты освещения глобальных проблем человечества в мировых СМИ рассматривали исследователи: Г.А. Гаврилов (2012) и С.Э. Некляев (2008). Об информационных войнах писали в своих работах И.Н. Панарин(2006) и Н.Л. Волковский (2003). Й. Галтунг (2006), Д. Линч и А. Макголдрик (2005) исследовали возможности влияния массмедиа на процессы регулирования международных отношений в периоды конфликтов и кризисов. На основе работ указанных авторов были выработаны теоретические подходы к исследованию публикаций влиятельных американских, британских и австралийских массмедиа, освещающих актуальные события международной жизни.

В фокусе внимания мировых массме-диа осенью 2021 г. были события, связанные с созданием нового международного альянса AUKUS, и оказавшие существенное влияние на международные отношения. 15 сентября США, Великобритания и Австралия объявили о новом союзе, первым проектом которого значилось строительство атомного подводного флота Австралии, разорвавшей перед вступлением в AUKUS многомиллиардный оборонный контракт с Францией. В планах альянса - поставки в Австралию американских ракет (в том числе крылатых Tomahawk) и других вооружений, а также обмен военными технологиями. По мнению российских экспертов, основная задача AUKUS - сдерживание Китая и его растущего атомного подводного флота, и реализация озвученных планов противоречит международному режиму нераспространения ядерного оружия и будет способствовать гонке вооружений1. Тема создания нового альянса широко освещалась мировыми массмедиа, позиции которых различались в зависимости от их государственной принадлежности, экономических интересов, близости к властным и финансовым элитам. В данной статье исследованы публикации американских (The New York Times, The Washington Post), британских (The Independent, Reuters) и австралийских (The Sydney Morning Herald) массмедиа. Хронологические рамки - сентябрь 2021 г. - март 2022 г. Также проведен ранговый анализ англоязычной интернет-аудитории поисковой системы Google2, выявивший уровень интереса пользователей к данной теме. Исследование базировалось на медиагеографическом подходе к анализу медиареальности (Якова, Янгляева, 2019), основной составляющей которого является понимание процессов ее формирования в системе пространственно-временных координат: массмедиа фиксируют модели пространственно-временных отношений и формируют рамки

для последующего конструирования картины мира. В ходе данного исследования учитывались сущностные характеристики таких моделей, которые создаются в зависимости от принадлежности массмедиа, ориентации на определенную аудиторию, исторических аспектов развития, национальных особенностей.

Методология и структура исследования

Методология исследования включала медиаметрический анализ, ранговый анализ, контент-анализ медиатекстов и анализ публикаций по критериям теории мирной журналистики. По методу рангового анализа (ранговые распределения популярности смысловых категорий для интернет-аудиторий по странам мира) проведено исследование англоязычной интернет-аудитории разных стран мира по теме «AUKUS». Эмпирическим материалом для количественного анализа стали данные big data, иллюстрирующие интернет-поведение пользователей по отношению к данной теме. Контент-анализ медиатекстов позволил структурировать тематические блоки в рамках темы исследования, определить источники информации и тональность публикаций. В выборке по ключевым словам (AUKUS и содержательно связанным с ним словосочетаниям)3 - 127 публикаций объемом больше 5000 знаков (медиатексты с элементами аналитики), что позволило исключить из исследования новостные сообщения. Заключительным этапом исследования стал анализ по критериям теории мирной журналистики, которые базируются на основных ее индикаторах и практике миротворческой деятельности массмедиа (Якова, 2019; 2021).

Ранговый анализ англоязычной интернет-аудитории

Результаты рангового анализа продемонстрировали достаточно высокий уровень

Рисунок 1. Динамика популярности поискового запроса «ЛикиБ» по странам мира (9 сентября 2021 г. - 9 марта 2022 г.)

интереса аудитории на первом временном отрезке (сентябрь-октябрь 2021 г.) и его спад в последующие месяцы исследуемого периода (ноябрь 2021 г. - март 2022 г.). Статистические данные были получены при помощи программы Google Trends за период с 9 сентября 2021 г. по 9 марта 2022 г. (см. рис. 1).

Наибольшее количество поисковых запросов по категории «AUKUS» приходится на Китай, Австралию, Сингапур и другие государства Индо-Тихоокеанского региона (см. табл. 1), что объясняется вовлеченностью этих стран в зону деятельности нового альянса (в первую очередь благодаря географической близости) и значительным количеством публикаций в национальных массмедиа по данной теме.

Причины большого количества запросов аудитории Греции и Кипра объясняются, на наш взгляд, высокой долей англоязычных пользователей на территории этих стран (запросы на греческом и других языках не учитывались в данном поиске). Интерес к теме в Великобритании зафиксирован на уровне 28-й позиции в таблице ранговых распределений, в России - 39-й, в США - 49-й.

Стабильно высокий интерес на всем временном отрезке проявлен только со стороны интернет-пользователей Китая. В других странах наблюдаются несколько неравномерных всплесков: самый активный в период создания AUKUS в сентябре-октябре

Таблица 1. Соотношение популярности поискового запроса «ЛикиБ» в странах мира (10 из 65) (в %)

Ранг Страна Доля от общего кол-ва запросов

1 Китай 100

2 Австралия 85

3 Сингапур 63

4 Греция 53

5 Мьянма 50

6 Новая Зеландия 48

7 Пакистан 42

8 Гонконг (КНР)* 41

9 Бангладеш 35

10 Кипр 33

* специальный административный район

2021 г. и затем краткие - 15 ноября и 9 декабря 2021 г. и 27 февраля 2022 г. (вероятно, связанные с обострением ситуации вокруг Украины).

Представленная ниже картограмма демонстрирует наибольшую активность интернет-пользователей двух государств -Китая и Австралии - в отношении интереса к теме ЛикиБ (см. рис. 2).

Контент-анализ публикаций американских и британских массмедиа

Наибольшее количество аналитических медиатекстов было опубликовано в течение месяца с момента создания альянса ЛикиБ (15 сентября 2021 - 15 октября

Рисунок 2. Картограмма по результатам поискового запроса «AUKUS» по странам мира

2021) - 68 из 127. Был проведен контент-анализ публикаций этого временного периода по выбранным критериям: источники информации (см. табл. 2), проблематика (см. табл. 3) и тональность публикаций (см. табл. 4).

The New York Times опубликовала одинаковое количество редакционных (41,7%) и авторских статей от собственных корреспондентов (41,7%), в которых, как и в текстах ученых и специалистов, часто цитируются мнения экспертов в области американской внешней политики. В The Washington Post большинство публикаций по теме AUKUS -редакционные статьи (62,5%), выдержанные в более или менее нейтральной стилистике. Материалы, подписанные именем корреспондента (25%) или эксперта (12,5%), занимают меньшую долю и носят более критичный характер. Похожая ситуация и в The Independent: 75% публикаций вышли от имени редакции, в большинстве из них цитируются мнения и комментарии правительственных чиновников, экспертов и ученых из разных стран. Все публикации Reuters вышли как собственная информация агентства, и значительная часть из них содержит прямые цитаты государственных

деятелей, представителей международных организаций и специалистов. В The Sydney Morning Herald все публикации авторские: почти три четверти подготовлены собственными корреспондентами, остальные -экспертами, чиновниками и учеными, среди которых несколько бывших премьер-министров Австралии (П. Китинг, К. Радд, М.Тернбулл).

Большинство публикаций The New York Times (75%) посвящены политическому анализу последствий создания альянса (возможности сотрудничества ЕС и США, перспективы развития отношений между Китаем и Австралией, Великобританией и Францией), в меньшей степени издание уделяет внимание экономическим (16%) и военным (8,45) аспектам. Подобным образом структурировано освещение данной темы и в The Washington Post, которая не уделяет внимания экономическим аспектам, но добавляет анализ дипломатических проблем, связанных с созданием нового альянса. Основная проблематика: Quad и AUKUS - наиболее важные стратегические инициативы США в XXI в.; AUKUS как сдерживающий инструмент против распространения ядерного оружия; перспективы

103

Таблица 3. Проблематика публикаций (в %)

Таблица 2. Источники информации (в %)

№ Источники информации The New York Times The Washington Post The Independent Reuters The Sydney Morning Herald

1 Редакционная статья4 41,7 62,5 75 0 0

2 Корреспонденты 41,7 25 12,5 0 73,9

3 Информационные агентства 0 0 12,5 100 0

4 Другие 16,6 (ученые и эксперты) 12,5 (ученые) 0 0 26,1

№ Аспекты The New York Times The Washington Post The Independent Reuters The Sydney Morning Herald

1 Политические 75 62,5 50 58,8 38

2 Экономические 16,6 0 37,5 0 26

3 Военные 8,4 25 12,5 41,2 23

4 Другие 0 12,5 (дипломатические аспекты) 0 0 13

сотрудничества стран AUKUS по широкому спектру новых военных технологий. The Independent в меньшей степени, чем американские издания, пишет о политических проблемах альянса (50%) и больше уделяет внимания экономике (37,5%). Основные темы: реакция Франции и стран Индо-Тихоокеанского региона (Индонезии, Китая и Северной Кореи); прогнозирование перспектив отношений между Францией и членами нового альянса; возможность эскалации региональных конфликтов и обострения проблем, связанных с ядерным оружием. В Reuters больше половины публикаций (58,8%) сосредоточены на политических проблемах, одна часть из которых рассматривает ущерб, нанесенный AUKUS партнерству США и Франции, а другая сфокусирована на вопросах военной безопасности (последствия передачи технологий американских атомных подводных лодок Австралии; гонка вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе).

В публикациях The Sydney Morning Herald, как и в американских и британских массме-диа, рассмотрены все аспекты, связанные с созданием AUKUS, но значительно больше внимания уделено перспективам развития взаимоотношений с Китаем.

The New York Times. Тональность семи (из двенадцати) публикаций The New York Times - нейтральная (58%), четырех - негативная (33%) и только одной публикации позитивная (8%). В публикациях с нейтральной ориентацией основное внимание уделялось анализу причин, приведших к разрыву контракта Австралии и Франции. Такой акцент можно классифицировать как попытку отвлечь внимание, чтобы уменьшить ответственность США перед союзниками и переложить ответственность на Францию. Три негативные публикации в основном касаются китайско-американских отношений и обострения конфликтов между этими странами как следствия создания нового альянса. Например,

Таблица 4. Тональность публикаций (в %)

№ Тональность The New York Times The Washington Post The Independent Reuters The Sydney Morning Herald

1 Позитивная 8,4 12,5 0 17,6 43

2 Нейтральная 58,3 75 62,5 52,9 22

3 Негативная 33,3 12,5 37,5 29,5 35

в статьях «Руководители Китая веселятся вместе с нами. Кто может их винить?»5 и «Австралия взяла верх над Китаем. Было ли это правильно?»6 авторы считают, что это соглашение приведет к эскалации стратегического соперничества между Китаем и США. В статье «Байден, вы должны знать, что ваша сделка с подводной лодкой стоит дорого»7 полагают, что подписание соглашения приведет к эскалации конфликтов в Индо-Тихоокеанском регионе и обострению проблем, связанных с ядерным оружием. Кроме того, реализация соглашения будет сопровождаться высокими экономическими издержками. В целом The New York Times не поддерживает и не оценивает оптимистично перспективы AUKUS. Издание считает, что это соглашение вызвало разногласия между США и их союзниками и не приведет к достижению стратегических результатов за короткий период, т.е. приносит больше вреда, чем пользы для всех его участников.

The Washington Post. В большинстве публикаций издания (в 6 из 8, что составляет 75%) даются нейтральные и взвешенные оценки. В трех статьях, отмеченных как нейтральные, отмечается, что создание AUKUS направлено на противодействие растущим экономическим позициям Китая в Азии. Другие публикации с нейтральной тональностью рассматривают ситуацию с точки зрения Франции и Европейского союза. Только в одной статье выявлена определенно позитивная тональность. В статье «Мнение: сделка Байдена с австралийской подводной лодкой - большая победа в стратегическом соревновании с Китаем»8 AUKUS

характеризуется как «чрезвычайно большое дело». Автор считает, что это соглашение является ключом в решении проблем с Китаем. Негативные оценки созданию AUKUS и новым возможностям распространения ядерного оружия даются в статье «Австралия получит атомные подводные лодки. В этом видится угроза распространения»9. В большинстве публикаций The Washington Post обсуждаются причины создания нового альянса и его влияние на международные отношения.

The Independent. Газета не опубликовала ни одной статьи, где были бы даны положительные оценки созданию альянса AUKUS. Тональность трех из восьми аналитических статей - негативная (37,5%), остальных - нейтральная (62,5%). Издание уделяет больше внимания фактам и цитированию мнений различных сторон. Например, в статье «AUKUS: Что представляет собой новый оборонный пакт между Австралией, Великобританией и США?»10 подробно рассматриваются конкретные условия соглашения и причины его заключения, а также реакции разных стран. Например, цитируется позиция МИДа Китая («Три страны нанесли серьезный ущерб региональному миру и стабильности, усилили гонку вооружений и нанесли ущерб международным усилиям по нераспространению ядерного оружия») и ответ Великобритании («Это соглашение просто отражает наши тесные отношения с США и Австралией»)". Негативные оценки касались вопросов безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и угрозы распространения ядерного оружия. В статье «Северная Корея заявляет, что

105

новый союз США в Индо-Тихоокеанском регионе и сделка по подводным лодкам может спровоцировать "гонку ядерных вооружений"»!2 говорится, что прогресс, достигнутый США в отношениях с Северной Кореей, может быть под угрозой в связи с образованием нового военного альянса.

Reuters. Поиск на официальном сайте издания по ключевому слову «AUKUS» выявил 17 аналитических материалов. Тональность большей части публикаций (9 из 17, что составляет 52,9%) носит нейтральный характер. В текстах представлены несколько точек зрения: чаще всего это цитаты из высказываний представителей национальных и международных организаций. Три статьи содержат положительные оценки (17,6 %) и пять - отрицательные (29,5%). Последние касались озабоченности стран Индо-Тихоокеанского региона гонкой вооружений и ухудшением отношений между Францией, с одной стороны, и США, Великобританией и Австралией - с другой. Большинство позитивных высказываний исходило от представителей Австралии и Великобритании.

The Sydney Morning Herald. В The Sydney Morning Herald меньше всего нейтральных публикаций(по сравнению с американскими и британскими изданиями). Доля негативных оценок в публикациях австралийского массмедиа (35%) вполне сравнима с данными по американским (The New York Times - 33,3%) и британским (The Independent -37,5%, Reuters - 29,5%), а позитивных - значительно больше (43%). В публикациях негативного характера отмечается, что со вступлением в AUKUS усиливается влияние США на австралийскую внешнюю политику, возрастает зависимость Австралии от партнеров по альянсу и снижается ее роль в политико-экономических процессах Азиатско-Тихоокеанского региона как самостоятельного игрока. Среди позитивных оценок чаще всего приводятся доводы о необходимости укрепления связей

между англосаксонскими странами и усиления противодействия экономической и политической экспансии Китая.

Анализ по критериям теории мирной журналистики

На заключительном этапе исследования публикации были проанализированы по критериям теории мирной журналистики: наличие негативных или позитивных маркеров, использование эмоционально окрашенной лексики, наличие признаков ангажированности массмедиа (по отношению к позиции одной из противоборствующих сторон), многопартийная ориентация (представлены ли в публикации разные точки зрения), нацеленность на построение доверия между противоборствующими сторонами (предложения по установлению диалога и контактов) и креативные предложения по трансформации конфликта. Для примера были выбраны публикации, наиболее полно раскрывающие позиции исследуемых массмедиа.

The New York Times. В статье «Австралия взяла верх над Китаем. Было ли это правильно?» подробно рассматриваются исторические аспекты развития отношений между Китаем и Австралией, а также анализируется направление возможного конфликта между двумя странами. В этой публикации очевидно отсутствие многопартийной ориентации, изложены позиции лишь одной стороны, цитируются мнения только австралийских ученых. Автор использует эмоционально окрашенную лексику и негативные маркеры в отношении Китая. В статье выражается обеспокоенность продолжающимся ухудшением китайско-австралийских отношений, но нет предложений по урегулированию конфликта.

The Washington Post. Авторы статьи «Австралия получит атомные подводные лодки. В этом видится угроза распространения» рассматривают последствия создания

нового альянса с точки зрения угрозы распространения ядерного оружия. Основная идея публикации состоит в том, что AUKUS дает пример для передачи ядерных установок третьим странам, что оценивается негативно. В тексте присутствует эмоционально окрашенная лексика: например, когда речь идет о правилах Международного агентства по атомной энергии, используется выражение юридическая «лазейка» (loophole), а возможность распространения ядерных установокописана как «большое беспокойство» (big worry). Вывод статьи: общая угроза для всех стран - распространение ядерного оружия в глобальном масштабе. Но авторы не призывают к диалогу и не выдвигают предложений по решению проблемы.

The Independent. В статье «Анализ: Франция возвращает своего посла в Австралию, но впереди годы антагонизма»13 рассматриваются исторические аспекты отношений между Францией и Австралией и перспективы их развития. В тексте используются негативные маркеры и эмоционально окрашенная лексика: «Массовые последствия АUKUS оставят долгосрочные шрамы в континентальной Европе» (The massive fallout behind Aukus will leave long-term scars in continental Europe), «холодный ветер в отношениях» (the cold wind in the relationship) Австралии и Франции. В то же время в статье представлены разные мнения и взгляды официальных лиц и ученых из Австралии, Франции и других стран Европейского союза, проанализированы позиции всех участников конфликтной ситуации (соблюдается критерий многопартийной ориентации), рассматриваются возможности улучшения отношений между Францией и Австралией. В данной публикации соблюдено большинство критериев теории мирной журналистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reuters. Издание опубликовало на своем сайте репортаж «Китай, Франция осуждают ядерный подводный пакт США с

Великобританией, Австралией»14, который был подготовлен группой из 14 журналистов из Вашингтона, Канберры, Парижа и Пекина. В публикации предпринята попытка представить как можно больше разных точек зрения. Это мультимедиа-репортаж: история начинается с видеоролика, перемежающегося ссылками на сообщения в социальных сетях. Сочетание видео, гиперссылок и текста позволяет лучше понять историю и связанную с ней дополнительную справочную информацию. Статья содержит прямые цитаты пресс-секретаря Министерства иностранных дел Китая, премьер-министра Великобритании,премьер-министра Австралии и президента США (соблюдается критерий многопартийной ориентации). В тексте используется эмоционально окрашенная лексика: «обвиняемый, жестокий,односторонний, непредсказуемый, злой, горький» (accused, brutal, unilateral, unpredictable, angry, bitter),характеризующая недовольство французской стороны. Эпитеты «признанный, прочный и процветающий» (recognise, enduring and flourishing) демонстрируют уверенность США в альянсе. Авторы используют и другие способы выражения своего отношения. Например, по отношению к Австралии применяется словосочетание strong role («сильная (важная) роль»): в статье эта фраза написана заглавными буквами, что отражает значительность позиции Австралии в этом альянсе. Авторы делают акцент на положительных аспектах формирования АUKUS и пытаются смягчить очевидный конфликт, который может возникнуть с Китаем, но в тексте нет жизнеспособных решений и предложений для его урегулирования.

The Sydney Morning Herald. В статье «Австралия должна будет стать ядерной, чтобы поддерживать работу ядерных подводных лодок»15 бывший премьер-министр Малькольм Тернбулл критично оценивает действия правительства Скотта Моррисо-на в связи со вступлением в новый альянс.

1O7

Автор отмечает, что взамен программы построения атомного флота на основе предыдущего контракта с Францией у Австралии только заявление об общих намерениях с США и Великобританией, а путь к достижению цели может оказаться слишком дорогим. В тексте употребляется эмоционально окрашенная лексика «неуклюжий, лживый, дорогостоящий» (clumsy, deceitful, costly). Критерий многопартийной ориентации соблюдается частично (представлены две точки зрения). Статья, несмотря на свой критический тон, не содержит конструктивных предложений и не призывает к дальнейшему обсуждению проблемы.

Из приведенных примеров можно сделать вывод о том, что публикации массмедиа трех государств-участников AUKUS, посвященные теме создания нового альянса, не соответствуют большинству критериев теории мирной журналистики.

Заключение

Тема создания нового альянса AUKUS заняла существенное место в повестке дня влиятельных американских, британских и австралийских массмедиа осенью 2021 г. и сохраняла свою актуальность в течение последующих месяцев. Ранговый анализ англоязычного сегмента Интернета выявил, что тема привлекла интерес широкой аудитории в разных странах мира, особенно Индо-Тихоокеанского региона, что коррелирует со степенью вовлеченности стран в деятельность нового альянса и освещением связанных с ним событий в национальных массмедиа. Результаты анализа медиатекстов выявили близость позиций американских, британских и австралийских массмедиа при освещении данной темы (при относительно большем количестве позитивных публикаций в австралийском издании). Различия проявились в отношении проблематики (американские массмедиа больше внимания уделяли политическим вопросам, британские - экономическим

и военным, австралийские - пропорционально в равной степени писали о разных аспектах) и привлеченных источников информации (The New York Times и The Washington Post публикуют больше авторских материалов ученых и экспертов). Тональность значительной части публикаций нейтральна, негативные и критические оценки присутствовали в среднем в трети публикаций (исключая The Washington Post, где таких материалов только 12,5%). Анализ по критериям теории мирной журналистики показал, что только небольшая часть публикаций (около 10%) соответствует основным требованиям миротворчества и нацелена на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.

В большинстве статей по теме исследования присутствует многопартийная ориентация и приводятся мнения экспертов, но нет попыток вовлечь в диалог все заинтересованные стороны и сфокусироваться на поиске решений, учитывающих интересы всех его участников. С точки зрения концепции конструктивной журналистики (близкой по своим целеполагающим тезисам к теории мирной журналистики) только в небольшой части медиатекстов можно выделить смысловые блоки, ориентированные на решения, в которых журналисты выступают в роли наблюдателя, предупреждают о потенциальных угрозах и распространяют важную информацию (Gyldensted, 2015), в большинстве же публикаций полностью отсутствует стремление освещать события с точки зрения перспектив решения, действий и будущего (Hermans, Gyldensted (eds.), 2019). А это означает, что значительная часть публикаций массмедиа, оказывающих влияние на общественное мнение как внутри стран их принадлежности, так и за их пределами, несет в себе негативный заряд, способствующий обострению противоречий и эскалации конфликтов.

Примечания

1 AUKUS belli. Австралия нашла повод обзавестись атомным подводным флотом // Коммерсантъ. 2021. № 168 (7130). Сент., 16. Режим доступа: https://www.kommersant. ru/doc/4988107

2 Google Trends - web-приложение поисковой ситстемы Google, определяющее частоту поисковых запросов по отношению к их общему объему в различных регионах мира и на различных языках. Режим доступа: https://trends.google.ru

3 Выборка материалов для анализа проводилась по методу социальных исследований Л. Ньюмана, описанному в его работе «Методы социальных исследований: количественный и качественный подходы» (1991). Для анализа отобраны все публикации по теме исследования за указанный период объемом более 5000 знаков.

Библиография

Волковский Н.Л. История информационных войн: в 2 ч. СПб: Полигон, 2003. Гаврилов Г.А. Использование СМИ для распространения дезинформации в ходе локальных конфликтов // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 175-177.

Дубова Ю.С. Влияние мировых СМИ на международные отношения в постбиполярный период: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Бишкек, 2019.

Зегонов О.В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009.

Некляев С.Э. Стратегия деятельности СМИ в контексте локальных войн и терроризма // Мат. 3-й междунар. науч. конф. по проблемам безопасности и противодействия терроризму. М.: МЦНМО, 2008. С. 501.

Осокина Е.А. Влияние американских СМИ на массовое сознание (на примере конфликтов США с Ираком в 1990-1991 и 2002-2003 годах) // Полис: Политические исследования. 2008. № 1. С. 50-60.

Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. М.: Горячая Линия - Телеком, 2006.

Сеидов В.Г. Место и роль средств массовой информации и коммуникации в системе международных отношений // Регионология/Regionology. 2016. № 2. Режим доступа: https://regionsar.ru/ru/node/1462

Якова Т.С. Массмедиа и конфликты: медиагеографические исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. № 4. С. 680-697.

Якова Т.С. Теория мирной журналистики в практике зарубежных СМИ: медиагео-графический фокус (на примере The Guardian, The Independent, The Washington Times) // Меди@льманах. 2019. № 2. С.104-117.

Якова Т.С.,Янгляева М.М. Медиагеография. М.: ИКАР, 2019.

Galtung J. (2006) Peace Journalism as an Ethical Challenge. Global Media Journal: Mediterranean Edition 1 (2): 58-83.

Gyldensted C. (2015) From Mirrors to Movers: Five Elements of Positive Psychology in Constructive Journalism. Charleston: SC: Group Publ.

Hermans L., Gyldensted C. (eds.) (2019) Elements of Constructive Journalism: Characteristics, Practical Application and Audience Valuation. Journalism 20 (4): 535-551. Lynch J., McGoldrick A. (2005) Peace Journalism. Stroud: Hawthorne Press. Neumann L.W. (1991) Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. 2nd ed. Boston: Allyn and Bacon.

Дата поступления в редакцию: 23.03.2022 Дата публикации: 21.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.