Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМА'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактика преступлений / противодействие / международное сотрудничество / киберпреступность / кибертерроризм / crime prevention / counteraction / international cooperation / cybercrime / cyberterrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонян Елена Александровна

Необходимость борьбы с компьютерной преступностью отмечается всем мировым сообществом. На международном уровне принят ряд нормативных правовых актов, в которых предусмотрен комплекс мер по противодействию киберпреступности. В данной статье дается анализ законодательства в этой области, а также раскрываются вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия кибертерроризма с Интерполом, Европолом, Евроюстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to combat computer crime is noted by the entire world community. A number of regulatory legal acts have been adopted at the international level, which provide for a set of measures to counter cybercrime. This article analyzes the legislation in this area, and also reveals the issues of international cooperation in the field of countering cyberterrorism with Interpol, Europol, Eurojust.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМА»

УДК 343.9 ББК 67.51

Елена Александровна Антонян

заведующий кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),

доктор юридических наук, профессор

antonyaa@yandex.ru

125993. Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМА1

Аннотация. Необходимость борьбы с компьютерной преступностью

отмечается всем мировым сообществом. На международном уровне принят ряд нормативных правовых актов, в которых предусмотрен комплекс мер по противодействию

киберпреступности. В данной статье дается анализ законодательства в этой области, а также раскрываются вопросы международного

сотрудничества в сфере

противодействия кибертерроризма с Интерполом, Европолом, Евроюстом.

Ключевые слова: профилактика преступлений, противодействие, международное сотрудничество, киберпреступность, кибертерроризм.

E.A. ANTONYAN, Professor, Department of Criminology and Criminal Executive Law, Doctor of Law, Professor, of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

antonyaa@yandex.ru Sadovaya-Kudrinskaya str., 9, Moscow, 125993

INTERNATIONAL COOPERATION IN COUNTERING CYBERTERRORISM

Annotation. The need to combat computer crime is noted by the entire world community. A number of regulatory legal acts have been adopted at the international level, which provide for a set of measures to counter cybercrime. This article analyzes the legislation in this area, and also reveals the issues of international cooperation in the field of countering cyberterrorism with Interpol, Europol, Eurojust.

Key words: crime prevention, counteraction, international cooperation, cybercrime, cyberterrorism.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16175 «Блокчейн технологии противодействия рискам кибертерроризма и киберэкстремизма: криминолого-правовое исследование»

Организация объединенных наций неоднократно обращала внимание стран на необходимость борьбы с компьютерной преступностью, модернизации законодательства отдельных стран. Так, в 1995 г. был опубликован «Справочник ООН по предотвращению и контролю преступности, связанной с компьютерами», где были изложены результаты исследований деятельности преступных групп в сфере компьютерных правонарушений, а также проведен тщательный анализ законодательства в этой области. Именно в 1995 г. было предпринято несколько важных шагов по разработке мер противодействия киберпреступности. Так, положительным результатом работы совещания министров «большой восьмерки» по борьбе с терроризмом стала Декларация, в которой затрагивались вопросы кибертерроризма1.

В 1995 г. состоялась и международная конференция, организованная Интерполом, темой которой была киберпреступность. При этом в основном выводе по результатам мероприятия подчеркивалась обеспокоенность международного сообщества распространением киберпреступности, а также обращалось внимание на отсутствие эффективных механизмов противостояния киберпреступникам. Впоследствии подобные конференции стали регулярными. Более того, были созданы специальные рабочие группы в Европе, Азии, Африке и Северной и Южной Америке для изучения регионального опыта противодействия киберпреступлениям [3, с. 99].

В 1996 году «Большая восьмерка» принимает пакет мер, состоящий из сорока рекомендаций по трем направлениям, одним из которых было выявление и профилактика преступлений и террористических актов, совершаемых с применением передовых технологий2. Предполагалось, что передовые страны разработают меры противодействия преступлениям, совершаемым с помощью передовых компьютерных технологий. В том числе речь шла и о действиях террористов, использующих сеть Интернета.

В течении 1997 г. прошло несколько совещаний на уровне Министров внутренних дел и Министров юстиции, было принято несколько документов, декларирующих необходимость изменения законодательства и совместных мер безопасности. Управление по науке, технологии и промышленности ОЭСР подготовило доклад, в котором были отмечены трудности в развитии законодательной системы, касающиеся предотвращения преступлений,

1 Декларация совещания министров «восьмерки» в Оттаве по борьбе с терроризмом (принята 12 декабря 1995 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=15901 (дата обращения: 18.02.2022).

2 Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.): сб. правовых актов. — М., 1998. Вып. 10. — 84 с.

совершенных с помощью компьютерных технологий и наказания 100].

Важный шаг в этом направлении был сделан в 1998 г., когда по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 53/70 в которой шла речь не только о киберпреступности, но и о кибертерроризме. О мерах противодействия данному виду преступности было упомянуто и в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (от 04.06.1999 г.)1.

В 2000 г. на одном из саммитов стран-членов ЕС был принят «Электронный европейский план действия», не только призвавшего скоординировать действия внутри Европейского союза, но и предлагавший рассматривать высокотехнологичные и компьютерные преступления как одну из сфер права и использовать наказания, аналогичные наказаниям за обычные преступления [3, с. 100].

Одним из важнейших документов стала Конвенция Совета Европы о киберпреступности, принятая в 2001 г. На сегодняшний день это единственный документ такого уровня2. Конвенция весьма значима не только в рамках Совета Европы, но и на глобальном уровне. Она является одним из основополагающих документов в сфере противодействия киберпреступности. Конвенцию подписали не только страны Европы, но также Аргентина, Австралия, Израиль, Япония, США, в общей сложности более пятидесяти государств [1, с. 39].

Участники Конвенции соглашаются проводить общую политику в области борьбы с киберпреступностью, принимать соответствующие акты, укреплять международное сотрудничество, не допускать нарушений конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем и компьютерной информации, выявлять и расследовать уголовные преступления в информационной сфере, привлекать к уголовной ответственности соответствующих лиц, разрабатывать договоренности относительно оперативного и надежного международного сотрудничества.

Глава 3 Конвенции посвящена международному сотрудничеству в сфере борьбы с киберпреступностью, которое основывается на предоставлении трансграничного доступа к хранящимся компьютерным данным и на оказании

1 Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://terroristica.info/node/84 (дата обращения: 15.02.2022).

2 Европейская Конвенция по киберпреступлениям (преступлениям в киберпространстве). Будапешт, 23 ноября 2001 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid = 4603 (дата обращения: 18.02.2022).

взаимной правовой помощи, в том числе по сбору данных о потоках в режиме реального времени и созданию круглосуточно действующей сети [1, с. 39].

Несмотря на наличие в рассматриваемой сфере других международных актов, «Конвенция является единственным признанным международным договором, ... содержит нормы материального и процессуального (процедурные) права в целях противодействия киберпреступности и защиты свободы, безопасности и прав человека в интернете» [5, с. 66].

Вместе с тем, в некоторой степени Конвенция является устаревшей и не отвечающей актуальной ситуации в связи со стремительными темпами освоения цифрового пространства и внедрения новых технологий. Поскольку Конвенция разрабатывалась в 1997-2001 гг., многие угрозы в области киберпространства на тот момент не были известны либо им не уделялось должного внимания [1, с. 39]. Весьма сложным является эффективное ведение борьбы с новыми проявлениями терроризма в информационном пространстве без его юридического определения и, соответственно, криминализации как самого понятия, так и его составляющих.

В 2001 г. терроризм в сфере наукоемких технологий был закреплен в подготовленном в США «Акте 2001 г.». К кибертерроризму был отнесен достаточно широкий спектр преступлений: от ущерба, принесенного хакерами частным лицам, до вреда, причиненного государственным учреждениям [7].

Важное значение в выработке международных стандартов в области предупреждения преступлений в информационно-коммуникационной сфере играют конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями [6]. Например, на прошедшем 12-19 апреля 2010 г. в городе Сальвадоре в Бразилии XII конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию особое внимание было уделено проблеме координации национальных правоохранительных структур в области противодействия преступности в сфере ИКТ.

В материалах конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечается: «Для эффективного предупреждения киберпреступности и борьбы с ней необходим согласованный международный подход на различных уровнях. На внутреннем уровне для предупреждения киберпреступлений требуются надлежащий персонал, специальный опыт, знания и процедуры. Государствам настоятельно рекомендуется изучить механизмы, позволяющие обеспечить своевременную и четкую защиту данных, содержащихся в компьютерных системах и сетях, на тот случай, если данные потребуются в качестве доказательства в процессуальных действиях. На международном уровне для противодействия киберпреступлениям необходимы оперативные действия, опирающиеся на

координацию усилий национальных правоохранительных органов и принятие соответствующего юридического основания» [4].

Учитывая транссистемность и транстерриториальность террористических и экстремистских угроз в киберпространстве, можно утверждать, что Российская Федерация выступает одним из проактивных организаторов совместных антитеррористических учений в рамках международных форматов.

Одним из ключевых направлений международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью является создание специализированных органов. Такими органами являются Интерпол, Европол, Евроюст [1, с. 39-40]. Поскольку информационная безопасность государства связана с его суверенитетом, то на глобальном уровне создание единого органа, который бы координировал взаимодействие государств по борьбе с киберпреступностью, затруднительно, однако создаются вспомогательные органы, руководствующиеся едиными стандартами деятельности, обобщающими практику разных стран по вопросам борьбы с киберпреступностью.

В мае 2016 г. Антитеррористическим центром государств-участников Содружества Независимых Государств организовано совместное антитеррористическое учение органов безопасности и специальных служб «Кибер-Антитеррор-2016» [2]. В ходе учения был проведен комплекс согласованных оперативно-розыскных мероприятий в отношении объектов взаимной заинтересованности, направленных на выявление и пресечение актов кибертерроризма, в том числе выполнение учебных задач по обнаружению и фильтрации РРо8-атак, совершенных условными террористами в отношении объекта энергетики; определению 1Р-подсети пособников условных террористов; установлению территориального местоположения, идентификации личностей преступников и документированию их противоправной деятельности; предотвращению попытки дестабилизации системы управления на критически важном объекте. Вследствие проведенных мероприятий были одновременно задержаны условные кибертеррористы на территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также изъяты орудия и средства совершения преступлений1.

В декабре 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», которая была поддержана 119 государствами [1, с. 40].

1 Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://Www.e-cis.info/news.php?id=14475 (дата обращения: 18.02.2022).

Информационно-коммуникационные технологии сплошь и рядом используются в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Ряд стран уже публично рассуждают о своем праве наносить превентивные киберудары по потенциальным противникам, в том числе по объектам их критической инфраструктуры. В отсутствие универсального международного «кодекса поведения» в киберсфере устойчивое социально-экономическое и научно-техническое развитие всех без исключения стран становится уязвимым [1, с. 40].

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Атнашев В.Р., Яхъеева С.Н. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2019. — № 3. — С. 37-41.

2. Буткевич С.А. Экстремизм и терроризм в киберпространстве: выявление, нейтрализация и предупреждение // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2018. — № 1. — С. 17-22.

3. Кошечкина Е.А. К вопросу о проблемах противодействия кибертерроризму // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». — 2017. — № 4. — С. 97-100.

4. Положение в мире в области преступности и уголовного правосудия: доклад генерального секретаря // Материалы X Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Груздев С. и др. Электронные ключи. Методы защиты и взлома программного обеспечения // Компьютер-Пресс. — 1997. — № 6.

5. Химченко И.А. Информационное общество: правовые проблемы в условиях глобализации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.13 / И.А. Химченко.

— М., 2014. — С. 66.

6. Шарифуллин Р.А. Некоторые правовые аспекты международного сотрудничества в области предупреждения преступности // Российский судья.

— 2006. — № 12. — С. 43-45.

7. Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism. Act of 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.selectagents.gov/resources/ USApatriotAct.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.