08.00.14 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
08.00.14 УДК 339.923
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИЯ МНОГОСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
© 2016
Анисимова Юлия Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Введение. Данная статья посвящена анализу условий и факторов развития международных организаций и их роли в координации многостороннего сотрудничества. По мнению автора, формирование и функционирование международных экономических организаций имеет определенную цель - снижение издержек в торговом обороте между странами, достижение свободного движения капитала и рабочей силы. Для обоснования данного предположения был проведен анализ глобальных проблем, которые стали значимыми в настоящее время и решение которых требует участия многих стран.
Материалы и методы. В статье показано, что решению глобальных проблем уделяется большое внимание отечественными и зарубежными исследователями.
Результаты и обсуждение. В работе выделена роль Всемирной торговой организации (ВТО) в координации многостороннего сотрудничества. В отличие от других международных организаций цель создания ВТО крайне отличается. ГАТТ была призвана регулировать торговые тарифы после II Мировой войны. ООН решала глобальные проблемы человечества - потепление, загрязнение окружающей среды, устранение дифференциации между странами и т. д. Роль ВТО определяется не только в регулировании тарифов, но и либерализации мировой торговли.
В настоящее время сфера деятельности ВТО перешла границы торгового обмена и проявляется в создании далеко не равных условий для стран. В статье выявлены причины, которые приводят к формированию двойных стандартов в многостороннем сотрудничестве стран.
Заключение. Полученные результаты показывают, что на современном этапе экономическое развитие большинства стран невозможно без участия международных организаций. Тем не менее крупные страны также оказывают влияние на деятельность международных организаций.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, глобализация, глобальные проблемы, интеграция, международные организации, торговые отношения, экономические меры воздействия.
INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AND COORDINATION OF MULTILATERAL COOPERATION
© 2016
Anisimova Julia Alekseevna, the candidate of economic sciences, the senior lecturer of the chair «Finance and Credit»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotationt. Introduction. This paper analyzes the conditions and factors of development of international organizations and their role in the coordination of multilateral cooperation. According to the author, the formation and functioning of the international economic organizations has a specific goal - to reduce costs in the trade turnover between the two co untries, the achievement of free movement of capital and labor. To substantiate this hypothesis was conducted analysis of global problems, which have become important at the present time and the solution of which requires the participation of many countries.
Materials and methods. The paper shows that the solution of global problems is given great attention by domestic and foreign researchers.
The results and discussion. The paper highlighted the role of the World Trade Organization (WTO) in the coordination of multilateral cooperation. Unlike other international organizations, the goal of the WTO is very different. GATT was intended to regulate trade tariffs after World War II. UN solves global problems of mankind - warming, pollution, the elimination of t he differentiation between the two countries, etc. The role of the WTO is determined not only in the regulation of tariffs and the liberalization of world trade. Currently, the scope of activities of the WTO crossed the border trade exchange, and is manifested in creation is not a level playing field for countries. The paper identified the causes that lead to the formation of double standards in multilateral cooperation countries.
Conclusion. The results show that in most countries at the present stage of economic development it is not possible without the participation of international organizations. However, large countries also have an impact on the activities of international organizations.
Keywords: globalization, integration, global issues, international organizations, the General Agreement on Tariffs and Trade, World Trade Organization, trade relations and economic impact of the measures.
Введение
В эпоху глобализации наблюдается стирание национальных границ, и проблема международных экономических отношений уходит в прошлое. Тем не менее внутри каждой страны существуют различия между территориями, которые приводят к необходимости не только товарообмена, но решения глобальных проблем современного мира. Можно предположить, что противоречия между странами в области экономического сотрудничества остались в прошлом. Однако действия международ-
ных экономических организаций приводят к иным последствиям - применение двойных стандартов при регулировании торгового оборота, ограничении экспорта и введение эмбарго.
Материалы и методы В работах российских и зарубежных исследователей оценка последствиям глобализации дается не однозначная. Профессор Гарвардского университета Дэни Родрик в исследованиях обратил внимание на противоречие между социальной стабильностью и процессом
глобализации мирового рынка: сокращение торговых барьеров приводит к установлению новых границ между странами [8]. Подтверждением данного факта являются исследования О. Глазара и В. Стриелковского в области миграционных процессов [7]. В то же время ряд зарубежных исследователей в своих работах показывают на положительные тенденции в результате процесса глобализации -либерализация международных рынков и снижение трансакционных издержек на денежных рынках [3; 5; 6].
Российские исследователи в первую очередь обращают внимание на изменение институциональной структуры и «размывание» ответственности по экологическим и социальным вопросам. Вместе с тем отмечают как положительный факт создание региональных международных организаций [1; 2; 4].
Результаты
Первоначально необходимо обозначить те противоречия глобального масштаба - глобальные проблемы, которые затрагивают интересы большинства стран мира. В работах одним из важнейших является вопрос нахождения направлений устойчивого экономического развития в условиях определенных пределов современных технологий. Поиск новых форм сотрудничества между странами в торговом и техническом направлении.
Также глобальные проблемы тесно связаны с состоянием окружающей среды - загрязнение пространства суши, Мирового океана и космоса. Экологи поднимают вопросы о регулировании деятельности транснациональных корпораций, которые размещают «грязные» производства на территории развивающихся стран [10; 11].
Другой проблемой становится имущественное расслоение мирового сообщества - деление стран на богатые и бедные. Возникает дилемма - лучше быть бедным в богатой стране или богатым человеком в бедной.
Проблемы военных конфликтов приводят к расширению территории бедности и нищеты и, как следствие, вынужденной миграции населения. Поскольку население мигрирует в более благополучные страны, то эта ситуация порождает многие вопросы:
- обеспечение социальных гарантий (право на обучение, право на труд, право на получение медицинского обслуживания и т. д.);
- реализация программ по адаптации мигрантов в новых условиях;
- защита интересов и прав граждан принимающей страны и многое другое [3].
Отчасти решением данной проблемы становится разработка единой карты страхования мигрантов в Европейском союзе.
Актуальной в настоящее время является проблема демографии в мире. На поверхности просматривается вопрос о перенаселении земного шара. По данным ежегодного справочника ООН, численность населения составила 6,9 млрд чел. и средняя продолжительность жизни 69 лет во всех регионах мира (исключение - страны Африки). Но более существенным в вопросах демографии становится неравномерное распределение населения по регионам и нарастающая тенденция старения населения [13].
В последние годы мировое сообщество сталкивается с проблемами энергетической и экономической безопасности стран [14-26]. Для решения этих вопросов формируются различные региональные сообщества стран, что приводит к развитию новых форм сотрудничества. Реализация дорожной карты в энергетике позволяет преодолеть энергетический дефицит бурно развивающихся стран, таких как Китай.
Разумеется, перечислены не все глобальные проблемы современности [27-30]. Но следует понимать, что глобальные проблемы требуют значительных усилий и материальных затрат от стран, что приводит к формированию целостного потенциала ресурсов и понимания тесного взаимодействия возможностей.
Мировая глобализация и интеграция стран в различные организации приводили к необходимости преодоления вышеперечисленных проблем. Так страны с различными культурными традициями, вероисповеданиями объединяются в сообщества с единой целью - решения проблем и стараются найти наиболее эффективные пути преодоления. Но такая интеграция несет вместе с собой и негативные последствия - взаимозависимость стран друг от друга, разрушение экономической системы страны, отсутствие возможности у стран-членов международных организаций поддерживать общий уровень развития. И яркий пример этому - несостоятельность экономик Греции, Португалии, Испании и ряда других стран ЕС.
Большую роль в решении глобальных проблем современности играют ООН, МВФ, ВТО и многие другие. Международные организации способствуют координации и укреплению сотрудничества в экономическом аспекте. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) в настоящее время декларирует следующие основные направления: экономический рост и устойчивое развитие; гуманитарная помощь; поддержание международного мира и безопасности; развитие Африки; правосудие и международное право; уничтожение ядерного, химического и обычного оружия; права человека; борьба с наркотиками, предупреждение преступности и борьба с терроризмом.
Большая часть направлений деятельности ООН охватывает глобальные проблемы человечества.
Проблема устойчивого развития стран тесно связана и с деятельностью Всемирной торговой организацией (ВТО), у которой есть и критики. К данной организации сложилось противоречивое отношение в мире. Одни страны стремятся стать членом торговой организации и принимают Правила ВТО, а другие - не торопятся вступить в ВТО.
Основная причина появления ВТО - экономическое развитие, которому способствует международный обмен. Итак, все факторы, обусловливающие международный товарообмен, проявляются в различиях между регионами и дают им некоторые конкурентные преимущества. Поэтому в странах с большой территорией за счет разнообразия регионов больше возможностей для обеспечения всеми необходимыми товарами и услугами. В таких странах больше характерные расстояния от предприятий до границ, берегов, транспортных терминалов и прочей инфраструктуры, что также способствует большей замкнутости национальной экономики. Впрочем, исключений из этих правил в реальной экономике все больше.
Рассмотрим, как меняется политика стран в условиях международных торговых организаций и решении глобальных проблем современности.
Следует заметить, что современная история развития торговой политики стран охватывает период от Генерального соглашения по тарифам и торговле до становления Всемирной торговой организации. На протяжении почти 60 лет проводилась глобальная работа по становлению Международной торговой организации. Предполагалось, что она должна объединить в себе соглашение о мировых ценах, международное антитрестовское законодательство и справедливые стандарты условий труда.
Тем самым решались бы проблемы по развитию конкуренции и миграции трудовых ресурсов. Однако большинство планов было законсервировано из-за влияния США, поскольку правительство страны опасалось посягательств Международной торговой организации на внутренние интересы. Тем не менее ГАТТ превратился в международный институт, контролирующий процесс глобальной международной торговли и экономического развития. В рамках ГАТТ были сделаны значимые шаги в направлении интеграции сотрудничества стран.
Так, за период с 1947 по 1995 годы многосторонних торговых переговоров удалось устранить значительную часть ограничений на импорт, введенных еще в 1930-е годы, и значительно снизить тарифы.
Благодаря принципу наибольшего благоприятствования это ослабление ограничений распространялось на все страны, присоединившиеся к ГАТТ. Для наглядности обратимся к цифрам. Объем мировой торговли с 1948 по 1990 годы возрастал в среднем почти на 7 % в год, что значительно превышало темпы роста, наблюдавшиеся когда-либо прежде. Объемы выпуска в развитых странах и в странах с более низкими показателями также возрастали высокими темпами, что было и причиной, и следствием стремительного роста мировой торговли. Это время можно называть золотым веком глобализации.
Однако развитие международного сотрудничества требует существенного сокращения трансакционных издержек в ограниченной торговле и финансах. Торговля промышленными товарами между индустриальными странами в определенных границах претерпела последовательную либерализацию. Продолжали снижаться транспортные издержки. В этот период мировая торговля была либо совершенно не затронута многосторонними соглашениями, либо защищена всевозможными исключениями из действующих соглашений. Целью являлась либерализация некоторых аспектов торговли, но вовсе не свободная торговля для всех.
Источником глобализации служили экономический рост, безопасность и стабильность.
Обратите внимание, что экономический рост способствовал глобализации, потому что сглаживал негативные последствия торговли в сфере распределения. Таким образом, экономическая политика стран по большому счету поощряла глобализацию при весьма незначительной доли открытости. Тем не менее есть сферы, которые незначительно затронула либерализация. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, не затронули сельское хозяйство, которое было ограничено тарифными и нетарифными барьерами. Также избежало либерализации большинство услуг - кредитные организации, строительный сектор, коммунальные услуги и многие другие. Вместо того чтобы оставлять национальные компании в условиях открытости экономики, правительства многих стран восстанавливали протекционистский режим в промышленности, которая столкнулась с серьезной угрозой со стороны экспортеров. Например, текстильная и швейная отрасли развитых стран с 1974 года были защищены Соглашением по международной торговле текстилем - системой установленной в двустороннем порядке квот на экспорт из развивающихся стран. В 80-е годы широкое распространение получила практика добровольного ограничения экспорта, согласно которой японские производители автомобилей и стали брать обязательство ограничить экспорт в объемах, превышающих определенные квоты.
Сами развивающиеся страны не были ограничены в своей торговой политике. Так, на проводимых в рамках ГАТТ переговорах от них не требовалось снижение им-
портных тарифов, даже в тех случаях, когда они выигрывали от снижения тарифов в других странах. Страны использовали различные положения ГАТТ, позволявшие им вводить ограничения на импорт практически на постоянной основе [4].
Ссылаясь на положения ГАТТ об антидемпинговых мерах и о гарантиях, любое предприятие могло добиться защиты от конкурентов. Страна-импортер могла вводить пошлины, как только предполагалось, что экспортер продает свои товары по ценам ниже допустимого и причиняет ущерб национальным производителям. Правительство страны могло свободно манипулировать идеей о «ценах ниже допустимого уровня». Вполне естественно, что эти правила активно применялись национальными компаниями, чтобы обеспечить защиту от конкуренции.
Пришедшая на смену в 1995 году Всемирная торговая организация представляла собой более привлекательный институт с точки зрения свободной торговли.
Пусть Генеральное соглашение не предназначалось для «минимизации экономического взаимодействия между нациями». Но было устроено так, что оставляло каждой стране место для решения собственных социальных и экономических задач в условиях относительной свободы от внешних издержек, оставаясь при этом в гибких рамках международного сотрудничества. В тех случаях, когда торговля угрожала внутренней безопасности, связанной с распределением товаров и ресурсов, то приходилось уступать.
Значительное пространство для маневра, создаваемое этими правилами торговли, позволяло развитым странам строить свои модели свободных экономик. И Соединённые Штаты Америки, и Великобритания, и Франция, и Германия, и Швеция были рыночными экономиками. Но институты, на которые опирались рынки этих стран, существенно отличались друг от друга и носили ярко выраженные национальные черты. В континентальной Европе существовало, по меньшей мере, три разных типа экономических систем: германская модель социальной рыночной экономики, скандинавское государство всеобщего благосостояния и французская система, основанная на «индикативном планировании» и широком регулировании.
Экономика Японии также развивалась своим путем, построив конкурентный экспортный сектор, существовавший с сильно протекционистской традиционной экономикой.
Соединённые Штаты оказались ведущим образцом либеральной рыночной экономики. Хотя американскому экономическому либерализму не хватало тех амбиций, которых он набрался в 1980-е годы.
Во всех развивающихся странах усилия были направлены на поощрение индустриализации и экономического роста. В отсутствии внешней дисциплины развивающиеся страны имели возможность проводить самую разную индустриальную политику с целью преобразования своих экономик и снижения зависимости от природных ресурсов. Таким образом, многие из их числа сумели обеспечить высокие темпы роста, сделав ставку на производство промышленных товаров.
Создание в 1995 году Всемирной торговой организации было обусловлено глубокой интеграцией и пересмотром прежних принципов. Теперь экономическое развитие национальной экономики и её безопасность должны были подчиняться требованиям международной торговли и финансов. Экономическая глобализация, международная интеграция рынков товаров и капитала пре-
вратились в цель, которая отодвинула все внутренние интересы. Транснациональные корпорации выступали с требованиями принятия более общих правил, которые бы упростили их международные операции.
В свою очередь, развивающиеся страны стремились стать экспортными платформами и выражали все более сильную готовность подчиняться таким правилам с целью привлечения иностранных инвестиций. Любые препятствия, мешающие свободной торговле, необходимо ликвидировать. Соответственно, в создании ВТО отражался серьезный пересмотр соотношения между внутренней и международной безопасностью национальных государств. Так, сельское хозяйство и некоторые услуги, которые прежде не затрагивались переговорам о торговле, были объявлены подлежащими либерализации.
Режим квот, предусмотренный Международным соглашением по торговле текстилем, также подлежал отмене в течение десятилетия. Помимо этого, вводились новые правила в сфере патентов, требовавшие от развивающихся стран привести свои законы в соответствие с законами в развитых странах. Положения, касающиеся охраны труда и здоровья, при их несоответствии с международными нормами подлежали проверке со стороны ВТО и могли быть объявлены незаконными. Устанавливались более жесткие ограничения на государственные субсидии. Кроме того, запрещалось требовать от компаний использования местных компонентов или вводить ограничения на их импорт. Значительное изменение касалось развивающихся стран, которым вменялось в обязанность подчиняться правилам [8].
Наиболее характерной чертой ВТО стала новая процедура решения споров о безопасности. У стран появилась возможность обратиться в апелляционную инстанцию. Однако решение апелляционного органа, в чью бы пользу не было вынесено, являлось окончательным, если только не отменялось по единогласному требованию членов организации. Значение новой системы улаживания конфликтов нельзя недооценивать. Как и во внутренних судах, решения, вынесенные ВТО, являются принудительными и обязывающими. Странам-членам ВТО не остается ничего другого, как подчиняться им и смириться с последствиями решения, принятого ВТО.
Страны, проигравшие дело, должны отказаться от политики, причиняющей ущерб истцу, или выплатить ему компенсацию. Следует обратить заметить, что ВТО -единственный международный орган, которому удавалось заставить США изменить свою политику - в частности, в сфере налогов и сфере охраны окружающей среды.
После упразднения и снижения квот и тарифов ВТО превратилась в институт регулирования всевозможными трансакционными издержками, препятствующими международной торговле и экономическому развитию. В рамках ВТО торговые споры затрагивают те внутренние сферы, которые прежде были защищены от внешней конкуренции. Торговые партнеры вправе были требовать изменения в налоговых системах, правилах, связанных с безопасностью пищевых продуктов и с охраной окружающей среды, а также политики, направленной на поощрение производства.
Примером усиления международной организации во внешней торговле служит одно из наиболее спорных дел - введенный в Европе запрет на говядину, произведенную с использованием гормонов. В этом случае решается проблема продовольственной безопасности европейских стран. Директива Европейского союза лишила США возможности экспортировать говядину в Европу. В 1991 году США проиграли голосование по вопросу о
принятии стандарта безопасности четырех гормонов, применявшихся при производстве говядины. В 1998 году Апелляционный орган ВТО вынес одно из своих самых известных решений - введенный Европейским союзом запрет на говядину нарушает международные правила, поскольку не основывается на научной оценке рисков. Это решение сразу же привело к серьезным политическим последствиям. Многие правительства европейских стран увидели отсутствие понимания к осторожности Европейского союза в вопросах продовольственной безопасности. Отметим, что к настоящему моменту Евросоюз так и не подчинился решению ВТО, рискуя столкнуться с ответными мерами со стороны США [8].
Можно привести еще много примеров двойственности ВТО [9; 12]. Так, при разборе одной из самых первых жалоб, поданных в ВТО, американские стандарты на чистоту выхлопных газов были признаны дискриминационными по отношению к импортному бензину. ВТО потребовала изменения японского налогового режима, при котором местный спиртной напиток облагался по более низкой ставке, чем импортный алкоголь. Во всех этих случаях ВТО удалось добиться пересмотра соответствующей политики, за исключением вопроса о говядине, который по-прежнему ожидает решения.
Обсуждение
Экономическая политика стран зависит не только от внутренних интересов, но и от действий международных организаций. Китайский опыт представляет собой самый сильный аргумент против представлений о глобализации, подчеркивающих значение финансовой глобализации и глубокой интеграции в рамках ВТО. Способность Китая отгородиться от глобальной экономики сыграла решающую роль в его усилиях построить современную индустриальную базу, которая, в свою очередь, могла быть использована для завоевания мировых рынков.
Экономический успех, совершенный китайской экономикой, превзошел все ожидания. Начиная с 1978 г., доход на душу населения в Китае возрастал в среднем на 8,3 % в год - что означает удвоение дохода за каждые девять лет. Правительство Китая тем самым решает проблему бедности внутри страны. И благодаря стремительному экономическому росту полмиллиарда человек избавилось от крайней бедности. За этот же период Китай превратился из практически закрытой экономики в самого опасного конкурента на мировых рынках.
Китайская стратегия интеграции в мировую экономику также отличалась от общепринятой практики. Стандартный список рекомендаций для стран, ставящих перед собой такую цель:
- устранение количественных ограничений на импорт;
- снижение тарифов на импорт и их равномерное распределение;
- достижение конвертируемости валюты с целью осуществления торговых трансакций.
Если судить по этим критериям, то устойчивое развитие Китая и борьба с бедностью должны были завершиться полным провалом.
Китай проводил либерализацию своей экономики очень постепенно, причем ряд важных преобразований отставал от роста объемов экспорта и общего дохода не менее чем на десятилетие. Так, государственная монополия в торговле была подвержена политике либерализации, на смену пришла сложная система ограничения импорта посредством тарифов, нетарифных барьеров и лицензий. Она была заметно ослаблена лишь в начале 1990-х гг. Первоначально эта политика очень часто шла
вразрез с правилами ВТО, запрещающими экспортные субсидии и дискриминацию зарубежных фирм в пользу отечественных компаний. Но Китай не был членом этой организации. Китайские власти не были ограничены никакими внешними издержками при проведении торговой и промышленной политики и могли выбирать любые меры, направленные на содействие индустриализации. К тому моменту, как Китай в 2001-м году все-таки вступил в ВТО, он создал эффективную промышленную инфраструктуру, не нуждавшуюся в протекционизме.
Заключение
Таким образом, была рассмотрена роль международных организаций в координации многостороннего сотрудничества. В результате можно отметить:
- международные организации являются важным субъектом в системе многостороннего экономического сотрудничества стран;
- на современном этапе происходит модернизация структуры международных организаций;
- влияние крупных экономик на деятельность международных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кемаева М. В., Кемаев К. В. Ориентиры инновационного развития реального сектора экономики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 166-169.
2. Турунцева М. Ю., Зямалов В. Е. Фондовые рынки в условиях смены условий торговли // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 93-110.
3. Фуджита М., Вебер Ш. Иммиграционные квоты в глобализованной экономике // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7 (7). С. 10-23.
4. Хейфец Б. А. Таможенный союз и единое экономическое пространство усиливают конкуренцию // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 11 (11). С. 153.
5. Bolotov I. Modeling of time series cyclical component on a defined set of stationary points and its application on the U.S. business cycle. In: The 8th International Days of Statistics and Economics [online]. Praha, 11.09.2014 - 13.09.2014. Praha : Vysoka skola ekonomicka v Praze, 2014, s. 151-160. Dostupnez: http://msed.vse.cz/msed_2014/ article/348-Bolotov-Ilya-paper.pdf
6. Bolotov I., Cajka R., Gajduskova K. Economic Development of the EU New Member States. The impact of the crisis and the role of the single European Currency. 1 vyd. Praha: Nakladatelstvi Oeconomica, 2013. 263 s.
7. Glazar O., Strielkowski W. Turkeyand the European Union: possible incidence of the EU accession on migration flows // Prague economic papers, 3, 2010. рр. 218-235.
8. Rodrik D. The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy - Norton & Company, Inc, 2011.
9. Седова Н. В. Могучая группа. Интеграционные процессы агропромышленном комплексе Российской Федерации: тенденции, особенности // Российское предпринимательство. 2008. № 1. С. 123-126.
10. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wto.org
11. Катаева А. А. Право на благоприятную окружающую среду в системе общих прав человека // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 109-112.
12. Логвин Ю. О., Шарков Т. А. Использование некоторых данных мониторинга окружающей среды для
прогноза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 5 (27). С. 201-208.
13. Организация Объединенных Наций. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org
14. Козак Е. Б. Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 53-57.
15. Батова В. Н., Синева Н. А. Криминализация экономических отношений как угроза экономической безопасности предприятия и государства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 137-141.
16. Мищук О. В. Обеспечение экономической безопасности субъектов национальной экономики в условиях международной интеграции // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 60-63.
17. Космарова Н. А. Уровень измерения экономической безопасности региона // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 90-92.
18. Иванченко Н. А. Особенности формирования адаптивной стратегии экономической безопасности предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 25-28.
19. Космарова Н. А. Формирование отечественной методики оценки экономической безопасности // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 97-99.
20. Ченских Н. А. Энергетическая стратегия США в Арктике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 136-140.
21. Батова В. Н., Волков А. Г. Внедрение системы контроллинга как инструмента обеспечения экономической безопасности российских предприятий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т . 2. № 2 (18). С. 130-135.
22. Григорьева О. В. Особенности нормативно-правовой базы энергетической дипломатии стран северной Европы в арктическом регионе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
23. Туманов С. Н., Белоусов С. А., Батова В. Н. Реализация функций российского государства в контексте обеспечения экономической безопасности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 453-457.
24. Ярыгин Г. О., Мухортова Д. С. Появление фактора сланцевого газа в энергетической политике США // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 140-145.
2 5 . Аймурзаева Я. Г., Рыжков Д. В. Анализ состояния и оценка эффективности энергетического аудита в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 106-112.
26. Григорьева О. В., Чихачев А. Ю. Ядерный потенциал как основа энергетической дипломатии: модели Франции и Швеции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 105-109.
27. Котова Л. Г., Казаченко О. В., Ильясова А. В. Влияние глобализации экономики на продовольственную безопасность страны // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 261-265.
28. Лихтарова О. В. Проблемы и перспективы развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 55-58.
29. Гуржий Т. А. Коррупция как феномен мировой глобализации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 24-31.
30. Козырь Н. С., Злыденко Н. И. Развитие национального производства в условиях экономической блокады // В сборнике: Научные меридианы 2015 Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Редколлегия: С. Е. Ратенко, И. Г. Рзун, Н. О. Старкова. 2015. С. 140-143.
REFERENCES
1. Kemaeva M. V., Kemaev K. V. Orientiri innovat-sionnogo razvitiya real'nogo sektora ekonomiki (Reference points of innovative development of real sector of economy), Ekonomika i predprinmatel'stvo. 2015. No. 4-1 (57-1). pp. 166-169.
2. Turuntseva M. YU., Zyamalov V. E. Fondovie rinki v usloviyah smeni usloviy torgovli (Stock markets in the conditions of change of terms of trade), ZHurnal Novoy eko-nomicheskoy assotsiatsii. 2016. No. 3 (31). pp. 93-110.
3. Fudzhita M., Veber SH. Immigratsionnie kvoti v globalizovannoy ekonomike (Immigration quotas in the globalized economy) ZHurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii. 2010. No. 7 (7). pp. 10-23.
4. Heyfets B. A. Tamozhenniy soyuz i edinoe eko-nomicheskoe prostranstvo usilivayut konkurentsiyu (The customs Union and the common economic space increase competition), ZHurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii. 2011. No. 11 (11). pp. 153.
5. Bolotov I. Modeling of time series cyclical component on a defined set of stationary points and its application on the U.S. business cycle. In: The 8th International Days of Statistics and Economics [online]. Praha, 11.09.2014 -13.09.2014. Praha : Vysoka skola ekonomicka v Praze, 2014, pp. 151-160. Dostupnéz: http://msed.vse.cz/msed_2014/ article/348-Bolotov-Ilya-paper.pdf
6. Bolotov I., Cajka R., Gajduskova K. Economic Development of the EU New Member States. The impact of the crisis and the role of the single European Currency. 1. vyd. Praha: Nakladatelstvi Oeconomica, 2013. 263 p.
7. Glazar O., Strielkowski W. Turkeyand the European Union: possible incidence of the EU accession on migration flows // Prague economic papers, 3, 2010. pp. 218-235.
8. Rodrik D. The Globalization Paradox: Democracy and the Future of the World Economy - Norton & Company, Inc, 2011.
9. Sedova N. V. Moguchaja gruppa. Integracionnye processy agropromyshlennom komplekse Rossijskoj Federa-cii: tendencii, osobennosti (Mighty group. Integration processes agro-industrial complex of the Russian Federation: tendencies, features), Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2008, No 1, pp. 123-126.
10. Vsemirnaya torgovaya organizatsiya [Elektron-niy resurs]. Rezhim dostupa: www.wto.org
11. Kataeva A. A. Pravo na blagopriyatnuyu okruz-hayuschuyu sredu v sisteme obschih prav cheloveka (The right to a favourable environment in the system of General human rights), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 3 (12). pp. 109-112.
12. Logvin YU. O., SHarkov T. A. Ispol'zovanie ne-kotorih dannih monitoringa okruzhayuschey sredi dlya prog-noza (Use some of the data of environmental monitoring for prediction), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyasche-go plyus. 2015. No. 5 (27). pp. 201-208.
13. Organizatsiya Ob''edinennih Natsiy. Ofitsial'niy sayt [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: www.un.org.
14. Kozak E. B. Ponyatie ekonomicheskoy bezopas-nosti kak odnogo iz aspektov natsional'noy bezopasnosti go-sudarstva (The concept of economic security as an aspect of national security), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2014. No. 1. pp. 53-57.
15. Batova V. N., Sineva N. A. Kriminalizatsiya ekonomicheskih otnosheniy kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya i gosudarstva (Criminalization of economic relations as a threat to the economic security of the enterprise and the state), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyaschego plyus. 2014. T. 1. No. 2 (18). pp. 137-141.
16. Mischuk O. V. Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti sub''ektov natsional'noy ekonomiki v usloviyah mezhdunarodnoy integratsii (The economic security of constituent entities of national economy in conditions of international integration), Karel'skiy nauchniy zhurnal. 2015. No. 4 (13). pp. 60-63.
17. Kosmarova N. A. Uroven' izmereniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona (The level of measuring the economic security of the region), Baltiyskiy gumanitarniy zhurnal. 2014. No. 1. pp. 90-92.
18. Ivanchenko N. A. Osobennosti formirovaniya adaptivnoy strategii ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya (Features of formation adaptive strategy of economic security of enterprise), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomi-ka i upravlenie. 2014. No. 2. pp. 25-28.
19. Kosmarova N. A. Formirovanie otechestvennoy metodiki otsenki ekonomicheskoy bezopasnosti (The formation of the domestic methods of evaluation of economic security), Karel'skiy nauchniy zhurnal. 2014. No. 1. pp. 97-99.
20. CHenskih N. A. Energeticheskaya strategiya SSHA v Arktike (The energy strategy of the United States in the Arctic), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 1 (10). pp. 136-140.
21. Batova V. N., Volkov A. G. Vnedrenie sistemi kontrollinga kak instrumenta obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti rossiyskih predpriyatiy (The introduction of the controlling system as a tool of ensuring economic security of Russian enterprises), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyaschego plyus. 2014. T. 2. No. 2 (18). pp. 130-135.
22. Grigor'eva O. V. Osobennosti normativno-pravovoy bazi energeticheskoy diplomatii stran severnoy Evropi v arkticheskom regione (Features of the regulatory framework of the energy diplomacy of the countries of Northern Europe in the Arctic region), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 4 (13). pp. 78-82.
23. Tumanov S. N., Belousov S. A., Batova V. N. Realizatsiya funktsiy rossiyskogo gosudarstva v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti (Realization of functions of the Russian state in the context of economic security), XXI vek: itogi proshlogo i problemi nastoyaschego plyus. 2014. No. 4. pp. 453-457.
24. YArigin G. O., Muhortova D. S. Poyavlenie fak-tora slantsevogo gaza v energeticheskoy politike SSHA (The appearance of the factor of shale gas in U.S. energy policy), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 1 (10). pp. 140-145.
25. Aymurzaeva YA. G., Rizhkov D. V. Analiz sos-toyaniya i otsenka effektivnosti energeticheskogo audita v Rossii (Status analysis and evaluation of the effectiveness of energy audit in Russia), Aktual'nie problemi ekonomiki i prava. 2013. No. 4 (28). pp. 106-112.
26. Grigor'eva O. V., CHihachev A. YU. YAderniy potentsial kak osnova energeticheskoy diplomatii: modeli Frantsii i SHvetsii (Nuclear potential as the basis of the energy diplomacy: the model of France and Sweden), Azimut
nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 3 (12). pp. 105-109.
27. Kotova L. G., Kazachenko O. V., Il'yasova A. V. Vliyanie globalizatsii ekonomiki na prodovol'stvennuyu be-zopasnost' strani (The impact of economic globalization on food security of the country), XXI vek: itogi proshlogo i prob-lemi nastoyaschego plyus. 2013. T. 2. No. 11 (15). pp. 261-265.
28. Lihtarova O. V. Problemi i perspektivi razvitiya mezhdunarodnogo finansovogo rinka v usloviyah finansovoy globalizatsii (Problems and prospects of development of the international financial market in the conditions of financial globalization), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2015. No. 3 (12). pp. 55-58.
29. Gurzhiy T. A. Korruptsiya kak fenomen mirovoy globalizatsii (Corruption as a phenomenon of world globalization), Aktual'nie problemi ekonomiki i prava. 2014. No. 1 (29). pp. 24-31.
30. Kozyr' N. S., Zlydenko N. I. Razvitie nacion-al'nogo proizvodstva v uslovijah jekonomicheskoj blokady (Development of national production in the conditions of economic blockade), V sbornike: Nauchnye meridiany 2015 Sbornik materialov IMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Redkollegija: S. E. Ratenko, I. G. Rzun, N. O. Starkova, 2015, pp. 140-143.
Дата поступления статьи в редакцию 27.09.2016.