Научная статья на тему 'Международные аспекты повышения конкурентоспособности ведущих технических университетов России'

Международные аспекты повышения конкурентоспособности ведущих технических университетов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
высококвалифицированные специалисты / геологоразведка за рубежом / международники в техническом университете / новая стратегия высшего образования на примере РГГРУ / Highly qualified specialists / geological prospecting abroad / international lawyers at the Technical University / the new strategy for higher education for example RGGRU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. И. Лисов

При подготовке кадров высшей квалификации в российской высшей школе требуется учитывать рост глобализации в мировой экономике. РГГРУ специфический ВУЗ геологического профиля. Встает проблема «международников» в техническом университете. Одна из задач готовить кадры в самом РГГРУ для выхода российских компаний на зарубежные рынки геологоразведки и недропользования (в том числе в Африке, Азии, Латинской Америке). Отсюда появление проекта создания в РГГРУ своего Института международных отношений (ИМО). Приведены итоги проведенного в декабре 2009 г. опроса экспертов. Организация ИМО РГГРУ это перспективный образовательный проект с большой внешнеэкономической значимостью для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ASPECTS OF THE INCREASE OF COMPETITIVENESS AMONG LEADING TECHNICAL UNIVERSITIES IN RUSSIA

In the Russian high school, the increased globalization of the world economy must be taken into confederation. RGGRU is a specific University geological profile. Here raises the problem of “experts” in the Technical University. One of the tasks is to train the personnel in the RGGRU to make Russian companies enter foreign markets of geological exploration and mining industry (including Africa, Asia, Latin America). Hence the appears the project of establishment of Institute for international relations (IIR) in RGGRU. The results of the experts survey conducted in December 2009 are presented. IIR organizing in RGGRU is promising educational project with great economic importance for Russia.

Текст научной работы на тему «Международные аспекты повышения конкурентоспособности ведущих технических университетов России»

В.И. Лисов, ректор Российского государственного геологоразведочного университета, чл.-кор. РАО, доктор экономических наук, профессор (г. Москва)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЕДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ

УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ

Аннотация. При подготовке кадров высшей квалификации в российской высшей школе требуется учитывать рост глобализации в мировой экономике. РГГРУ - специфический ВУЗ геологического профиля. Встает проблема «международников» в техническом университете. Одна из задач - готовить кадры в самом РГГРУ для выхода российских компаний на зарубежные рынки геологоразведки и недропользования (в том числе в Африке, Азии, Латинской Америке). Отсюда появление проекта создания в РГГРУ своего Института международных отношений (ИМО). Приведены итоги проведенного в декабре 2009 г. опроса экспертов. Организация ИМО РГГРУ - это перспективный образовательный проект с большой внешнеэкономической значимостью для России.

Ключевые слова: высококвалифицированные специалисты, геологоразведка за рубежом, международники в техническом университете, новая стратегия высшего образования на примере РГГРУ.

УДК 378

Как показывают дискуссии по вопросам совершенствования высшей школы, и особенно инженерно-технических вузов России, задача формирования качественного кадрового потенциала высшей квалификации по сложности масштаба является ключевой в достижении стратегической цели перевода экономики страны на инновационный путь развития. С другой стороны, новые требования выдвигает глобализация в мировой экономике и предстоящее присоединение России к ВТО.

В частности, геологическая практика России показывает, что часть выпускников Российского государственного геологоразведочного университета (РГГРУ) должна быть более подготовлена для работы за границей или в крупных иностранных компаниях, работающих в России и странах СНГ [1; 3].

Учение о геологии месторождений полезных ископаемых включает в себя: теорию образования месторождений; описание их промышленных типов; анализ и структуру рудных полей. Энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран и др.), металлы (железо, марганец, никель, свинец, цинк, медь, олово, серебро и др.), нерудное сырье (соли, асбест, графит и др.) - вот перечень важнейших объектов геологического поиска. Различны виды минералов, содержащих такое сырье. Так, железо имеется в таких

минералах - магнетит, гематит, лимонит, сидерит. В странах мира открыты и разрабатываются различные месторождения. Ранее в СССР добыча урановой руды шла в основном в Узбекистане и Казахстане. Теперь это независимые государства, которые часто ориентируются в поставках сырья не на Россию, а Китай. Соответственно для России существенно возросла роль внешнеэкономического сотрудничества. Усиливается страновая конкуренция за доступ к месторождениям Африки, Азии, Латинской Америки.

Важно, что стратегия развития высшего образования России по многим специальностям относится к сфере «двойных технологий» (обороны и национальной безопасности). Примером этого является утверждение приказом Мин-промторга России от 13 апреля 2009 г. № 256 «Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года». Данная стратегия разработана Минпромторгом, Минобрнауки, Роскосмосом, ГК «Росатом».

Стратегия призвана полнее учесть потребности инновационного развития высокотехнологичных отраслей оборонной промышленности, привлечь и закрепить в них высококвалифицированные кадры. В этом отношении особая роль традиционно отводится МГУ, МФТИ,

МИФИ, МВТУ, питерскому БГТУ и ряду других профильных университетов.

Понятие оборонной науки усложняется, если, например, учесть происходящие структурные сдвиги в развитии Минобороны США в сторону прикладной военной биологии, а также прикладной информатики для ведения «ки-бервойн» др. Поэтому Россия может попасть в опасную военную ловушку, если Минпромторг не расширит перечень соответствующих подведомственных вузов, призванных работать на ВПК и неизбежные «нетрадиционные войны будущего».

В силу геологоразведочной специфики стратегических месторождений, в том числе обеспечения интересов атомной и оборонной промышленности, данную «Стратегию» следует распространить также на РГГРУ (проблема еще одного российского ВУЗа со «звездочкой» о двойном подчинении) [1; 2]. В послевоенные годы из-за высокой потребности атомной отрасли в сырье для производства атомного оружия и развития гражданской атомной энергетики специалисты Московского геологоразведочного института (МГРИ) были у истоков развития Минсредмаша СССР. Именно влиятельный атомный министр Е.П. Славский в 1968 г. взял на себя миссию - строительство на Юго-Западе Москвы нового вузовского здания, в котором ныне действует РГГРУ.

Проблемы развития высшего образования в России сложны из-за недостаточного финансирования, а многие специальности не имеют коммерческой значимости (спроса) для родителей абитуриентов. Кроме того, целевая подготовка кадров нужна по всему жизненному циклу инновационного процесса: от идеи и создания конкурентоспособной продукции до реализации её на рынке (в том числе внешнем). Отсюда инициативы преобразования факультетов технических университетов в комплексные учебно-научные институты.

Необходимость выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоёмкой продукции для поставки как на внутренний, так и внешний рынки требует значительного количества квалифицированных специалистов в области управления инновациями, менеджеров

различного уровня (включая специалистов-международников) под целевые задачи управления инновационными процессами.

Для российских ВУЗов развитие системы подготовки кадров для «инновационной экономики» идет как «снизу» (инициативы ВУЗа), так и сверху (инициативы власти и крупного бизнеса).

Так, инновационная среда в ВУЗе может формироваться путем создания малых инновационных предприятий (МИП), организации специальной инфраструктуры в виде научных и технологических парков, проведения научно-технических конкурсов и др. Вместе с тем, в последнее время возникает ситуация, когда сам крупный бизнес приходит в ВУЗ. И взаимодействие ВУЗа с крупным бизнесом приносит не только какие-то результаты научным учреждениям, но и ведёт к созданию так «корпоративных университетов». Это имеется, например, в МГУ, где на правах факультетов целенаправленно готовят специалистов за счёт средств того же "Норни-келя", "РусАла" (создание Центра учебно-научный электрохимического материаловедения в МГУ) и других крупных российских структур и даже иностранных Корпораций (программы взаимодействия американской электронной ТНК «ИНТЕЛ» с российской высшей школой).

К сожалению, промышленность России не заинтересована платить за разработки, полученные за результаты научно-технической деятельности, полученные за бюджетные средства по федеральным программам и проектам. Также не урегулированы в правовом плане эти взаимоотношения (плавный переход от науки к производству, внедрению, конверсии оборонных технологий и др.).

После 1991 г. кризис в геологоразведке продолжает углубляться. Так, если в 1991 г. численность работников геологической службы составляла 332,5 тыс. чел., то к 1999 г. она снизилась до 76,6, а к 2007 г. - уже до 25 тыс. чел. [1]. Научные коллективы в какой-то мере остались, но резко сократились промышленные геологические организации, которые раньше работали во многих регионах России.

В геологоразведке и промышленности повышается значимость крупных компаний

(и ТНК) в массовом и оперативном удовлетворении спроса на предметы потребления и продукцию промышленного назначения [3]. Именно крупные компании активно финансируют прикладные НИОКР. Одновременно такие компании в силу своей мощности выходят за пределы национальных экономик, уделяя большое внимание международному маркетингу товаров и услуг, организации управления и поиску новых организационных структур, в том числе по интеграции «ноу-хау» мелких наукоемких фирм и отдельных изобретателей, созданию за границей своих многочисленных филиалов и др.

Среди лидеров рынка стала очевидной тенденция к наращиванию доли международных активов. По данным печати, гиганты нефтяного бизнеса работают по всему свету: Chevron — в 180 странах, Shell — в 130. За границу выходят не только мейджоры, но и национальные компании (ННК) из нефтедобывающих стран с агрессивной внешнеэкономической стратегией. Так, бразильская Petrobras в 1997 г. работала в одиннадцати странах, а сейчас — уже в двадцати семи. Иногда выгоднее осваивать ресурсы за рубежом, чем у себя дома. Потому понятен интерес российского горнодобывающего бизнеса к освоению месторождений прежде всего в странах Африки.

Иностранные компании и иностранные инвестиции отчасти могут быть полезны для модернизации устаревшей технологической базы России (и даже в системе ВПК), часто действуя в виде "совместных предприятий" или филиалов-нерезидентов. Однако сегодня государству необходимо предпринять дополнительные меры по обеспечению национальной безопасности, поддержке конкурентоспособности российских предприятий и совершенствованию организации управления в данной сфере.

Анализ ООО «АГТСистема» показывает, что российские геологоразведочные предприятия вынуждены приобретать в США, Канаде и других развитых странах многие виды геофизического оборудования и программного обеспечения. Таковы вертолетные электроразведочные комплексы VTEM канадской компании GEOTECH. Импортные пошлины на это оборудование обнулены. Часто такое оборудование

создается новыми инновационными фирмами с численностью от 5 до 25 чел. Российская практика выявила «ремонтную проблему». Ввиду того, что новейшие насыщенные электроникой приборы и оборудование, как правило, относятся к изделиям «двойного применения», по условиям импорта из США их запрещено вскрывать и ремонтировать в России (таковы геологические цезиевые высокоточные магнитометры). Эта же практика показывает, что для освоения подобного автоматизированного оборудования требуется знание англоязычной терминологии. Это также показывает важность более глубокой языковой подготовки в профильных ВУЗах [5].

Также можно отметить важность активной конкурентной разведки (бизнес-разведки) для профильных российских компаний. Конкурентная разведка (КР) в таких компаниях призвана быть поставщиком как текущей, так и стратегической информации о деятельности опасных конкурентов, интегрируя в себя также данные профессиональной научной прессы. Важной особенностью КР является сбор информации не только в открытых (несекретных), но и в закрытых источниках (информация конкурентов, защищенная коммерческой и государственной тайной, а также особым режимом деятельности компаний) [6; 8].

Эффективный российский бизнес требует от высшего управленческого персонала знания методов ведения КР, что ставит вопрос о введении в ведущих ВУЗах и также РГГРУ соответствующего спецкурса на инженерных и экономических специальностях.

Для сырьевой экономики России, особенно в целях получения коммерческого доступа к дорогостоящим дефицитным минеральным ресурсам (алмазы, урановая руда и ресурсы редкоземельных металлов и др.). Зарубежная КР имеет свою специфику, направленную на анализ текущей геологоразведочной деятельности и документации инофирм, особенностей перестройки зарубежных рынков и поиск противоречий между соответствующими поставщиками товаров и услуг.

Новые внешнеэкономические и внешнеторговые проблемы возникают при ожидае-

мом присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО). Во многих случаях создание новых производств и модернизация действующих требует масштабного импорта высокопроизводительного оборудования, машин, приборов, материалов. Необходимо предусмотреть на международном уровне меры защиты важнейших стратегических ресурсов и отдельных секторов производства и производителей товаров и услуг. Важно корректировать величину экспортных и импортных таможенных пошлин, использовать меры нетарифного регулирования внешней торговли и др.

Пока РГГРУ в этом отношении не готов к новым требованиям компаний-работодателей.

Такие геополитические и экономические особенности обуславливают целесообразность углубленной международной специализации для части студентов (геологов, инженеров горного дела, экологов, экономистов и др.) в рамках установленных специальностей.

Можно полагать, что в ближайшие 2-3 года следует пойти на создание в ряде ведущих технических «инновационных университетов» собственных Институтов международных отношений (ИМО). Это снизит уровень прогнозируемых геополитических и экономических потерь России в «сырьевой экономике» страны.

Обратимся к опыту организации ИМО МИФИ в марте 1999 по инициативе МИНАТОМА РФ, МИД РФ, Минобразования РФ и ряда других министерств и ведомств для подготовки выпускников и переподготовки специалистов по специальности «Международные отношения» (федеральный междисциплинарный образовательный стандарт 350200), специализация "Международное научно-технологическое сотрудничество".

Первый выпуск ИМО МИФИ состоялся в марте 2005 года. Председателем Государственной аттестационной комиссии утвержден академик РАН, президент Торгово-промышленной палаты России, почетный доктор МИФИ Е. М. Примаков. По мнению экспертов, это участие в подготовке таких кадров международников бывшего руководителя Службы внешней раз-

ведки РФ также показывает возможность их дальнейшей работы в области политической и научно-технической разведки.

Студенты ИМО МИФИ проходят преддипломную практику в Министерстве иностранных дел, Росатоме, Минпромнауки, Минэнерго, в Комитете по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами; в крупнейших федеральных корпорациях: «Роскосмосе», «Госатомнадзоре», «Техснабэкс-порте», «Рособоронэкспорте», а также в некоторых профильных институтах Российской академии наук (РАН).

На государственный экзамен в МИФИ по специальности «Международные отношения» выносятся отдельные наиболее существенные вопросы, изучавшиеся студентами: мировая политика; проблемы национальной безопасности и контроль над вооружениями; региональные аспекты современных международных отношений; современные конфликты и проблемы их урегулирования; международная интеграция и международные организации; мировая экономика и международные экономические отношения; внешняя политика Российской Федерации в контексте нового миропорядка; процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации; дипломатическая и консульская служба.

(Подробная информация об этом ИМО приводится на сайте МИФИ).

Важно, что кроме английского языка изучается второй (например, китайский).

Опыт МИФИ полезно учесть в ряде крупных инновационных Университетов России стратегического значения.

В чем здесь для нашего геологического университета новизна и в чем встающие трудности?

А. Проект ИМО РГГРУ и факторы эффективного менеджмента.

Классическая экономическая теория признает факт существования у разных стран сравнительных преимуществ в обеспеченности ресурсами производства. В новых условиях предпринимательство выходит на активное международное сотрудничество, глобализацию конкуренции и технический прогресс, а «инвести-

ционно-активная» экономика преобразуется в «инновационно-активную» (с ростом затрат на прикладные НИОКР) [4].

При этом стратегическое управление компанией - это не только процесс планирования и выбора стратегии, а прежде всего коммуникативный процесс, основанный на информационном процессе, в котором руководство, линейный и функциональный персонал вместе устанавливают конкретные цели, а участие большого количества людей в этом процессе позволяет более эффективно мобилизовать ресурсы развития и производства продукции конкурентной на мировом рынке.

Такая организация бизнеса требует знания мировой экономики и международного менеджмента, зарубежного опыта деятельности крупных, средних и малых компаний и др., а также иностранных языков (применительно к тем или иным регионам).

Все чаще выгоден бизнес в других странах, чем в России.

Встает вопрос о создании новой Кафедры международного недропользования и менеджмента.

Б. Проект ИМО РГГРУ и фактор языковой подготовки.

В целом, языковая подготовка студентов РГГРУ нуждается в улучшении. Следует учитывать, что она особенно нужна той части специалистов, которые пойдут работать в науку (включая институты РАН, исследовательские подразделения компаний, а также ВУЗы) или ориентированы на высоко оплачиваемую работу за границей или в иностранных компаниях, работающих в России.

В таких странах как Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Япония и др. с их развитой наукой важные научные статьи пишутся сразу по-английски. Более того проекты на национальные гранты (особенно в странах ЕС) пишут по-английски, потому что они отправляются на рецензирование учёным других стран. Многие научные семинары проходят по-английски, если присутствует хотя бы один иностранец (почти 100-процентная вероятность). Такая англоязычная практика - это условие приобщения и успешной деятельности в

международной науке (в средние века мировым научным языком была латынь).

С другой стороны, для работающего инженера владение иностранным языком - это одно из условий успешной карьеры и бизнеса. Так, британские власти расширяют преподавание в учебных заведениях русского, арабского и японского языков, а также мандаринского диалекта китайского языка. Согласно проведенного в 2009 г. опроса при приеме на работу 40% компаний отдавали предпочтение тем, кто говорит на китайском языке, а 20% - на русском и еще 15% - на арабском языках.

В части роли «языковых барьеров» для российского бизнеса в других странах можно привести такой факт. По признанию крупного российского специалиста-международника в доверительной беседе с ним недавний бывший посол США сказал так: «Нам, американским дипломатам, очень трудно работать с вами, русскими. Если это хороший инженер, то, как правило, он не знает английского языка, а если почему-то знает, то непременно - из российской разведки!» [8].

Для отраслевых специалистов-практиков из РГГРУ важно знание англоязычных геологораз-ведывательных терминов, хотя базовые учебники пишутся и читаются на русском языке.

Недостаточное знание английского и французского языков и отсутствие преподавания, прежде всего, испанского, китайского, арабского языков, обрекает большинство студентов РГГРУ на изоляцию от международного бизнеса или невозможность работать в будущем на мировом уровне. Видимо, следует активнее работать РГГРУ с ООО НИЦ «Еврошкола», а также рядом московских международных университетов.

С учетом сказанного, создание ИМО РГГРУ должно отвечать новым тенденциям развития геологического образования, что ставит вопрос о коррекции «Концепции геологического образования в России» (1999 г.) [2].

Проблема может решаться с получением 2 дипломов («бакалавры» - по базовой специальности и «магистры» - по международной специализации). По мере развития такой системы можно ориентироваться на получение лицен-

зии по новым международным специальностям (как это есть в ИМО МИФИ).

Представляется, что создание своего ИМО в многопрофильном Российском государственном геологоразведочном университете более предпочтительно для подготовки высококвалифицированных специалистов-международников по сравнению с факультетами международного бизнеса (пример Балтийского государственного технического университета «Военмех» (БГТУ). Это лучше отвечает гибкой «матричной структуре» образовательного процесса. На такой идеологии уже намечено преобразование имеющихся факультетов в целостные учебно-научные центры, например, в Томском политехническом университете (см. на сайте ТПУ стратегию развития университета).

Предлагаемую форму подготовки специалистов-международников (по ряду промышленных специальностей добывающего профиля) на основе ИМО можно также рассматривать как «проектное управление» (ПУ). Этот метод организации деятельности дает лучшие результаты, «... если в организации возникает необходимость разработать и осуществить проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специальных технических, экономических, социальных и иных вопросов и, с другой стороны, деятельность разных функциональных и линейных подразделений.. .»[7].

В свою очередь при матричной структуре члены проектной команды (т.е. специалистов-международников) подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно действуют или обучаются. В данном случае организации обучения на избирательной основе к комплексу базовых дисциплин по соответствующей специальности добавляются международные дисциплины (включая иностранные языки).

Общая численность одного курса студентов ИМО РГГРУ может быть в пределах от 50 до 100 чел.

Весьма важен международный студенческий обмен (по разным странам, программам стажировки, исследовательским проектам и др.)

Закономерен вопрос: «А как оценивают данный проект в российском геологоразведочном сообществе и будут ли трудоустроены выпускники-международники?»

Вот основные итоги опроса экспертов, проведенного РГГРУ в декабре 2009 г. по электронной почте.

В высланной анкете было поставлено 7 вопросов, а далее следовали «Краткие сведения об опрошенном эксперте» (6 биографических вопросов, но с возможностью анонимности и неполноты корпоративных или персональных данных).

В ходе анкетирования выслано свыше 60 электронных писем, в том числе в адреса ВУЗов геологического, горного и нефтегазового профиля, соответствующих научных организаций, а также ряда крупных российских компаний в сфере разведки и использования природных месторождений полезных ископаемых. Процент возврата заполненной анкеты составил свыше 30% (по нормам социологии - почти «хорошо»). Кажется, на невысоком интересе производственных компаний отвечать на Анкету РГГРУ сказался начавшийся еще в 2008 г. мировой экономический кризис.

Полученные ответы от 26 внешних экспертов (ВНИГРИ, ООО УК «Полюс Геологоразведка», ОАО "Атомредметзолото", УРАН ИПКОН РАН, «Экогеология», ФГУГП «Урангео», ИГЕМ РАН, Институт минералогии УрО РАН, ООО «Институт дистанционного прогноза руд» и др.) показывают понимание проблемы ИМО и подтверждение реального спроса на инженеров-международников в большом числе опрошенных компании.

Кроме внешних специалистов на Анкету ответили некоторые ведущие профессора и сотрудники РГГРУ (9 экспертов), которые, однако не входят в число потенциальных работодателей выпускников университета.

Приведем оценки внешних экспертов и итоговые результаты вообще.

Вопрос 1. Считаете ли Вы оправданным с учетом более эффективных стратегий освоения месторождений полезных ископаемых в самой России и в других странах мира создание в РГГРУ своего учебного Института международных отношений (ИМО) для подготовки спе-

циалистов с углубленным знанием международного менеджмента и иностранных языков?

Более 85% опрошенных внешних экспертов высказалось за создание своего ИМО в РГГРУ (табл. 1):

Ответы на 1-й вопрос Внешние эксперты Все опрошенные

эксперты

чел. % чел. %

ДА 23 85,2 30 83,3

НЕТ 4 14,8 4 11,1

НЕ МОГУ ДАТЬ ОТВЕТ - - 2 5,6

Итого 27 100,0 36 100,0

Личные комментарии от ряда внешних экспертов (и противников проекта) таковы: Мар-кевич В. (Москва, ООО УК «Полюс Геологоразведка»): «Не вызывает сомнения необходимость свободного владения хотя бы английским, а лучше еще и знание французского»; Печенкин В. (Москва, ФГУГП «Урангео»): «Необходимо улучшать качество преподавания иностранных языков. Наряду с геологическими предметами преподавать экономику и бизнес горного дела. Объем учебных часов требует уточнения»; Грановская Н. (Ростов-на-Дону, ЮФУ): «Нас очень заинтересовал данный проект, и мы хотели бы найти в нем и место Южного федерального университета. Возможны ли какие-то корпоративные формы сотрудничества или филиалов? А что касается большой потребности российских геологов в различных странах нам известно, так как постоянно иностранные фирмы (с участием российских геологов) просят прислать

на работу в Африку молодых геологов. Кроме того и в совместных российско-зарубежных Компаниях необходимы специалисты со знанием языка. Ваша идея прекрасна и достойна воплощения».

Полученные критические замечания важны для анализа ситуации, но можно отметить и их спорность (так, специалистов РУДН и гео-логофака МГУ выпускается просто мало и не по всем нужным специальностям).

Вопрос 2. Считаете ли Вы, что российские геологоразведочные и добывающие Компании вполне конкурентоспособны для ведения бизнеса в других странах мира (особенно в Африке, Азии, Центральной и Южной Америке)?

Большинство опрошенных экспертов (85%) отмечают достаточную конкурентоспособность России в этой области, особенно в отношении развивающихся стран Африки и Азии (табл. 2):

Ответы на 2-й вопрос Внешние эксперты Все опрошенные эксперты

чел. % чел. %

ДА 23 85,2 30 83,3

НЕТ 4 14,8 5 13,9

НЕ МОГУ ДАТЬ ОТВЕТ - - 1 2,8

Итого 27 100,0 36 100,0

Е. Введенский (менеджер из Либерии) написал: «Потенциально конкурентоспособны, но сейчас отстают по ряду причин, в том числе и из-за недостатка кадров, подготовленных для работы в условиях Африки, Азии».

Вопрос 3. Ваше отношение к расширяющейся в России внешнеэкономической экспан-

сии конкурирующих зарубежных Компаний по освоению перспективных природных месторождений (в том числе газа, нефти, золота, алмазов и др.)?

Отметили угрозу экспансии 52%, нейтральное отношение - 33%, положительное влияние - 15% (табл. 3):

Ответы на 3-й вопрос Внешние эксперты Все опрошенные эксперты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

че. л. % чел. %

РЕЗКО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (угрозы стратегических потерь и др.) 14 51,8 19 52,7

НЕЙТРАЛЬНОЕ (в силу недостаточной конкуренто-способности наших Компаний и др.) 9 33,4 11 30,6

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ (в России не хватает своих ресурсов и особенно нового оборудования для эффективного бизнеса и др.) 4 14,8 6 16,7

Итого 27 100,0 35 100,0

Вопрос 4. Насколько велика, по Вашему мнению, потребность в геологах/инженерах/ экономистах-международниках для российских компаний, осваивающих месторождения полезных ископаемых?

Очевидно, что наличие такой потребности стимулирует создание в РГГРУ своего ИМО. Наличие потребности в целом признают более

96% опрошенных экспертов, включая даже тех, кто против создания «необычного» ИМО РГГРУ (табл. 4). Такие ответы базируются на достаточном знании кадровой ситуации в крупных и средних российских компаниях, стремящихся быть конкурентоспособными с зарубежными конкурентами (особенно при освоении нефтегазовых месторождений):

Ответы на 4-й вопрос Внешние эксперты Все опрошенные

эксперты

чел. % чел. %

ВЕСЬМА БОЛЬШАЯ 5 18,5 7 19,4

ПОТРЕБНОСТЬ

ТАКИЕ ВЫПУСКНИКИ РГГРУ 17 63,0 24 66,7

БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ

ПОТРЕБНОСТЬ 4 14,8 4 11,1

РЕГИОНА/ГОРОДА В СПЕЦИАЛИСТАХ ЕСТЬ, НО НЕ БОЛЬШАЯ

НЕТ ПОТРЕБНОСТИ 1 3,7 1 2,9

Итого 27 100,0 36 100,0

Вопрос 5. Имеется ли спрос в Вашей структуре/компании на геологов и/или инженеров по разработке месторождений полезных ископаемых с углубленной международной и внешнеэкономической подготовкой?

Этот вопрос носит явный «маркетинговый» характер. Ответы внешних экспертов

(как потенциальных работодателей) показали наличие реального спроса на специалистов-международников в их организациях (41%). Специалистов-международников уже ждут оплачиваемые рабочие места (табл. 5):

Ответы на 5-й вопрос Внешние эксперты Все опрошенные эксперты

чел. % чел. %

ДА 11 40,7 13 36,1

НЕТ 11 40,7 12 33,3

ЗАТРУДНЯЮСЬ ДАТЬ ОТВЕТ 5 18,6 11 30,6

Итого 27 100,0 36 100,0

Вопрос 6. Есть ли смысл в этом ИМО обучать, в частности, китайскому языку в расчете на задачи промышленного освоения месторождений Сибири и Дальнего Востока с участием КНР?

Анализ показывает, что лишь знания английского языка недостаточно для ведения работ на территории других стран. Переводчики отчасти решают проблемы. Для России и его РГГРУ важно повышение внимания к китайс-

Вопрос 7. С учетом Ваших оценок приоритетности укажите 5 наиболее перспективных стран мира, где Россия могла бы усилить свое геологическое и добывающее присутствие?

На этот вопрос ответили практически все эксперты. Ниже приводится перечень стран, а в скобках общее число опрошенных экспертов (без выделения внешних специалистов), назвавших такие страны: Монголия (13), Венесуэла (10), Индия (10), Китай (6), Вьетнам (5), Ангола (5), Бразилия (5), Гвинея (5), Ирак (5), Боливия (4), Иран (4), Казахстан (4), Намибия (4), Ньяма (4), Канада (3), Конго (3), Австралия (2), Алжир (2), Зимбабве (2), Израиль (2), Кир-гизстан (2), Ливан (2), Ливия (2), Мозамбик (2), Перу (2), ЮАР (2), Аргентина (1), Афганистан (1), Габон (1), Египет (1), Замбия (1), Кувейт (1), Либерия (1), Мали (1), Мексика (1), Нигерия (1), Норвегия (1), Парагвай (1), Судан (1), США (1), Сьера-Леоне (1), Туркменистан (1), Узбекистан (1), Финляндия (1), Чили (1).

Е. Введенский из Либерии написал: «Вообще, Африка - самый недооцененный и обойденный вниманием регион, с точки зрения экономической экспансии российских предприятий».

Статус многих ответивших внешних экспертов оказался высок - директора НИИ, главные геологи, профессора и др.

кому языку, особенно при массированном использовании малоквалифицированной рабочей силы в горной промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке. В ближайшие годы КНР резко увеличит свое присутствие в добывающей и обрабатывающей промышленности вдоль российско-китайской границы.

Как ни удивительно, но за изучение китайского (как второго) языка высказались 37% внешних экспертов (табл. 6).

В заключение хотелось бы указать на крупные международные или внешнеэкономические задачи, требующие решения в ближай-щие годы.

По оценкам специалистов Совета Федерации и Государственной Думы, Минприроды, Минэкономразвития и др., России крайне нужны специалисты нового «международного профиля» для назревшего перехода к сбалансированной модели экономического развития, в том числе на уровне отдельных крупных и средних компаний. При этом указываются такие задачи: 1) активизация внешнеэкономических и политических действий каждой страны по урегулированию процесса глобализации в интересах стран с сырьевой ориентацией экономики; 2) создание региональных рынков и вхождение в глобальные структуры, регулирующие сырьевые рынки; 3) государственный протекционизм созданию трансрегиональных и транснациональных компаний комплексного типа с технологически замкнутыми производствами; 4) первоочередной доступ через систему глобализации к новейшим технологиям с целью приоритетной технической модернизации минерально-сырьевых комплексов; 5) разбраковка минерально-сырьевой базы по качественным показателям применительно к условиям регио-

Ответы на 6-й вопрос Внешние эксперты Все опрошенные

эксперты

чел. % чел. %

ДА 10 37,0 15 41,7

НЕТ 8 29,6 10 27,8

ЗАТРУДНЯЮСЬ ДАТЬ 9 33,4 11 30,5

ОТВЕТ

Итого 27 100,0 36 100,0

нального и мировых рынков и восполнение ее за счет открытия и разведки новых высокорентабельных месторождений; 6) корпоративное вхождение в близлежащие региональные рынки и прежде всего в рынок азиатско-тихоокеанского региона и альтернативный заполненному западноевропейскому рынку; 7) разработка скоординированной государственной минерально-сырьевой политики и мер по ее реализации в России и странах СНГ и др.

Перечисленные задачи понятны и определяют содержание учебных планов и программ для наших международников.

В целом проведенное анкетирование преимущественно специалистов геологоразведочного и горнодобывающего профиля из разных регионов России позволяет сделать вывод о целесообразности создания в РГГРУ своего межфакультетского ИМО. Более углубленное обучение части геологов, инженеров и экономистов РГГРУ международному менеджменту и иностранным языкам на базе организуемого ИМО создает новые кадровые предпосылки для расширения российского присутствия в странах дальнего зарубежья (разведка полезных ископаемых, их освоение, строительство новых предприятий и производство новой продукции).

В целом, анализ показывает целесообразность подготовки в ряде ведущих технических университетов РФ собственных кадров между-

народников. Это обусловлено необходимостью преодоления чисто гуманитарной и в том числе внешнеторговой направленности учебных программ (вне необходимой инженерной подготовки). В полной мере это относится к специалистам геологического и горного профиля (соответственно - ГРРГУ).

Примечания:

1. Материалы Научно-практической конференции «Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность» //М.: ФГУП «ВНИИгеосистем».- 2009.-С. 86.

2. Концепция геологического образования в России // М.: НИА-Природа, 2000.-135 с.

3. Даниел, Дж., Джонстон, Д. Анализ экономики геологоразведки, рисков и соглашений в международной нефтегазовой отрасли / Дж. Даниел, Д. Джонстон. -М., Олимп-бизнес, 2005.- С. 464.

4. Спартак, АН. Россия в международном разделении труда: Выбор конкурентной стратегии: Монография //М.: МАКС Пресс, 2004.-С. 92-94.

5. Овчарук, В.П. О проблеме импорта и использования высоких технологий в разведочной геофизике - Минеральные ресурсы / В.П. Овчарук // Экономика и управление.- 2009.- № 4.- С. 70-71.

6. Бобылов, Ю.А. Корпоративная конкурентная разведка: тенденции развития за рубежом и в России / Ю.А. Бобылев // Менеджмент и бизнес-администрирование.- 2009.- № 2.- С. 117-132.

7. Милънер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б. 3. Мильнер. - 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 161.

8. Бобылов, Ю.А. Шпионы Грефа. Глобализация экономики требует от России реформы системы внешней разведки / Ю.А. Бобылев // Политический журнал.-2005.- № 21.- С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.