4. Khuseynov, V., Denisov N., Savkin S., Demidenko S. Greater Middle East: Incentives and preliminary results of democratization. Moscow, OLMA Media Show Publ., 2007, 590 p.
5. Trukhin, A. S. Evolution of geopolitical processes in the context of ethno-religious and civilizational changes in the Gulf countries. Moscow, 2015, 217 p.
6. Belozerov, V. K. Passion for water. What resources will be most in demand? Russia in global politics, 2009, no. 3, pp. 150-160.
7. Morozov, V. M. Israel and Mediterranean security. International processes, 2012, vol. 10, no. 30, pp. 91-97.
8. Emelyanov, A. I. Geopolitical role of Russia in the modern world: civilizational component. Education and Law, 2017, no. 11, pp. 17-20.
9. Erdogan announced the start of the Turkish military operation in Syria. Available at: https://ria.ru/20191009/1559589380.html.
10. Turkish military operation in northern Syria. Available at: https://www.rbc.ru/photoreport/14/10/2019/5da432a29a79473680ab09ed.
11. Belozerov, V. K. Sources and prospects of the global American project. Problem analysis and statemanagement design, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 126-134.
12. Emelyanov, A. I. Civilizational foundations of Russia's mission in the modern world in the XXI century. Bulletin of the Russian nation, 2017, no. 6 (58), pp. 25-34.
13. Constitution of the Syrian Arab Republic of 2012. Available at: https://worldconstitutions.ru/?p=459.
14. Muhammad, Sh. A. Inter-parliamentary relations as a factor in the development of representative power in the Syrian Arab Republic. Moscow, 2000, 27 p.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, РАЗВИТИЕ
Таирова Шахноза Собирджоновна, магистрант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
Головина Екатерина Евгеньевна, аспирант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: [email protected]
История взаимоотношений современной России и Европейского союза (ЕС) насчитывает около тридцати лет. Санкционная политика, проводимая странами Западного альянса, в т. ч. ЕС, и ответные контрмеры России в значительной мере повлияли на снижение деловой активности как в политической, так и в экономической сферах. Произошли существенные колебания показателей объёмов и динамики внешнеторгового оборота, а также изменения в инвестиционной политике. Современная геополитическая ситуация и неоднородность экономических интересов государств-членов ЕС препятствуют эффективному развитию взаимного сотрудничества. Глобальные вызовы и угрозы сопровождаются глубокими трансформационными процессами в международных отношениях. Восточный поворот во внешнеэкономической политике России, отвечающий стратегическим национальным приоритетам в многосторонних отношениях с иностранными государствами (прагматизм, многовекторность, предсказуемость), выступает стимулирующим фактором «новой политико-экономической доктрины» запада, основанной на принципах взаимовыгодного и равноправного партнерства. В этих условиях одним из приоритетных направлений в рамках взаимодействия России и ЕС остаётся деятельность в области энергетической политики, формирующей единое экономическое пространство в сфере энергетической безопасности и повышения взаимной конкурентоспособности экономик. На основе результатов исследования основных противоречий, выявлены специфические особенности их проявления, основные проблемы и перспективы развития дальнейшего сотрудничества государств-членов ЕС и России.
Ключевые слова: Россия, ЕС, сотрудничество, интеграционные процессы, экономическое сотрудничество, международные отношения, инвестиции, товарооборот, санкции, российско-китайское партнерство
INTERNATIONAL RELATIONS OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION: STATE, PROBLEMS, DEVELOPMENT
Tairova Shakhnoza S., undergraduate Astrakhan State University
20a Tatisheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: [email protected]
Golovina Ekaterina E., postgraduate student Astrakhan State University
20a Tatisheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: [email protected]
The history of relations between modern Russia and the European Union (EU) totals about thirty years. Sanctions policy pursued by the countries of the Western Alliance, incl. The EU and Russia's countermeasures have significantly affected the decline in business activity in both the political and economic spheres. There were significant fluctuations in the indicators of volumes and dynamics of foreign trade turnover, as well as changes in investment policy. The current geopolitical situation and the heterogeneous economic interests of the EU member states impede the effective development of mutual cooperation. Global challenges and threats are accompanied by deep transformational processes in international relations. The eastern turn in Russian's foreign economic policy, which meets strategic national priorities in multilateral relations with foreign countries (pragmatism, multi-vector, predictability), is a stimulating factor in the "new political and economic doctrine" of the West, based on the principles of mutually beneficial and equal partnership. Under these conditions, one of the priority areas in the framework of interaction between Russia and the EU remains activity in the field of energy policy, which forms a single economic space in the field of energy security and enhancing the mutual competitiveness of economies. Based on the results of the study of the main contradictions, the specific features of their manifestation, the main problems and prospects for the development of further cooperation of the EU Member States and Russia were identified.
Keywords: Russia, the EU, cooperation, integration processes, economic cooperation, international relations, investments, trade, sanctions, Russian-Chinese partnership
Россия и Евросоюз - два важных игрока на международной арене. Традиционные торгово-экономические отношения и единое континентальное расположение обусловливают объективную необходимость дальнейшего развития политико-экономических, в том числе энергетических взаимоотношений. Однако политический кризис на Украине пошатнул поступательное развитие сложившихся отношений. Ключевыми разобщающими факторами продолжают оставаться существующие различия в выборе политических направлений и векторов развития систем.
Выбор западной или восточной ориентации сотрудничества с давних пор являлся проблемным вопросом для России. Утверждение о собственном пути развития приобрело известность в славянофильских учёных кругах, главными представителями которых были А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Однако монархическая форма правления в России в некоторой степени сближала её с европейскими монархиями, поэтому только после Октябрьской революции 1917 г. начался процесс охлаждения российско-(советско-)-европейских отношений.
В начале XX в. остро встал вопрос об образовании единой европейской (межъевропейской) организации, идея объединения которой имела многовековую историю.
О создании единой Европы ещё в 1915 г. высказывался В. И. Ленин в работе «О лозунге Соединённых Штатов Европы». По его мнению, Соединённые Штаты Европы при капитализме равняются соглашению о дележе колоний. Но при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы [8, с. 353]. Идея европейской интеграции казалась В. И. Ленину возможной для реализации, но даже согласованность и успешное формирование подобной системы не гарантировало абсолютную стабильность. «Конечно, возможны временные соглашения между капиталистами и между державами. В этом смысле возможны и Соединённые Штаты Европы как соглашение европейских капиталистов. На современной экономической основе, т. е. при капитализме, Соединённые Штаты Европы означали бы организацию реакции для задержки более быстрого развития Америки» [8, c. 353]. Вопреки отрицательным прогнозам В. Ленина европейская интеграция через тридцать шесть лет начала ускоренно развиваться.
В 1951 г. было образовано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), которое считается предшественником ЕС. С этого момента идея о Соединённых Штатах постепенно начала находить практическое применение. Ведущие европейские государства понимали необходимость послевоенного восстановления экономики, а также упрочения позиций на международной арене. Позднее, в 1957 г. ЕОУС преобразовано в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), как региональное интеграционное объединение, просуществовавшее с 1957 по 1993 г.
В соответствии с Маастрихтским договором (1992 г.), ЕЭС преобразовано в региональное экономическое и политическое объединение 28-и европейских государств - Европейский союз (Евросоюз, ЕС), развитие которого сопровождалось процессами территориального расширения. Для России самым знаковым считается его пространственное расширение и «продвижение» на восток, когда в 2004 г. к европейской организации присоединились государства, некогда входившие в состав СССР. Впервые за всю историю существования ЕС так близко «подобрался» к границам России. Восточное расширение стало импульсом к дальнейшему развитию сотрудничества внутри Евросоюза, но оно также послужило основой для возникновения новых разногласий между ЕС и Россией.
История отношений современной России и Европейского союза насчитывает около тридцати лет. Формальной точкой отсчёта служит Соглашение о торговле, коммерческом
и экономическом сотрудничестве, подписанное ещё в советское время, в декабре 1989 г. [3, с. 5]. В начале возникали трудности развития взаимоотношений ввиду неустойчивого политического и социально-экономического состояния России после распада СССР и чеченскими военными кампаниями. Препятствием также послужило вхождение большинства стран-участниц ЕС в состав военно-политического блока НАТО.
Полноценному развитию российско-европейских отношений препятствует совокупность проблем, в число которых входит их политическая стагнация, защита так называемых «либеральных ценностей» и отстаивание весьма противоречивых внутренних интересов между отдельными странами Евросоюза на международной арене. Поэтому важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах стал процесс активизации развития взаимовыгодных двусторонних связей с ведущими экономическим странами ЕС (Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой, Итальянской Республикой, Королевством Испания) и другими государствами Европы. В связи с этим выделяется группа государств-членов ЕС, с которыми Россия сохраняет тесные партнерские отношения. Само сообщество имеет условное разделение на «более развитых участников», куда входят основатели организации, и «менее развитых» (восточные) государства-члены, присоединившиеся значительно позже.
Германия, Франция, Италия поддерживают тесное сотрудничество с Россией, а отношения между Россией и Великобританией, одним из государством-основателем ЕС, «изменчивы». С некоторыми странами ЕС Россия также имеет и поддерживает более устойчивые и эффективные связи, чем с остальными. Подтверждением может послужить объем потока прямых инвестиций из Российской Федерации в страны ЕС и в Россию по странам-партнерам ЕС (табл. 1).
Таблица 1
Прямые инвестиции из Российской Федерации в страны ЕС и Российскую Федерацию _по странам-партнерам ЕС, сальдо операций (млн долл. США)_
Страны Годы Доля в объёме прямых инвестиций, %
2013 2014 2015 2018 2013 2014 2015 2018
Прямые инвестиции из Российской Федерации в страны ЕС
Всего 2878,7 3662,5 3802,6 2992,7 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе (по ведущим странам ЕС)
Германия 1,3 1,0 738 1052 0,05 0,02 19,4 35,2
Франция 449 523 74 -65 15,6 14,2 1,9 -2,1
Италия 538 587 117 32 18,6 16,0 3,1 1,1
Великобритания 1,3 1,9 -439 3,8 0,04 0,05 -11,5 0,1
Итого 989,5 1113 490 1022,8 34,3 30,3 12,9 34,3
Из общей суммы (всего) наиболее крупные инвестиции в прочие страны ЕС
Ирландия 264 91 479 875 9,2 2,5 12,5 29,2
Финляндия 91 146 1,5 228 3,2 4,0 0,03 7,6
Болгария 554 64 48 314 19,2 1,7 1,2 10,4
Австрия 133 1,1 746 221 4,6 0,03 19,6 7,3
Чехия 340 277 24 96 11,8 7,5 0,6 3,2
Латвия 568 513 -22 136 19,7 14 -0,5 4,5
Итого 1950 1092 1276,4 1870 67,7 29,7 33,4 62,2
Прямые инвестиции в Российскую Федерацию из стран ЕС
Всего 3223,3 1205,4 783,3 2307,1 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе (по ведущим странам ЕС)
Германия 335 349 1,4 341 10,3 29 0,1 14,7
Франция 2,1 2,2 1,7 1,1 0,1 0,1 0,2 0,04
Италия 118 158 56 579 3,6 13,1 7,1 25
Великобритания 19 120 1,1 -516 0,6 10 0,1 -22,3
Итого 474,1 629,2 60,2 405,1 14,5 52,2 7,5 17,4
Из общей суммы (всего) наиб олее крупные инвестиции из прочих стран ЕС
Болгария 4 13 1 14 0,1 1,07 0,1 0,6
Венгрия 736 534 -452 259 22,8 44,3 -57,7 11,2
Латвия 285 338 196 60 8,8 28 25 2,6
Литва 8 -50 2 20 0,2 -4,1 0,2 0,8
Швеция 1,2 166 122 377 0,03 13,7 15,5 16,3
Финляндия 216 124 -272 582 6,7 10,2 -34,7 25,2
Итого 1250,2 1125,0 -403,0 1312,0 38,6 93,1 -51,6 56,7
Примечание: составлено и рассчитано по данным [10].
По значимости российских вложений (объёму и структуре) можно выделить государства-лидеры: Германия, Ирландия, Болгария, Финляндия, Австрия, что объясняется общностью экономических интересов и реализацией совместных, главным образом, энергетических проектов. Однако поток инвестиций из России в «ведущую четвёрку» более чем вдвое снизился лишь в 2015 г. из-за антироссийской политики Великобритании (отток инвестиций - 439 млн долл. США). При этом по итогам 2015-2018 гг. весь объём инвестиций направлен в Германию и многократно возрос. В отношении двух оставшихся лидеров европейской четверки (Франция, Италия) сохраняется тенденция снижения инвестиционной активности.
По объёму прямых инвестиций стран-партнеров ЕС в российскую экономику выделяются Германия, Италия, Швеция, Венгрия, Финляндия, из которых только Германия и Италия относятся к «большой четвёрке». В общем объёме инвестиционных вложений наблюдается циклическая динамика. При это доля вложений менее развитых государств-членов ЕС достигла 56,7 % от общего объёма прямых инвестиций в 2018 г., в то время как доля инвестиций стран-лидеров ЕС составила лишь 17,4 %. Сложившаяся структура может свидетельствовать о возрастании инвестиционной активности «нейтральных» стран (Швеция, Финляндия), а также реинвестирования вложений собственников российских активов через офшорные компании или иные государства.
ЕС имеет двухмерную торговую систему. С одной стороны, внутриблоковая торговля (The EU Intra-trade), с другой - внеблоковая (The EU Extra-trade). Доля внутриблоковой торговли превосходит долю внеблоковой. В 2017 г. показатели торговли внутри ЕС составляли 63,1 % по экспорту и 59,4 % - по импорту. Показатели внеблоковой торговли в том же году составляли 36,9 и 40,6 %, соответственно. Несмотря на доминирование внутриблоковой торговли, контакты с третьими странами не прекращаются. В сфере товарного вывоза ЕС за пределы организации выделяются пять ведущих государств, на долю которых в совокупности в 2017 г. приходилось практически половина (47,3 %) его общей стоимости: США (20,8 %), Китай (9,7 %), Швейцария (8,2 %), Турция (4,5 %) и Россия (4,1 %). При этом до 2015 г. РФ заметно опережала Турецкую Республику по своему долевому участию, занимая постоянно в рамках этой «группы пяти» четвёртое место [2, с. 105].
Динамика внешнеторгового оборота России и ЕС за период с 2013 по 2018 г. претерпела существенные изменения (табл. 2).
Таблица 2
Внешнеторговый оборот России и стран ЕС за 2013-2018 гг._
Страны Внешнеторговый оборот, млрд долл. США, годы Доля во внешнеторговом объёме, %, по годам
2013 2014 2015 2018 2013 2014 2015 2018
Всего 417,7 377,3 235,8 294,2 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе (по ведущим странам ЕС)
Германия 75,0 70,0 45,7 59,6 17,9 18,5 19,3 20,2
Франция 22,2 18,3 30,6 17,1 5,3 4,8 12,9 6,0
Италия 53,8 48,4 11,6 26,9 12,8 12,8 4,9 9,1
Великобритания 24,5 19,3 11,1 13,7 5,8 5,1 4,9 4,6
Итого 175,5 156,0 99,0 117,3 42,0 41,3 41,8 39,8
Из общей суммы (всего) наиболее крупные по внешнеторговому обороту страны ЕС
Нидерланды 75,9 73,2 43,9 47,1 18,1 19,4 18,6 16,0
Финляндия 18,7 15,9 9,7 14,7 4,4 4,2 4,1 5,0
Латвия 11,2 13,2 7,4 5,1 2,6 3,4 3,1 1,7
Польша 27,9 23,0 13,7 21,6 6,6 6,09 5,8 7,3
Бельгия 11,7 12,7 8,4 11,6 2,8 3,3 3,5 4,0
Итого 145,4 138,0 83,1 100,1 34,8 36,5 35,1 34,2
Примечание: составлено и рассчитано по данным [5].
Внешнеторговую динамику России и ЕС можно разделить на два периода: до 2013 г., когда внешняя торговля имела положительную динамику развития, и после 2014 г., когда показатели стали значительно ухудшаться. Резкий спад внешнеторговых показателей обусловлен рядом причин: напряжённой международно-политической ситуацией; введением странами ЕС торговых ограничений и ответной реакцией РФ; спадом экономического развития внутри ЕС, который был вызван резким ростом международной напряжённости и осложнением ситуации с Россией; трансформацией ценовой конъюнктуры на мировом рынке [4].
Внешнеторговый оборот имеет циклический характер. В целом показатели внешнеторгового оборота между Россией и ЕС снижаются, а доля ведущих стран ЕС с 2015 по 2018 г. сократилась на 2 %. С некоторыми ведущими государствами ЕС Россия наращивает торговый оборот. В то же время доля торгового оборота с Францией подвержена колебаниям (подъём с 2014-2015 гг. на 8,1 %; снижение с 2016-2018 гг. на 6,8 %). Динамика внешнеторгового оборота с другими государствами-членами ЕС не так циклична, а доля наиболее крупных стран ЕС снизилась несущественно (0,6 %). Развитие торговых отношений в энергетической сфере, несмотря на санкционную политику запада, осталось неизменным, хотя по отдельным группам высокотехнологичных товаров и продовольствию существенно приостановлено. В результате произошёл структурный сдвиг во внешнеторговом обороте России и ЕС - сохранение доли экспортных поставок из РФ и сокращение импорта.
Несмотря на санкционную политику Запада, ЕС по-прежнему остается ведущим торговым партнером России (табл. 3).
Таблица 3
Внешнеторговый оборот России с ведущими мировыми государствами-партнерами _за 2017-2018 гг., млрд дол. США_
Страны Всего В том числе
2017 2018 экспорт импорт
2017 2018 2017 2018
Всего 585,2 687,5 357,8 449,3 227,4 238,2
в т. ч. в процентах - 117,5 - 125,6 - 104,7
Из них по ведущим торговым партнерам мира
1. Китай 87,0 108,3 38,9 56,0 48,1 52,3
в т. ч. в процентах - 124,4 - 143,9 - 108,7
2. Германия 50,0 59,6 25,7 34,0 24,3 25,6
в т. ч. в процентах - 119,2 - 132,2 - 105,3
3. Нидерланды 39,5 47,2 35,6 43,4 3,9 3,8
в т. ч. в процентах - 119,4 - 121,9 - 0,9
4. Беларусь 30,6 34,0 18,5 21,8 12,1 12,2
в т. ч. в процентах - 111,1 - 117,8 - 100,8
5. Италия 23,9 27,0 13,8 16,4 10,1 10,6
в т. ч. в процентах - 112,9 - 118,8 - 104,9
Итого по ведущим торговым партнерам мира
Итого 231,0 276,1 132,5 171,6 98,5 104,5
в т. ч. в процентах - 119,5 - 129,5 - 106,0
Доля во внешнеторговом обороте 39,4 40,1 37,0 38,1 43,3 43,8
Примечание: составлено и рассчитано по данным [9].
Данные свидетельствуют, что в ТОП-5 стран мира, с которыми Россия активно развивает торгово-экономические и политические отношения, внешнеторговый оборот за 2018 г. вырос на 19,5 %, основной прирост которого произошёл за счёт роста экспорта (29,5 %). Причём с КНР экспортный товарооборот вырос на 43,9 %, а с Германией - только на 32,2 %. Следовательно, в географии российской внешней торговой политике наметились кардинальные изменения. По совокупной сумме товарного оборота Китай занимает лидирующую позицию. Наметился восточный поворот во внешнеэкономической политике (Китай), который не означает утрачивание интереса к Европе. Из пяти стран-лидеров по мировому внешнеторговому обороту с Россией три государства являются членами ЕС. Евросоюз продолжает сохранять лидирующую позицию по торговому обороту с Россией.
По данным Минэкономразвития России, товарооборот с ЕС только за 2018 г. увеличился на 19,3 %, при этом прирост экспорта составил 28,3 %, а импорта - 2,7 %, что говорит о ресур-соориентированной направленности российско-европейской торговли. Наибольший прирост товарооборота также отмечается со странами БРИКС - 22,4 % ($125,4 млрд) и со странами ШОС - 20,8 % ($145,3 млрд). Товарооборот со странами СНГ увеличился на 10,8 %, до $80,8 млрд, в том числе со странами ЕАЭС - на 9,0 %, до $56,1 млрд, сохраняя устойчивые рост позитивных тенденций [14]. Следовательно, российский внешнеторговый оборот ориентирован по двум ключевым направлениям (Запад - Евросоюз и Восток), каждое из которых играет большую роль для развития экономики нашей страны. Поэтому, по мнению МИД РФ, «ключевым направлением развития российско-европейских отношений должна стать гармонизация интеграционных процессов. Формирование Большого евразийского пространства может
послужить ключом для нового старта в российско-европейских отношениях. Движение в этом направлении уже началось через сопряжение планов развития ЕАЭС и китайского проекта "Один пояс - один путь"» [6].
При сохранении ЕС как важнейшего торгово-экономического и внешнеполитического партнёра России обеспечивается расширение взаимодействия с восточными партнерами, в особенности с Китаем, в рамках инициативы нового «Экономического пояса Шёлкового пути» [16]. Возрастающее российско-китайское экономическое сотрудничество обусловлено схожестью национальных приоритетов, внешнеполитического курса и взглядами на международную политику.
Россия, являясь посредником, «мостом», соединяющим Европу и Азию, в равной степени близка и к первому, и ко второму континенту, поэтому налаживание евроазиатских отношений входит в число приоритетных направлений не только ЕС и стран Азии, но и России. В условиях глобального расширения азиатского рынка государства-участники Евросоюза ориентированы на устойчивость и сохранение своих позиций на международной арене. Аналогичные цели преследует и Россия, однако признания ЕС и Россией общности целей и интересов недостаточно для выстраивания торгово-экономического и политического сотрудничества.
Важнейшие ориентиры развития партнерства России со странами ЕС изложены в Концепции внешней политики Российской Федерации и предусматривают [15]:
• выстраивание конструктивного, стабильного и предсказуемого сотрудничества со странами ЕС на принципах равноправия и взаимного уважения интересов;
• совершенствование как договорно-правовой базы, так и институциональных механизмов сотрудничества в целях обеспечения взаимной выгоды и оптимального выстраивания партнерских связей, в том числе в сфере энергетики;
• формирование общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана на основе гармонизации и сопряжения процессов европейской и евразийской интеграции, что позволит не допустить появления разделительных линий на европейском континенте.
Для достижения указанных положений «Российская Федерация настроена на поддержание интенсивного и взаимовыгодного диалога с ЕС по основным вопросам внешнеполитической повестки дня, а также на дальнейшее развитие практического взаимодействия во внешнеполитической и военно-политической сферах. Потенциал имеет активизация совместной работы России и ЕС по противодействию терроризму, неконтролируемой и незаконной миграции, а также организованной преступности, включая такие ее проявления, как торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и взрывчатых веществ, киберпреступность» [15].
Весомым условием для развития российско-европейских отношений должно послужить признание странами ЕС евразийской интеграции. Модель этих отношений, существовавшая с начала 1990-х гг. вплоть до украинского кризиса, опиралась на предположение о всё более тесном сближении и взаимодействии Российской Федерации с Европейским союзом, а также о последовательной и нарастающей внутренней «европеизации» самой России. Этой модели отношений более не существует и в обозримой перспективе она не может быть восстановлена. Новая модель ещё не только не созрела, но даже не стала пока предметом серьёзных обсуждений. Какой она будет, зависит не только от эволюции отношений РФ - ЕС или даже Россия - США, сколько от развития ситуации в самой России, а также в Европе [14].
Сложность отношений объясняется сохранением ряда неразрешённых проблем, а также различных позиций в вопросах миропорядка и дальнейшего мироустройства. Совершенно очевидно, что Россия и ЕС не могут пренебрегать развитием взаимного сотрудничества в силу территориальной близости и сложившимися торгово-экономическими связями. Однако на современном этапе политико-экономические развитие приобрело негативные тенденции. В то же время, по мнению А. М. Высоцкого, «середина 2030-х гг. может быть подходящим временем для утверждения именно взрослой, дистацированной и взаимоуважительной - схемы диалога России и Евросоюза. Тем более что некоторый запас доброй воли в этом отношении есть у обеих сторон уже сегодня» [1, с. 44].
Для повышения эффективности сотрудничества важны внутриполитические перемены как в ЕС, так и в России, препятствующие не только внутреннему, но и международному развитию. В данном контексте наиболее актуальная задача России состоит в необходимости «приблизиться к среднеевропейским показателям и войти в "пятерку" крупнейших экономик
мира» [12]. При этом Президент России В. В. Путин обосновал потребность государства в создании «атмосферы сотрудничества и добрососедства с другими странами, формировать благоприятные внешние условия для роста благосостояния наших граждан, динамичного развития России как правового, демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой» и развитии экономической дипломатии, способной «продвинуть отечественный бизнес за рубежом» [13].
Стремительно меняющаяся «глобальная карта мира» в пользу многополярности осуществляется в том числе посредством проведения внешней политики России в сфере формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.
Российская Федерация выступает как активный инициатор создания крупных международных организации сотрудничества (ЕАЭС и ШОС), которые, как новые центры многополярного мира, способны сформировать основы единого Евразийского партнёрства с общей зоной свободной торговли (ЗСТ). Формирующая сеть ЗСТ уже включает ведущих мировых игроков -Вьетнам, Китай, Сингапур. Также проводятся переговоры о сотрудничестве с 13 странами и более чем 20 международными структурами и организациями, стартуют аналогичные переговоры по зоне свободной торговли с Индией с её колоссальным, огромным рынком - быстро развивающаяся экономика, по темпам сегодня она номер один в мире. В конце октября вступит в силу временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Помимо этого расширяется сотрудничество с динамично-развивающимися экономиками государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Подписание соглашения о сотрудничестве с Китаем сможет послужить единению интеграционных процессов ЕАЭС и китайской программы «Один пояс - один путь». Активно формируется общий финансовый рынок, единый электроэнергетический рынок и общее электроэнергетическое пространство, которое должно быть создано одновременно с созданием союзных рынков газа, нефти и нефтепродуктов в 2025 г. [11].
По утверждению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, безусловным приоритетом России остаётся содействие естественным процессам формирования большого Евразийского партнёрства - широкого интеграционного контура от Атлантики до Тихого океана с участием членов ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и всех других государств континента, включая и страны Евросоюза. Последовательное движение в направлении развития евразийского партнерства позволит не только обеспечить динамичное развитие национальных экономик стран-участниц, устранить барьеры на пути товаров, капиталов, рабочей силы и услуг, но и создаст прочный фундамент безопасности и стабильности на обширных пространствах от Лиссабона до Джакарты [7].
Современные геополитические реалии свидетельствуют о процессе формирования Большого Евразийского партнерства как динамично развивающемся политическом и экономическом полюсе многополярного мира. Наметившиеся тенденции позитивного диалога между Евросоюзом и России по важнейшим вопросам развития экономического сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности (Иран, Украина) являются основанием для возможного сглаживания и постепенного разрешения разногласий на евразийском континенте, перехода от политики «выискивания противоречий» к политике добрососедского и здорового взаимовыгодного международного сотрудничества.
Список литературы
1. Высоцкий, А. М. Пубертатный период и его последствия Россия в глобальной политике / А. М. Высоцкий. - Москва : Россия в глобальной политике, 2019. - С. 44-46.
2. Гладков, И. С. Внешнеторговые связи европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи» / И. С. Гладков // Мировая экономика: новая аналитика. - 2017. - № 1. - С. 105-111.
3. Громыко, А. А. Россия и Евросоюз: динамика отношений / А. А. Громыко. - Москва : Российский совет по международным делам, 2013. - № 11. - С. 4-17.
4. Илясова, Ю. В. Современные особенности внешней торговли России товарами со странами ЕС / Ю. В. Илясова, А. Ю. Аносова, К. Ю. Елисеева. - Режим доступа: http://edrj.ru/article/26-06-17, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 16.09.2019).
5. Информационное агентство ШоЫпе. - Режим доступа: https://advis.ru/php/view_news.php?id= 2D19C8C4-188B-F343-AFF5 990EC3F07836, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 21.09.2019).
6. Лавров, С. В. Выступление на общеполитической дискуссии 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27.09.19 / С. В. Лавров. - Режим доступа: //http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches// asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/3822351, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 14.09.2019).
7. Лавров, С. В. Мир на перепутье и система международных отношений будущего / С. В. Лавров. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3792556, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 22.09.2019).
8. Ленин, В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. -Москва, 1969. - Т. 26. - С. 351-355.
9. Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ press/news/2019021801, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 18.09.2019).
10. Официальный сайт Центрального Банка РФ. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics /macro_itm/svs/ свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 18.09.2019).
11. Путин, В. В. Выступление на заседании Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 года / В. В. Путин. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/61682, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 02.10.19).
12. Путин, В. В. Послание президента Федеральному Собранию от 20.02.19 / В. В. Путин. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 21.09.2019).
13. Путин, В. В. Совещание дипкорпуса РФ с участием президента от 30.06.16 / В. В. Путин. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/3419078, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 15.09.2019).
14. Тренин, Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать? / Д. Тренин. - Режим доступа: https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 19.09.2019).
15. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 03.09.2019).
16. Чижов, В. А. Торговые отношения России и ЕС / В. А. Чижов. - Режим доступа: https://russiaeu.ru/printpage/ru/node/118, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 03.09.2019).
References
1. Vysotsky, A. M. Pubertatnyy period i yego posledstviya [Puberty and its consequences]. Moscow, Russia in the global guarantee Publ., 2019, pp. 44-46.
2. Gladkov, I. S. Vneshnyaya torgovlya YES - RF: opyt statisticheskikh issledovaniy [Foreign trade of the EU -RF: the experience of statistical research]. Scientific - analytical bulletin, 2018, no. 1, pp. 105-111.
3. Gromyko, A. A. Rossiya i Yevropeyskiy Soyuz: dinamika otnosheniy [Russia and the European Union: Dynamics of Relations]. Moscow, RSMD Publ., 2013, no. 11, pp. 4-17.
4. Ilyasova, Yu. V., Anosova, O. Yu., Eliseeva, K. Yu. Sovremennyye osoben-nosti vneshney torgovli Rossii tovarami so stranami yes [Modern features of Russia's foreign trade in goods with EU countries]. Available at: https://advis.ru/php/view_news.php?id=2D19C8C4-188B-F343-AFF5 990EC3F07836 (Accessed: 16.09.2019).
5. Informatsionnoye agentstvo InfoLine [Info Line News Agency]. Available at: https://advis.ru/php/view_news.php?id=2D19C8C4-188B-F343-AFF5 990EC3F07836 (Accessed: 21.09.2019).
6. Lavrov, S. V. Vystupleniye na obshchepoliticheskoy diskussii 74-y sessii Generalnoy Assamblei OON ot 27.09.19 [Speech at the general political discussion of the 74th session of the UN General Assembly of 09.27.19]. Available at: http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches//asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/ 3822351 (Accessed: 14.09.2019).
7. Lavrov, S. V., Mir na perepute i sistema mezhdunarodnykh otnosheniy budushchego [The world at a crossroads and the system of international relations of the future]. Available at: http://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3792556 (Accessed: 22.09.2019).
8. Lenin, V. I. O lozunge Soyedinennykh Shtatov Yevropy [On the slogan of the United States of Europe]. Complete works edition, Moscow, 1969, vol. 26, pp. 351-355.
9. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF [Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2019021801 (Accessed: 18.09.2019).
10. Ofitsialnyy sayt Tsentralnogo Banka RF [The official site of the Central Bank of the Russian Federation]. Available at: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (Accessed: 18.09.2019).
11. Putin, V. V. Vystupleniye na zasedanii Vysshego Yevraziyskogo ekonomicheskogo soveta ot 1 oktyabrya 2019 goda [Speech at a meeting of the Supreme Eurasian Economic Council of October 1, 2019]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/61682 (Accessed: 02.10.2019).
12. Putin, V. V., Poslaniye prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 20.02.19. [Message from the President to the Federal Assembly of 02.20.19] Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (Accessed: 21.09.2019).
13. Putin, V. V., Soveshchaniye dipkorpusa RF s uchastiyem prezidenta ot 30.06.16. [Meeting of the diplomatic corps of the Russian Federation with the participation of the president of 06.30.16]. Available at: http://tass.ru/politika/3419078 (Accessed: 15.09.2019).
14. Trenin, D. Rossiya i Yevropa: k chemu stremitsya i chto delat? [Russia and Europe: what to strive for and what to do?]. Available at: https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938 (Accessed: 19.09.2019).
15. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 "Ob utverzhdenii Kontseptsii vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 2016 No. 640 "On approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation"]. Available at: https://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71452062/ (Accessed: 03.09.2019).
16. Chizhov, V. A. Torgovyye otnosheniya Rossii i YES [Trade relations between Russia and the EU]. Available at: https://russiaeu.ru/printpage/ru/node/118 (Accessed: 03.09.2019).