Научная статья на тему 'Международное сотрудничество России в сфере трудовых отношений: анализ и перспективы'

Международное сотрудничество России в сфере трудовых отношений: анализ и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
980
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / КОНВЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРОЙСТВЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / INTEGRATION / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / CONVENTION / SOCIAL PARTNERSHIP / TRIAL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеев А. В.

В статье рассматривается международное сотрудничество России в сфере труда и трудовых отношений как одно из важнейших направлений интеграции страны в мировое сообщество и как форма изучения и использования передового мирового опыта. Значительное внимание уделяется изучению Международной организации труда (далее МОТ) как мирового центра социально-трудового законодательства и социального партнерства, формам и методам сотрудничества МОТ и России. Информация о международном сотрудничестве в сфере труда представляет определенный практический интерес. В статье обоснованы актуальные проблемы и перспективы международного сотрудничества России в сфере труда и трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елисеев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Russian cooperation in labor market: analysis and perspectives

This article has the information about Russian international cooperation on labor market and labor relations as one of the most important areas of the country integration in the world’s community and as form of learning and using of modern world experience. The special attention is paid to studying of International Labor Organization (hereinafter referred to as ILO) as world center of social-labor legislation and social partnership, forms and methods ILO and Russia cooperation. Information about international cooperation on labor market is of special practice interest. This article substantiates the urgent problems and perspectives of Russia international cooperation on labor market and labor relations.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество России в сфере трудовых отношений: анализ и перспективы»

дискуссия

журнал научных публикаций

А. В. Елисеев, аспирант,

кафедра финансового менеджмента и права,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Проблема трудовых отношений является комплексной и поэтому служит объектом изучения целого ряда наук, среди которых в первую очередь следует назвать социологию, политологию и экономику. Статья посвящается одной из сторон социально-экономического аспекта проблемы.

Темпы роста экономики, эффективность общественного производства и, в конечном счете, качество жизни людей зависят от уровня развития общественных отношений и нормативно-правовой базы в сфере труда и занятости.

В процессе урегулирования трудовых отношений участвует большинство стран мира. Составляющими данного процесса являются признание принципов и норм международного права, изучение и обобщение наиболее передовых положений национальных норм трудового права, поиск консенсуса и определение компромиссных вариантов в плане соответствия национальных норм, регулирующих трудовые отношения, общепризнанным принципам и нормам международного права. Конечным результатом этого процесса являются разработка и совершен- -

ствование международных и национальных норм законодательства о труде.

Нормы международного права сегодня используются многими странами в качестве

Нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния.

образца для корректировки собственного трудового законодательства и принятия в организациях социальных стандартов, признанных в цивилизованном мире.

С 1919 г. единственной международной специализированной организацией, осуществляющей нормотворческую деятельность в сфере труда и трудовых отношений, является Международная организация труда.

В 2011 г. в ее состав входили 183 государства — члена МОТ, в которых проживало более 98 % населения мира.

Международная организация труда справедливо считается мировым центром социально-трудового законодательства и социального партнерства.

Как известно, социальное партнерство в сфере труда представляет собой взаимодействие трех сторон: работников, работодателей и государства. Поскольку интересы сторон зачастую находятся в конфликте, требуется поиск консенсуса на основе построения сотрудничества между трудящи-= мися, работодателями и органами государственной власти путем заключения тройствен- ных соглашений.

В период Второй мировой войны 10 мая 1944 г. на генеральной конференции МОТ была принята Декларация о целях и задачах МОТ, основных принципах поли-

тики в сфере трудовых отношений (далее — Декларация), в которой провозглашались основные принципы организации:

— труд не является товаром;

— свобода слова -и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

— нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;

— борьба с нуждой = должна вестись с неослабевающей энергией в каждом государстве.1

Для достижения принципов, провозглашенных Декларацией, странам-участницам предлагалось создание тройственного соглашения с равными правами трех субъектов:

— представителей трудящихся;

— работодателей;

— представителей правительства.

Следовательно, уже в Декларации

1944 г. обосновывается необходимость тройственных соглашений, предполагающих участие на равных правах представителей трудящихся, работодателей и органов исполнительной власти при решении социально-экономических вопросов в целях содействия общему благосостоянию на национальном и международном уровнях. Достижение консенсуса сторон в конечном итоге способствует не только удовлетворению интересов каждой из сторон, но формирует общий интерес и общую цель — процветание своей страны, а также способствует интеграции в сфере трудовых отношений на международном уровне.

В условиях глобализации мировой экономики роль МОТ возрастает, а XXI век и кризисные потрясения последних лет ставят перед ней новые, более сложные задачи в области интеграции трудовых отношений.

В XXI веке нормо-творческая, организационно-практическая, на-

Достижение консенсуса сторон в конечном итоге способствует

не только удовлетворению интересов каждой из сторон, но формирует общий интерес и общую цель - процветание своей страны.

В условиях глобализации мировой экономики роль МОТ возрастает.

учно-исследовательская и информационно-издательская деятельность МОТ в первую очередь направлена на интеграцию деятельности различных стран в области трудовых

отношений, а также пропаганду и распространение передового опыта в сфере труда и трудовых отношений.

Среди разнообразных направлений дея-- тельности МОТ приоритетными являются разработка и принятие международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, контроль их выполнения.

Всего за период с 1919 г. по 2013 г. МОТ разработано и принято 189 конвенций. Они в совокупности составляют нормативную базу международного правового регулирования труда и трудовых отношений и представляют собой наиболее полный комплекс международных стандартов в этой области.

Российская Федерация активно сотрудничает с МОТ. Совместная работа с ней была начата еще в период существования Советского Союза. До момента своего распада СССР ратифицировал 46 конвенций МОТ: первую — в 1956 г. и последнюю — в 1991 г. После распада СССР Российская Федерация активизировала взаимодействие с МОТ: к 1998 г. РФ ратифицировала 51 конвенцию2, а к 2004 г. — 60 конвенций, к 2013 г. — 69, из которых сегодня действуют 59.3

Соотношение числа действующих конвенций в России по сравнению с другими странами по состоянию на 2013 год представлено на рис. 1.

Из приведенного рисунка следует, что по числу ратифицированных действующих конвенций Россия находится не на последнем месте среди других стран. Учитывая содержание ратифицированных СССР и Российской Федерацией, как правопреемницей бывшего Советского Союза, конвенций МОТ, а также состояние российского законодательства в сфере трудовых отношений и социального партнер -ства, можно утверждать, что лицам, работающим на территории Российской Федерации, в значительной степени предоставляются трудовые права и гарантии, соответствующие международным стандартам.

Рис. 1. Число действующих ратифицированных конвенций в России по сравнению с другими странами.4

Ратификация конвенций МОТ означает, что либо трудовые стандарты государства уже доведены до уровня требований норм международного права, либо государство готово принять на себя обязательства по соблюдению международных стандартов и требований в сфере труда и социального партнерства в самое ближайшее время.

В Российской Федерации являются действующими такие фундаментальные конвенции МОТ, как № 29 «О принудительном труде» (ратифицирована СССР в 1956 г.), № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (ратифицирована СССР в 1956 г.), № 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» (ратифицирована СССР в 1956 г.), № 100 «О равном вознаграждении» (ратифицирована СССР в 1956 г.), № 105 «Об упразднении принудительного труда» (ратифицирована РФ в 1998 г.), № 111 «О дискриминации (в области труда и занятий)» (ратифицирована СССР в 1961 г.), № 138 «О минимальном возрасте» (ратифицирована СССР в 1979 г.), № 182 «О наихудших формах детского труда» (ратифицирована РФ в 2003 г.).

Положения указанных конвенций находятся в прямой корреляции с нормами российского законодательства о труде, многие из которых имеют конституционную основу. Так, статья 37 Конституции РФ провозглашает труд в Российской Федерации свободным и налагает прямой запрет на принудительный труд, гарантирует право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Статья 2 Трудового Кодекса РФ признает в качестве основных принципов правового регулирования трудовых отношений такие принципы, как свобода труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников на создание профессиональных союзов. Статьи 3, 4, 21, 63 Трудового кодекса РФ запрещают любые формы дискрими-

Статья 37 Конституции РФ провозглашает труд в Российской Федерации свободным и налагает прямой запрет на принудительный труд, гарантирует право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

нации в сфере труда, принудительный труд, определяют основные права и обязанности работников, возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Глава 6 Трудового кодекса РФ посвящена организации и ведению коллективных переговоров.

Следует отметить,

В российском законодательстве

все же имеются разночтения с принятыми конвенциями МОТ.

щите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»; № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий»; конвенция 2006 года «О труде в морском судоходстве». Вероятно, ратификация этих конвенций связана с интеграцией Российской Федерации в миро-

что в КЗоТ РСФСР нормы, регулирующие отношения в сфере социального партнерства, фактически отсутствовали. В результате развития общественных отношений в 90-х гг. ХХ века и 2000-х гг., а также под влиянием норм международного права в Трудовом кодексе РФ появился целый актуализированный раздел II, посвященный вопросам социального партнерства.5

В последнее время ратификация Россией конвенций МОТ в значительной степени ускорилась. Только с 2010 года было ратифицировано 7 конвенций: № 135 «О защите прав и предоставляемых им возможностях в защите прав представителей работников на предприятии»; № 132 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (пересмотренная); № 154 «О содействии коллективным переговорам»; № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»; № 173 «О за-

вое сообщество и вступлением России в ВТО.

Если проанализировать соответствие положений этих конвенций нормам российского законодательства, то можно заметить, что законодательно закрепленные обязательства государства как правило, соответствует международным стандартам и требованиям, закрепленным в ратифицируемых конвенциях.

Например, в 2012 году РФ ратифицировала Конвенцию № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия».6 При этом, в законе о банкротстве, принятом ранее, уже содержались нормы, которые отвечают положениям, изложенным в конвенции (имеются в виду нормы, закрепляющие обязанности работодателя-банкрота по первоочередному удовлетворению требований по выплатам, связанным с оплатой труда).7

дискуссия

журнал научных публикаций

То же самое можно сказать и о Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», ратифицированной РФ в 2011 году. Ее требования нашли полное отражение в регулирующем отношения в сфере охраны труда разделе Х Трудового кодекса РФ. Также следует отметить, что в сравнении с КЗоТ РСФСР вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ изложены более полно, последовательно и логично. Несомненно, в данном случае на формирование российского законодательства оказали влияние нормы международного права.

Тем не менее, в российском законодательстве все же имеются разночтения с принятыми конвенциями МОТ. Например, «ратифицированная в 2010 г. Конвенция №132 о ежегодных оплачиваемых отпусках запрещает замену отпуска компенсацией, в то время как ст. 126 Трудового кодекса РФ прямого запрета не содержит».8 Если сравнивать положения ст. 124 Трудового кодекса РФ и ст. 9 Конвенции № 132, мож- :

но отметить, что по российским правилам неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть использована в течение 12 месяцев, а в соответствии с конвенцией № 132 — в течение 18 месяцев.

Из вышесказанно- :

го следует, что российское законодательство соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, и все же можно ожидать некоторых изменений,

Российское законодательство соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, и все же можно ожидать некоторых изменений, которые потребуются для приведения законодательства в соответствие с принятыми конвенциями.

которые потребуются для приведения законодательства в соответствие с принятыми конвенциями. Важным фактором, гарантирующим права граждан, является то обстоятельство, что законодательство о труде может меняться, но не в сторону уменьшения гарантий и прав граждан ниже параметров, установленных нормами ратифицированных конвенций.

Следует сказать о сроке действия конвенций. Дело в том, что ратифицированную конвенцию МОТ любая страна может денонсировать только через 10 лет со дня ее вступления в силу (см., например, ст. 17 конвенции № 173). Таким образом, ратифицируя конвенции, государство гарантирует, что в течение как минимум 10 лет нормы национального законодательства не могут ухудшать положение трудящихся по сравнению с международными нормами. Тем самым Российская Федерация, вступив в ВТО, готова показать мировому сообществу стабильность в области трудового законодательства и трудовых отношений в целом.

В этой связи резонно поставить вопрос о том, как будет проходить сотрудничество с МОТ в дальнейшем. Из 189 конвенций, = разработанных Международной организацией труда, Российская Федерация не ратифицировала 120. Среди них остаются не принятыми в России такие важные конвенции, как Конвенция № 1

«О рабочем времени в промышленности»; № 2 «О безработице»; № 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях»; № 18 «О профессиональных заболеваниях»; Конвенции № 24, 35, 37 и 39 «О страховании в промышленности»; № 44 «О страховании по безработице»; № 63 «О статистике заработной пла-

Государство и работодатели готовы исполнять далеко не все международные стандарты и требования.

жайшее время. Здесь можно назвать конвенции № 97 и 143 «О трудящихся мигрантах». Ввиду того, что проблема трудовой миграции на сегодня оказывается крайне актуальной и в полной мере не урегулированной нормами российского права, требуются разработка и внесение соответствующих изме-

ты и рабочего времени», № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»; № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма»; № 131 «О минимальной заработной плате»; № 118 «О равноправии (социальное обеспечение)»; № 175 «О неполном рабочем дне» и др.9

Следовательно, на сегодняшний день, несмотря на немалое число ратифицированных конвенций МОТ, остаются не принятыми к исполнению договоренности по важнейшим вопросам, касающимся основополагающих трудовых норм. Это говорит о том, что государство и работодатели готовы исполнять далеко не все международные стандарты и требования. При этом на сегодняшний день уровень развития трудовых отношений и уровень развития российского законодательства о труде зачастую соответствуют международным стандартам и требованиям. Однако государство не готово принять к исполнению нормы, обязывающие его соблюдать эти стандарты и требования на длительную перспективу.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, на сегодняшний день уровень развития трудовых отношений и российского законодательства о труде позволяет ратифицировать ряд конвенций МОТ, таких как Конвенции № 131 «О минимальной заработной плате»; № 118 «О равноправии (социальное обеспечение)»; № 175 «О неполном рабочем дне» и некоторых других. Российское законодательство соответствует их требованиям. В связи с этим можно ожидать ратификации этих конвенций в ближайшие годы.

Во-вторых, существуют конвенции МОТ, которые не ратифицированы РФ, и уровень развития российского законодательства в определенных областях не предполагает ратификацию конвенций в бли-

нений в законодательство РФ.

Ратификация Российской Федерацией конвенций МОТ и совершенствование российского законодательства с учетом международных стандартов и требований сможет, с одной стороны, предоставить трудящимся на территории РФ долгосрочные гарантии их трудовых прав, а, с другой стороны, поднимет престиж России на мировом рынке труда и сделает ее привлекательной для квалифицированной рабочей силы. ^

1. Международная организация труда. Конвенции, документы, материалы. — М., 2011. С. 474.

2. Права человека. Сборник международных документов. М.: Юридическая литература, 1998.

3. Официальный сайт московского бюро МОТ http://www.ilo.org/dyn/normlex/ (дата обращения 24.04.2013).

4. Официальный сайт Московского бюро Международной организации труда www.ilo.org (дата обращения 24.04.2013).

5. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Утв. ВС РСФСР 09.12.1971 // Свод законов РСФСР, т. 2, с. 123.

6. Конвенция № 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя / https://s3.amazonaws.com/normlex/normlexexotic/ RUZRU_C173.htm (дата обращения: 26.04.2013).

7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

8. Пономарева Т. Россия ратифицировала конвенции МОТ: что дальше? // Кадровое дело. 2010, № 8. / http://www.kdelo.ru/journal_article/2010_08 (дата обращения 28.04.2013).

9. Международная организация труда. Конвенции, документы, материалы. — М., 2011. С. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.