Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ И МОРСКИМ ТЕРРОРИЗМОМ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ И МОРСКИМ ТЕРРОРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

483
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИРАТСТВО / PIRACY / МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ / MARITIME TERRORISM / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / СОМАЛИ / SOMALIA / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ / NAVY / МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ БЮРО / INTERNATIONAL MARITIME BUREAU (IMB) / МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION (IMO) / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ / INTERNATIONAL SHIPPING FEDERATION (ISF) / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАЛАТА СУДОХОДСТВА / INTERNATIONAL CHAMBER OF SHIPPING (ICS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князева Наталья Анатольевна, Князева Екатерина Анатольевна

Данная статья посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия пиратству и морскому терроризму. Согласно приведенным статическим данным, количество пиратских атак за 2014 г. значительно снизилось, при этом одной из причин сокращения пиратских нападений в мире стало уменьшение числа атак у берегов Восточной Африки. Однако география действия пиратов имеет широкое распространение, что говорит об х глобальной деятельности. В статье подчеркивается, что ключевым аспектом улучшения обстановки стало усиление международного сотрудничества в борьбе с пиратством и морским терроризмом. Рассмотрена деятельность существующих международных организаций и центров по борьбе с пиратством и морским терроризмом. Авторами проанализированы основные положения конвенций, а также документов международных организаций, регулирующих вопросы противодействия пиратству и морскому терроризму. Обозначены положительные и отрицательные стороны применения существующих документов на практике. Авторами отмечается связь пиратов и террористов, в которой пиратство является источником поддержания деятельности террористических организаций. Также исследуются основные причины, которые существенно затрудняют возможность разрешения проблемы пиратства и морского терроризма. Авторами отмечается, что наиболее эффективным способом противодействия пиратству и морскому терроризму является применение военно-морских сил и проведение совместных операций, таких как «Atlanta» и «Ocean Shield». При этом в статье подчеркивается важность как регионального сотрудничества, так и взаимодействия между отдельными странами в этой области, в том числе необходимость постоянного патрулирования пиратоопасных районов совместными военно-морскими силами нескольких государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST PIRACY AND MARITIME TERRORISM

This article analyzes international cooperation in combating piracy and maritime terrorism. According to the static data, the number of pirate attacks dropped significantly in 2014, thus reducing one of the causes of piracy in the world has been a decrease in the number of attacks off the coast of East Africa. However, the geography of activities of pirates is widespread, indicating that the global piracy activities geographically. The article emphasizes that a key aspect of improving the situation is to strengthen international cooperation in the fight against piracy and maritime terrorism. We consider the activities of existing international organizations and centers on the fight against piracy and maritime terrorism. The authors examined the provisions of the Convention and the main documents of international organizations regulating the issues of combating piracy and maritime terrorism. The article marked positive and negative aspects of the existing instruments in practice. The authors note the connection of pirates and terrorists, in which piracy is a source of support for terrorist organizations. Also, there are some reasons which essentially make it difficult to resolve the problem of piracy and maritime terrorism. The authors note that the most effective way to counter piracy and maritime terrorism is the use of naval and joint operations (such as «Atlanta» and «Ocean Shield»). This article emphasizes the importance of regional cooperation and cooperation between countries in this area. There is need for constant patrols by joint forces of several states.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ И МОРСКИМ ТЕРРОРИЗМОМ»

18. Gatilov A.G. Rassledovanie neochevidnogo ubiistva, sopryazhennogo s iznasilovaniem [Investigation unobvious murder involving rap]. Sledstvennaya praktika, 2004, iss. 3 (164), pp. 171-176.

19. Loginov S.G. Organizatsiya vzaimodeistviya prokurorov-kriminalistov i sledovatelei pri raskrytii neochevidnykh umyshlennykh ubiistv [Organization of cooperation of prosecutors and forensic investigators in disclosing non-obvious homicides]. Sledstvennaya praktika, 2005, iss. 166, pp. 172-184.

20. Alimdzhanov B. Raskrytie prestupleniya - zadacha sledstvennykh organov [Disclosure crime - the task of the investigating authorities]. Tashkent: Uzbekistan Publ., 1975. 102 p.

21. Dyablova Yu.L. Informatsionnye tekhnologii modelirovaniya lichnosti neustanovlennogo prestupnika pri rassledovaini neochevidnykh prestuplenii [IT modeling personality unidentified criminals at rassledovanii unobvious crimes]. Cand. Diss. (Legal Sci.). Tula, 2008. 228 p.

22. Belkin R.S. Kriminalisticheskaya entsiklopediya [Forensic Encyclopedia]. Moscow: Megatron XXI Publ., 2000. 324 p.

УДК 343.71:001.83(100)

Князева Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия. E-mail: power_of_two@mail.ru

Князева Екатерина Анатольевна, кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия. E-mail: coldcase@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ И МОРСКИМ ТЕРРОРИЗМОМ1

Данная статья посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия пиратству и морскому терроризму. Согласно приведенным статическим данным, количество пиратских атак за 2014 г. значительно снизилось, при этом одной из причин сокращения пиратских нападений в мире стало уменьшение числа атак у берегов Восточной Африки. Однако география действия пиратов имеет широкое распространение, что говорит об их глобальной деятельности. В статье подчеркивается, что клю-

1 Научные результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, задание № 29.763.2014/К.

чевым аспектом улучшения обстановки стало усиление международного сотрудничества в борьбе с пиратством и морским терроризмом. Рассмотрена деятельность существующих международных организаций и центров по борьбе с пиратством и морским терроризмом. Авторами проанализированы основные положения конвенций, а также документов международных организаций, регулирующих вопросы противодействия пиратству и морскому терроризму. Обозначены положительные и отрицательные стороны применения существующих документов на практике. Авторами отмечается связь пиратов и террористов, в которой пиратство является источником поддержания деятельности террористических организаций. Также исследуются основные причины, которые существенно затрудняют возможность разрешения проблемы пиратства и морского терроризма. Авторами отмечается, что наиболее эффективным способом противодействия пиратству и морскому терроризму является применение военно-морских сил и проведение совместных операций, таких как «Atlanta» и «Ocean Shield». При этом в статье подчеркивается важность как регионального сотрудничества, так и взаимодействия между отдельными странами в этой области, в том числе необходимость постоянного патрулирования пиратоопасных районов совместными военно-морскими силами нескольких государств.

Ключевые слова: пиратство, морской терроризм, преступление, Сомали, международное сотрудничество, военно-морские силы, Международное морское бюро, Международная морская организация, Международная федерация судовладельцев, Международная Палата Судоходства.

UDC 343.71:001.83(100)

Natalya А. Knyazeva, Candidate of Legal Sciences, senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: power_of_two@mail.ru

Ekaterina A. Knyazeva, Candidate of Legal Sciences, assistant professor, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: coldcase@yandex.ru

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST PIRACY AND MARITIME TERRORISM

This article analyzes international cooperation in combating piracy and maritime terrorism. According to the static data, the number of pirate attacks dropped significantly in 2014, thus reducing one of the causes of piracy in the world has been a decrease in the number of attacks off the coast of East Africa. However, the geography of activities of pirates is widespread, indicating that the global piracy activities geographically. The article emphasizes that a key aspect of improving the situation is to strengthen international cooperation in the fight

against piracy and maritime terrorism. We consider the activities of existing international organizations and centers on the fight against piracy and maritime terrorism. The authors examined the provisions of the Convention and the main documents of international organizations regulating the issues of combating piracy and maritime terrorism. The article marked positive and negative aspects of the existing instruments in practice. The authors note the connection of pirates and terrorists, in which piracy is a source of support for terrorist organizations. Also, there are some reasons which essentially make it difficult to resolve the problem of piracy and maritime terrorism. The authors note that the most effective way to counter piracy and maritime terrorism is the use of naval and joint operations (such as «Atlanta» and «Ocean Shield»). This article emphasizes the importance of regional cooperation and cooperation between countries in this area. There is need for constant patrols by joint forces of several states.

Key words: piracy, maritime terrorism, crime, Somalia, international cooperation, the Navy, International Maritime Bureau (1MB), International Maritime Organization (IMO), International Shipping Federation (ISF), International Chamber of Shipping (ICS).

В современном мире морской терроризм и пиратство представляют серьезную угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью моряков и пассажиров судов, приводят к большим убыткам в международной торговле и значительному экономическому ущербу для многих стран [4].

Предпосылками возникновения морского терроризма стало пиратство. В современном понимании пиратство - это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море.

По данным Международного морского бюро (IMB), в 2012 г. совершено 297, в 2013 г. - 264, в 2014 г. - 245 нападений на морские суда [2].

При этом количество зарегистрированных случаев пиратства и вооруженного разбоя в отношении судов во всем мире в 2013 г. оказалось наименьшим за последние шесть лет. Основной причиной сокращения общего числа случаев пиратства в мире стало уменьшение числа нападений сомалийских пиратов у берегов Восточной Африки. По данным Международной морской организации (IMO), действия пиратов сдерживались комплексом факторов, среди которых, наряду с увеличением антипиратских возможностей самих судов, использование групп частной вооруженной охраны и стабилизирующее влияние центрального правительства Сомали. Ключевую роль играли международные военно-морские силы. Однако участившиеся нападения на небольшие танкеры у берегов Юго-Восточной Азии обусловили рост числа захватов судов в этом регионе, несмотря на снижение пиратской активности в мире в целом до самого низкого уровня за последние восемь лет. Таким образом, география нападений пиратов постепенно меняется - в настоящее время на первом месте стоят атаки пиратов из Юго-

Восточной Азии. Следовательно, проблема пиратства как составной части преступности на море является глобальной в географическом плане.

Современное пиратство - это деятельность преступных организаций, которая становится все более масштабной и насильственной. Она включает в себя нападения на торговые, рыболовные, вспомогательные и прочие суда в целях ограбления членов экипажа, захвата грузов, похищения судов с грузами для их последующей продажи, а членов экипажей судов - для получения выкупа [3].

Не могут не беспокоить и сообщения о связях пиратов с террористами, в частности с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали. Собственно, связи между терроризмом и организованной преступностью (например, наркодельцами) общеизвестны. Но пиратство как источник подпитки исламских террористов в районе Африканского Рога может привести к возникновению там государственных образований террористической направленности, экспортирующих терроризм по всему миру.

Различные меры по предотвращению пиратства и морского терроризма принимаются как заинтересованными государствами, так и в рамках международных организаций, таких как ООН, Международная морская организация, Евросоюз, НАТО, Лига арабских государств. Этой проблемой занимается и Совбез ООН, что говорит о ее серьезности.

В 2008-2014 гг. Совбез ООН принял несколько резолюций по проблеме пиратства и морского терроризма в районе Сомали. Одним из последних документов, затрагивающих проблему борьбы с пиратством и морским терроризмом, является Проект Дохийской Декларации, принятой в рамках XIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Положения данного документа подчеркивают важность усиления мер противодействия пиратству и транснациональной организованной преступности на море [9].

В пиратоопасных районах Мирового океана патрулируют около 3 5 военных кораблей из 16 стран мира. Это самая мощная антипиратская флотилия современности. Однако проблема пресечения пиратства и морского терроризма все еще остается неразрешенной, что свидетельствует о явной недостаточности существующих мер борьбы с ним.

К сожалению, многие прибрежные государства не принимают соответствующих мер по обеспечению безопасности на море у своих берегов и предотвращению пиратских и террористических действий. В связи с этим судовладельцы и экипажи судов вынуждены сами принимать необходимые меры для предупреждения и обороны морских судов.

К примеру, группа страховых компаний во главе с Jardin Lloyd Thompson Group (JLT) намерена создать частные военно-морские силы в рамках Программы эскорта конвоев для борьбы с сомалийскими пиратами. Программа предусматривает, что вооруженная команда из 150 человек на патрульных катерах будет сопровождать торговые суда сквозь небезопас-

ные воды у берегов Сомали и выводить их в Индийский океан, чтобы защитить от нападений пиратов.

Вместе с тем, согласно нормам международного права, право захватывать пиратские суда имеют лишь военные корабли или военные летательные аппараты, а также иные суда или аппараты, уполномоченные осуществлять захват пиратов (в том числе суда береговой охраны, полиции и т.п.). Частновладельческие торговые суда такого права не имеют. Однако они вправе противодействовать пиратам, в том числе и с применением оружия. Международное право не запрещает нахождение на борту торгового судна «вооруженных людей или стрелкового оружия».

Все это приводит к выводу о явной недостаточности разработанных методов противодействия пиратству и морскому терроризму и необходимости совершенствования данных методов. Большинство из установленных уголовно-правовых мер по борьбе с пиратством безнадежно устарели и требуют тщательной переработки и дополнения.

Международное сотрудничество в борьбе с противозаконными действиями на море были заложены еще в Конвенции по морскому праву 1982 г. [6]. В ст. 100 данного документа указано, что от всех государств требуется ведение бескомпромиссной борьбы с пиратством. Однако некоторые международные документы по противодействию пиратству не предусмотрели ни международно-правового состава всех видов преступных актов на море, ни достаточного набора средств по борьбе с ними.

В результате многие положения этих документов получили свое развитие в виде их новых редакций, дополнений, резолюций и кодексов, разработанных IMO, деятельность которой направлена на принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море [13].

Одним из международно-правовых документов, который имеет непосредственное отношение к терроризму и пиратству на море, является принятый 12 декабря 2002 г. Комитетом по безопасности на море IMO Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), вступивший в силу с 1 июля 2004 г. [5]. Кодекс был принят в качестве дополнения к Конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) в виде дополнительной Главы XI-2 («Особые меры по повышению уровня морской безопасности»).

Важную роль в противодействии пиратству, кроме IMB и IMO, играет Региональный Центр информации о пиратстве (The Piracy Reporting Centre). Центр круглосуточно отслеживает случаи нападений на суда, оперативно информирует суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания пиратских нападениях, предупреждает о наиболее опасных морских акваториях и портовых зонах.

International Chamber of Shipping (ICS) / Международная Палата Судоходства (МПС) совместно с IMO разработала Инструкцию по использованию радиосигналов судами при нападении на них или при угрозе нападе-

ния пиратов или вооруженных разбойников, а также Инструкцию для судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов по предотвращению и отражению нападений пиратов и вооруженных разбойников против судов (1997-1999 гг.)2.

Борьба с пиратством осуществляется также целым рядом международных организаций. К ним можно отнести: Интерпол и Европол, различные региональные международные организации, такие как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ), объединенное сотрудничество 1МО с Международной федерацией судовладельцев (МФС) и др. организации.

Совместная деятельность 1МО и МФС началась после того, как МФС обратилась к 1МО с предложением о разработке эффективных международных мер борьбы с разбоем и пиратством. В результате МФС выпустила пособие для моряков и рекомендации по их поведению в случае нападения на судно вооруженных преступников.

Однако, несмотря на указанные меры по борьбе с актами морского разбоя, пиратство продолжает оставаться неразрешенной проблемой. Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, пиратство продолжает существовать в морских регионах, которые страдают от низкого уровня развития или отличаются высоким уровнем благосостояния небольшой группы населения, тем самым вынуждая значительную его часть вливаться в ряды преступников, чтобы обеспечить себе более или менее достойную жизнь. Примером такой ситуации может служить Сомали, где более половины населения живут за чертой бедности.

Во-вторых, пиратство активно процветает в тех регионах мира, где оно пользуется государственной поддержкой или действует при соучастии государства. Конечно, прямых свидетельств такого рода «сотрудничества» нет.

В-третьих, многие случаи нападения пиратов не фиксируются органами, ведущими соответствующий учет, в результате статистическая информация по активности пиратов зачастую бывает неточна. Некоторые владельцы судов не стремятся сообщать о нападениях пиратов прежде всего потому, что это влечет за собой задержку судна на период, в течение которого проводится расследование инцидента [7].

В-четвертых, пираты все больше совершенствуют свое вооружение и оснащение для совершения нападений. Холодное оружие было давно заменено на автоматическое, а также на гранатометы и переносные ракетные комплексы.

Учитывая вышеотмеченные факторы, мировое сообщество должно постоянно совершенствовать свои силы для того, чтобы поднять уровень

2

Инструкция ИМО MSC/Circ. 623: Guidance to ship-owners and ship operators, shipmasters and crews on preventing and suppressing acts of piracy and armed robbery against ship. L., 1999; Инструкция ИМО MSC/Circ. 805: Guidance for the use of Radio Signals by ships under attack or threat attack from pirates or armed robbers. L., 1999.

борьбы с пиратством. Основой представления о безопасности личности должно стать достаточное и гарантированное осуществление комплекса мер, направленных на снижение уязвимости экипажей и судов при пиратских атаках.

Это касается также и развития регионального сотрудничества и взаимодействия между отдельными странами, в том числе совместного использования их военных возможностей, привлечения к разрешению проблем с пиратскими атаками военно-морских сил.

Одним из первых региональных межправительственных документов, направленных на развитие и укрепление взаимодействия в противодействии пиратству, стало соглашение 16 азиатских государств о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии, заключенное в ноябре 2004 г. (ReCAAP, вступившее в силу 4 сентября 2006 г.) [1].

В рамках этого Соглашения 29 ноября 2006 г. в Сингапуре начал работать Центр по обмену информацией между Бангладеш, Брунеем, Камбоджей, Китаем, Индией, Японией, Лаосом, Мьянмой, Филиппинами, Республикой Корея, Сингапуром, Шри-Ланкой, Таиландом и Вьетнамом (30 января 2007 г. он был официально признан как международная организация).

Благодаря деятельности Центра за последние годы наиболее горячие очаги пиратства переместились к берегам Африки. Согласно статистике IMB, за 2008-2009 гг., пиратская активность в этом районе снизилась. За I квартал 2009 г. в Малаккском проливе, отделяющем Индонезийский архипелаг, пираты проявляли активность лишь дважды, хотя раньше этот регион считался главным полем действия пиратов.

Естественно, что это не решает в корне проблему пиратства и морского терроризма. Морские разбойники просто меняют место дислокации. Однако эффективная деятельность ReCAAP может служить отличной моделью для других регионов. Тем более, что соглашение ReCAAP открыто для присоединения к нему других стран.

В последние годы российские специалисты также принимают активное участие в работе ряда международных форумов, которые проводятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Например, ведется работа на заседаниях Рабочей группы Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по транспорту, на которых в последнее время рассматриваются вопросы деятельности в области обеспечения морской безопасности.

Еще одним примером сотрудничества государств в сфере борьбы с пиратскими действиями является форум пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана (Китай, Канада, Республика Корея, Россия, США, Япония) по вопросам морской безопасности. Основные направления работы данного форума касаются разработки единых процедур реагирования на чрезвычайные ситуации, использования принципов взаимопомощи, пресечения незаконных актов в территориальных водах и в открытом море.

Естественно, что одним из самых эффективных средств борьбы с пиратством и морским терроризмом является применение военной силы. Военно-морские силы используют широкие возможности и лучше всего приспособлены для противодействия пиратству. Они обладают способностью к длительному автономному плаванию, в состоянии вести непрерывную разведку на огромных площадях благодаря корабельным вертолетам, береговым самолетам-разведчикам и располагают соответствующим вооружением для выполнения своих задач [11].

Хотя международное право предусматривает, что операции по захвату (задержанию) пиратских судов осуществляют военные корабли, на практике это делают не только обычные военно-морские суда, но и специально созданные для борьбы с пиратами вооруженные корабли, которые находятся на военной службе. Например, в Австралии построен сторожевой корабль «Пасифик», который патрулирует экономическую зону Австралии и островных государств Океании, пресекая пиратские действия.

Российские суда также принимают участие в операциях по обезоруживанию пиратов. Решение задач по обеспечению безопасности и охране морских судов от угроз террористического характера на море, в том числе и от пиратства, отведено Военно-Морскому Флоту РФ. Основной формой применения морских сил против атак пиратов является военно-морское присутствие в важных районах Мирового океана [8]. С 2010 г. Россия участвует в совместных военно-морских операциях в рамках сотрудничества в борьбе с морским пиратством. Например, такое сотрудничество осуществляется со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках указанного сотрудничества в 2012 г. корабли ВМФ РФ осуществили проводку через Аденский залив свыше 30 конвоев общей численностью 168 судов различного класса под флагами 27 стран.

Вместе с тем в 2010 г. и 2011 г. мировое сообщество стало усиливать свои меры для борьбы с пиратскими актами. В частности, четвертый по счету отряд кораблей Тихоокеанского флота России отправился в Аденский залив для участия в международной миссии по борьбе с пиратами.

Необходимо подчеркнуть, что противодействие пиратам у берегов Сомали и в Аденском заливе ведется в рамках военно-морской миссии Европейского союза «Atlanta» с 2008 г. под кодовым названием - операция НАТО «Ocean Shield». В ходе операции «Ocean Shield», помимо первоочередной задачи борьбы с пиратством, предполагается также помочь странам региона запустить собственные меры противодействия пиратам.

В настоящее время чаще говорится о необходимости постоянного патрулирования военными кораблями «горячих точек» Мирового океана совместными усилиями нескольких государств. Данный вопрос поднимался на 14-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, на которой была принята резолюция Комитета по политическим вопросам безопасности. В данной резолюции указано, что государства-участники ОБСЕ призываются быть

готовыми применить военно-морские силы для защиты международных морских путей и торговых маршрутов [10].

Конечно, использование военно-морских сил против пиратов и морских террористов является одной из эффективных мер для стабилизации ситуации. Однако этого явно недостаточно для разрешения проблемы пиратства и морского терроризма в целом. Борьба с пиратством и морским терроризмом станет эффективной лишь при использовании комплекса уголовно-правовых и организационных мер совместными силами всего мирового сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. The Agreement was finalised on 11 Nov 04: 1st multilateral government-to-government anti-piracy effort in the region. ASEAN 10 + 6 (China, Republic of Korea, Japan, India, Bangladesh & Sri Lanka) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.recaap.org/AboutReCAAPISC.aspx.

2. Report of the International Maritime Bureau 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msecurity.ru/rus/page161/.

3. Ещенко, Я. Способы противодействия морскому пиратству / Я. Ещенко, А. Новиков // Морской сборник. - 2014. - № 1. - C. 55-58.

4. Князева, Н.А. Применение норм международно-правового характера как один из способов противодействия морскому терроризму и пиратству / Н.А. Князева, Е.А. Князева // Криминологический журнал. - 2014. - № 4. -С. 175-187.

5. Кодекс по охране судов и портовых средств от 12 декабря 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.midships.ru/ docu-ments/ISPS.html.

6. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_121270/.

7. Куршев, М. Международные проблемы борьбы с пиратством // Уголовное право. - 2000. - № 4. - С. 105-107.

8. Михеева, Д.А. Роль России в международном сотрудничестве по борьбе с международным пиратством // Социология и право. - 2014. - № 3 (25). - С. 23-28.

9. The draft of the Doha Declaration, adopted by the Thirteenth United Nations Congress on Crime Prevention and Criminal Justice (12-19 April 2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/ congress//Documentation.

10. Resolution 1722 of the OSCE Parliament Assembly. The Text Adopted by the Assembly of 28 April, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRussiandocuments%5D/% 5B2010%5D/%5bApr2010%5d/Res1722_rus.asp.

11. Савельев, Н.В. Международное сотрудничество - важнейший элемент морской безопасности государства // Транспортная безопасность и

технологии. - 2008. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transafety.ru/issue.php?m=51&art=846.

REFERENCES

1. The Agreement was finalised on 11 Nov 04: 1st multilateral government-to-government anti-piracy effort in the region. ASEAN 10 + 6 (China, Republic of Korea, Japan, India, Bangladesh & Sri Lanka). Available at: http://www.recaap.org/AboutReCAAPISC.aspx (accessed 10 September 2015).

2. Report of the International Maritime Bureau 2015. Available at: http://www.msecurity.ru/rus/page161/ (accessed 3 September 2015).

3. Eshchenko Ya., Novikov A. Sposoby protivodeistviya morskomu piratstvu [Methods of Counteracting Maritime Piracy]. Morskoi sbornik, 2014, no. 1, pp. 55-58.

4. Knyazeva N.A., Knyazeva E.A. Primenenie norm mezhdunarodno-pravovogo kharaktera kak odin iz sposobov protivodeistviya morskomu terrorizmu i piratstvu [The Application of International Law Standards as a Means to Counteract Maritime Terrorism and Piracy]. Kriminologicheskii zhurnal, 2014, no. 4, pp. 175-187.

5. Code for the Security of Ships and Port Facilities on December 12, 2002. Available at: http://www.midships.ru/documents/ISPS.html (accessed 5 September 2015).

6. UN Conventions on the Law of the Sea at 10 December, 1982. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/ (accessed 5 September 2015).

7. Kurshev M. [International problems of combating piracy]. Ugolovnoe pravo, 2000, no. 4, pp. 105-107.

8. Mikheeva D.A. Rol' Rossii v mezhdunarodnom sotrudnichestve po bor'be s mezhdunarodnym piratstvom [The Role of Russia in the International Collaboration on Counteraction to International Piracy]. Sotsiologiya ipravo, 2014, no. 3 (25), pp. 23-28.

9. The draft of the Doha Declaration, adopted by the Thirteenth United Nations Congress on Crime Prevention and Criminal Justice (12-19 April 2015). Available at: https://www.unodc.org/documents/congress/7Documentation (accessed 5 October 2015).

10. Resolution 1722 of the OSCE Parliament Assembly. The Text Adopted by the Assembly of 28 April, 2010. Available at: http://www.coe.int/T/r/ Parlia-mentary_Assembly/%5BRussiandocuments%5D/%5B2010%5D/%5bApr2010% 5d/Res1722_rus.asp.

11. Savel'ev N.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo - vazhneishii element morskoi bezopasnosti gosudarstva [International cooperation - an essential element of maritime security of the state. Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii, 2008, no. 4. Available at: http://www.transafety.ru/issue.php?m=51&art=846 (accessed 5 September 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.