Научная статья на тему 'Международные финансовые организации и их влияние на экономику Кыргызстана'

Международные финансовые организации и их влияние на экономику Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1621
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / PUBLIC DEBT / ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ / INTERNAL DEBT / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / EXTERNAL DEBT / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / FOREIGN RESERVES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / NATIONAL CURRENCY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ПРОГРАММНЫЕ КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ / PROGRAM LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умуралиева А.Ш., Мычка С.Ю.

В данной статье раскрыты исследования причин возникновения внешнего долга в Кыргызской Республике и способы его финансирования, а также влияние международных финансовых организаций на экономику Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Умуралиева А.Ш., Мычка С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS AND THEIR IMPACT ON THE ECONOMY OF KYRGYZSTAN

This article describes the study of the causes of external debt in the Kyrgyz Republic and ways of its financing, as well as the impact of the international financial institutions on the economy of Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «Международные финансовые организации и их влияние на экономику Кыргызстана»

УДК 339.72

А.Ш. Умуралиева, С.Ю. Мычка

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ КЫРГЫЗСТАНА

Баткенский государственный университет, Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: В данной статье раскрыты исследования причин возникновения внешнего долга в Кыргызской Республике и способы его финансирования, а также влияние международных финансовых организаций на экономику Кыргызстана.

Ключевые слова: государственный долг, внутренний долг, внешний долг, валютные резервы, национальная валюта, инвестиционный климат, программные кредиты и займы.

UDC 339.72

A.Sh. Umuralieva, S.Yu. Mychka

INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS AND THEIR IMPACT ON THE ECONOMY OF KYRGYZSTAN

Batken State University, Voronezh Institute of Economics and Law

Abstract: This article describes the study of the causes of external debt in the Kyrgyz Republic and ways of its financing, as well as the impact of the international financial institutions on the economy of Kyrgyzstan.

Key words: public debt, internal debt, external debt, foreign reserves, national currency, investment climate, program loans.

В настоящее время подавляющее большинство государств испытывают сложную экономическую ситуацию, у которых сложилась так называемая долговая экономическая система [3; 10], т.к. у данных стран мира существует недостаток собственных ресурсов для внутреннего инвестирования, покрытия дефицита госбюджета, осуществления социально-экономических реформ и преобразований, а также исполнения долговых обязательств по внешним займам. Часть стран выступают в «дуальном» качестве: в роли заемщика и кредитора одновременно, другие страны -только в качестве должника [1; 14].

Данный вопрос важен и актуален и для простых граждан страны. Безусловно, задолженность государства сказывается и на гражданах не в меньшей степени. Так, пока государство не расплатится по своим долгам, оно не в состоянии полноценно и эффективно инвестировать средства в социальную сферу, например, в образование,

здравоохранение, на социальные выплаты и пр.

В этой связи нами выделены факторы, влияющие на возникновение и рост внешнего государственного долга. По характеру воздействия на финансовые потоки государственного бюджета вся совокупность причин, влияющая на рост его дефицита, разделена на три группы [5; 20]: 1) фундаментальные; 2) локальные 3) случайные (рисунок 1).

Кредитный рейтинг страны

/\

Процентные ставки на национальном и мировом финансовом рынке

Внешняя политика страны

Доходы

1. Систематические факторы:

- динамика цен на экспортные товары;

- налоговое и таможенное право.

2. Состояние национальной экономики:

- природные условия;

- технологический уровень.

3. Экономическая политика:

- фискальная политика;

- монетарная политика;

- внешнеторговая политика.

4. Национальная политическая система:

- политические традиции;

- позиция в международной сфере.

5. Случайные факторы.

Расходы

1. Систематические факторы:

- курсовая политика;

- процентные ставки по внешнему долгу;

- система социальной поддержки населения.

2. Состояние национальной экономики:

- природные условия;

- технологический уровень.

3. Экономическая политика:

- фискальная политика;

- монетарная политика;

- внешнеторговая политика.

4. Национальная политическая система:

- политические традиции;

- позиция в международной сфере.

5. Случайные факторы:

- финансирование расходов при дефиците средств;

- порядок целевого финансирования расходов.

Рисунок 1. Структура факторов внешнего государственного долга

Возможно, внешний долг не так сильно заботит кыргызстанцев сегодня, когда перед нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.

Кыргызстан на сегодня накопил внушительный госдолг. Это, по нашему мнению, следствие высокого уровня коррумпированности власти, нерационального использования внешних займов, отсутствие качественного мониторинга за целевым использованием полученных кредитов. Вышеперечисленные факторы и привели к нарастанию внешнего долга Кыргызстана. Сегодня госдолг нашего государства составляет порядка 187 миллиардов сомов (~ 3,5 млрд. долларов), из которого 174,2

1

1

&

§

Л

*

£

*

1

млрд. долларов составляет внешний долг, 12,8 млрд. долларов - внутренний. Подчеркнем тот факт, что сумма внешнего долга не должна превышать 60% от размера ВВП государства.

Не секрет, что средства, взятые в долг, необходимо отдать. Отметим, что по оценкам Минфина, пик выплат выпадет на период 2022-2024 гг. Так, «платить по счетам» придется новому поколению, т.е. получается, займы берут одни, а отдавать приходится другим. К слову, на обслуживание долгового обязательства в 2015 г. планировалось использовать 15,661 млрд. сомов, а в 2016 г. - уже более 20 млрд.

Наиболее крупными международными финансовыми организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР), Фонд международного развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) и т.д.

Наша страна знакома с международными финансовыми институтами (МФИ) не понаслышке. Реформы 1990-х гг. Совершались под прямым контролем Международного валютного фонда и Всемирного банка. Результатом стал кардинальная перестройка экономической структуры.

Не для кого ни секрет, что до 1991 года наша страна являлась индустриально-аграрным государством с развитыми сельским хозяйством и промышленностью. Однако уже через несколько лет независимости после заспада Советского Союза в экономике стала доминировать сфера услуг, что являтся характерной чертой осударств с наименее развитой экономикой. В данный период промышленность и агросфера были практически уничтожены: заводы и фабрики остановились, оборудование продано по цене металлолома ,а сельское хозяйство превратилось в тысячи мелких фермерских хозяйств, при чем 90% из который являлись натуральными, т.е. работающими только для удовлетворения нужд саого фермера и его семьи.

Столь катастрофические изменения совершались при непосредтвенном участии МФИ.

Как видно из рисунка 1, по состоянию на 31 декабря 2015 года размер государственного долга Кыргызской Республики составил 289,2 млрд. сом, из них:

- 95% составляет государственный внешний долг: 273,7 млрд. сом;

- 5% составляет государственный внутренний долг: 15,5 млрд. сом.

По предварительным данным соотношение государственного внешнего долга к ВВП за 2015 год составило 64,6 %.

Рисунок 2. Темпы роста государственного долга Кыргызской Республики, тыс.сом

1

1

&

§

Л

*

£

*

1

Согласно данным Минфина, внешний долг страны за 2013 год увеличился на 8,2 % относительно 2014 г. В 2015 году внешний долг также увеличивается относительно 2014 года на 35,2 %. В соответствии с представленными в таблице данными за 20112015 годы наблюдается тенденция роста номинального объема государственного долга. Так, в 2015 году объем государственного долга составил 289,19 млрд. сом, увеличившись на 146,04 млрд. сом или на 49,5,0% по сравнению с уровнем 2011 года, относительно 2012 года объем государственного долга возрос на 132,47 млрд. сом, по сравнению с 2013 годом долг возрос на 121,76 млрд. сом, а с 2014 годом на 74,43 млрд. сом.

В основном, на изменение объема государственного долга оказывает влияние объем внешнего долга, так как его удельный вес за 2011-2015 года в среднем колеблется около 90% от общего объема.

В 2013 году сумма внешнего долга увеличилась на 25,28 млрд. сом или на 19,4% относительно 2011 года, на 11,85 млрд. сом или на 8,3% относительно 2012 года, в 2015 году сумма внешнего долга увеличилась на 58,95 млрд. сом по сравнению с 2014 годом. Объем государственного внешнего долга к ВВП увеличился с 45,6% в 2011 году до 50,5% в 2015году. Согласно Национальной стратегии устойчивого развитии Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики № 11 от 21.01.2013г., внешний долг Кыргызской Республики не должен превышать 60% ВВП. В настоящее время задолженность Кыргызской Республики находится в пределах обозначенного уровня.

■ Экспортно-Импортный Банк Китая

■ Натексис Банк (Фр анция)

■ Японское агентство Международного сотрудничества

■ БанкКФВ (Германия)

■ Экспортно-Импортный Банк Кор ей

754060 346,556 ■ Кувейтский Фонд Ар абского Экономического Развития

45 147 18-. \ Л\1 г 3108152 ■ Россия

■ Саудовский Фонд развития

48521436 413120 2675451 т 98395587 ■ Пр авитель ств о Тур ецкой Ре спу блики ■ Фонд развития Абу-Даби (ОАЭ) ■ Ъ ел ор у ссия

■ Экспортно-Кредитный фонд Дании

к 43675341 ■Гермес Кредитверзихерунг Актингезельшафт СГер мания) ■ Международный Валютный Фонд

14676344 342306 17382154 3 67960 ■ Фонд международно го развития организации стран экспортеров нефти (ОПЕК) ■ Азиатский банк р азвития

22769790 Н \_7136128 _1185168 ■ Евр азийский банк р азвития -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч-ЭУВ ! -Ч- 11 \ 1 - /1 \ |_563628 / 0_/ 1 \ 243485_/ 1 \_7 362232 738695 Антикризисный фонд ■ Европейский Союз

1-487 5 О! 1 Международная ассоциация развития - группа Всемирного банка 1 Исламский банк р азвития Международный фонд сельскохозяйственного развития ' Северный фонд р азвития | Европейский банк реконструкции и р азвития

Рисунок 3. Внешний долг Кыргызской Республики за 2015 год, тыс. сом

Анализ показал, что по сравнению с предыдущими годами в 2015 году наблюдается увеличение объема внутреннего долга. В сравнении с 2011 годом размер внутреннего долга увеличился на 2,61 млрд. сом, относительно 2012 года - на 2,48 млрд. сом, 2013 года - 3,6 млрд. сом, 2014 года - 3,12 млрд.

Рисунок 3 показывает валютный эквивалент структуры госдолга нашей страны на конец 2015 г., который выглядит следующим образом: долг в валюте иностранных государств - 94,6%; долг в национальной валюте - 5,4%. Подобная картина, т.е. доминирование долга в иностранной валюте сохраняется на протяжении последних десятилетий. Конечно, сама по себе структура не выступает источником валютного риска (основной риск - это изменение и возможные трансформации на валютном рынке, которые и являются драйверами экономических процессов и эффектов). Валютный состав долга лишь является показателем степени дополнительной расходной бюджетной нагрузки в случае реализации валютного риска.

В настоящее время в Министерстве финансов не существует какого-либо формального и целостного механизма или процедур управления рисками. Отчасти это объясняется функциями и задачами самого министерства, которые не предусматривают управление и реализацию мероприятий, напрямую связанных и влияющих на обменный курс национальной и иностранных валют.

Статьи 5, 6, 7 Закона КР. «О членстве КР. в международных финансовых организациях» также закрепляют полномочия МФ КР в качестве финансового агента Кыргызской Республики в международных финансовых организациях, который может привлекать от имени Кыргызской Республики заемные средства и выполнять операции и сделки в соответствии с условиями и положениями резолюций, относящихся к членству Кыргызской Республики в международных финансовых организациях, и в соответствии со статьями соглашений, соглашений об учреждении, конвенций и учредительных договоров; выплачивать от имени Кыргызской Республики средства, которые должны быть выплачены международным финансовым организациям в соответствии с условиями и положениями резолюций, относящихся к членству Кыргызской Республики в этих организациях, и в соответствии со статьями соглашений, соглашений об учреждении, конвенций и Учредительного договора; выпускать непереводимые беспроцентные государственные ценные бумаги, необходимые для членства Кыргызской Республики в международных финансовых организациях.

Согласно этому же закону Национальный банк Кыргызской Республики (НБ КР), выступая в качестве финансового агента Кыргызской Республики, уполномочен производить прием и перевод средств, поступающих в КР в соответствии с операциями и сделками, производимыми в рамках реализации статей соглашений, Соглашения об учреждении, Конвенции и Учредительного договора международных финансовых организаций; производить прием и перевод средств, поступающих в Кыргызскую Республику в соответствии с условиями и положениями резолюций, относящихся к членству Кыргызской Республики в международных финансовых организациях в соответствии со статьями соглашений, соглашений об учреждении, Конвенции, Учредительного договора; выступать депозитарием всех вкладов других международных финансовых организаций; выступать депозитарием, осуществляющим учет и хранение непереводимых беспроцентных государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Правительства Кыргызской Республики, связанных с членством в международных финансовых организациях.

В связи с этим, возможное внедрение формальной модели оценки и управления рисками обменного курса потребует установление координации Министерства финансов с НБ КР и Министерством экономики Кыргызской Республики. Кроме того, потребуется обеспечение тесной фактической и формальной координации внутри самого Министерства финансов, в частности между структурными подразделениями,

Наименование 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

По внешнему долгу 3,8 3,4 3,7 5,1 7,4

По внутреннему долгу 5,5 8,0 10,2 8,6 6,9

Всего по государственному долгу 9,3 11,4 13,9 13,7 14,3

занимающимися вопросами макроэкономического анализа и прогноза, программы госинвестиций и технической помощи, государственного долга.

Несмотря на отсутствие формального и целостного механизма или процедур управления рисками Управлением государственного долга при формировании прогноза обслуживания долга в иностранной валюте, используются некоторые элементы оценки и управления валютными рисками: при составлении бюджета обслуживания внешнего долга.

В целях исполнения обязательств по внешнему долгу в рамках текущего бюджета также предусмотрен элемент управления валютным риском. В частности, действующим соглашением между Центральным казначейством Министерства финансов и НБ КР предусмотрено дополнительное перечисление 2% от сомового эквивалента платежа по внешнему долгу в иностранной валюте за исключением доллара США. Данная сумма позволяет произвести своевременное и полное исполнение платежа в иностранной валюте в случае изменения обменного курса на дату платежа. В случае отсутствия каких-либо изменений обменного курса на дату проведения платежа, дополнительная 2%-я сумма зачисляется обратно на счета Центрального казначейства.

Ежегодно для своевременного и полного обслуживания государственного долга КР в республиканском бюджете предусматриваются необходимые суммы.

Таблица 1

I *

1

I &

Исходя из таблицы 1, за 2011 год из республиканского бюджета КР на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики фактически было направлено 9 млрд.394 млн.668 тыс. сомов, из них: по государственному внешнему долгу 3 млрд. 854,3 млн. сом; по государственному внутреннему долгу 5 млрд.540,4 млн. сом.

В 2012 году на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики из республиканского бюджета КР фактически было направлено 11 млрд 440 млн 610,6 тыс. сомов, из них по государственному внешнему долгу 3 млрд 428 млн 668,7 тыс. сомов, а по государственному внутреннему долгу - 8 млрд 011 млн 941,9 тыс. сомов.

За 2013 год из республиканского бюджета КР на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики фактически было направлено 13 млрд.939 млн.585 тыс. сомов, из них:

по государственному внешнему долгу 3 млрд. 773,2 млн. сом; по государственному внутреннему долгу 10 млрд.166,3 млн. сом.

За 2014 год из республиканского бюджета КР на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики фактически было направлено 13 млрд. 713 млн. 456 тыс. сомов, из них: по государственному внешнему долгу 5 млрд. 149,7 млн. сом; по государственному внутреннему долгу 8 млрд. 563,6 млн. сом.

В 2015 году на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики из республиканского бюджета КР фактически было направлено 14 млрд 364 млн 393,6 тыс. сомов, из них по государственному внешнему долгу 7 млрд 483 млн 724,7 тыс. сомов, а по государственному внутреннему долгу - 6 млрд 880 млн 668,9 тыс. сомов.

За 1 квартал текущего 2016 года на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики из республиканского бюджета КР фактически было направлено 4 млрд. 991 млн. 300,93 тыс. сомов, из них по государственному внешнему долгу было направлено 2 млрд. 628 млн. 550,93 тыс. сомов, а по государственному внутреннему долгу - 2 млрд. 362 млн. 750 тыс. сомов.

Рассматривая внешний долг как инструмент экономического развития, следует подчеркнуть большое значение международных финансовых институтов в процессе его формирования, без изучения которых невозможно детализированное изучение проблемы государственной задолженности [7; 18]. Международными источниками финансовых ресурсов являются кредиты международных финансовых организации, одной из целей которых является содействие развитию экономик развивающихся стран, а также стран, нуждающихся в финансовой поддержке для осуществления структурных финансовых преобразований [4; 15].

Обобщение ведущего мирового опыта [9; 17] позволило определить, что во время управления внешним государственным долгом во многих странах акцентирование внимания осуществляется на сокращении стоимости долга (расходов на обслуживание и погашение долга) и сохранение приемлемого уровня риска. Систематизация рисков позволила констатировать, что высокий уровень внешнего государственного долга является следствием влияния таких рисков, как [2; 12]: рыночный риск (инфляционный риск, изменение плавающих курсов, риск девальвации); риск ликвидности (дефицит валюты, недостаточные налоговые поступления, недостаточность или отсутствие средств на едином казначейском счете); кредитный риск (риск контрагента, риск залога); операционный риск (управленческий и юридический риски, риск неплатежей, информационно-технический риск); государственный риск (политический, платежеспособности).

Основные задачи по управлению (погашение и обслуживание) внешним государственным долгом приведены на рисунке 4 [11; 13].

Оптимальное соотношение между процентными ставками и рисками при выборе внешних источников финансирования

Контроль за эффективностью и целевым использованием внешних государственных заимствований

Обеспечения своевременности и полноты выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами

Установление оптимального соотношения между внутренним и внешним долгом при условии сохранения финансового равновесия

Стабилизация валютного курса и рынка

Рисунок 4. Основные задачи по управлению внешним государственным долгом Итак, эффективное управление внешним государственным долгом позволит

1

1

&

Is

А

*

J

£

*

1

избежать кризисных ситуаций в управлении долговыми обязательствами, увеличить объем внешних и внутренних инвестиций, что, в свою очередь, повлияет на рост доходной части государственного бюджета [8; 19].

В процессе исследования обобщены целевые ориентиры финансовой политики различных стран мира по управлению внешним государственным долгом, систематизированы и классифицированы основные долговые риски государства (рыночный риск; риск ликвидности; кредитный риск; операционный риск; государственный риск) [6; 16].

Установлено [21; 22 и др.], что механизм управления внешним государственным долгом включает совокупность направлений, форм и методов целенаправленного воздействия государства в лице уполномоченных им органов на все стадии долгового процесса с целью достижения определенных целей, обеспечения национальной безопасности и гармонизации интересов заемщиков и зарубежных кредиторов. Установлено [23; 24 и др.], что эффективная система управления государственным долгом на всех этапах позволит избежать кризисных долговых ситуаций, будет способствовать обеспечению стабилизации социально-экономической ситуации и достижению экономического роста в стране.

Список литературы

1. Ablaev I.M. Innovation potential of the economy of the region, the system of indicators // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 1 S3. С. 309-312.

2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Кумпилова Б.А., Хатукай С.А.Экономическая безопасность предприятия // Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерности материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 28-32.

3. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону,

2007.

4. Варламова Ю.А.Сбережения в условиях экономической динамики: автореф. дисс. канд. экон. наук. - Казань, 2010. - 24 с.

5. Галанов В.А., Калинкина К.Е., Галанова А.В. К вопросу о достоверности рыночной цены акции для целей оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 3 (186). С. 47-57.

6. Герсонская И.В. Формирование и управление бюджетными ресурсами в условиях современной России (региональный аспект) // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Тамбов, 2004. - 188 с.

7. Глазов М.М., Фирова И.П., Петрова Е.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. - Санкт-Петербург, 2012. - 300 с.

8. Деев А.И., Шкурина Л.В., Федотова Н.В.«Оценка финансовой надежности дороги» // Железнодорожный транспорт. 2001. № 3. С. 21.

9. Зубков С.А., Панов А.И. Сотрудничество России со странами СНГ в области транспортной политики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 2. С. 135-141.

10. Казанская Л.Ф. Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики страны // В книге: Экономика и управление в xxi веке: актуальные вопросы, достижения и инновации монография. Пенза, 2017. С. 55-63.

11. Капитонов И.А. Инновационно-ориентированный энергетический базис формирования национальной конкурентоспособности в условиях перехода к шестому технологическому укладу // Вестник экономической интеграции. 2012. № 2. С. 58-62.

12. Ковальчук А.П. Как мир помогает Африке преодолеть кризис и наращивать темпы экономического развития // Азия и Африка сегодня. 2013. № 5. С. 9-17.

13. Котова К.Ю.Банковская система России: тенденции, проблемы и перспективы развития // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 29. № 4. С. 81-94.

14. Красикова Л.Ю.Использование международных стандартов при подготовке социальной (нефинансовой) отчетности телекоммуникационных компаний // Т-Сошш: Телекоммуникации и транспорт. 2010. Т. 4. № 12. С. 62-64.

15. Кращенко С.А. Эволюция современного отечественного фондового рынка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 2. С. 109-114.

16. Кузьмина Т.И., Мандрик Н.В. Креативность - основа разработки и принятия уникальных управленческих решений // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 3. С. 100-103.

17. Лёвкин С.И., Киевский Л.В. Градостроительные аспекты отраслевых государственных программ // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 6. С. 26-32.

18. Ленчук Е.Б., Паньшин Б.Н., Власкин Г.А., Волошин В.И., Кратенок В.Е., Стефанин В.Л., Войтов И.В., Филатов В.И., Шестакова К.В., Шурубович А.В., Петухова С.П., Юрик С.В. Внешнеэкономический фактор в стратегии инновационного развития России и Беларуси. - Минск, 2012. - 288 с.

19. Недоспасова О.П., Борисюк И.А. Корпоративные казначейства: новые возможности для повышения эффективности финансовых потоков // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 1 (33). С. 5-9.

20. Ооржак В.О. Концепция реструктуризации промышленности в регионе (на материалах республики тыва) // В сборнике: Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса под общей редакцией д.э.н., профессора С.В. Пирогова, к.э.н. Г.И. Александрова. Москва, 1999. С. 99-111.

21. Пахомова А.И., Черняева Р.В. Адаптация современного города к вызовам новой экономики. - Пенза, 2014. - 194 с.

22. Пименов Г.Г. Тенденции развития банковской системы россии в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 818-822.

23. Сулейманова К.А. Тенденции развития всемирной выставочной индустрии // Механизация строительства. 2014. № 6 (840). С. 57-59.

24. Чернышева Е.Н., Воронкова Т.Н. Анализ кредитоспособности заемщика коммерческого банка -юридического лица // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 497-499.

Информация об авторах:

Information about authors:

Умуралиева Аида Шайлобековна,

Старший преподаватель, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызская Республика

Umuralieva Aida Shailobekovna,

Senior Lecturer, Batken State University, Batken, Kyrgyz Republic

Мычка Светлана Юрьевна,

Старший преподаватель, Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Mychka Svetlana Yurievna,

Senior Lecturer, Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.