SCIENCE TIME
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1919-1932 ГГ.
Жуковская Татьяна Юрьевна, Ростовский государственный строительный университет,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: tatyana-77@inbox.ru
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы международных отношений и внешней политики СССР на этапе становления и развития Версальско-Вашингтонской системы. Анализируются заявленные цели и задачи противоборствующих сторон, методы их достижения и причины, вызвавшие частичную корректировку или отказ от избранной стратегии.
Ключевые слова: Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, международные отношения, СССР, Декрет о мире, "14 пунктов" В. Вильсона.
К концу Х1Х века в международных отношениях сложился комплекс противоречий, попыткой разрешения которых стала I мировая война. Масштабы этой катастрофы потрясли современников, привели к краху империй, развязавших глобальный конфликт, и побудили общество к разработке новых принципов политического устройства.
В частности, были предложены два варианта изменений. Первый сформулировал президент США В.Вильсон в виде знаменитых "14 пунктов". Второй получил воплощение в Декрете о мире, заложенном в основу внешнеполитического курса СССР. Эти предложения столкнулись с интересами и методами политических лидеров Западной Европы.
Программа преобразований, созданная В.Вильсоном и основанная на либеральных принципах, вызвала в Старом свете настороженное и, даже, скептическое отношение. Предложенный принцип открытых дверей и равных возможностей не без основания расценивался европейскими политическими лидерами как открытая экспансия американского капитала. Были предприняты серьезные усилия, чтобы не допустить США к распределению подмандатных территорий. Идея создания международной организации, призванной предотвратить новую мировую войну, возражений не вызвала. Лига Наций была создана как первая международная правительственная организация с
универсальным статусом [2]. Но, несмотря на это, практическая реализация нового мирового порядка не смогла исключить старых принципов политического взаимодействия:
- не удалось уйти от старой модели, основанной на государстве-нации, как основном элементе международных отношений;
- не отказались от разделения стран на лидеров мирового политического процесса и аутсайдеров;
- даже в кругу стран-победительниц не всегда удавалось преодолеть разногласия
- метрополии не избавились от соблазна по своему произволу проводить государственные границы, игнорируя интересы национальных государств даже не Европейском континенте.
Все это привело к тому, что в Версальско-Вашингтонской системе оказались не заинтересованы даже ее архитекторы. Исключив из системы международных связей Германию (как показательно наказанного агрессора) и Советскую Россию (как источник революционной заразы), страны Старого света получили комплекс экономических, социальных и политических проблем. Попыткой исправить ситуацию, не потеряв лица, стала Генуэзская конференция 1922 г. с германским и русским вопросами в качестве основных [3, с.271]. С этого момента можно наблюдать, как постепенно страны-победительницы отступали от провозглашенных ими же принципов нового мироустройства. Особенно четко этот курс проявился в отношении вопроса о репарациях Германии. Прийти к единому мнению относительно общей суммы выплат не удалось ни на Парижской мирной конференции 1919 г., ни в рамках специально созванной конференции в Спа в 1920 г. На Лондонской конференции 1921 г. общая сумма репараций была определена в объеме 132 млрд. золотых марок. Рурский кризис 1923 г. создал условия для активного вмешательства США в европейскую политику. "План Дауэса", принятый в 1924 г., без формального изменения общей суммы репараций предусматривал предоставление Германии международного займа. Экономические отступления от пунктов Версальско-Вашингтонской системы на данном этапе были дополнены политическим решением. В 1926 Германию приняли в Лигу наций. Сокращение же общей суммы репарационных платежей до 113,9 млрд. марок было зафиксировано на Гаагской конференции 1929 г. За временной приостановкой выплат в 1931 г. последовало решение Лозаннской конференции 1932 г. о прекращении взимания репараций с Германии. Не решенным для Германии оставался только вопрос о границах, установленных Версальским договором.
В отличие от Германии, добивавшейся пересмотра тяжелейших условий Версальского договора за счет использования противоречий между Великобританией, Францией и США, Советская Россия столкнулась с единым
SCIENCE TIME
фронтом противников, стремившихся уничтожить чуждую им социально-экономическую и политическую систему. Декрет о мире, принятый 26 октября 1917 г., провозглашал курс на мировую революцию[1, с.12]. С момента определения такого вектора развития Советская Россия оказалась в международной изоляции, выход из которой потребовал значительных усилий. Советской пропагандой особо подчеркивался равноправный характер отношений, установленный в 1921 г. с Ираном, Афганистаном и Турцией. Но принципиально изменило положение Советской России заключение 16 апреля 1922 г. Рапалльского договора с Германией. Полоса дипломатического признания, начавшаяся с 1924 г., может рассматриваться как прямое следствие развития советско-германских отношений. Эти отношения определялись советской стороной как приоритетные в условиях империалистического окружения и были подтверждены советско-германским договором 1926 г. [4, с.224]. Несмотря на значительные усилия и определенные успехи на международной арене, советское руководство не отказалось от заявленной приверженности идее мировой революции. Создание Коминтерна, нескрываемые надежды на революции 1918-1919 гг. в Германии, Австрии, Венгрии, материальная поддержка, оказанная советскими трудящимися бастующим шахтерам Великобритании в 1926 г. привели к значительной напряженности в отношениях СССР с капиталистическим миром. Разрыв дипломатических отношений с Великобританией в мае 1927 г. повлиял на внутреннее положение в СССР. Военная тревога 1927 г. стала дополнительным фактором в реализации форсированной стратегии развития СССР и применении чрезвычайных и репрессивных мер. Но не менее негативно конфликт с лидером мировой политической системы, а именно так позиционировала себя Великобритания, сказался и на внешнеполитической активности СССР Наблюдается постепенный возврат к прежним проверенным методам внешней политики, в том числе к созданию различных блоков и союзов. Под давлением ситуации от новых революционных принципов на практике пришлось отказаться, сохранив их только как специфическую риторику, подчеркивающую исключительность Советского государства и проводимой им внешней политики.
Мировой экономический кризис подвел черту под возможностями политики, реализуемой в интересах небольшого числа государств, позиционирующих себя как лидеров на международной арене. С начала 30-х гг. реваншистские устремления государств, недовольных принципами Версальско-Вашингтонской системы, стали фактором дестабилизации и одной из основных причин развязывания II Мировой войны.
SCIENCE TIME
Литература:
1. Документы внешней политики СССР. Т. I М.: Госполитиздат, 1959. - 772 с.
2. Илюхина Р.М. Лига наций 1919-1934 гг. М.: Наука, 1982. - 355 с.
3. История дипломатии. Изд. 2-е. Под ред. А.А. Громыко и др. Т.3.М.: Издательство политической литературы, 1965. — 832 с.
4. История внешней политики СССР 1917-1975 гг. Под ред. А. А. Громыко, Б.Н. Пономарева. Изд.3-е. Т.1 М.: Наука, 1976. — 520 с.