УДК 316.421
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2015
М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Очевидно, что находясь по многим показателям в списке ведущих стран мира, Россия при переходе к рыночным отношениям, признает мировые тенденции интеграции и гармонизации законодательства и правил делового оборота, учитывает опыт других стран в становлении инновационной экономики и вопросах регулирования в сфере интеллектуальной собственности. На сегодняшний день вопросами интеллектуальной собственности в международно-правовом аспекте в основном занимаются две международные межправительственные организации: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирная торговая организация (ВТО) в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Международной организацией, усилия которой направлены на соблюдение прав всех создателей ОИС, на признание и вознаграждение изобретательности и мастерства, что стимулирует человеческую изобретательность и раздвигает горизонты науки и технологии, создает устойчивые условия для маркетинга продуктов ИС и облегчает развитие международной торговли является ВОИС, которая с 1974г, стала специализированным учреждением ООН [1]. Ее задачи - содействие в охране ИС во всем мире, путем сотрудничества государства, развитие мирового процесса развития ИС, гармонизация и модернизация патентных законодательств стран мира, оказание помощи развивающимся странам в совершенствовании их патентного законодательства, осуществление административной функции - контроль и координация деятельности, самостоятельно или совместно с другими международными структурами, в отношении работы более 20 международных союзов и др. Одной из главных задач ВОИС на ближайшие годы является адаптация организации к стремительно развивающимся информационным технологиям. В рамках ВОИС действуют международные союзы:
- Парижский - по охране промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки);
- Бернский - по охране литературных и художественных произведений;
- Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах;
- Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания и др.
Эти договоры устанавливают международную охрану. Параллельно договоры, способствующие международной охране:
- Договор о патентной кооперации, предусматривающий подачу заявок на международные патенты;
- Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков и др.
Россия является участницей 14 международных конвенций и договоров по линии ВОИС.
Ключевые слова: инновационная экономика, интеллектуальная собственность, международные союзы, информационные технологии, гармонизация законодательства, рыночные отношения.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
По данным официальных источников Россия, имея преимущества в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12 % числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет лишь 0,3 % - 0,5 %, в то время как доля СшА составляет 36 %, Японии - 30 %, Китая - 6 %.
Однако потенциал этот в значительной степени не используется, поскольку составляющие его основу знания имеют тенденцию к устареванию, можно говорить о его моральном и физическом старении, об отсутствии материально-технического обеспечения. Это в сочетании с установками страны на развитие потенциала, прежде всего экспортно-сырьевых отраслей, обусловило значительное отставание России от развитых и многих развивающихся стран по показателям экономического, а также инновационного развития (табл.).
Таблица 1 - Место России в мире по отдельным показателям экономического и инновационного развития
Показатель Место в рейтингах
Уровень интеграции образования, науки и производства 45
Качество инфраструктуры в стране 57
Эффективность правительственных субсидий 61
Интенсивность местной конкуренции 66
Охрана интеллектуальной собственности 69
Прозрачность правительственной политики и результатов 70
Доступность банковских займов 73
Уровень развития финансового рынка 74
Инновационная активность компаний 76
Одновременно, в развитых странах мира достаточно высокие показатели, характеризующие количество патентных документов (табл. 2).
Таблица 2 - Показатели патентной активности ведущих стран мира
Страна Среднегодовое количество патентных документов Среднегодовое количество патентных документов, приходящихся на 100 тыс. человек
Япония 439414 345,6
США 185850 65,2
Германия 139771 170,1
Китай 90740 7,06
Австралия 57816 299,5
Корея 54007 114,9
Великобритания 50187 83,3
Канада 42730 137,8
Россия 33980 21,3
Таким образом, сравнивая данные показатели по ведущим странам и России, можно сделать вывод, что Россия стоит на 7 месте, но этот показатель очень усреднен, так как он достигается в большей степенью неравномерным распределением степени подачи в различных регионах. Близкими к показателям развитых страны являются Московская область, гг.Москва и Санкт-Петербург, Тюменская, Челябинская, Новосибирская, Томская, Самарская области. В тоже время более чем в 10 регионах показатель патентных документов, приходящихся на 100 тыс. жителей не превышает 10.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Роспатент принимает меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из соответствующих международных договоров Российской Федерации, осуществляет в установленном порядке международный обмен патентной документацией и информацией, организует изучение и использование зарубежного опыта в этой области.
Роспатент представляет интересы Российской Федерации в ВОИС, выполняет функции международного поискового органа, Органа международной предварительной экспертизы и национального патентного ведомства в рамках Договора РСТ, функции национального ведомства в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом к нему, а также осуществляет поиски международного типа по заказам Евразийского патентного ведомства.
Роспатент поддерживает двусторонние контакты с Европейским патентным ведомством, национальными патентными ведомствами ряда стран и развивает всестороннее сотрудничество с патентными ведомствами стран СНГ и Балтии на основе существующих межправительственных соглашений.
В плане передачи опыта по вопросам защиты интеллектуальной собственности Россия сотрудничает с США, Германией, Великобританией, Италией, Францией. Со странами СНГ существует межгосударственный Совет по проблеме охраны промсобственно-сти.
Формирование целей статьи (постановка задания).
В связи с вступлением России в ВТО необходимо обеспечение в национальном законодательстве такого уровня защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, который определен Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятым 15 апреля 1994 г.
Соглашение ТРИПС предусматривает процедуры по обеспечению осуществления эффективных действий, направленных на предотвращение любого акта нарушения прав интеллектуальной собственности. Эти процедуры не должны быть излишне сложными и дорогостоящими и приводить к необоснованному увеличению сроков рассмотрения споров или неоправданным задержкам и должны предусматривать возможность судебного рассмотрения. В Соглашении ТРИПС предусматривается принятие временных мер для предотвращения нарушения и сохранения соответствующих доказательств в отношении предполагаемых нарушений. Соглашение ТРИПС также предусматривает уголовные процедуры и наказания, применяемые в случаях умышленного применения неправомерных действий, совершенных в коммерческих масштабах.
В одном из Последних посланий Президента Федеральному Собранию РФ подчеркивалось, что членство России по Всемирной Торговой Организации (ВТО) должно стать мощным внешним стимулом для решения задач развития российской экономики при ориентации на жесткие требования мирового рынка.
Членство в ВТО является внешним фактором перестройки экономики на инновационный тип, что позволит создать стимулы для инновационного обновления традиционных для России отраслей и освоения новой высокотехнологичной продукции.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В России практически закончился процесс приведения национального законодательства по регулированию экономической деятельности в соответствие с требованиями и правилами ВТО. В тоже время еще до вступления в ВТО производители потеряли на своем рынке естественные преимущества, взяв на себя обязательства односторонне открыть рынок партнерам, которым противостоять не в силах. Этот режим в условиях доминирования на рынке сильных партнеров с современной продукцией крайне неблагоприятен для развития инновационных процессов особенно
в условиях недостаточного регулирования рынка, коррупционности чиновничества, нехватки отечественного капитала и слабости предпринимательских структур[2].
Вступление в ВТО принесет отдачу в стратегической перспективе, когда в российском экспорте появится новая высокотехнологичная продукция, уже сейчас становясь территорией освоения емкого рынка и богатых топливно-сырьевых ресурсов со стороны ведущих стран. России необходимо время, чтобы упорядочить систему управления инновациями, проработать вопросы промышленной политики, выработать дополнительные меры по защите отечественного рынка от конкурентного давления фирм других стран в переходный период [3-6]
Следует подчеркнуть, что все значимые страны, вступавшие в последние годы в ВТО, проявили большую осмотрительность, страхуя отечественных субъектов рынка от конкурентного давления и опасности вытеснения с рынка. Китай счел возможным вступить в ВТО после 15 лет ускоренного роста национальной экономики и отвоевав уступки по основным для страны позициям. Индия согласилась на либерализацию импорта лишь после того, как она на протяжении 10 лет поддерживала высокие темпы экономического роста. Этим же путем пошли Япония и Южная Корея, экономика которых развивалась длительное время быстрыми темпами, однако, будучи ориентированными на экспорт, сохраняли высокие защитные барьеры для импорта. Другими словами, интеграция в мировое хозяйство дело в высшей степени ответственное, вступление в ВТО не может подводиться под определенные даты или события - главное обеспечить благоприятные условия для ведущих отраслей экономики в их взаимодействии с партнерами из других стран.
Превращение знания в активный фактор формирования богатства в новой экономике, ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности внесли коренные изменения в содержание значимости интеллектуальной собственности и понимание ее места в экономических процессах
[7].
Сегодня на Западе общепризнано, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, а компетенция ее менеджмента определяется качеством управления этими невидимыми активами [8-13]. В основе могущества фирм высоких технологий и многих ТНК лежат нематериальные активы (вложения в капитал фирм интеллектуальной собственности). Это объясняет, почему вопросам управления и охраны интеллектуальной собственности отдельные компании и государства уделяют первостепенное внимание.
В развитых странах государство и предпринимательские союзы проводят масштабную и эффективную работу по организации распределительной патентной службы в Интернете, облегчению доступа к недорогой патентной информации, снижению патентных пошлин, унификации национальных патентных систем, обеспечению недорогой патентной охраны. Большое внимание уделяется защите прав изобретателей и патентодержа-телей. В США, например, патентное ведомство входит на правах управления в Министерство торговли и ему выделяется на осуществление защиты прав американских изобретателей и патентодержателей более миллиарда долларов в год. Здесь же в этом Министерстве действует и Управление технологической политики и Национальный институт стандартов и технологий, которые также участвуют в защите американских интересов в сфере технологий и стандартов.
Европейское патентное ведомство образовано на основании коллективного политического решения европейских стран о создании постоянно действующей патентной системы в Европе. Как централизованная система выдачи патентов - оно является моделью успешного сотрудничества в Европе. Одновременно с выдачей
европейских патентов ЕПВ в соответствии с договором с ВОИС осуществляют международный поиск и международную экспертизу проектов. Организация и координация информационной деятельности Европейского патентного ведомства осуществляется посредством единой Европейской системы патентной информации и документации. В странах ЕС размещено 136 патентных региональных центров, объединенных в единую сеть, обеспечивающую их взаимодействие. Деятельность службы ставит своей целью обеспечение информации на региональном и государственном уровне и ориентирована в первую очередь на малый и средний бизнес.
В Германии Министерством образования, науки, исследований и технологии оказывается поддержка малым и средним предприятиям, впервые приступающим к защите прав промышленной собственности на результаты своих исследований и разработок путем предоставления безвозвратной ссуды в порядке оплаты 50% расходов, связанных с патентованием. Комплекс мероприятий данного министерства, направленных на поддержку инновационных процессов в экономике Германии преимущественно через научно-техническую информацию реализуется в основном частными фирмами в области изобретений и патентования, региональными центрами патентной информации, региональными центрами поддержки изобретательства, агентствами трансфера технологий. В результате в Германии сформировалась распространенная по всей стране сеть региональных организаций, связанных с вопросам создания и коммерциализации изобретений.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Анализ систем взаимодействия Патентных ведомств и субъектов патентования в развитых странах мира [2] показал, что в большинстве из них существуют так называемые базовые региональные площадки, которые при определенном взаимодействии с Патентными ведомствами, государством реализуют услуги по обслуживанию населения в сфере интеллектуальной собственности. Эти примеры отображают значимость, которая сегодня отводится интеллектуальной собственности, как одному из важнейших факторов национального богатства, и необходимости его эффективной защиты всеми доступными средствами на государственном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале»
истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб:
ПАНИ, 2009. - 827 с.
2. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.
3. Шанцев В.П. Россия и ВТО: риски и перспективы развития промышленности и сельского хозяйства в нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 7 (26). С. 130-144.
4. Мещерякова Е.В. Стратегия экономического развития России в соответствии с принципами ВТО // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 18-23.
5. Ахмадеев М.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 103-108.
6. Вождаева Н.Г. Планирование сельскохозяйственной деятельности как фактор менеджмента в условиях ВТО // Вестник НГИЭИ. 2013. № 7 (26). С. 31-39.
7. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост - 9 Д, Форум, 2010. - 411 с.
8. Иксанова Л.Р. Стратегия развития интеллектуального капитала холдинга // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 110-115.
9. Никишина А.Л. Влияние основных элементов интеллектуального капитала на конкурентные преимущества организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 40-43.
10. Слободчикова И.В., Боджаева В.В., Джимбеев Н.Ш. Особенности формирования и реализации интеллектуального капитала университета в условиях инновационной экономики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 5 (37). С. 86-89.
11. Шестакова И.Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 37-42.
12. Ершова И.Г., Андросова И.В. Исследование зарубежного опыта измерения интеллектуального капитала в условиях экономики знаний // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 108-112.
13. Иксанова Л.Р. Развитие системы управления интеллектуальным капиталом холдинга // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 5-11.
INTERNATIONAL ASPECTS OF REGULATION OF OWNERSHIP AND DISTRIBUTION IN THE
ECONOMY BUSINESS DEVELOPMENT
© 2015
M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Absract: Obviously, being on many indicators in the list of leading countries, Russia during the transition to market relations, acknowledges the global trends of integration and harmonization of legislation and business rules, takes into account the experience of other countries in the development of innovative economy and regulatory issues in the field of intellectual property. Today, intellectual property issues in international legal aspect mainly engaged in two international intergovernmental organizations: the world intellectual property organization (WIPO) and world trade organization (WTO) under the Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights (trips). International organization, whose efforts are aimed at guaranteeing the rights of all the creators of the OlC, to recognition and reward ingenuity and skill that stimulates human ingenuity and broadens the horizons of science and technology, creates sustainable conditions for the marketing of IP products and facilitates the development of international trade is of WIPO, which since 1974, became a specialized Agency of the United Nations [1]. Her task is to assist in the protection of IP throughout the world through cooperation of the state, development of the process of IP development, harmonization and modernization of the patent laws of different countries, and help developing countries strengthen their patent laws, the exercise of administrative functions - control and coordination of activities, independently or jointly with other international structures, in regard to the work of more than 20 international unions, etc. One of the main objectives of WIPO in the coming years is to adapt the organization to the rapidly developing information technology. WIPO international unions:
- Paris - for the protection of industrial property (inventions, utility models, industrial designs, trademarks);
- Berne - for the protection of literary and artistic works;
- Madrid agreement for the repression of false or deceptive indications of source on goods;
- Rome Convention for the protection of performers, producers of phonograms and bodies of radio and television broadcasting, etc.
These treaties establish international protection. Parallel agreements that promote international protection:
The patent cooperation Treaty providing for the filing of applications for international patents;
- Madrid agreement concerning the international registration of trademarks, etc. Russia is a party to 14 international conventions and treaties WIPO.
Keywords: innovation economy, intellectual property, international unions, information technology, harmonization of legislation, market relations._