ПРЯМИЦЫН В.Н., БЕЙ Е.В.
Международное сотрудничество военных гидрометеорологов стран Антигитлеровской коалиции в Арктике в годы Второй мировой войны
V. PRYAMITSYN, E. BEY
International cooperation of military hydrometeorologists of the countries of the Anti-Hitler Coalition in the Arctic during the Second World War
Сведения об авторах:
Прямицын Владимир Николаевич, доктор исторических наук, подполковник, заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института военной истории Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (Москва) priamitzynvn@mail.ru
Бей Евгений Васильевич, доктор исторических наук, подполковник, заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института военной истории Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (Москва) evgeniibey@yandex.ru
Authors:
Vladimir Nikolaevich Pryamitsyn, Doctor of Historical Sciences, lieutenant-colonel, deputy head of department, Military history research institute, Military Academy of the General Staff of the Russian Federation Armed Forces (Moscow) priamitzynvn@mail.ru
Evgeniy Vasilievich Bey, Doctor of Historical Sciences, lieutenant-colonel, deputy head of department, Military history research institute, Military Academy of the General Staff of the Russian Federation Armed Forces (Moscow) evgeniibey@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена сотрудничеству метеорологов СССР, Великобритании и США в годы Второй мировой войны в Арктике. Рассматривается взаимодействие при гидрометеорологическом обеспечении проводки арктических конвоев, перегонки самолётов северным и восточным маршрутами.
Abstract
The article is devoted to the cooperation of meteorologists of the USSR, Great Britain and the USA during the Second World War in the Arctic. The interaction in hydrome-teorological support of Arctic convoys, aircraft transportation by northern and eastern routes is considered.
Ключевые слова:
Арктика, Вторая мировая война, гидрометеорология, сотрудничество, ленд-лиз, конвои.
Keywords:
the Arctic, World War II, hydrometeorology, cooperation, Lend-Lease, convoys.
Гидрометеорология - едва ли не самая международная из наук. В самом термине «синоптика», переводящимся с греческого языка, как «обозревающий всё», заложено интернациональное начало. В 1872 г. Первый международный конгресс гидрометеорологов в Лейпциге учредил систему обмена депешами о погоде, что послужило толчком к возникновению международного сотрудничества в этой сфере. Более половины государств-учредителей такого обмена, относились к числу полярных: Россия, Дания, Норвегия, США, Швеция1.
Прекращение международного обмена гидрометеорологической информацией после начала Первой мировой войны поставило отечественных прогнозистов в затруднительное положение. На синоптических картах районы, расположенные к западу от линии фронта, оказались оголены. Общеизвестно, что сведения о погоде из так называемых районов выноса имеют ключевое значение при составлении прогнозов погоды. В обиходе гидрометеорологов появился новый термин «обрезанная карта»2. Так называли синоптические карты, заполненные информацией лишь с территории, контролируемой своими войсками.
Шипчинский В.В. Обзор организации службы погоды всего земного шара и русская служба погоды // Записки по гидрографии. 1911. № XXXIII. С. 272. Нездюров Д.Ф. Очерки развития метеорологических наблюдений в России. Л., 1969. С. 200.
Ввиду острой нехватки исходной информации о погоде с западного направления жизненную важность для прогнозистов русской армии приобрели метеорологические данные из Швеции, Норвегии и Дании. Эти государства сохраняли нейтралитет и на протяжении всей войны продолжали делиться с соседями данными наблюдений1. В силу того, что южный фланг фронта был в метеорологическом отношении «оголён», а на севере гидрометеорологи могли рассчитывать на содействие коллег из нейтральных государств, оправдываемость прогнозов погоды для северных районов страны была на несколько процентов выше, чем для южных2.
В межвоенный период передовые гидрометеорологические державы с каждым годом наращивали объёмы международного сотрудничества, и их военные гидрометслужбы в полной мере пользовались преимуществами такого взаимодействия. Несмотря на это, интенсивное развитие международного сотрудничества в сфере военной гидрометеорологии было связано с началом Второй мировой войны3.
В ночь на 22 июня 1941 г. Германия и её сателлиты прекратили передачу сведений о погоде по радио. Перестали поступать они и с территории, занятой противником, а также из ряда прифронтовых районов. Данные о фактической погоде с территории стран Европы оказались советским синоптикам недоступны, а стремительно смещавшаяся на восток линия фронта с каждым днём лишала их сведений и от своих станций, всё более и более усложняя прогнозирование4.
Объединением гражданских и военных гидрометеорологических органов в стране была создана Гидрометеорологическая служба Красной Армии, Главное управление которой возглавил участник «папанинской четвёрки», Герой Советского Союза генерал-майор Е.К. Фёдоров. Будучи профессиональным гидрометеорологом, он в качестве первоочередных мер наладил взаимодействие с коллегами из стран-союзниц. Для непосредственного взаимодействия с гидрометеорологическими службами США и Великобритании в ГУГМС КА был учреждён отдел заграничной службы5.
Существенная роль отводилась сотрудничеству с британскими коллегами. В результате интенсивной переписки и переговоров в 1942 г. удалось
Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 2008. Оп. 1. Д. 181. Л. 33-36. Нездюров Д.Ф. Указ. соч. С. 200.
Янковский И.А., Баранов А.М., Коган-Белецкий Г.И., Мазурин Н.И. Военная метеорология. Л., 1961. Ч. 1. С. 7-10.
Сперанский В.М. Метеорологическое обеспечение боевых действий авиации // Военно-исторический журнал. 1982. № 5. С. 20-26.
Военная метеорология и её роль в гидрометеорологическом обеспечении военных действий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб., 1995. С. 183.
организовать оперативный обмен гидрометеорологической информацией между советским Центральным институтом погоды и Метеорологическим центром Королевских ВВС Великобритании. Данные, передаваемые английской стороной, были существенным подспорьем при разработке прогнозов погоды по всем районам боевых действий, но всё же наибольшую значимость они представляли при обеспечении проводки союзных конвоев в Арктике.
Английские корабли, осуществлявшие плавание в Баренцевом море по взаимной договорённости сторон, начали получать прогнозы погоды от Гидрометеорологической службы Северного флота. Наблюдая за фактической погодой и ледовой обстановкой, они стали передавать телеграммы в адрес мурманских прогнозистов. Ледовый архив Гидро-метслужбы Северного флота до сих пор хранит карты, на которых положение ледовой кромки установлено с использованием информации с английских кораблей.
Многие синоптики, занимавшиеся прогнозированием в годы войны, сравнивали данные о погоде, полученные от британцев, с глотком свежего воздуха. Вспоминает Нина Григорьевна Павленко, всю войну проработавшая техником-синоптиком Службы погоды Северного флота: «Помню, что нам приходилось работать в условиях "обрезанной карты". Мы располагали лишь данными от постов и станций Кольского полуострова, а также немногочисленными донесениями с моря. Поэтому существенным подспорьем в работе синоптиков стали метеорологические сводки, которые в 1942 году начала передавать по своей территории Англия»1.
Широкое развитие получило также сотрудничество между военными метеорологами СССР и США. Там взаимодействие с ГУГМС Красной Армии было возложено на начальника Гидрометеорологической службы Военно-морских сил капитана Говарда Томаса Орвилла2. Генерал-майор Е.К. Фёдоров и капитан Г.Т. Орвилл тесно сотрудничали в вопросах обеспечения СССР американскими гидрометеорологическими приборами и пособиями. Несмотря на географическую удалённость, советские и американские коллеги обменивались сведениями о фактической погоде и прогнозами.
Наибольшую актуальность такое взаимодействие имело при обеспечении перегона самолётов. Ярким примером выступает сотрудничество специалистов двух стран при обеспечении воздушной линии между
Павленко Н.Г. В условиях военного времени. М., 2012. С. 60.
Военная метеорология и её роль в гидрометеорологическом обеспечении военных действий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С. 182.
советским Красноярском, Уэлькалем и американским Фэрбенксом. Она получила название Красноярской воздушной трассы, а неофициально её называли АЛСИБом1.
Получив задачу на обеспечение новой воздушной трассы, начальник отдела метеослужбы штаба ВВС обратился в Главное управление Гидро-метслужбы Красной Армии с просьбой о содействии в получении режимного материала: «Прошу Ваших указаний срочно составить климатическое описание по следующим участкам: Фэрбенкс - Ном, Ном - Уэлькаль, Уэлькаль - Сеймчан, Сеймчан - Якутск, Якутск - Киренск, Киренск -Красноярск»2. Ответ оказался предсказуемым: «В части климатического описания указанной трассы и аэродромов сообщаю, что Управление необходимыми материалами не располагает»3. Вместо климатического описания из Центрального института погоды прислали лишь самое общее синоптическое описание заявленного маршрута.
Советский Союз предпринял колоссальные усилия по созданию вдоль линии перегонки самолётов всей необходимой инфраструктуры, в том числе и метеорологической. Но воздушная трасса начиналась в американском Фэрбенксе, что придавало ей статус международной авиалинии. Таким образом, успех метеорологического обеспечения зависел от того, как будет налажено взаимодействие синоптиков двух государств.
В соответствии с «Положением о взаимодействии ГУГМС КА с иностранными гидрометеорологическими службами» на всей протяжённости трассы от Красноярска до Фэрбенкса была установлена единая форма метеорологической документации и система снабжения пилотов метеорологическими сведениями. При этом непосредственное обеспечение на аэродромах Аляски возлагалось на американскую гидрометслужбу, а на аэродромах СССР - на советскую4.
В конце сентября 1942 г. по АЛСИБу пошли первые группы самолётов, передаваемых США Советскому Союзу по ленд-лизу. Американские лётчики доставляли самолёты от авиазаводов, расположенных на севере США, через Канаду в Фэрбенкс. Здесь советская военная миссия принимала технику и передавала её советским пилотам. Первый перелёт американских самолётов, состоявшийся в октябре 1942 г., преподал перегонщикам несколько горьких уроков. При посадке группы истребителей «Киттихаук» в Уэлькале в сложных метеорологических условиях две
Почтарёв А.Н., Горбунова Л.И. Полярная авиация России. 1914-1945 гг. М., 2011. С. 523.
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО
РФ). Ф. 35. Оп. 11264. Д. 25. Л. 63 и об.
Там же. Л. 68.
Там же. Д. 98. Л. 66-67.
машины по неопытности пилотов получили повреждения. На участке от Уэлькаля до Сеймчана перелетающая группа попала в плотную облачность, строй рассыпался, и самолёты самостоятельно приземлились на запасном аэродроме Марково. 14 октября в сильном снегопаде разбился самолёт командира звена лейтенанта А.Д. Новгородского. В плотной облачности потерял строй и без вести пропал младший лейтенант Ф.Е. Федоренко1. На аэродромах авиаторы испытывали существенные трудности, связанные с низкими температурами. Холода и череда катастроф, связанных с непогодой, заставляли лётчиков неделями сидеть на аэродромах, из-за чего первый перелёт занял 33 суток. В этот период метеорологическая служба трассы только создавалась и всё ещё не могла надёжно обеспечить безопасность перегонки авиатехники.
Система метеорологического обеспечения перегонки авиационной техники окончательно сформировалась на АЛСИБе только к началу 1943 г., когда по нему уже перегнали значительное количество самолётов. Существенная роль в ней отводилась работе коллег из США. Во-первых, советские лётчики, перегонявшие самолёты из Фэрбенкса в Уэлькаль, пользовались метеорологическим обеспечением синоптиков аэродромов Фэрбенкс и Ном. Во-вторых, на стыке советского и американского участков перегоночной трассы осуществлялся международный обмен метеорологической информацией. США передавали данные наблюдений своих станций в радиометцентр г. Анадырь. В свою очередь СССР передавал в г. Ном материалы наблюдений 12 советских станций2.
Значительный интерес представляет организация метеорологического обеспечения перегона самолётов и на американском участке. Авиационные заводы, расположенные на севере США, были отделены от пункта передачи авиатехники тысячами километров канадской тундры. Их перегонка была возложена на лётчиков 7-й авиационной группы перегонки Управления воздушно-транспортных перевозок ВВС США. Воздушный мост, проложенный на Аляску через Канаду, получил сокращённое наименование АЛКАН. Здесь, как и в Сибири, пришлось в кратчайшие сроки строить промежуточные аэродромы, прокладывать нефтепровод, создавать метеорологические станции. Новые пункты наблюдений американских ВВС были открыты через каждые 100 км трассы.
Темпы перегонки самолётов по АЛСИБу год от года возрастали. Если в 1942 г. советско-германскому фронту было поставлено 114 машин, то в 1943 г. уже 2465, в 1944 г. - 3029, а за 9 месяцев 1945 г. - 2300 самолётов.
1 О поиске самолёта Ф.Е.Федоренко см. статью Филина П.А. «Итоги чукотского этапа экспедиции РГО и Минобороны России по обследованию объектов перегоночной трассы АЛСИБ в 2022 г.» в данном сборнике.
2 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11264. Д. 61. Л. 1 об.
По данным Народного комиссариата внешней торговли, 42,2 % всех самолётов, поставленных по ленд-лизу, прибыли в СССР по Красноярской воздушной трассе. Кроме военного, трасса имела важное хозяйственное и дипломатическое значение. По АЛСИБу перемещались дипломаты и военные специалисты, в том числе послы СССР в США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, вице-президент США Г. Уоллес1.
Несмотря на успешность работы этой трассы, перегонка авиатехники через Аляску в Сибирь и далее на советско-германский фронт занимала слишком много времени. В связи с этим, в 1944 г. было принято решение о перегонке 48 летающих лодок «Каталина» северным маршрутом. Метеорологическое обеспечение перелёта по трассе: Элизабет-Сити - Норфолк - Ньюфаундленд - Исландия - Мурманск, превышающей своей протяжённостью 4700 миль, стало вызовом и испытанием на профессионализм для специалистов СССР и США.
Метеорологическая служба ВМС США взяла на себя обслуживание перелёта наших экипажей на участке от базы Элизабет-Сити до Рейкьявика и от Рейкьявика до меридиана 5° восточной долготы. Один из участников перегона самолётов М.Н. Чибисов вспоминал: «Перед вылетом метеоролог знакомил экипаж с прогнозом погоды и выдавал нам синоптическую карту. Только после детального анализа метеоусловий по всему маршруту, а также расчёта оптимальной скорости и высоты, экипаж докладывал о готовности к вылету»2.
Советским военным метеорологам предстояло обеспечить летающие лодки на участке от Исландии до Мурманска. Таким образом, на самом сложном отрезке перелёта прогноз погоды дублировался прогностическими организациями США и СССР. Лётчик М.Н. Чибисов вспоминал: «Ввиду большой продолжительности полёта данного этапа трудно было надеяться на благоприятные погодные условия, поэтому важно было получить максимально точный прогноз, а также рассчитать время полёта так, чтобы посадка самолёта происходила в светлое время суток. После тщательного сравнения данных различных метеослужб (английской, исландской и советской) было решено сделать первый вылет с авиабазы Рейкьявик 14 июня в 23 часа с тем, чтобы прибыть в Мурманск на следующие сутки в 18 часов»3.
Условия погоды для перелётов через Атлантику имели решающее значение, поэтому к обеспечению экипажей гидрометеорологической информацией предъявлялись особые требования. Непосредственную
1 Почтарёв А.Н., Горбунова Л.И. Указ. соч. С. 540.
2 Рубина Е.М., Телятникова Э.М. Через материки и океаны. Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова. 2011. С. 28.
3 Там же. С. 35.
разработку прогнозов возложили на подразделение, имеющее наибольший опыт в прогнозировании над водами Арктики, - филиал Бюро погоды Управления Гидрометслужбы Северного флота в Мурманске. Заполярных синоптиков в специальном отношении всесторонне поддерживали специалисты Центрального института погоды. На промежуточных аэродромах посадки на Ньюфаундленде и в Рейкьявике с целью организации приёма, оказания всесторонней помощи и подготовки к дальнейшему перелёту находились представители советских военно-морских миссий в США и Англии. При них работали и специалисты гидрометеорологической службы. В частности, в Рейкьявике составлением краткосрочных прогнозов при советской военно-морской миссии занимался опытный синоптик - начальник отдела краткосрочных прогнозов Центрального института погоды С.М. Простяков1.
Надо отдать должное героизму наших лётчиков, которые часто попадали в исключительно сложные условия полёта, особенно на участке между Ньюфаундлендом и Исландией. Отдельным отрядам доводилось по 4-7 часов лететь вслепую в условиях сильного обледенения, будучи прижатыми низкой облачностью к самой воде. К сожалению, одна машина всё-таки погибла. Это случилось ночью 18 июня 1944 г. между Ло-фотенскими островами и о. Ян-Майен в штормовых условиях при полёте на высоте 500 м. Поисково-спасательная операция успеха не принесла. В целом же, благодаря слаженной работе метеорологов стран-союзниц за относительно короткий срок по трём маршрутам из США в СССР удалось перегнать 173 гидросамолёта.
Опыт Второй мировой войны показал, что сотрудничество советских метеорологов с зарубежными коллегами было не только двухсторонним, но и многосторонним. Так, в марте 1944 г. государства-союзники согласовали предоставление друг другу данных наблюдений от ограниченного числа наиболее важных пунктов2. СССР, США, Великобритания и Франция подготовили списки станций, наблюдения которых подлежали передаче друг другу. Впоследствии они были дополнены шаропилот-ными и радиозондировочными пунктами. Значительная часть пунктов, метеорологические данные которых передавались союзниками друг другу, находилась в полярных широтах3. Сведения, получаемые таким путём, использовались не только в оперативной работе, но и при проведении научных изысканий.
Аристов Н.А., Гинсбург Б.М. Центральный институт прогнозов в годы Великой Отечественной войны. Обнинск, 1985. С. 3. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11269. Д. 30. Л. 1. Там же. Л. 1-4, 15, 28, 10-12.
Кроме данных фактических гидрометеорологических наблюдений, в ходе международного военного сотрудничества страны Антигитлеровской коалиции предоставляли друг другу в Арктике и режимный материал. В частности, в марте 1944 г. на имя начальника Главного управления Гидрометслужбы СССР через начальника Отдела внешних сношений Народного комиссариата ВМФ поступило обращение Главы морской секции военной миссии США в СССР о предоставлении Гидрографическому департаменту США ряда материалов и изданий по гидрометеорологическому режиму Охотского моря. Было принято решение предоставить американцам запрашиваемые четыре пособия, попросив взамен столько же пособий, интересующих советскую гидрометслужбу1.
Ещё одним направлением взаимодействия между гидрометеорологами СССР и США в годы Второй мировой войны стало предоставление территории для размещения гидрометеорологической инфраструктуры союзников. Ярким примером выступает обращение президента США к И.В. Сталину с просьбой о размещении в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском американских военных аэрологических станций. Они были необходимы для качественного обеспечения американских ВВС при ведении боевых действий на тихоокеанском театре. СССР ответил согласием, попросив взамен интересующий его режимный материал по морям Тихого океана2.
Подводя итог рассмотрению вопроса международного сотрудничества военных гидрометеорологов стран Антигитлеровской коалиции в Арктике в годы Второй мировой войны, можно сделать следующие выводы:
1. Арктика являлась регионом интенсивного взаимодействия специалистов из разных стран с момента зарождения международного обмена информацией о погоде.
2. Ещё в годы Первой мировой войны русские прогнозисты столкнулись с нехваткой информации в условиях обрезанной карты и вынуждены были нарастить взаимодействие с коллегами из полярных стран, поддерживавших нейтралитет (Норвегия, Швеция, Дания). Однако наиболее широкое распространение сотрудничество в области военной гидрометеорологии получило в годы Второй мировой войны.
3. Среди стран Антигитлеровской коалиции наиболее интенсивные связи установились между гидрометеорологами СССР, США и Великобритании.
Филиал ЦАМО РФ (архив Военно-Морского флота, г. Гатчина). Ф. 710. Оп. 1. Д. 1006. Л. 71.
Клепиков В.А., Удриш В.В., Попов Д.А. 90 лет Гидрометеорологической службе ВС РФ. М., 2005. С. 60.
4. Основными формами сотрудничества стали обмен фактической и режимной гидрометеорологической информацией, совместное обеспечение проводки конвоев и перегонки авиационной техники, поставки специального имущества и технических средств, предоставление территории для размещения гидрометеорологической инфраструктуры.
5. Международное сотрудничество военных гидрометеорологов стран Антигитлеровской коалиции в Арктике способствовало приближению победы во Второй мировой войне. Оно обогатило теорию и практику работы специалистов всех трёх стран новым опытом.