Научная статья на тему 'Международное сотрудничество: точка зрения студента'

Международное сотрудничество: точка зрения студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / СТАЖИРОВКА / УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРНОЙ АЙОВЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество: точка зрения студента»

ширению их кругозора, воспитанию толерантности .

Говоря о международной деятельности, необходимо положительно отметить работу управления международного сотрудничества, которое выступает в качестве организатора, координатора, консультанта по всем вопросам и проблемам, возникающим в процессе взаимодействия с зарубежными вузами и коллегами. Те направления деятельности, которые определены управле-

нием международного сотрудничества, позволяют вариативно, разнообразно, более целенаправленно и системно строить нашу работу, объединяют и интегрируют усилия различных подразделений университета для участия в различных международных мероприятиях. В связи с этим следует признать, что организация международной деятельности на уровне университета является конструктивной, перспективной и плодотворной.

Е. Ю. Смык,

инженер психолого-диагностического центра факультета коррекционной педагогики* МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТОЧКА ЗРЕНИЯ СТУДЕНТА

На рубеже веков в России произошли коренные изменения не только в политике и социально-экономической сфере, но и в области образования. Например, существенно активизировалась академическая мобильность студента. В РГПУ им. А. И. Герцена это нашло выражение в расширении международного сотрудничества и обмена студентами со многими университетами мира. Я участвовала в программе студенческого обмена по магистерской программе по специальности «Логопедия» в Университете Северной Айовы, США. Будучи студенткой в двух университетах, русском и американском, я приобрела незаменимый профессиональный опыт, который позволил мне проанализировать как положительные стороны, так и трудности, связанные с обучением в другой стране.

Прежде всего, американская система высшего образования предоставляет студентам уникальную, на мой взгляд, возможность выбирать для изучения предметы с разных факультетов. Это позволяет не только удовлетворить профессиональные интересы конкретного студента, но и расширяет междисциплинарные связи. При этом студенту необязательно определяться с выбором специальности сразу же на первом курсе. Существует четкий стандарт обязательных и факультатив-

ных предметов, которые необходимо прослушать для получения диплома по конкретной специальности. Данный подход определяет и основную политику университета в отношении студента, который в большой мере, чем в России, чувствует ответственность за свои поступки и решения в академической сфере, плане собственного профессионального образования и занимает более активную позицию. Это различие создает трудности в той или иной сфере для российских студентов, которые не всегда готовы принять строгие правила американских вузов. Пропуски лекций, опоздания, несдача работы в срок, неподготовленное домашнее задание — все это оставляет негативный отпечаток на академической успешности студента. Студент считается ответственным за свое образование и за то, в какой мере он использует предоставленные ему возможности.

Другая отличительная особенность, с которой мне пришлось столкнуться на собственном опыте, заключается в распространенном и повсеместном использовании средств современной связи и возможностей электронных ресурсов. Университетская электронная система позволяет студентам не только постоянно находиться в контакте с преподавателем, но и пользоваться, не выходя из дома, теми электронными базами дан-

* Выпускница магистратуры РГПУ им. А. И. Герцена и Университета Северной Айовы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ных, право на использование которых приобретает университет. Это облегчает получение и обмен информацией между преподавателем и студентом. Студентам предоставляется благоприятная академическая среда, где все способствует получению знаний: имеется доступ к библиотечным ресурсам с 7 утра и до 12 ночи, при этом магистранты могут брать на дом до 70 наименований печатных изданий одновременно, предоставляется возможность пользоваться компьютером и Интернетом 24 часа в сутки.

Американская система высшего образования в корне отличается от российской методики обучения: студент получает лишь небольшую часть информации на занятиях и лекциях и тратит в два раза больше времени на самостоятельную работу. Это зачастую представляет трудность для российских студентов, которые не привыкли к постоянным объемным домашним заданиям и к постоянной текущей проверке приобретаемых знаний. Последнее заслуживает отдельного внимания: письменная форма проверки знаний доминирует в американских университетах. Студенты пишут огромное количество проверочных работ и тестов, что позволяет самому студенту и преподавателю выявить уровень освоения определенного предмета, а также снять тот стресс, который сопровождает студента в период сессии. Студент должен постоянно демонстрировать свой уровень знаний в период обучения, занимать активную позицию в поиске информации. На мой взгляд, если студенты не задают вопросов после лекции, то в российском вузе это свидетельство того, что информация понятна и не требует дополнительного объяснения, тогда как в американском вузе это и свидетельство того, что предлагаемый материал был неинтересен для студентов или же они занимали пассивную позицию при овладении данными знаниями.

Существуют отличия и в организации образовательного процесса: американские студенты на первом же занятии получают распечатку занятий курса с темами, датами сдачи контрольных и домашних работ, четкими критериями оценки, требованиями к студентам. Особо подчеркивается, что студенты с

ограниченными физическими возможностями могут обратиться за дополнительной помощью к преподавателю, который сделает все возможное для обеспечения успешного обучения. Поскольку американская «пара» длится всего 50 минут, студент часто имеет возможность получить распечатку основных вопросов или положений лекции. Плагиат или списывание при подготовке письменных работ могут иметь катастрофические последствия для дальнейшей профессиональной карьеры студента.

Другая особенность, с которой сталкивается студент в период обучения за границей, — это культурные и языковые отличия. Обучение на родном и втором языке имеет ряд отличий, но в то же время позволяет студенту досконально изучить профессиональную литературу на иностранном языке и овладеть необходимой терминологией. К сожалению, преподавание иностранного языка в российских вузах не всегда носит профильный характер, что ограничивает возможности студента познакомиться с зарубежными исследованиями. Культурные отличия подразумевают развитие мобильности как в профессиональной, так и личностной сфере. Студент оказывается в иной культурной среде, что позволяет взглянуть на собственный опыт с совершенно новой стороны и в то же время способствует развитию толерантности по отношению к другой точке зрения.

Еще одно отличие заключается в том, что российский студент в американском университете имеет возможность проявить свои знания, полученные в родном вузе. С этой точки зрения, международные студенческие обмены играют положительную роль в развитии университетов обеих стран: студент не только приобретает новые знания и умения, он также влияет, в той или иной мере, на образовательный процесс в иностранном вузе. Особое внимание хочется уделить возможностям студентов изучать совершенно новые предметы по своей специальности. В частности, при подготовке специалистов по логопедии в США уделяется огромное внимание развитию междисциплинарных связей. Это проявляется как в новых формах обучения (так называемое проблемное обу-

чение), так и в появлении новых междисциплинарных предметов, объединяющих отдельные курсы.

Итогом моей научной работы в Университете Северной Айовы стали защита магистерской диссертации, обнародование результатов и выводов диссертации на конференции логопедов штата Айовы, вступление

в Национальную профессиональную ассоциацию логопедов и аудиологов.

На мой взгляд, преимущества международных обменов очевидны: они способствуют не только повышению престижа Герце-новского университета, но и позволяют готовить выпускников с совершенно иным профессиональным мировоззрением.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 июня 2007 г. «Международная деятельность как фактор инновационного развития университета»

Заслушав и обсудив доклад проректора по международному сотрудничеству С. М. Шилова, Ученый совет отмечает, что международная деятельность является одним из важнейших факторов, обеспечивающих инновационное развитие университета.

Реальный вклад международного сотрудничества в конкурентоспособность университета определяется внедрением в его деятельность зарубежных подходов, адаптированных к российским реалиям, и предложением на мировом образовательном рынке услуг, предоставляемых только российской образовательной системой.

В условиях ответственного периода выполнения университетом инновационной образовательной программы роль международной деятельности усиливается, а ее характер изменяется.

Международная деятельность становится комплексной, неразрывно интегрированной в другие виды университетской работы: образовательную, научную, воспитательную, информационную, коммерческую и прочие, — привнося в них новые качества инновационного развития.

Особенностью международной деятельности Герценовского университета, отличающей его от других отечественных вузов, является ее органическая включенность в реализацию инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере».

Ученый совет подчеркивает исключительную актуальность взаимосвязи международной деятельности университета и гуманитарных технологий.

С одной стороны, международная деятельность сама является гуманитарной технологией, направленной на:

— позиционирование Герценовского университета в международном сообществе и укрепление его репутации;

— формирование толерантности;

— управление межнациональными и межкультурными конфликтами;

— развитие международной коммуникации (при инициации и обеспечении результативной международной деятельности).

С другой стороны, применение всего комплекса гуманитарных технологий в международной деятельности дает возможность выйти на новый уровень развития университета и превратить РГПУ им. А. И. Герцена в международный научно-образовательный комплекс.

Ученый совет констатирует, что сегодня в университете существуют необходимые условия для реализации всех мероприятий инновационной образовательной программы в части, касающейся международной деятельности:

— имеется большой опыт осмысления международной коммуникации и опыт долгосрочного многоаспектного сотрудничества с отдельными странами;

— продуктивно работают различные центры международного сотрудничества, которые могут служить прообразом и экспериментальной площадкой апробации инновационной международной деятельности;

— имеются каналы сотрудничества с зарубежными и международными организациями, представляющими широкий спектр интересов;

— в рамках инновационной образовательной программы предусмотрены интеллектуальные и финансовые ресурсы для разработки модулей, реализующихся посредством международной деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.