Научная статья на тему 'Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО'

Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1515
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
RUSSIA / EU / USA / FINLAND / SWEDEN / NATO / РОССИЯ / ЕС / США / ФИНЛЯНДИЯ / ШВЕЦИЯ / НАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов А. М.

Система безопасности Европы уже несколько лет находится в глубоком кризисе. НАТО ухватилась за «российскую угрозу», оправдывая свое существование. Дональд Трамп, объявивший Альянс «устаревшей» организацией и порядочно напугавший европейских союзников, в апреле 2017 года изменил позицию и поддержал НАТО. В основе кризиса безопасности Европы, подрывающего ее мировую конкурентоспособность, лежит кризис старого мышления. Евроатлантическое сообщество скатывается к стереотипам холодной войны, вместо того, чтобы переосмыслить будущее Европы в глобальном мире, давно выросшем из шаблонов евроцентризма. Очевидно, что НАТО пытается включить Финляндию и Швецию в свою орбиту, однако, Россия ищет варианты для противодействия этому. Однако на данный момент все идет к тому, что России придется усилить границу с Финляндией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО»

Смирнов A.M.

Кандидат исторических наук.

Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО

В последнее время в Финляндии и Швеции значительно активизировалась дискуссия вокруг вопроса о возможном вступлении этих стран в Североатлантический союз. Пока обсуждение ведется главным образом на экспертном уровне и в средствах массовой информации, но к нему все более подключаются также ведущие политические силы обоих государств. Очередным толчком к актуализации данной проблемы послужило подписание финским президентом и шведским правительством на саммите НАТО в Уэльсе (сентябрь 2014 г.) соглашения «Host nations support», которое предполагает предоставление альянсу права проводить учения на территории этих стран и направлять туда свои Силы реагирования (NSR) в кризисных ситуациях. Следует, однако, отметить, что в данном случае предоставление такого права требует согласования с принимающей стороной. В Финляндии это соглашение уже действует, а в Швеции оно вступит в силу 1 июля 2016 г., если его одобрит парламент весной с.г. В преддверии голосования по данному вопросу сторонниками вступления Швеции в НАТО была развернута антироссийская кампания в местных СМИ с целью обоснования необходимости отхода страны от политики неприсоединения к военным блокам «перед лицом угрозы, которую сейчас представляют имперские амбиции руководства РФ». Существенным раздражителем стало высказывание генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в его отчете о работе альянса за 2015 г. о том, что «еще весной 2013 г. Россия проводила учения, где апробировались ядерные удары по Швеции» [1].

Если говорить о результатах социологических исследований, то популярность идеи вхождения в НАТО в Хельсинки значительно ниже, чем в Стокгольме (27 и 49 % соответственно). К тому же на последних парламентских выборах в Финляндии победила оппозиционная партия «Центр» - противник вхождения страны в Североатлантический союз. Причиной таких расхождений во мнениях может являться то обстоятель-

ство, что в отличие от Швеции, где уровень доверия к армии как к гаранту обеспечения национальной безопасности достаточно низок, население Финляндии более доверительно относится к собственным ВС, а также достаточно высоко оценивает сложившиеся добрососедские связи с Россией, в то время как у шведов все еще сильны опасения по поводу возможной агрессии со стороны Москвы [2].

С точки зрения политической конъюнктуры в данных странах их скорое вступление в НАТО маловероятно. Правительство Стефана Лёвена твердо придерживается принципа неприсоединения к военным блокам, что, несмотря на распространение в шведском парламенте антироссийских настроений, не позволяет рассчитывать на актуализацию обсуждения этого вопроса на официальном уровне до всеобщих выборов 2018 г.

Приоритеты правительства Финляндии также отнюдь не в пользу присоединения к Североатлантическому союзу. Все восемь представленных в финском парламенте партий согласны с тем, что прежде всего следует развивать военное сотрудничество со Швецией. Статус Финляндии как буфера между Россией и НАТО в случае вхождения в альянс Швеции не может устроить руководство как одного, так и другого государства. Поэтому большинство финских политиков выступают за тщательную проработку всех аргументов «за» и «против» присоединения их страны к Североатлантическому союзу, и такая работа уже началась. Окончательные результаты будут известны весной с.г.

Таким образом, несмотря на насаждаемую антироссийскую риторику, Финляндия и Швеция по-прежнему не рассматривают НАТО как наиболее надежный инструмент обеспечения национальной безопасности, предпочитая альтернативную военную интеграцию внутри Прибалтики и Восточной Европы, а также двустороннее сотрудничество.

В частности, за последние полтора года в рамках укрепления шведско-финского взаимодействия в военной сфере создано объединенное военно-морское подразделение, которое должно нарастить свои оперативные возможности к 2023 г. Кроме того, существуют планы по расширению доступа к базам морской пехоты обоих государств, а также по проведению совместных подводных учений. К 2020 г. предполагается разработать концепцию финско-шведских армейских подразделе-

ний. Еще одним важным шагом можно считать подписание в р конце января 2016 года соглашения о военной помощи между Финляндией, Швецией и Эстонией. Такой тройственный союз интересен с той точки зрения, что Эстония, являясь членом НАТО, способствует проведению Хельсинки и Стокгольмом политики на сближение с альянсом, а не на вступление в него. По всей видимости, по мере реализации этой стратегии Швеция и Финляндия рассчитывают распространить на себя принцип коллективной безопасности Североатлантического союза, формально оставаясь нейтральными странами.

В Финляндии и Швеции обсуждают значение членства в НАТО. Было бы хорошо найти формат, в котором можно было бы совместно проанализировать и оценить вопросы, связанные с НАТО.

Правительство Финляндии готовит отчеты о внешней политике, политической безопасности, а также политике в области обороны. В этой же связи готовится особенный доклад о перспективах членства в НАТО.

В 2015 году послу Швеции Кристеру Брингеусу (Krister Bringeus) дали задание составить отчет о членстве в организациях, занимающихся вопросами политики безопасности и обороны, включая НАТО, и сотрудничестве с подобными организациями. Доклад представят не позднее сентября 2016 года [3].

Финляндии и Швеции стоит провести совместный анализ этих отчетов. Так можно было бы узнать, возможно ли продвижение на основании общей дорожной карты. Различия в политике обороны и безопасности стран в регионе Балтийского моря все усиливаются. Рассмотрение возможного членства в НАТО было бы разумным следующим шагом. Действия Финляндии и Швеции направлены на сотрудничество и объединение с европейскими государствами, что могло бы способствовать уменьшению противостояния и предотвратить возникновение рисков для безопасности.

Худший сценарий — резкое ухудшение политической безопасности Балтики в контексте более масштабного международного конфликта. При оценке будущих решений Финляндии и Швеции важно учесть, при помощи каких действий можно увеличить стабильность в вопросах безопасности Балтийского моря.

Вхождение в состав НАТО стало бы превентивным шагом,

который бы укрепил безопасность Финляндии и Швеции. Таким образом, у этих стран есть серьезные причины обдумать вопрос о членстве в НАТО. Это потребует политического взаимопонимания во многих аспектах, учета мнения граждан. Сейчас же, когда Финляндия и Швеция готовят отчеты о перспективах вступления в НАТО, эти свежие данные, основанные на информации и фактах, нужно использовать и для общей оценки стран.

Военная активность России в сопредельных с Финляндией и Швецией регионах в прошлом году укрепила образ такой страны, которая не постесняется оказать давление на стран-соседей — особенно в регионе Балтийского моря — при помощи демонстрации военной силы.

По оценкам сил обороны Швеции, угрозы в сопредельных регионах возросли. Сейчас это находит выражение прежде всего в крупных военных операциях, инцидентах и противостоянии стран. Постоянно появляются сообщения о различных нарушениях. По объему военных действий и количеству проведенных военных учений, Россия сейчас находится на пике своей активности после окончания холодной войны. Кроме этого, Европу мучает терроризм: последние взрывы еще свежи в памяти. СМИ и чиновники становятся объектами сетевых атак как в Швеции, так и в Финляндии.

Различие между членством в НАТО и партнерством с НАТО значительно усилилось, потому что НАТО сейчас уделяет больше внимания совместной обороне своих стран-членов. Это факт, который странам-союзникам, подобным Финляндии и Швеции, надо взять во внимание.

Двусторонние договоры о сотрудничестве с отдельными странами НАТО важны, но они не могут заменить гарантии безопасности, которые несет в себе членство в НАТО [4].

Безопасность сопредельных регионов вынуждает Финляндию и Швецию оценить старые понятия и проанализировать методы борьбы с нынешними угрозами безопасности. Странам надо координировать свои действия и совместно обсуждать отчеты. Обсуждения можно проводить, например, в формате делегаций Финляндии и Швеции, которые участвуют в Парламентской ассамблее НАТО [5].

Изменения в политической безопасности Швеции и Финляндии неизбежно повлияют на и политическую безопасность

стран-соседей. Из-за этого Финляндия и Швеция нуждают- р ся в форуме для ведения постоянного диалога. Финляндия и Швеция уже сейчас серьезно и глубоко на практике развивают сотрудничество в области обороны. Совместная деятельность в НАТО может создать основу, при помощи которой сотрудничество только расширится.

Вступление в Финляндии в НАТО обернется для страны серьезными переменами в плане оборонной политики и испортит ее отношения с Россией на неопределенный срок. К такому выводу пришла международная группа экспертов, оценившая по заказу финского правительства перспективы отношений Финляндии и Североатлантического альянса. Финляндия на данный момент является одним из ближайших партнеров НАТО, не имеющих членства, и почти достигла предела в плане преимуществ, которые может получить от альянса не вступившее в него государство. Однако присоединившись к альянсу, Финляндия будет вынуждена полностью пересмотреть свою политику в плане обеспечения безопасности и перенести серьезный кризис в отношениях с Россией, который затянется на неопределенный срок. Финскому правительству придется координировать свои шаги по вступлению в НАТО со шведскими коллегами и, по возможности, организовать совместное присоединение двух стран в альянс.

Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля отметил, что, если Финляндия решится на вступление в НАТО, власти обязательно уведомят об этом Швецию. Министр иностранных дел Тимо Сойни в свою очередь заявил, что выводы экспертов станут «хорошим заделом» для дальнейших дискуссий между Финляндией и Швецией [7].

Вместе с тем, представители финской оппозиции отнеслись к докладу достаточно скептически. Так, председатель Социал-демократической партии Финляндии Антти Ринне заявил, что составители документа продемонстрировали относительную недальновидность. Шведская сторона также не согласилась с экспертами: министр обороны Швеции Петер Хульт-квист предпочитает, чтобы Швеция оставалась нейтральной страной, и подчеркнул, что Швеция и Финляндия обязательно должны придерживаться общей линии в плане обороны.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко подчеркнул в интервью изданию, что присоеди-

нение к альянсу станет серьезной ошибкой со стороны Хельсинки, поскольку этот шаг превратит страну из нейтрального во «вражеское государство» [8].

Длительный опыт существования Финляндии рядом с её восточным соседом доказал, что дружественные, доверительные отношения с ним неизменно приносили Финляндии и безопасность, и благополучие, и многочисленные экономические выгоды, повышая её значимость как международного игрока. Исключение возможности использования территории страны во враждебных России целях составляло базовый принцип политики безопасности Финляндии в течение длительного времени.

И напротив, враждебные или напряжённые отношения с Россией сопровождались ростом зависимости Финляндии от других государств и вовлечением страны в различные антироссийские альянсы, в которых ей неизменно предназначалась скорее вспомогательная, подчинённая, чем самостоятельную роль. Причём основные потери от этого несли сами финны, а не их ситуативные союзники [9].

Вступая в новую историческую эпоху и определяя своё место в ней, странам Северной Европы было бы разумно руководствоваться долгосрочными интересами своих стран в формирующейся системе международных отношений, а не скоротечными настроениями и преходящими событийными обстоятельствами [10].

Таким образом, политические элиты Финляндии и Швеции в значительной части «за» вступление в НАТО, народ - «против»; набирает обороты «пронатовская» кампания в СМИ с целью привития обществу алармизма в отношении РФ; синхронность Швеции и Финляндии в принятии решений по вопросам обеспечения региональной безопасности, при вступлении одного из государств в НАТО, скорее всего, повлечет за собой аналогичные действия со стороны другого; многое будет зависеть от возможных референдумов по членству в альянсе, которые намечены на 2018 г; являясь участниками широкого спектра программ НАТО, Финляндия и Швеция без труда могут интегрироваться в Североатлантический союз, в случае принятия положительного политического решения; учитывая общественно-политическую обстановку в Финляндии и Швеции, вступление этих государств в альянс может состояться около 2020 г..

Список литературы:

1. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. Евросоюз: от частного к общему // Россия в глобальной политике. М., 2010. № 1.

2. Концепция внешней политики России 2016 г.//Сайт МИД РФ. URL: http://www.mid. ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/с32577са0017434944257b 1 60051bf7f

3. Россия vs Европа. Противостояние или союз? / Под ред. С. А. Караганова и И.Ю. Юргенса. М.: Астрель, Русь-Олимп М„ 2010. С.123.

4. Воронков Л.С. «Северное сотрудничество» и особенности североевропейской интеграции. Москва, Издательство «МГИМО-университет», 2016, стр. 297-310.

5. Ниинистё: Финляндия и Швеция должны отдельно решить о вступлении в НАТО. URL: https://ria.ru/world/20160430/1424133186.html

6. Американский аналитик: Швеция и Финляндия могут вступить в НАТО к 2020 г. URL:http://www.belvpo.com/ru/82312.html

7. Yle: Вступив в НАТО, Финляндия надолго испортит отношения с Россией. URL: https://russian.rt.com/inotv/2016-05-01/Yle-Vstupiv-v-NATO-Finlyandiya

8. НАТО заходит с севера. URL: http://ruspravda.info/NATO-zahodit-s-severa-22396.html

9. Швеция и Финляндия позволят войскам НАТО входить на их территорию.URL: http://warsonline.info/geostrategiya/shvetsiya-i-finlyandiya-pozvolyat-voyskam-nato-vchodit-na-ich-territoriiu.html

10. С. Караганов. Мир вернулся в эпоху борьбы всех против всех Журнал Россия в глобальной политике, № 1,2016.

Bibliography

1. Busygina I.M., Filippov M.G. European Union: from the private to the general // Russia in global politics. M„ 2010. № 1.

2. The concept of Russia's foreign policy in 2016 / / The site of the Russian Foreign Ministry. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32 577ca0017434944257bl60051bf7f.

3. Russia vs Europe. Confrontation or alliance? Ed. S.A. Karaganova and I.Yu. Yurgens. Moscow: Astrel, Rus-Olympus M., 2010. 123 p.

4. Voronkov L.S. «Northern cooperation» and features of the Northern European integration. Moscow, Publishing house «MGIMO-University», 2016, P. 297-310.

5. Ninistoo: Finland and Sweden should separately decide on joining NATO.URL: https:// ria.ru/world/20160430/1424133186.html.

6. American analyst: Sweden and Finland can join NATO by 2020. URL: http: //www.bel-vpo.com/en/82312.html.

7. Yle: After joining NATO, Finland will spoil relations with Russia for a long time. URL: https://russian.rt.com/inotv/2016-05-01/Yle-Vstupiv-v-NATO-Finlyandiya.

8. NATO comes from the north. URL: http://ruspravda.info/NATO-zahodit-s-seve-ra-22396.html.

9. Sweden and Finland will allow NATO troops to enter their territory.URL: http:// warsonline.info/geostrategiya/shvetsiya-i-finlyandiya-pozvolyat-voyskam-nato-vcho-dit-na-ich-territoriiu.html.

10. S. Karaganov. The world returned to the era of the struggle of all against all. Journal Russia in Global Politics, № 1,2016.

История

«Альманах Казачество»

Проводит конкурс на лучшую работу

По теме:

МОЛОДЕЖЬ И ЭКОНОМИКА

С цепью выявления идей, их обобщения, анализа и апробации. (Тезисы, размышления, анкеты принимаются наравне со статьями)

Журнал входит в перечень изданий рекомендованных ВАК (№1750)

РИНЦ, НЭБ, МИНЦ, еЫЬгагу

Работы направлять по адресу: [email protected] Справки по тел. +7 (495) 708 3000

Социологический центр Альманах «Казачество»

проводит анкетирование, научно-исследовательские работы по разработке молодежных, патриотических программ, по воспитанию в казачестве («Экономика казачьих регионов» и др>), региональных экономических программ, конфессиональные направления.

Присылайте свои идеи, пожелания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.