ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том I, № 1 (46). С. 327-335._
DOI:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-327-335
Международные отношения в исламских университетах Индонезии
Ефимова Лариса Михайловна
доктор исторических наук, профессор, кафедра востоковедения МГИМО (У) МИД РФ, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0207-5949
Аннотация: В статье рассматривается роль и место исламских университетов Индонезии в подготовке кадров для внешнеполитической деятельности и распространении ценностей и идеалов индонезийского умеренного ислама в мировом масштабе.
Ключевые слова: Индонезия, исламские университеты, международные отношения, внешняя политика Индонезии
International Relations at Indonesian Islamic Universities
Larisa M. Efimova
Doctor of Historical Science, Professor, Department of Oriental Studies, MGIMO (U) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0207-5949 Abstract: The article examines the role and place of the Islamic universities of Indonesia in training personnel for foreign policy activities and the dissemination of the values and ideals of Indonesian moderate Islam on a global scale. Keywords: Indonesia, Islamic universities, international relations, foreign policy of Indonesia
В XXI веке Индонезия вступила в новый этап развития. Демократизация внутриполитической сферы сопровождалась подъёмом внешнеполитической активности, направленной на упрочение своих позиций в мире и влияния в международных отношениях. Значительных успехов в реализации этих целей добился президент С.Б. Юдойоно (2004-2014 гг.). Новый импульс внешней политике придал президент Джоко Видодо, избранный президентом в 2014 г. и переизбранный на второй срок в 2019 г.
Стратегическая цель внешней политики и дипломатии на период 2015-2019 гг.1 формулировалась как утверждение идентичности Индонезии в качестве мировой морской державы, усиление роли и влияния Республики на мировой арене путём повышения ди-
© Ефимова Л.М., 2020.
пломатической инициативности и активизации деятельности в осуществлении посреднических и стабилизаторских функций в международных отношениях. Подчёркивалось стремление решать все проблемы мирным дипломатическим путём посредством переговоров без применения каких-либо форм насилия.
Одним из приоритетов называлось сохранения мира и стабильности на международной арене. В связи с этим страна намеревалась усилить свою миротворческую и посредническую миссии, в том числе путём интенсификации дипломатической активности в ООН и других организациях. Для этого Индонезии начала стремиться продвигать свои кадры для работы в международных организациях.
Особое внимание обращалось на цели и задачи Индонезии в мировом исламском движении. Как известно, в этой стране живёт больше приверженцев ислама, чем в любой другой стране мира. Мусульмане насчитывают около 90% из 261 млн жителей. Будучи самой крупной мусульманской страной, Индонезия стремится выдвинуться в лидеры мировой исламской уммы, позиционируя себя как влиятельный центр умеренного ислама. Страна стала осуществлять планомерную работу по активизации своей деятельности в исламском движении и развивать сотрудничество с исламскими государствами, в том числе в рамках межправительственной Организации исламского сотрудничества (ОИС), намереваясь усиливать в ней свой авторитет и влияние.
Индонезия много делает для противодействия распространению негативных представлений об исламе, особенно на Западе, и стремится выступать в качестве связующего моста между западной и исламской цивилизациями, показывая на собственном примере совместимость ислама, демократии и модернизации.
В предвыборном манифесте 2019 г. Джоко Видодо и приглашённый им баллотироваться на пост вице-президента известный мусульманский религиозный деятель Амин Маруф, глава Индонезийского Совета Улемов, заявили, что будут продолжать курс на упрочение имиджа Индонезии как страны, где проживает больше всего мусульман, проповедующей умеренный ислам (Wasathiyyah), выступающей за консолидацию мировой уммы2.
Таким образом, внешнеполитическая доктрина современной Индонезии ставит приоритетной задачей повышение роли и авторитета Индонезии в мусульманском мире, мировой политике в целом, превращение страны во влиятельную мировую державу. Это
будет достигаться посредством повышения дипломатической активности, использования «мягкой силы» - прямым контактам между народами, культурному обмену, обращению к индонезийской диаспоре.
Такой внешнеполитический курс требует наличия значительного корпуса кадров, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями. Это обусловило широкое внедрение в учебный процесс государственных и частных индонезийских вузов такого предмета, как международные отношения. В настоящее время отделения по изучению международных отношений уже созданы в 80 государственных и частных вузах, расположенных в разных провинциях Индонезии . Не остались в стороне и исламские вузы. Среди этих 80 университетов они насчитывают около двух десятков.
Мусульманские университеты Индонезии стремятся быть на переднем крае современного образования и не только по меркам Индонезии, но и соответствовать мировым стандартам. Популярность исламских вузов среди учащейся молодёжи во многом зависит от уровня образования, которое можно в них получить. Кроме этого, большое значение имеет также то, насколько учебные программы соответствуют потребностям государства и общества, что напрямую связано с последующим получением интересной, престижной и высокооплачиваемой работы4. Именно такие перспективы открывают университетские отделения по изучению международных отношений, готовящие высококвалифицированные кадры работников внешнеполитической сферы.
К тому же, мусульманские круги Индонезии заинтересованы в том, чтобы как можно больше сотрудников внешнеполитических учреждений оставались правоверными мусульманами, а это обеспечивается удачным сочетанием преподавания предметов, связанных с мусульманской религией, и специализацией по проблемам международных отношений и мировой политики на уровне мировых образовательных стандартов. Именно такие задачи ставят перед собой отделения международных отношений в исламских университетах Индонезии.
Среди восьми лучших университетов Индонезии, имеющих отделения по международным отношениям, числится государственный Исламский университет имени Шарифа Хидаятуллаха, находящийся в столице Джакарте. Это учебное заведение, носящее имя одного из 9 первых проповедников ислама на Яве, имеет более чем полувековую историю и получило статус университета в
2002 г. В настоящее время в университете 13 факультетов и более 36 тыс. студентов, изучающих не только предметы, связанные с исламом, но и специализирующихся по многим гуманитарным, экономическим, техническим, медицинским и другим направлениям, а с недавнего времени и международным отношениям.
Свою цель и миссию в этой сфере университет видит в привитии глубоких знаний и аналитических компетенций в сочетании с исламом и индонезийской спецификой. Это имеет большое значение как на национальном, так и на международном уровне5.
Примерно в тех же формулировках определяют цели и задачи своих программ по международным отношениям и другие ведущие исламские государственные и частные университеты страны. Так, находящийся в Сурабайе Государственный исламский университет Сунан Ампел, носящий имя ещё одного из 9 первых проповедников ислама в Индонезии, стремится стать лучшим центром по международным отношениям на базе интеграции этого направления с исламскими науками и достичь международного уровня к 2035 г.6.
Старейший частный Исламский университет Индонезии, работающий в Джокьякарте, подчёркивает, что исламский характер выпускников должен сочетаться с глубокими знаниями и аналитическими навыками для решения проблем международных отноше-ний7. Частный университет модернистского толка Парамадина в Джакарте указывает на необходимость сочетания твёрдости в вере с самостоятельностью мышления и умением глубоко разбираться в
о
мировых проблемах .
Однако учебные программы по международным отношениям в разных исламских вузах не идентичны. Университет Шариф Хидятуллах делает акцент на подготовке высококвалифицированных практических работников внешнеполитического фронта и учёных - исследователей. Частный Исламский университет Индонезии придаёт особое значение воспитанию исламского характера. Государственный университет Сунан Ампел ставит целью подготовить конкурентоспособных специалистов-международников мирового уровня, умных, благочестивых и высокоморальных, придавая особое значение интеграции исламского мировоззрения и научно-политической сферы. Университет Парамадина стремится дать более широкие знания, включая не только политику, но и экономику, культуру, историю и идеологию. Особое внимание уделяется конфликтологии, проблемам войны и мира. Большое значение прида-
ётся учебному и научному обмену с вузами и практическими учреждениями как внутри страны, так и заграницей.
Корпус преподавателей по программам международных отношений как в государственных, так и в частных исламских вузах, отличается высокой квалификацией, наличием значительного практического опыта на поприще налаживания контактов с зарубежными единоверцами и представителями других конфессий, участием в важнейших международных конференциях и дипломатических переговорах, глубокими научными трудами и активной академической деятельностью.
Первое место здесь, безусловно, занимает главный исламский государственный университет имени Шарифа Хидаятуллах. Ведущим профессором является видный мусульманский общественно-политический и религиозный деятель профессор М. Сираджуддин Шамсуддин (Дин Шамсуддин). Он имеет блестящее исламское и западное гуманитарное образование. Получил степень бакалавра в Исламском государственном университете имени Шарифа Хидаятуллах, окончил магистратуру Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе (США) и там же защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философии (PhD). С 2005 по 2015 г. руководил крупнейшей религиозно-просветительной организацией Му-хамадийя, насчитывающей более 30 миллионов человек. В 20142015 гг. возглавлял Индонезийский Совет Улемов, объединяющий мусульманских деятелей и организации страны. В настоящее время профессор Дин Шамсуддин занимается преподаванием и научными исследованиями по проблемам современной политики и политического ислама. Профессор доктор М. Дин Шамсуддин был включён с порядковым номером 39 в список пятисот самых влиятельных мусульман мира, в котором на первом месте стоит король Саудовской Аравии9.
Из 23 профессоров, доцентов и преподавателей, задействованных в программе международные отношения, включая трёх женщин, подавляющее большинство наряду с высшим исламским образованием получили магистерские и докторские степени в университетах США, Австралии, Нидерландов, Германии, Великобритании, Индии, Малайзии. Профессор Назаруддин Насутион был сотрудником министерства иностранных дел Индонезии и имеет дипломатический ранг посла. Примерно такой же академический уровень имеют преподаватели по программам международных отношений в других исламских вузах страны.
Благодаря этому исламские университеты и их программы по международным отношениям обладают огромным потенциалом для подготовки высококвалифицированных и широко обрадованных кадров, способных реализовать стремление Индонезии стать знаковой державой как в мусульманском мире, так и на международной арене в целом.
Наряду с традиционными направлениями деятельности выпускников отделений международных отношений, таких как дипломатическая служба по линии министерства иностранных дел, работа в международных учреждениях, внешнеэкономических и других министерствах, национальных и зарубежных организациях, коммерческих фирмах и банках, действующих на мировом рынке, для выпускников исламских университетов сегодня открываются новые широкие горизонты приложения приобретённых знаний и умений. Они определяются спецификой их образования - глубокими знаниями, касающимися исламской религии и цивилизации. Эти широкие возможности вытекают из провозглашённого президентом Джоко Видодо курса на превращение Индонезии в мировой центр исламской цивилизации и распространения в мусульманской умме умеренного ислама.
Как заявил руководитель информационного центра министерства религии, президент Джоко Видодо хочет «превратить индонезийский ислам в великую глобальную силу»10. Как известно, Индонезия обладает самым многочисленным в мире мусульманским населением, всеми признается как страна умеренного ислама и гордится царящей в обществе религиозной гармонией.
По инициативе президента недалеко от столицы строится масштабный Международный исламский университет, который, по его замыслу, должен стать мировым центром современной исламской мысли и умеренного ислама. Главной задачей университета является противодействие исламскому экстремизму внутри страны и распространение мирного ислама и его ценностей по всему миру.
«Это не просто решение внутренних проблем, но главным образом удовлетворение потребностей международного сообщества, а также упрочение позиций Индонезии на мировой арене, и особенно среди мусульманских стран»11. По словам президента, многие руководители исламских государств говорили ему во время саммита Организации исламского сотрудничества в Джакарте в 2016 г., что для молодёжи Ближнего Востока будет много пользы от знакомства с исламом в Индонезии. По словам Джоко Видодо, главы ислам-
ских государство и правительств считают индонезийский ислам «правильным»12.
Немалую роль в появлении планов создания Международного исламского университета сыграли всплески исламского экстремизма, которые наблюдались в Индонезии в первый период президентства Джоко Видодо. Индонезийское правительство выделило 143 гектара земли и 300 миллионов американских долларов на создание Международного исламского университета и его кампуса, которые предполагают соорудить в самом современном стиле.
Университет откроет только магистерские и более продвинутые программы. Кампус будет функционировать под наблюдением индонезийского министерства религии.
Для разработки учебных программ предполагается пригласить экспертов из Египта, Великобритании, США, Канады и Австралии. В университете будут обучаться студенты из этих и других стран. Предполагается, что иностранные студенты составят не менее 75% всех учащихся.
Научные исследования будут направлены на выработку новых идей и подходов, и они должны иметь не локальный, а международный характер. Индонезийский международный исламский университет будет готовить мусульманских мыслителей и интеллектуалов для всей исламской мировой уммы.
Ректор крупнейшего государственного Исламского университета имени Шарифа Хидаятуллах, который входит в комиссию по осуществлению этого проекта, выразил уверенность, что Международный исламский университет даст возможность индонезийским религиозным деятелям, учёным и интеллектуалам внести свой вклад в развитие мировой исламской мысли.
Студенты и выпускники Международного исламского университета будут своего рода «индонезийскими послами» в своих странах, поскольку они смогут информировать своих соотечественников об индонезийском исламе и мусульманах, их религиозном
13
поведении и образе жизни .
Индонезийское правительство предполагает выделить на создание этого университета только часть средств. Основное финансирования будет идти из-за границы. По сведениям министерства религии, многие западные государства проявляют большой интерес к созданию такого университета.
По мнению секретаря Национального совета Института Демократии и Мира Сетара, проект создания такого университета дол-
жен подчеркнуть намерение правительства сохранить Индонезию как страну умеренного ислама. «Создание университета и кампуса призвано сказать всем нам и всему миру - в Индонезии нет места экстремизму. Если эти умеренные идеалы распространятся по всему земному шару, то мир может быть обеспечен»14.
Создание в исламских университетах отделений, где преподаются и исследуются международные отношения, приобретает важное значение для самих университетов, индонезийской уммы и для всего общества и страны. Исламские университеты начинают готовить высоко квалифицированные кадры для внешнеполитических организаций и учреждений как в самой Индонезии, так и на международной арене. Выпускники мусульманских вузов обладают всеми необходимыми навыками, компетенциями и умениями для того, чтобы внести свой вклад в установление и поддержание дружеских и взаимовыгодных отношений со всеми государствами земного шара. Но особенно они, несомненно, будут востребованы в налаживании тесных связей со странами исламского региона, мусульманскими организациями и объединениями мировой исламской уммы. Глубокие и всесторонние знания ислама университетских выпускников-международников приобретают здесь решающее значение.
Международники с глубоким знанием ислама смогут успешно решать поставленные правительством задачи по упрочению позиций Индонезии в Организации Исламского Сотрудничества, её многочисленных аффилированных подразделениях, выступать в качестве посредников в спорах и конфликтах, так или иначе связанных с мусульманской уммой.
Наконец, специалисты-международники с углублённым знанием ислама станут эмиссарами индонезийской уммы на международной арене. Им поручена высокая миссия знакомить мир с идеалами и ценностями индонезийского умеренного ислама, противостоять экстремизму и радикализму, способствовать распространению корректных представлений о мусульманской религии и цивилизации. Это будет серьёзным вкладом в налаживание взаимопонимания и сотрудничества между исламской и другими мировыми цивилизациями.
1 Rencana Strategi Kementerian Luar Negeri Republik Indonesia 2015-2019/ Ц^: www.kemlu.go.id/RENSTRA%
2 Ir. H. Joko Widodo dan Prof. Dr. K.H. Ma'ruf Amin
Meneruskan Jalan Perubahan untuk Indonesia Maju: Berdaulat. Mandiri dan Berkepribadian Berlandaskan Gotong Royong. Visi Misi 2019-2014/ URL: https://www5.j etro.go.j p/newsletter/j kt/2018/VISI%20MISI%20FINAL%2022%20SEPT% 202018.pdf, стр. 27.
3 Daftar Jurusan Hubungan Internasional Se-Indonesia, URL:
http://www.kampusgw.com/jurusan/daftar-jurusan-hubungan-internasional-se-indonesia
4 Подробнее M. Amin Abdullah. Islamic Studies in Higher Education in Indonesia. Al-Jami'ah: Journal of Islamic Studies - ISSN: 0126-012X (p); 2356-0912 (c) Vol. 55, no. 2 (2017), pp.391-426, doi: 10.14421/ajis.2017.552.391-426/ URL:
https://pdfs.semanticscholar.org/e7ef/d3e168b151a3b2a63d0f7e5a524d456fa453.pdf , doi: 10.14421/ajis.2017.552.391-426, р. 391 - 425.
5 Hubungan Internasional FISIP. URL: https://fisip.uinjkt.ac.id/hubungan-internasional/
6 Hubungan International. URL: https://w3.uinsby.ac.id/courses/hubungan-international/ Sarjana Hubungan Internasional Fakultas Psikologi dan Ilmu Sosial Budaya. URL:
https://www.uii.ac.id/program-pendidikan/sarjana-hubungan-internasional/
о
Universitas Paramadina Program Hubungan Internasional. URL: https://www.paramadina.ac.id/hubungan-internasional#tentang; https://id.wikipedia.org/wiki/Universitas_Paramadina
9 Обнародован список пятисот самых влиятельных мусульман мира. URL: https://islam-today.ru/obsestvo/obnarodovan_spisok_pyatisot_samyx_vliyatelnyx_ musulman_mira/https://islam-today.ru/obsestvo/obnarodovan_spi sok_pyatisot_ samyx_vliyatelnyx_musulman_mira/
10 Indonesia to Start Building International Islamic University Next Year/ URL: https://www.globalindonesianvoices.com/30680/indonesia-to-start-building-international-islamic-university-next-year/
11 Indonesia ready to build International Islamic university. URL: https://www.ucanews.com/news/indonesia-ready-to-build-international-islamic-
university/81312
12
Indonesia ready to build International Islamic university...
13
Indonesia to Build an International Islamic University to Promote 'Moderate Islam'. URL: https://www.globalindonesianvoices.com/27304/indonesia-to-build-an-international-islamic-university-to-promote-moderate-islam/
14 Indonesia ready to build International Islamic university/ URL: https://www.ucanews.com/news/indonesia-ready-to-build-international-islamic-university/81312
Статья поступила в редакцию 06.03.2020, принята к публикации 23.03.2020.