Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СТРАНЫ СНГ / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловик Надежда Петровна, Изряднова Ольга Ивановна

В последние годы наблюдается сокращение доли стран СНГ в общем объеме российской внешней торговли. Расширить свое влияние на их рынки стремятся Европейский союз, Китай, Турция и другие страны. Для России чрезвычайно важно сохранять добрососедские и стратегически взаимовыгодные отношения с постсоветскими государствами. В статье рассматривается экономическое развитие стран Восточного партнерства, заключивших соглашение с Европейским союзом. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION: EASTERN PARTNERSHIP COUNTRIES

In recent years, there has been a decline in the share of CIS countries in the total volume of Russian foreign trade. The European Union, China, Turkey and other countries are seeking to expand their influence on their markets. It is extremely important for Russia to maintain good-neighborly and strategic mutually beneficial relations with post-Soviet states. The article examines the economic development of the Eastern Partnership countries that have concluded an agreement with the European Union. The article was prepared as part of the research work of the RANEPA’s state task.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА

Н. П. ВОЛОВИК О. И. ИЗРЯДНОВА

В последние годы наблюдается сокращение доли стран СНГ в общем объеме российской внешней торговли. Расширить свое влияние на их рынки стремятся Европейский союз, Китай, Турция и другие страны. Для России чрезвычайно важно сохранять добрососедские и стратегически взаимовыгодные отношения с постсоветскими государствами. В статье рассматривается экономическое развитие стран Восточного партнерства, заключивших соглашение с Европейским союзом.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Ключевые слова: Европейский союз, страны СНГ, Восточное партнерство. JEL: D51, E20, F10, F40.

Многосторонняя программа Европейского союза (ЕС) «Восточное партнерство» (запущена 7 мая 2009 г.) направлена на развитие регионального сотрудничества с Азербайджаном, Арменией, Республикой Беларусь, Грузией, Республикой Молдова и Украиной. Программа является инструментом сближения этих стран с ЕС, механизмом перехода на его стандарты.

Евросоюз не открывает странам Восточного партнерства перспективу полноправного членства. С самого начала эта программа предусматривала лишь «политическую ассоциацию» и «экономическую интеграцию» с ЕС, а в качестве инструментов достижения таких целей предлагались соглашения об ассоциации, участие в зоне свободной торговли, а также безвизовый режим. Грузия, Молдова и Украина ими воспользовались, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, в соответствии с которым была создана зона углубленной и всеобъемлющей свободной торговли. Армения подписала Соглашение об углубленном партнерстве с ЕС, тогда как Азербайджан и Республика Беларусь подписать соглашение с ЕС отказались. В результате с каждой из этих стран у

ЕС выстроились отношения с сильной собственной спецификой, в связи с чем говорить о странах Восточного партнерства именно как о единой группе можно только условно.

Сравнительный анализ основных индикаторов экономического развития показывает довольно высокий уровень дифференциации стран Восточного партнерства по характеристикам производства и использования ВВП. Различия в уровне производства ВВП на душу населения связаны с особенностями развития национальных экономик и степенью их вовлеченности в международную торговлю. Практически для всех экономик стран Восточного партнерства, кроме Беларуси, в 2020 г. было характерно превышение доли импорта относительно экспорта в ВВП. Экспортный потенциал зависел как от соотношения промышленного и сельскохозяйственного производства, так и от степени развитости сегмента экспортных услуг, в частности транспортно-логисти-ческого, строительного и туристического комплексов. Последствия пандемии СОУЮ-19, особенно жесткое негативное влияние сокращения международной торговли товарами и услугами, а также потоков прямых иностран-

ВоловикНадежда Петровна, заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таП: volovik@iep.ru; Изряднова Ольга Ивановна, заведующий лабораторией структурных проблем экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН: izryad@iep.ru

® I о ■a s F Ш I 1 s

3 5 =г а

S Я s с

s-fSl III

<D

d) s я

g s s I g !i

ill X

m о

5 P о |

>s о m 5

к s h S

m а о 5

о m ш °

X о о к

а) х 5 9

о ® о I

S о» J

О I л ®

-О О Q. 5

5 о

х в;

о

JL1

О 3 ш О

Ь 5

к

; з £ к

! 5 § 2 .2. £ =

I

® А с 2

3 "

I " о S

a

с Sg §

а о >. о о. ?

с а о

5 и ><

t ш ,

& Я >

О о. с;

R Я О

£ Я ^

ГО g s

>. -

С

ш ш

СМ

Ю Ч1 ОJ

г-- а> о> in ю

СО

К

СМ со

О) т- СО Ю h-

щ см ■а-

оо а> со" Т-"

л °

ч." Я

СО Г--

СП со"

со

о" о" ^ см

о ю 0> ю" со см

£ я ~

Й О

п о а. о О

> а.

ных инвестиций, крайне болезненно сказались на состоянии экономик практически всех стран. Ситуация осложнялась низкой трансформацией ресурсов накопления в инвестиции в основной капитал и неустойчивостью функционирования индустриального и аграр-но-промышленного секторов. (В таблице приведены основные индикаторы экономик стран Восточного партнерства, Российской Федерации и Европейского союза в 2020 г.)

Армения

В Армении при содействии международных доноров правительство реализует программу реформ, направленных на интенсификацию торговли с другими странами и привлечение иностранных инвестиций путем улучшения бизнес-среды, налогового и таможенного администрирования. Налоговые реформы имеют целью снижение ставок, расширение базы и улучшение администрирования. Одновременно правительство взяло на себя обязательства увеличить социальные расходы и капитальные затраты, которые могут обеспечить основу для дальнейшего экономического роста.

Продолжив период быстрого роста, начавшегося в 2017 г., армянская экономика в 2019 г. увеличилась на 7,6%. Основным драйвером роста стал сектор услуг, который расширился более чем на 10% благодаря значительному вкладу розничной торговли, гостиничного бизнеса, финансовых услуг, туризма и ряда других видов деятельности. Структурные особенности роста определялись расширением промышленности на 8% за счет резкого роста горнодобывающей отрасли и строительства при падении аграрного сектора.

До вспышки пандемии СОУЮ-19 большинство прогнозов предполагали в среднесрочной перспективе ежегодный рост экономики Армении примерно на 5%. Однако в результате военного противостояния в зоне нагор-но-карабахского конфликта и второй волны распространения СОУЮ-19, по оценке МВФ, в 2020 г. национальный ВВП сократился на

7,25%. Тем не менее власти оперативно отреагировали на вспышку пандемии, приняв меры в области здравоохранения и антикризисные меры по ограничению воздействия СОУЮ-19, одновременно защищая уязвимые группы населения и обеспечивая социальную устойчивость, а также макроэкономическую и финансовую стабильность.

Помимо нынешних кризисов, экономические перспективы в стране в целом позитивны - дальнейшее развитие будет зависеть от ожидаемого глобального восстановления и осуществления внутренних реформ. По прогнозу МВФ рост ВВП Армении в 2021 г. останется сдержанным, инфляция будет низкой и постепенно приблизится к нижнему целевому уровню.

Относительно небольшой размер рынка Армении и закрытые границы с двумя из четырех ее соседей ограничивают возможности для торговли товарами и экономического роста в целом. Транспортные расходы через Грузию, главный торговый путь Армении, высоки, и часто задержки на единственном пункте пересечения ее границы между Грузией и Россией создают препятствия для торговли. Торговля с Ираном ограничена международными санкциями, плохой транспортной инфраструктурой и высокой защитой иранского рынка.

Сложные геополитические обстоятельства усугубляются проблемами таможенного администрирования и управления, которые увеличивают издержки, препятствуют трансграничной торговле и сдерживают рост инвестиций. Торговля товарами и услугами достигла в 2019 г. 95% ВВП. В период с 2010 по 2019 гг. экспорт товаров более чем удвоился, составив более 2,6 млрд долл. (максимальный уровень за весь период наблюдений). Импорт товаров также увеличился, но более неустойчивым образом и в 2019 г. составил 5,1 млрд долл., что на 34% больше, чем в 2010 г. Основная проблема внешней торговли Армении - дефицит торгового баланса. (См. рис. 1.)

После сильного притока частного капитала и накопления резервов в 2019 г. в следующем году пандемия ослабила национальный экспорт, поступления от туризма, денежные переводы, ПИИ и приток частного капитала. В 2019 г. Армения экспортировала товары на сумму 2,62 млрд долл. Основными товарами, поставляемыми на внешний рынок, были руды и медные концентраты, сигары, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, алкогольные напитки, золото, ферросплавы, фольга алюминиевая, отходы и лом драгоценных металлов.

Существенных изменений в структуре товарного импорта в стране за последние годы не

Рис. 1. Основные показатели внешней торговли Армении, млрд долл.

-1 -2 -3

2010

2011

2012

2013

2014

2015 Годы

2016

2017

2018

2019

2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Экспорт -Импорт Сальдо

Источник Trade Map — List of products exported by Armenia, Trade Map — List of products imported by Armenia.

произошло. Крупнейшими категориями ввозимой продукции по-прежнему остаются машины, оборудование и транспортные средства (25% армянского импорта), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (17%), минеральные продукты (15,7%). В 2019 г. за рубежом закупались в основном такие товары, как газ природный в газообразном или сжиженном состоянии, нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых, лекарственные средства, аппараты телефонные, алмазы обработанные или необработанные, автомобили легковые, многослойные изолирующие изделия из стекла.

Российская Федерация заменила ЕС в качестве крупнейшего торгового партнера Армении: в 2020 г. на РФ приходилось 29,9% армянского внешнеторгового оборота, на страны ЕС - 18,3%. В географической структуре внешней торговли Армении растет доля Китая: если в 2010 г. на нее приходилось 9%, то в 2020 г. - 13,5%. (См. рис. 2.)

Наиболее значимыми торговыми партнерами Армении из числа «прочих стран» по удельному весу внешнеторгового оборота являются: Швейцария (6,7%), Иран (5,3%), Ирак (2,4%), Грузия (1,9%), Канада (1%).

В 2020 г. внешнеторговый оборот Армении составил 7,1 млрд долл., сократившись по

сравнению с 2019 г. на 13,2%. Несмотря на снижение взаимной торговли на 3,5%, крупнейшим торговым партнером Армении осталась Российская Федерация - 2,155 млрд долл. Далее идет Китай с объемом товарооборота 964,5 млн долл., что по сравнению с 2019 г. больше на 2%. На третьем месте - Швейцария, оборот торговли с которой составил 485,55 млн долл. - на 5,1% меньше по сравнению с 2019 г.

Внешнеторговый оборот Армении со странами ЕС в 2020 г. составил 1,276 млрд долл., сократившись по сравнению с предыдущим годом на 22,9%. Отношения страны с Европейским союзом основаны на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Арменией (1999 г.), продолжением которого стало Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, подписанное в феврале

2017 г. [4]. Соглашение нотифицировано в рамках ВТО как соглашение об экономической интеграции в части торговли услугами и не предусматривает создания зоны свободной торговли.

После армянской «бархатной революции»

2018 года ЕС усилил свою поддержку стране и в 2019 г. увеличил ежегодное выделение ей грантов до 65 млн евро. Эта значительная сумма включает поддержку программы реформ

Рис. 2. Географическая структура внешнеторгового оборота Армении, млрд долл.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

■ РФ НЕС ■ КНР Прочие страны

Источник: Trade Map — List of products exported by Armenia, Trade Map — List of products imported by Armenia.

нового правительства, развитие частного сектора, образования и ключевых регионов. Кроме того, с 2014 г. в энергетический, сельскохозяйственный и транспортный сектора было инвестировано более 1 млрд евро в виде смешанных кредитов и грантов.

Армения является активным пользователем Всеобщей и дополненной системы преференций ЕС (GSP+), что открывает национальному экспорту выгодный доступ на рынок Евросоюза, позволяя полностью приостановить пошлины примерно на 66% всех линий таможенного тарифа ЕС. В 2017 г. более 96% импортных товаров из Армении, имеющих право на преференции GSP+, поступило на территорию ЕС с нулевыми пошлинами. Общая стоимость льготного импорта из Армении в ЕС в рамках GSP+ увеличилась с 42 млн евро в 2014 г. до 135 млн евро в 2017 г.

С 1 января 2018 г. в рамках режима GSP+ в Армении была внедрена электронная система сертификации происхождения продуктов -Система зарегистрированных экспортеров REX (Registered Exporter System). которая облегчает процесс экспорта в ЕС, позволяет экспортеру сокращать расходы и экономить время.

ЕС предоставляет армянским компаниям финансирование, обучение и поддержку экспорта при выходе на новые рынки, в том числе в рамках инициативы EU4Business. С 2009 г. им было выделено более 473 млн евро, оказана поддержка 25 тыс. малых и средних предприятий и создано 900 новых рабочих мест [4].

ЕС поддерживает проекты развития туристической индустрии в нескольких регионах Армении, где создано более 100 новых рабочих мест для местного населения и оказана поддержка более чем 300 местным МСП.

В рамках финансируемой ЕС пилотной программы EU4Regions (поддержка регионального развития) в Армении предполагаются создание 550 новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности более чем 400 компаний. Кроме того, адресная поддержка 2800 лицам для улучшения их возможностей

трудоустройства, а также более чем 700 предприятиям позволит создать 460 новых устойчивых рабочих мест.

Грузия

Стратегическое расположение Грузия делает ее естественным логистическим и транзитным узлом на «Новом шелковом пути», связывающем Азию и Европу через Кавказ. Реформы, начавшиеся в Грузии в 2004 г., улучшили деловой климат в стране, резко снизили коррупцию и открыли экономику для инвесторов.

В течение последнего десятилетия правительство продолжало проводить реформы в целях поддержки развития частного сектора и устойчивого экономического роста: парламент одобрил законы о конкурентной политике, антидемпинговых мерах в торговле, собственности на сельскохозяйственные земли, государственно-частном партнерстве, государственных закупках, новый таможенный кодекс и поправки к трудовому кодексу страны, а также новые законы о несостоятельности и защите прав потребителей.

Следует отметить, что рост ВВП Грузии за последние десять лет был обусловлен внутренним потреблением и инвестициями. Но небольшой внутренний рынок и сокращающееся население делают эту формулу нестабильной. Ключом к долгосрочному экономическому росту может стать увеличение экспорта. Хотя с 2003 г. объем национального экспорта увеличился более чем в 8 раз, импорт рос быстрее. Максимального значения внешнеторговый оборот Грузии достиг в 2014 г. -11,5 млрд долл., что произошло за счет роста импорта.

Внешняя торговля Грузии характеризуется отрицательным торговым балансом - импорт в несколько раз превышает экспорт. С 2010 г. в Грузии средний дефицит счета текущих операций составлял 9% ВВП. Хотя в последние годы этот показатель улучшился, достигнув исторического минимума в 2019 г. - 5% ВВП, в 2020 г. дефицит вновь удвоился из-за резкого падения экспорта товаров, вызванного панде-

мией СОУЮ-19. Воздействие внешнего пандемического шока было широкомасштабным -он ударил по экспорту товаров, туризму и денежным переводам, которые являются столпами экономики Грузии. Пандемия негативно повлияла на экономические перспективы страны, и, по оценке МВФ, в 2020 г. падение ВВП Грузии составило 5,1%.

В 2020 г. экспорт грузинских товаров составил 2,55 млрд долл., сократившись по сравнению с предыдущим годом на 5,4%. Импорт снизился до минимального с 2010 г. уровня -6,14 млрд долл., что ниже показателя 2019 г. на 17%. (См. рис. 3.)

Для развития внешней торговли были упрощены таможенные процедуры, сокращено количество таможенных тарифов, снижены их ставки. Недавние реформы были сосредоточены на приведении торгового законодательства и процедур в соответствие со стандартами ЕС. В сентябре 2019 г. вступил в силу новый таможенный кодекс, основанный на трех основных принципах: современной таможенной инфраструктуре, простых и справедливых процедурах и цифровой таможне, т.е. предоставлении всех таможенных услуг предприятиям в электронном виде.

Либеральная внешнеторговая деятельность является одним из основных принципов эко-

номической политики Грузии. Страна не имеет количественных ограничений (квот) в торговле (за исключением озоноразрушающих веществ). Лицензированию экспорта/импорта подлежат только медицинские изделия, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества, товары двойного назначения, промышленные отходы и несколько видов сельскохозяйственной химической продукции. В 2005 г. количество разрешений, необходимых для проведения экспортно-импортных операций, было сокращено с 14 до 8. Акцизы и НДС применяются в равной степени как на импортную, так и на отечественную продукцию.

НДС в размере 18% распространяется на большинство импортируемых товаров. Фиксированные ставки акцизного налога применяются к определенным товарам,таким как алкогольные напитки, этиловый спирт, этиловый бензин для автомобилей и сигареты. Таможенная стоимость товаров для таможенного оформления определяется на основании таможенной декларации. Экспорт, транзит и реэкспорт товаров освобождаются от таможенных пошлин и сборов.

Тем не менее анализ структуры и динамики грузинской экспортной корзины выявляет существенные ее недостатки:

Рис. 3. Основные показатели внешней торговли Грузии, млрд долл.

10 8

4 2 0 -2 -4 -6

2011

2012

2013

2014

2015 2016 Годы

2017

2018

2019

2020

-Экспорт -Импорт Сальдо

Источник: Trade Map — List of products exported by Georgia, Trade Map — List of products imported by Georgia.

• потерю доли на ключевых рынках;

• стагнацию и низкий уровень сложности и качества продукции;

• слабую диверсификацию продукции с преобладанием в экспорте медной руды и ферросплавов, реэкспорта подержанных автомобилей, вина и переработанных продуктов питания, воды;

• товары, произведенные в Грузии, имеют низкую добавленную стоимость, при этом в настоящее время относительно развита только перерабатывающая промышленность, которая связана с местным сельскохозяйственным производством. Основные статьи импорта Грузии - нефтепродукты и природный газ, автомобили, медная руда, лекарства, табачные изделия и пшеница. После нескольких лет спада внутреннего производства большинство потребительских товаров импортируется.

В 2020 г. основными экспортными рынками Грузии были Китай (18,7%), Россия (16,1%), Болгария (12,2%), Турция (7%), Украина (5,1%) и страны ЕС, на которые приходилось 26,5% от общего экспорта. Поставки товаров на территорию Грузии осуществлялись в основном из Турции (20,5%), России (14,3%), Китая (10,9%), Азербайджана (5,5%) и Германии (4,8%). Доля ЕС в общем объеме им-

порта Грузии в 2019 г. составила 26,1%. (См. рис. 4.)

В июне 2014 г. Грузия подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом [5], неотъемлемой частью которого является Соглашение о создании Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (The Deep and Comprehensive Free Trade Area — DCFTA). Целью документа являлось обеспечение лучшего доступа грузинских товаров и услуг на рынок ЕС путем создания в стране современного, прозрачного и предсказуемого торгового и инвестиционного режима, а также путем укрепления институционального потенциала через принятие европейских стандартов.

Открытие европейского рынка должно было стать важным стимулом для увеличения экспорта грузинских товаров. Следует отметить, что и до подписания Соглашения об ассоциации и DCFTA в рамках Всеобщей системы преференций (GSP+) Грузия уже пользовалась низкими или нулевыми тарифами на две трети своего экспорта в ЕС. Анализ же грузинского экспорта в ЕС после вступления этих документов в силу показывает стремительное увеличение поставок на территорию Евросоюза некоторых грузинских продуктов и появление новых позиций. В стра-

Рис. 4. Географическая структура внешнеторгового оборота Грузии, млрд долл.

не выросло количество компаний-экспортеров: если в 2014 г. 578 грузинских компаний экспортировали продукцию в Европу, то в 2018 г. - уже 789. Грузинский экспорт в ЕС остался высококонцентрированным - на 10 основных товаров (на уровне 6 знаков) в 2019 г. приходилось 81,7% всего экспорта Грузии в ЕС.

В 2019 г. объем торговли между Грузией и ЕС составил 2,96 млрд долл., что на 9,2% больше, чем в 2018 г. Ввоз грузинских товаров на территорию ЕС вырос на 12,1%, вывоз товаров из ЕС на территорию Грузии - на 8,2%. В 2020 г. пандемия СОУЮ-19 оказала отрицательное влияние на всю мировую торговлю - соответственно, товарооборот между Грузией с Евросоюзом сократился на 23%, экспорт Грузии в ЕС - на 13,3%, импорт Грузии из ЕС - на 25,5%.

ЕС импортирует из Грузии в основном орехи (40,2% сельскохозяйственного импорта), продукты переработки, включая вино (29%), и напитки (26,2%).

В торговле с Евросоюзом Грузия имеет устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса. Что касается торговли сельскохозяйственными товарами, то здесь следует отметить рост положительного торгового баланса в пользу ЕС (+15,2%).

Республика Молдова

В течение последних 20 лет экономика Молдовы росла в среднем на 4,6% в год. Страна не обладает значительными природными ресурсами, за исключением плодородных земель, благоприятного климата для сельского хозяйства и некоторых сырьевых ресурсов для строительной индустрии. В ее экономике доминируют сельскохозяйственный сектор и пищевая промышленность: на сельское хозяйство приходится 14% ВВП. Доминирующая часть ВВП (67% в 2010 г.) приходилась на сферу услуг. Наиболее значимыми услугами являются торговля и ремонт, транспорт, недвижимость, аренда и бизнес-услуги, к которым относятся и информационные технологии.

Доля обрабатывающей промышленности в экономике Молдовы составляет менее 13%, при этом почти половина от общего объема производства данного сектора приходится на производство продуктов питания, напитков и табака. Производство неметаллических минеральных продуктов (стекло и строительные материалы) является вторым по величине видом деятельности, за которым следуют текстиль, одежда и кожа.

Макроэкономическая ситуация в стране относительно стабильна. В частности, соотношение долга и ВВП низкое. Однако инфляция,

Рис. 5. Основные внешнеторговые показатели Республики Молдова, млрд долл.

-1 —

-2 —I - - - - -----—

-з ——^—^—— -^—^—

-4 -

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

-Экспорт -Импорт Сальдо

Источник Trade Map — List of products exported by Republic of Moldova, Trade Map — List of products imported by Republic of Moldova.

подпитываемая денежными переводами и потреблением, сохраняется на высоком уровне. Реальные процентные ставки также высоки, а коэффициент сбережений очень низок, что сдерживает внутренние инвестиции.

Экономика Молдовы носит открытый характер, импорт товаров и услуг составляет высокую долю в ее ВВП и превышает экспорт в соотношении 2:1. Общий объем торговли товарами в 2020 г. ненамного превысил 7,88 млрд долл. По сравнению с 2010 г. импорт вырос в 1,4 раза, экспорт - в 1,6 раза. (См. рис. 5.)

В товарной структуре экспорта преобладает продукция агробизнеса. Основные продукты включают вино и другие напитки, съедобные и переработанные фрукты, овощи и орехи, масличные семена и масличные фрукты, крупы, сахар и мед, а также табак. Однако доля сельскохозяйственных и других пищевых продуктов в экспорте за последнее десятилетие снизилась с 47,5 до 43,6%. В экспорте промышленных товаров традиционную продукцию текстильной промышленности, доля которой в 2019 г. составляла 13%, дополнили электрические машины и оборудование, доля которых выросла с 7,3% в 2010 г. до 20,8% в 2019 г.

Товарная структура импорта более диверсифицирована. Основными импортными то-

варами Молдовы являются энергоносители, природный газ, нефтепродукты, машины, транспортные средства и химикаты. Большая часть потребительских товаров и ресурсов также импортируется из-за рубежа.

Молдова извлекает выгоду из своей близости к двум крупным рынкам: Европейскому союзу, на который приходится более 50% ее внешнеторгового оборота (в 2019 г. - 54,8%), и странам СНГ, доля которых в молдавской внешней торговле составляет более 20% (в 2019 г. - 21,8%). (См. рис. 6.)

В 2016 г. вступило в силу Соглашение об ассоциации между ЕС и Молдовой, в соответствии с которым была создана Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (ЭСРТА) [2] и принят безвизовый въезд в ЕС для граждан Молдовы. Создание ЭСРТА предусматривало устранение тарифных и нетарифных барьеров, стоящих в торговле между Молдовой и ЕС, и было нацелено на укрепление торговых связей и двусторонних экономических отношений. Эта система преференциальной торговли позволила Молдове извлечь выгоду от снижения или отмены тарифов на свои товары, расширения рынка услуг и улучшения условий для инвестиций.

В 2015 г. (первый год после вступления ЭСРТА в силу) внешнеторговый оборот между

Рис. 6. Географическая структура внешнеторгового оборота Республики Молдова, млн долл.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

ЕС ■ РФ □ КНР ■ Турция Прочие страны

Источник. Trade Map — List of products exported by Republic of Moldova, Trade Map — List of products imported by Republic of Moldova.

Республикой Молдова м Европейским союзом сократился на 16,9%, что было обусловлено многочисленными внутренними и мировыми проблемами (политический кризис в стране, взаимные санкции и ограничения, наложенные ЕС и Российской Федерацией, неблагоприятные климатические условия и снижение мировых цен на некоторые ключевые товары молдавского экспорта). В 2019 г. внешнеторговый оборот между двумя сторонами достиг максимума, превысив уровень в 4,72 млрд долл., а в 2020 г., под воздействием пандемии СОУЮ-19, он снизился на 10,6%.

Экспорт молдавских товаров в ЕС достиг максимума в 2018 г. - 1,86 млрд долл., превысив аналогичный показатель 2014 г. на 49,5%. На территорию ЕС из Молдовы ввозятся электрические машины и оборудование (в частности, изолированные провода и кабели), швейные изделия и одежда, а также масличные семена (особенно семена подсолнечника). Ввоз товаров из ЕС на территорию Молдовы достиг максимального значения в 2019 г. - 2,89 млрд долл., превысив уровень 2014 г. на 12,5%. Основными товарами ЕС, поставляемыми в Молдову, являются минеральное топливо, электрооборудование и транспортные средства. Сальдо торгового баланса в торговле Молдовы с ЕС остается стабильно отрицательным.

Европейский союз является крупнейшим торговым партнером Молдовы, на долю которого приходится 54% от общего объема ее торговли; за ним следуют Россия (10%) и Китай (7%). Около 64% молдавского экспорта направляется на рынок ЕС.

Число молдавских компаний, участвующих в торговле с ЕС, продолжает расти: примерно 1837 из них поставляли свою продукцию в ЕС в 2019 г. по сравнению с 1734 фирмами, занимавшимися экспортом в ЕС в 2018 г.

Украина

После глубокого экономического кризиса 2014-2015 гг. рост экономики Украины возобновился и постепенно ускорился с чуть более 2% в 2016 г. до 3,23% в 2019 г., что было вызва-

но рекордным урожаем сельскохозяйственной продукции и сильным внутренним потреблением. Украина входит в число ведущих мировых производителей зерновых культур, включая пшеницу, кукурузу и ячмень. В 2019 г. в стране было собрано 70 млн т и экспортировано 50,4 млн т зерна, что стало национальным рекордом.

Действующая в стране налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика определяет сохранение внешних и внутренних дисбалансов Украины. Несмотря на некоторые первоначальные успехи в рамках программ, поддерживаемых МВФ, усилия по созданию более динамичной и конкурентоспособной экономики пока не оправдывают ожиданий, реформы все чаще сталкиваются с сопротивлением, оказываемым заинтересованными сторонами, неправомерными решениями судов, особенно в борьбе с коррупцией и реформами финансового сектора. В результате инвестиции, и особенно прямые иностранные, по-прежнему сдерживаются сложной деловой средой и разрыв в доходах с показателями стран, близких по развитию к Украине, не сокращается.

Вспышка пандемии СОУЮ-19 значительно ухудшила экономические перспективы в стране и переориентировала государственную политику на сдерживание распространения вируса. Жесткие меры сдерживания - и в Украине, и во всем мире -привели к значительному падению внутреннего и внешнего спроса. В результате в 2020 г. экономика Украины сократилась на 7,2%.

Восстановление экономики Украины и макроэкономическая стабилизация поддерживаются Международным валютным фондом. По данным МВФ, ВВП на душу населения в стране все еще очень низок - 3424,77 долл., что составляет всего 20% от среднего показателя по ЕС и является самым низким уровнем среди всех стран Центральной и Восточной Европы. Для восстановления утраченных позиций и повышения уровня жизни необходим более быстрый, устойчивый и инклюзивный рост.

Украина является членом Всемирной торговой организации с широкими обязательствами по доступу на рынок для товаров и услуг, предусматривающими несколько переходных периодов. Все тарифные позиции Украины связанны. Простая средняя связанная ставка составляет 6,1%; 10,8% - на сельскохозяйственную продукцию и 4,9% - на промышленные товары. Применявшиеся в стране в 2020 г. ставки РНБ были немного ниже связанных уровней: 9,1% (сельское хозяйство) и 3,7% (промышленные товары). За исключением пива, вин и некоторых табачных изделий, импортные пошлины взимаются по адвалорным ставкам.

После достижения в 2016 г. минимального за десять лет уровня - 75,61 млрд долл. -внешнеторговый оборот Украины начал расти: в 2017 г. - на 22,8%, в 2018 г. - на 12,5%, в 2019 г. - на 58%. Из-за того, что рост импорта товаров значительно опережал рост их экспорта, увеличился торговый дефицит Украины. В 2020 г. украинский товарооборот сократился относительно предыдущего года на 6,5% в результате падения импорта на 11,1% при сокращении экспорта всего на 0,9%. (См. рис. 7.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы произошли серьезные изменения в географической структуре украинской внешней торговли. Значительно сократился внешнеторговый оборот с Российской

Федерацией: в общем обороте внешней торговли Украины до 2013 г. он составлял около 30% (в 2011 г. - 32,4%), в 2014 г. упал до 20,8%, в 2020 г. - до 7%. Заметно укрепились торгово-экономические отношения Украины с Китайской Народной Республикой: если в 2011 г. доля КНР в украинском внешнеторговом обороте составляла 5,6%, то в 2020 г. - 15%. (См. рис. 8.)

С 2013 г. крупнейшим торговым партнером Украины стал Европейский союз, на долю которого в настоящее время приходится более 40% ее товарооборота. Страна занимает 18-е место в рейтинге основных торговых партнеров ЕС - на ее долю приходится около 1,1% от общего объема торговли Евросоюза. Общий объем товарооборота между ЕС и Украиной в 2019 г. достиг максимального за последние десять лет уровня - 45,7 млрд долл., который в 2020 г. снизился до 42,2 млрд долл.

Для ЕС Украина определена как приоритетный партнер в рамках Европейской политики соседства и Восточного партнерства. Двусторонние отношения между Украиной и ЕС регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (1998 г.), в 2014 г. подписано Соглашение об ассоциации, в рамках которого заключено Соглашение о создании Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли [1].

Рис. 7. Основные внешнеторговые показатели Украины, млрд долл.

100

-20 --40 -

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Годы

-Экспорт -Импорт Сальдо

Источник Trade Map — List of products exported by Ukraine, Trade Map — List of products imported by Ukraine.

Отчасти благодаря положительному эффекту Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли ЕС сохраняет свои позиции в качестве основного торгового партнера Украины. Ситуация осложняется фрагментарностью продвижения в стране реформ в области бюджетного законодательства, таможенного регулирования, дерегулирования рынка и государственных закупок, статистики и прав интеллектуальной собственности. Объем прямых иностранных инвестиций остается низким, что подчеркивает необходимость дальнейшего улучшения делового климата в стране и поощрения инвестиций, в частности путем обеспечения верховенства закона и усиления борьбы с коррупцией.

Экспорт товаров из Украины в ЕС в 2019 г. составил 20,8 млрд долл., в 2020 г. - сократился до 18,9 млрд долл. Основными статьями украинского экспорта в ЕС являются сырье (железо, сталь, продукция горнодобывающей промышленности, сельскохозяйственная продукция), химическая продукция и оборудование. Импорт европейских товаров на территорию Украины в 2019 г. составил 25 млрд долл., в 2020 г. - 23,4 млрд долл. Основными товарами, поставляемыми ЕС на территорию Украины, являются машины и транспортное оборудование, химикаты и промышленные товары.

Количество украинских компаний, экспортирующих товары в ЕС, увеличилось с 11 700 в 2015 г. до более чем 14 500 в 2019 г.

ЕС усилил свою поддержку Украине в контексте ее борьбы с пандемией COVID-19 и продолжает оказывать финансовую помощь в рамках поддержки процесса стабилизации и реформ в стране, мобилизовав с 2014 г. на эти цели вместе с финансовыми учреждениями более 16,5 млрд евро в виде грантов и кредитов.

Таким образом, для ЕС «восточное направление» является одним из приоритетных в политическом и экономическом отношениях. Наибольшими достижениями программы Восточного партнерства являются три соглашения об ассоциации, предусматривающие создание зоны свободной торговли: торговля Молдовы, Грузии и Украины с Европейским союзом существенно выросла за последние годы, при том что торговля этих стран с Российской Федерацией значительно сократилась. ЕС быстро отреагировал на неотложные потребности стран Восточного партнерства во время пандемии COVID-19. В рамках программы Team Europe ЕС мобилизовал амбициозный пакет поддержки шести стран партнерства на общую сумму более 980 млн евро, чтобы по-

Рис. 8. Географическая структура внешнеторгового оборота Украины, млрд долл.

мочь им решить насущные задачи, такие как поддержка сектора здравоохранения и уязвимых общин, а также реализовать краткосрочные потребности в социально-экономическом восстановлении.

Для России чрезвычайно важно сохранять добрососедские и стратегически взаимовыгодные отношения с постсоветскими государ-

ствами. Следует отметить, что рост товарооборота Грузии и Украины с Евросоюзом не компенсировал потерь этих стран, связанных с сокращением их торговли с Россией. Для возобновления взаимовыгодного сотрудничества необходимо руководствоваться не политическими соображениями, а экономической целесообразностью. ■

Литература / References

1. Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine, of the other part // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2014:161:FULL&from=EN

2. Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri = uriserv%3AOJ.L_. 2014.260.01.0004.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2014%3A260%3ATOC

3. Comprehensive and enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:22018A0126(01)

4. Facts and figures about EU-Armenia relations / Официальный сайт Еврокомиссии. URL: https:// www.consilium.europa.eu/media/44397/68B-annex-5-a-armenia-factsheet.pdf

5. Free trade with the EU / The DCFTA website. URL: http://www.dcfta.gov.ge

International Cooperation: Eastern Partnership Countries

Nadezhda P. Volovik — Head of Foreign Trade Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: volovik@iep.ru

Olga I. Izryadnova — Head of Structural Policy Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: izryad@iep.ru

In recent years, there has been a decline in the share of CIS countries in the total volume of Russian foreign trade. The European Union, China, Turkey and other countries are seeking to expand their influence on their markets. It is extremely important for Russia to maintain good-neighborly and strategic mutually beneficial relations with post-Soviet states. The article examines the economic development of the Eastern Partnership countries that have concluded an agreement with the European Union.

The article was prepared as part of the research work of the RANEPA's state task.

Key words: European Union, CIS countries, Eastern Partnership. JEL-codes: D51, E20, F10, F40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.