Научная статья на тему 'Анализ и проблемы внешнего долга Кыргызстана'

Анализ и проблемы внешнего долга Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2729
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РАСХОДЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА / ПРОЦЕНТЫ / ЗАЙМЫ / КРЕДИТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артыкбаева Гульмира Шайкыдиновна

Проблемы государственных заимствований одна из острейших в кыргызской экономике. Размер государственного внешнего долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артыкбаева Гульмира Шайкыдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и проблемы внешнего долга Кыргызстана»

АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА КЫРГЫЗСТАНА

кандидат экономических наук, доцент Артыкбаева Гульмира Шайкыдиновна

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, кафедра «Экономической теории и мировой экономики»

ARTICLE INFO

Received 7 September 2017 Accepted 15 September 2017 Published 7 October 2017

KEYWORDS

государственный долг,

расходы по обслуживанию

государственного долга,

проценты,

займы,

кредиторы

ABSTRACT

проблемы государственных заимствований - одна из острейших в кыргызской экономике. Размер государственного внешнего долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

© 2017 The Author.

Задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами составляет понятие государственного долга. Говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги.

Для стран-доноров Кыргызская Республика, благодаря государственной политике и геополитике, страна, у которой есть высокий потенциал развития, направленный на обеспечение улучшения социальной системы, создание устойчивой правовой и налоговой базы, а также существование Национального Банка Кыргызской Республики, представляет перспективный рынок вложения капиталов, для самого же Кыргызстана такое сотрудничество обеспечивает необходимые финансовые ресурсы для экономического развития.

Проблемы внешнего долга носят как экономический характер, так и социально-политический, т.к. означает передачу части товаров и услуг за границу и кредитор может ставить для страны совсем невыгодные условия. И проблемы внутреннего приводят к вытеснению и перераспределению доходов, т.е. бремя выплаты государственного долга в виде повышения налогов ложится на все общество.[1, 335]

Практический опыт многих стран показывает, что наличие дефицита бюджета в определенных пределах не приводит к негативным последствиям, а изменение дефицита в ряде случаев помогает избегать неприятностей, связанных со спадом в экономике. При этом рост абсолютной суммы государственного долга происходит параллельно с увеличением размеров ВНП, и его величина по отношению к ВНП существенно не меняется. Вместе с тем предупреждения сторонников первой точки зрения не лишены оснований и должны приниматься во внимание.

По состоянию на 31 октября 2016 года государственный долг Кыргызской Республики составил 280 981,89 млн. сом (4 092,7 млн. долларов США), в том числе:

- 92,44% составляет внешний долг - 259 737,94 млн.сом (3 783,30 млн. долларов США);

- 7,56% составляет внутренний долг - 21 243,95 млн.сом (309,44 млн. долларов США).

Государственный внешний долг состоит из порядка 160 кредитов, большинство из

которых (более 98 %) предоставлены на льготных условиях с процентной ставкой 0,75-2,0 % и сроком погашение до 40 лет. Все внешние займы, за исключением 10 кредитов, привлеченных от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предоставлены с фиксированной процентной ставкой.

Наиболее крупными кредиторами являются Китай, Международная ассоциация развития (МАР) и Азиатский банк развития (АБР), представляющими 69% всего портфеля государственного внешнего долга. Далее следуют России и Японии с 8 и 6 процентами,

соответственно. При этом значительный долг России в размере 300,0 млн долларов США будет списан в течении 10 лет, начиная с 2016 года по 30 млн. долларов США ежегодно.

госторонние

0,3%

Рис. 1. Структура государственного внешнего долга Кыргызской Республики

На обслуживание государственного долга Кыргызской Республики планируется направить в 2017 году - 20 056,8 млн. сом, в 2018 году - 26 893,5 млн. сом 2019 году -29 216,1 млн. сом.

Таблица 1. Расходы на обслуживание государственного долга Кыргызской Республики, млн. сом

Расходы 2015 год (факт) 2016 год (уточ) 2017 год 2018 год 2019 год

Проценты 4 096,9 5 229,7 6 227,8 7 020,2 7 353,7

Внутренний долг 1 269,8 1 790,9 2 187,2 2 426,6 2 366,4

Внешний долг 2 827,2 3 438,8 4 040,6 4 593,6 4 987,4

Основная сумма 10 267,5 16 001,0 13 829,0 19 873,3 21 862,4

Внутренний долг 5 610,9 9 824,0 6 746,8 10 559,1 10 145,3

Внешний долг 4 656,6 6 177,0 7 082,3 9 314,2 11 717,1

Всего 14 364,4 21 230,6 20 056,8 26 893,5 29 216,1

Источник: Пояснительная записка к проекту республиканского бюджета Кыргызской республики на 2017 год и прогноза на 2018-2019 годы

Бюджет обслуживания внешнего долга Кыргызской Республики на 2017 год и прогноз на 2018-2019 годы составлен с учетом проводимой Правительством Кыргызской Республики работы, направленной на обеспечение строгой дисциплины привлечения и расходования иностранных займов, который соизмеряется со следующими целевыми ориентирами:

1. Недопущение просрочек по платежам по погашению внешнего долга Кыргызской Республики;

2. Сохранение 35% минимального уровня льготности для новых внешних заимствований и запрет местным органам государственного управления привлекать заимствования без разрешения Министерства финансов Кыргызской Республики;

3. Следование количественным и качественным требованиям программы государственных инвестиций в процессе осуществления новых внешних заимствований.

При расчете бюджета по обслуживанию внешнего долга Кыргызской Республики на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы были использованы следующие исходные данные:

- Прогнозируемый объем государственного внешнего долга по состоянию на 31.12.2016 годав сумме 4,039 млрд. долл. США;

- График погашения текущего остатка государственного внешнего долга Кыргызской Республики;

- Планируемый объем освоения средств по внешним займам в 2017-2019 годах;

- Прогнозный среднегодовой обменный курс доллара США - 72,7 сом в 2017 году, 75,6 сом в 2018 году, 78,6 сом в 2019 году;

Прогнозные обменные курсы иностранных валют по отношению к доллару США, рассчитанные на базе фактически сложившихся курсов с июня 2015 года по июнь 2016 года.

На расходы республиканского бюджета по обслуживанию внешнего долга Кыргызской Республики планируется направить в 2017 году - 11 122,9 млн. сом, в 2018 году - 13 907,8 млн. сом, в 2019 году - 16 704,4 млн. сом.

Таблица 2. Расходы республиканского бюджета по обслуживанию внешнего долга Кыргызской Республики млн. сом

Расходы 2015 год (факт) 2016 год (уточ) 2017 год 2018 год 2019 год

Проценты 2 827,2 3 438,7 4 040,6 4 593,6 4 987,4

Двусторонние кредиты 2 053,5 2 444,9 2 944,6 3 305,9 3 545,1

Многосторонние кредиты 773,6 993,8 1 096,0 1 287,7 1 442,3

Основная сумма 4 656,6 6 176,9 7 082,3 9 314,2 11 717,0

Двусторонние кредиты 1 625,6 1 825,5 1 996,1 3 031,9 4 397,6

Многосторонние кредиты 3 031,0 4 351,4 5 086,2 6 282,3 7 319,4

Всего 7 483,7 9 615,6 11 122,9 13 907,8 16 704,4

Источник: Пояснительная записка к проекту республиканского бюджета Кыргызской республики на 2017 год и прогноза на 2018-2019 годы

Структура обслуживания государственного внешнего долга на период 2017-2019 годы в разрезе категорий платежей (основная сумма - проценты) представлена на графике ниже.

2015 (факт) 2016 (уточ) 2017 2018 2019

Рис. 2. Структура обслуживания государственного внешнего долга в 2015-2019 гг. в разрезе категорий платежей (млн. сом, % от общей суммы)

В 2017-2019 годах расходы на обслуживание многосторонних кредитов превышают расходы над обслуживанием двусторонних кредитов, что объясняется:

- преобладанием количества многосторонних кредитов в общей структуре государственного внешнего долга Кыргызской Республики;

- наступлением сроков погашения основной суммы по многосторонним кредитам;

- более поздним началом платежей по погашению основной суммы большинства двусторонних кредитов (преимущественно после 2018 года).

Платежи по обслуживанию государственного внешнего долга в 2017-2019 годы в разрезе категорий кредиторов/кредитов представлены на графике ниже.

Рис. 3. Структура обслуживания государственного внешнего долга в 2015-2019 гг. в разрезе

кредитов (млн. сом, % от общей суммы)

Ниже представлена таблица, которая отражает динамику государственного долга за 2012-2015 гг.

Таблица 3. Государственный долг КР за 2012-2015 гг.

Наименование Финансовый год

2012 2013 2014 2015

Государственный долг (млрд. сом) 156,72 167,43 214,8 288,8

в т.ч Внешний долг (млрд.сом) 143,71 155,56 202,4 273,3

(млрд. долл. США) 3,03 3,16 3,4 3,6

Удельный вес (Внешний долг) 91,7 92,91 94,22 94,66

Государственный внешний долг к ВВП 46,29 44,44 50,9 50,5

в.т.ч. Внутренний долг (млрд. сом) 13,0 11,88 12,4 15,4

Удельный вес (Внутренний долг) 8,3 7,09 5,78 5,3

Источник: Сайт Минфина КР

В соответствии с представленными в таблице данными за 2012-2015 гг. наблюдается тенденция роста номинального объема государственного долга. Так, в 2015 г. объем государственного долга составил 288,8 млрд. сом, увеличившись на 132,1 млрд. сом или на 84,3 % по сравнению с 2012 годом, относительно 2013 года объем государственного долга возрос на 121,4 млрд. сом или на 72,5 % и в сравнении с 2014 г. эти данные составили 74 млрд. сом или 34,5 %.

Рост внешнего долга на более чем миллиард долларов произошел по причине резкого увеличения заимствований у КНР.

Внешняя помощь должна идти на решение проблем с инфраструктурой, способствовать экономическому развитию. Многие страны мира выбрались из кризиса, в качестве экономического рычага используя кредиты.

В Кыргызстане складывается совершенно иная картина. Иностранные средства исправно поступают, но экономическая ситуация становится с каждым годом все хуже.

Сегодня для Кыргызстана внешнее заимствование остается главным источником для финансирования мер первоочередной необходимости:

1) Поддержка национальной валюты;

2) Покрытие дефицита бюджета;

3) Осуществление структурных реформ почти во всех секторах экономики;

4) Финансирование инвестиционных проектов для того, чтобы предотвратить спад производства и способствовать оживлению экономики.

Подход к реструктуризации внешнего долга осуществляется в зависимости от типов кредиторов и должников. Используется несколько его вариантов, предлагаемых различными кредиторами. Один из них - списание долга, в процессе которого происходит либо уменьшение долга, либо сокращение его обслуживания. Важнейшим условием реализации этого метода

служат согласование с МВФ страной-должником программы экономического развития и наличие достаточно убедительного платежного баланса, который подтверждал бы, что дальнейшей реструктуризации не потребуется.

На основании проделанного анализа были выработаны следующие шаги для улучшения долговой ситуации в Кыргызстане.

В первую очередь необходимо реструктуризировать кредиты, которые были получены Кыргызстаном до 2013 года на не льготных условиях. Хотя один из важнейших шагов в этом направлении был сделан, Кыргызстан обратился в Парижский клуб кредиторов, все же необходимо и далее проводить четкую политику управления долгом, для того, чтобы не допустить усугубления положения Кыргызстана с обслуживанием своей внешней задолженности.

Затем необходимо обеспечить прирост ВВП для того, чтобы республика была в состоянии в дальнейшем обслуживать свой внешний долг, не прибегая к дополнительным внешним, или же внутренним, заимствованиям.

Улучшить сложившуюся ситуацию с обслуживанием государственного внешнего долга также позволит ужесточение мониторинга за целевым использованием уже полученных кредитных средств.

Несмотря на то, что по всем направлениям уже предприняты начальные шаги, данные предложения все же остаются в силе, поскольку их актуальность не уменьшается, а скорее наоборот, требует усиления и тщательной отработки

ЛИТЕРАТУРА

1. Станковская И. К. Экономическая теория, 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. www.minfin.kg. Пояснительная записка к проекту республиканского бюджета Кыргызской республики на 2017 год и прогноза на 2018-2019 годы. Электронный ресурс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.