ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXIII (№ 33, 2016)_
© Ефимова Л.М.
МГИМО(У) МИД РФ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ПРЕЗИДЕНТА ИНДОНЕЗИИ ДЖОКО ВИДОДО
В ноябре 2014 г. на девятом Восточноазиатском саммите (ВАС) в Мьянме только что избранный президент Индонезии Джоко Видодо в пятиминутной речи обнародовал свою внешнеполитическую доктрину под названием «Индонезия - морская ось мира». Её смысл состоит в превращении Индонезии в мировую морскую державу1.
Президент решил обнародовать свою доктрину именно на ВАС, поскольку, по его мнению, этот форум играет важнейшую роль в вопросах обеспечения безопасности, стабильности и экономического процветания. Участие в работе форума принимали руководители 10 стран АСЕАН, президенты США, Южной Кореи, главы правительств КНР, России, Австралии, Индии, Новой Зеландии и Японии. 18 государств - членов ВАС представляют совокупно около 55% мирового населения, при ВВП около 56% от мирового ВВП.
Обосновывая свою доктрину, Джоко Видодо отметил, что в настоящее время геополитический и геоэкономический центр мирового развития перемещается с Запада в Восточную Азию. Азиатские страны интенсивно развиваются. Наиболее динамичным регионом становится Восточная Азия: средний рост ВВП здесь достигает 7%, составляя около 40 миллиардов американских долларов; сосредоточено примерно 40% мировой торговли. А поскольку 80% международной коммерции осуществляется по морям, то море приобретает возрастающее значение для будущего человечества.
В самом центре происходящих в мире глубоких перемен находится Индонезия, подчеркнул президент. Географически страна расположена на стыке двух океанов - Индийского и Тихого. Связывающие их морские пути чрезвычайно важны для международной торговли. Стратегическое значение Индийского и Тихого океанов состоит также в таящихся в них огромных
богатствах - энергетических и других природных ресурсах, которые будут определять будущее этих регионов.
Все эти коммуникации проходят через территориальные воды Индонезии, превращая страну в глобальный геополитический и геоэкономический узел. Располагаясь на островах и будучи окруженной со всех сторон морями, Индонезия должна заявить о себе как о мировой морской державе, как о геостратегическом центре между двумя океанами. Превращение Индонезии в морскую ось мира открывает новые возможности для налаживания широкого и взаимовыгодного сотрудничества как в региональном, так и международном масштабе.
Президент выделил пять главных устоев, на которых базируется его доктрина.
1. Возрождение исторической морской культуры индонезийского народа. Проживая на 17 тысячах островов, индонезийский народ должен осознавать, что его идентичность, процветание и будущее неразрывно связаны с тем, как он распорядится морскими просторами.
2. Сохранение морских ресурсов и регулирование морских промыслов, сфокусировав внимание на установлении индонезийского суверенитета над морепродукцией.
3. Приоритетное развитие всеобъемлющей и современной морской инфраструктуры и коммуникаций, прокладывание стратегических морских путей и строительство современных глубоководных портов при одновременном улучшении судостроительной промышленности, логистики и морского туризма.
4. Активизация морской дипломатии, устранение источников конфликтов на море, таких как незаконный лов рыбы, нарушение суверенных границ, территориальные споры, пиратство и загрязнение морей при одновременном налаживании сотрудничества во всех сферах деятельности в морском пространстве. Море должно не разделять, а объединять государства и народы.
5. Как страна, представляющая собой стратегически важный мост между двумя океанами, Индонезия обязана наращивать морскую оборонную мощь в целях обеспечения безопасности на морских акваториях.
Эти цели следует сделать главными для Индонезии в XXI веке, — заявил президент. Индонезия должна превратиться в могучую державу в регионе двух мировых океанов - Индийского и Тихого и занять в нем достойное место. Таким образом, доктрина «Индонезия - морская ось мира» призвана определять внутреннюю и внешнюю политику правительства Джоко Ви-додо на период его президентства — 2014-2019 годы.
В речи президента были обрисованы основополагающие принципы внешней политики Индонезии на период 2015-2019 годов. Высказанные им идеи получили разъяснение и более детальное наполнение в документе МИД Индонезии под названием Стратегическая программа на 2015-2019 годы . Документ подчеркивает неизменную приверженность принятому ещё в 1948 г. принципу независимой и активной внешней политики, который будет реализовываться в новом стратегическом контексте изменений соотношения сил в глобальном и региональном аспектах.
Главной стратегической целью внешней политики и дипломатии на период 2015-2019 годов объявляется утверждение идентичности Индонезии как мировой морской державы. Для реализации этой цели МИД Индонезии видит свою миссию в усиление роли и влияния Республики на мировой арене, в том числе путем повышения дипломатической инициативности и активизации деятельности в осуществлении посреднических и стабилизаторских функций в международных отношениях.
Доктрина «Индонезия - морская ось мира» имеет три основных аспекта - глобальный международный, региональный и внутрииндонезийский. Первая внешнеполитическая установка новой доктрины вытекает из самого её названия и предполагает превращение Индонезии в общепризнанный мировой стратегический узел морских коммуникаций и логистики. Такая международная роль Индонезии, по мнению президента, прямо вытекает из географического положения и культурно-исторических традиций страны.
Современная Республика Индонезия занимает самый обширный на земном шаре Индонезийский (Малайский) архипелаг, западную часть острова Новая Гвинея и прилегающие к ней небольшие острова. Всего территория страны располагает-
ся на 17 804 крупных и мелких островах, только 6 000 из которых обитаемы. Общая площадь составляет 5.193.250 кв. км., из которых примерно две трети занимает морская акватория. Протяженность Индонезии с запада на восток достигает 5120 км., что сопоставимо с Европой, а береговая линия тянется на 81 тыс. км.
Через воды Индонезийского архипелага пролегают главные морские пути, связывающие Индийский и Тихий океаны. Малаккский пролив, Зондский пролив, пролив Ломбок и Мака-сарский пролив представляют собой главные артерии мировых морских коммуникаций. Через эти проливы проходит до 40% торговых судов разных стран, осуществляется до 60% мировой торговли. Малаккский пролив является самым загруженным в мире. Через него идут ежедневно до 3 тысяч судов, перевозится в Китай около 80% сырой нефти. Чтобы полностью соответствовать своей новой роли мировой морской оси Индонезия должна сделать своим приоритетом развитие морской инфраструктуры и коммуникаций в данном регионе, прокладывая морские пути и создавая глубоководные порты, одновременно улучшая свою собственную судостроительную промышленность, логистику и туризм.
Но одного этого, считает Джоко Видодо, недостаточно. Необходимо изменить менталитет индонезийцев. Народ, проживающий в стране, состоящей из 17 тыс. островов, должен осознавать, что его будущее зависит от того, как он распорядится морскими просторами. Ведь в старые времена Индонезия и была морской осью мира. Прежде средневековые индонезийские империи Шривиджайя и Маджапахит господствовали на морях. Индонезийцы плавали по волнам Тихого и Индийского океанов, достигая побережья Африки, где на острове Мадагаскар положили начало мальгашской народности. А пришли голландские колонизаторы и все изменили. До последнего времени развитие страны было сконцентрировано исключительно на суше. Необходимо вернуться к традиционной морской культуре индонезийского народа, возродить морскую мощь и славу Шривиджайи и Маджапахита.
Следует заметить, что эта идея не такая уж новая. Ещё первый президент Индонезии Сукарно в 1953 г. призывал ин-
донезийцев снова стать морской нацией в самом широком смысле этого слова: «Не корабельной прислугой, нет. Но морской нацией - владычицей морей. Морским народом, с большим торговым флотом, морским народом с мощным военным флотом, морским народом, бороздящим морские просторы в одном ритме с самими морскими волнами.»3. Видный общественно-политический деятель, бывший вице-президент и премьер-министр Индонезии Мохаммед Хатта также призывал проникнуться «мировоззрением между двумя континентами (Азией и Австралией - Л.Е.) и двумя океанами» (Индийским и Тихим - Л.Е.)4. Возрождая идеи отцов индонезийской государственности, президент Джоко Видодо провозгласил девиз: «В морях наше величие»5.
В доктрине президента Индонезии впервые была выдвинута концепция морской дипломатии. Прежде всего, морская дипломатия должна быть направлена на устранение источников конфликтов на море, таких как незаконный вылов рыбы, нарушение суверенитета, территориальные споры, а также пиратство и загрязнение морей. По оценкам индонезийских аналитиков, концепция морской дипломатии подчеркивает стремление президента решать все проблемы мирным дипломатическим путем посредством переговоров без применения каких-либо форм насилия.
С этой концепцией неразрывно связана вторая внешнеполитическая установка, которая заключается в укреплении суверенитета и юрисдикции Индонезии относительно её морской акватории, уточнения границ, урегулирования пограничных территориальных споров с соседними странами.
Президент призвал страну к возрождению и последовательному соблюдению на практике архипелажного мировоззрения и идентичности6. Впервые концепция архипелага Wawasan Nusantara была выдвинута в 1957 г. премьер-министром Индонезии Джуандой Картавиджайя и получила название «Декларация Джуанды». Эта концепция стала главным теоретико-правовым обоснованием и инструментом решения проблемы упрочения суверенитета, сохранения территориальной целостности и национального единства Индонезии.
До того момента территориальные границы Республики Индонезии базировались на Ордонансе Нидерландской Индии 1939 г. о внутренних морях и морских границах, согласно которому индонезийскими территориальными водами считалась лишь трехмильная зона от береговой линии вокруг каждого из островов. Следовательно, внутренние моря архипелага за пределами трехмильной зоны воспринимались в качестве нейтральных вод, доступных для свободного плавания иностранных кораблей. Таким образом, внутренние моря архипелага дробили территорию Республики Индонезии на бесчисленное множество мелких участков, трудно охраняемых и легко доступных для вторжения иностранных судов.
Декларация Джуанды впервые в мировой практике объявляла Индонезию государством-архипелагом. В документе устанавливалось, что «все воды, окружающие, находящиеся между и соединяющие острова Республики Индонезии, вне зависимости от их протяженности и ширины, являются неотъемлемой частью сухопутной территории Индонезии и, таким образом, частью внутренних, или национальных вод, находящихся под исключительным суверенитетом Республики Индонезии». Мирный проход иностранных судов гарантировался при условии отсутствия угрозы суверенитету и благополучию страны и народа. В 1973 г. Индонезия закрепила за собой право на континентальный шельф как азиатского, так и австралийского континентов, в 1980 г. была введена 200-мильная исключительная экономическая зона.
Концепция архипелага и архипелажное мировоззрение были подтверждены в решениях высшего органа власти Народного Консультативного Конгресса от 22 марта 1973 г. (ТАР № ГУ/МРК/1973), 22 марта 1978 г. (ТАР № IV/MPR/1978) и 12 марта 1983 г. (ТАР № II /МРК/1983).
В 1982 г. Индонезия вошла в число 117 государств, подписавших Конвенцию ООН по морскому праву, ратифицировав её в 1985 г. Для государств, полностью состоящих из островов, таких как Филиппины, Индонезия, Мальдивы и Сейшелы, Конвенция предусматривает особый статус — «государство-архипелаг». Расстояние территориальных и прилежащих вод, а также исключительных экономических зон для таких стран от-
считывается от базовой линии, соединяющей самые крайние точки самых крайних островов. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которые сами по себе являются суверенными государствами, а не являются частью какой-либо материковой страны. Таким образом, выдвинутая ранее Индонезией концепция архипелага была закреплена международным договором и получила официальное признание международного сообщества.
Воплощение в жизнь концепции архипелага повлекло за собой необходимость определения и делимитации границ с соседними государствами. Четкое определение устойчивых и законодательно зафиксированных сухопутных и морских границ стало одним из главных направлений внешней политики независимой Индонезии. Однако делимитация морских границ Индонезии сталкивается с большими трудностями и приводит к целому ряду разногласий и конфликтов с соседними странами.
С юридической точки зрения Индонезия имеет все основания отстаивать свои границы в спорах с соседними странами. Но на практике это встречает сопротивление соседей. Одни государства признают концепцию архипелага, но другие считают несправедливым отсчитывать границу от базовой линии, соединяющей самые удаленные точки суши, поскольку такой подход отводит Индонезии слишком обширные водные пространства. Они считают, что надо проводить границу на одинаковом расстоянии от береговой линии обеих стран.
Споры касаются всех уровней акватории - самой поверхности, водной толщи и морского дна. Все три уровня представляют большую ценность, так как богаты разнообразной рыбой и другими морепродуктами, включая водоросли, здесь же открыты крупные запасы нефти и природного газа.
До середины 2012 г. Индонезии удалось определить морские границы с семью соседними странами - Индией, Таиландом, Малайзией, Сингапуром, Вьетнамом, Папуа — Новой Гвинеей, Австралией. Но и с этими странами не все вопросы окончательно решены. Остаются неопределенными морские границы с Филиппинами, Тимором Лешти и тихоокеанским государством Палау. Продолжаются споры с КНР по поводу морского пространства к северо-востоку от островов Натуна.
Однако переговоры или подготовка к переговорам по пограничным вопросам так или иначе идут.
В ближайшие пять лет одним из приоритетов морской дипломатии должна стать работа по утверждению в регионе ЮВА и в мире в целом представления об Индонезии как о государстве - архипелаге. Власти предполагают интенсифицировать переговорный процесс с опорой на доктрину «Индонезия -морская ось мира» в интересах защиты и упрочения территориальной целостности Индонезии, суверенитета над водными пространствами, обеспечения безопасности и благосостояния самых отдаленных пограничных островов, а также сохранения морских ресурсов и контроля Индонезии над исключительной экономической зоной и континентальным шельфом. Для этого Индонезия намерена неуклонно и последовательно отстаивать решения ООН о статусе Индонезии как государства-архипелага при свободном законном проходе судов и пролете самолетов других стран.
Концепция морской дипломатии применяется Индонезией и относительно территориального конфликта вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море (ЮКМ), Индонезия, выступая в качестве медиатора, приветствует взятые сторонами обязательства по реализации Декларации по поведению в ЮКМ и поддерживает окончательное согласование Кода поведения в ЮКМ посредством безотлагательных консультаций.
Урегулирование территориальных споров Индонезия считает важным шагом в деле обеспечения безопасности в регионе и во всем мире. В этих целях МИД ставит задачу повысить активность и вклад Индонезии в деле ускорения урегулирования территориальных конфликтов в регионе посредством использования механизма АСЕАН.
Одним из внешнеполитических приоритетов на ближайшие пять лет объявляется ведущая роль и усиление влияния Индонезии в АСЕАН. Централизация АСЕАН, повышение роли и активного участия Индонезии в этой региональной организации рассматриваются как очень важные для преодоления угроз безопасности в регионе, которые исходят от конфликта вокруг островов ЮКМ и событий на Корейском полуострове. Одновременно Индонезия будет активно способствовать по-
вышению роли АСЕАН как на региональном, так и на глобальном уровнях. Главной задачей внешней политики Индонезии является повышение её престижа, влияния и авторитета как регионального центра силы в ЮВА.
Индонезия будет прилагать усилия для консолидации и повышения авторитета ВАС и своего вклада в работу этого форума. «Мы хотим, чтобы Индийский и Тихий океаны всегда были мирными и безопасными для международной торговли и не превращались в арену борьбы за природные ресурсы, морское превосходство, а также территориальных споров» — подчеркнул президент . Для обеспечения мира и безопасности в данном регионе Индонезия предлагает усилить приоритет сотрудничества на морях в деятельности ВАС.
Но доктрина «Индонезия - морская ось мира» содержит и более глобальные цели, а именно, серьезное расширение геополитических интересов Индонезии на бассейны Индийского и Тихого океанов. «Будучи морской осью мира, Индонезия, безусловно, должна участвовать в определении будущего развития регионов Индийского и Тихого океанов», — заявил Джоко Ви-додо. Это новый важный компонент внешней политики Индонезии на 2015-2019 годы.
В начале XXI века внешнеполитические приоритеты Индонезии были определены в виде трех расширяющихся концентрических кругов. Первый круг представляла АСЕАН и соседи по Юго-Восточной Азии. Вторым кругом являлась формула АСЕАН + 3, включавшая Японию, Китай и Южную Корею. На третье место в приоритетах были поставлены взаимоотношения с США и Евросоюзом. Говорилось также о необходимости укрепления отношений с развивающимися странами Азии и Африки, упоминалась значимость связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
При втором президентстве С.Б. Юдойоно был добавлен треугольник «Тихий океан - Индия — Тихий океан», охватывавший территорию, простиравшуюся до Японии на севере, Австралии на юго-востоке и Индии на юго-западе, в котором Индонезии отводилось центральное место.
Доктрина Джоко Видодо расширяет сферу интересов Индонезии на весь бассейн Индийского океана, включая при-
брежные государства Азии и Африки. Для такого расширения геополитических интересов Индонезии имеются основания. По акватории Индийского океана проходят морские границы страны с четырьмя государствами - Австралией, Индией, Малайзией и Таиландом общей протяженностью 1300 км. В восточной части Индийского океана располагается индонезийская исключительная экономическая зона площадью 1,5 миллиона квадратных километров. Индийский океан представляет большой интерес для Индонезии как интенсивно развивающийся регион, платформа для более широкого регионального и международного сотрудничества, но и как потенциальный источник угроз.
Из поставленной Джоко Видодо задачи превратить Индонезию в сильную державу в регионе двух мировых океанов и занять в нем подобающее место вытекает новый вектор внешней политики страны — активизация политической и дипломатической деятельности в бассейне Индийского океана. Теперь Индонезия позиционирует себя как центр интегрального морского региона, охватывающего полностью пространство между Азией и Австралией, а также системы двух океанов - Индийского и Тихого. Если прежнее правительство концентрировало внимание на отдельных политических игроках и аспектах региональной дипломатии, то новый президент имеет в виду дипломатическую деятельность, направленную на все географические векторы данного региона. Если ранее говорилось об Индии, то теперь речь идет об Индийском океане. Прежде Индонезия ставилась в центр треугольника «Тихий океан - Индия — Тихий океан», сейчас Индонезия мыслится как всемирная морская держава. Индийский океан и прибрежные страны становятся неотъемлемой составной частью индонезийского внешнеполитического видения.
МИД Индонезии включил Сообщество стран бассейна Индийского океана в число приоритетных объектов для региональной многосторонней дипломатии. Членами Ассоциации являются 20 стран Азии и Африки, расположенные по берегам Индийского океана. Шесть государств стали его диалоговыми партнерами, в том числе Великобритания, США, Франция, Китай, Япония и Египет. Будучи одной из стран-основателей этой организации, Индонезия предполагает играть в ней весьма ак-
тивную роль. Пока страна является вице-председателем этой организации, а в период 2015-2017 годов Индонезия займёт пост председателя Сообщества, сменив Австралию. Индонезия планирует превратиться в эпицентр этих двух гигантских регионов и стать связующим звеном между ними.
Все более заметным элементом внешней политики Индонезии становится позиционирование себя в качестве истинно демократического государства. В документе МИД напоминается, что Индонезия сегодня представляет собой третью по величине территории и населению демократию в мире (после Индии и США). Отсюда одной из важных задач внешней политики провозглашается продвижение демократии в мировом масштабе. Индонезия активно выступает за демократизацию и соблюдение прав человека на региональном и мировом уровнях, организуя встречи в рамках Балийского демократического форума, участвуя в формировании Асеановской межправительственной комиссии по правам человека, активно работая в качестве члена Совета по правам человека при ООН. Страна сотрудничает с арабскими государствами, передавая им свой опыт демократических преобразований. Эту деятельность Республика намеревается продолжать и развивать.
Индонезия выражает серьезную озабоченность относительно сохранения мира и стабильности на международной арене, поэтому страна стремится усилить свою миротворческую и посредническую миссии, в том числе путем более весомого участия в миротворческих операциях за счет увеличения индонезийских контингентов в горячих точках планеты и интенсификации дипломатической активности в ООН.
Что касается глобальных проблем, таких как организованная международная преступность, отмывание денег, похищение людей, незаконная миграция, киберпреступность и терроризм, то Индонезия намерена продолжить борьбу с этим злом в сотрудничестве с другими государствами.
Индонезия будет продолжать оказывать материальную и моральную помощь и поддержку бедным странам, в том числе в рамках сотрудничества «юг-юг».
В документе МИД имеется абзац, посвященной целям и задачам Индонезии в мировом исламском движении. Как из-
вестно, в этой стране живет больше приверженцев ислама, чем в любой другой стране мира. Мусульмане насчитывают около 90% всех жителей. Будучи самой крупной мусульманской страной, Индонезия стремится выдвинуться в лидеры мировой исламской уммы (сообщества единоверцев), позиционируя себя как влиятельный центр умеренного ислама. Страна планирует активизировать свою деятельность в исламском движении и развивать сотрудничество с исламскими государствами, в том числе в рамках межправительственной Организации исламского сотрудничества (ОИС). Индонезия поддерживает процесс реформирования ОИС, чтобы организация могла представлять и защищать интересы мировой исламской уммы в изменившихся условиях начала 21 века. Индонезия намерена также усиливать свой авторитет и влияние в ОИС.
Индонезия планирует прилагать усилия для противодействия распространению негативных представлений об исламе, особенно на Западе, и стремиться выступать в качестве связующего моста между европейской и исламской цивилизациями. Страна берет на себя обязательства гарантировать религиозную свободу, толерантность и гармонию, показывая на собственном примере совместимость ислама, демократии и модернизации.
Более того, президент упоминал и о превращении Индонезии во всемирный центр — узел сотрудничества цивилизаций. Для этого в Индонезии есть все условия.
Индонезийские острова населены многочисленными этническими группами со своей собственной культурой, традициями и религиозными представлениями. Эта территория явилась центром пересечения и слияния мировых цивилизаций -индийской и китайской, исламской и европейской. Они сосуществуют в мире и согласии, взаимно проникая и взаимно дополняя друг друга. Недаром девизом государства, начертанном на его гербе, являются слова «Единство в многообразии».
В конституции Республики Индонезии, принятой в августе 1945 г. и действующей поныне, в качестве одного из пяти принципов Панчасила, декларированных как «философская основа» индонезийской государственности, первым принципом выступает принцип религиозности. Он трактуется как монотеизм (вера в единого бога), провозглашает равенство всех суще-
ствующих в стране религий, свободу вероисповедания, утверждает религиозную основу национальной государственности. Эта религиозная основа не связывается ни с одной из имеющихся в стране религий, в том числе и с исламом.
Несмотря на то, что основная масса индонезийского населения считает себя мусульманами, в стране нет государственной или официальной религии. Статья 29 конституции гарантирует свободу вероисповедания и отправления культов. Все основные мировые религии и религиозные общины в современной Индонезии независимо от числа приверженцев имеют одинаковый статус и равные права8. Внешнеполитическая стратегия направлена на утверждение образа Индонезии на мировой арене в качестве примера истинного мультикультурализма, толерантности и межцивилизационной гармонии. На мировой арене Индонезия берет на себя миссию защитника и пропагандиста религиозной терпимости, плюрализма, сотрудничества цивилизаций.
Новая внешнеполитическая доктрина ставит приоритетной задачей повышение роли и авторитета Индонезии в мировой политике в целом, превращение страны во влиятельную мировую державу.
Это будет достигаться посредством повышения дипломатической активности в разрешении ближневосточного вопроса, в деятельности ООН, в борьбе за полное и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний. Важными составными частями в достижении поставленной цели должно стать укрепление двустороннего сотрудничества с ведущими стратегическими державами мира, региональными и всемирными организациями. Значительная роль отводится использованию «мягкой си-лы»—прямым контактам между народами, культурному обмену, обращению к индонезийской диаспоре. Индонезия будет также использовать экономическую дипломатию для решения проблем мировой экономики в рамках форума G-20.
Новым является стремление Индонезии продвинуть свои кадры для работы в международных организациях.
Пятый пункт новой доктрины Джоко Видодо предусматривает повышение безопасности на морях. Как страна, пред-
ставляющая собой мост между двумя океанами, Индонезия обязана наращивать свою морскую оборонную мощь.
Опираясь на эту доктрину, Индонезия намерена переместить приоритеты безопасности на морскую акваторию. Морская безопасность будет обеспечиваться как береговой охраной, так и флотом. Располагаясь на самом обширном архипелаге, страна предполагает значительно увеличить количество патрульных и боевых кораблей. Индонезия планирует наращивать мощь военно-морского флота и авиации с тем, чтобы превратиться в могучую военно-морскую державу. Опираясь на эту доктрину, президентом Индонезии выдвинута задача создания всеобъемлющей и современной военно-морской инфраструктуры и коммуникаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Внешнеполитическая доктрина Джоко Видодо о превращении Индонезии в мировую морскую державу встретила одобрение и поддержку со стороны индонезийской общественности. Все согласны с тем, что народ, проживающей в стране, состоящей из почти двух десятков тысяч островов, должен осознать, что его будущее неразрывно связано с морями.
Доктрина Джоко Видодо призвана, через превращение Индонезии в мощную морскую державу, вывести страну на новый уровень участия в международных отношениях и повысить её статус на мировой политической арене. Осознавая трудности, стоящие на этом нелегком пути, индонезийская общественность, тем не менее, надеется, что доктрина может сделать Индонезию равной Китаю и США в точки зрения технологий и всемирных масштабов влияния. Страна имеет шансы превратиться в великую мировую державу и стать одним из важных игроков на политической арене мира. Эту цель следует считать одним из приоритетов национальных интересов Индонезии.
1 Pidato Lengkap Jokowi di KTT ASEAN Soal Poros Maritim. (in Indonesian)
л
Rencana Strategi Kementerian Luar Negeri Republik Indonesia 2015-2019 www.kemlu.go .id/RENSTRA%...
-5
Mewujudkan Indonesia Sebagai Poros Maritim Dunia yang Maju dan Man-diri. http://www.bakosurtanal.go.id/berita-surta/show/mewujudkan-indonesia-sebagai-poros-maritim-dunia-yang-maju-dan-mandiri http://dunia.news.viva.co.id/news/read/558043-pidato-lengkap-jokowi-di-ktt-asean-soal-poros-maritim
4 Vibhanshu Shekhar and Joseph Chinyong Liow. Indonesia as a Maritime Power: Jokowi's Vision, Strategies, and Obstacles Ahead.
http: //www.brookings .edu/research/articles/2014/11 /indonesia-maritime-liow-shekhar P. 6
5 "Jokowi's Inaugural Speech as Nation's Seventh President," The Jakarta Globe, Oct 20, 2014.
http://thejakartaglobe.beritasatu.com/news/jokowis-inaugural-speech-nations-seventh-president/
6 Подробно об архипелажном мировоззрении см. Ефимова Л.М. Концепция архипелага и территориальные проблемы Индонезии // Территориальный вопрос в афро-азиатском мире. М., 2013. c. 159-179.
"Jokowi's Inaugural Speech as Nation's Seventh President," The Jakarta Globe, Oct 20, 2014,
http://thejakartaglobe.beritasatu.com/news/jokowis-inaugural-speech-nations-seventh-president/
o
Подробнее см. Ефимова Л.М. Республика Индонезия. // Политические системы стран Юго-Восточной Азии. М., 2014. С. 123-156.