ГАЛИНА ГЕОРГИЕВНА ШИНКАРЕЦКАЯ
Институт государства и права Российской академии наук 119019, Российская Федерация, Москва, ул. Знаменка, д. 10 E-mail: interlaw@igpran.ru ORCID: 0000-0001-6050-8357
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Аннотация. Непризнанное государство — это образование, отделившееся от государства и провозгласившее себя новым самостоятельным государством. Его внутреннее устройство обычно ничем не отличается от устройства государства, при наличии конституции, правовой системы и государственных органов. Но такое образование либо признается в качестве субъекта международного права незначительным числом государств, либо не признается никем. Непризнанные государства не имеют международных договоров. Это не значит, что на них не лежат никакие международные обязательства. Основные принципы международного права и иные императивные нормы и принципы обязательны для них независимо от того, считают ли они их обязательными для себя. Кроме того, непризнанные государства зачастую добровольно принимают на себя международные обязательства по различным договорам, но они не признаются сторонами таких договоров. При этом отмечается отличие статуса непризнанных государств от иных акторов, не являющихся государствами: в международном общении есть примеры, когда к участию в международных договорах допускаются международные организации (например, Европейский союз) и даже неправительственные организации. Непризнанные государства не допускаются к участию в международных договорах.
Таким образом, создается ситуация полной безответственности, когда у непризнанного государства нет партнеров, которые бы поставили вопрос об ответственности в случае нарушения международного права; не распространяется на них и юрисдикция договорных органов, создаваемых для мониторинга им-плементации обязательств по отдельным договорам.
Хорошей иллюстрацией является Приднестровская Молдавская Республика. В ее Конституцию включено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют часть ее правовой системы. ПМР не имеет межгосударственных договоров, но приняла несколько нормативных актов о признании важнейших международных договоров, в частности Европейскую конвенцию по правам человека. Признание ПМР международных договоров составляет фактически присоединение Республики к договорам. Однако ПМР не является стороной этих договоров, поскольку Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. допускает к участию в них только субъектов международного права, каковым
непризнанная ПМР не является. Создается ситуация, когда международное сообщество не может предъявить ПМР требование об ответственности за неисполнение договора. Однако, по нашему мнению, такого пробела нет в отношении общепризнанных принципов и норм: в современном международном праве складывается обязательство исполнения таких принципов и норм всеми субъектами международного общения. Одним из примеров нарушения международного права со стороны Республики являются события в связи с возбуждением уголовных дел в отношении бывшего Президента Республики. ПМР нарушила положения Европейской конвенции по правам человека, что обесценило признание Республикой международного права.
Ключевые слова: непризнанное государство, общепризнанные принципы и нормы международного права, ответственность в международном праве, международное право в правовой системе страны, методы обычно-правового развития международного права
GALINA G. SHINKARETSKAIA
Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences 10, Znamenka str., Moscow 119019, Russian Federation E-mail: interlaw@igpran.ru ORCID: 0000-0001-6050-8357
INTERNATIONAL OBLIGATIONS OF UNRECOGNIZED STATE. THE CASE OF TRANSDRISTRIAN MOLDAVIAN REPUBLIC
Abstract. Unrecognized states are formations separated themselves from another state and had declared itself a new self-standing state. The inner structure of the formation does not differ from the structure of other states in that it possesses a constitution, legal system and state bodies. But such a formation is not recognized by the international community in the capacity of a subject of international law or is recognized by a minor number of states.
Unrecognized states do not have interstate treaties with UN members, yet this does not mean that no international obligations are obligatory for them. General principles of international law and peremptory norms are obligatory notwithstanding recognition. Moreover, unrecognized state sometimes accept voluntarily international obligations of some treaties, still they are not recognized as parties thereof. The status of unrecognized states differ from the status of other actors not states in international relations: sometimes intrastate or even non-governmental organizations, e.g. European union, are accepted as parties to international treaties. Unrecognized states can never become parties to international treaties.
Thus a situation of irresponsibility is created, when an unrecognized state has no partners who could question a responsibility in case of a breach of international law; neither the jurisdiction of treaty bodies created to monitor implementation of the treaty obligations.
Transdnistrian Moldavian Republic is a good illustration here. Its Constitution contains a rule that the generally recognized principles and norms of international law and international treaties are a part of its legal system. The Republic does not have interstate treaties, but accepted some normative acts on the recognition of the most important human rights treaties. This is in fact a joining of the Republic to the treaties. Yet the Republic is not a party to them because the Vienna Convention on the law of international treaties 1969 allows only the subjects of international law to conclude international treaties which unrecognized Transdnistria is not. Thus the situation is created where the international community cannot submit a claim of failure to fulfill a treaty to Transdnistria.
We submit that this is not so with generally recognized norms and principles because an obligation is emerging in the contemporary international law that all actors of international intercourse must fulfill those principles and norms. The events around the indictment of the former President of the Republic are a good example of breach of international law. The Republic broke the European Convention on human rights which diminished the acceptance of international law by the Republic.
Keywords: unrecognized state, generally recognized norms and principles, responsibility in international law, international law in the legal system of a state, methods of customary development of international law
1. Введение
Одно из еще не исследованных явлений современной международной жизни — возникшие в конце ХХ в. образования, которые имеют все формальные характеристики государств1, но не признаны международным сообществом в качестве субъектов международного права2 (условное название — «непризнанные государства»).
Внимание, которое решила уделить этому вопросу такая серьезная и авторитетная международная организация ученых, как Ассоциация международного права, свидетельствует о важности для международного права связанной с этим проблемы. В рамках Ассоциации c 2009 по 2018 г. действовал специальный комитет, занимавшийся проблемой
1 См.: Claessen H.J. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. 4 / Ed. by D. Levinson, M. Ember. New York, 1996. P. 1255.
2 См.: Медникова А.А. Историко-теоретический анализ правового статуса непризнанных государств на примере прецедентов существования непризнанных государств в современном мире // Мир юридической науки. 2018. № 8. С. 21—25.
признания/непризнания в международном праве 3. Главный вопрос, интересовавший Комитет, — существует ли обязанность государств признавать или не признавать по каким-либо критериям новые самопровозглашенные государства. В итоге он пришел к выводу, что такой обязанности не существует, это добровольный акт каждого из государств4. Следовательно, правомерность существования образований, провозглашающих себя государствами, не регулируется международным правом.
В связи с этим остается нерешенная проблема — каковы правовые рамки, в которых могут или должны действовать непризнанные государства. И поскольку они действуют на международной арене, какова валидитарность для них международного права, которое может служить не только регулятором их отношений с другими субъектами международного права, но и оказывать влияние на внутренний правопорядок.
Образования, называемые непризнанными государствами, весьма различны, например:
Тайвань — государство, возникшее в соответствии с канонами международного права, признанное рядом государств, бывшее государством — основателем ООН. Однако КНР считает, что Тайвань составляет часть территории континентального Китая, а потому его существование незаконно. Большинство государств, уступая настояниям КНР, не осуществляют формального признания Тайваня de jure, однако поддерживают оживленные экономические связи. Поэтому можно констатировать признание de facto;
Палестина — государство, создаваемое по воле Организации Объединенных Наций, в силу множества политических, культурологических, геополитических причин не стала пока действительно государством, хотя многие страны официально признают палестинские движения как прообраз будущего правительства. Международное сообщество осуществляет очень значительную гуманитарную помощь народу Палестины;
Турецкая Республика Северного Кипра — созданная в 1974 г., как и большинство непризнанных государств, при поддержке иностран-
3 International Law Association. Committees. Recognition/Non-Recognition in International Law (200 9-2018) // International Law Association. URL: http://www.ila-hq. org/ index.php/committees (дата обращения: 12.01.2019).
4 См.: Заключительный доклад Комитета по признанию. URL: http://www. ila-hq.org/images/ILA/DraftReports._ Recognition/Non-recognition in International Law (2009-2018) Conference Resolution Sydney 2018 English.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
ного государства, снабдившего ее вооружением, и путем осуществления крупномасштабных этнических чисток. Республика существует едва ли не дольше всех самопровозглашенных государств. De jure признана Турцией, dcfacto имеет отношения со многими государствами;
Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, образованные после распада Советского Союза на его бывшей территории. Абхазия и Южная Осетия признаны Россией и еще несколькими небольшими странами. Нагорный Карабах и Приднестровская Молдавская Республика не признаны ни одним государством.
За рамками нашего анализа мы оставляем те фактически вооруженные бандитские формирования, которые также могут называть себя государствами, но которые не обладают никакими признаками государственности, как, например, сомалийские группировки. Подобные образования откровенно разбойничьего типа могут быть лишь объектами принудительных мер мирового сообщества. Важнее для рассмотрения те непризнанные государства, которые, отделившись от другого государства, стремятся использовать цивилизованные методы для вхождения в мировое сообщество. Однако необходимо признать, что каждое из самопровозглашенных государств образовано после жестоких военных действий, во время которых погибли тысячи людей. Можно утверждать, что в основе их образования лежат тяжелые нарушения всех норм права и морали. Тем не менее фактически в каждом из них созданы го-сударствоподобные структуры, которым присущи все характеристики государственных органов; у них есть конституция и правовая система. Есть и система социального обеспечения.
В качестве объекта исследования рассмотрим Приднестровскую Молдавскую Республику, которая, как отмечалось выше, не признана ни одним государством, но проявляет готовность разделять ценности международного права.
2. Что такое Приднестровская Молдавская Республика?
Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) находится на левом берегу Днестра; до распада СССР входила в состав Молдавии. В конце 1980-х гг., когда в Советском Союзе обострились национальные проблемы5, в Молдавии стали стремительно расти прорумынские
5 См.: An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires / Ed. by J.S. Olson, B.P. Lee, N.C.J. Pappas. Westport, 1994. P. 6.
настроения. Но в Приднестровье идея объединения с Румынией была встречена враждебно, и в противовес ей активизировалось движение за выход из состава Молдавии.
Первоначально, как и во всех союзных республиках, предпринимались попытки получить большую степень автономии в рамках советского законодательства6, что постепенно привело бы к отделению от Молдавии. Однако было решено настаивать на независимости под крылом размещенной в Приднестровье 14-й армии СССР.
Второй Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья состоялся 2 сентября 1990 г. в Тирасполе, на нем было провозглашено образование суверенного государства — Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе обновленного Союза. На первой сессии Верховного Совета ПМССР 8 декабря 1990 г. были приняты Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики7 и Декрет о государственной власти8. На IV съезде Советов депутатов всех уровней 2 сентября 1991 г. была принята первая Конституция Приднестровья. В настоящее время действует Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1995 г. в редакции от 23 ноября 2018 г.9
В соответствии с Конституцией Республика является президентской (ч. 1 ст. 55). В стране созданы органы государственной власти, имеется довольно обширное законодательство, включающее кодексы и подзаконные акты10.
Согласно Конституции в ПМР применяется и международное право. Так, в ч. 2 ст. 10 предусмотрено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой си-
6 См.: Nation-Building in the Post-Soviet Borderlands. The Politics of National Identities / Ed. by G. Smith, V. Law, A. Wilson, A. Bohr, E. Allworth. Cambridge, 1998. P. 56.
7 Текст Декларации см.: URL: https://www.docme.ru/doc/671905/deklaraciya-ob-obrazovanii-pridnestrovskoj-moldavskoj (дата обращения: 11.01.2019).
8 Текст Декрета см.: Приднестровье. Информационно-новостной ресурс ПМР. URL: http://newspmr.com/pridnestrove/dekr-gos-pmssr (дата обращения: 11.01.2019).
9 Текст Конституции см.: Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://justice.idknet.com/web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22 574d5002acf15/ 7ba08d6c06e90e9fc2257230004f24e4! OpenDocument (дата обращения: 21.01.2019).
10 См.: Жигулин А.М. К вопросу об особенностях законотворческого процесса в государствах с непризнанным статусом // Вестник российской нации. 2016. № 4. С. 207.
стемы». Это значит, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы международных договоров могут применяться в правовой системе ПМР на тех же основаниях, что и положения законодательства Республики.
В отношении международных договоров данное положение подтверждается в Законе от 19 мая 2016 г. № 131-З-У1 «О международных договорах Приднестровской Молдавской Республики»11: «Международные договоры Приднестровской Молдавской Республики наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики составной частью ее правовой системы» (ч. 1 ст. 4).
Таким образом, обязательными для ПМР и применимыми к оценке действий ее субъектов являются две группы документов: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры.
Общепризнанные принципы — это основные положения международного права, признанные международным сообществом в це-лом12. Они всегда формируются в процессе единообразного и повторяющегося поведения государств, которое рано или поздно признается единственно правомерным. Указанные принципы могут быть зафиксированы в письменном виде в договоре, например в Уставе ООН (запрет применения силы, обязательность исполнения международных обязательств, суверенное равенство и т.д.). Обычно признание этих принципов не требуется, они обязательны для всех независимо от признания, так что любое образование, считающее себя государством, обязано их исполнять. Возражения против них не допускаются. Особенность принципов международного права состоит в том, что они имеют нормативный характер.
Приднестровская Молдавская Республика осуществила признание общепризнанных принципов в нескольких документах. В Декларации о независимости от 25 августа 1991 г.13 говорится: «Отношения Приднестровской Молдавской Республики с другими государствами строятся на основе договоров, заключенных на принципах равнопра-
11 Текст Закона см.: Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Kqv (дата обращения: 25.02.2019).
12 См.: Мовчан А.П. Международный правопорядок. М., 1996. С. 66.
13 Текст Декларации см.: Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://mfa-pmr.org/ru/DTp (дата обращения: 25.02.2019).
вия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела других государств». В Преамбуле Конституции ПМР подтверждена «приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права», а в ст. 10 закреплено, что ее внешняя политика «исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств».
Нормы международного права, как и принципы, могут иметь обычно-правовое происхождение, а могут быть сформулированы в каком-либо договоре и затем получить практически всеобщее признание. Общепризнанной может считаться норма, признанная либо человеческим сообществом в целом, либо большинством государств, деятельность которых имеет решающее значение для существования данной нормы14.
Как и общепризнанные принципы, международные нормы обязательны для любого образования независимо от признания. А вот обязательства по международным договорам в отличие от общепризнанных принципов и международных норм не могут возникнуть без явно выраженного согласия государства. Чаще всего государства вступают в договорные отношения путем подписания, а затем, если это предусмотрено договором или национальным законодательством, ратификации или утверждения текста договора. Поскольку Приднестровская Молдавская Республика не признана другими государствами, для нее действуют несколько иные способы принятия на себя договорных обязательств15.
С государствами — членами ООН ею не подписано ни одного договора. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. были подписаны договоры с рядом субъектов Российской Федерации и областями Украины: с Вологодской областью и Администрацией Санкт-Петербурга, с Одесской и с Винницкой областью16. Но эти договоры, хотя они и являются
14 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2005. С. 134.
15 См.: Frowein J.A. De Facto Regime // Encyclopedia of Public International Law. Instalment 4: Use of Force; War and Neutrality; Peace Treaties (N-Z) / Ed. by R. Bernhardt. Amsterdam, 1987. P. 73.
16 См.: Международная договорная правосубъектность ПМР: ключевые формы фиксации юридического признания «de facto» // Информационное агентство «Оливия-пресс» Приднестровская Молдавская Республика. URL: http://olvia1. idknet.com/ mdex.php?option=com_content&view=article&catid=69:2010-01-25-09-07-10&id=11287:--7 (дата обращения: 28.09.2018).
трансграничными, нельзя считать межгосударственными17. Заведующий отделом права Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук М.Ф. Казанцев, ссылаясь на ст. 72 Конституции РФ, указывает: «Право субъектов Российской Федерации заключать международные договоры (соглашения) зиждется на их конституционно-правовом статусе»18. Однако далее он отмечает, что согласно Федеральному закону от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»19 соглашения «об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами».
Более обоснованно международными договорами можно считать договоры о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Южная Осетия (подписан 20 сентября 2016 г., ратифицирован в январе 2017 г.) и Республикой Абхазия (подписан 29 сентября 2017 г., ратифицирован в январе 2018 г.).
Указанные два договора — примечательное явление. Обе их стороны — непризнанные государства, в самостоятельности которых имеются веские основания сомневаться. Однако примем во внимание, что все современные государства живут в обстановке глобализации единства мировой экономики и ни одно государство не может вести изолированную экономическую политику. Если бы договаривающиеся непризнанные государства были расположены в одном географическом регионе, можно было бы говорить о региональных закономерностях. Однако в современных условиях глобального информационного общества границы пространства стираются. Опыт БРИКС свидетельствует о том, что продвинутое сотрудничество возможно между географически далекими странами20.
17 См.: AustA. Modern Treaty Law and Practice. Cambridge, 2000. Р. 20.
18 См.: Казанцев М.Ф. Международные договоры (соглашения) субъектов РФ: конституционно-правовая основа, понятие, виды // Мудрый юрист. URL: https:// wiselawyer.ru/poleznoe/22051-mezhdunarodnye-dogovory-soglasheniya-subektov-konstitucionno-pravovaya-osnova (дата обращения: 02.10.2018).
19 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.
20 См.: КофейниковД.В. Электронная торговля в странах БРИКС: состояние и перспективы // Современное право. 2015. № 8. С. 136—138.
С точки зрения международного права важно, что стороны заключенных соглашений считают их международными договорами; значит, правомерно применять к ним нормы и принципы международного права21. Если договорные отношения между непризнанными государствами будут развиваться, это создаст новый вид международно-правового регулирования, где будут действовать нормы международного права, но сторонами таких отношений будут не субъекты международного права.
«Настоящие» международные договоры с государствами — членами ООН непризнанные государства, в частности ПРМ, пока не заключали22. Для непризнанных образований имеется другая возможность принять на себя обязательства по международным договорам, где остальными участниками являются признанные международным сообществом государства — члены ООН.
Обратимся к самому авторитетному документу в области права международных договоров — Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.23 Она является кодифицирующим документом, т.е. состоит в основном из общепризнанных норм права. Ее участниками в настоящее время являются 114 государств. В соответствии со ст. 11 Конвенции согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились. Условие о международном признании для присоединения к договору в Конвенции не упоминается. Следовательно, правомерным способом принятия обязательств по международному договору для Приднестровской Молдавской Республики является присоединение. В отличие от его заключения присоединение к договору осуществляется в одностороннем порядке и не требует признания со стороны других участников договора24, од-
21 См.: КовбанА.В. Формы признания государств в международном праве и сотрудничество непризнанных государств // Дневник алтайской школы политических исследований. № 32. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Сепаратизм и его роль в мировом политическом процессе): Сб. научных статей / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул, 2016. С. 42-46.
22 См.: Аленова К.К. Значение признания государств и место «непризнанных» государств в международных отношениях // Развитие науки в современном мире. Сб. статей международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 44-49.
23 Текст Конвенции см.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
24 См.: Research Handbook on the Law of Treaties / Ed. by C.J. Tams, A. Tzana-kopoulos, A. Zimmerman, A.E. Richford. Cheltenham; Northampton, 2014. Р. 209.
нако отказ в присоединении может последовать при наличии возражений других участников договора.
В случае признанных государств присоединение делает присоединяющийся субъект участником договора. Это значит, что между присоединившимся субъектом и другими участниками договора возникают правоотношения, регулируемые договором25. Такие правоотношения дают основания для предъявления иска об ответственности присоединившегося субъекта за нарушение договора.
За время своего существования ПМР признала обязательными для себя довольно большое число международных договоров, присоединяясь к отдельным конкретным договорам или к категориям договоров.
Включение договоров в правовую систему Республики было предусмотрено в ч. 2 ст. 10 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Признание Устава ООН — основополагающего документа современного международного права — было осуществлено Законом «О международных договорах Приднестровской Молдавской Республики». В его преамбуле предусматривается, что международные договоры образуют «правовую основу межгосударственных отношений... в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». Из этого следует, что и материальное содержание, и процессуальное применение любого договора, заключаемого или признаваемого ПМР, должно соответствовать духу и букве Устава ООН26.
Итак, принятые на себя в одностороннем порядке обязательства по международному праву позволяют применять его к оценке событий в ПМР27.
3. Проблемы реализации ответственности по международному праву
В отношениях с фактически существующими образованиями особую важность приобретают вопросы ответственности. Поскольку эти образования не признаны в качестве государств, т.е. субъектов между-
25 См.: Лукашук И.И. Современное право международных договоров: В 2 т. Т. 1. М., 2004. С. 57.
26 См.: Vienna Convention on the Law of Treaties. A Commentary / Ed. by O. Dörr, K. Schmalenbach. 2nd ed. Berlin, 2018. Р. 322.
27 См.: МарусинИ.С. О некоторых правовых аспектах взаимоотношений с непризнанными государствами // Российский ежегодник международного права. СПб., 2000. С. 220.
народного права, их нельзя привлечь к ответственности за нарушение международного права и, тем более, к ним не могут применить контрмеры в соответствии с предусмотренной международным правом процедурой. В практике международного общения государства нередко используют средства нажима на непризнанные образования для достижения своих целей, и это создает неправовую ситуацию, от которой страдают обе стороны, и непризнанному образованию приходится полагаться на милость более мощного партнера, который имеет статус субъекта международного права.
Не наделены полномочиями в отношении непризнанных образований и договорные органы мониторинга, которые особенно действенны в области прав человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам инвалидов и т.п.), поскольку непризнанное государство (в нашем случае Приднестровская Молдавская Республика) приняло на себя обязательства, но не является признанным участником договора. Пример тому — события позапрошлого года, связанные с изменением законодательства о гарантиях лицам, занимавшим должности Президента, Вице-Президента и Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей28, в соответствии с которым Президент ПМР освобождался от ответственности за действия, совершенные в период его нахождения в должности. В соответствии с этим Законом Следственным комитетом были заведены уголовные дела в отношении бывшего Президента ПМР, возглавлявшего Республику с 2011 по 2016 г.29 Поскольку предусмотренные в этом Законе изменения были произведены после прекращения полномочий Президента, к данной ситуации применима формула nullum crimen sine lege («нет преступления без закона»), которая в современном праве формулируется как «никто не может быть обвинен в преступлении, если его деяние не запрещено законом». В ст. 9 Международного пакта о граж-
28 Закон Приднестровской Молдавской Республики от 30 января 2017 г. № 26-ЗИ-У1 «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики "О гарантиях лицам, занимавшим должности Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей"» // Официальный сайт Президента ПМР. URL: http://gos-pmr.ru/pravovye-akty/ zakoni/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-vnesenii-izmeneniya-v-zakon-pridnestrov (дата обращения: 28.09.2018).
29 Накануне заседания парламента, на котором бывшего Президента ПМР должны были лишить неприкосновенности, он тайно покинул страну.
данских и политических правах 1966 г.30 дается ее разъяснение: «Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом».
Однако в силу непризнанности ПМР нарушение международного права может быть констатировано только самой Республикой. Можно сделать вывод, что институт международно-правовой ответственности здесь не действует. Другой вид ответственности — за ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам, как правило, признается. Достаточно вспомнить инциденты с российскими летчиками в воздушном пространстве африканских непризнанных государств и переговоры, в которые вступало по этому поводу Правительство РФ.
Нередко существующие режимы, не несущие международно-правовой ответственности, становятся препятствием для нормальных международных отношений, что вызывает тревогу мирового сообщества. В качестве примера можно привести усилия по созданию механизмов наказания сомалийских пиратов, которые не входят в зону ответственности ни одного государства.
4. Заключение
Полному официальному признанию самопровозглашенных государств препятствует то, что в большинстве своем они созданы с массированным применением силы, а это строжайше запрещено международным правом. Кроме того, признание каждого из таких образований может привести к бесконечному дроблению государств и является нарушением общепризнанного императивного принципа неприкосновенности и территориальной целостности государства. Принцип самоопределения не может служить противовесом принципу территориальной целостности: ни в одном международном документе не зафиксирован его приоритет и не закреплено право самоопределяющегося народа на политическое отделение; не содержит таких положений и ни одна конституция какого бы то ни было государства, что ясно говорит о позициях государств; субъектом титула на территорию является народ, населяющий соответствующее государство, так что вопрос о ее разделении должен приниматься не самоопределяющейся частью, а всем народом государства.
Вместе с тем попытки «материнского» государства силой вернуть отколовшееся образование также неправомерны, поскольку приме-
30 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291. Труды Института государства и права РАН. 2019. Том 14. № 1
нение силы категорически запрещено международным правом в каких бы то ни было целях.
Складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, существование самопровозглашенных образований расценивается как помеха упорядоченным, стабильным международным отношениям, потому что нередко эти образования оказываются «дырами» в регулировании торговых и иных экономических отношений, служат «прачечными» для отмывания преступных доходов и базой для контрабанды; нередко их обвиняют в пособничестве терроризму и содействии террористической деятельности. С другой стороны, мировое сообщество в целом терпимо относится к их существованию. Причина этой терпимости, возможно, кроется в том же запрете применения силы, а может быть, в том, что другим государствам просто выгодно иметь рядом с собой такие не вполне легитимные образования. Вспомним, что в случае наложения санкций Советом Безопасности ООН на то или иное государство всегда находится какое-то другое государство, которое, нарушая эти санкции, продолжает поддерживать неправомерные отношения.
В настоящее время позиция международного сообщества формулируется в отношении каждого отдельного конкретного образования; общая позиция не выработана, и проблема ждет своего решения.
Анализ событий, происходящих в Приднестровской Молдавской Республике, позволяет увидеть важные тенденции в международном праве.
Во-первых, Республика, стремящаяся войти в международное сообщество, придает важное значение внедрению международного права в свою политику и правовую систему, закрепляя соответствующие положения в Конституции.
Во-вторых, заметны определенные новации в методах принятия обязательств по международному праву, несмотря на то, что самой Республикой не заключены ни двусторонние, ни многосторонние межгосударственные договоры. Она в одностороннем порядке принимает на себя обязательства по важнейшим многосторонним соглашениям, регулирующим основы международных отношений. Самое примечательное, что Приднестровская Молдавская Республика, не являющаяся стороной в этих договорах и не принимавшая участия в их заключении, обязуется следовать их положениям. Таким образом, происходит распространение международного права на государства, не являющиеся участниками международных договоров, т.е. универсализация международного права. Такое признание норм международ-
ного права в качестве обязательных можно расценивать как проявление opinio juris, т.е. ПМР, как, несомненно, и другие непризнанные государства, участвует в обычно-правовом развитии международного права.
В-третьих, Приднестровская Молдавская Республика, не признанная международным сообществом субъектом международного права, несомненно, является участником международного общения, более того, ее можно квалифицировать в качестве бенефициария международного права: неизвестно, что было бы с Республикой, если бы не реальное действие принципа неприменения силы в международных отношениях. В то же время сама она использует международное право для совершенствования своей внутренней правовой системы.
В-четвертых, положение внутри Республики во многом зависит от игры политических сил: с приходом к власти нового Президента и нового состава Верховного Совета в Приднестровской Молдавской Республике грубо нарушается международное право, ее руководство пренебрегает принципом запрета обратного действия закона в ущерб интересам обвиняемого лица. Верховный Совет изменил законодательство, пренебрегая положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и общепризнанной нормой nullum crimen sine lege.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аленова К.К. Значение признания государств и место «непризнанных» государств в международных отношениях // Развитие науки в современном мире. Сб. статей международной научно-практической конференции. М.: ООО «Центр научных исследований и консалтинга», 2017. C. 44—49.
Жигулин А.М. К вопросу об особенностях законотворческого процесса в государствах с непризнанным статусом // Вестник российской нации. 2016. № 4. С. 205-214.
Ковбан А.В. Формы признания государств в международном праве и сотрудничество непризнанных государств // Дневник алтайской школы политических исследований. № 32. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Сепаратизм и его роль в мировом политическом процессе): Сб. научных статей / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 42-46.
Кофейников Д.В. Электронная торговля в странах БРИКС: состояние и перспективы // Современное право. 2015. № 8. 136-138.
ЛукашукИ.И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2005.
Лукашук И.И. Современное право международных договоров: В 2 т. Т. 1. М.: Волтерс Клувер, 2004.
МарусинИ.С. О некоторых правовых аспектах взаимоотношений с непризнанными государствами // Российский ежегодник международного права. СПб.: Россия-Нева, 2000. С. 218-229.
Медникова А.А. Историко-теоретический анализ правового статуса непризнанных государств на примере прецедентов существования непризнанных государств в современном мире // Мир юридической науки. 2018. № 8. С. 21-25.
Мовчан А.П. Международный правопорядок. М.: ИГП РАН, 1996.
An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires / Ed. by J.S. Olson, B.P. Lee, N.C.J. Pappas. Westport: Greenwood Press, 1994.
Aust A. Modern Treaty Law and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Claessen H.J. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. 4 / Ed. by D. Le-vinson, M. Ember. New York: H. Holt, 1996.
Frowein J.A. De Facto Regime // Encyclopedia of Public International Law Instalment 4: Use of Force; War and Neutrality; Peace Treaties (N-Z) / Ed. by R. Bernhardt. Amsterdam: North-Holland, 1987.
Nation-Building in the Post-Soviet Borderlands. The Politics of National Identities / Ed. by G. Smith, V. Law, A. Wilson, A. Bohr, E. Allworth. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
Research Handbook on the Law of Treaties / Ed. by C.J. Tams, A. Tzanakopoulos, A. Zimmerman, A.E. Richford. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2014.
Vienna Convention on the Law of Treaties. A Commentary / Ed. by O. Dörr, K. Schmalenbach. 2nd ed. Berlin: Springer, 2018. DOI: 10.1007/978-3-662-55160-8
REFERENCES
Alenova, K.K. (2017). Znachenie priznaniya gosudarstv i mesto "nepriznannykh" gosudarstv v mezhdunarodnykh otnosheniyakh [The Value of the Recognition of States and the Place of "Unrecognized" States in International Relations]. In: Razvitie nauki v sovremennom mire. Sbornik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The Development of Science in the Modern World. The Collection of Articles of the International Scientific-Practical Conference]. Moscow: OOO "Tsentr nauchnykh issledovanii i konsaltinga", pp. 44-49. (in Russ.).
Aust, A. (2000). Modern Treaty Law and Practice. Cambridge: Cambridge University Press.
Claessen, H.J. (1996). State. In: D. Levinson and M. Ember, eds. Encyclopedia of Cultural Anthropology. Volume 4. New York: H. Holt.
Dörr, O. and Schmalenbach, K. eds. (2018). Vienna Convention on the Law of Treaties. A Commentary. 2nd ed. Berlin: Springer. DOI: 10.1007/978-3-662-55160-8
Frowein, J.A. (1987). De Facto Regime. In: R. Bernhardt, ed. Encyclopedia of Public International Law. Instalment 4: Use of Force; War and Neutrality; Peace Treaties (N-Z). Amsterdam: North-Holland.
Kofeinikov, D.V. (2015). Elektronnaya torgovlya v stranakh BRIKS: sostoyanie i per-spektivy [E-commerce in BRICS Countries: State and Prospects]. Sovremennoe pravo [Modern Law]. 2015. № 8. 136-138. (in Russ.).
Kovban, A.V. (2016). Formy priznaniya gosudarstv v mezhdunarodnom prave i sotrud-nichestvo nepriznannykh gosudarstv [Forms of Recognition of States in International Law and Cooperation of Unrecognized States]. In: Yu. G. Chernyshov, ed. Dnevnik Altaiskoi shkoly politicheskikh Issledovanii. No 32. Sovremennaya Rossiya i mir: al'ternativy razvitiya (Separatizm i ego rol' v mirovom politicheskom protsesse): sbornik nauchnykh statei [The Diary of the Altai School of Political Studies. No 32. Modern Russia and the World: Development Alternatives (Separatism and its Role in the Global Political Process): The Collection of Scientific Articles]. Barnaul: Altaiskii universitet Publ., pp. 42-46. (in Russ.).
Lukashuk, I.I. (2004). Sovremennoe pravo mezhdunarodnykh dogovorov [Modern Law of International Treaties]. Volume 1. Moscow: Wolters Kluwer. (in Russ.).
Lukashuk, I.I. (2005). Mezhdunarodnoepravo. Obshchaya chast' [International Law. General Part]. Moscow: Wolters Kluwer, 2005. (in Russ.).
Marusin, I.S. (2000). O nekotorykh pravovykh aspektakh vzaimootnoshenii s nepriz-nannymi gosudarstvami [Some Legal Aspects of Relations with Unrecognized States]. Rossiiskii ezhegodnik mezhdunarodnogoprava [Russian Year-Book of International Law]. Saint Petersburg: Rossiya-Neva, pp. 218-229. (in Russ.).
Mednikova, A.A. (2018). Istoriko-teoreticheskii analiz pravovogo statusa nepriznannykh gosudarstv na primere pretsedentov sushchestvovaniya nepriznannykh gosudarstv v sovremennom mire [Historical and Theoretical Analysis of Legal Status of Unrecognized States on the Example of Precedents of Unrecognized States in the Modern World]. Mir yuridicheskoi nauki [World of Jurisprudence], (8), pp. 21-25. (in Russ.).
Movchan, A.P. (1996). Mezhdunarodnyi pravoporyadok [International Law and Order]. Moscow: IGP RAN. (in Russ.).
Olson, J.S., Lee, B.P. and Pappas, N.C.J. eds. (1994). An EthnohistoricalDictionary of the Russian and Soviet Empires. Westport: Greenwood Press.
Smith, G., Law, V., Wilson, A., Bohr, A. and Allworth, E. eds. (1998). Nation-Building in the Post-Soviet Borderlands. The Politics of National Identities. Cambridge: Cambridge University Press.
Tams, C.J., Tzanakopoulos, A., Zimmerman, A. and Richford, A.E. eds. (2014). Research Handbook on the Law of Treaties. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing.
Zhigulin, A.M. (2016). K voprosu ob osobennostyakh zakonotvorcheskogo protsessa gosudarstvakh s nepriznannym statusom [To the Question about the Peculiarities of the Legislative Process in the State With an Unrecognized Status]. Vestnik rossiiskoi natsii [Bulletin of Russian Nation], (4), pp. 205-214. (in Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Шинкарецкая Галина Георгиевна — доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора международного права Института государства и права Российской академии наук.
AUTHOR'S INFO:
Galina G. Shinkaretskaia — Doctor of Legal Sciences, Chief Research Fellow of the International Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шинкарецкая Г.Г. Международные обязательства непризнанного государства (на примере Приднестровской Молдавской Республики) // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2019. Т. 14. № 1. С. 76-93.
CITATION:
Shinkaretskaia, G.G. (2018). International Obligations of Unrecognized State. The Case of Transdnistrian Moldavian Republic. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 14 (1), pp. 76-93.