Научная статья на тему 'Международные обязательства России в борьбе с коррупцией'

Международные обязательства России в борьбе с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
831
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ОЭСР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДА ТЕЛЬСТВО / RUSSIA / OECD / INTERNATIONAL OBLIGATIONS / COMBATING CORRUPTION / CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семеновский И. Д., Кравец Г. И.

Статья посвящена некоторым актуальным вопросам борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Рассматриваются международно-правовые документы и национальное законодательство в области противодействия коррупции с точки зрения его соответствия стандартам такой влиятельной междуна родной организации, как ОЭСР, к которой в настоящее время присоединяется Россия. Делается вывод о пре имущественном соответствии российского законодательства принятым международным обязательствам в области борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on some topical issues of fighting corruption in the Russian Federation. Discusses international legal documents and national legislation in the field of combating corruption in terms of its compliance with standards such influential international organization such as OECD, to which is now entering Russia. It is concluded about the advantageous compliance of the Russian legislation to the international obligations in the field against corruption

Текст научной работы на тему «Международные обязательства России в борьбе с коррупцией»

УДК 341.1/8 и 343.3

Международные обязательства россии в борьбе с коррупцией

Аннотация. Статья посвящена некоторым актуальным вопросам борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Рассматриваются международно-правовые документы и национальное законодательство в области противодействия коррупции с точки зрения его соответствия стандартам такой влиятельной международной организации, как ОЭСР, к которой в настоящее время присоединяется Россия. Делается вывод о преимущественном соответствии российского законодательства принятым международным обязательствам в области борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: Россия; ОЭСР; международные обязательства; борьба с коррупцией; уголовное законодательство.

Abstract. This article focuses on some topical issues of fighting corruption in the Russian Federation. Discusses international legal documents and national legislation in the field of combating corruption in terms of its compliance with standards such influential international organization such as OECD, to which is now entering Russia. It is concluded about the advantageous compliance of the Russian legislation to the international obligations in the field against corruption.

Keywords: Russia; OECD; international obligations; combating corruption; criminal law.

Семеновский И.Д.,

студент юридического факультета Финансового университета Н i.semenovskiy@yandex.com

Кравец Г.И.,

студент юридического факультета Финансового университета Н 09kravets@gmaiL.com

Борьба с коррупцией на протяжении последних лет является одним из основных направлений деятельности государственных органов и провозглашается одной из наиболее приоритетных задач государства и общества в России. Эти положения находят отражение в правовой, политической, экономической и других сферах жизни. Подтверждением тому является неизменное присутствие в ежегодном Послании Президента России Федеральному собранию вопросов, посвященных борьбе с коррупцией.

Так, 30 ноября 2010 г. Президент, помимо прочего, заявил, что «нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией... коммерческий подкуп, дача

и получение взятки могут наказываться штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки» [1].

Из выступления 22 декабря 2011 г. можно выделить такие слова: «по моему указанию ведется масштабная антикоррупционная работа. Россия присоединилась к международным конвенциям в этой сфере, приняты необходимые законы, приняты, кстати, впервые в истории нашего государства. Теперь государственные и муниципальные служащие в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности, помимо других видов ответственности, подлежат и увольнению в связи с утратой доверия» [2]. В этом выступлении речь шла и о международных актах о борьбе с коррупцией, ратифицированных Россией. Например, «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 31 октября 2003 г., «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» Совета Европы от 27 января 1999 г. Также отмечались такие национальные акты, как Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» № 273-Ф3, Федеральный закон от 17 июля 2007 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ, и другие принятые документы.

В Послании 12 декабря 2012 г. Президент также отметил, что «мы продолжим наступление, безусловно, на коррупцию, которая уничтожает ресурс национального развития» [3].

Научный руководитель: Ефимова Н.А., старший преподаватель.

Таким образом, мы наблюдаем, что борьба с коррупцией провозглашена на самом высшем уровне государственной власти, пронизывает всю ее структуру. Это выражается, в частности, в принятии Российской Федерацией на себя международных обязательств, а также регулированием данных негативных общественных отношений в рамках национального законодательства.

В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных организаций, например, таких как ООН, ВТО, ФАТФ и др. Кроме того, Россия находится в процессе присоединения к такой влиятельной и авторитетной международной организации, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и в стадии ведения переговоров по присоединению. Несмотря на то что Россия еще не является членом данной организации, определенные ее стандарты, в частности касающиеся борьбы с коррупцией, являются обязательными в силу присоединения к ним России. В данном случае речь идет о «Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок», принятой ОЭСР 17 декабря 1997 г. в Париже.

Согласно Конституции и ст. 14 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона» [4]. Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» № 3-ФЗ Российская Федерация ратифицировала настоящий документ. Исходя из правовой природы Конвенции и процедуры ее принятия очевидно, что Россия возлагает на себя обязательства по ее выполнению и признает ее непосредственную юридическую силу.

Проанализируем наиболее важные статьи Конвенции и сравним их содержание с действующим российским законодательством.

Преамбула Конвенции, с одной стороны, является типичной по форме для подобного рода международных соглашений, с другой стороны, она конкретно указывает на предмет регулирования: подкуп при осуществлении международных коммерческих сделок.

статья 1 Конвенции дает понятие «подкупа иностранного должностного лица» путем перечисления признаков описанного явления, включающего «предложение, обещание или предоставление любым лицом. любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу. с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением

международной коммерческой сделки» [5]. Эта же статья дает определение понятию «иностранное должностное лицо», а также указывает на такие институты, как соучастие и покушение.

Одним из главных установлений является то, что рассматриваемое правонарушение отнесено Конвенцией к числу уголовно наказуемых, т.е. имеющих наиболее высокую степень общественной опасности. Тем самым подчеркивается важность борьбы с названным явлением и его существенное отличие от других противоправных деяний.

Отсюда следует вывод, что уместно сравнивать положения Конвенции с российским уголовным законодательством, основным источником которого является Уголовный кодекс Российской Федерации. В этом акте схожие отношения регулируются статьями 204 («Коммерческий подкуп»), 290 («Получение взятки»), 291 («Дача взятки») и 291.1 («Посредничество во взяточничестве»).

Стоит отметить, что совпадение названий («коммерческий подкуп») отнюдь не говорит об одинаковом содержании этих понятий, поскольку в российском законодательстве коммерческий подкуп связан с незаконной передачей имущества лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой (т.е. частной), а не государственной или муниципальной организации. Необходимо обратить также внимание на характер незаконных действий. В Конвенции речь идет именно о тех лицах, которые предлагают, передают или обещают передать деньги или иное имущество, но не о тех, которые его принимают или обещают принять. Поэтому неуместно говорить в данном контексте и о применении ст. 290 Уголовного кодекса.

Следовательно, эквивалентом статьи 1 Конвенции в российском законодательстве являются статьи 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие таких получателей взятки, как «должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации», а также разъясняющие понятие посредничества [6].

Пункт 2 статьи 1 Конвенции провозглашает, что «каждая сторона принимает необходимые меры, чтобы установить, что соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица, является уголовно наказуемым деянием. Покушение на подкуп или сговор с целью подкупа иностранного должностного лица являются уголовно наказуемым деянием в той же степени, что и покушение на подкуп или сговор с целью подкупа должностного лица данной стороны» [7]. Данные положения полностью нашли отражение как в статьях Особенной части, так и в статьях 30, 32, 33, 34 Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, мы установили, что российское законодательство полностью соответствует положениям ста-

тьи 1 Конвенции и является непосредственно действующим, применимым на практике.

статья 2 Конвенции устанавливает ответственность юридических лиц. С ее применением в России есть определенные сложности, поскольку в отечественной уголовно-правовой доктрине и законодательстве отсутствует институт уголовной ответственности юридических лиц (а именно об уголовной ответственности юридических лиц идет речь в статье). При этом формулировка статьи построена так, что участник Конвенции волен самостоятельно выбирать вид применяемой ответственности «в соответствии со своими правовыми принципами». К примеру, уголовная ответственность юридических лиц предусмотрена в таких государствах - членах ОЭСР, как Франция и Нидерланды. Но ее, например, нет в Германии и Италии. Учитывая, что прямое указание на императивность в данной статье отсутствует, а публичный порядок и уголовно-правовая доктрина Российской Федерации не предусматривают уголовной ответственности юридических лиц, логично и целесообразно не вводить в настоящее время данный институт в России. Однако вопрос остается открытым.

Ответственность юридических лиц за рассматриваемый вид правонарушений установлена статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенной в относительно новой редакции в связи с принятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Примечательно, что этим же законом изменялись редакции рассмотренных выше статей Уголовного кодекса. Следовательно, статья 2 также нашла отражение в нормах российского законодательства.

статья 3 Конвенции провозглашает принцип соответствия наказания тяжести совершенного деяния, установления его дифференциации настолько, насколько будет обеспечиваться сдерживающее воздействие от совершения подобного рода деяний. Наказание за подкуп иностранных должностных лиц должно быть соразмерно наказанию за подкуп должностных лиц национальных государственных органов. Данные положения также находят отражение в статье 291 Уголовного кодекса, где подкуп как должностных, так и иностранных должностных лиц расценивается одинаково и карается без различий их вида. Для более полного обеспечения превентивной функции уже упоминавшимся Федеральным законом от 4 мая 2011 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс.» были введены кратные штрафы как формы наказания для осужденных лиц, обеспечивающие соразмерный эффект.

статья 4 Конвенции по поводу юрисдикции государств в отношении рассматриваемых деяний гласит: «каждая сторона принимает все необходимые меры к тому, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении подкупа иностранного должностного лица, когда деяние совершается полностью или частично на его территории». Это обеспечивается положениями статьи 11 и 12 Уголовного кодекса. В соответствии с ними лица, совершившие преступления на территории России, подлежат уголовной ответственности по названному закону. Раскрываются в нем также особенности привлечения к ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц, обладающих специальным правовым статусом. Еще одним источником, регулирующим данные общественно-правовые отношения, в частности лиц, обладающих особым правовым статусом, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

статья 6 Конвенции говорит о сроке давности в отношении подкупа должностных лиц. Указывается, что данный срок «должен быть достаточным для расследования и судебного преследования этого деяния». По сути, эта статья, состоящая из одного предложения, является рамочной. Российское законодательство относит подобные деяния к преступлениям небольшой тяжести, средней тяжести, тяжким и особо тяжким. Сроки давности привлечения к ответственности по ним составляют 2 года, 6, 10 и 15 лет соответственно, что, по нашему мнению, является достаточными мерами для совершения следственных действий, проведения судебного разбирательства и соответствует духу рассматриваемой нами Конвенции.

статья 8 Конвенции говорит о принятии мер, способствующих ведению прозрачного бухгалтерского учета, учетных документов, «раскрытию сведений в финансовых отчетах, отражению несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источника с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия факта такого подкупа». Касается это зачастую связей с офшорными зонами, поскольку именно там степень прозрачности совершаемых сделок является наиболее низкой. В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» получает развитие положение о противодействии уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. В частности, указывается, что сделки с такими юрисдикциями «подлежат обязательному контролю с точки зрения трансфертного ценообразования, в отношении резидентов таких юрисдикций, принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с такими юрисдикциями».

Санкциям за нарушения, указанные в настоящей статье Конвенции, посвящена глава 15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях, что также является подтверждением реализации положений Конвенции в национальном российском законодательстве.

статья 9 Конвенции устанавливает, что стороны, ее подписавшие, «оказывают максимально быструю и эффективную правовую помощь другой стороне в уголовных расследованиях и судебных преследованиях.». Данные положения также находят отражение в Российском законодательстве. А именно в статье 13 Уголовного кодекса, главе 54 Уголовно-процессуального кодекса «Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора», специально принятой главе 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях». Также Россия подписала, но с оговорками, Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. [13], а также имеет ряд международных договоров с другими государствами о сотрудничестве в уголовноправовой сфере и о выдаче подозреваемых и обвиняемых лиц.

статья 11 регламентирует взаимодействие национальных органов государств и органов ОЭСР. Так, стороны обязуются извещать Генерального секретаря ОЭСР об ответственных органах государственной власти за подачу и получение запросов и просьб со своей стороны.

Указом Президента России от 13 февраля 2012 г. № 180 «Об органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» установлено, что для реализации положений пункта 3 статьи 4 органом, ответственным за проведение консультаций по определению наиболее подходящей юрисдикции для преследования за правонарушения, предусмотренные Конвенцией, является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Для реализации положений статьи 9 Конвенции органами, ответственными за оказание правовой помощи по делам о правонарушениях, предусмотренных Конвенцией, а также за поддержание связи по соответствующим вопросам, является Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел о преступлениях.

Фактическая деятельность по реализации Конвенции осуществляется в рамках Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в соответствии с полномочиями данного органа, полноправным участником которой является также и Российская Федерация [14]. Содержание деятельности рабочей группы изложено в рекомендациях ОЭСР. Применительно к российской судебной практике важную роль игра-

ет Постановление Пленума Верховного суда России от 14.06.2012 № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания». В нем подтверждается приверженность России соблюдению международных обязательств в условиях глобализации, интеграции и роста транснациональной преступности. Обращается внимание судов на наиболее сложные правовые вопросы при применении норм права в отношениях с иностранным элементом.

Подводя итоги, отметим, что стандарты Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в основном нашли отражение в национальном законодательстве Российской Федерации.

Это касается как программных ненормативных документов, таких как Послания Президента к Федеральному Собранию, Основные направления налоговой политики, так и федерального законодательства, которое было рассмотрено в рамках исследования.

Все обозначенное позволяет говорить о соответствии норм российского законодательства требованиям Конвенции ОЭСР, что является важным шагом на пути вступления России в данную организацию.

литература

1. Послание Президента России Федеральному Собранию от 30.11.2010// Российская газета.- № 271.- 01.12.2010.

2. Послание Президента России Федеральному Собранию от 22.12.2011// Российская газета.- № 290.- 23.12.2011.

3. Послание Президента России Федеральному Собранию от 12.12.2012// Российская газета.- № 287.- 13.12.2012.

4. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О международных договорах Российской Федерации».

5. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации, ст 291.

7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

8. Указ Президента РФ 13.02.2012 № 180 «Об органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок».

9. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

10. Федеральный закон от 25.07.2006 N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». «Российская газета», N 164, 28.07.2006.

11. Федеральный закон от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного Протокола и второго дополнительного Протокола к ней»

12. COUNCIL DECISION ON 19.05.2011 C/M (2011) 10/PR0V, ITEM 97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.