Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью'

Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
киберпреступность / международное сотрудничество / информационно-коммуникационные технологии / правоохранительные органы / Организация Объединенных Наций / Конгресс ООН / Специальный межправительственный комитет ООН / саммит / соглашение / конвенция / cybercrime / international cooperation / information and communication technologies / law enforcement / the United Nations organization / the UN Congress / the special UN intergovernmental committee / summit / agreement / convention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Геннадиевич Кузнецов

Актуализируется необходимость усиления потенциала взаимодействия органов внутренних дел (полиции) государств – участников Содружества Независимых Государств по предотвращению и раскрытию киберпреступлений, укрепления международного сотрудничества в этой сфере. Рассматриваются рекомендации в данной области, выработанные авторитетными международными организациями, обосновывается необходимость создания комплекса общепринятых стандартов в форме многостороннего всеобъемлющего соглашения, регламентирующего процесс борьбы с киберпреступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation in the fight against cybercrime

The necessity of capacity of building of interaction of police departments of the interior of countries-participants of CIS for the prevention and detection of cybercrime, strengthening international cooperation in this sphere is actualised in this article. The recommendations in this sphere, developed by authoritative international organizations, are considered, the necessity of creation of complex of generally accepted standards in the form of a multilateral comprehensive agreement, regulating the process of fight with cybercrime, is justified.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью»

Международное сотрудничество

Научная статья УДК 343.9

Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью

Андрей Геннадиевич Кузнецов

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, Москва, Россия Kuznetsov^ndrey66@ mail.ru

АННОТАЦИЯ. Актуализируется необходимость усиления потенциала взаимодействия органов внутренних дел (полиции) государств - участников Содружества Независимых Государств по предотвращению и раскрытию киберпреступлений, укрепления международного сотрудничества в этой сфере. Рассматриваются рекомендации в данной области, выработанные авторитетными международными организациями, обосновывается необходимость создания комплекса общепринятых стандартов в форме многостороннего всеобъемлющего соглашения, регламентирующего процесс борьбы с киберпреступностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: киберпреступность, международное сотрудничество, информационно-коммуникационные технологии, правоохранительные органы, Организация Объединенных Наций, Конгресс ООН, Специальный межправительственный комитет ООН, саммит, соглашение, конвенция

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кузнецов А. Г. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 131-136.

International cooperation

Original article

International cooperation in the fight against cybercrime

Andrey G. Kuznetsov

Deputy chief in 2 Department of the Bureau for coordination struggle with organizer Crimean dotherdan geroustypes of crimes on the territory of countries-participants CIS, Russian Federation, Moscow Kuznecov^ndrei66@ mail.ru

ABSTRACT. The necessity of capacity of building of interaction of police departments of the interior of countries-participants of CIS for the prevention and detection of cybercrime, strengthening international cooperation in this sphere is actualised in this article. The recommendations in this sphere, developed by authoritative international organizations, are considered, the necessity of creation of complex of generally accepted standards in the form of a multilateral comprehensive agreement, regulating the process of fight with cybercrime, is justified.

KEYWORDS: cybercrime, international cooperation, information and communication technologies, law enforcement, the United Nations organization, the UN Congress, the special UN intergovernmental committee, summit, agreement, convention

FOR CITATION: Kuznetsov A. G. International cooperation in the fight against cybercrime // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023 № 2 (62). P. 131-136 (In Russ.).

Председатель Совета министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств Министр внутренних дел Кыргызской Республики генерал-лейтенант милиции У. О. Ниязбеков в ходе дискуссии на очередном саммите СМВД в сентябре 2022 г. (г. Чол-пон-Ата, Кыргызская Республика) подчеркнул, что

© Кузнецов А. Г., 2023

анализ текущей криминальной ситуации на пространстве Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество) свидетельствует об активной трансформации традиционной структуры преступности, ее форм и методов под влиянием внешних факторов. В частности, мировое сообщество столкнулось с ростом количества преступлений, совершаемых с использованием современных 1Т-технологий. По механизмам

и способам осуществления преступные деяния, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, вариативны, имеют высокий уровень латентности и трансграничный характер1.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости наращивания потенциала взаимодействия органов внутренних дел (Полиции) государств - участников СНГ по предотвращению и раскрытию киберпреступлений, укреплению международного сотрудничества в этой сфере.

Межгосударственное сотрудничество на уровне специального предупреждения киберпре-ступности включает выработку и осуществление специальных мер организационного, уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, направленных на устранение, нейтрализацию или минимизацию обусловливающих ее причин и условий. В результате совместной деятельности государств вырабатываются универсальные понятия 1Т-преступлений международного характера, включаемых в законодательные системы отдельных стран, утверждается понимание киберпре-ступности как одной из основных угроз безопасности и правопорядку в современном мире.

В связи с этим актуализируется взаимодействие стран Содружества с заинтересованными государствами и учет рекомендаций в данной области, выработанный авторитетными международными организациями, прежде всего в формате Организации Объединенных Наций (далее - ООН).

ООН, являющаяся основным организатором международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и ее проявлениями, осуществляет деятельность в этой сфере как на международном уровне, так и внутри государств. Из главных органов ООН этой проблемой в той или иной степени заняты Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и Социальный Совет, в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. - в более высокий по статусу орган - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Особую роль в формировании международно-правовой базы борьбы с киберкриминалом, в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций в этой сфере играют конгрессы

ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они созываются раз в пять лет и осуществляют свою деятельность начиная с 1955 г. На этих международных форумах государства и другие участники подводят итоги деятельности и определяют перспективы и новые направления сотрудничества в области международной борьбы с преступностью. К настоящему времени было проведено 14 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества в этой сфере на надежной научной и правовой базе.

О компьютерной преступности начали говорить более 20 лет назад, на IX Конгрессе2, который прошел в Гаване в 1990 г. За эти годы стали стремительно распространяться новые технологии и ситуация в мире кардинально изменилась. Не случайно уже на X Конгрессе3 стали говорить о растущей криминальной киберугрозе, а на XI Конгрессе4 - о киберпреступности как качественно новом социально-правовом явлении. На форуме было подчеркнуто, что многообразие такого рода преступлений и сложность борьбы с ними растут. Поэтому и в резолюции Генеральной Ассамблеи (58/199), и в документах XI Конгресса речь шла о неэффективности традиционных подходов к борьбе с киберпреступлениями и защите информационных инфраструктур, а также о дальнейшем развитии международного сотрудничества в этой сфере5.

Более чем полувековая история конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями позволяет проследить поступательное развитие сотрудничества государств в борьбе с киберкримина-лом как в содержательном, так и в организационном плане. Если первоначально конгрессы в качестве первоочередной задачи ставили разработку тех или иных международно-правовых документов, регламентирующих сотрудничество государств в сфере правоохранительной деятельности, то в последующем при сохранении приоритета за этим направлением стали вырабатываться прогнозные оценки, началась

1 См.: Заседание Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ // Содружество. 2021. № 4. С. 4-11.

2 См.: Материалы IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

3 См.: Материалы X Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

4 См.: Материалы XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

5 См.: Резолюция Совета безопасности ООН 58/199

(2021). URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

работа по выяснению причин и условий развития киберпреступности и разрабатываются конкретные меры по борьбе с ней.

Так, на четырнадцатом Конгрессе в Киото (Япония) 7-12 марта 2021 г.6 была подчеркнута сохраняющаяся и значительная роль конгрессов ООН как крупнейших и наиболее разноплановых международных форумов по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также их заслуга в стимулировании обмена мнениями о политике и профессиональной практике и содействия выполнению обязательств международного сообщества. В целях расширения общесистемной координации, решения социально-экономических проблем и содействия обеспечению верховенства права на национальном и международном уровнях на киотском форуме была обоснована необходимость включения проблем противодействия киберпреступности в более широкую повестку дня ООН.

Конгресс выразил глубокую обеспокоенность тем, что преступность приобретает все более транснациональный, организованный и сложный характер и что преступники для осуществления своей незаконной деятельности все шире используют новые и появляющиеся технологии, включая Интернет, создавая тем самым беспрецедентные трудности, осложняющие предупреждение существующих преступлений, а также новых и зараждающихся форм преступности и борьбу с ними.

С целью укрепления глобального партнерства для активизации мер предупреждения киберпреступности и борьбы с ней на основе сотрудничества и взаимодействия между правоохранительными органами и другими государственными и общественными структурами необходимо поддерживать их работу путем участия в многосторонних партнерствах с частным сектором, гражданским обществом, научно-педагогическим сообществом и при необходимости - с другими соответствующими заинтересованными сторонами и содействовать развитию таких пар-тнерств7.

Новую страницу в истории международного сотрудничества по противодействию киберкри-миналу открыла резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 74/247,

6 См.: Активизация мер предупреждения преступности, уголовного правосудия и обеспечения верховенства права: навстречу осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года : Киотская декларация. URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

7 См.: URL : https://docs.yandex.ru/docs/view? (дата обращения : 30.10.2022).

принятая по предложению Российской Федерации на пленарном заседании 27 декабря 2019 г.8

Резолюцию о противодействии киберпреступности под названием «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» поддержали страны СНГ, БРИКС, ОДКБ и ШОС, многие государства Африки, Латинской Америки и Азии. Всего - 79 стран. Не поддержали инициативу 60 государств, в том числе США, Канада, Франция, Германия, Великобритания. 33 страны воздержались от голосования9.

Авторами документа стали 47 стран, среди которых, в частности, были Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан. Согласно документу Генеральная Ассамблея ООН постановляет учредить специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава, представляющий все регионы, для разработки международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. Как подчеркнули в российском МИДе, под эгидой Генассамблеи ООН создана переговорная площадка для разработки универсальной конвенции по борьбе с киберпреступностью10.

Авторы резолюции подчеркнули необходимость улучшения координации действий и сотрудничества между государствами в борьбе с использованием ИКТ, в том числе путем удовлетворения просьб развивающихся стран об оказании технической помощи в совершенствовании их национального законодательства и правовых норм. Смысл резолюции «состоит именно в том, чтобы сообща навалиться на это очень серьезное зло, которое наносит колоссальный, трилли-онный ущерб всей мировой экономике и лично гражданам», как заявил, по сообщению ТАСС, спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности Андрей Крутских.

Он уточнил, что Россия не противопоставляет свою инициативу уже существующей Будапештской конвенции 2001 г., отношение к которой и представляет основную причину разногласий между сторонниками и противниками резолюции, а предлагает ее «как можно больше осовремен-нить». Например, в Будапештской конвенции про-

8 См.: Резолюция Совета Безопасности ООН 74/247 (2019). URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

9 См.: URL : https://tass.ru/politika/5924446 (дата обращения : 30.10.2022).

10 См.: URL : https://www.mid.ru (дата обращения :

30.10.2022).

писано всего девять видов преступлений, а сейчас их уже больше 30, и это признается всеми участниками дискуссии, сказал он. Кроме того, она не затрагивает тему кибертерроризма, а эта тема обязательно должна быть прописана в конвенции. Наконец, Россию не устраивает положение ст. 32, допускающее проведение операций спецслужб в компьютерных сетях третьих стран без официального уведомления, что воспринимается как угроза безопасности и суверенитету. Новый документ исключает возможность вмешательства спецслужб третьих стран в чужие компьютерные системы и отдельной статьей прописывает механизм защиты суверенитета, подчеркнул дипломат11.

Цель документа авторы определяют как предупреждение преступлений и противоправных деяний в сфере информационно-коммуникационных технологий. К ним, в частности, относятся неправомерный доступ к информации, разработка и использование вредоносных программ и спама, преступления, связанные с охраняемой внутригосударственным правом информацией, с детской порнографией, нарушения авторских прав.

Проект конвенции описывает техническое правовое взаимодействие сторон по уголовным делам в области борьбы с киберпреступностью -от совместных расследований и сбора параметров трафика до передачи осужденных. В частности, предусмотрено создание контактного центра, работающего 24 часа в сутки семь дней в неделю.

В документе предлагается установление уголовной ответственности на законодательном уровне государств-подписантов за совершение преступлений в сфере информационных технологий и предупреждение таких нарушений закона, а также развитие мирового сотрудничества в этой сфере, в том числе путем оперативного обмена информацией и подготовки кадров.

Предполагается, что в ходе работы над конвенцией будут в полной мере учитываться «предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». В частности, планируется использовать «итоги работы межправительственной группы экспертов открытого состава для проведения всеобъемлющего исследования по киберпреступности».

Первая субстантивная сессия Специального межправительственного комитета ООН по разра-

ботке всеобъемлющей международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях состоялась 28 февраля - 11 марта 2022 г. в Нью-Йорке12.

В первой сессии, проходившей в гибридном формате, приняли участие профильные эксперты из 160 государств и 200 неправительственных организаций, представляющих политические и правоохранительные структуры, а также академическое, научное и бизнес-сообщество.

В соответствии с одобренной повесткой дня Спецкомитет последовательно рассмотрел вопросы целей и охвата будущей универсальной конвенции. Консенсусом утверждена ее структура, состоящая из восьми глав.

Согласованы модальности работы Спецкомитета на 2022-2024 гг. В соответствии с планом предполагается проведение шести субстантивных сессий в Вене и Нью-Йорке, а также межсессионных консультаций, в том числе с участием официально зарегистрированных НПО и частного сектора.

Состоялся насыщенный обмен мнениями по ключевым элементам проекта. Наибольшую актуальность, по мнению государств-участников, приобрели вопросы защиты суверенитета, юрисдикции, разработки универсального понятийного аппарата, усиления международного сотрудни-ч ества при раскрытии трансграничных преступлений, а также технического содействия и подготовки кадров.

Главным итогом первой сессии эксперты считают начало полноценной практической работы над универсальной конвенцией, которая долго откладывалась по различным причинам. Излишняя политизация и попытки навязать однобокие правила уступили место многосторонней и конструктивной дипломатии с тесным привлечением ведущих экспертов всего мира. Заработал открытый, инклюзивный и транспарентный процесс переговоров по комплексной борьбе с ки-беркриминалом под эгидой ООН. Спецкомитет задал новые ориентиры, объединив самый передовой опыт в области противодействия информ-преступности.

30 мая - 10 июня 2022 г. в Вене состоялась вторая субстантивная сессия Специального межправительственного комитета ООН по разработке всеобъемлющей международной конвенции

11 См.: ГА ООН приняла резолюцию России по разработке конвенции для борьбы с киберпреступлениями. URL : https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7439717 (дата обращения : 30.10.2022).

12 См.: О сессии Спецкомитета ООН по разработке

всеобъемлющей конвенции по противодействию информационной преступности. URL : https://rossaprimavera.ru/ news/217cd66d (дата обращения : 30.10.2022).

по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.

Во второй сессии приняли участие свыше 120 государств и порядка 200 неправительственных организаций, а также академическое, научное и бизнес-сообщество.

В ходе мероприятия государства - участники обменялись мнениями относительно содержания первых трех глав будущей конвенции, посвященных вопросам криминализации, общим положениям, процессуальным мерам и правоохранительной деятельности, и обсудили необходимость разработки этого международно-правового инструмента в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 75/282.

Главным итогом второй субстантивной сессии, по мнению специалистов, является запуск экспертного диалога между правоохранительными органами государств - участников по ключевым элементам будущей конвенции.

Третья сессия Специального межправительственного комитета ООН по разработке всеобъемлющей международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях состоялась в Нью-Йорке 29 августа - 9 сентября 2022 г. В работе Спецкомитета приняли участие 118 государств - членов ООН и более 110 неправительственных организаций, представителей академического, научного и бизнес-сообществ.

В ходе сессии государства - участники обменялись мнениями относительно составных частей будущей конвенции, касающихся международного сотрудничества, технической помощи, мер предупреждения, механизма осуществления конвенции, заключительных положений и преамбулы.

С учетом первых трех сессий Председатель Спецкомитета Ф. Мебарки (Алжир) отметил, что эксперты с учетом состоявшегося обсуждения разработают и представят консолидированный «нулевой» проект будущего международно-правового договора, который будет рассмотрен государствами-членами в ходе четвертой и пятой сессий Спецкомитета (состоятся соответственно в Вене 9-20 января и 11-23 апреля 2023 г.). Итоговый текст конвенции Спецкомитет представит Ге-нассамблее ООН в ходе ее 78-й сессии в 2024 г.13

13 См.: О сессии Спецкомитета ООН по разработке всеобъемлющей конвенции по противодействию информационной преступности. URL : https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/1829389/ (дата обращения : 30.10.2022); Алжир представит проект международного договора по борьбе с киберпреступностью. URL : http://www.mid.ru (дата обращения : 30.10.2022).

Некоторые международные организации также разрабатывают стратегии в области кибер-безопасности, которые оказывают важное влияние на развитие повестки в рамках ООН14. Так, в 2006 г. страны Шанхайской Организации Сотрудничества приняли Заявление глав государств -членов ШОС по международной информационной безопасности. В документе было отмечено, что «использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях, наносящих ущерб безопасности человека, общества и государства», является угрозой международной стабильности15.

В 2015 г. в ООН в качестве официального документа была распространена инициатива государств - членов ШОС «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Главной особенностью данной инициативы является ее миротворческий характер и нацеленность на предупреждение конфликтов в информационном пространстве. Заместитель Генерального секретаря ШОС Ван Кайвэн в ноябре 2016 г. на Шанхайском форуме общественных отношений отметил, что «один из приоритетов деятельности организации в области информационной безопасности - создание международной информационной среды, для которой характерны мир, сотрудничество и гармония»16.

Актуальные проблемы борьбы с киберпре-ступностью подробно обсуждаются и находят свое решение в современной повестке главных международных саммитов государств - участников Содружества Независимых Государств17 . В октябре 2013 г. на заседании Совета глав государств СНГ в Минске были одобрены Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, и План мероприятий по ее реализации 18. На Душанбинском саммите СГГ СНГ в

14 См.: Внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ // РИА Новости. 2022. 10 янв.

15 Заявление государств - членов ШОС по международной информационной безопасности (г. Шанхай, 15 июня 2006 года). URL: https: //www.rus.sectesco.org (дата обращения : 30.10.2022).

16 Подведены итоги саммита ШОС // ИнфоШОС. 2020. 10 нояб.

17 См.: Сотрудничество министерств внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств: сб. актуальных документов Совета глав государств и Совета глав правительств. Т. 1. Ч. 2 (2007-2018 гг.). М. : Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, 2019.

18 См.: Заседание Совета глав государств СНГ (г. Минск,

25 октября 2013 г.) // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL : http://www.cis.minsk (дата обращения : 30.10.2022).

сентябре 2018 г. подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, а также утверждена Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы, которая включает значительный блок комплексных совместных мероприятий по противодействию киберкриминалу19.

Международное полицейское сотрудничество в борьбе с киберпреступностью получает свое развитие в формате Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ. На Бакинском саммите в июле 2018 г. одобрен разработанный БКБОП механизм согласованных действий органов внутренних дел (Полиции) государств - участников СНГ по противодействию новым видам преступлений, совершаемых на территории стран СНГ в сфере

19 См.: Заседание Совета глав государств СНГ (г. Душанбе, 25 сентября 2018 г.) // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL : http://www.cis.minsk (дата обращения : 30.10.2022).

современных информационных технологий. На очередном заседании СМВД в сентябре 2022 г. (г. Чолпон-Ата) Советом принят алгоритм решения о наращивании потенциала взаимодействия органов внутренних дел (Полиции) государств - участников СНГ по раскрытию кибер-преступлений20.

Таким образом, борьба с киберпреступно-стью была и остается одной из приоритетных задач обеспечения безопасности государств в современном мире. Международное сотрудничество в этой сфере развивается в различных форматах и в целом характеризуется стремлением к созданию набора общепринятых стандартов, принимающих форму многостороннего, всеобъемлющего соглашения.

20 См.: Сотрудничество министерств внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств : сб. актуальных документов Совета министров внутренних дел. Т. 2. Ч. 2 (2007-2018 гг.). М. : Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, 2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. Г. Кузнецов - доктор социологических наук, профессор, заместитель начальника 2 Управления Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (Российская Федерация, 119991, г. Москва, Казачий переулок, д. 7).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. G. Kuznetsov - Doctor of Sociological Science, Professor, Deputy Head of the 2nd Office of the Bureau

for Coordinating the Fight against Organized Crime and Other Dangerous Types of Crime on the Territory of the CIS Member States (Russian Federation, 119991, Moscow, Kazachiy lane, 7).

Рукопись поступила в редакцию 27.12.2022; одобрена после рецензирования 18.01.2023; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 27.12.2022; approved after reviewing 18.01.2023; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.