Научная статья на тему 'Международные интеграционные аспекты формирования производственной политики социально-экономической системы мезоуровня'

Международные интеграционные аспекты формирования производственной политики социально-экономической системы мезоуровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОЛИТИКИ / ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО / INTEGRATION / PRODUCTION POLITICIANS / EUROPEAN COMMUNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Павел Алексеевич

В статье рассматриваются международные приоритеты формирования производственной политики, позволяющие значительно снизить организационные и управленческие затраты национальной системы управления при интеграции промышленного потенциала Российской Федерации в мировое экономическое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INTEGRATION ASPECTS OF FORMATION OF PRODUCTION POLICY OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF MESOLEVEL1«The Moscow state university of food productions»

In article the international priorities of formation of the production policy are considered, allowing considerably to lower organizational and administrative expenses of a national control system at integration of industrial capacity of the Russian Federation into world economic space.

Текст научной работы на тему «Международные интеграционные аспекты формирования производственной политики социально-экономической системы мезоуровня»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЗОУРОВНЯ

УДК 338.45

Павел Алексеевич Фомин

докт. экон. наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ В ПО «Московский государственный университет пищевых производств» Эл. почта: fomin@mgupp.ru

В статье рассматриваются международные приоритеты формирования производственной политики, позволяющие значительно снизить организационные и управленческие затраты национальной системы управления при интеграции промышленного потенциала Российской Федерации в мировое экономическое пространство.

Ключевые слова: интеграция, производственная политики, Европейское сообщество.

Pavel A. Fomin

Doctor of Economics, professor «Economy and management» «The Moscow state university of food productions» E-mail: fomin@mgupp.ru

INTERNATIONAL INTEGRATION ASPECTS OF FORMATION OF PRODUCTION POLICY OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF MESOLEVEL

In article the international priorities of formation of the production policy are considered, allowing considerably to lower organizational and administrative expenses of a national control system at integration of industrial capacity of the Russian Federation into world economic space.

Key words: integration, production politicians, European community.

1. Введение

На наш взгляд наиболее интересными в отношении государственной аграрной политики являются европейские и американские практические действия. Так, например, Немецкое сельскохозяйственное общество посвятило свое заседание в конце прошлого столетия обсуждению проблемы, что ждет сельское хозяйство в 2010 г. Прогноз основывается не только на выявленных тенденциях развития аграрного сектора Европы, но и на будущей совместной аграрной политике, ожидаемой либерализации глобального аграрного рынка. Были выработаны следующие тезисы.

2. Международные приоритеты формирования производственной политики

Первый тезис. Аграрная политика будет в еще большей степени ориентирована на рынок и явится составной частью совместной политики развития сельской местности. Это означает, что одна из основных задач совместной аграрной политики, которую предстоит решить, - социально-экономическое развитие европейской деревни.

В аграрной политике все большее место должно отводиться развитию сельских территорий - созданию новых рабочих мест вне сельского хозяйства, охране окружающей среды и природных ландшафтов, а так же производству экологически чистых продуктов ит. п. Такая политика будет в меньшей степени, чем ныне, ограничиваться только агропроизводством, она станет ориентироваться на решение задач, в первую очередь направленных на удовлетворение общественных приоритетов.

Новые задачи совместной аграрной политики должны обусловливаться, с одной стороны, возрастанием общественных потребностей, налагаемых в социальном и экологическом аспектах на сельское хозяйство, а с другой стороны, - стремлением к тому, чтобы европейские сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность были конкурентоспособными на мировом продовольственном рынке. Какой должна быть новая интегрированная аграрная политика в перспективе? Разумеется, ей придется выйти за традиционные границы. Регламентация торговли агропроду'ктами начнет утрачивать свое значение, но в то же время возрастет значение охраны окружающей среды, производства экологически чистых продуктов в регионах. Структурная аграрная политика станет во все большей степени трансформироваться в политику развития сельской местности.

Второй тезис. Аграрный рынок во все большей мере будет дифференцироваться на международный и региональные, усилится и его качественная ориентация. Такая поляризация явится следствием действия двух сил: с одной стороны, дальнейшей либерализации торговли и большей интеграции европейского агро-производства в мировое хозяйство, а с другой, - ростом спроса европейских потребителей на высококачественные продовольственные товары.

Повышение качества продуктов не ограничится только объективными потребительскими свойствами, оно будет также зависеть от субъективных факторов, связанных с технологией производства продовольственных товаров, дизайном упаковки, национальными традициями, региональным аспектом.

Высококачественные продукты станут пользоваться наибольшим спросом, чаще производиться и реализовываться в определенных специфических регионах, отвечая вкусам их жителей. В то же время массовые продукты, соответствующие определенным стандартам, прежде всего, сельскохозяйственное сырье, будут еще шире представлены на глобальном аграрном рынке.

Третий тезис. Европейское сельское хозяйство к 2010г. еще в большей степени регионально дифференцируется. Продуценты в развитых регионах с высокой продуктивностью сельскохозяйственного производства будут стремиться к тому, чтобы еще закрепиться на глобальном и региональных аграрных рынках массовых агропродуктов. Вместо нынешних ограничений на использование пашни, продуктовых квот по производству основных видов сельсшхозяйсгвенных продуктов, ограничений по величине поголовья скота планируется использовать экономи-

№3(2), 2012 324

ческие инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности фермеров, снижение цен на продовольствие и стабилизацию доходов, получаемых от сельсгохозяйственной деятельности. Разумеется, и в дальнейшем сохранится необходимость разработки единых правил по природопользованию, согласованных между всеми членами Евросоюза.

В регионах с неблагоприятными для ведения сельского хозяйства природными и экономическими условиями в еще большей степени внимание будет обращено на производство экологически чистых продуктов, создание предприятий по их переработке, что потребует дотаций из бюджета. При чем задачи сельского хозяйства в таких регионах сместятся от производства агропродук-ции к природоохранной деятельности, сохранению природных ландшафтов, развитию агротуризма, совершенствованию социальной инфраструктуры сельской местности.

В будущем природоохранная деятельность, сохранение и качественное совершенствование среды обитания приобретут значительно большее общественное признание. Субвенции и трансферы на данные цели обществом уже не будут рассматриваться как дотации фермерам, а приобретут характер поощрения сельчан за добросовестное исполнение общественных задач общенационального характера.

Четвертый тезис. Сельское хозяйство Европы к 2010г. станет еще в большей мере рыночно ориентированным и мультифункциональным. Производство высокоценных качественных продуктов (экологически чистых) будет сочетаться с другими доступными возможностями увеличения фермерских доходов для получения синергическо-го эффекта, с комбинацией производства региональных традиционных продуктов, с развитием сферы приложения несельскохозяйственного труда (занятость в торговле, общественном питании, организация сервиса, агротуризма, домашней гастрономии, спортивное коневодство, уход за пенсионерами и т. п.).

Се лъс вдхозяй ственные предприятия займутся также утилизацией отходов, уходом за муниципальными зелеными насаждениями и т. п Такая деятельность явится ощутимым дополнительным источником доходов фермерской семьи и будет поддерживаться за счет Европейского фонда ориентации и гаранти-

рования сельского хозяйства (ЕАСОР).

Пятый тезис. Европейское сельское хозяйство к 2010г. станет более конкурентоспособным, что обусловливается осуществлением в предстоящие годы перечисленных выше мер. Сама концепция «конкурентоспособности» будет модифицироваться в связи с необходимостью учета не только эффективности агропроизводства, но и всей совокупности факторов развития сельской местности, среды обитания.

Составленный немецкими экспертами оптимистический сценарий - не более чем прогноз. В какой мере он сможет воплотиться в жизнь, зависит не только от функционеров, определяющих совместную аграрную политику, но в первую очередь от самих фермеров, их желания адаптироваться в новых условиях быстро меняющегося мира.

Сценарий рассматривает лишь социально-экономические аспекты возможного развития европейского сельского хозяйства. Природные факторы могут внести свои существенные коррективы.

Для обеспечения продовольственной безопасности государств, несомненно, важную роль играет политика их правительств и над государственных образований типа Европейского союза, однако рынок играл и будет играть в перспективе исключительную роль. Примером этого могут служить государственные инвестиции в создание страховых запасов на случай неотложной необходимости в продовольствии. Такая мера позволяет ре шить проблему колеблющихся и неравномерных по годам валовых сборов продукции от дельных сельсшхозяйственных культур и оказывает стабилизирующее влияние на цены на продовольственные товары. Между тем стабилизация цен может быть обеспечена и при минимизации страховых запасов за счет глобализации аграрного рынка, позволяющей свободно перемещаться продовольствию из регионов с его избытком в дефицитные регионы и тем самым в глобальных масштабах выравнивать соотношение между спросом и предложением. Для этого необходимо задействовать дополнительные мощности как в отдельных странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и раз вития (ОЭСР), например, США, Канады, Франции и Австралии, так и государств, не входящих в ОЭРС (Аргентина и другие). Причем обязательным

условием должен стать отказ от использования продовольствия как инструмента международной политики. В данных целях требуется гарантия «страховки» предложения продовольствия на мировых рынках. Эмбарго на продовольствие затрудняет способность аграрного рынка регулировать цены и оптимизировать равновесие между спросом и предложением.

3, Проблемы и перспективы реализации производственной политики

Глобализация аграрного рынка, угроза его деформации ставит в повестку дня формы государственного регулирования цен и рыночные интервенции в виде субвенций, тарифных и нетарифных таможенных барьеров. Можно полагать, что правительства и в дальнейшем будут играть ключевую роль в инвестировании охраны окружающей среды, а также в обеспечении безопасности продовольственных товаров, реализуемых на рынках.

В этом отношении примечательно, как организовано сельское хозяйство Чешской Республики [1], которое после институциональных преобразований 90-х годов сохранило в основном крупное производство: 75% сельскохозяйственных земель хозяйственно используются кооперативами и хозяйственными обществами, а средняя земельная площадь таких предприятий превышает 1000 га. Физические лица обрабатывают около 25% сельхозугодий (учтены лишь лица, хозяйства которых занимают менее 3 га нетоварного типа). Однако в структуре самих сельсшхозяйственных предприятий в ходе институциональных преобразований произошли кардинальные изменения; ныне 88% всех земель сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности, доля хозяйственных обществ различного типа уже превысила долю кооперативов, что явилось прямым следствием прокатившейся волны акционирования.

В 90-е годы в Чехии наблюдался процесс определенного распада горизонтальных и вертикальных интегрированных структур, прежде всего совместных (межхозяйственных) предприятий, что не могло не оказать негативного влияния на аграрное производство и продовольственный комплекс в целом. Вместе с тем появились новые формы производственного обслуживания агропредприятий, участия сельскохозяйственных предприятий в деятельности перерабатывающей промышленности

Экономика, Статистика и Информатика 325 №3(2), 2012

путем приобретения акций предприятий пищевой промышленности. Создаются сбытовые организации и кооперативы. Все это свидетельствует о поиске новых форм интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, развитии их связей с крупными опговоторговыми организациями, ко нце нтриру ющ им и сбыт агропро-дукции и продовольствия.

Основная проблема агропродоволь-ственнош комплекса Чехии в современных условиях - проблема сбьгга продукции. Разумеется, она вызвана рядом причин, в том числе падением покупательной способности населения, ростом издержек производства, что ведет к удорожанию конечного продукта, усилившейся конкуренцией товаропроизводителей и другими факторами. Ее решение предполагает определенные изменения в аграрной политике государства, направленные на оздоровление сельского хозяйства и всего агропродо-вольственного комплекса, для чего потребуются и определенные финансовые меры. В настоящее время Чехия из госбюджета выделяет для агропродо-вольственного комплекса субсидии в размере 12% стоимости агропродук-ции, между тем как в странах Евросоюза они составляют более 40%. Если дотации не будут увеличены, то ряд отраслей сельскохозяйственного производства останется убыточным, прежде всего производство мяса и молока (реализационная цена свинины для продуцента составляет, пример, 30 крон, что на 2 кроны ниже нулевой рентабельности). Выход из создавшегося положения состоит, прежде всего, в освоении новых технологий, повышении конкуре н-тоспособности за счет рационального хозяйствования, оптимизации объемов производства в соответствии с внутренними потребностями и экспортными возможностями, развитии в первую очередь тех отраслей сельскохозяйственного производства, которые дают урожай сопоставимый с западноевропейским.

Предстоит разработать и принять ряд законодательных мер, направленных на повышение плодородия земель и их охрану, урегулирование отношений аренды, субаренды земель сельскохозяйственного пользования, сохранение природных ландшафтов.

В аналитическом докладе Всемирного банка отмечается: производительность труда в агропроизводстве Чехии на 60% выше, чем в Австрии, и всего на

15% ниже, чем в ФРГ. Подчеркивается, что продуктивность агропроизводства Чехии превышает уровень Европейского союза.

Следующий вопрос, волнующий зарубежных специалистов - а будет ли в XXI веке в достатке продовольствие? Дефицит продовольствия воспринимается как идеологический конфликт, который был главенствующей проблемой недавно закончившегося исторического периода. Проблема состоит в том сумеет ли агропродовольсгвенный сектор ответить на непрерывно возрастающий спрос на продовольствие, обеспечить его покрытие в ближайшие 30 лет. [2-5] Ныне более 830 млн. людей в мире систематически не доедают. И это связано не с недостатком продовольствия на мировом рынке или чрезмерно высокими ценами на него, а прежде всего с отсталостью и крайне низкой покупательной способностью части населения, прежде всего в Субсахарс-кой Африке и Азии.

На рост спроса на продовольственные товары в перспективе большое влияние будет оказывать дальнейшая урбанизация на селения. К 2025г. примерно 60% населения мира (более 5,2 млрд. человек) станет проживать в городах и мегаполисах. Ожидается, что в мире появится не менее 36 мегаполисов с населением свыше 10 млн. человек в каждом, а в Токио, Сан-Пауло и Бомбее будет проживать более чем по 20 млн. человек. Рост урбанизации приведет к тому, что значительная часть жителей планеты, занятых производством агро-продукции и самообеспечением продовольствием, в перспективе станут чистыми потребителями продовольствия. Такая ситуация потребует перестроить инфраструктуру многих государств по урбанизационной модели, преобладающей ныне в странах ОЭСР и отличающейся высокими накладными расходами, энергоемкостью, развитой тарной промышленностью и специализированным транспортом, инженерно обустроенным складским хозяйством и индустрией ликвидации отходов.

Несомненно, повысятся и требования к продовольственным товарам. В развитых странах еще большее значение будет придаваться диетическим аспектам продовольствия, его экологической чистоте, что значительно сложнее, чем решить стоящую перед развивающимися странами проблему ликвидации недоедания и нехватки про доволь-

ствия. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в новом веке вопросы дефицита продовольствия не будут столь актуальны, но, несомненно, сохранят свою значимость. Ожидается, на пример, сокращение численности населения, испытывающего дефицит железа (с 3,5 млрд. человек в 1995 г. до 2,7 млрд. человек к 2025 г.).

Повышающийся уровень жизни в ряде стран, которые не входят в ОЭСР, приведет к увеличению спроса на продукты, содержащие белок, и прежде всего на мясо и мясопродукты. Увеличение потребления мяса, сопровождающееся ростом поголовья сельскохозяйственных животных, вызовет дальней шее увеличение производства кормов, к тому же в более высокой пропорции. Например, в среднем на производство 1 кг мяса птицы требуется 2 кг зерна, 1 кг свинины - 4 кг, а 1 кг говядины - 7 кг зерна.

Различные сценарии, подготовленные ОЭСР, ФАО и Всемирным банком, говорят о том, что на период до 2010-2020гг. предложение продовольствия на мировых рынках будет превышать спрос. Один из проектов ФАО предусматривает ежегодный прирост производства продовольствия в мире на 1,8%. Такой прирост ниже, чем был в 80-е годы XX в., но достаточен для того, чтобы удовлетворять растущий спрос на продовольствие.

Эксперты отмечают, что в странах, которые не являются членами ОЭСР, рост сельского хозяйства не будет достаточным для их самообеспечения. Им придется ввести дополнительно в хозяйственный оборот не менее 130 млн. га сельскохозяйственных угодий. Потребление минеральных удобрений в расчете на 1 га пашни в этих странах увеличится с 62 кг в 1995г. до 110 кг в 2010г., то есть почти вдвое. Полагают, что к 2020г. страны, не входящие в ОЭСР, будут импортировать 220 млн. т зерна и не менее 12 млн. т мяса, что в 20 раз превысит его ввоз в 1995г.

Реальность разработанных сценариев во многом зависит от состояния земельного фонда. Урбанизация выводит из сельскохозяйственного оборота значительные площади пашни и данный процесс будет нарастать. Эксперты полагают, что в XXI в. площадь пашни сократится примерно на 15%.

Если в 1999г. ее площадь составляла 1,5 млрд. га, то к 2025г. она уменьшится до 1,3 млрд. га. Такое сокращение посевных площадей потребует компенса-

№3(2), 2012 326

ции за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и освоения новых земель, что приведет к дальнейшем}' уменьшению лесных площадей. Ни Западная Европа, ни США фактически не имеют резервов для расширения посевных площадей, а азиатские страны не имеют практической возможности для культивирования большей площади сельхозугодий. Реальный потенциал расширения земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего пашни, имеется лишь в Латинской Америке и Субсахарской Африке.

Поскольку вновь осваиваемые земли будут иметь относительно низкое качество, предстоит значительно повысить урожайность сельскохозяйственных культур (на пример, зерновых к 2010г. не менее чем на 20%). Для предотвращения дефицита воды необходимо обеспечить ее более рациональное использование, частично изменить структуру использования мелиорированных земель, заменив частично посевы кукурузы на посевы менее влагоемких кормовых культур.

4. Технологический и инновационные аспекты формирования промышленной политики

Увеличение производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия в перспективе во многом станет зависеть от технического совершенствования производства, обеспечивающего более эффективное использование комбинации производственных факторов. Дальнейший прогресс в аг-ропроизводстве во многом зависит от масштабов освоения новых, в большинстве генетически модифицированных сельскохозяйственных культур, методов биоинженерии. На фермах в широких масштабах предстоит освоить новую агротехнику, которая обеспечит оптимальное сочетание производственных факторов—удобрений, воды и почвы. Значительно повысится точность предсказаний погоды, что позволит снизить риск засухи, ливней и других стихийных бедствий, а, следовательно, и сберечь урожай. Подчеркивается, что вся совокупность факторов роста сельскохозяйственного производства сможет быть использована в полной мере лишь при достаточно высокой квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве. Профессиональное образование, владение персональным компьютером, телекоммуникационной техникой становятся столь же необходимыми, как и использование

достижении научных исследовании и разработок или доступность воды либо почвы для хозяйственных нужд.

Долгое время за образец принималась американская система ведения сельского хозяйства. Но сейчас часто спрашивают: сохраняется ли тенденция к уменьшению числа фермерских хозяйств в США? В 1980-х годах их было чуть меньше 2,5 млн., в 1990-х - чуть больше 2 млн. Теперь их насчитывается примерно 1,9 млн. Так что тенденция та же. Процент работоспособного населения, занятого на фермах, настолько невелик, что несколько лет назад перестали вести точные подсчеты занятых в сельском хозяйстве. В настоящее время это около 2%. Но сами фермы становятся все крупнее, идет процесс концентрации. Ныне 8% их производят 70% сельскохозяйственной продукции.

Обрабатываемая ими площадь зависит от региона и оттого, что там культивируется. Если речь идет о северном равнинном штате, скажем, о Северной Дакоте, там это будет пять, шесть, семь тысяч акров (1 акр - 0,4 га).

Если же спуститься в «кукурузный пояс», то нормальный коммерческий размер хозяйства, производящего кукурузу и соевые бобы, - 800 - 1000 акров. Примерно так же обстоит дело в южных регионах.

Причем во всех этих случаях с работой вполне справляется небольшое число постоянных рабочих рук. А вот в Калифорнии, например, фермеры нанимают по две сотни сезонных работников для уборки урожая скоропортящихся овощей, фруктов, ягод.

Кардинальные изменения произошли в сфере производства молочных продуктов. В 1980-х годах типичная ферма имела 60-70 коров. Ныне же в таких западных штатах, как Калифорния, Айдахо, Аризона, Нью-Мехико, многие хозяйства насчитывают их более тысячи голов. А в верхнем Среднем Западе, скажем, в Висконсине или Миннесоте, традиционно дающем основную часть молока, тамошние стада все чаще состоят из 300-700 голов.

Многие из тех, кого вытесняют более оборотистые конкуренты, просто становятся пенсионерами, переходят на социальное обеспечение, другие стараются найти себе применение в смежных отраслях. В 1990-х годах очень успешно развивались сельские районы, где проживает четверть населения, появилось много новых рабочих мест, и

это было спасением для тех, кто больше не мог фермерствовать. В последнее время ситуация иная, общее замедление экономического развития сказалось и на сельскохозяйственных регионах, на людях, вытесняемых из фермерского бизнеса. Хотя сам этот процесс происходит значительно медленнее, чем в 1980-е годы.

Благодаря внедрению новейших научных достижений сельхозтехника стала совсем иной, чем 10 лет назад. Сегодняшний трактор или комбайн - это инструмент высоких технологий. Да и фермеры стали другими. Многие из них, скажем, применяют спутниковую ориентацию на местности. А что касается владения техникой, то в США сохраняются две формы собственности -сельхозтехника в руках самих фермеров и техника, которой владеют специализированные компании. В страдную пору они берут подряды на комбайни-рование и идут вслед за фронтом уборки урожая с юга на север.

Однако, в США часто называют сельское хозяйство «отраслью, сидящей на шее налогоплательщика». В 1996г. конгресс принял закон, по котором}' субсидии ему должны были сойти на нет за 5-7 лет. И он же фактически уже одобрил «Закон о безопасности производства продуктов питания», который, наоборот, увеличивает субсидии фермерам на следующее десятилетие более чем на 200 млрд. долл.

Субсидии не сошли на нет, но методически снижались из года в год - тут между республиканцами и демократами разногласий не было, все хотели, чтобы сельское хозяйство начало функционировать по законам нормального рыночного ценообразования. Но 1999г. принес резкие изменения к худшему в экономике Азии, Латинской Америки и других районов мира, которые были постоянным рынком сбыта для американской сельхозпродукции. Этому сопутствовал в США рекордный урожай, поэтом}' цены на фермерские товары угрожающе опустились.

В таких условиях конгрессмены решили, что следует и поддержать, и обезопасить сектор, обеспечивающий население продуктами питания. К этом}' следует добавить, что раньше США имели отрицательный платежный баланс и любая экономия налоговых средств приветствовалась. А поскольку нынче картина иная, законодатели сочли, что могут позволить себе «руз-

Экономика, Статистика и Информатика 327 №3(2), 2012

ве льговскую» политик'.

Конгресс не хочет рисковать стабильностью в жизненно важной отрасли, опасаясь, что лишение ее финансовых «костьшей» вы зовет слишком большую встряску. Это, во-первых. Во-вто-рых, аграрные лидеры все еще имеют немалый политический вес, и конгресс реагирует на это.

Функции Министерства сельского хозяйства США многообразны - от опеки фермеров и огромных лесных и земельных массивов до осуществления продуктовых программ для мало обеспеченных слоев и представителей коренного населения, то есть индейцев. Его годовой бюджет составляет 75 млрд. долл. — один из самых больших среди ведомств госадминистрации. Из него на различного вида субсидирование фермеров уходит 25 млрд. долл.

В Соединенных Штатах сельское хозяйство все больше становится еще одной индустрией наподобие автомобилестроения или угледобычи, но в отличие от них имеющей натянутую государством «подстраховочную сетку».

Только нужно иметь в виду, что эта самая «сетка» предназначена лишь для 40% хозяйств, преимущественно занятых полеводством (пшеница, рожь, рис, кукуруза, хлопок, соевые бобы). Овощеводческие хозяйства, как и мясо-мо-лочные, в программах не участвуют.

5. Заключение

С учетом данных подходов становится очевидным, что единственным выходом из создавшейся ситуации в нашей стране является переход к преимущественно ценовому регулированию -в основе ценообразования на зерновом рынке должны лежать только мировые цены, а все направления поддержки сельхозтоваропроизводителей должны ориентироваться на обеспечение их дополнительных доходов, получаемых сверх доходов от реализации продукции по этим ценам. Это, на наш взгляд, единственное направление регулирования, которое позволяет надеяться на восстановление аграрного производства после столь длительного периода его недофинансирования, несмотря на все меры по выделению субсидий и субвенций из государственного бюджета.

Литература

1. Сельское хозяйство Чехии. Дайджест// Экономика сельского хозяйства России.-2000,-№5.

2. Акишин А. О. Продовольственная безопасность России: состояние и перспективы // Аграрная наука. - 2000. -№1

3. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отноше-

ния. -2002. -№10

4. Балобанов B.C., Борисенко Е.И. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). -М.: Экономика, 2002

5. Гордеев А.В. и др. Безопасность России (правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты). Продовольственная безопасность / Гордеев А.В., Масленникова О. А., Заверюха А.Х., Ульянов Е.В. и др. -М.: МГФ «Знание», I ч. - 2000. - 544 с, II ч. - 2001.

References

1. Agriculture of the Czech Republic. Digest//Rural economics of Russia. -2000.-№.5.

2. AkishinA.O. Food security of Russia: condition and prospects//Agrarian science.- 2000.-№. 1

3. Afontsev S. National economic security: on a way to theoretical consen-sus//World economy and the international relations.-2002.-№. 10

4. Balobanov V.S., BorisenkoE.I. Food security (the international and internal aspects). -M: Economy, 2002

5. Gordeyev A.V., etc. Safety of Russia (legal, social and economic and scientific and technical aspects). Food Security / Gordeyev A.V., Maslennikov O. A., ZaveryukhA.Kh., UlyanovE.V., etc. -M: MGF "Knowledge", I h. - 2000. - 544 with, II h.-2001.

№3(2), 2012 mii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.