УДК 34
A.A. Сизов *
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ТЕРАКТОВ
Настоящая статья посвящена вопросу международного сотрудничества в сфере расследования преступлений террористической направленности, в частности террористических актов. Приводятся конкретные формы межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов различных стран при производстве по уголовным делам о терактах, делается вывод о необходимости разработки новых форм и методов взаимодействия государств при борьбе с терроризмом.
Ключевые слова: терроризм, расследование, международное сотрудничество, террористический акт.
Не вызывает сомнений, что залогом успешной борьбы с таким опасным и негативным социальным явлением, как терроризм, является взаимное сотрудничество органов власти, чья компетенция состоит в осуществлении правоохранительной деятельности. Акцентирование внимания на данном вопросе представляется своевременным, что подтверждается информацией о крупнейших террористических актах, которые были совершены в мире только за нынешний год.
Так, 22 марта 2016 года было совершено сразу несколько террористических актов на территории Бельгии. Произошли два взрыва в зале вылетов аэропорта Брюсселя, еще два взрыва — в брюссельском метро. По предварительным данным, погибли 13 человек, 35 пострадали.
13 марта вечером в центре Стамбула в Турции на автобусной остановке вблизи одного из офисов премьер-министра в момент большого скопления людей взорвался заминированный автомобиль, находившийся между двумя автобусами. Погибли 37 человек, пострадали 125.
29 февраля в городе Эль-Микдадия в 80 километрах северо-восточнее Багдада в Ираке террорист-смертник подорвался на церемонии похорон, организованных шиитским сообществом. По данным СМИ, 35 человек погибли, еще 50 были ранены. Боевики заявили о гибели 60 человек и ранении еще 100 в результате взрыва.
9 февраля в Нигерии террористы-смертники атаковали лагерь для перемещенных лиц в штате Боно. В результате серии взрывов более 60 человек погибли. На северо-востоке Нигерии действует радикальная исламистская группировка «Боко Харам», которая стоит за большинством терактов в стране.
31 января в шиитском квартале Саида Зайнаб на юге Дамаска произошли три взрыва. Одно взрывное устройство террористы взорвали дистанционно — оно было заложено в один из автомобилей, одновременно рядом себя подорвал смертник в маршрутном автобусе. Спустя несколько минут себя подорвал еще один террорист. Сгорели десят-
* © Сизов А.А., 2016
Сизов Александр Александрович ([email protected]), кафедра государственного управления, гражданского и уголовного права, Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, 305029, Российская Федерация, г. Курск, ул. Карла Маркса, 53.
ки автомобилей и магазинов. Сильно повреждены расположенные рядом жилые дома. По последним данным, жертвами тройного взрыва стали 59 человек, 128 человек получили ранения.
В ночь на 31 января в окрестностях города Майдугури в Нигерии жертвами боевиков группировки «Боко Харам» стали по меньшей мере 65 человек.
Представляется возможным выделить сразу несколько факторов, которые обуславливают необходимость взаимодействия правоохранительных органов, а также их следственных аппаратов при выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений террористической направленности.
Во-первых, вне зависимости от географического расположения правоохранительных органов и их принадлежности системе органов власти того или иного государства перед ними в целом стоят общие задачи. Кроме того, по большому счету ими практически используются схожие между собой средства и методы осуществления оперативно-розыскной, а также уголовно-процессуальной деятельности.
Во-вторых, способность террористической деятельности проявляться в различных формах обуславливает высокую степень сложности расследования соответствующей категории преступлений на фоне объективной потребности в незамедлительном изобличении виновного или виновных.
В-третьих, при расследовании преступлений террористической направленности вполне вероятно может оказаться, что их подготовка осуществлялась в территориальных пределах иного государства. В данном случае отказ от межгосударственного сотрудничества в производстве соответствующего расследования может повлечь за собой невозможность установления обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного дела, а также стать причиной избегания общественно опасным лицом уголовной ответственности.
На сегодняшний день международное сотрудничество в сфере противодействия проявлениям террористической деятельности должно рассматриваться и восприниматься в качестве неотъемлемой составляющей антитеррористической политики любого государства, поскольку в настоящее время прослеживается рост уровня преступности, преумножение транснациональных организованных преступных групп. Очевидно, что мировое сообщество признает это, и свидетельством служат разработка и заключение многосторонних международных договоров и соглашений.
К правовой основе международного сотрудничеств в сфере расследования террористических актов представляется возможным отнести: акты национального законодательства, направленные на регламентирование вопросов оказания международной правовой помощи; международные договоры и соглашения; межправительственные соглашения, посвященные отдельным вопросам взаимного сотрудничества в рамках борьбы с преступностью, а также межведомственные договоры и соглашения.
Подвергая рассмотрению тему международного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации, в обязательном порядке следует обозначить в качестве основного правового документа Конституцию [4, с. 56]. Конституцией Российской Федерации определяется правовой статус граждан и признаются составной частью национальной правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и российские международные договоры.
Помимо Конституции правовая основа межгосударственного сотрудничества российских правоохранительных органов в области расследования террористических актов включает в себя также иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты [1]. К таковым, в частности, допустимо относить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 16.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [3], Указ Президента Российской Федерации
112 Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т. 2. № 3
от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», а также другие. Анализируя, например, Уголовно-процессуальный кодекс, в нем можно проследить специально выделенную часть, нормы которой посвящены международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства [2].
Реальная угроза подвергнуться последствиям совершения террористических актов побуждает государства к приложению максимальных усилий для оказания эффективного противодействия террористической преступности, в том числе и на международном уровне. В данном случае речь идет о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств, для обеспечения успешности которого последние заключают соглашения между собой [6, с. 103]. Предназначением дан-ныгх соглашений, в свою очередь, является регламентация взаимодействия правоохранительных органов, занимающихся, в частности, расследованием террористических актов.
В настоящее время представляется возможным обозначить следующие формы межгосударственного сотрудничества в сфере производства по уголовным делам о терактах.
1. Сотрудничество в форме направления и исполнения запросов об оказании правовой помощи. Упомянутые запросы часто именуются международными следственными поручениями. Их направление осуществляется в случае необходимости вытол-нения отдельных процессуальных действий на территории зарубежного государства.
В рамках предварительного расследования может возникнуть потребность в вовлечении в процессуальные действия лиц, которые проживают в другой стране и являются свидетелями, потерпевшими, гражданскими истцами либо ответчиками. При наличии согласия последних их могут вызвать на территорию российского государства. Как правило, на этот счет в международный: следственный: поручениях прописываются гарантии непривлечения вызываемых лиц к уголовной ответственности.
2. Сотрудничество в форме взаимного обмена информацией. Естественно, в данном случае речь идет об информации, которая касается существенный вопросов, относящихся к расследуемому уголовному делу. В качестве примера можно привести Минскую конвенцию, предусматривающую взаимное предоставление участниками конвенции сведений относительно действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также практики их применения. Аналогичное положение допустимо наблюдать и в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи.
Уделяя внимание практической деятельности, осуществляемой правоохранительными органами, не стоит забытать об объективной потребности во всемирном расширении взаимодействия в области обмена информацией по вопросам расследования террористических актов.
Реальныш обмен практическим опытом органов расследования по уголовныш делам о преступлениях террористической направленности видится серьезным шагом на пути повышения эффективности борьбы с терроризмом как на внутригосударственном, так и на международном уровне [5, с. 192]. Понимая это, страны Содружества принимают следующие меры:
— проводят совещания, семинары с целью обсуждения тенденций криминогенной обстановки, а также потенциала эффективности противодействия преступности и методики расследования преступных деяний;
— обеспечивают оперативное информирование о приготовлениях и совершениях преступлений, которыми затрагиваются интересы двух и более государств, а также о проведении операций, направленных на задержание особо опасных преступников, создании компьютерных баз данных преступников;
— собирают, хранят и систематизируют информацию относительно законодательства государств, а также разрабатывают рекомендации по повышению степени совершенства юридической основы и устранению коллизий, способных создать препятствия борьбе с преступностью.
Таким образом, представляется возможным заключить, что проблема эффективности борьбы с террористической деятельностью, проявляющейся, в частности, в форме совершения террористических актов, на сегодняшний день является весьма актуальной для международного сообщества. Следует приложить максимальные усилия для разработки новых и практически полезных форм, а также методов межгосударственного сотрудничества в сфере расследования преступлений террористической направленности.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
3. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 29. Ст. 2757.
4. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Противодействие религиозному и национальному экстремизму: монография. Курск: Университетская книга, 2016. 134 с.
5. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Правовой статус иностранного гражданина по российскому уголовному законодательству // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 7. С. 191-194.
6. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Особенности уголовного права и процесса исламских государств: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. 168 с.
References
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by the nation-wide vote 12.12.1993)]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF[Legislation Bulletin of the Russian Federation]. 2014. No. 31. Article 4398 [in Russian].
2. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 18.12.2001 N 174-FZ (v red. ot 06.07.2016) [Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 18.12.2001 № 174FZ (as amended on 06.07.2016)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation]. 2001. no. 52 (part I). Article 4921 [in Russian].
3. Federal'nyi zakon ot 15.07.1995 N 101-FZ (v red. ot 12.03.2014) «O mezhdunarodnykh dogovorakh Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated 15.07.1995 № 101FZ (as amended on 12.03.2014) «On international treaties to which Russian Federation is a signatory»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation]. No. 29. Article 2757 [in Russian].
4. Sizov A.A., Shakhbazov R.F. Protivodeistvie religioznomu i natsional'nomu ekstremizmu. Monografiia [Counteraction to religious and national extremism. Monograph]. Kursk: ZAO «Universitetskaia kniga», 2016. 134 p. [in Russian].
5. Sizov A.A., Shakhbazov R.F. Pravovoi status inostrannogo grazhdanina po rossiiskomu ugolovnomu zakonodatel'stvu [Legal status of foreign citizen according to the Russian criminal legislation]. Vestnik Kurskoi gosudarstvennoi serskokhoziaistvennoi akademii [Vestnik of Kursk State Agricultural Academy]. 2015. No. 7. P. 191-194 [in Russian].
6. Sizov A.A., Shakhbazov R.F. Osobennosti ugolovnogoprava iprotsessa islamskikh gosudarstv. Monografiia [Peculiarities of criminal law and process of Islamic states. Monograph]. M.: Izdatel'stvo «Iurlitinform», 2016. 168 p. [in Russian].
114 Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т. 2. № 3
A.A. Sizov*
INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF THE INVESTIGATION OF TERRACTS
The present article is devoted to the issue of international cooperation in the sphere of investigation of crimes of terroristic orientation, in particular, of terroristic acts. Specific forms of interstate cooperation of law-enforcement agencies of different countries during the production on criminal cases about terroristic acts are presented; the conclusion about the necessity of development of new forms and methods of interaction of states at the prevention of terrorism is made.
Key words: terrorism, investigation, international cooperation, terroristic act
* Sizov Alexander Alexandrovich ([email protected]), Department of Public Administration, Civil and Criminal Law, Kursk Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University, 53, Karl Marx St., Kursk, 305029, Russian Federation.