Необходимо направить взаимодействие субъектов ранней профилактики на реализацию планов по предотвращению совершений подростками противоправных деяний и формированию правового воспитания. Именно благодаря тесному взаимодействию деятельности вышеназванных служб, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних, можно говорить и о реализации правового воспитания подростков.
Очевидно, что повышение уровня правового воспитания является проблемой, которая требует эффективного решения со стороны всех субъектов профилактики. Подрастающее поколение должно знать основные законы государства, а также установленные меры ответственности за их неисполнение. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.
Литература и источники
1. Медведа С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних// Общество и право. - 2016. - № 2. - С.44.
2.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
3. Миронова Е.О. Направления и формы профилактики детской беспризорности и безнадзорности// Педагогическое образование и наука. - 2015. - №3. - С.44.
References and Sources
1. Medveda S.N. K voprosu o profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih// Obshchestvo i pravo. - 2016. -№ 2. - S.44.
2.Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (red. ot 07.06.2017) «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih»
3. Mironova E.O. Napravleniya i formy profilaktiki detskoj besprizornosti i beznadzornosti// Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2015. - №3. - S.44
ФАХРУТДИНОВА Г.Г. - старший преподаватель кафедры предпринимательского права Западно-Уральского института экономики и права (г. Пермь).
FAKHRUTDINOVA, G.G. - Senior Lecturer, Department of Business Law, West-Urals Institute of Economics and Law (Perm)
УДК 341.231.14:342.7
ВАЛИУЛЛИНА И.Ф. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В КОНТЕКСТЕ
ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Ключевые слова: права человека, право на жизнь, международные стандарты прав человека
В статье анализируются международные и региональные стандарты о правах человека, рассматривается практика Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Межамериканской комиссии по правам человека.
VALIULLINA, I.F.
INTERNATIONAL AND REGIONAL STANDARDS IN THE CONTEXT OF THE RIGHT TO LIFE
Keywords: human rights, the right to life, international human rights standards
In the article analyzes international and regional standards about the human rights, viewed the practice of the Human Rights Committee, the Committee on the Rights of the Child, the Committee on the Elimination of Discrimination against Women (CEDAW Committee), the Inter-American Commission on Human Rights. It is shown that international and regional standards in the field of human rights and the practice of the relevant committees show that today in different countries there is no uniform approach to the beginning of the emergence of the right to life. In this connection, in a number of cases, the problem arises of determining the basic approaches, in particular, the priority of protecting the life of a pregnant woman over the rights of an unborn fetus.
Термин «стандарт» восходит к первому документу о правах человека - Всеобщей Декларации о правах человека, в преамбуле которой говорится, что права человека являются «общим стандартом достижения для всех людей и всех наций» и что каждый человек и каждый орган общества «должны стремиться» обеспечить их всеобщее и эффективное признание и соблюдение». Стандарты в области прав человека следует рассматривать в качестве минимально-необходимого уровня, закрепленного в конституциях государств. Важно различать термины «стандарт в области прав человека» и «уровень жизни». Первый относится к уровню или качеству жизни и должен соблюдаться в соответствии с законами государств, а второй - пропорция объема реальных доходов на душу населения и объем потребления. Стандарты жизни в области прав человека - это необходимые компоненты (например, еда, вода, жилье).
Одним из шагов к защите прав человека и основных свобод стало принятие международных норм в области прав человека в форме международных договоров. В них устанавливаются правила и стандарты в отношении того, как государства должны обращаться с людьми и как люди должны обращаться друг с другом. Однако международные договоры не могут быть навязаны государству. Согласие на договор почти всегда добровольное. Иными словами, государство должно добровольно согласиться и взять на себя обязательства по договору. Как только государство выражает согласие на юридическую обязательность, оно именуется «государством-участником» договора и связано с любыми последствиями, которые могут возникнуть в результате невыполнения обязательств по договору. Именно в этих договорах определяются и детализируются права человека. Данные договоры о правах человека могут именоваться по-разному: пакт, конвенция, устав. Все договоры, независимо от их названия, имеют одинаковые юридические обязательства и полномочия.
Международные стандарты могут содержаться и в других международных актах, которые договорами не являются. ВДПЧ является декларацией, а не договором. ООН принял множество и других резолюций и деклараций по правам человека. Резолюции и ряд итоговых документов конференций последовательно расширяют свод международных норм в области прав человека. Обычно международные конференции с участием государств (например, по вопросам окружающей среды или Всемирной конференции по борьбе с расизмом) приводят итоговые документы, которые не являются юридически обязательными, но могут быть полезными при разработке повесток дня или определении понятий, связанных с правами человека.
Среди международных стандартов по правам человека на универсальном договорном уровне следует выделить следующие документы:
- Всеобщая Декларация прав человека(1948)[1];
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966) [2];
- Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989) [3];
- Конвенция о правах ребенка(1989) [4].
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «все люди рождаются свободными и равными в правах с момента рождения» [1]. Важно отметить, что история создания свидетельствует о том, что слово «рождаются» было использовано с целью исключить внутриутробное применение прав, защищаемых в Декларации. На наш взгляд, на этот момент следует обратить внимание и о чем более подробно изложено ниже. Само право на жизнь закрепляется в статье 3 Декларации.
Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее -МПГ1111), закрепляя право на жизнь, отклоняет предложение о том, что оно
распространяется на дородовое существование [2]. Разработчики МПГПП специально отклонили предложение об изменении этого права в статье, в которой говорится, что «право на жизнь присуще человеческой личности с момента зачатия». В связи с этим, представляется интересной практика Комитета по правам человека, который уточнил, что право на защиту жизни может быть нарушено, если женщины подвергаются риску смерти от небезопасных абортов в результате ограничительных законов об абортах [5].
В деле К.Л. против Перу[6], Комитет установил, что отказ в терапевтическом аборте, когда продолжительная беременность представляет значительный риск для жизни и психического здоровья беременной женщины, нарушает право женщины на свободу от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Комитет по правам человека подтвердил данное решение по делу Л. М. Р. против Аргентины [7], когда постановил, что отказ в законном аборте для жертвы изнасилования нарушает право женщины быть свободной от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и право на неприкосновенность частной жизни.
Хотя в преамбуле Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок нуждается в особых гарантиях и уходе, включая надлежащую правовую защиту, до и после рождения» [4]. Сторонники поправки, призывающей к гарантиям до рождения, также уточнили, что «цель поправки не должна была исключать возможность абортов» [8]. Комитет по правам ребенка поддерживает понимание, что КПР не защищает дородовое право на жизнь. Комитет не высказал никаких замечаний по поводу того есть ли право на жизнь до рождения, вместо этого, Комитет выразил озабоченность по поводу материнской смертности среди девочек-подростков, вызванной небезопасными абортами[9], то есть нарушение их права на жизнь, - и настоятельно призвал к пересмотру законодательства о штрафных санкциях[10].
Практика Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Комитет СЕОА'^ ясно показывает, что основополагающие принципы не дискриминации и равенства требуют, чтобы права беременной женщины были в приоритете над интересом к дородовой жизни. В деле Ь.С. против Перу[6], Комитет установил, что правительство нарушило права беременной девушки, отдавая приоритет зародышу и откладывая операцию для прерывание беременности. Развитие беременности создавало значительный риск для физического и психического здоровья девушки, и Комитет также постановил, что отказ в терапевтическом аборте и отсрочка в проведении операции представляют собой дискриминацию по признаку пола и нарушают права девушки на здоровье и свободу от дискриминации. Комитет CEDAW также выразил озабоченность по поводу того, что права женщин на жизнь и здоровье могут быть нарушены в результате законов об ограничении абортов[11].
Рассматривая региональные стандарты прав человека, обратимся к статье 2 Европейской конвенции по правам человека, которая гласит: «Право каждого человека на жизнь охраняется законом»Европейская комиссия по правам человека в деле Патон против Соединенного Королевства признала, что признание абсолютного права на жизнь до рождения будет противоречить объекту и цели Конвенции. Суд подтвердил этот факт в деле А, В и С. против Ирландии и отметил, что «запрещение абортов для защиты нерожденного ребенка не оправдывается в соответствии с Конвенцией на основании безусловного уважения к защите дородовой жизни или на том основании, что право будущей матери на уважение ее частной жизни имеет меньшую весомость [12].
В статье 1 Американской декларации прав и обязанностей человека[13] предусматривает, что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и безопасность его личности». Соавторы Американской декларации специально отклонили предложение о принятии следующей поправки: «Каждый человек имеет право на жизнь. Это право распространяется на право на жизнь с момента зачатия» [14]. Они утверждали, что такое
положение противоречило бы действующим законам об абортах в большинстве государств-членов. Статья 4 Американской конвенции о правах человека гласит: «Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Эта право защищается законом и с момента зачатия»[15], но в практике Межамериканской комиссии по правам человека было разъяснено, что эта защита не является абсолютной.
Например, в решении по делу Бэмби бой против Соединенных Штатов[14] Межамериканская комиссия постановила, что закон, разрешающий аборты без ограничений по соображениям, совместим с правом на защиту жизни в соответствии с Американской декларацией. Затем Комиссия рассмотрела историю переговоров по Американской конвенции и поправку к Конвенции, признающей право на жизнь «с момента зачатия», которая не предоставляет абсолютное право на жизнь до рождения. Межамериканская комиссия вновь подтвердила, что Американская конвенция не защищает абсолютное право на жизнь до рождения, когда она приняла предупредительные меры, направленные на защиту жизни и здоровья беременной женщины из Никарагуа, которой было отказано в необходимости лечения рака на том основании, что такое лечение может привести к аборту. Межамериканская Комиссия постановила, что государство не может отказывать женщине в обеспечении жизни и здоровья и призвала государство обеспечить необходимое медицинское обслуживание [16]. В этом определении подразумевается, что государство не может устанавливать приоритетность здоровья или благополучия плода над правами беременной женщины. Межамериканский суд по правам человека пояснил, что право на жизнь не должно толковаться ограничительно, но оно включает право на «условия, гарантирующие достойное существование» [17].
В статье 4 Африканской хартии прав человека и народов[18] говорится, что «Люди неприкосновенны. Каждый человек имеет право на уважение его жизни и неприкосновенности его личности». Разработчики Африканской хартии отклонили поправки, защищающие право на жизнь с момента зачатия [19]. Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке (Протокол Мапуту) [19] не упоминает, когда начинается жизнь, но это неявно усиливает понимание того, что право на жизнь возникает при рождении при условии, что государства должны принять меры для «защиты репродуктивных прав женщин, разрешив медикаментозный аборт в случаях нападения, изнасилования, кровосмешения и в тех случаях,где продолжение беременности ставит под угрозу психическое и физическое здоровье беременной женщины или жизнь беременной женщины или плода».
Таким образом, международные и региональные стандарты в области прав человека и практика соответствующих комитетов свидетельствуют о том, что нет единого подхода к началу возникновения права на жизнь, и в ряде случаев возникает проблема приоритета защиты жизни беременной женщины над правами не рожденного плода.
Литература и источники
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. - 1995. - №67.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (Пакт вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 года)// Бюллетень Верховного Суда РФ. -1993. - №1.
3. Факультативный протокол (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А)(ХХ1) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 1. март.
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР. -1993.- выпуск XLVI.
5. Human Rights Committee (H.R.Committee), Concluding Observations to: Argentina, 14, UN Doc. CCPR/CO/70/ARG(2000).
6. L.C. v. Peru, CEDAW Committee, Comme'n No.22/2009, 8.15, U.N.Doc. CEDAW/C/50/D22/2009(2011).
7. L.M.R. v. Argentina, H.R. Committee, No 1608/2003,U.N.Doc.CCPR/C/101/B/1608/2007(2011).
8. Question of a Convention on the Rights of the Child : Rep. of Working Group, U.N.Comm'n on Human Rights, 36 th Sess., U.N. Doc.E?CN.4/L.1542(1980).
9. Committee on the Rights of the Child, General Comment No.4: Adolescent Health and Development in the Content of the Child (33rd Sess., 2003), 31, U.N. Doc.CRC/GC/2003/4 (2003).
10. CRC Committee, Concluding Observations to: Chad, 30, U.N.Doc.CRC/C/15?Add.107 (1999).
11. CEDAW Committee, Concluding Observations to: Belize,56, U.N.Doc.A/54/38/Rev.1., G AOR, 54tn Sess.., Supp.No.38(1999).
12. A.B. and C. v. Ireland, App.No25579/05, Eur.Ct.H.R.237-238(2010).
13. Американская декларация прав и обязанностей человека (Принята 2 мая 1948 года в г.Боготе, Колумбия)Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма - ИНФРА-М. -1998. -С. 748-759.
14. Baby Boy v. United States,Resolution 23/81, Case 2141, at 449(1948).
15. Американская конвенция о правах человека (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969)// Международные акты о правах человека. Сб. Док-тов. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - С. 720 - 736.
16. Inter-Am.Comm'n H.R., Precautionary measures 43-10, «Ameliya», Nicaragua(2010).
17. Case of the Street Children v. Guatemala, Inter-Am.Ct.H.R.(ser.C) No.63,144.
18. The African Charter on Human and Peoples Rights,art.4, O.A.U. Doc.CAB/LEG/67/3/rev.5.
19. Compare Frans Viljoen, The African Charter on Human and Peoples Rights, art.17. O.A.U. Doc. CAB/LEG/67/1(1979).
References and Sources
1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948)// Rossijskaya gazeta. - 1995. - №67.
2. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah ot 16.12.1966 (Pakt vstupil v silu dlya SSSR s 23 marta 1976 goda)// Byulleten' Verhovnogo Suda RF. -1993. - №1.
3. Fakul'tativnyj protokol (prinyat i otkryt dlya podpisaniya, ratifikacii i prisoedineniya rezolyuciej 2200 A)(XXI) General'noj Assamblei OON ot 16 dekabrya 1966 g. // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 1993. - № 1. mart.
4. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990)// Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. -1993.- vypusk XLVI.
5. Human Rights Committee (H.R.Committee), Concluding Observations to: Argentina, 14, UN Doc. CCPR/CO/70/ARG(2000).
6. L.C. v. Peru, CEDAW Committee, Comme'n No.22/2009, 8.15, U.N.Doc. CEDAW/C/50/D22/2009(2011).
7. L.M.R. v. Argentina, H.R. Committee, No 1608/2003,U.N.Doc.CCPR/S/101/V/1608/2007(2011).
8. Question of a Convention on the Rights of the Child : Rep. of Working Group, U.N.Comm'n on Human Rights, 36 th Sess., U.N. Doc.E?CN.4/L.1542(1980).
9. Committee on the Rights of the Child, General Comment No.4: Adolescent Health and Development in the Content of the Child (33rd Sess., 2003), 31, U.N. Doc.CRC/GC/2003/4 (2003).
10. CRC Committee, Concluding Observations to: Chad, 30, U.N.Doc.CRC/C/15?Add.107 (1999).
11. CEDAW Committee, Concluding Observations to: Belize,56, U.N.Doc.A/54/38/Rev.1., G AOR, 54tn Sess.., Supp.No.38(1999).
12. A.B. and C. v. Ireland, App.No25579/05, Eur.Ct.H.R.237-238(2010).
13. Amerikanskaya deklaraciya prav i obyazannostej cheloveka (Prinyata 2 maya 1948 goda v g.Bogote, Kolumbiya)Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka. Sbornik dokumentov.- M.: Norma - INFRA-M. -1998. -S. 748759.
14. Baby Boy v. United States,Resolution 23/81, Case 2141, at 449(1948).
15. Amerikanskaya konvenciya o pravah cheloveka (Zaklyuchena v g. San-Hose 22.11.1969)// Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka. Sbornik dokumentov. - M.: Norma - INFRA-M, 1998. - S. 720 - 736.
16. Inter-Am.Comm'n H.R., Precautionary measures 43-10, «Ameliya», Nicaragua(2010).
17. Case of the Street Children v. Guatemala, Inter-Am.Ct.H.R.(ser.C) No.63,144.
18. The African Charter on Human and Peoples Rights,art.4, O.A.U. Doc.CAB/LEG/67/3/rev.5.
19. Compare Frans Viljoen, The African Charter on Human and Peoples Rights, art.17. O.A.U. Doc. CAB/LEG/67/1( 1979).
ВАЛИУЛЛИНА ИЛЯНА ФАРИТОВНА - магистрант Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург) ([email protected])
VALIULLINA, ILYANA F. - Master's student of the Ural State Law University (Yekaterinburg)