Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ НЕЗАВИСИМЫХ ЦЕНТРОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОПЫТ КИТАЯ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ НЕЗАВИСИМЫХ ЦЕНТРОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОПЫТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ПЛАТФОРМЫ / ТОРГОВАЯ ВОЙНА / США / КИТАЯ / ИНДИЯ / ЕС / DIGITALIZATION / ECONOMY / PLATFORMS / TRADE WAR / USA / CHINA / INDIA / EU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустин А.А.

Цифровизация большинства сфер экономической жизни, которая получила новый импульс в результате воздействия вызванных пандемией коронавируса ограничений, ведет к еще большему увеличению важности обеспечения цифровой самодостаточности государств. Новые технологии, особенно искусственный интеллект, неизбежно приведут к серьезным изменениям на рынке труда, включая массовое исчезновение рабочих мест в одних секторах и создание возможностей в других. Вполне вероятно, что разрыв между развивающимися и развитыми странами будет увеличиваться, а глобальные проблемы, включая вопросы экологии и обеспечения базовыми ресурсами, усугубятся. С другой стороны, те из развивающихся стран, которым удастся успешно конкурировать на мировых рынках, получат больше возможностей для роста. Оцифровка основных процессов откроет возможности для развития с национальными особенностями. Соответственно, глобальные цепочки поставок также изменятся, а именно станут более децентрализованными и дематериализованными. Тем более это становится значимым в плане обеспечения самостоятельности на фоне разрастания торгово-технологического противостояния США и Китая. В настоящей статье предпринимается анализ перспектив формирования основных центров цифровой экономики, отмечаются их ключевые особенности, а также делается попытка отследить отраслевую конкурентоспособность России на примере развития технологического сектора Поднебесной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIA AS ONE OF THE INDEPENDENT CENTERS OF THE GLOBAL DIGITAL ECONOMY AND CHINA’S EXPERIENCE

The digitalization of most spheres of economic life, which has received a new impetus with the impact of restrictions caused by the coronavirus pandemic, leads to an even greater increase in the importance of ensuring the digital self-sufficiency of states. New technologies, especially artificial intelligence, will inevitably lead to major changes in the labor market, including the massive disappearance of jobs in some sectors and the creation of opportunities in others. It is likely that the gap between developing and developed countries will widen, and global challenges, including environmental and basic resource issues, will deepen. On the other hand, those from developing countries that manage to compete successfully in world markets will have more opportunities for growth. Digitization of the main processes will open up opportunities for development with national characteristics. Accordingly, global supply chains will also change, becoming more decentralized and dematerialized. This is even more important in terms of ensuring independence in the context of the growing trade and technological confrontation between the United States and China. This article analyzes the prospects for the formation of the main centers of the digital economy, highlights their key features, and also tries to track the sectoral competitiveness of Russia using the example of the development of the Chinese technological sector.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ НЕЗАВИСИМЫХ ЦЕНТРОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОПЫТ КИТАЯ»

Международные аспекты развития России в качестве одного из независимых центров цифровой экономики и опыт Китая

Капустин Андрей Андреевич,

магистр, МГИМО МИД РФ, andrey.a.kapustin@gmail.com

Цифровизация большинства сфер экономической жизни, которая получила новый импульс в результате воздействия вызванных пандемией коронавируса ограничений, ведет к еще большему увеличению важности обеспечения цифровой самодостаточности государств. Новые технологии, особенно искусственный интеллект, неизбежно приведут к серьезным изменениям на рынке труда, включая массовое исчезновение рабочих мест в одних секторах и создание возможностей в других. Вполне вероятно, что разрыв между развивающимися и развитыми странами будет увеличиваться, а глобальные проблемы, включая вопросы экологии и обеспечения базовыми ресурсами, усугубятся. С другой стороны, те из развивающихся стран, которым удастся успешно конкурировать на мировых рынках, получат больше возможностей для роста. Оцифровка основных процессов откроет возможности для развития с национальными особенностями. Соответственно, глобальные цепочки поставок также изменятся, а именно станут более децентрализованными и дематериализованными. Тем более это становится значимым в плане обеспечения самостоятельности на фоне разрастания торгово-технологического противостояния США и Китая. В настоящей статье предпринимается анализ перспектив формирования основных центров цифровой экономики, отмечаются их ключевые особенности, а также делается попытка отследить отраслевую конкурентоспособность России на примере развития технологического сектора Поднебесной. Ключевые слова: цифровизация, экономика, платформы, торговая война, США, Китая, Индия, ЕС.

Глобальная экономика переживает потенциально одну из самых значительных трансформаций в истории за счет таких факторов как инновационные технологии и новые вызовы. В последние десятилетия цифровая повестка оказывает все большее влияние как на перспективы успешного развития государства, так и на жизнь людей. Еще большую динамику указанному процессу придала пандемия коронавируса. Человечество стоит на пороге очередного витка индустриализации, который, как предполагается, приведет к поступательному увеличению значения «цифры» [1]. С масштабными изменениями столкнутся целые сферы экономической и социальной жизни общества. Создаются возможности для значительного накопления капитала [2]. Безусловно, внедрение подобных инициатив, особенно искусственного интеллекта, тесно переплетаются с изменениями на рынках труда и капитала.

Цифровизация все больше проникает в повседневную жизнь, особенно в сфере услуг, включая следующие тенденции:

- Дезинтермедиация (отказ от лишних посредников);

- Дезагрегация (развитие шеринговой экономики);

- Дематериализация ^D-печать, VR).

Согласно профильному докладу ЮНКТАД «Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран» [3], ключевыми драйверами развития отрасли являются:

1. Цифровые данные (экстенсивный фактор);

2. Цифровые платформы (интенсивный фактор).

Вместе с тем ввиду разрывов технологического развития различных стран существует реальная опасность концентрации плодов прорывного роста в рамках небольшой группы наиболее развитых держав. Еще одним риском является чрезмерная политизация инновационной повестки. Санкции США в отношении китайских компаний ZTE, Huawei и TikTok вкупе с существованием в Поднебесной «Великого китайского файервола» ставят вопрос об увеличивающейся балканизации цифровой экономики.

По мнению аналитика «Стратечери» Бена Томпсона, в настоящее время происходит усиление цифрового разделения и с другими регионами мира помимо Китая: модель Соединенных Штатов Америки по-прежнему работает для большей части мира, но Европейский Союз и Индия все больше идут своим путем [4].

Американская формула технологического развития подразумевает опору на негосударственные исследования и инвестиции. Она доказывает собственную эффективность в условиях сформированного финансового рынка и предпринимательской культуры: технологический сектор является крупнейшим драйвером экономического роста США на протяжении многих лет [5]. Американские компании в настоящее время являются наиболее крупными и известными поставщиками цифровых услуг и товаров, в том числе Apple, Amazon,

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS an

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

Microsoft и Google. Заслуживает внимания тот факт, что в контексте неразвитости национального законодательства, регулирующего цифровую экономику в большинстве развивающихся стран, доминирующие позиции там занимают именно платформы США, что негативно сказывается на конкуренции.

Европейский союз в последние годы делает все больший упор на повышение приватности данных своих пользователей в рамках Генерального регламента о защите персональных данных [6], вступившего в силу 25 мая 2018 г. Увеличение защиты информации пользователей от иностранных правительств и компаний ведет в то же время к удорожанию данных для собственно европейских компаний на внутреннем рынке, предполагая меньшую открытость к запуску раскованных проектов. В результате, вероятно, что компании из ЕС будут вынуждены выбирать менее зарегулированные юрисдикции, на которых им не будут доступны присущие внутренним рынкам преимущества, такие как доступ к капиталу, поддержка госогранов и дружелюбная языковая среда. Вероятно, что цифровая экономика Европы будет рассматриваться в качестве вторичного рынка для уже состоявшихся крупнейших компаний, однако самостоятельным актором Старого Света не станет.

Масштабный индийский цифровой рынок, уступающий по размеру потенциально лишь китайскому, является уникальным. С одной стороны, до недавнего времени иностранные компании-агрегаторы данных, такие как американские Google и Facebook и китайский TikTok, имели возможность быстро масштабироваться с достаточным доступом к данным пользователей. С другой -Нью-Дели стремилась сохранить контроль над цифровой инфраструктурой, в том числе это касается ограничений на иностранные инвестиции в электронную коммерцию [7]. Более того, Индия оставалась одним из самых сложных рынков с точки зрения доступа в Интернет.

Сложившаяся ситуация приводит к спорам столкновений между иностранными технологическими компаниями и регулирующими органами, будь то попытки Facebook внедрить платежи WhatsApp, столкнувшиеся с противодействием индийским госогранов и конкуренцией местных игроков [8] или даже полный запрет TikTok в связи с угрозой национальной безопасности [9]. Вместе с тем нарастание торговой войны между Китаем и США, а также пограничный конфликт с Поднебесной толкает Нью-Дели на более проактивную позицию в области развития цифровых сервисов. В частности, речь идет о создании собственных технологических гигантов - ставка сделана в том числе на платформу Jio, которая в 2019-2020 гг. привлекла более 20 млрд долл. США инвестиций [10].

Наибольшим своеобразием и успешностью на данный момент отличается модель развития цифровой экономики КНР. Экономический потенциал китайской модели развития цифровых сервисов строится на чрезвычайно емком внутреннем рынке и обеспечении низкой конкуренции там для внутренних производителей. Например, еще в 1998 г. местным телекоммуникационным интеграторам было поручено использовать преимущественно китайское оборудование [11]. Различная отраслевая продукция включена правительством в специальной Каталог высокотехнологичных товаров китайского производства 2006 года [12]. В 2008 и 2009 годах, чтобы преодолеть последствия мирового кризиса, Правительство включило телекоммуникационную инфраструктуру в список отраслей для получения поддержки в

размере 27 млрд юаней, а также предоставило ей дополнительные льготные кредиты. Так, в 2011 году глобальная выручка Huawei увеличилась на 11,75% (за рубежом на 14,75%), а долгосрочное кредитование (которое предоставлялось госбанками) - выросло на 56,9% [13].

В связи с растущим значением технологий в современных экономических отношениях, геополитический проект Поднебесной «Один пояс, один путь» также дополняется стратегией промышленного и технологического роста в глобальном масштабе «Сделано в Китае -2025» [14], которая была впервые упомянута премьер-министром КНР Ли Кэцяном в отчете правительства о работе во время «Двух сессий» Китая в марте 2015 г. Государственный совет КНР опубликовал план действий в мае 2015 г. Стратегия устанавливает руководящие принципы и цели развития технологической части промышленности Китая на ближайшее десятилетие. Ключевые цели включают не только расширение отрасли, но и продвижение страны в рамках существующих и новых глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦДС).

Более того, в начале июня с.г. в ходе сессии ВСНП премьер-министром Ли Кэцяном были упомянуты планируемые вложения в так называемую новую инфраструктуру (базовые станции 5G; сеть крупных дата-центров; промышленный Интернет; искусственный интеллект; станции зарядки электромобилей; линии электропередач сверхвысокого напряжения; междугородние высокоскоростные железные дороги) [15]. Отмечается, что за пять лет на реализацию программы планируется потратить от 1,4 до 2 трлн долл. США, причем в 2020 г. уже будет потрачено порядка 300 млрд долл. США. К программе присоединятся и частные китайские компании -так, один из гигантов местной цифровой экономики ТепсеП уже объявил об инвестициях в «новую инфраструктуру» за пять лет 70 млрд долл. США [16].

В данном контексте следует отметить, что российская цифровая экономика, как и китайская и в отличие от многих других стран, обладает достаточной самостоятельностью как в плане развития национальных технологических платформ, так и в плане использования получаемых данных для внедрения разнообразных сервисов, образующих экосистемы. Вместе с тем размер инновационной экономики еще очень мал - порядка 3,8% ВВП, что значительно уступает 11% в США, 9,8% в Китае и 8,1% в ЕС [17]. Доля государственных расходов и частных инвестиций в «цифру» в ВВП также ниже, чем в рассматриваемых странах (0,4 и 2,1% ВВП соответственно). Критически низкой остается доля экспорта цифровых товаров услуг к ВВП - всего около 0,5% ВВП. Для сравнения, для Индии этот показатель составляет примерно 2,9%, для ЕС - около 2,5%, для Китая - порядка 5,8%, для США - до 1,5%. Ситуация усугубляется высокой зависимостью Москвы от импортного программного обеспечения (до 75%) и оборудования (от 80 до 100% в зависимости от категории).

Правительство стремится к исправлению ситуации. Так, в июле 2017 г. Россия приняла программу цифровой экономики с годовым бюджетом в 1,8 млрд долларов США до 2025 года для устранения текущих недостатков, не позволяющих стране присоединиться к лидерам глобальной цифровой экономики [18]. Успешно развивается экспорт услуг «удаленной» работы. В настоящее время российские команды часто специализируются на аутсорсинге в рамках глобальных цепочек

добавленной стоимости с точки зрения возможности сохранения более низкой стоимости. Если рассматривать российский рынок, то по итогам 2018 г. экспорт ПО достигла рекордных 10,5 млрд долл. США, что на 19% больше, чем в 2017 г. [19]. В 2019 г. общий объем продаж ПО российских компаний составил около 11 млрд долл. США. Однако аутсорсинговая разработка вряд ли может стать новым драйвером экономического роста, поскольку наибольшая ценность будет по-прежнему принадлежать иностранным компаниям, таким как SAP (ЕС), Huawei (КНР) или Facebook (Индия), которые предоставляют услуги людям по всему миру, включая саму Россию.

Важно понимать, что традиционные меры господдержки не могут быть направлены на удержание пользователей, а потому недостаточно эффективны в наращивании потенциала национальной платформенной экономики на зарубежных рынках. В отличие от многих регионов мира, Россия имеет собственные цифровые экосистемы, которые, впрочем, развиваются в основном внутри границ страны и сталкиваются со значительными трудностями при масштабировании за рубежом (наиболее известными из них являются Яндекс, Mail.ru и Сбер).

Важно понимать, что нет острого недостатка в государственной поддержке развития российской цифровой экономики и инновационного предпринимательства, но присутствует необходимость оптимизации имеющихся инструментов. Другими вызовами является сравнительно более высокие политические риски. «Токсичность» части инвесторов на рынке сужают и без того ограниченные стагнацией экономики возможности. Так, на фоне пандемии коронавируса в первой половине 2020 г. объем венчурных сделок в России снизился до лишь 184 млн долл. США [20].

Ясно, что российская цифровая экономики продолжит свое развитие в условиях растущей конкуренции на глобальной арене. Вместе с тем, в отличие от технологического сектора Поднебесной, отечественные компании не имеют возможности опереться на жестко регулируемый огромный внутренний рынок, а сторонние проблемы, в том числе политического плана, сковывают возможности по сбалансированному росту за рубежом. Наконец, Россия достаточно ограничено представлена в целом ряде сфер цифровой экономики, будучи вынужденной импортировать необходимые товары и программы. Становится ясно, что российская «цифра» находится на более раннем этапе развития, чем в США или Китае, опережая в то же время за счет лидерства в отдельных отраслях ЕС и Индию в качестве вероятного альтернативного технологического центра.

Литература

1. COVID-19 Action Agenda Leaders on the Front Line, 2020 - Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/COVID19_SocEnt_Alliance _Report_2020.pdf;

2. Global growth, local roots: The shift toward emerging markets // McKinsey Global Institute, 2019 - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/global-growth-local-roots-the-shift-toward-emerging-markets;

3. Доклад ЮНКТАД «Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран», 2019 - Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview _ru.pdf;

4. India, Jio, and the Four Internets, Stratechery, 21/07/2020 - Режим доступа: https://stratechery.com/2020/india-jio-and-the-four-internets/;

5. Tech Sector Supports 18 Million U.S. Jobs, Represents 12% of GDP, CTA, 29/04/2019 - Режим доступа: https://www.cta.tech/Resources/Newsroom/Media-Releases/2019/April/Tech-Sector-Supports-18-Million-U-S-Jobs,-Represe;

6. European Union External Action, Генеральный регламент о защите персональных данных, 23/05/2019 -Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/45073/node/45073_ko;

7. India's Foreign Investment Policy on E-commerce Retail: Is the time ripe for a reworking, 13/02/2020 - Режим доступа:

https://corporate.cyrilamarchandblogs.com/2020/02/indias-foreign-investment-policy-on-e-commerce-retail/;

8. Is WhatsApp Pay out of its depth in India's e-payment space, 12/06/2020 - Режим доступа: https://techwireasia.com/2020/06/is-whatsapp-pay-out-of-its-depth-in-indias-e-payment-space/;

9. India's TikTok Ban Tightens the Government's Grasp on the Internet, 30/07/2020 - Режим доступа: https://thediplomat.com/2020/07/indias-tiktok-ban-tightens-the-governments-grasp-on-the-internet/;

10. Will India's Jio be the next tech giant, 10/08/2020 -Режим доступа: https://fortune.com/longform/jio-india-mukesh-ambani-tech-silicon-valley-facebook-alphabet-funding/;

11. 2012 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers (2012) China // U.S. Trade Representative, 2012 - Режим доступа: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/reports-and-publications/2012-1;

12. The National Security Implications of Investments and Products from the People's Republic of China in the Telecommunications Sector, U.S.-China Economic and Security Review Commission Staff Report, 01/11/2011 -Режим доступа: https://www.uscc.gov/research/national-security-implications-investments-and-products-peoples-republic-china;

13. Huawei 2011 Annual Report // Huawei, 11/21 - Режим доступа: https://www.huawei.com/ucmf/groups/public/documents/att achments/hw_126991.pdf;

14. Malkin A., Made in China 2025 as a Challenge in Global Trade Governance: Analysis and Recommendations // Centre for International Governance Innovation, 08/2018;

15. Seven 'new infrastructure' to lift economy, 10/03/2020 - Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/content/1182077.shtml;

16. Tencent to Invest $70 Billion in 'New Infrastructure' Supporting AI and Cloud Computing, 28/05/2020 - Режим доступа: https://www.caixinglobal.com/2020-05-28/tencent-to-invest-70-billion-in-new-infrastructure-supporting-ai-and-cloud-computing-101559908.html;

17. Digital economy development in Russia: main trends' analysis and assessment, Espacios, Vol. 41 (Issue 05) Year 2020, p. 26 - Режим доступа: http://www. revistaespacios.com/a20v41 n05/a20v41 n05p26 .pdf;

18. World Bank. 2018. Russia Digital Economy Report, September 2018, Competing in the Digital Age: Policy Implications for the Russian Federation. Washington, D.C.: World Bank, 09/2018 - Режим доступа:

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о сч о сч

СП

о ш m

X

3

<

m о х

X

http://documents1.worldbank.org/curated/en/86029153911 5402187/pdf/Competing-in-the-Digital-Age-Policy-Implications-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report.pdf;

19. Russoft, Russian Software Development industry Exports, 15th Annual Study, 2018 // Russoft, 11/2018 - Режим доступа: https://russoft.org/wp-content/uploads/2018/11/Issledovanie-itog-na-sajt.pdf;

20. Dsight, Венчурная Россия. Результаты 1 полугодия 2020 года - Режим доступа: https://dsight.ru/company/issledovaniya-i-pubNkatsii/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%87%D1%83 %D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%A0%D0 %BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%201%D0%9F %D0%932020. pdf.

International aspects of the development of Russia as one of the independent centers of the global digital economy and China's experience Kapustin Andrey Andreevich,

MGIMO University

The digitalization of most spheres of economic life, which has received a new impetus with the impact of restrictions caused by the coronavirus pandemic, leads to an even greater increase in the importance of ensuring the digital self-sufficiency of states. New technologies, especially artificial intelligence, will inevitably lead to major changes in the labor market, including the massive disappearance of jobs in some sectors and the creation of opportunities in others. It is likely that the gap between developing and developed countries will widen, and global challenges, including environmental and basic resource issues, will deepen. On the other hand, those from developing countries that manage to compete successfully in world markets will have more opportunities for growth. Digitization of the main processes will open up opportunities for development with national characteristics. Accordingly, global supply chains will also change, becoming more decentralized and dematerialized. This is even more important in terms of ensuring independence in the context of the growing trade and technological confrontation between the United States and China. This article analyzes the prospects for the formation of the main centers of the digital economy, highlights their key features, and also tries to track the sectoral competitiveness of Russia using the example of the development of the Chinese technological sector.

Key words: digitalization, economy, platforms, trade war, USA,

China, India, EU. References

1. COVID-19 Action Agenda Leaders on the Front Line, 2020 -Mode of access: http://www3.weforum.org/docs/COVID19_SocEnt_Alliance_Re port_2020.pdf;

2. Global growth, local roots: The shift towards emerging markets // McKinsey Global Institute, 2019 - Mode of access: https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/global-growth-local-roots-the-shift-toward-emerging-markets;

3. UNCTAD report "value creation and benefit generation: implications for developing countries", 2019 - Mode of access: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru .pdf;

4. India, Jio, and the Four Internets, Stratechery, 21/07/2020 -Mode of access: https://stratechery.com/2020/india-jio-and-the-four-internets/;

5. Tech Sector Supports 18 Million U.S. Jobs, Represents 12% of GDP, CTA, 29/04/2019 - access mode: https://www.cta.tech/Resources/Newsroom/Media-Releases/2019/April/Tech-Sector-Supports-18-Million-U-S-Jobs,-Represe;

6. European Union External Action, General regulation on personal data protection, 23/05/2019 - Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/45073/node/45073_ko;

7. India's Foreign Investment Policy on E-commerce Retail: Is the time ripe for a reworking, 13/02/2020 - Mode of access: https://corporate.cyrilamarchandblogs.com/2020/02/indias-foreign-investment-policy-on-e-commerce-retail/;

8. Is WhatsApp Pay out of its depth in India's e-payment space, 12/06/2020 - Mode of access: https://techwireasia.com/2020/06/is-whatsapp-pay-out-of-its-depth-in-indias-e-payment-space/;

9. India's TikTok Ban Tightens the Government's Grasp on the Internet, 30/07/2020 - Mode of access: https://thediplomat.com/2020/07/indias-tiktok-ban-tightens-the-governments-grasp-on-the-internet/;

10. Will India's Jio be the next tech giant, 10/08/2020 - Mode of access: https://fortune.com/longform/jio-india-mukesh-ambani-tech-silicon-valley-facebook-alphabet-funding/;

11. 2012 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers (2012) China // U.S. Trade Representative, 2012 - Mode of access: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/reports-and-publications/2012-1;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. The National Security Implications of Investments and Products from the People's Republic of China in the Telecommunications Sector, U.S.-China Economic and Security Review Commission Staff Report, 01/11/2011 - Mode of access: https://www.uscc.gov/research/national-security-implications-investments-and-products-peoples-republic-china;

13. Huawei 2011 Annual Report// Huawei, 11/21 - Mode of access: https://www.huawei.com/ucmf/groups/public/documents/attach ments/hw_126991.pdf;

14. Malkin A., Made in China 2025 as a Challenge in Global Trade Governance: Analysis and Recommendations // Centre for International Governance Innovation, 08/2018;

15. Seven 'new infrastructure' to lift economy, 10/03/2020 - Mode of access: https://www.globaltimes.cn/content/1182077.shtml;

16. Tencent to Invest $70 Billion in 'New Infrastructure' Supporting AI and Cloud Computing, 28/05/2020 - Mode of access: https://www.caixinglobal.com/2020-05-28/tencent-to-invest-70-billion-in-new-infrastructure-supporting-ai-and-cloud-computing-101559908.html;

17. Digital economy development in Russia: main trends' analysis and assessment, Espacios, Vol. 41 (Issue 05) Year 2020, p. 26

- Mode of access: http://www.revistaespacios.com/a20v41n05/a20v41n05p26.pdf

18. World Bank. 2018. Russia Digital Economy Report, September 2018, Competing in the Digital Age: Policy Implications for the Russian Federation. Washington, D.C.: World Bank, 09/2018 -Mode of access: http://documents1 .worldbank.org/curated/en/86029153911540 2187/pdf/Competing-in-the-Digital-Age-Policy-Implications-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report.pdf;

19. Russoft, Russian Software Development industry Exports, 15th Annual Study, 2018 // Russoft, 11/2018 - Mode of access: https://russoft.org/wp-content/uploads/2018/11/Issledovanie-itog-na-sajt.pdf;

20. Dsight, Venture Capital Russia. Results of the 1st half of 2020

- Mode of access: https://dsight.ru/company/issledovaniya-i-publikatsii/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1 %87%D1 %83%D 1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%A0%D0%BE%D 1%81 %D1 %81%D0%B8%D1 %8F%201 %D0%9F%D0%9320 20.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.