политические науки
Парфенёнок Николай Леонидович, Чуков Роман Сергеевич МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА ...
УДК 327.7
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА: НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ. КЕЙС ШВЕЦИИ
© 2016
Парфенёнок Николай Леонидович, соискатель Чуков Роман Сергеевич, соискатель
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. Международные организации переживают не самые лучшие времена: частые упреки в их неэффективности даже в адрес самых авторитетных из организаций не перестают звучать из уст экспертного сообщества и СМИ. Ситуация с различными международными объединениями еще более плачевная: выступления антиглобалистов на любом саммите большой семерки освещается едва ли не ярче, чем сами форумы. Целью данной статьи является определение роли в международных объединениях Королевства Швеции, главного хипстера политической карты мира. Данная статья отмечает высокий уровень участия в международных организациях, при этом почти полное игнорирование форматов сообществ. Исследование начинается с концептуальных рамок различных форматов международных объединений. В статье анализируются стремления Швеции к роли глобального лидера на примере деятельности в ООН, специфика современного партнерства с НАТО, а также участие в региональных организациях и сообществах. В данной статье также рассматривается то, как Швеция самостоятельно берет на себя те обязательства, которые традиционно являются визитной карточкой форматов G7, G20 и т.д., например, роль международного мецената, при этом реализовывая гуманитарные программы не на словах, а на деле.
Ключевые слова: международные организации, международные объединения, Швеция, ООН, НАТО
INTERNATIONAL ORGANISATIONS OR COMMUNITIES: BY DEED, NOT BY WORDS. CASE OF SWEDEN
©2016
Parfenenok Nikolay Leonidovich, applicant Chukov Roman Sergeevich, applicant
Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg (Russia)
Abstract. International organizations are witnessing not the best of times: the frequent accusations of inefficiency against even the most powerful of organizations are heard from across the expert community and mass media. In regard with the international communities, they are even in a worse situation. Traditionally the attention is paid higher to the mass-meetings of anti-globalization movements during the every G7 summit than to the summits themselves. The objective of this article is to define the role of Sweden as the country-hipster in the international organizations and communities. The article notes the high level of participation of Sweden in international organizations but ignorance of the international communities. In the beginning, this article sets the conceptual borders for the different international units. The article considers the Swedish ambitions as a global leader on the case of UN participation, modern nature of partnership with the NATO and participation in regional organizations and communities. In addition, the article highlights the role of Sweden in international humanitarian projects even without the participation in such fora as G7 or G20 but with clear impact by deed, not by words.
Key worlds: international organizations, international communities, Sweden, UN, NATO
Теоретические аспекты международных организаций, институтов и интеграционных объединений
Для анализа предмета статьи представляется целесообразным четко утвердить диапазон понимания рассматриваемых терминов: международные форматы и международные организации. Нужно отметить, что существует множество различных взглядов и концепций по интерпретации этих понятий, однако для дальнейшего изучения проблематики роли Швеции в таких международных форматах, как «Группа семи», «Группа двадцати» и в международных организациях (на примере Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического Договора и т.д.) отметим некоторые теоретические моменты.
Анализ различных форм межгосударственного сотрудничества, их организации и функционирования прошел несколько этапов в своем развитии. Как правило, под международными институтами (формальными) понимают международные организации, но в данном исследовании интерес авторов представляют также международные форматы, зародившиеся из практики работы международных конференций, форумов, саммитов, представляющие важную форму международного сотрудничества и имеющие давние традиции.
Введение понятия «международные институты» было осуществлено Дж. Миршаймером, который дал удачное определение институтов как «набора правил, определяющих способы осуществления отношений сотрудничества и конкуренции между государствами»[1]. В данном определении не упоминаются формальные международные организации, ибо функционирование некоторых неформальных международных институтов не связано с ними, а отдельные международные органи-
зации (например, ООН) охватывают не-сколько институтов одновременно.
Хотя международные институты часто и получают формальное выражение в виде международных организаций, государства-члены сообразовывают своё поведение с правилами, лежащими в основе институтов. Исходя из этого, Роберт Кеохэйн определил институты, в рамках которых он выделял формальные организации и неформальные институты, как совокупность устойчивых и взаимосвязанных правил, предписывающих роли акторов и структурирующих их деятельность и ожидания [2]. Таким образом, неформальные международные институты могут рассматриваться как набор сформулированных правил в таком формате, который позволяет строить отношения между вовлеченными в них акторами мировой политики.
Неформальные международные объединения играют весомую роль в оказании финансовой помощи, зачастую являются главным генератором миротворческих усилий и программ обеспечения устойчивого развития человечества, все активнее вовлекаются в решение внутренних проблем суверенных государств наряду с глобальными акторами, подобными Организации Объединенных Наций.
Одним из первых подобных институтов Нового времени можно считать Священный Союз, заключенный между монархами Австрии, Пруссии и России. Подобные политические клубы, например, «Группа семи», «Группа двадцати» и БРИКС на сегодняшний момент в основе своей деятельности имеют решение вопросов актуальной повестки дня мировой политики и экономики.
Некоторые действующие международные структуры прошли свой этап становления через фазу неформаль-
Парфенёнок Николай Леонидович, Чуков Роман Сергеевич п<°литтесше
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА ... науки
ного объединения государств по территориальному признаку или объединяющей интересы стран повестке дня. К таким структурам профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета В.С. Ягья относит, к примеру, Совет Государств Балтийского Моря [3].
Последние события в полной мере указывают на то, что классическая дипломатия, двусторонние контакты между странами зачастую могут являться единственным средством выхода из тупика непреодолимых дипломатических споров в международных форматах. Примером может служить активизация сотрудничества стран на площадке Совета Безопасности Организации Объединенных Наций
Анализируя собственный путь Швеции в части выстраивания отношений с другими государствами, представляется целесообразным обратить внимание на ее отсутствие в международных форматах, имевших существенное влияние в ходе переходного периода становления многополярного мира после распада биполярной системы. Примечательно, что упомянутые форматы в целом и «Группа семи (восьми)» в частности, не имели представительства ни одной из высокоразвитых стран Северной Европы, включая Швецию.
Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что Швеция проводит достаточно активную политику в институционализированных организациях, принципиально отличающихся от «семерки» и «двадцатки» наличием устава, штаб-квартиры и секретариата.
Участие Швеции в деятельности ООН
Начать рассмотрение шведской лояльности международным организациям логичнее всего с ООН. В то время как критика данной организации становится жестче, шведский интерес к ООН лишь растет. Если мы проанализируем твиттер шведского министерства иностранных дел, то мы отметим, что количество тегов #UN и смежных с ними максимален, что весьма показательно для столь нейтральной страны.
В начале 2015 года генеральных секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун назначил шведского дипломата Йоакина Рейтера на позицию заместителя генерального секретаря в Конференции ООН по торговле и Развитию (UNCTAD) [4]. Это второй швед, которых назначается на столь высокую позицию в структуре ООН после заместителя генерального секретаря Яна Элиассона. Глава шведского министерства иностранных дел Маргот Вальстрем отмечает [5], что это «назначение подтверждает не только центральную позицию Швеции в Организации Объединенных Наций, но и огромную важность того, что Швеция делает для ООН».
Другим важным моментом является то, что неоднократно на самом высоком уровне в Швеции подчеркивается особая роль страны в мировой политике. Сегодня Швеция уже не согласна мириться с ролью нейтрального посредника в международных отношениях. Шведский МИД репостит [6] в твиттере Гарвардские исследования, демонстрирующие, что Швеция является самым политически и дипломатически сильным членом секретариата ООН (отдельного упоминания заслуживает факт, что отмечается не «один из самых сильных» а «самый сильный»). Также подчеркивается, что шведская позиция по правам человека должна формировать мировую повестку по данному вопросу.
Особенно важны Шведские амбиции по присутствию в Совете Безопасности ООН. Карл Бильдт, бывший премьер-министр Швеции, в чей премьерский срок обсуждались условия интеграции Швеции в Европейский союз в начале девяностых, и кто возглавлял шведский МИД на протяжении восьми лет вплоть до 2014 года, назначен^] совместно с другим бывшим премьер-министром Хансом Перссоном и бывшим генеральным секретарем шведского МИДа Пьером Шори на позиции почетных послов для достижения места для Швеции в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. 94
Карл Бильдт [8] рассматривает Швецию как «гуманитарную сверхдержаву» и подчеркивает важность шведских инициатив для всего международного сообщества. Последний раз Швеция была в Совете Безопасности в 1997-1998 годах, и теперь претендует на место в 20172018 годах.
На этом необходимо отметить иную важную деталь: изменения характера шведской публичной дипломатии. Теперь целью становится не просто пропаганда или распространение информации о Швеции и ее позиции по тем или иным международным вопросам, теперь информационная работа проводится гораздо более сложными инструментами и методами для создания условий для претворения в жизнь шведских моделей в глобальном масштабе. Уже недостаточно печатать флаеры о государстве социального благоденствия или приглашать ученых на очередной симпозиум в Стокгольм. Пора адаптировать мировую политику согласно шведским ценностям, и микрофон в Совете Безопасности ООН явно не будет этому помехой.
Швеция и НАТО: союзники или коллеги
Весьма актуально с учетом реалий сегодняшнего дня рассмотреть участие шведов в военных альянсах. Швеция является членом программы НАТО партнерства ради мира с 1994 года [9]. Эта программа включает (помимо военного сотрудничества) такие сферы партнерства, как планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и ликвидация чрезвычайных ситуаций, сотрудничество по научным и экологическим вопросам. Важно отметить, что даже Россия (которая сегодня имеет ряд разногласий с альянсом по целому ряду глобальных вопросов) по-прежнему является участником данной программы.
Одним из наиболее актуальных вопросов на данный момент является перспектива присоединения Швеции и Финляндии к НАТО. Данный вопрос бурно обсуждается в экспертном сообществе и не покидает страниц газет, и на то есть простое обоснование: Швеция является страной, которая на протяжении вот уже более 200 лет не участвует ни в каких вооруженных конфликтах, и эта страна на сегодняшний день рассматривает возможность интеграции в Североатлантический альянс, что будет воспринято как конец эпохи шведского нейтралитета. Причиной роста пронатовских настроений в шведском обществе является в первую очередь напряженная ситуация на Украине и российская позиция по данному вопросу. Однако, не смотря на всю сложность ситуации, согласно результатам опросов мы видим, что лишь 31% шведов поддерживает интеграцию в альянс (и это цифра уже учитывает рост сторонников интеграции на 9% после присоединения Крыма к Российской Федерации) [10]. В то же время, большинство по-прежнему против интеграции в альянс.
Забавным фактом остается то, что пока СМИ нагнетают обстановку по поводу шансов присоединения Швеции к НАТО, официальный твиттер шведского МИДа за период 1 января - 31 мая 2015 года упомянул альянс лишь дважды, анонсируя визиты общего характера шведской делегации: первый раз упомянул про визит министра иностранных дел Маргот Вольстрем, второй раз про визит шведской парламентской делегации, оба визита были совершены в марта 2015 года [11]. Бесспорно, мы помним одобрение шведским правительством контракта, позволяющего введение натовских оперативных групп на территорию Швеции в сентябре 2014 года, однако мы помним и последовавший вскоре правительственный кризис, и логические корректировки внешнеполитического курса после данного кризиса. Следовательно, можно сделать вывод, что возможность присоединения Швеции к НАТО кажется на сегодняшний день излишне переоцененной. Однако, не стоит забывать про столь любимый Швецией принцип "Ничего личного, только бизнес": на сегодняшний день Швеция по-прежнему в ТОП-10 стран-экспортеров оружия в мире, среди ее покупателей США, Соединенное АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14)
политические науки
Парфенёнок Николай Леонидович, Чуков Роман Сергеевич МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СООБЩЕСТВА ...
Королевство, Нидерланды, Пакистан, Индия и страны Латинской Америки [12]. Так что в данном смысле шведский нейтралитет является предметом отдельной дискуссии, причем не только за пределами Швеции, но в ней самой: так шведское мирное арбитражное общество (Swedish Peace and Arbitration Society) отмечает [13] следующие угрозы данного «бизнеса»: способствования разжиганию вооруженных конфликтов и приводит к нарушениям прав человека, бедности и все большей пропасти между развитым и развивающимся миром.
Стокгольм: столица Скандинавии?
Как известно, с 1995 года по результатам референдума Швеция входит в Европейский союз. Рассматривать членство в данной организации не представляется возможным в рамках данной статьи, так как это тема для отдельного и весьма объемного исследования.
Однако, проигнорировать членство в региональных организациях Швеции, разумеется нельзя. Любой пассажир, прилетающий в крупнейший аэропорт Швеции Арландо, видит вывеску: "Добро пожаловать в Стокгольм, в столицу Скандинавии", что неслучайно не только благодаря географическому положению: к примеру, в Стокгольме находится штаб-квартира Совета государств балтийского моря, объединяющий 12 стран-членов региона. Кроме того, Швеция входит в такие региональные организации как Северный Совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона. Что касается примеров шведского участия в региональных сообществах, можно отметить разве что Арктический форум, и то его формат может быть темой отдельной дискуссией в виду наличия у него секретариата.
Швеция и гуманитарная миссия: нет штампа = нет отношений
Традиционно одной из ключевых обсуждений форумов формата G7, G20 становится гуманитарная поддержка наименее развитых стран. Швеция в данной сфере своего рода передовик: программа помощи странам третьего мира существует с 50ых годов Первоначально данная программа лежала на Шведском Институте, однако, с увеличением ее масштабов в начале шестидесятых был создан Совет международной помощи, который в дальнейшем превратился в государственное учреждение под название Шведское агентство международной помощи.
По сей день Швеция известная во всем мире как финансовый донор для стран третьего мира. Согласно проекту тысячелетия ООН «цель 0,7 (target 0,7)» [14], каждая развитая страна должна перечислять 0,7% своего ВВП в официальный фонд поддержки развития. Очевиден факт, что далеко не каждая страна достигла данного показателя, так процент помощи Соединенного Королевства составляет 0,48% от ВВП, Соединенных Штатов 0,22%, Италии 0,29%, Германии 0,35%, Японии 0,28% от ВВП. Согласно последним отчета Организации Экономического Сотрудничества и Развитии, Швеция демонстрирует традиционный рост своих пожертвований: впервые превысив в 2006 году 1% ВВП на пожертвования, Швеция продолжает все более увеличивать свой вклад в развитие стран третьего мира.
Пожалуй, самым актуальным вопросом на сегодня может быть остается ли Швеция одним из главных мировых доноров либо Шведские демократы, которые так яростно выступали за сокращения данных растрат бюджета в ходе предвыборной гонки, все-таки повлияли на парламент и убедили их скорректировать политику пожертвований. Однако, достаточно открыть твит-тер шведского министерства иностранных дел, чтобы увидеть, что 15% твиттов посвящены именно этой деятельности, и понять, что правительственный кризис в Швеции не изменил сложившийся десятилетиями проект по поддержке стран третьего мира, это по-прежнему один из наиболее используемых шведских инструментов дипломатии.
На основе проведенного исследования можно сде-
лать вывод, что Швеция крайне скептически относится к формату международных сообществ, таких как G-20, предпочитая, если и участвовать, то в институционально оформленных международных организациях, руководствуясь принципом «нет штампа - нет отношений»; при этом основной мотивацией к участию в них являются амбиции не только на роль регионального лидера, но и глобального. В подтверждение данного тезиса в первую очередь рассматривается возрастающая роль Швеции в ООН. Данная тенденция особенно показательна в виду неопределенности будущего форматов интеграционных объединений, таких как G7, G20, БРИКС и тд; как мы видим, Королевство Швеции предпочитает действовать на деле, а не на словах. Также необходимо отметить, что Швеция активно участвует в гуманитарных программах, которые зачастую и доминируют в повестке саммитов семерок-двадцаток, и эффективность ее самостоятельных действий не вызывает сомнений. Что касается интеграции в военные альянсы, то, несмотря на всю трудность политической ситуации в регионе, да и в мире в целом, Швеция идет по пути ничего не обязывающего партнерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Mearsheimer J.J. The false promise of international institutions // International Security. 1994/95. Vol. 19. № 3. P.5-49
2. Keohane R. O. Neoliberal institutionalism: A perspective on world politics // Keohane R.O. (ed.). International Institutions and State Power: Essays in International Relations Theory. Boulder, 1989. P. 163.
3. Ягья В.С. Из истории создания Совета государств Балтийского моря // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия философии, права, международных отношений. 1999. Вып. 3, 4. С.25
4. Швед на высоком посту в ООН // Sverige radio 9.01.2015 [Электронный ресурс] URL: http://sverigesra-dio. se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=6063291 [дата обращения: 1 февраля 2016]
5. там же
6. Пост в официальным твиттере Шведского МИДа [Электронный ресурс] URL: https://twitter.com/swedense/ status/541900373603385344 [дата обращения: 1 февраля 2016]
7. Продвигать Швецию в Совбез ООН // Sverige radio 30.03.2015 [Электронный ресурс] URL: http://sverigesra-dio. se/sida/artikel.aspx?programid=2103&artikel=6129774 [дата обращения: 1 февраля 2016]
8. Bildt Carl Sweden in crisis // Project syndicate 8.12.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.proj-ect-syndicate.org/commentary/swedish-democrats-govern-ment-collapse-by-carl-bildt-2014-12 [дата обращения: 1 февраля 2016]
9. The Partnership for Peace programme // NATO [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/cps/en/ SID-0C6B5A67-DCEE298C/natolive/topics_50349.htm [дата обращения: 1 февраля 2016]
10. Von Suvi Turtiainen Wir wollen draußen bleiben // Die Welt 04.11.2014
11. Пост в официальным твиттере Шведского МИДа [Электронный ресурс] URL: https://tweetter.com/ AmbHMalmqvist/status/577483517518594048 [дата обращения: 1 февраля 2016]
12. Bromley Mark, Wezeman Siemon Current trends in the international arms trade and implications for Sweden // Sipri 2013
13. presentation of annual report 2014 // svenska freds [Электронный ресурс] URL: http://www.svenskafreds.se/ sites/default/files/vapenexport_eng_0.pdf [дата обращения: 1 февраля 2016]
14. UN millennium project // UN [Электронный ресурс] URL: http://www.unmillenniumproject.org/press/07. htm [дата обращения: 1 февраля 2016]