Научная статья на тему 'Экономический вектор в отношениях Дели и Вашингтона: победит ли «Химия» «Математику»?'

Экономический вектор в отношениях Дели и Вашингтона: победит ли «Химия» «Математику»? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / США / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЕОПОЛИТИКА / КИТАЙ / МОДИ / ТРАМП / INDIA / UNITED STATES / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION / GEOPOLITICS / CHINA / MODI / TRUMP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шавлай Эллина Петровна

В статье рассматривается эволюция торгово-экономического сотрудничества между Индией и США и его нынешнее состояние на фоне новых геополитических событий в Азии. В период холодной войны индийско-американские отношения, как правило, ограничивались именно торговлей. Курс Дели на неприсоединение не находил должной поддержки с американской стороны, а экономическое сотрудничество с Индией рассматривалось как демонстрация возможности продвижения капиталистической модели развития и в остальных государствах Третьего мира. Однако распад биполярной системы внес изменения в политические курсы обоих государств, и именно экономическая сфера способствовала налаживанию взаимодействия между двумя странами. Вплоть до недавнего времени торговля развивалась достаточно быстрыми темпами, что было связано как с изменением миропорядка, так и с курсом Индии на либерализацию и активное участие в международной торговле. Современные индийско-американские отношения во многом стали улучшаться и благодаря пересмотру Вашингтоном своих внешнеполитических концепций. Автор приводит статистические данные по основным макроэкономическим показателям Индии и США, динамике взаимодействия двух стран, ключевым статьям экспорта и импорта, притокам инвестиций, а также форматам двустороннего диалога. Кроме того, анализируются основные препятствия, оказывающие негативное влияние на индийско-американское экономическое взаимодействие при администрациях Н. Моди и Д. Трампа. При этом выделяются позиции каждой стороны относительно имеющихся проблемных аспектов торгово-экономических связей двух государств и предлагаются объяснения их аргументов. Отдельное внимание уделено роли личностного фактора. Важной частью проведенного анализа является выявление ключевых причин возникновения противоречий между Индией и США, которые определяют как текущее развитие их торгово-экономического партнерства, так и перспективы их отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India-US relations from the economic perspective: «Chemistry» vs. «math»

The article examines the evolution of trade and economic cooperation between India and the United States and its current state against the backdrop of new geopolitical developments in Asia. During the Cold War, Indian-American relations were usually limited to trade. Delhi’s non-alignment strategy did not find adequate support from the American side. By that time, economic cooperation with India was viewed as an opportunity to promote the capitalist development model in the Third World. However, the bipolar system collapsed, which led to changes in the policies of both countries. It was the economic sphere that facilitated the interaction between the two countries. Until recently, trade between them developed at a fairly rapid pace owing to both the changing world order and the Indian course towards liberalization and active participation in international trade. Also, Indian-American relations have begun to improve in many respects thanks to Washington’s revision of its foreign policy concepts.The author shows statistics on the main macroeconomic indicators of India and the United States, the dynamics of interaction between the two countries, and investment flows. Besides, the author analyzes the main obstacles to India-US economic interaction under the administrations of N. Modi and D. Trump. At the same time, the article emphasizes the positions each side takes regarding the existing trade hurdles between the two states and provides explanations of their arguments. The role of personality as a factor is also considered. Most importantly, the author examines the underlying reasons for the major fallouts in the India-US trade and economic partnership.

Текст научной работы на тему «Экономический вектор в отношениях Дели и Вашингтона: победит ли «Химия» «Математику»?»

Б01: 10.31249/аре/2020.01.08

Шавлай Э.П.1 ©, 2020

Экономический вектор в отношениях Дели и Вашингтона: Победит ли «химия» «математику»2 ?

Аннотация. В статье рассматривается эволюция торгово-экономического сотрудничества между Индией и США и его нынешнее состояние на фоне новых геополитических событий в Азии. В период холодной войны индийско-американские отношения, как правило, ограничивались именно торговлей. Курс Дели на неприсоединение не находил должной поддержки с американской стороны, а экономическое сотрудничество с Индией рассматривалось как демонстрация возможности продвижения капиталистической модели развития и в остальных государствах Третьего мира. Однако распад биполярной системы внес изменения в политические курсы обоих государств, и именно экономическая сфера способствовала налаживанию взаимодействия между двумя странами. Вплоть до недавнего времени торговля развивалась достаточно быстрыми темпами, что было связано как с изменением миропорядка, так и с курсом Индии на либерализацию и активное участие в международной торговле. Современные индийско-американские отношения во многом стали улучшаться и благодаря пересмотру Вашингтоном своих внешнеполитических концепций. Автор приводит статисти-

1 Шавлай Эллина Петровна - аспирант кафедры востоковедения, аналитик лаборатории анализа международных процессов МГИМО (У) МИД России (shavlaj.e.p@ my.mgimo.ru).

2 Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (номер договора о выделении гранта 14.461.31.0002).

ческие данные по основным макроэкономическим показателям Индии и США, динамике взаимодействия двух стран, ключевым статьям экспорта и импорта, притокам инвестиций, а также форматам двустороннего диалога. Кроме того, анализируются основные препятствия, оказывающие негативное влияние на индийско-американское экономическое взаимодействие при администрациях Н. Моди и Д. Трампа. При этом выделяются позиции каждой стороны относительно имеющихся проблемных аспектов торгово-экономических связей двух государств и предлагаются объяснения их аргументов. Отдельное внимание уделено роли личностного фактора. Важной частью проведенного анализа является выявление ключевых причин возникновения противоречий между Индией и США, которые определяют как текущее развитие их торгово-экономического партнерства, так и перспективы их отношений.

Ключевые слова: Индия, США, торгово-экономическое сотрудничество, геополитика, Китай, Моди, Трамп.

Эволюция американо-индийских отношений до 2010-х годов

Экономический вектор в индийско-американских отношениях был и остается основным полем взаимодействия Дели и Вашингтона со времени обретения Индией независимости. И хотя в новом веке при анализе взаимоотношений Индии и США исследователи стали чаще обращать внимание на их геополитический срез, торгово-экономическое сотрудничество двух государств по-прежнему крайне важно, особенно на фоне обострившегося противостояния США и Китая как в геополитическом, так и в торгово-экономическом пространстве.

Вплоть до недавнего времени считалось, что экономическое взаимодействие двух стран, хоть и происходило не без проблем, все же активно развивалось и способствовало улучшению взаимопонимания между Дели и Вашингтоном. Вторая по населению страна мира всегда привлекала американцев растущим потребительским рынком и возможностью получить прибыль. Однако в период холодной войны эти основания были не единственными - американцы были заинтересованы в том, чтобы оказывать влияние на экономическое развитие индийцев, так как в случае успешного развития по капиталистическому пути, чего предполагалось дос-

тичь посредством экономического инструментария, Индия стала бы образцом «успешности» западной системы для всех «неприсоединившихся» стран в противовес социалистическому примеру Китайской Народной Республики [Лунев, 1987, с. 30-33, 39-41, 94-95, 104-105, 150-151; Merill, 1990, p. 146]. Это оставалось главной задачей американского истеблишмента в период биполярного миропорядка, в условиях противостояния двух экономических систем -капитализма и социализма [Perkovich, 1999, p. 52]. При этом практически нет примеров геополитического сотрудничества Индии и США в биполярный период. Взгляды Дели и Вашингтона, как правило, радикально отличались: обсуждение многих существенных вопросов международной повестки дня (Сан-Францисский мирный договор [Sato, 2005, p. 1-2], Корейская война [Kux, 1993, p. 73], война во Вьетнаме [Hilger, 2009, p. 3], израильско-палестинский конфликт [Pinto, 2013], режим апартеида в ЮАР [Vahed, 2015, p. 54] и ряд других) неизменно вносило раздор в отношения между двумя странами. Однако самым главным «раздражителем» оставалась американская поддержка, оказываемая Пакистану, - с 1950-х годов и до конца 1980-х годов в Вашингтоне рассматривали Пакистан как значимый фактор в борьбе с влиянием Советского Союза: в 19501960-е годы США создали в Пакистане военные базы для осуществления разведывательной деятельности, в 1970-е годы - использовали его в качестве канала связи с Пекином, а в 1980-е годы - как средство воздействия на ситуацию в Афганистане [Hussein, 2016].

И Индия, и США понимали необходимость расширения торгово-экономического взаимодействия, но при этом развивали его преимущественно в трех сферах: экономическая помощь, торговля и создание инфраструктуры [Kux, 1993, p. 188]. Это взаимодействие осуществлялось не на паритетной основе: американцы преследовали свои интересы, порой ставя индийцев в унизительное положение (примером может служить ситуация с поставками продовольствия в 1960-е годы) [Panagariya, 2008, p. 49], и поддерживали развитие индийской экономики только в тех сферах, в которых считали нужным (долгое время США отказывались финансировать развитие тяжелой промышленности в Индии) [Bertsch, Gahlaut, Srivastava, 1999, p. 44]. Такая позиция официального Вашингтона

не только осложняла двусторонние индийско-американские взаимоотношения, но и подталкивала Дели к сотрудничеству с Москвой, а в рамках биполярной логики это означало, что Индия переходила на сторону «врага». Кроме того, ограничения, введенные индийским правительством на иностранные капиталовложения в определенные сектора экономики, также оказывали негативное влияние на двусторонние экономические отношения [Foreign direct.., 2004, p. 126].

В целом на протяжении 50 лет американцы воспринимали Индию как «важную, но несправедливо забытую» страну (как впоследствии говорил Дж.у. Буш): сотрудничество с ней, как правило, ограничивалось экономическим взаимодействием, к которому лишь ближе к 1990-м годам добавились технологические трансферы [Юрлов, Юрлова, 2010, с. 678]. События 1990-х годов внесли коррективы в торгово-экономический диалог двух стран: США стали единственной мировой сверхдержавой, крупнейшей экономикой мира, в то время как Индия «совершила рывок в своем экономическом развитии и сделала серьезную заявку на статус великой державы» [там же, с. 8]. Либерализация экономики Индии и ее быстрая адаптация к глобализации сделали нового экономического гиганта привлекательным партнером для других держав, в том числе и США. Необходимость перестройки существующих парт-нерств и налаживания новых привели американцев и индийцев к общему «знаменателю» - торгово-экономическое сотрудничество пошло в гору.

Тем не менее в первый президентский срок Билла Клинтона отношения Дели и Вашингтона также были омрачены взаимным непониманием: по вопросам прав человека, сикхского сепаратизма, кашмирской проблеме; кроме того, стороны расходились во взглядах на нераспространение ядерного оружия; эксперты называли сложившуюся ситуацию не иначе как «отчуждением» двух государств друг от друга [Talbott, 2004, p. 6]. Но визит Б. Клинтона в Дели в 2000 г. дал обеим сторонам основу для нового восприятия друг друга на мировой арене, а администрация Дж. Буша-мл., рассматривавшая Индию как важное звено в мировой экономической и политической системе и как силу, необходимую для обеспечения

стабильности и безопасности в Азии, не только сохранила успехи предыдущих лет, но и значительно их приумножила [Sidhu, Yuan, 2003, p. 96].

Итак, именно с 2000-х годов начинается настоящее «потепление» в отношениях Дели и Вашингтона, поскольку «блоковые» условности исчезли, а экономическая составляющая стала играть первостепенную роль не только в рамках двустороннего диалога, но и в глобальном масштабе. Можно сказать, что экономическое сотрудничество в некоторой степени послужило прологом к геополитическому партнерству, которое вскоре приобрело еще более важное значение ввиду изменившейся архитектуры международных отношений - главным образом из-за усиления КНР. Однако верно и обратное - геополитические соображения придали дополнительный импульс индийско-американскому торгово-экономическому взаимодействию.

В сближении Дели и Вашингтона важную роль сыграл личностный фактор. Правительство Манмохана Сингха (2004-2014), премьер-министра от партии Индийский национальный конгресс (ИНК), осуществило в некотором роде «проамериканский» поворот в индийской внешней политике - активное развитие получили и экономические связи, и геополитические формы сотрудничества. Джордж Буш-мл. (2001-2009) был первым американским президентом, охарактеризовавшим индийско-американское партнерство как стратегическое [Fact sheet.., 2006]. Его визит в Дели в 2006 г. был по-настоящему успешным: помимо традиционных тем - экономики, торговли, научно-технического сотрудничества - на повестке дня было подписание соглашения о взаимодействии в сфере ядерной энергетики, которое сам глава Белого дома назвал «историческим» [President, Prime Minister.., 2006]. При Бараке Обаме (2009-2017) индийско-американские отношения продолжили укрепляться. С самого начала Б. Обама обозначил свое стремление углубить сотрудничество, отметив, что «для Азии и всего мира Индия не просто восходящая сила, но уже появившаяся», а сотрудничество с ней -«одно из определяющих» в XXI в., «один из приоритетов» его президентства [Remarks by the President.., 2010].

Со сменой руководящей партии в Индии, с победой в 2014 г. «Бхаратия джаната парти» (БДП) во главе с Нарендрой Моди, наметилось изменение индийского внешнеполитического курса в сторону большей сбалансированности.

Текущее состояние американо-индийских экономических отношений

В 2017 г. ВВП Индии по ППС составил 8,72 трлн долл. (в постоянных ценах 2011 г.); по этому показателю Индия является третьей экономикой мира после США и Китая. Устойчивый рост индийской экономики - в среднем на 7,5% в год - в течение последнего десятилетия сделал Индию самой быстрорастущей экономикой мира среди крупных держав и важным игроком в мировой экономике. Конечно, с учетом демографических показателей ситуация выглядит несколько иначе: по ВВП на душу населения (6,5 тыс. долл.) Индия находится на четвертом месте среди пяти крупнейших по численности населения государств, почти в три раза уступая КНР (15,3 тыс. долл. на душу населения) и почти в два раза - Индонезии (11,2 тыс. долл.) [World Bank.., 2019].

США более чем в два раза опережают Индию по такому показателю, как ВВП по ППС (на 2017 г. - 17,7 трлн долл. в постоянных ценах 2011 г.); с 2013 г. лидирующую позицию в мире по этому показателю занимает КНР (21,2 трлн долл.), американцы же находятся на втором месте. При этом американская экономика, в отличие от индийской и китайской, гораздо сильнее подвержена экономическим кризисам и значительно уступает экономикам Индии и Китая по темпам роста (с 2010 г. рост экономики США составляет 2-3% в год). Но по ВВП на душу населения США - развитая страна с высоким уровнем жизни, крупнейшая экономика мира в номинальном выражении - опережает и Индию, и Китай: с показателем в 54,5 тыс. долл. на душу населения Соединенные Штаты находятся на десятое месте в мире [Ibid.].

Индийско-американские экономические отношения активно развиваются. Торговый оборот вырос с 20 млрд долл. в 2000 г. до 142 млрд долл. в 2018 г. [India - US trade.., 2019]. При этом 61,6% приходится на товары, а 38,4% - на услуги [Ibid.]. В списке амери-

канских торговых партнеров на 2018 г. Индия занимает девятое место, в то время как США по этому показателю в индийской торговле - вторые после Китая [Total trade.., 2019].

В 2018 г. основными статьями американского экспорта в Индию были: драгоценные металлы и камни (алмазы) (7,9 млрд долл.), ископаемое топливо (6,2 млрд долл.), летательные аппараты (3,0 млрд долл.), оборудование (2,2 млрд долл.), оптические и медицинские инструменты (1,6 млрд долл.) [US - India bilateral trade.., 2019]. Ключевыми категориями американского импорта были: драгоценные металлы и камни (алмазы) (11 млрд долл.), фармацевтические препараты (6,3 млрд долл.), оборудование (3,3 млрд долл.), минеральное топливо (3,2 млрд долл.), транспортные средства (2,8 млрд. долл.) [Ibid.].

Основные услуги, которые предоставляли США Индии в 2018 г., относились к секторам туризма, транспорта и интеллектуальной собственности (компьютерное программное обеспечение, аудио- и видеопроизводство), а индийцы, в свою очередь, предоставляли американцам телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, услуги в сфере научных исследований и разработок, а также в туристическом секторе [Ibid.].

Прямые иностранные инвестиции Индии в экономику США в 2018 г. составили 9,8 млрд долл., что на 11,5% больше, чем в 2016 г. При этом совокупный приток ПИИ из США в Индию за период с апреля 2000 г. по декабрь 2018 г. составил 24,76 млрд долл., что составляет 6% от общего притока ПИИ в Индию [India - US trade..., 2019].

У США и Индии существует несколько механизмов диалога для укрепления двустороннего взаимодействия по экономическим и торговым вопросам, в том числе Экономическое и финансовое партнерство и Форум по торговой политике министерского уровня, а для более широкого участия частного сектора в обсуждении вопросов, связанных с торговлей и инвестициями, существует двусторонний Форум генеральных директоров Индии и США. В рамках развития и укрепления сотрудничества были учреждены Индийско-американская инвестиционная инициатива, целью которой является облегчение доступа прямых иностранных и портфельных

инвестиций на рынки обоих государств, развитие рынка капитала и финансирование инфраструктуры, а также Американо-индийская платформа сотрудничества в области инфраструктуры для внедрения передовых американских технологий в индийскую экономику. Кроме того, в Индии работают Агентство США по международному развитию (АМР США), которое предоставляет необходимое содействие индийским организациям, созданным для распространения знаний в области WASH (англ. акроним «water, sanitation and hygiene» - «вода, санитария и гигиена»), Фонд Гейтса, оказывающий помощь индийскому бизнесу и гражданскому обществу, и множество других структур гуманитарной направленности [India - United States.., 2016, p. 4-5].

Кроме того, новые проекты индийского руководства типа «Делай в Индии», «Цифровая Индия» и ряд других способствуют привлечению партнеров по всему миру и США - не исключение.

Дели и Вашингтон провозгласили основной целью индийско-американского диалога достижение уровня товарооборота в 500 млрд долл. По мнению экспертов, это вполне возможно, если стороны будут уделять внимание развитию пяти секторов экономики: аэрокосмической и оборонной промышленности, инфраструктуры и логистики, энергетики, производства, предоставления услуг [Ibid., p. 3].

Проблемы в экономических взаимоотношениях Индии и США

Стоит отметить, что с 1980-х годов в торговле с Индией США испытывают дефицит торгового баланса. В 2018 г. дефицит торгового баланса по товарам составил 21,3 млрд долл., а по услугам - 3 млрд долл., что привело к включению Индии в вашингтонский список «торговых нарушителей»; это, в свою очередь, вызвало критику индийской стороны и привело к ухудшению двусторонних отношений [US - India bilateral trade.., 2019]. Дефицит в сфере услуг в значительной степени отражает стремление американских компаний выбирать индийские предприятия для аутсорсинга, что способствует сокращению расходов и позволяет быть более конкурентоспособными как на родине, так и за рубежом [Meitzer, 2014]. С другой стороны, это негативно сказывается на американской эко-

номике - многие компании передислоцируются, рабочие места сокращаются, заработная плата урезается. Администрация Д. Трампа взяла жесткий курс на «выравнивание» американских торговых партнерств, что уже привело к торговой войне с КНР и в настоящее время грозит охлаждением в отношениях с Индией. Однако цифры несопоставимы: если дефицит торгового баланса с Китаем составляет около 379 млрд долл., то с Индией этот показатель почти в 15 раз ниже [US - China trade.., 2019] и, кроме того, даже имеющийся дефицит снижается: с 29,6 млрд долл. в 2016 г. до 24,2 млрд долл. в 2018 г., т.е. на 18,2%, и вполне вероятно, что снижение будет продолжаться [US - India bilateral trade.., 2019].

Проблема торгового баланса увязывается с тарифной политикой: президент Д. Трамп неоднократно называл Индию «страной с очень высокими тарифами» и даже «тарифным королем» [Mitra, 2019]. Существенной проблемой остается несоразмерность индийских и американских тарифов - в первую очередь, на сельскохозяйственную продукцию [US commerce secretary.., 2019]. В марте 2018 г. американское руководство повысило пошлины на ввоз в страну стали (на 25%) и алюминия (на 10%) [Akhtar, Kronstadt, 2019, p. 1]. В июне 2019 г. индийская сторона наконец ввела ответные меры, принятие которых откладывалось с июня 2018 г. [India postpones.., 2019; After multiple pauses.., 2019]. Как и предполагалось, тарифы затронули целый список импортных товаров из США (29 наименований), среди которых яблоки, миндаль, чечевица и ряд других [Panagariya, 2019]. При этом эксперты отмечают, что другие американские партнеры (Япония, Республика Корея, Австралия) устанавливают и более высокие тарифы, однако оказываются вне «санкций» с американской стороны [Suneja, 2019].

Особого внимания заслуживают отдельные области экономики, в которых конфликт торгово-экономических интересов двух государств проявляется наиболее явным образом, - речь идет о сельском хозяйстве и фармацевтике. Санитарные и фитосанитарные меры, а также программы государственной поддержки фермерских хозяйств в обеих странах вызывают постоянные споры относительно научной и рыночной оправданности их применения [Akhtar, Kronstadt, 2019, p. 1]. В Индии этот сектор экономики дает около

17-18% ВВП страны [Sunder, 2018], в то время как в США доля сельского хозяйства вкупе с пищевой промышленностью и смежными отраслями составляет всего 5,4% ВВП [What is agriculture's share.., 2019]. Сельское хозяйство является основным средством заработка для 58% индийцев [Agriculture in India.., 2019]. Значимость этого сектора экономики для Индии очевидна, однако его конкурентоспособность по сравнению с возможностями сельского хозяйства других государств оставляет желать лучшего. В случае снижения тарифных и нетарифных ограничений на импорт наиболее уязвимые отрасли индийского сельскохозяйственного сектора - растениеводство, производство молочной продукции и зерноводство -окажутся в тяжелом положении [Das, 2019]. Подобная ситуация характерна и для фармацевтики, где ввоз американских товаров будет способствовать значительному повышению цен, что неприемлемо для беднейших слоев индийского населения [Ibid.]. В ближайшем будущем решение именно этого вопроса в пользу американской стороны представляется крайне маловероятным, так как усилия индийского правительства сейчас направлены в первую очередь на борьбу с бедностью и на улучшение санитарно-эпидемиологических условий.

Торговый дефицит и конфликты по поводу тарифов стали причинами того, что Соединенные Штаты отменили налоговые льготы для Индии по Всеобщей системе преференций (ВСП), в которой Индия была основным бенефициаром. В целом индийская экономика не особенно пострадала от подобного действия: в 2017 г. беспошлинный экспорт в США в рамках ВСП составлял около 5,6 млрд долл., или немногим более 11 % от всего товарного экспорта Индии в США [Politi, Kazmin, Pitel, 2019]. Однако подобные «сигналы» оказывают негативное воздействие на отношения двух стран. Профессор экономики, ведущий научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа в Нью-Дели С. Бару высказался по этому поводу следующим образом: «Если Трамп продолжит идти по этому пути, он вернет отношения на 15 лет назад. После длительного периода недоверия мы смогли установить доверительные отношения. Но эти отношения сейчас находятся под давлением» (цит. по: [Kazmin, Politi, 2019]). Некоторые источ-

ники предполагают, что Индия вскоре может стать следующей целью расследования, инициированного по разделу 301 американского закона «О торговле» от 1974 г., которое уже проводится по отношению к Китаю [US hopes.., 2019]. Такая мера предполагает полноценное расследование в отношении торговых практик государств, ограничивающих развитие американской экономической деятельности, и может еще сильнее усугубить и без того напряженные торгово-экономические отношения США и Индии [Ibid.].

Еще один проблемный сектор в торгово-экономическом взаимодействии Дели и Вашингтона - законодательство в сфере электронной торговли. США критикуют введение индийцами норм по локализации данных, а также законопроекты, касающиеся электронной торговли, которые, по их мнению, являются «дискриминационными» [Wilbur Ross to take.., 2019]. В 2017 г. индийский рынок электронной коммерции в рамках «бизнеса для потребителя» (business-to-consumer, B2 C) оценивался в 38,5 млрд долл., а в формате «бизнес для бизнеса» (business-to-business, B2 B) - примерно в 300 млрд долл. [Draft national.., 2019, p. 3]. В проекте закона об электронной коммерции ключевая мысль новой индийской политики в этой области выражена следующим образом: «Национальные данные в различных формах являются национальным ресурсом, к которому должны иметь равноправный доступ все индийцы. Равно как неиндийцы не имеют доступа к национальным ресурсам наравне с индийцами, так неиндийцы не имеют и равных прав на доступ к индийским данным. Тем не менее вопрос доступа к ним может стать предметом переговоров - в национальных интересах» [Ibid., p. 15]. Китайские компании, в отличие от американских, выразили уверенность в необходимости следовать тем нормам, которые установила Индия на своей территории [Sharma, 2019].

Основная проблема связана с растущей конкурентоспособностью индийского IT-сектора, развитие которого снижает привлекательность американских компаний как в Индии, так и в США. Стоит добавить, что в Индии проживает около 600 млн пользователей Интернета (больше - только в Китае). Эксперты полагают, что таким компаниям, как Amazon, Walmart и другим крупнейшим поставщикам электронных услуг, следует взвешенно подходить к

взаимодействию с индийцами и китайцами, поскольку обе страны активно защищают свой IT-сектор и разрабатывают собственные системы ПО [Iyengar, 2019]. В случае необходимости они имеют возможность обратиться к другим странам, обладающим развитыми технологиями, для замещения американских компаний [Kramer, 2019]. Важно подчеркнуть, что заявления в поддержку Индии, раздающиеся с китайской стороны, демонстрируют, что азиатские гиганты, несмотря на региональное соперничество, предпочитают объединять усилия перед лицом угрозы со стороны стран Запада.

Вопросы интеллектуальной собственности (ИС) также периодически становятся предметом бурного обсуждения в рамках индийско-американского диалога. Индию обвиняют в предоставлении отечественным компаниям больших возможностей для получения патентов, неэффективности системы контроля за незаконным использованием ИС в коммерческих целях, а также чрезмерной бюрократической волоките при оформлении патентов. Хотя Индия предпринимает определенные шаги для решения этих проблем, американцы полагают, что принятых мер недостаточно для эффективного проникновения иностранных высокотехнологичных продуктов на индийский рынок [US trade body.., 2019]. В связи с этим Индия была включена в «Список приоритетного наблюдения», согласно разделу 301 американского закона «О торговле» [Ibid.]. В указанных обвинениях, безусловно, есть рациональное зерно: поскольку индийцы стремятся развивать собственное технологическое производство, они действительно предоставляют больше возможностей собственным предприятиям; кроме того, проблемы трансферта технологий со стороны развитых стран тоже сказываются на практике ведения бизнеса в этой сфере.

Самыми существенными ограничениями, вызывающими особенно негативную критику со стороны официального Дели, являются выдача виз и передача технологий [Indo-US trade.., 2015, p. 14]. В Индии считают, что политика Вашингтона по этим вопросам должна быть более гибкой, особенно когда речь идет о развитии таких секторов, как оборонная и обрабатывающая промышленность, а также информационные технологии (ИТ). По мнению

Индии, отсутствие комплексного соглашения с США по визовому режиму отрицательно сказывается на развитии индийской индустрии программного обеспечения. Индийское правительство полагает, что визовая политика Вашингтона не только является дискриминационной, но создает неравные условия для индийских и американских ИТ-компаний [Indo-US trade.., 2015, p. 16]. Правительство Д. Трампа, напротив, стремится к еще большему ужесточению режима выдачи виз для высококвалифицированных работников (H-1 B), а поскольку считается, что индийцы являются одними из лучших профессионалов в сфере ИТ, составляющими конкуренцию местному населению [Bhattacharya, 2019], то визовые ограничения затрагивают их в большой степени.

•Jc -Jc -Jc

Между Дели и Вашингтоном существуют глубокие разногласия.

Во-первых, налицо конфликт развивающейся экономики с развитой. Основные вызовы в данной ситуации связаны с вопросами экспорториентированности (тарифная политика), перемещением производства в Индию, стремлением Индии к развитию технологий вместо покупки готовой продукции (технологические трансферты), а также с протекционизмом, проявляющимся как в отношении слабых и / или неконкурентоспособных сфер индийской экономики (сельское хозяйство, фармацевтика), так и в отношении зарождающихся, но активно развивающихся ее направлений (ИТ). Политика же США, как и всех развитых стран, служит интересам корпоративных структур, для которых принципиально важным является открытый доступ на рынок, максимальное снижение пошлин и «справедливые» условия ведения бизнеса.

В существующих разногласиях нетрудно усмотреть и черты противостояния в рамках концепции «центр-полупериферия». Важным игроком в данном случае является Китай: в геополитическом смысле его можно считать соперником как США, так и Индии, однако в вопросах, касающихся правил игры, навязанных странами Запада, Индия и Китай выступают единым фронтом. Можно даже сказать, что конкуренция Дели и Пекина за региональное влияние уравновешивается их экономическим сближением на фоне торго-

вых войн с Вашингтоном. Интересно, что подобный результат -прямое следствие политики американской стороны: вместо того чтобы сплачивать своих потенциальных союзников против КНР, США отталкивают всех от себя, что приводит другие страны к налаживанию диалога с китайцами.

Во-вторых, весьма значимым аспектом экономического взаимодействия двух государств является внутриполитическая обстановка - одна из основных причин современной актуализации торгово-экономических споров. Лидеры обеих стран - националисты и популисты, которые пообещали своему электорату бороться за его права, «выровнять» торговые сделки, вернуть рабочие места. Поэтому каждый из них делает очевидный выбор в пользу протекционизма: нельзя обманывать ожидания избирателей, иначе есть риск утратить доверие и не быть переизбранным на второй срок. Такой подход сейчас более характерен для американской стороны, поскольку индийцы уже давно проводят достаточно последовательную политику в отстаивании своих национальных интересов, напрямую связанную с внутренним развитием и улучшением условий жизни огромного населения - масштабные реформы правительства Н. Моди тому прямое подтверждение [Бгешшег, 2019]. Напротив, в политике Вашингтона в настоящий момент прослеживается некоторое упрощение: картина мира сводится к противопоставлению «свой-чужой», нивелируется разница подходов к взаимодействию с Индией и с КНР, что в отношении Индии приводит к выбору стратегической линии на «недопущение второго Китая».

По мнению известного исследователя Р. Чоудри, при администрации Д. Трампа сменился горизонт американской политики в отношении Индии - долгосрочная стратегия уступила место краткосрочной [СЬаи^ип, 2017]; характерный популизм главы Белого дома привел к изменению перспективы стратегического видения, что отразилось и на целях администрации, и на ожидаемых результатах. Если раньше инвестиции в индийскую экономику рассматривались как долгосрочный вклад, направленный на укрепление союзника, столь необходимого для поддержания безопасности в Азии, и для борьбы с КНР через 30-50 лет, то для нынешнего президента США имеет значение лишь состояние двусторонних от-

ношений в текущий момент времени, поскольку необходимо успеть показать результаты политической деятельности в рамках президентского срока.

При этом есть повод задуматься и о более фундаментальных причинах происходящих изменений, а именно - об определенных сдвигах в восприятии американцами своей роли в международной системе. Возможно, одной из причин для пересмотра горизонта развития стало растущее понимание того, что американское влияние в мире снижается, а ведущие позиции в мировой экономике Соединенные Штаты постепенно уступают поднимающимся азиатским гигантам. Изменение подхода к геополитическим вопросам (геге-монистские устремления сменились риторикой о глобальном лидерстве с опорой на поддержку дружественных государств) и стремление передать значительную часть материальной ответственности странам-партнерам также свидетельствуют о том, что постепенное изменение архитектуры современных международных отношений приводит к определенному сдвигу приоритетов во внешней политике США.

Личностный фактор мог бы помочь, во всяком случае временно, нивелировать эти процессы, как было при предыдущих администрациях начиная с 2000-х годов, когда наиболее сложные вопросы либо решались постепенно, либо выносились «за скобки». Особенно явно дружба индийского и американского лидеров способствовала оздоровлению двусторонних отношений при Б. Обаме -его «таццем» с Н. Моди даже обозначали термином «Мобама» [Kumar, 2015]. Однако при Д. Трампе личностный фактор отошел на второй план - девиз 45-го президента США условно выражается формулой «бизнес превыше всего», а потому, скорее всего, при нынешней администрации Белого дома не стоит ожидать всестороннего налаживания индийско-американских торгово-экономических отношений. Д. Трамп - прежде всего бизнесмен, для него главным основанием для принятия решений является трезвый расчет, прагматизм, т.е. «математика», которая побеждает «химию» личных отношений1.

1 В 2019 г. Нарендра Моди, празднуя победу на выборах, выступил с речью, которую начал словами о том, что «химия победила математику», имея в виду,

169

Наконец, еще один «камень преткновения» в индийско-американских отношениях - преемственность индийского курса на неприсоединение, что в практическом смысле приводит тому, что Индия, памятуя исторический опыт, стремится быть стратегически автономной во всех сферах, не ставя себя в зависимость от какого-либо одного государства, особенно от США [Лунев, 2019, с. 17-18, 300]. Это вызывает критику Белого дома, интерпретирующего подобную позицию как свидетельство неготовности индийцев к сближению с США; следствием такого подхода оказывается вывод, что единственно значимой причиной индийско-американского сотрудничества является обоюдное стремление сдерживать Китай [Huntsman, Gopalaswamy, 2016].

Действия администрации Трампа могут и вовсе привести к расхождению с Индией как стратегическим партнером по вопросам региональной безопасности и сотрудничеству в военной сфере [Kazmin, Politi, 2019], а новый курс Д. Трампа на «равные партнерства» может оказать негативное влияние не только на двустороннее экономическое сотрудничество, но и на другие сферы взаимодействия - в частности, на геополитическое сближение Индии и США.

Литература

Лунев С.И. Индия и США: Межгосударственные отношения. - М.: Наука, 1987. - 182 с.

Лунев С.И. Регионализация и интеграция: Индия и Южная Азия. -М.: Юрайт, 2019. - 304 с.

Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии: ХХ век / РАН. Институт востоковедения. - М., 2010. - 920 с.

After multiple pauses, India to raise tariffs on US goods // Economic Times. - New Delhi, 2019. - 15.06. - Mode of access: https://economictimes. indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/after-multiple-pauses-india-to-raise-tariffs-on-us-goods/articleshow/69796585. cms (Date of access -22.07.2019).

Agriculture in India: Information about Indian agriculture and its importance / India Brand Equity Foundation. - New Delhi, 2019. - April. - Mode of

что «математика» (подсчет голосов) вторична по отношению к «химии» - чувствам уважения и любви индийцев к своему лидеру [Chemistry.., 2019].

170

access: https://www.ibef.org/industry/agriculture-india.aspx (Date of access -22.07.2019).

Akhtar Sh.I., Kronstadt K.A. US-India trade relations / Congressional Research Service. - Wash., D.C., 2019. - 03.04. - 2 p. - Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10384.pdf (Date of access - 22.07.2019).

Bertsch G.K., Gahlaut S., Srivastava A. Engaging India: US strategic relations with the world's largest democracy. - Hove: Psychology press, 1999. -284 p.

Bhattacharya A. Trump's crackdown on the H-1 B visa is eating into Indian IT's profits // Quartz. - N.Y., 2019. - 08.01. - Mode of access: https://qz.com/india/1517420/trumps-crackdown-on-the-h-1b-visa-is-eating-into-indian-its-profits/ (Date of access - 22.07.2019).

Bremmer I. Modi is India's best hope for economic reform // Time. -N.Y., 2019. - 09.05. - Mode of access: https://time.com/5586417/hope-for-economic-reform-in-india/ (Date of access - 22.07.2019).

Chaudhuri R. Can Narendra Modi and Donald Trump recreate the magic of the Obama years? // BBC. - L., 2017. - 26.06. - Mode of access: https:// www.bbc.com/news/world-asia-india-40364161 (Date of access - 22.07.2019).

Chemistry has defeated mathematics: PM Modi in Varanasi // India Blooms. - New Delhi, 2019. - 27.05. - Mode of access: https://www.indiablo oms. com/news-details/N/50758/chemistry-has-defeated-mathematics-pm-mo di-in-varanasi.html (Date of access - 22.07.2019).

Das A. An India-US trade deal? No thank you // Business Line. - Chen-nai, 2019. - 27.05. - Mode of access: https://www.thehindubusinessline. com/opinion/an-india-us-trade-deal-no-thank-you/article27265612.ece (Date of access - 22.07.2019).

Draft national e-commerce policy / Ministry of commerce and industry. Department for promotion of industry and internal trade. - New Delhi, 2019. -42 p. - Mode of access: https://dipp.gov.in/sites/default/files/DraftNa tional_e-commerce_Policy_23February2019.pdf (Date of access - 22.07.2019).

Fact sheet: United States and India: Strategic partnership / The White House. - Wash., D.C., 2006. - 02.03. - Mode of access: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2006/03/20060302-13.html (Date of access - 22.07.2019).

Foreign direct investment in India / Beena P.L., Bhandari L., Bhaumik S., Gokarn S., Tandon A. // Investment strategies in emerging markets / S. Estrin, K.E. Meyer (Eds.). - Cheltenham: Edward Elgar, 2004. - P. 125-146.

Hilger A. The Soviet Union and India: The Khrushchev era and its aftermath until 1966 // Indo-Soviet relations collection: The Khrushchev years /

A. Hilger, A. Locher, R. Popp, Sh. Goldberg, M. Pintsch (Eds.). - Zurich, 2009. -P. 1-14.

Huntsman J., Gopalaswamy B. Recalibrating Indo-US ties: High politics not at the expense of low politics // Huffington Post. - N.Y., 2016. - 07.06. -Mode of access: http://www.huffingtonpost.com/bharath-gopalaswamy/recali brating-indo-us-tie_b_10285344.html (Date of access - 22.07.2019).

Hussein M. Pak-US relations: An historical overview // Pakistan j. of history and culture. - Islamabad, 2016. - Vol. 37, Issue 2. - P. 61-76.

India - United States relations / Government of India. Ministry of External Affairs. - New Delhi, 2016. - 8 p. - Mode of access: https: / /www. mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/USA_15_01_2016.pdf (Date of access -22.07.2019).

India - US trade and investment / Embassy of India. - Wash., D.C., 2019. -Mode of access: https://www.indianembassyusa.gov.in/pages?id=4&subid=22 (Date of access - 22.07.2019).

India postpones retaliatory tariff deadline on US products to Jun 16 // Economic Times. - New Delhi, 2019. - 14.05. - Mode of access: https:// economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/india-may-again-extend-retaliatory-tariff-deadline-on-us-products-by-30-days/articleshow/6932 7393.cms (Date of access - 22.07.2019).

Indo-US trade: Mission 500 billion USD / Indo-American Chamber of Commerce. - New Delhi, 2015. - September. - 36 p. - Mode of access: http://www.pwc.in/assets/pdfs/publications/2015/indo-us-trade-mission-500-billion-usd-iacc-report.pdf (Date of access - 22.07.2019).

Iyengar R. India is a massive business opportunity for America // CNN. -New Delhi, 2019. - 03.06. - Mode of access: https://edition.cnn.com/ 2019/06/02/economy/india-us-trade-gsp/index.html (Date of access -22.07.2019).

Kazmin A., Politi J. Trump's preferential trade withdrawal puts Modi on notice / / Financial Times. - L., 2019. - 11.06. - Mode of access: https://www.ft.com/content/e339daee-8846-11e9-a028-86cea8523dc2 (Date of access - 22.07.2019).

Kramer A.E. Huawei, shunned by US Government, is welcomed in Russia // New York Times. - N.Y., 2019. - 05.06. - Mode of access: https://www. nytimes.com/2019/06/06/business/huawei-russia-5g.html (Date of access -22.07.2019).

Kumar A. India loves «Mobama» the budding friendship of Modi, Obama // McClatchy. - Wash., D.C., 2015. - 26.01. - Mode of access: https:// www.mcclatchydc.com/news/politics-government/article24779155.html (Date of access - 22.07.2019).

Kux D. India and the United States: Estranged democracies 1941-1991. -Honolulu: Univ. press of the Pacific, 1993. - 540 p.

Meltzer J.P. Growing the India-US trade and investment relationship: India-US policy brief / Brookings Institution. - Wash., D.C., 2014. - 27.08. -Mode of access: https://www.brookings.edu/research/growing-the-india-u-s-trade-and-investment-relationship/ (Date of access - 22.07.2019).

Merill D. Bread and the ballot: The United States and India's economic development 1947-1963 / Univ. of North Carolina. - Chapel Hill, NC, 1990. -282 p.

Mitra D. India readies for delicate trade talks with US, as shadow of Section 301 probe looms // The Wire. - Wash., D.C., 2019. - 07.06. - Mode of access: https://thewire.in/diplomacy/india-us-trade-ties (Date of access - 22.07.2019).

Panagariya A. India is Trump's next target in the trade war // Foreign Policy. - Wash., D.C., 2019. - 13.03. - Mode of access: https://foreignpo licy.com/2019/03/13/india-is-trumps-next-target-in-the-trade-war/ (Date of access - 22.07.2019).

Panagariya A. India: The emerging giant. - Oxford: Oxford univ. press, 2008. - 544 p.

Perkovich G. India's nuclear bomb: The impact on global proliferation / Univ. of California. - Berkley, CA, 1999. - 644 p.

Pinto C. The India-Israel alliance. Part I: The Arab world's betrayal (from pre-independence to 1992) / / The Times of Israel. - Jerusalem, 2013. - 05.02. -Mode of access: http://blogs.timesofisrael.com/the-india-israel-alliance-part-1-the-arab-world/ (Date of access - 22.07.2019).

Politi J., Kazmin A., Pitel L. India plays down Trump move to drop preferential trade status // Financial Times. - L., 2019. - 03.06. - Mode of access: https://www.ft.com/content/80979472-3ee4-11e9-b896-fe36ec32aece (Date of access - 22.07.2019).

President, Prime Minister Singh discuss growing strategic partnership / The White House. - Wash., D.C., 2006. - 02.03. - Mode of access: https:// geo rgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2006/03/20060302-9.html (Date of access - 22.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India / The White House. - Wash., D.C., 2010. - 08.11. - Mode of access: https: / / obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2010/11/08/ remarks-president-joint-session-indian-parliament-new-delhi-india (Date of access - 22.07.2019).

Sato H. India-Japan peace treaty in Japan's post-war Asian diplomacy // J. of the Japanese Association for South Asian Studies. - Tokyo, 2005. - Issue 17. -P. 1-20.

Sharma S. Chinese firms will follow India's data localisation norms: Chinese official / / Economic Times. - New Delhi, 2019. - 02.06. - Mode of access: https: / / economictimes.indiatimes.com/tech/internet/chinese-firms-will-follow-indias-data-localisation-norms-chinese-top-official/articleshow/69620518.cms (Date of access - 22.07.2019).

Sidhu W.P.S., Yuan J.D. China and India: Cooperation or conflict? / International Peace Academy. - Boulder, CO: Lynne Rienner, 2003. - 200 p.

Sunder S. India economic survey 2018: Farmers gain as agriculture mechanisation speeds up, but more R&D needed // Financial Express. - New Delhi, 2018. - 29.01. - Mode of access: https://www.financialexpress.com/ budget/india-economic-survey-2018-for-farmers-agriculture-gdp-msp/1034266/ (Date of access - 22.07.2019).

Suneja K. A look at US charges on India tariff and facts // Economic Times. - New Delhi, 2019. - 08.05. - Mode of access: https://economic times.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/a-look-at-us-charges-on-india-tariff-and-facts/articleshow/69241711.cms (Date of access - 22.07.2019).

Talbott S. Engaging India: Diplomacy, democracy, and the bomb / Brookings Institution. - Wash., D.C., 2004. - 270 p.

Total trade: Top n countries / Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department of Commerce. - New Delhi, 2019. - Mode of access: https://commerce-app.gov.in/eidb/iecnttopnq.asp (Date of access -22.07.2019).

US - China trade facts / Office of the United States Trade Representatives. -Wash., D.C., 2019. - Mode of access: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china (Date of access - 22.07.2019).

US - India bilateral trade and investment / Office of the United States Trade Representatives. - Wash., D.C., 2019. - Mode of access: https://ustr. gov/countries-regions/south-central-asia/india (Date of access - 22.07.2019).

US commerce secretary warns India on «unfair» trade policies // Economic Times. - New Delhi, 2019. - 08.05. - Mode of access: https://economic times.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/us-commerce-secretary-warns-india-against-any-retaliatory-tariffs/articleshow/69217711.cms (Date of access - 22.07.2019).

US hopes Narendra Modi will have freer hand to pursue tough economic reforms // Economic Times. - New Delhi, 2019. - 08.06. - Mode of access: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/us-hopes-naren dra-modi-will-have-freer-hand-to-pursue-tough-economic-reforms/articleshow/ 69701953.cms (Date of access - 22.07.2019).

US trade body puts India on «Priority watch list» for intellectual property rights violations // News18. - New Delhi, 2019. - 25.04. - Mode of access:

https://www.news18.com/news/india/us-trade-body-puts-india-on-priority-watch-list-for-intellectuaI-property-rights-violations-2117565.html (Date of access - 22.07.2019).

Vahed G. «Nehru is just another coolie»: India and South Africa at the United Nations, 1946-1955 // Alternation. - Pietermaritzburg, 2015. - Issue 15. -P. 54-84.

What is agriculture's share of the overall US economy? / United States Department of Agriculture. Economic Research Service. - Wash., D.C., 2019. -16.04. - Mode of access: https://www.ers.usda.gov/data-products/chart-gallery/gallery/chart-detail/?chartId=58270 (Date of access - 22.07.2019).

Wilbur Ross to take up e-commerce issues with Suresh Prabhu // Economic Timess. - New Delhi, 2019. - 06.05. - Mode of access: https:/ / economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/wilbur-ross-to-ta ke-up-e-commerce-issues-with-suresh-prabhu/articleshow/69203879.cms (Date of access - 22.07.2019).

World Bank open data / World Bank. - Wash., D.C., 2019. - Mode of access: https://data.worldbank.org (Date of access - 22.07.2019).

DOI: 10.31249/ape/2020.01.08

Shavlay E.P.1 ©, 2020 India - US relations from the economic perspective: «Chemistry» vs. «math»2

Abstract. The article examines the evolution of trade and economic cooperation between India and the United States and its current state against the backdrop of new geopolitical developments in Asia. During the Cold War, Indian-American relations were usually limited to trade. Delhi's non-alignment strategy did not find adequate support from the American side. By that time, economic cooperation with India was viewed as an opportunity to promote the capitalist development model in the Third World. However, the bipolar system collapsed, which led to changes in the policies of both countries. It was the economic sphere that facilitated the interaction between the two countries. Until

1 Shavlay Ellina Petrovna - PhD student, Department of Asian and African studies, analyst, Laboratory of international trends analysis, MGIMO University (shavlaj.e.p@my.mgimo.ru).

2 This research is funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (grant agreement number 14.461.31.0002).

recently, trade between them developed at a fairly rapid pace owing to both the changing world order and the Indian course towards liberalization and active participation in international trade. Also, Indian-American relations have begun to improve in many respects thanks to Washington's revision of its foreign policy concepts.The author shows statistics on the main macroeconomic indicators of India and the United States, the dynamics of interaction between the two countries, and investment flows. Besides, the author analyzes the main obstacles to India-US economic interaction under the administrations of N. Modi and D. Trump. At the same time, the article emphasizes the positions each side takes regarding the existing trade hurdles between the two states and provides explanations of their arguments. The role of personality as a factor is also considered. Most importantly, the author examines the underlying reasons for the major fallouts in the India-US trade and economic partnership.

Keywords: India, United States, trade and economic cooperation, geopolitics, China, Modi, Trump.

References

After multiple pauses, India to raise tariffs on US goods. (2019) // Economic Times. - New Delhi. - 15.06. - Mode of access: https://economictimes. indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/after-multiple-pauses-india-to-raise-tariffs-on-us-goods/articleshow/69796585. cms (Date of access -22.07.2019).

Akhtar Sh.I., Kronstadt K.A. (2019). US - India trade relations / Congressional Research Service. - Washington, D.C. - 03.04. - 2 p. - Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10384.pdf (Date of access - 22.07.2019).

Agriculture in India: Information about Indian agriculture and its importance. (2019) / India Brand Equity Foundation. - New Delhi. - April. - Mode of access: https://www.ibef.org/industry/agriculture-india.aspx (Date of access -22.07.2019).

Bertsch G.K., Gahlaut S., Srivastava A. (1999). Engaging India: US strategic relations with the world's largest democracy. - Hove: Psychology press. -284 p.

Bhattacharya A. (2019). Trump's crackdown on the H-1 B visa is eating into Indian IT's profits // Quartz. - New York. - 08.01. - Mode of access: https://qz.com/india/1517420/trumps-crackdown-on-the-h-1b-visa-is-eating-into-indian-its-profits/ (Date of access - 22.07.2019).

Bremmer I. (2019). Modi is India's best hope for economic reform // Time. - New York. - 09.05. - Mode of access: https://time.com/5586417/hope-for-economic-reform-in-india/ (Date of access - 22.07.2019).

Chaudhuri R. (2017). Can Narendra Modi and Donald Trump recreate the magic of the Obama years? / / BBC. - London. - 26.06. - Mode of access: https://www.bbc.com/news/world-asia-india-40364161 (Date of access -22.07.2019).

Chemistry has defeated mathematics: PM Modi in Varanasi. (2019) // India Blooms. - New Delhi. - 27.05. - Mode of access: https://www. indiablooms.com/news-details/N/50758/chemistry-has-defeated-mathematics -pm-modi-in-varanasi.html (Date of access - 22.07.2019).

Das A. (2019). An India - US trade deal? No thank you // Business Line. -Chennai. - 27.05. - Mode of access: https://www.thehindubusinessline.com/ opinion/an-india-us-trade-deal-no-thank-you/article27265612.ece (Date of access - 22.07.2019).

Draft national e-commerce policy. (2019) / Ministry of commerce and industry. Department for promotion of industry and internal trade. - New Delhi. - 42 p. - Mode of access: https://dipp.gov.in/sites/default/files/ DraftNational_e-commerce_Policy_23February2019.pdf (Date of access -22.07.2019).

Fact sheet: United States and India: Strategic partnership. (2006) / The White House. - Washington, D.C. - 02.03. - Mode of access: https://geo rgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2006/03/20060302-13.html (Date of access - 22.07.2019).

Foreign direct investment in India. (2004) / Beena P.L., Bhandari L., Bhaumik S., Gokarn S., Tandon A. // Investment strategies in emerging markets / S. Estrin, K.E. Meyer (Eds.). - Cheltenham: Edward Elgar. - P. 125-146.

Hilger A. (2009). The Soviet Union and India: The Khrushchev era and its aftermath until 1966 // Indo-Soviet relations collection: The Khrushchev years / A. Hilger, A. Locher, R. Popp, Sh. Goldberg, M. Pintsch (Eds.). - Zurich. - P. 114.

Huntsman J., Gopalaswamy B. (2016). Recalibrating Indo-US ties: High politics not at the expense of low politics // Huffington Post. - New York. -07.06. - Mode of access: http://www.huffingtonpost.com/bharath-gopalaswa my/recalibrating-indo-us-tie_b_10285344.html (Date of access - 22.07.2019).

Hussein M. (2016). Pak-US relations: An historical overview // Pakistan j. of history and culture. - Islamabad. - Vol. 37, Issue 2. - P. 61-76.

India - United States relations. (2016) / Government of India. Ministry of External Affairs. - New Delhi. - 8 p. - Mode of access: https://www.mea. gov.in/Portal/ForeignRelation/USA_15_01_2016.pdf (Date of access -22.07.2019).

India - US trade and investment. (2019) / Embassy of India. - Washington, D.C. - Mode of access: https://www.indianembassyusa.gov.in/pages? id=4&subid=22 (Date of access - 22.07.2019).

India postpones retaliatory tariff deadline on US products to Jun 16. (2019) // Economic Times. - New Delhi.-14.05. - Mode of access: https:// economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/india-may-again-extend-retaliatory-tariff-deadline-on-us-products-by-30-days/articleshow/6932 7393.cms (Date of access - 22.07.2019).

Indo-US trade: Mission 500 billion USD. (2015) / Indo-American Chamber of Commerce. - New Delhi. - September. - 36 p. - Mode of access: http://www.pwc.in/assets/pdfs/publications/2015/indo-us-trade-mission-500-billion-usd-iacc-report.pdf (Date of access - 22.07.2019).

Iyengar R. (2019). India is a massive business opportunity for America // CNN. - New Delhi. - 03.06. - Mode of access: https://edition.cnn.com/ 2019/06/02/economy/india-us-trade-gsp/index.html (Date of access -22.07.2019).

Kazmin A., Politi J. (2019). Trump's preferential trade withdrawal puts Modi on notice / / Financial Times. - London. - 11.06. - Mode of access: https://www.ft.com/content/e339daee-8846-11e9-a028-86cea8523dc2 (Date of access - 22.07.2019).

Kramer A.E. (2019). Huawei, shunned by US Government, is welcomed in Russia // New York Times. - New York. - 05.06. - Mode of access: https://www.nytimes.com/2019/06/06/business/huawei-russia-5g.html (Date of access - 22.07.2019).

Kumar A. (2015). India loves «Mobama» the budding friendship of Modi, Obama // McClatchy. - Washington, D.C. - 26.01. - Mode of access: https://www.mcclatchydc.com/ news/politics-government/article24779155.html (Date of access - 22.07.2019).

Kux D. (1993). India and the United States: Estranged democracies 19411991. - Honolulu: Univ. press of the Pacific. - 540 p.

Lunev S.I. (1987). India and the USA: Bilateral relations [Indiya i SShA: Mezhgosudarstvennye otnosheniya]. - Moscow: Nauka. - 182 p.

Lunev S.I. (2019). Regionalization and integration: India and South Asia [Regionalizatsiya i integratsiya: Indiya i Yuzhnaya Aziya]. - Moscow: Yurait. -304 p.

Meltzer J.P. (2014). Growing the India-US trade and investment relationship: India - US policy brief / Brookings Institution. - Washington, D.C. - 27.08. -Mode of access: https://www.brookings.edu/research/growing-the-india-u-s-trade-and-investment-relationship/ (Date of access - 22.07.2019).

Merill D. (1990). Bread and the ballot: The United States and India's economic development 1947-1963 / Univ. of North Carolina. - Chapel Hill, NC. -282 p.

Mitra D. (2019). India readies for delicate trade talks with US, as shadow of Section 301 probe looms / / The Wire. - Washington, D.C. - 07.06. - Mode of access: https://thewire.in/diplomacy/india-us-trade-ties (Date of access -22.07.2019).

Panagariya A. (2008). India: The emerging giant. - Oxford: Oxford univ. press. - 544 p.

Panagariya A. (2019). India is Trump's next target in the trade war // Foreign Policy. - Washington, D.C. - 13.03. - Mode of access: https://foreignpo licy. com/2019/03/13/india-is-trumps-next-target-in-the-trade-war/ (Date of access - 22.07.2019).

Perkovich G. (1999). India's nuclear bomb: The impact on global proliferation / Univ. of California. - Berkley, CA. - 644 p.

Pinto C. (2013). The India-Israel alliance. Part I: The Arab world's betrayal (from pre-independence to 1992) / / The Times of Israel. - Jerusalem. -05.02. - Mode of access: http://blogs.timesofisrael.com/the-india-israel-alliance-part-1-the-arab-world/ (Date of access - 22.07.2019).

Politi J., Kazmin A., Pitel L. (2019). India plays down Trump move to drop preferential trade status // Financial Times. - London. - 03.06. - Mode of access: https://www.ft.com/content/80979472-3ee4-11e9-b896-fe36ec32aece (Date of access - 22.07.2019).

President, Prime Minister Singh discuss growing strategic partnership. (2006) / The White House. - Washington, D.C. - 02.03. - Mode of access: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2006/03/20060 302-9.html (Date of access - 22.07.2019).

Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India. (2010) / The White House. - Washington, D.C. - 08.11. -Mode of access: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2010/ 11/08/remarks-president-joint-session-indian-parliament-new-delhi-india (Date of access - 22.07.2019).

Sato H. (2005). India - Japan peace treaty in Japan's post-war Asian diplomacy // J. of the Japanese Association for South Asian Studies. - Tokyo. -Issue 17. - P. 1-20.

Sharma S. (2019). Chinese firms will follow India's data localisation norms: Chinese official // Economic Times. - New Delhi. - 02.06. - Mode of access: https: / / economictimes.indiatimes.com/ tech/ internet/chinese-firms-will-follow-indias-data-localisation-norms-chinese-top-official/articleshow /696 20518.cms (Date of access - 22.07.2019).

Sidhu W.P.S., Yuan J.D. (2003). China and India: Cooperation or conflict? / International Peace Academy. - Boulder, CO: Lynne Rienner. - 200 p.

Sunder S. (2018). India economic survey 2018: Farmers gain as agriculture mechanisation speeds up, but more R&D needed // Financial Express. -New Delhi. - 29.01. - Mode of access: https://www.financialexpress.com/ budget/india-economic-survey-2018-for-farmers-agriculture-gdp-msp/1034266/ (Date of access - 22.07.2019).

Suneja K. (2019). A look at US charges on India tariff and facts // Economic Times. - New Delhi. - 08.05. - Mode of access: economic-times.indiatimes.com/articleshow/69241711. cms (Date of access - 22.07.2019).

Talbott S. (2004). Engaging India: Diplomacy, democracy, and the bomb / Brookings Institution. - Washington, D.C. - 270 p.

Total trade: Top n countries. (2019) / Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department of Commerce. - New Delhi. - Mode of access: https://commerce-app.gov.in/eidb/iecnttopnq.asp (Date of access -22.07.2019).

US - China trade facts. (2019) / Office of the United States Trade Representatives. - Washington, D.C. - Mode of access: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china (Date of access -22.07.2019).

US - India bilateral trade and investment. (2019) / Office of the United States Trade Representatives. - Washington, D.C. - Mode of access: https://ustr.gov/countries-regions/south-central-asia/india (Date of access -22.07.2019).

US commerce secretary warns India on «unfair» trade policies. (2019) // Economic Times. - New Delhi. - 08.05. - Mode of access: https://econo mictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/us-commerce-secreta ry-warns-india-against-any-retaliatory-tariffs/articleshow/69217711.cms (Date of access - 22.07.2019).

US hopes Narendra Modi will have freer hand to pursue tough economic reforms. (2019) // Economic Times. - New Delhi. - 08.06. - Mode of access: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/us-hopes-nare ndra-modi-will-have-freer-hand-to-pursue-tough-economic-reforms/articlesho w/69701953.cms (Date of access - 22.07.2019).

US trade body puts India on «Priority watch list» for intellectual property rights violations. (2019) / / News18. - New Delhi. - 25.04. - Mode of access: https://www.news18.com/news/india/us-trade-body-puts-india-on-priority-watch-list-for-intellectual-property-rights-violations-2117565.html (Date of access - 22.07.2019).

Vahed G. (2015). «Nehru is just another coolie»: India and South Africa at the United Nations, 1946-1955 // Alternation. - Pietermaritzburg. - Issue 15. -P. 54-84.

What is agriculture's share of the overall US economy? (2019) / United States Department of Agriculture. Economic Research Service. - Washington, D.C. - 16.04. - Mode of access: https://www.ers.usda.gov/data-products/chart-gallery/gallery/chart-detail/?chartId=58270 (Date of access -22.07.2019).

Wilbur Ross to take up e-commerce issues with Suresh Prabhu. (2019) // Economic Timess. - New Delhi. - 06.05. - Mode of access: https://econo mictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/wilbur-ross-to-take-up-e-commerce-issues-with-suresh-prabhu/articleshow/69203879.cms (Date of access - 22.07.2019).

World Bank open data. (2019) / World Bank. - Washington, D.C. - Mode of access: https://data.worldbank.org (Date of access - 22.07.2019).

Yurlov F.N., Yurlova E.S. (2010). History of India: XX century [Istoriya In-dii: XX vek] / RAS. Institute of Oriental Studies. - Moscow. - 920 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.