Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИСТРАНОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИСТРАНОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА / КОНКУРЕНЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щемелев С.Н., Усенко А.М., Коликова Е.М.

Банковский сектор представляет собой тот сегмент экономики, в котором конкуренция проявляется не только между банками и их национальными системами, международными банковскими объединениями, но и между небанковскими и квазибанковскими структурами, что в значительной степени стимулирует развитие кредитно-финансовых учреждений и в целом финансовых рынков. При этом весьма существенным для банков является фактор пространственного расположения, различие условий деятельности на национальных и международных рынках и факторы, влияющие на их конкурентоспособность. Коммерческие банки конкурируют между собой и другими финансовыми структурами в различных социально-экономических средах, при этом важно иметь оценку степени этой конкуренции и конкурентоспособности финансово-кредитных учреждений. Данные вопросы, имеющие теоретическое и практическое значение, рассмотрены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND DOMESTIC ASPECTS OF THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN COMMERCIAL BANKS

The banking sector is a segment of the economy in which competition is manifested not only between banks and their national systems, but also non-banking and quasi-banking structures, which greatly stimulates the development of credit and financial institutions and financial markets in general. At the same time, the factor of spatial location, differences in the conditions of activity on national and international markets and factors affecting their competitiveness are very important for banks. Commercial banks compete with each other and other structures, in various socio-economic environments, it is important to have an assessment of the degree of this competition and the competitiveness of financial and credit institutions. These issues of theoretical and practical importance are considered in this article.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИСТРАНОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ»

Таким образом, для дальнейшего развития банковской системы и поддержания ее устойчивости в условиях консолидации банковского капитала нами разработаны организационно-экономические предложения по совершенствованию регулирования банковского рынка (рис. 1).

Библиографический список

1. Белоглазова Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента банковской системы // Банковское дело. -2011. - № 2. - С. 34-37.

2. Войлуков А.А. Перспективы развития региональных кредитных организаций // Деньги и кредит. - 2012. - № 11. -С. 12-16.

3. Заявление Правительства РФ и Банка России от 05.04.2011 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/491345/#ixzz4r2gIKa30.

4. Материалы XXIII съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arb.ru/site/about/meeting. php?id=5869.

5. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов / Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/develop/ main_direction_2019_2021/.

DOI 10.54220/1994-0874.2022.20.10.004 УДК 336.7

6. Письмо Банка России от 29.07.2009 № 93-Т «О работе с банками, устанавливающими процентные ставки по депозитам физических лиц на уровне выше рыночных».

Bibliographic list

1. Beloglazova G.N. Development Strategy of the Regional Segment of the Banking System // Banking Business. -2011. - No. 2. - Рр. 34-37.

2. Voylukov A.A. Prospects for the development of regional credit institutions // Money and Kredit. - 2012. - No. 11. -Рр. 12-16.

3. Statement of the RF Government and the Bank of Russia from 05.04.2011 «On the strategy of development of the banking sector of the Russian Federation for the period up to 2015» [Electronic resource]. - Access mode: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/491345/# ixzz4r2gIKa30.

4. Materials of XXIII Congress of the Association of Russian Banks on «En-hancing the Role of Banks in Russia's Economic Growth» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.arb.ru/site/about/ meeting.php?id=5869.

5. Main directions of development of the financial market of the Russian Federation for the period 2019-2021 / Bank of Russia [Electronic resource]. - Access mode: https:// cbr.ru/ analytics/ develop/main_ direction_2019_2021/.

6. Letter of the Bank of Russia No. 93-T of 29.07.2009 «On Work with Banks Setting Interest Rates on Deposits of Natural Persons Above Market».

Щемелев С.Н., Усенко А.М., Коликова Е.М.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРИСТРАНОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Аннотация

Банковский сектор представляет собой тот сегмент экономики, в котором конкуренция проявляется не только между банками и их национальными системами, международными банковскими объединениями, но и между небанковскими и квазибанков-

скими структурами, что в значительной степени стимулирует развитие кредитно-финансовых учреждений и в целом финансовых рынков. При этом весьма существенным для банков является фактор пространственного расположения, различие условий деятельности на национальных и международных рынках и факторы, влияющие на их конкурентоспособность. Коммерческие банки конкурируют между собой и другими финансовыми структурами в различных социально-экономических средах, при этом важно иметь оценку степени этой конкуренции и конкурентоспособности финансово-кредитных учреждений. Данные вопросы, имеющие теоретическое и практическое значение, рассмотрены в настоящей статье.

Ключевые слова

Конкуренция, факторы конкурентной борьбы, конкурентоспособность коммерческого банка, конкуренция в национальном банковском секторе, международная банковская конкуренция, измерение конкурентоспособности.

JEL: G21

Schemelev S.N., Usenko A.M., Kolikova E.M.

INTERNATIONAL AND DOMESTIC ASPECTS OF THE COMPETITIVENESS

OF RUSSIAN COMMERCIAL BANKS

Annotation

The banking sector is a segment of the economy in which competition is manifested not only between banks and their national systems, but also non-banking and quasi-banking structures, which greatly stimulates the development of credit and financial institutions and financial markets in general. At the same time, the factor of spatial location, differences in the conditions of activity on national and international markets and factors affecting their competitiveness are very important for banks. Commercial banks compete with each other and other structures, in various socio-economic environments, it is important to have an assessment of the degree of this competition and the competitiveness of financial and credit institutions. These issues of theoretical and practical importance are considered in this article.

Keywords

Competition, factors of competition, competitiveness of a commercial bank, competition in the national banking sector, international banking competition, measurement of competitiveness.

Введение. «Развитие конкуренции во всех сегментах экономики, в том числе банковском секторе на национальном и мировом уровнях, выступает важным фактором повышения эффективности общественного производства, включая и сферу финансов» [1]. Конкуренция стимулирует развитие рыночных институтов, способствует совершенствованию используемых ими моделей

ведения бизнеса, а также внедрению в бизнес-процессы инновационных решений. При этом конкуренция повышает уровень удовлетворения потребителей качеством товаров, работ и услуг, стимулирует снижение цен на них. Конкуренция присуща всем сферам деятельности человека. Понимание конкуренции и конкурентоспособности банков, банковских систем, всех субъектов ми-

ровых финансовых отношений базируется на ряде теоретических положений. Исследованию конкуренции посвящались работы классиков экономической мысли А. Смита, К. Маркса и М. Портера и труды современных исследователей, рассматривающих стратегии конкуренции в условиях циклических изменений экономики, изменяющихся процессов глобализации, внедрения цифровых технологий. Это такие учёные, как Бакальская Е.В., Грищен-ко А.Ю., Калинкин О.Е., Тарануха Ю.В. и другие.

Исследования сущностных аспектов конкуренции проведены А. Смитом, Д. Рикардо, А. Маршаллом, М. Туган-Барановским. Ими положено начало исследованиям природы свободной конкуренции, саморегулирующихся процессов ценообразования, участия государства в регулировании экономики, выделения и классификации признаков конкуренции.

Результаты теоретических работ и эмпирические данные приводили к пересмотру представлений о конкуренции и изменению её трактовки с учетом специфики мировых экономических кризисов и их последствий. Был обоснован ряд авторских трактовок конкуренции, в которых, например, Э. Чем-берлин сделал вывод о дифференциации продукта в условиях монополистической конкуренции, Дж. Робинсон установил происходящую трансформацию совершенной конкуренции под воздействием крупных компаний, Дж. Кейнс и П. Самуэльсон сформулировали положения о развитии государственного воздействия на рыночную конкуренцию. В работах М. Портера определены понятия конкурентной стратегии и концепция кластеризации в экономике.

Понимание конкуренции на современном этапе развития мировой экономики в основном связано с изучением

процессов борьбы участников рынка за увеличение своей доли на нём путем удовлетворения потребностей потребителей в их продукции и услугах, оцениваемых по критерию «цена - качество». Конкуренция рассматривается и как соперничество в экономической сфере, определяющее структуру рынка и регулирующее рыночные отношения.

В настоящее время сложилась практика оценки конкуренции на рынке как процесса, но отсутствуют общепринятые методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятий и организаций, включая банковскую сферу, как их состояние на том или ином этапе конкурентной борьбы.

Методическая основа исследования. Конкуренция может рассматриваться как, собственно, экономическое соперничество на рынке, и как феномен, регулирующий рыночные отношения, и как фактор, определяющий тип отраслевого рынка (олигополистический, монополистический, совершенной конкуренции и т.п.).

Конкуренция реализуется в институциональных условиях, влияющих на координацию деятельности субъектов рыночных отношений: производителей, потребителей и посредников. Выбранные товаропроизводителями стратегии поведения в условиях реально проводимой государственной политики, в свою очередь, влияют на состояние конкурентной среды. При этом международная конкурентная борьба имеет значительную политическую составляющую. При всём многообразии форм и методов конкурентной борьбы она имеет целе-полагание, не отличное от цели деятельности любого товаропроизводителя в условиях рынка, а оценка степени достижения этой цели характеризует его конкурентоспособность.

Результаты. Банковский сектор как объект конкретных взаимодействий

выступает специфичным участником рыночных отношений, в котором реализуется банковская конкуренция. Его отличительными особенностями являются:

- дифференциация. Участниками банковского рынка являются помимо банковских организаций инвестиционные и страховые компании, различные финансовые объединения, паевые фонды, финансовые кооперативы и т.д., которые конкурируют между собой на различных сегментах рынка. Количество таких организаций с доступом к оказанию банковских услуг постоянно растёт. Например, отдельные банковские услуги уже оказывают почта, предприятия промышленности и торговли;

- специфика структуры банковского сектора. Банковский сектор состоит из большого числа сегментов, каждый из которых, в свою очередь, обладает собственной структурой. При этом каждый субъект может осуществлять собственные стратегии конкурентной борьбы. Соответственно, коммерческие банки, как и другие организации, учитывают в своей деятельности эти различия и многообразие конкурирующих субъектов финансовых рынков;

- специфика банковских услуг. Банковским услугам присуща физическая неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качественных параметров, временная протяженность использования. Это создаёт особенности реализации банковских услуг на рынке в сравнении с производителями материальных благ;

- специфика рисков. Масштабы банковской деятельности формируют риски банковских систем для национальных экономик и экономик взаимосвязанных с ними стран, определяя потенциальное значение негативных последствий кризисов в банковских системах для национальных экономик.

Специфика банковского сектора влияет на понимание банковской конкуренции, что находит своё отражение в её определении различными авторами.

Михайлова М.В. определяет банковскую конкуренцию как «процесс соперничества коммерческих банков, каждый из которых стремится завоевать свою нишу и постоянно поддерживать её как можно дольше, а при изменениях банковского рынка - совершенствовать её разными способами и приёмами» [2].

Видеркер Н.В., Цунаева ЕЮ. понимают под конкуренцией «динамичный процесс, с помощью которого банки стараются обеспечить себе устойчивое положение на рынке банковских услуг, гарантируя благоприятную обстановку для совершенствования» [3].

Тавасиев А.М. рассматривает банковскую конкуренцию как «динамичный процесс борьбы между кредитными организациями на рынке ссуд, депозитов и других банковских продуктов, а также на альтернативных финансовых рынках» [4].

Исходя из обобщения приведённых определений и ранее сделанных теоретических выводов, под банковской конкуренцией можно понимать соперничество кредитно-финансовых организаций, осуществляемое в их взаимодействии и взаимосвязи. Вследствие чего возникают рациональные условия реализации банковских продуктов и услуг и происходит их оптимизация в конкретных условиях времени и места. Происходит максимизация прибыли банков в увязке с удовлетворением потребностей потребителей банковских продуктов и услуг. При этом реализуются специфические особенности банковской конкуренции. Основные же функции конкуренции в банковском секторе аналогичны общим функциям рыночной конкуренции (рис. 1).

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ

РЕГУЛИРУЮЩАЯ

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (аллокационная)

АДАПТАЦИОННАЯ

ИННОВАЦИОННАЯ

О О

о о

Не допущение монопольного диктата одних участников банковского рынка над другими

Воздействует на предложение банковских товаров и услуг с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей

Приспособление коммерческих банков к существующим экономическим условиям, что приводит к расширению предложения банковских продуктов и услуг

Ориентация на использование инновационных решений при реализации банковских продуктов и услуг; эффективные формы организации труда; новые технологии и т.д.

Концентрация ресурсов коммерческих банков в продуктах и услугах с максимальной рентабельностью

Рисунок 1 - Функции конкуренции в банковском секторе

Конкуренция происходит между различными участниками рыночных отношений, формируя многообразие структур рынков. Вызывают определённый интерес уровневая предметная и уровневая (отраслевая) конкуренции, тесно взаимосвязанные между собой (рис. 2).

Отличительные особенности продуктов и услуг банков имеют многоаспектный характер. Прежде всего, проведение количественной оценки качества банковских продуктов затруднено отсутствием их материально-вещественной формы, а порой и невозможно. Потребители банковских услуг в ряде случаев сталкиваются с временным разрывом между клиентским запросом на предоставление банковской услуги и её фактическим предоставлением.

При этом положительный эффект от деятельности банков на рынке во временной перспективе обеспечивается как его конкурентоспособностью как самого субъекта рыночных отношений,

так и конкурентоспособностью производимых им товаров.

Для конкретного банка его конкурентоспособность как состояние, позволяющее участвовать в конкуренции, может варьироваться на различных рынках с разной географией его присутствия при реализации выбранной конкурентной стратегии.

Конкурентоспособность коммерческого банка может рассматриваться как сложная комплексная характеристика, отражающая превосходство как экономической составляющей (уровень организации и эффективность технологических процессов в банке, стоимость его ресурсной базы, уровень капитализации и господдержка), так и рыночной составляющей (конкурентоспособность отдельных продуктов и услуг) в конкретных условиях экономической окружающей среды. Конкурентоспособность является одной из важнейших характеристик состояния банка, определяющей его выживание и перспективы развития в условиях конкуренции.

5 ^

X ш

о.

>

X X

о

X

Ъ

4

Ш

5

О.

О ©

КОНКУРЕНЦИЯ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ

Рынок банковских продуктов и услуг является одновременно и рынком продавца (рынок кредитов, аккредитивов, гарантий и т.д.), и рынком покупателя (рынок депозитов, расчетных карт, переводов и т.д.). Складывается из множества рынков и банковских отраслей

СТЕПЕНЬ КОНЦЕНРАЦИИ СУБЪЕКТОВ

> Индивидуальная (отдельные субъекты);

> Групповая (объединения, ассоциации и т.п.)

УРОВЕНЬ МОНОПОЛИЗАЦИИ

> Монополия;

> Олигополия;

> Свободная конкуренция

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ

> Конкуренция между банками;

> Конкуренция между банками, объединениями банков и небанковскими институтами

ПРЕДМЕТНАЯ

Конкуренция между отдельными банковскими продуктами и услугами

Сегмент банковского рынка Банковский продукт/услуга Межотраслевой продукт-субститут Банковский конкурент

Рынок вкладов (депозитов) для населения Банковские вклады (до востребования; срочные; сберегательные) Ценные бумаги, траст, страховка Эмитенты ценных бумаг; Трастовые и страховые компании; Фонды

Рынок вкладов (депозитов) для юридических лиц Банковские вклады (до востребования; срочные) Ценные бумаги, траст, страховка Эмитенты ценных бумаг; Трастовые и страховые компании; Фонды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционный рынок Банковские инвестиции Инвестиции государственны е; Инвестиции инвестиционных компаний и фондов Государство; Инвестиционные компании

Факторинговый и форфейтинговый рынок Инкассирование долгов, дебиторской задолженности, покупка оборотных ценных бумаг, экспортных требований Аккредитивы, вексельное кредитование, краткосрочное кредитование Специальные факторинговые фирмы, специализированные форфейтинговые компании

Операции на денежном рынке (кредитный рынок) Банковские кредиты Ростовщический кредит; Долговые ценные бумаги; Государственный кредит Предприятия финансового и не финансового сектора; Частные лица; Ломбарды; Кредитные кооперативы; Госуда рство

Рынок безналичных платежей и переводов (клиринговые операции) Денежные расчеты Денежные переводы Векселя Расчеты по чекам Почтовые учреждения Платежные системы

Рынок пластиковых карт Расчеты по картам Расчеты по чекам Платежные системы

Интернет-банкинг Дистанционное обслуживание Весь спектр услуг без использования Интернет-технологий Предприятия, предоставляющие аналоги банковских услуг Платежные системы

Рисунок 2 - Многообразие фор

При всём многообразии факторов, определяющих конкурентоспособность банков и многоаспектность конкурентоспособности, в конечном итоге она обеспечивается во временной перспек-

и видов банковской конкуренции

тиве достижением основной цели деятельности коммерческой структуры -максимизации прибыли. При этом следует отметить, что цель деятельности банка с позиций его собственников име-

ет две составляющие: получение чистой прибыли, остающейся в их распоряжении, и рост капитализации банка. Данная двуединая цель деятельности финансово-кредитной организации определяется суммой полученных (потенциально возможных к выплате) дивидендов и приростом капитализации, уменьшенной на величину налогов, выплачиваемых в случае потенциальной продажи банка. Соответственно, конкурентоспособность банка можно оценивать по критерию, выраженному отношением чистой прибыли и величины его капитализации за вычетом предполагаемых налогов при гипотетической реализации банка к его собственному капиталу:

С =

РЕ+К

Кс ,

где Pt - чистая прибыль банка в отчётном периоде; К - капитализация банка в отчётном периоде за вычетом потенциальных налогов при его реализации; -собственный капитал банка в отчётном периоде.

Сравнение расчётных значений предложенного показателя оценки конкурентоспособности по различным банкам даёт представление не только о конкурентоспособности отдельного субъекта, но и о состоянии конкуренции в рассматриваемом сегменте. Возможно и сравнение между собой конкурентоспособности банков различных стран при соблюдении сопоставимости показателей по методам расчёта составляющих.

Применительно к отдельно взятому банку расчёт предложенного показателя должен дополняться анализом состояния его экономики, оценкой рисков, допустимость которых должна соответствовать существующим предельным значениям.

Для практического применения предложенного показателя необходимо организовать сбор статистических данных от банков - публичных акционерных обществ и разработать единую методику расчёта собственного капитала непубличных банков.

Выводы. В условиях трансформации процессов глобализации, вызванных применением рядом ведущих мировых стран экономических санкций, внешние по отношению к национальным банковским системам факторы приобретают большое значение и негативно влияют на банковские системы и отдельные банки, попавшие под санкции со стороны США и их союзников. В качестве ответной реакции на эти недружественные действия начался процесс формирования региональных союзов, ориентированных на использование национальных валют, что уменьшает значение традиционных резервных валют, используемых в настоящее время. При этом увеличиваются риски использующих их банков, но сокращаются риски от замораживания средств на корсчетах в банках недружественных стран. Стремительно развивается использование современных технологий в противовес традиционным банковским операциям, деятельность банков приобретает инновационный характер, что содействует расширению конкуренции как в масштабах отдельно взятого государства, так и на международном уровне.

Происходит ускорение концентрации банковского капитала, активизация процессов образования крупных банков.

Развиваются стандартизация и унификация банковских систем и моделей функционирования коммерческих банков.

Как было показано, конкурентоспособность банковских продуктов и услуг - это их соответствие по ценовым и качественным характеристикам соответствующим аналогам конкурентов. Конкурентоспособность банковских продуктов в значительной степени определяет конкурентоспособность банка на национальном и международном рынках. В то же время, обладая конкурентоспособными банковскими продуктами и услугами, в силу международных банковских санкций можно их не реализовать на глобальном рынке.

Заключение. Работа банков на мировых финансовых рынках предъявляет требования к уровню их капитализации и применяемым технологиям. В целом банковские технологии переживают процесс цифровизации и использования искусственного интеллекта, что во многом определяет конкурентоспособность отдельных банков и национальных банковских систем как в национальном, так и в международном аспектах. Кроме того, международная конкурентоспособность национальных банков во многом зависит от общеполитической конъюнктуры, когда, например, они могут быть отключены от международных платежных систем, а их зарубежные активы заморожены. Измерение же уровня конкурентоспособности банков без учёта перечисленных внешнеэкономических факторов можно производить с использованием предложенного метода, дающего количественную оценку этому важнейшему аспекту их деятельности, введя порядок рыночной оценки капиталов банков, не являющихся публичными акционерными обществами.

Библиографический список

1. Коликова Е.М. Определение конкурентоспособности банков на мировом рынке: сущность, генезис, факторы // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -2020. - № 3 (71). - С. 158-168.

DOI 10.54220/1994-0874.2022.32.86.005 УДК 330.1

2. Михайлова М.В. Роль конкурентной стратегии современного коммерческого банка // Финансы и кредит. -2008. - № 36 (324) . - С. 51-54.

3. Видеркер Н.В., Цунаева ЕЮ. Межбанковская конкуренция как фактор повышения качества банковских услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. -№ 3. - С. 104-107.

4. Тавасиев А.М, Ребельский Н.М. Конкуренция в банковском секторе России : учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Тавасиева. - М.: Юнити-Дана, 2001. - С. 52.

Bibliographic list

1. Kolikova E.M. Determination of banks' competitiveness in the world market: essence, genesis, factors // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). - 2020. - No. 3 (71). - Pp. 158-168.

2. Mikhailova M.V. The role of the competitive strategy of a modern commercial bank // Finance and credit. - 2008. -No. 36 (324). - Pp. 51-54.

3. Viderker N.V., Tsunaeva E.Yu. Interbank competition as a factor in improving the quality of banking services // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2017. - No. 3. -Pp. 104-107

4. Tavasiev A.M., Rebelsky N.M. Competition in the banking sector of Russia: studies. handbook for universities / edited by A.M. Tavasiev. - M.: Unity-Dana, 2001. - Pp. 52.

Мезинова И.А., Бодягин О.В.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧКАХ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

Аннотация

Сегодня глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС) выступают в качестве одного из основных драйверов структурных экономических преобразований как на глобальном уровне, так и на уровне отдельно взятых стран, регионов, отраслей и от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.