Конкуренция коммерческих банков на банковском рынке КНР
Го Чэньчэнь
аспирант, кафедра финансов и кредита, МГУ им. М.В. Ломоносова, chenchen.cer@gmail.com
В статье представлено исследование показателей эффективности деятельности крупнейших китайских банков на внутреннем рынке как стандарты для иностранных банков. Путем исследования финансовых характеристик, обусловливающих конкурентоспособность банков на китайском банковском рынке определено, что эффективность функционирования банков на китайском внутреннем рынке обусловлена объемом и рентабельностью кредитной деятельности, подкрепленной соответствующими источниками. Следует подчеркнуть, что качественные характеристики конкурентоспособности, в отличие от количественных (в данном случае, финансовых показателей), зависят от видов банковских продуктов и услуг. Примечательно, что на банковском рынке КНР очень существенное внимание уделяется репутации банка. Также в статье дан анализ национальных особенностей китайского банковского рынка и исследован его переход от протекционистского характера к новой модели открытости для прихода иностранного банковского капитала. Поскольку китайский банковский рынок привлекателен, прежде всего, своей высокой маржинальностью, можно прогнозировать постепенное увеличение уровня конкуренции на нем, в том числе и через увеличение присутствия иностранного банковского капитала. Ключевые слова: конкуренция, рынок банк, банковская конкуренция, конкурентоспособность коммерческого банка, фактор, стандарты.
Значительное усиление конкуренции, вызванное потребностями поиска новых рынков сбыта и борьбы за клиентов, завоевания лучших позиций на рынке, требует от ученых поиска новых подходов и обоснование предложений по получению конкурентных преимуществ банковскими учреждениями на рынке финансовых услуг. Анализ научных исследований свидетельствует о том, что единой модели управления конкурентоспособностью банков не только в КНР, но и в других странах, в целом, не выработано. Поэтому данный вопрос остается актуальным и требует дальнейших исследований.
Конкурентоспособность банка - это его способность вести эффективную хозяйственную деятельности, её целью является достижение практической прибыльной реализации услуг в условиях конкурентного рынка. В то же время создание и реализация конкурентоспособных услуг является обобщающим показателем устойчивости банка на финансовом рынке в процессе эффективного использования финансового, научно-технического и кадрового потенциала.
Исходя из того, что основными факторами конкурентоспособности банков на рынке могут быть названы показатели эффективности их деятельности, которые измеримы в числовом выражении, то одними из наиболее доступных показателей являются показатели объёма активов, величины привлеченных депозитов или эффективности их работы, чистой прибыли, рентабельности, величины привлеченных депозитов, и т.д.
В первую очередь, китайский банковский рынок остается высоко концентрированным. На рис. 1 представлен расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана по доле основных групп банковских учреждений КНР в разрезе объема активов.
Индекс все еще значительновыше 1000, поэтому рынок концентрирован. Но следует отметить, что концентрация постепенно снижается.
Вместе с тем доля крупных коммерческих банков снижается и одновременно возрастает доля прочих акционерных коммерческих банков. В целом, динамика положительная. Но при этом наблюдается снижение доли иностранных коммерческих банков в общем объеме активов банковского рынка страны: с 2,36% до 1,26%.
Поскольку рынок высоко концентрирован, а доминантой на нем остаются китайские кредитные учреждения (и это доминирование усиливается), то в качестве стандарта конкурентоспособности целесообразно рассмотреть характеристики конкурентоспособности тех банков, которые занимают более двух третей китайского банковского рынка.
Определим различные группы банков по таким показателям, как валовы объём оборота и по доле положительной маржи в совокупных (процентных и непроцентных) доходах, отношением их к расходам банка. А также по рентабельности, т.е. по отношению чистой прибыли к величине акционерного капитала и к активам банка. Пожалуй, это - наиболее наглядный показатель эффективности использования банковского капитала.
Итак, средняя валовая рентабельность практически по всем банковским группам находится в пределах 30%. При этом, нетипично высокая рентабельность у PSBC (Почтовый сберегательный банк Китая) в силу специфики его деятельности. Поэтому для дальнейшего анализа данный банк исключим из анализируемой выборки.
Таблица 1 представляет некоторые показатели деятельности группы наиболее капитализированных коммерческих банков КНР (за исключением специализированных государственных банков). Всего в таблице представлено 37 банковских институтов. Показатели объема активов и доходов от кредитной и некредитной деятельности, а также чистая прибыль банков - наиболее релевантные показатели эффективности и «рыночной силы» коммерческих банков.
Банки ранжированы по показателю валовой рентабельности как основному показателю общей эффективности их деятельности.
Как можно предварительно видеть в данной таблице, валовая рентабельность не зависит от типа банковского института (от того, присутствует в его капитале доля государства, или его собственность представлена полностью частным капиталом).
О £
Я
3
Г 2
сч cJ £
Б
а
2 о
В таблице 2 представлены те же банки с относительными показателями, демонстрирующими эффективность их деятельности. Т.е. в таблице 2 представлен рейтинг наиболее влиятельных коммерческих банков КНР по валовой рентабельности одновременно статистическое исследование факторов, показывающих эффективность деятельности банков.
Таким образом, наиболее высокая валовая рентабельность у BSH (Bank of Shanghai) (45,31% в среднем за 20152017 гг.), а самая низкая - у CITIC (China CITIC Bank) (21,52%).
Автором проделал расчеты, которые позволяют представить анализ корреляционной зависимости средней валовой рентабельности за трехлетний период и таких показателей банков, как объем активов, чистые процентные доходы, чистые непроцентные доходы и чистая прибыль. На основании полученных данных можно будет определить силу влияния перечисленных факторов на операционную эффективность банка.
Определение среднего показателя за период используется с целью исключения одномоментности оценки. Таким образом, оценка осуществляется за среднесрочный период и отражает определенную тенденцию.
Для формирования регрессионной модели определения конкурентоспособности иностранных банков по бенчмарку используем относительные факторы, поскольку они не подвержены влиянию характеристик величины активов или прибыли банка, а показывают результативность деятельности.
Для искомой модели целесообразно отобрать наименее вариативные признаки результирующие признаки, приближенные по вариативности к результативному. Таковыми являются рентабельность активов (Xg) и рентабельность кредитования (Х7) по чистой прибыли. Адекватность по7дбора факторов подтверждается предварительными опытами составления регрессионной модели как с участием всех факторов, так и с их подбором.
Адекватность подбора факторов проверялась посредством F-критерия Фишера. Практически во всех случаях имелась статистическая ненадежность полученных уравнений регрессии. Тем не менее, в данной комбинации факторов имеется наиболее высокий уровень множественной регрессии, а значит, подобраны те факторы, которые наиболее сильно связаны с успешностью деятельности банка (маржинальность оборота).
Рис. 1. Индекс концентрации банковского рынка КНР по основным группам кредитных учреждений Источник: анализ на основании собранных автором данных отчетности банков КНР [1].
Рис. 2. Распределение активов банковского рынка КНР по основным группам кредитных учреждений Источник: из годового отчета «Комиссия по регулированию банковской деятельности и страхования Китая» [2].
70.00% 60.00% so .оо»
40.00%
зо .оо» 20.00% 10.00% о.оой
63.93»
29.01« 28.56» 30.20Й
Н
Крупные коммерческие банки
Национальные акционерные коммерческие банки
Городские и сельские Почтовый сберегательный коммерческие банки банк Кетал
Рис. 3. Средняя валовая рентабельность банков КНР по типологическим группам за период 20152017 гг., %
Источник: анализ на основании собранных автором данных отчетности банков КНР [3] [4].
Итак, получена регрессионная модель вида:
Y = 0,4072 + 6,4227Х1-0,3782Х2,
где Х( - рентабельность активов по чистой прибыли; Х2 - рентабельность кредитования по чистой прибыли.
Источник: самостоятельная разработка
Коэффициент множественной корреляции в данной модели равен 0,4991. Это значит, что 49,91% формирования об-
щей конкурентоспособности банка обусловлены рентабельностью активов и кредитной деятельности. Значит, 51,09% приходится на другие факторы, перечисленные выше (качественные факторы, такие, как репутация банка, профессиональность его персонала, применение передовых технологий, и пр.). Установлено, что в исследуемой ситуации 24,91% общей вариабельности Y объясняется изменением факторов Х1.
Таблица 1
Статистический анализ количественных факторов конкурентоспособности банков (суммы указаны в млрд. юаней)
Ранг по валовой рентабельности:1-15
T]¡п банковского института* ■g s 1 1 g 1 ь i (2 8. g ge i s te s y u 3 S 0 fii V 1 E о 1 ^ j il 1 g | | ïr I 3 s 0 4 V 1 О Чистая прибыль [NP)
XI X2 X3 X4 X5
BSH (liant ol" Shanghai) 3 i 173,47 fi 4,214 528,667 532,880 1,785
BCQ (Bank ofChonRCiinK) 3 2 420,317 1 1.317 451,333 462,651 3,426
SPDB (Shanghai I>udong Development Bank) 2 3 128,104 3,835 257,667 261,502 1,120
CMB (Chins Merchants Dank) 2 -t 808,550 20,358 1,970 22,327 8,079
PAD (PinsAri Dank) 2 5 877,842 16.523 5,145 21,668 7.915
OMBC (China Minshcng Bank) 2 6 2295,255 47,463 15,145 62,608 19,547
BZZ (Dank of Zhengzhou) 3 7 257,166 4,641 822,333 826,975 1,936
CSRCB (Changshu Rural Commercial Bank) 3 8 19471,61 2 425.391 82,129 507,520 185,989
BOC (Bunk Of China) ] 9 659,824 11,321 2,719 14.040 5,332
ARC (Agricultural Dank of China) 1 10 5439,550 91,835 50,403 142,237 48,907
BTJ (Bank of Tianiin) 3 1 1 699,693 1 1.667 1,623 13,290 4,081
JYkClï (Jinngyin Rural Commercial Bank) 3 12 Kl 98,927 135,470 37,458 172,927 68,391
CCD (China Construction Bank) 1 13 516,041 10,838 2,266 13,104 4,927
CJRCB (Guangzhou Rural Commercial lïank) 3 14 3758,665 64,232 28,396 92,628 30,525
D.IS (Bank ofJianjïsu) 3 15 1553,059 25.677 5,167 30,844 10.719
Ранг по валовой рентабельности:16-37
BHZ (Bank of Hansihou) 3 16 1307.752 23.402 6.530 29,932 9,392
WXRCB (Wuxi Rural Commercial Rank) 3 17 2903,019 72,960 27,539 100,499 22,551
CQRCB (Chongqing Rural Commercial Bank) 3 18 90438,398 1828,489 468,784 2297,273 953,587
BOB (Bank of Beijing) 3 19 372.310 7,645 393.333 400,978 3,106
BOCOM (Bank of Com m un ioat i ons) I 20 38799.719 758.524 302,763 1061,287 344,199
BOMB (Bank oENinabo) 3 21 5904,976 139.01 1 59,297 198.306 63,679
MSB (HSBC Bank (China) Company Limited) 3 22 766.335 17,793 2,369 20,162 7,007
VVJRCB (Wuiiang Rural Commercial Bank) 3 23 5577,011 103,405 41,604 145,009 42,135
ZJGRCR (Rural Commercial Dank of Zhanftjiaganft) 3 24 18143,970 324,362 89,922 414,284 182,818
ZYB (Zhongyuan Bank) 3 25 20479,192 442,669 116,612 559,281 234,963
DGY (liank of Guivans) 3 26 358,1 S 5 8,696 225,611 234,307 3,839
BOMI (Bank of Nanjing) 3 27 641.631 9,813 333,145 342,958 4,464
ID (Industrial Rank) 2 28 242,712 6,430 258,000 264,430 2,194
CZR (China Zhefihang Dank) 2 29 1003,361 20,050 3,691 23,741 8,391
I1RB (Harbin Rank) 3 30 2097,018 37,562 9,099 46,661 I 7.896
BCC (liank ofChonKOinft) 3 31 571,892 7,598 1,706 9.304 3,479
1CBC (Industrial and Commercial Bank of China) 1 32 24144,696 500,597 142,663 643,260 281,426
IIX (llunxia Dank) 2 33 5933,872 106,868 35,827 142,695 54,237
BGS (Bank of Oansu) 3 34 355,867 7,771 238,693 246,464 3.912
CI3J3 (Cinda liverhright Dank) 2 35 1670,759 23.932 5,974 29,906 14,235
DQD [liank ofOinstlao) 3 36 5679,618 109,347 38,023 147,370 53,226
C1TIC (China CITIC Rank) 2 37 879.243 12,414 1,577 13,991 6,892
g 1 C_J Чистые процентные доходы (N11) ! 11 И В В 11 а 2" 1 Kt S а S Чистая прибыть (NP)
XI Х2 хз Х4 Х5
Среднее 7387,288 147.409 137,708 285,116 73,522
Стандартная ошибка 2691,847 54,422 31,700 69,581 28.102
Медиана 1307,752 23,402 38,023 145,009 9,392
Мода -
Стандартное отклонение 16373.869 331.036 192,821 423,245 170,937
■ 1 ; : ;п ;':>:: выборки 268103579,880 109584,851 37180,072 179136,246 29219,591
Эксцесс 1 8,986 19,043 3,309 14,059 20,127
Аои мметри ч ность 4,060 4,064 1,805 3.331 4.175
Интервал 90310.294 1 824.654 820.756 2287.969 952.467
Минимум 128,104 3,835 1.577 9,304 1,120
Максимум 90438,398 1 828,489 822,333 2297,273 953,587
Размах вариации 273329,650 5454,122 5095,182 10549,304 2720.308
Вариативность 705,9780 476,7530 521,4540 246,9120 851.4170
Поскольку модель имеет не прогностическую, а оценочную цель, то целевое значение Y ? 0,2953 (то есть, валовая рентабельность не должна быть ниже 29,53%, что является средним по наиболее успешным китайским банкам уровнем валовой рентабельности оборота).
Показатели Х( и Х2 объясняют пути формирования общей рентабельности. Это значит, что более всего в формировании конкурентоспособности банков на китайском банковском рынке принимает участие кредитная деятельность, которая, что вполне логично, обусловлена наличием активов для ее осуществления. Поэтому рентабельность активов и рентабельность кредитной деятельности, по сути, взаимосвязаны.
Далее мы посчитали целесообразным дополнить проведенный анализ финансовых показателей конкурентоспособности качественными оценками посредством опроса корпоративных клиентов городских и сельских коммерческих банков. Данная группа банков была выбрана по причине того, что по роду своей деятельности именно коммерческие банки данного типа практически не связаны с реализацией стратегических государственных инициатив, достаточно диверсифицированы по ассортименту услуг и ведут активную конкурентную борьбу на рынке. Всего было опрошено 200 представителей топ-менеджмента средних и малых китайских компаний с целью выяснения наиболее важных конкурентных преимуществ банков для направлений кредитования, депозитного и операционного обслуживания корпоративных клиентов - резидентов КНР1.
На рис. 4 представлены, соответственно, оценки важности тех или иных общепринятых конкурентных преимуществ коммерческих банков по сегментам китайского банковского рынка по 100-балльной шкале без дробных значений.
В сегменте кредитования для малых и средних корпоративных клиентов наиболее важные конкурентные преимущества коммерческого банка - это репутация (89 баллов), наличие индивидуального подхода к обслуживанию (91 балл), наличие программ лояльности (95 баллов), минимум требований к обеспечению кредита (94 балла), качество обслу-
*1 - Крупные коммерческие банки
2 - Национальные акционерные коммерческие
банки
3 - Городские и сельские коммерческие банки Источник: анализ на основании собранных автором данных отчетности банков КНР
О À
В
3
£ 2
сч cJ £
Б
2 о
живания (88 баллов). При использовании кредитных программ менее всего важны финансовая стабильность банка (43 балла) и его информационная открытость (52 балла). Между тем, ниже оценки 50 баллов по важности находится только показатель финансовой стабильности.
Таким образом, при кредитовании клиенты более всего ценят возможность получить кредит с учетом особенностей их бизнеса и при максимуме лояльности со стороны банка. Следует отметить, что это - достаточно ожидаемый результат.
Что касается конкурентных позиций банков при проведении пассивных операций (привлечение депозитов) в корпоративном сегменте малого и среднего бизнеса, то здесь важными аспектами конкурентоспособности являются репу-тационная надежность банка и его финансовая стабильность функционирования (по 100 баллов соответственно). Кроме того, здесь важна и информационная открытость банка (96 баллов). Это - также ожидаемый результат, поскольку клиентам, размещающим свои средства на депозитных счетах на определенный срок, важно минимизировать риски, связанные с таким размещением.
В направлении операционного обслуживания респонденты наиболее высоко оценили скорость транзакций, репутацию банка, его финансовую стабильность, качество обслуживания качество обратной связи и информационную открытость (93, 100, 88, 73 и 96 баллов соответственно). Индивидуальный подход и минимальные требования к клиенту наименее важны при данном направлении банковских услуг.
Итак, качественные факторы конкурентоспособности коммерческих банков на китайском рынке весьма различны по своей важности в зависимости от направления.
Выводы. На рынке коммерческого банкинга КНР последние изменения обещают снижение пресса искусственных ограничений для иностранных банков. Определены основные бенчмарки: валовая рентабельность оборота должна быть не ниже 29,53%, чистая рентабельность совокупных активов - не ниже 0,9%, чистая рентабельность кредитной деятельности - не ниже 45%. Качественные ха-
*1 - Крупные коммерческие банки
2 - Национальные акционерные коммерческие банки
3 - Городские и сельские коммерческие банки Источник: анализ на основании собранных автором данных отчетности банков КНР
Таблица 2
Статистический анализ относительных факторов конкурентоспособности банков (коэффициент) Ранг по валовой рентабельности:1-15
S Ц 2 g £ в g -v _ д и с. - S Ï S Я ЕС В g й 1 | s, a S, 11 g g g. 8. 1 f 1 m cc 1 E « л ,—, yg i s s и p- G" S Я У £ 3 S 1 1 1 % Jp tJ * I Рентабельность нефедтгтной деятельности (ROtloC) Доходность a Em bob (AR)
y X6 X7 xs X9
BSH(Bajlk of Shanghai) 3 1 0,4531 0,010 0,424 0,00000 3,072
BCQ ¡Bank of Chongqing) 3 2 0,4165 0,008 0,303 0,00020 1,101
SPDB (Shanghai Pudong Development Bank) 2 3 0,3650 0,009 0,292 0,00010 2,041
CMB (China Merchants Rank) 2 4 0,3487 0,010 0,397 3,740 0,028
I'AB (Ping An Bank) 2 0,3431 0,009 0,479 1,173 0,025
CMBC (China Minshene Rank) 2 б 0,3407 0,009 0,412 0,078 0,027
BZZ iBank of Zhcngzhou) 3 7 0,3406 0,008 0,417 0,000 3,216
CSRCB (Chnngshu Rural Commercial Bank) 3 S 0,3361 0.010 0,437 1,898 0,026
ROC (Bank OiL China) 1 9 0,3275 0,008 0,471 1,581 0,021
ABC (Agricultural Bank of China) 1 10 0,3131 0,009 0,533 0,627 0,026
RTJ (Bank of Tianjin) 3 1 1 0,3117 0,006 0,350 2,207 0,019
JYRCB (Jiangyin Rural Commercial Bank) 3 12 0,3092 0,008 0,505 1,430 0,021
CCB (China Construe lion Bank*) 1 13 0,3002 0,010 0,455 1,799 0,025
GRCB (Guangzhou Rural Commercial Bank) 3 0,2920 0,008 0,475 0,746 0,025
RJS (Bank of Jiangsu) 3 15 0,2913 0,007 0,418 1,727 0,020
Ранг по валовой рентабельности:16-37
< й ■W ея Р. & Чистые процентные доходы (МЛ) 3 II S g « s 3 g g « a 1? R 0 s 1 0 PI £ 1 О Л g ig S E cc s =
XI Х2 X3 X4 X5
< JH IHU 0,2953 0,009 0,447 1.18896 0,383
Стандартнаи ошибка 0,0081 0,000 0,012 0,16080 0,132
Медиана 0,2892 0,009 0,455 1,13380 0,026
Мол - 0,009 - 0,00020 0,027
Стандартное отклонение 0,0493 0,001 0,072 0,97812 0,804
Лиспе ¡к н я иыооркн 0,0024 0,000 0,005 0,95672 0,647
Эксцесс 2,2113 -0,095 -0,019 1,01157 6,572
Лен м мстрн чность 1,2077 0,128 -0,271 0,81955 2,628
Интервал 0,2379 0,006 0,303 3,87770 3,200
Минимум 0,2152 0,006 0,292 0,00010 0,016
Максимум 0,4531 0,012 0,595 3.87770 3,216
Нагмак нарпашш 0,2379 0,330 16,549 43,99150 14,168
Вариатнвнос гь 2,1050 2,0170 2,0370 38777,0000 202,2450
Рис. 4. Карта предпочтений корпоративных банковских клиентов в сегменте кредитования Источник: составлено автором на основании данных рейтинговым агентством Dagong Global Credit Rating[5].
рактеристики деятельности банков на рынке КНР являются, в целом, типичными для глобального банковского рынка. Единственным аспектом, соответствующим национальным особенностям китайского менталитета, является безусловная важность репутационного фактора конкурентоспособности коммерческого банка.
Следует отметить довольно высокую рентабельность финансовой деятельности на китайском банковском рынке. Это связано с его внутренней спецификой и является дополнительным фактором привлекательности китайского банковского рынка для притока иностранных банков, особенно в свете новой политики открытости финансового рынка для зарубежных «игроков».
Таким образом, банки на китайском рынке должны использовать такие конкурентные преимущества, как престиж и надежность бренда, высокий уровень финансовых технологий, предоставление обслуживания на высоком технологическом уровне, и пр. Тем не менее, китайский рынок является достаточно сложным для расширения деятельности иностранных банков, что связано с регуляторным влиянием, существующим в настоящее время.
Литература
1. Официальный сайт Комиссия по регулированию банковской деятельности и страхования Китая. [Электронный ресурс^Ь: http://www.cbrc.gov.cn/ chinese/home/docViewPage/110009.html (дата обращения 20.01.2019).
2. Официальный сайт Комиссия по регулированию банковской деятельности и страхования Китая. [Электронный ресурс]иЯЬ: http://www.cbrc.gov.cn/ chinese/home/docViewPage/110007.html (дата обращения 20.01.2019).
3. Официальный сайт Народного банка КНР. [Электронный ресурс]^: http:/ /www.pbc.gov.cn/diaochatongjisi/116219/ 116319/3245697/index.html(№nci обращения 20.01.2019).
4. Официальный сайт Народного банка КНР. [Электронный ресурс]^: http:/ /www.pbc.gov.cn/diaochatongjisi/116219/ 116225/index.html (дата обращения 20.01.2019).
5. Официальный сайт компании Да-гонг глобальный кредитный рейтинг. [Электронный ресурс^Ь: www.dagongcredit.com/ index.php?m=content&c=index& a=lists&catid=188&page=3(дата обращения 20.01.2019).
Ссылки:
1 Опрос проведен рейтинговым агентством Dagong Global Credit Rating 16.04.2018 г.
Competition of commercial banks in the banking market of China
Guo Chenchen
Moscow State University named by M.V. Lomonosov
The article presents a study of the performance indicators of the largest Chinese banks' activities in the domestic market as standards for foreign banks. The banks efficiency indicators in Chinese domestic market are the volume and profitability of lending activities supported by relevant funds sources. By studying the financial characteristics of the competitiveness of banks in the Chinese banking market, determined, that the qualitative characteristics of competitiveness, are opposed to quantitative (financial indicators). They depend on the types of banking products and services. Noteworthy, that on the banking market of China, a very significant attention is paid to the reputation of a bank.
The article also analyzes the national characteristics of the Chinese banking market and examines its transition from a protectionist nature to a new openness model for the entry of foreign banking capital. Since the Chinese banking market is attractive primarily because of its high margins, it is possible to predict a gradual increase in the level of competition on it, including through an increase of the foreign banking capital.
Keywords: competition, market bank, banking competition, competitiveness of a commercial bank, factor, standard.
References
1. Official site of the China Banking and Insurance
Regulatory Commission. Available from: http:/ /www.cbrc.gov.cn/chinese/home/ docViewPage/110009.html (date of access: 20.01.2019).
2. Official site of the China Banking and Insurance
Regulatory Commission. Available from: http:/ /www.cbrc.gov.cn/chinese/home/ docViewPage/110007.html (date of access: 20.01.2019).
3. Official site of the People's Bank of China.
Available from: http://www.pbc.gov.cn/ diaochatongjisi/116219/116319/3245697/ index.html (date of access: 20.01.2019).
4. Official site of the People's Bank of China.
Available from: http://www.pbc.gov.cn/ diaochatongjisi/116219/116225/index.html (date of access: 20.01.2019).
5. Official site of the Dagong Global Credit Rating.
Available from: http://www.dagongcredit.com/ indexphp?m=conlert«c=indexsa=lsis8caid=1888page=3 (date of access: 20.01.2019).
О
3
В
s
ff 2