Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского Союза'

Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6341
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА / ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / НАУКА / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ / СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / PRINCIPLE OF COOPERATION / FORMS OF COOPERATION / SCIENCE / INNOVATION / EDUCATION / STRATEGIC PRIORITIES OF RUSSIA / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Н. А.

Статья посвящена развитию двусторонних и многосторонних отношений России со странами Европейского Союза (ЕС). Такие отношения основаны на принципе сотрудничества государств, который в соответствии с международным правом устанавливает обязанность сотрудничества независимо от различий государств на равноправной основе и в самых разных областях. Поскольку существенно расширилась сфера охвата современного международного права, многие сферы сотрудничества стали активно развиваться. К ним относятся такие сферы, как наука, инновации, образование. В условиях интернационализации науки развитие взаимовыгодного международного взаимодействия для формирования модели международного научного сотрудничества и международной интеграции для защиты государственных интересов и повышения эффективности российской науки требуют анализа наилучших форм такого сотрудничества, мониторинга обмена информацией, решения правовых вопросов участия в тех или иных научных проектах. Сферы науки, инноваций и образования относятся к тем объединяющим направлениям, по которым продолжается развитие международного сотрудничества, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку. В статье рассматриваются договорные, внедоговорные и институциональные формы взаимодействия России со странами ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Cooperation in the Sphere of Science, Innovations and Education of The Russian Federation with the Countries of the European Union

The article is devoted to the development of bilateral and multilateral relations between Russia and the European Union (EU). Such relations are based on the principle of cooperation among States, which, in accordance with international law, establishes the duty of cooperation regardless of differences between States on an equal basis and in a variety of fields. Since the scope of modern international law has expanded significantly, many areas of cooperation have been developing rapidly. These include such areas as science, innovation, education. In the context of internationalization of science, the development of mutually beneficial international cooperation for the formation of a model of international scientific cooperation and international integration aimed at protecting public interests and improving the efficiency of Russian science requires the analysis of the best forms of cooperation, information exchange, resolving legal issues of participation in various scientific projects. Fields of science, innovation and education are among the unifying areas in which the development of international cooperation continues despite the adverse international situation. The article deals with conventional, non-conventional and institutional forms of between Russia and the EU.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского Союза»

Н. А. Соколова*

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ НАУКИ, ИННОВАЦИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА1

Аннотация. Статья посвящена развитию двусторонних и многосторонних отношений России со странами Европейского Союза (ЕС). Такие отношения основаны на принципе сотрудничества государств, который в соответствии с международным правом устанавливает обязанность сотрудничества независимо от различий государств на равноправной основе и в самых разных областях. Поскольку существенно расширилась сфера охвата современного международного права, многие сферы сотрудничества стали активно развиваться. К ним относятся такие сферы, как наука, инновации, образование. В условиях интернационализации науки развитие взаимовыгодного международного взаимодействия для формирования модели международного научного сотрудничества и международной интеграции для защиты государственных интересов и повышения эффективности российской науки требуют анализа наилучших форм такого сотрудничества, мониторинга обмена информацией, решения правовых вопросов участия в тех или иных научных проектах. Сферы науки, инноваций и образования относятся к тем объединяющим направлениям, по которым продолжается развитие международного сотрудничества, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку. В статье рассматриваются договорные, внедоговорные и институциональные формы взаимодействия России со странами ЕС.

Ключевые слова: принцип сотрудничества, формы сотрудничества, наука, инновации, образование, стратегические приоритеты России, страны Европейского Союза.

DOI: 10.17803/1729-5920.2018.145.12.048-056

Международное гуманитарное сотрудничество и права человека рассматриваются как один из приоритетов Российской Федерации в решении глобальных проблем2. Несмотря на то что в Концепции внешней политики России сосредоточивается внимание на обеспечении прав человека, очевидно, что вопросы международного взаимодействия в сфере науки, инноваций, образования и молодежной политики развивают сотрудничество в гуманитарной

сфере и способствуют реализации прав человека.

Развитие двусторонних и многосторонних отношений, взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, международными организациями на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, много-векторности, предсказуемости, неконфронтаци-онного отстаивания национальных приоритетов;

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту 29.13230.2018/12.1.

2 Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

© Соколова Н. А., 2018

* Соколова Наталья Александровна, доктор юридических наук, заведующий кафедрой международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций — те задачи, решение которых направлено на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации.

Такое взаимодействие осуществляется на основе одного из основных принципов международного права — принципа сотрудничества. В Декларации о принципах международного права 1970 г.3 закреплена «обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом» ООН. Согласно данной обязанности «государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования».

Хотя вопросы международного сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования в значительной мере требуют решения прикладных задач, важной представляется разработка общетеоретических подходов к основам межгосударственного взаимодействия в названных сферах.

В условиях интернационализации науки развитие взаимовыгодного международного взаимодействия для формирования модели международного научного сотрудничества и международной интеграции для защиты государственных интересов и повышения эффективности российской науки требует анализа наилучших форм такого сотрудничества, мониторинга обмена информацией, решения правовых вопросов участия в тех или иных научных проектах.

Еще в 1975 г., принимая Заключительный акт СБСЕ, государства были убеждены в том, что их усилия по сотрудничеству в области на-

уки и техники способствуют укреплению мира и безопасности не только в Европе, но и во всем мире4. Наиболее значимыми положениями, которые получают развитие в международных многосторонних и двусторонних соглашениях, являются важность обмена информацией и опытом для изучения и передачи научно-технических достижений, а также доступ к таким достижениям на взаимовыгодной основе и признание того, что определение возможностей для взаимовыгодного сотрудничества и разработка его деталей осуществляются компетентными организациями, учреждениями, предприятиями, учеными и специалистами государств-участников.

В современных условиях, по мнению М. В. Шугурова, долженствование со стороны каждого государства стремиться к созданию условий для развития с другими государствами их научно-технологического и инновационного потенциала, рассматривается «как ценностный идеал современного международного права»5.

Государства определили виды и формы такого сотрудничества. Сотрудничество может быть двусторонним и многосторонним. Оно может реализовываться как на межправительственном, так и неправительственном уровнях. В соответствии с указанными особенностями формами сотрудничества могут быть международные договоры, «...международные программы, совместные проекты и коммерческие каналы при использовании также различных форм контактов, включая непосредственные и индивидуальные контакты»6.

Определение целей и формата взаимодействия с иностранными государствами в зависимости от уровня их технологического развития и инновационного потенциала; формирование и продвижение актуальной научной повестки государства как участника международных ор-

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 65-73.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975). IX. Сотрудничество между государствами // URL: http://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения: 12.09.2018).

Шугуров М. В. Международно-правовые обязательства государств в сфере международного научно-технологического сотрудничества // Вестник Саратовской государственной юридической академии, № 1, 2012, С. 161.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Положения, относящиеся к торговле и промышленному сотрудничеству. Наука и техника.

3

4

5

6

LEX IPS»

ганизаций; повышение уровня участия России в международных системах научно-технической экспертизы и прогнозирования; локализация на территории страны крупных международных научных проектов в целях решения проблем, связанных с большими вызовами; развитие механизма научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии; реализация скоординированных мер поддержки, обеспечивающих выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивного участия России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных проектов, способствующих повышению ее роли в формировании новых рынков7, не могут решаться исключительно путем использования формата ad hoc. Прогнозирование и собственно развитие сотрудничества требуют теоретической основы для понимания того, какие именно правовые решения принесут наибольший эффект в осуществлении не только обозримых задач, но и на перспективу. Последнее особенно важно в свете того, что Правительству России при разработке национального проекта в сфере науки необходимо исходить из того, что в 2024 г. требуется обеспечить присутствие «Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития»8.

Именно в контексте интернационализации науки и необходимости интеграции в качестве принципа государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации сформулирован принцип открытости, который означает «эффективное взаимодействие научных организаций, участников исследований и разработок с представителями бизнес-сообщества, общества и государства, а также исходя из национальных интересов с международным сообществом»9.

Даже в условиях сложной внешнеполитической обстановки сферы науки, инноваций и образования относятся к тем объединяющим

направлениям, по которым продолжается развитие международного сотрудничества. Такое международное сотрудничество реализуется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях, каждый из которых способен и дополнять друг друга, и создавать импульс для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Международное сотрудничество, осуществляемое путем выполнения рамочных программ, использования потенциала научных фондов, совместных инициатив сторон и т.д., взаимно обогащается, поскольку многостороннее и двустороннее сотрудничество не изолировано друг от друга. Если в рамках многостороннего сотрудничества реализуются проекты и мероприятия более общего характера, то двустороннее сотрудничество позволяет максимально полно учесть интересы каждой стороны, создать уникальные форматы сотрудничества, используя опыт конкретных государств.

Именно принятие и выполнение международно-правовых обязательств в области развития научно-технологического сотрудничества «...создает благоприятную среду для достижения устойчивого характера глобального научно-технологического развития, одновременно демонстрируя ключевую роль современных государств в управлении научно-технологическим прогрессом на международном уровне»10.

В числе стратегических партнеров России в сфере сотрудничества по вопросам науки, инноваций, а также образования находится Европейский Союз (ЕС). Речь идет не только о сотрудничестве с ЕС как межгосударственным объединением, но и о двустороннем сотрудничестве с государствами, входящими в ЕС, а также о сотрудничестве с другими международными организациями, членами которых являются Россия и государства — участники ЕС.

Развитие международного сотрудничества в сфере науки и инноваций, образования касается различных аспектов, которые и определят дальнейший анализ перспектив сотрудничества России со странами ЕС в указанных областях. Выделим, на наш взгляд, наиболее значимые среди таких аспектов.

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». П. 35 // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

Российской Федерации на период до 2024 года». П. 10 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской

Федерации». П. 30.

Шугуров М. В. Указ. соч. С. 169.

7

8

9

10

Во-первых, важен анализ предметной сферы. Речь идет не просто об общих направлениях сотрудничества, но об определении приоритетных проектов в сфере науки, инноваций и образования. Эффективно поддерживать и развивать систему российских образовательных организаций за рубежом, оказывать поддержку филиалам и представительствам российских образовательных организаций, расположенным на территориях иностранных государств, как это определено в Концепции внешней политики России, возможно только при активном двустороннем и многостороннем сотрудничестве. Это одно из ведущих направлений деятельности Министерства науки и высшего образования РФ.

Во-вторых, в особом внимании нуждаются формы многостороннего и двустороннего сотрудничества. Анализ многостороннего сотрудничества связан с определением его правовой основы, исследованием положений совместных международных документов, а также полномочий Министерства науки и высшего образования РФ для осуществления международного сотрудничества. Министерство содействует реализации государственной образовательной и научно-технической политики, масштабной интеграции России в мировое образовательное пространство. Таким образом, исследованию подлежит не только договорно-правовой, но и институциональный механизм международного сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования, который касается деятельности различных международных организаций с участием России и стран Европейского Союза.

В-третьих, при определении перспектив многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования со странами Европейского Союза необходимо актуальное информационное обеспечение процессов и проводимых мероприятий с учетом целевой аудитории. Двустороннее сотрудничество смещает акценты исследования в сторону не только определения правового основания, имплементации положений двусторонних соглашений на внутригосударственном уровне, но и анализа особенностей управления в сфере науки и образования в отдельных государствах Европейского Союза.

Информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках указанного сотрудничества требует систематизации данных о них и использования полученной информации для проведения исследований.

Такие данные должны быть собраны, по возможности классифицированы, они должны быть репрезентативными, чтобы их можно было использовать для осуществления исследования и решения оперативных задач. Речь идет об исследовании эффективности системы информационно-аналитического обеспечения международного сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского Союза, о необходимости изучения опыта аналитических исследований и разработок, формирования базы знаний лучших практик; о выявлении проблемных аспектов международного сотрудничества со странами Европейского Союза; об оценке возможностей повышения роли молодых ученых в разработке и реализации проектов инновационного, научного и образовательного сотрудничества со странами Европейского Союза.

Сотрудничество со странами ЕС относится к региональным приоритетам внешней политики Российской Федерации. В развитии многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования на принципах равноправия и взаимного уважения заинтересованы как Российская Федерация, так и, думается, страны ЕС. Развитие отношений с ЕС требует совершенствования как договорно-правовой базы, так и институциональных механизмов сотрудничества в целях обеспечения взаимной выгоды и оптимального выстраивания партнерских связей. Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами ЕС должно помочь формированию общего гуманитарного пространства. Востребованность в создании такого пространства со стороны российских участников очевидна, поскольку национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, национальные исследовательские и образовательные центры и иные участники рассматривают международную деятельность как необходимое условие реализации научных и инновационных интересов.

Развитие международного сотрудничества направлено не только на предложение и реализацию гуманитарных проектов. Такое сотрудничество будет способствовать гармонизации законодательств государств в указанных сферах, совершенствованию национального зако-

LEX RUSSICA

нодательства с учетом опыта международного сотрудничества.

Пятнадцать лет назад на саммите в Санкт-Петербурге была достигнута договоренность об укреплении сотрудничества между Россией и Европейским Союзом в целях создания пространства науки и образования, включая культурные аспекты. Примерно в то время было возобновлено Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий11 и принят План действий по активизации сотрудничества России и Европейской комиссии в области науки и технологий (2002 г.). В соответствии с данными документами основной формой сотрудничества стало участие в рамочных программах по исследованиям и технологическому развитию.

Начиная с 2014 г. основным инструментом сотрудничества в области исследований и инноваций на уровне Европейского Союза является Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020»12. «Горизонт 2020» представляет собой крупнейшую научно-исследовательскую и инновационную программу ЕС с бюджетом почти 80 млрд евро, рассчитанную на семь лет. Цель программы состоит в развитии инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности как в Европейском Союзе, так и за его пределами. Программа открыта для участия всех заинтересованных лиц и организаций из любой страны мира, включая Россию.

Рассмотрим основные направления сотрудничества России и ЕС в сфере науки, инноваций и образования. Сотрудничество между Россией и ЕС в области науки и технологий активно стало развиваться в 2000-е гг. Именно тогда были заключены соглашения, определяющие как общие направления сотрудничества в данной области (2000 г.), так и проявлен особый интерес к сотрудничеству по вопросам использования атомной энергии. Соглашения касались сотрудничества для обеспечения ядерной безопасности и области управляемого термоядерного синтеза (2001 г.).

Перспективы сотрудничества в сфере науки также определялись «дорожной картой» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, которая была утверждена в 2005 г.13 Карта определяет три значительные сферы для сотрудничества: исследовательскую, образовательную и культурную. «Дорожную карту» утвердили Президент России и представители ЕС.

Цели «дорожной карты» состояли в следующем:

— «построение в России и Евросоюзе общества, основанного на знаниях;

— обеспечение высоких темпов роста конкурентоспособности и экономического развития путем модернизации национальных экономик и использования передовых достижений науки;

— укрепление и оптимизация связей между научными исследованиями и инновациями;

— поддержка малого и среднего предпринимательства в области научных исследований и инноваций».

Для достижения указанных целей в «дорожной карте» определены направления сотрудничества:

1. «Дальнейшее развитие диалога для поддержки совместных усилий в разработке и гармонизации подходов к вопросам формирования общего пространства России и ЕС в области научных исследований.

2. Совместное определение конкретных областей сотрудничества в рамках таких приоритетных направлений, как космос, новые материалы и нанотехнологии, науки о жизни, технологии информационного общества, а также чистая и возобновляемая энергетика.

3. Разработка и реализация мер, нацеленных на придание взаимодействию в сфере науки и технологий системного и структурированного характера и формирование эффективного механизма установления партнерских связей.

11 Agreement on cooperation in science and technology between the European Community and the Government of the Russian Federation // URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/russia_agreement.pdf#view= fit&pagemode=none (дата обращения: 12.09.2018).

12 См.: URL: http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en (дата обращения: 29.08.2018).

13 «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты (утверждена 10 мая 2005 г. в Москве Президентом России В. Путиным, Премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером, Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж. М. Дурау-Баррозу и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой) // URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/3590 (дата обращения: 12.09.2018).

4. Эффективное использование знаний, включая вопросы охраны прав интеллектуальной собственности и формирования условий для стимулирования продвижения инноваций на рынок, повышения качества исследований, в частности, в сфере предпринимательства». В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, включающем положения о науке и технологиях (ст. 62), образован институциональный механизм, который координирует сотрудничество России и ЕС. Наряду с Совместным комитетом по научно-технологическому сотрудничеству, предлагалось создание ряда тематических рабочих групп, развивающих сотрудничество для реализации отдельных проектов.

Институциональный механизм осуществления сотрудничества в рассматриваемых областях имеет определенные особенности. Дело в том, что он предназначен исключительно для координационных функций и не выполняет, как часто предусматривается в международных соглашениях, особых функций мониторинга и контроля за исполнением участниками обязательств. Хотя нельзя исключать, что именно такие функции могут появиться у создаваемых институциональных образований по мере того, как международное сотрудничество будет становиться всё более сложным, а его результаты будут иметь значение для решения глобальных проблем. Следовательно, есть смысл обратить внимание на то, как решается вопрос о природе и статусе так называемых институциональных образований в рамках многосторонних соглашений. Применительно, например, к договорам в сфере охраны окружающей среды на такой особый статус впервые обратили внимание зарубежные исследователи — Р. Черчилль и Г. Ульфстейн14. Вместе с тем сделанные выводы и опыт могут быть применены и в рамках международного сотрудничества в сфере науки.

Отметим, что опыт консультирования по научным и техническим вопросам находит отражение во многих соглашениях. Если речь идет о координации научного сотрудничества, такую функцию могут выполнять официальные представители сторон. Если же возникает потребность в осуществлении научного сотрудничества в конкретной области, то требования к соответствующему органу изменяются. В по-

следнем случае такой орган должен состоять из компетентных в соответствующих отраслях знаний представителей сторон. В компетенцию подобного органа обычно входит оценка состояния научных знаний, относящихся к соответствующей проблеме; научная оценка воздействия мер, принимаемых в осуществление договора; выявление новых, эффективных и самых современных технологий и ноу-хау и рекомендации о путях и средствах содействия разработке и/или передаче таких технологий; рекомендации относительно научных программ, международного сотрудничества в области исследований и разработок, касающихся определенной научной проблемы, а также путей и средств оказания поддержки созданию национального потенциала и др. Сразу отметим, что такие органы, как правило, носят вспомогательный характер, оказывая содействие основному институциональному механизму, созданному в соответствии с договором, к примеру — конференции сторон.

Цель институциональных механизмов с более специальной компетенцией, чем координация сотрудничества, — развитие нормативного содержания регулятивного режима, установленного многосторонним соглашением, и контроль над надлежащим выполнением государствами своих обязательств по нему. Названные выше авторы говорят об «автономных институциональных договоренностях», поскольку они, по мнению этих авторов, отличаются в плане правотворческих полномочий как от существующих международных межправительственных организаций, так и от государств-членов. Такие органы имеют преимущества, заключающиеся в следующем: они могут осуществлять сотрудничество более оперативно, они менее бюрократизированы, стоимость участия в них для государств менее значительна.

Помимо сотрудничества в рамках международных организаций, деятельности координационных механизмов, созданных на основе международных договоров, привлекает внимание такая еще не достаточно изученная, но быстро развивающаяся форма отношений, как коллаборация. Ее потенциал и значение для науки еще предстоит оценить, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту такого сотрудничества.

14 Churchill R. R., Ulfstein G. Autonomous institutional arrangements in multilateral environmental agreements: A little-noticed phenomenon in international law // The American Journal of International Law. 2000. Vol. 94. No. 4. P. 623-659.

LEX 1Р?Ж

Конечно, надеясь реализовывать коллабо-рационные проекты, участники стремятся к реальной коллаборации. Соглашения еще недостаточно для появления реального процесса коллаборации и достижения желаемого результата. Именно при осуществлении реальной коллаборации может быть достигнут необходимый результат — взаимное обучение участников и их общий продукт с новым интеллектуальным компонентом, полученный благодаря взаимодействию различных факторов15. Коллаборация определяется по-разному. К примеру, предлагается определение коллаборации в качестве объединения ученых, «которое включает исследователей различных организаций (и различных стран), поддерживает обширное и повторяющееся взаимодействие, ориентированное на общую область исследования, и обеспечивает доступ к источникам данных, экспонатам и инструментам, требуемым для выполнения задачи исследования»16.

Формы коллаборации, конечно, предмет междисциплинарного исследования. Вместе с тем коллаборация может осуществляться и в отдельных сферах. Коллаборация в контексте правовых исследований возможна по двум направлениям. Первое направление — это юридические аспекты коллабораций, оформление на стадии создания коллабораций, получения результатов и порядка обращения с ними. Второе направление —вопрос о правовых продуктах коллабораций: интеграционных правовых проектах, совместных образовательных проектах в праве, площадках презентации результатов научных правовых исследований, проектах по взаимодействию в плане технологий и научного развития.

В определенной мере развитие коллабораций коррелирует с международным сотрудничеством в сфере инноваций. В 2000 г. была одобрена Концепция Европейского научного пространства, идея которого состоит в «создании единого рынка исследований, в котором

беспрепятственно циркулируют ученые, знания и технологии»17.

Современное научно-технологическое развитие и производство инновационной продукции связаны с 50 макротехнологиями, из которых 18 контролируются странами ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Швеция и др.), что позволяет им входить в десятку лидеров мирового рынка наукоемкой продукции и наращивать объемы ее экспорта18. К макротехнологиям, определяющим будущее мировой экономики, относятся: биотехнологии (биотехника, генотерапия), авиакосмическая техника, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии — создание новых материалов с заранее заданными свойствами, энергетические и термоядерные технологии, нетрадиционная энергетика и др. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.19 поставлена задача занять значимое место (5—10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5—7 и более секторах.

Еще одним важным направлением, связанным с развитием взаимодействия в научной сфере, является сотрудничество в сфере образования. Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Совета Европы свидетельствуют о развитии международно-правового регулирования сотрудничества в сфере образования. К примеру, основным международно-правовым документом, устанавливающим систему академического признания, является Конвенция, принятая под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО, о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция)20. Т. С. Заплатина отмечает, что «несмотря на весьма часто встречающиеся отрицательные мнения, Болонский процесс вкупе с Лиссабонской конвенцией как одна из первых

15 Подробнее см.: Иншаков О. В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний // Экономика региона. 2013. № 3. С. 38—45.

16 Богатов В. В., Сыроежкина Д. С. Коллаборации научных организаций как элемент инфраструктуры науки // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 4 (22). С. 30—44.

17 Европейское научное пространство, 2000 г. // URL: http://www.ric.vsu.ru/ru/european_programs/ european_scientific_area (дата обращения: 28.09.2018).

18 Подробнее см.: Теребов С. В. Сотрудничество России и Евросоюза: от импорта технологий к экспорту // URL: https://ecfor.ru/publication/11-sotrudnichestvo-rossiya-evrosoyuz/ (дата обращения: 21.09.2018).

19 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // СПС «Кон-сультантПлюс».

20 Convention on the Recognition of Qualification Concerning Higher Education in the European Region. Lisbon, 11.IV.1997 (ETS № 165).

и наиболее глобальных систем регламентации вопросов академического признания заслуживает положительной оценки»21.

Содействие интеграции и углублению сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования осуществляется по различным направлениям — это, в частности, принятие системы сопоставимых степеней высшего образования; содействие академической мобильности; внедрение интегрированных учебных программ в высших учебных заведениях; поддержка обучения в течение всей жизни; изменение системы управления учреждений высшего образования с целью адаптации обучения студентов к изменениям на рынке труда; повышение привлекательности систем высшего образования в России и ЕС.

Для реализации этой цели требуется активизация сотрудничества университетов России и ЕС; содействие мобильности студентов и преподавателей университетов России и стран ЕС; поддержка сотрудничества, направленного на сближение систем присвоения степеней высшего образования, посредством поощрения сотрудничества на уровне подготовки магистров и присвоения общих или двойных дипломов; сотрудничество по созданию в России системы контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и высших учебных заведений, соответствующей высшим мировым стандартам, а также внедрение в университетах внутренней системы и механизмов контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов и др.

Стимулирование углубления сотрудничества в области неформального образования для молодежи направлено на создание условий для интеграции молодых людей в общественную жизнь и поощрение их инициативности; оказание помощи молодым людям в получении знаний, навыков, квалификации и признание значимости подобного опыта; содействие развитию межкультурного диалога и расширению сотрудничества с соседними странами-партнерами.

Для достижения поставленной цели осуществляется поддержка молодежных обменов между Россией и ЕС; поддержка взаимодействия между молодежными организациями

и молодежными лидерами России и Европейского Союза; поощрение обменов информацией и ноу-хау между молодежными организациями и молодежными структурами.

Чтобы способствовать развитию образовательных программ для молодежи по продвижению здорового образа жизни, необходимо обеспечить обмен информацией, опытом и наилучшими практиками путем проведения совместных семинаров и рабочих групп между Российской Федерацией и ЕС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудничество России и ЕС в сфере образования основывается на принципах Болонского процесса22 Совета Европы. Благодаря этому процессу европейские страны, вузы и заинтересованные лица имеют возможность на постоянной основе адаптировать национальные системы высшего образования, повышая их совместимость и усиливая гарантии их качества в рамках Европейского пространства высшего образования.

В мае 2018 г. министры образования встретились в Париже и приняли коммюнике о приоритетах в ближайшие годы23. В нем излагается совместное видение для более амбициозного Европейского пространства высшего образования после 2020 г., призывающее:

— к инклюзивному и инновационному подходу к обучению и преподаванию;

— комплексному транснациональному сотрудничеству в сфере высшего образования, научных исследований и инноваций;

— обеспечению устойчивого будущего нашей планеты через высшее образование.

В коммюнике содержится призыв к укреплению, лучшей поддержке для уязвимых групп населения в отношении доступа к высшему образованию.

Принимая во внимание положения Всеобщей декларации прав человека24, которая устанавливает, что «...образование призвано: 1) способствовать полному развитию человеческой личности; 2) воспитывать у обучающихся глубокое уважения к правам человека; 3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе», становится понятно, что перспективы международного сотрудничества на самых разных уровнях и в разных формах сохраняются и имеют потенциал для развития.

21 Заплатина Т. С. Нравственность в условиях применения системы академического признания // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 31.

22 European Higher Education Area and Bologna Process // URL: http://www.ehea.info/ (дата обращения: 25.08.2018).

23 Paris Communiqué. Paris, May 25th 2018 // URL: http://www.ehea2018.pans/Data/ElFinder/s2/Communique/ EHEAParis2018-Communique-final.pdf (дата обращения: 12.09.2018).

24 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), ст. 26 // СПС «КонсультантПлюс».

LEX IPS»

международное право

jus gentium

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Заплатина Т. С. Нравственность в условиях применения системы академического признания // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 1.— С. 26—34.

2. Шугуров М. В. Международно-правовые обязательства государств в сфере международного научно-технологического сотрудничества // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2012. — № 1. — С. 160—169.

3. Churchill R. R., Ulfstein G. Autonomous institutional arrangements in multilateral environmental agreements: A little-noticed phenomenon in international law // The American Journal of International Law. — 2000. — Vol. 94. — No. 4. — P. 623—659.

Материал поступил в редакцию 1 октября 2018 г.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF SCIENCE, INNOVATIONS AND EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION25

SOKOLOVA Natalia Aleksandrovna, Doctor of Law, Head of the Department of International Law of the

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The article is devoted to the development of bilateral and multilateral relations between Russia and the European Union (EU). Such relations are based on the principle of cooperation among States, which, in accordance with international law, establishes the duty of cooperation regardless of differences between States on an equal basis and in a variety of fields. Since the scope of modern international law has expanded significantly, many areas of cooperation have been developing rapidly. These include such areas as science, innovation, education. In the context of internationalization of science, the development of mutually beneficial international cooperation for the formation of a model of international scientific cooperation and international integration aimed at protecting public interests and improving the efficiency of Russian science requires the analysis of the best forms of cooperation, information exchange, resolving legal issues of participation in various scientific projects. Fields of science, innovation and education are among the unifying areas in which the development of international cooperation continues despite the adverse international situation. The article deals with conventional, non-conventional and institutional forms of between Russia and the EU.

Keywords: Principle of cooperation, forms of cooperation, science, innovation, education, strategic priorities of Russia, European Union

REFERENCES

1. Zaplatina T. S. Nravstvennost v usloviyakh primeneniya sistemy akademicheskogo priznaniya [Morality in terms of the academic recognition system]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava [Actual Problems of Russian Law]. 2018. No. 1. pp. 26—34. (In Russian).

2. Shugurov M. V. Mezhdunarodno-pravovye obyazatelstva gosudarstv v sfere mezhdunarodnogo nauchno-tekhnologicheskogo sotrudnichestva [International obligations of States in the field of international scientific and technological cooperation]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. 2012. No. 1. pp. 160—169. (In Russian).

3. Churchill R. R., Ulfstein G. Autonomous institutional arrangements in multilateral environmental agreements: A little-noticed phenomenon in international law. The American Journal of International Law. 2000. Vol. 94. No. 4. pp. 623—659.

25 The article is prepared within implementation of the state task of the Russian Ministry of Education under Project 29.13230.2018/12.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.