Научная статья на тему 'Международное сотрудничество профессорско-преподавательских коллективов российских вузов. Участие в программе Темпус'

Международное сотрудничество профессорско-преподавательских коллективов российских вузов. Участие в программе Темпус Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ / МОБИЛЬНОСТЬ / ТЕМПУС / ГРАНТ / ФОНДЫ / INTERNATIONAL CONTACTS / MOBILITY / TEMPUS / GRANT / FUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Чистохвалов Виктор Николаевич

В статье анализируются основные направления, формы и методы международного сотрудничества профессорско-преподавательского состава российских вузов. Особо отмечаются контакты с зарубежными коллегами, вопросы выезда за границу, взаимодействие преподавателей с научными фондами и организациями. Статья основана на фактических материалах с 1995 г. по настоящее время. Кроме этого, показана деятельность программы ТЕМПУС, а также проанализирована академическая мобильность как одно из приоритетных направлений международного сотрудничества преподавателей российских и зарубежных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of the faculty of the Russian High School. Activity of program TEMPUS

In article the basic directions, forms and methods of the international cooperation of the faculty of the Russian high schools are analyzed. Contacts to foreign colleagues, trip abroad, interaction of teachers to scientific funds and the organisations are especially marked. Article is written on actual materials since 1995 on the present. Besides, activity of program TEMPUS is shown, and also the academic mobility, as one of priority directions of the international cooperation of teachers of the Russian and foreign high schools is analysed.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество профессорско-преподавательских коллективов российских вузов. Участие в программе Темпус»

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ. УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ ТЕМПУС

В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются основные направления, формы и методы международного сотрудничества профессорско-преподавательского состава российских вузов. Особо отмечаются контакты с зарубежными коллегами, вопросы выезда за границу, взаимодействие преподавателей с научными фондами и организациями. Статья основана на фактических материалах с 1995 г. по настоящее время. Кроме этого, показана деятельность программы ТЕМПУС, а также проанализирована академическая мобильность как одно из приоритетных направлений международного сотрудничества преподавателей российских и зарубежных вузов.

Ключевые слова: международные контакты, мобильность, ТЕМПУС, грант, фонды.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что международные контакты преподавателей российских вузов более интенсивны в образовательной сфере и менее — в научной. Это следствие того, что высшие учебные заведения Российской Федерации до сих пор не имеют традиций научно-образовательных центров — по своему статусу они только образовательные учреждения — и в большинстве случаев научная работа преподавателей здесь не соответствует уровню научно-исследовательской работы их коллег в экономически развитых странах. Тем не менее, научное сотрудничество с зарубежными коллегами, обмен научной информацией являются неотъемлемой частью современной научной деятельности преподавателей российских вузов. Их международные связи достаточно активны. Так, например, 5,2% (16,3 тыс. чел.) из них имеют регулярные контакты с коллегами за рубежом; еще 21,5% (67,4 тыс. чел.) — эпизодические. В то же время основная часть педагогов высшей школы (73,3%) научных контактов с зарубежными коллегами не имеют.

Общение с зарубежными коллегами по вопросам науки наиболее доступно для профессоров и заведующих кафедрами, а также для преподавателей, имеющих

степень доктора наук. Большинство молодых преподавателей, не имеющих ученой степени, лишены возможности научных контактов с коллегами из-за рубежа по объективным, а иногда и субъективным причинам.

Доля имеющих регулярные научные контакты с зарубежными коллегами выше всего среди преподавателей гуманитарных, экономических, педагогических и сельскохозяйственных факультетов. На отсутствие научных и педагогических связей с зарубежными коллегами чаще всего ссылаются преподаватели медицинских и технических дисциплин.

Наши исследования показали, что основной формой международных научных контактов для большинства российских преподавателей является участие в совместных конференциях и симпозиумах — 17,5%. Кроме того, с 2000 г. 3,6% преподавателей российских вузов — 11,3 тыс. чел. — начали участвовать в выполнении совместных научных проектов. За первые пять лет XXI в. выезжали за рубеж для научной работы 3,2% преподавателей — 10 тыс. чел., в том числе для завершения диссертации — 2,8% преподавателей, или 8,8 тыс. чел.

Как отмечалось, наиболее разнообразными были международные научные контакты профессоров, докторов наук. Они чаще других участвуют в совместных проектах, выезжают для работы за рубеж. Международные контакты молодых преподавателей, не имеющих ученой степени, как правило, ограничиваются участием в совместных научных конференциях.

В настоящее время среди педагогов высшей школы России больше всего тех, кто поддерживает научные контакты с коллегами из Германии, США, Франции, Великобритании и других европейских стран, что можно проследить по данным табл. 1, а также из стран СНГ и Балтии.

Таблица 1

Преподаватели российских вузов, поддерживающие научные контакты с коллегами из зарубежных стран

Тыс. чел. % Страна Тыс. чел. % Страна

6,6 7,9 Германия 0,7 0,8 Китай

4,7 5,6 США 0,6 0,7 Италия

3,6 4,3 Страны СНГ и Балтии 0,6 0,7 Южная Корея (Республика Корея)

2,2 2,6 Франция 0,3 0,4 Страны Ближнего Востока

2,0 2,4 Великобритания 0,2 0,2 Испания

1,6 1,9 Страны Северной Европы 0,2 0,2 Индия

(Скандинавия) 0,2 0,2 Другие страны Азии

0,9 1,1 Страны Восточной Европы 0,2 0,2 Страны Африки, Латинской Америки,

1,8 2,1 Другие европейские страны Австралия и Новая Зеландия

0,9 1,1 Канада

0,8 0,9 Япония

Анализ темы свидетельствует, что в 2003—2005 гг. за рубеж с целью научных контактов с коллегами выезжали 32,3 тыс. преподавателей государственных и муниципальных вузов — 10,3% от общего числа преподавателей. Чаще всего для научных связей за рубеж выезжали преподаватели старшего возраста — 51—65 лет,

хотя в числе выезжающих доля молодых преподавателей была также значительна. Среди преподавателей, регулярно выезжавших с научной целью за границу, преобладают профессора и заведующие кафедрами, имеющие ученую степень доктора наук. Преподаватели, не имеющие ученой степени, выезжали за рубеж значительно реже. Наиболее часто выезжали преподаватели экономических и сельскохозяйственных факультетов, в отличие от своих коллег с естественнонаучных факультетов.

Основанием командирования российских преподавателей за рубеж являлось, прежде всего, направление от вуза — 35,5%, приглашение зарубежных партнеров — 23,6% или межвузовский обмен — 20,9%. Все это, так или иначе, предполагает наличие регулярного официального международного сотрудничества на уровне вузов. Более свободная форма выезда осуществляется через контракты, заключенные самостоятельно — 8,2% — или с помощью официальной российской организации — 10% — и т.д.

В этой связи необходимо отметить, что такая форма выезда за рубеж, как межвузовский обмен, более характерна для профессоров. В служебную командировку чаще других ездят профессора — 29,4% и представители администрации вузов — 22,2%.

Служебная командировка — это наиболее распространенная и демократичная форма выезда за границу, которой пользуются преподаватели вне зависимости от ученого звания и ученой степени. Такая форма командировки осуществляется, как правило, путем заключения контракта через официальные российские организации, она характерна для преподавателей, занимающих руководящие должности, как на уровне кафедры, так и на уровне вуза. Молодые преподаватели, не имеющие ученого звания, высокой должности и ученой степени, чаще всего заключают контракты для выезда за рубеж самостоятельно. Их число составляло в 2005 г. 11,5%.

Особо необходимо отметить взаимодействие преподавателей с научными фондами и организациями. В этом отношении наш анализ показал, что подавляющее большинство преподавателей — 84,6% — в 2005 г. не имели научных грантов. 12,4% преподавателей — 38,9 тыс. чел. — имели личные научные гранты или участвовали в выполнении их в коллективе. В этом отношении положительным является тот факт, что большинство преподавателей с 1995 по 2005 гг. имели гранты по линии российских научных фондов, причем доля таких грантов хотя и медленно, но растет, в то время как доля иностранных грантов уменьшается. Гранты российских научных фондов по отраслям научной деятельности чаще всего получали преподаватели, осуществляющие научные исследования в области математики, информатики и вычислительной техники, а также физики и биологии. Гранты федеральных министерств получали преимущественно преподаватели, осуществляющие научные исследования в области культуры и искусства, физкультуры и спорта.

В табл. 2 приводятся сведения о преподавателях, получивших в 1990—2004 гг. научные гранты от иностранных фондов и организаций.

Таблица 2

Доля преподавателей, получивших в 1990—2004 гг. научные гранты от иностранных фондов и организаций, (%)

Фонды, организации и программы В период 1990— 1995 гг. В период 1996— 1999 гг. В период 2000— 2002 гг. В период 2003— 2004 гг. Число преподавателей, получивших грант в 2003—2004 гг., тыс. чел.

Немецкая служба академических обменов 0,6 0,6 0,6 0,5 1,5

Программа экономических исследований 0,0 0,2 0,2 0,2 0,6

Фонд «Евразия» 0,1 0,2 0,4 0,4 1,2

Фонд Форда 0,0 0,3 0,3 0,2 0,6

Медицинский институт Говарда Хьюза 0,0 0,1 0,1 0,05 0,2

ИНТАС 0,0 0,2 0,3 0,2 0,6

Международный совет по научным исследованиям и обменам 0,0 0,1 0,05 0,05 0,2

Американский совет учителей русского языка 0,0 0,05 0,05 0,05 0,2

Институт перспективных российских исследований им. Кеннана 0,0 0,0 0,05 0,05 0,2

Фонд МакАртуров 0,1 0,2 0,1 0,2 0,6

Программа стипендий Эдмунда Маски 0,0 0,0 0,1 0,05 0,2

Программа научных исследований Институт «Открытое общество» 0,5 0,7 0,9 0,6 1,9

Фонд Сороса 0,7 1,3 1,3 0,4 1,2

ТАСИС 0,5 1,9 2,1 1,1 3,4

Программа Фулбрайт 0,0 0,05 0,05 0,0 0

Здесь необходимо проанализировать академическую мобильность как одно из приоритетных направлений программы TЕМПУС, которая впервые была принята Советом Министров Европейского Союза 7 мая 1990 г. 29 апреля 1999 г. Совет Министров Европейского Союза принял решение о вступлении в силу самого последнего этапа программы ТЕМПУС III. Новая программа ТЕМПУС охватывала период с 2000 по 2006 гг. и была адресована двум группам стран: государствам СНГ и Монголии, а также неприсоединившимся странам Центральной и Восточной Европы — Албании, Боснии и Герцеговине и Бывшей Югославской Республике Македонии.

Программа ТЕМПУС сочетает принцип «снизу вверх», обеспечивающий решение вопросов, связанных с конкретными нуждами отдельных высших учебных заведений в странах-партнерах, с подходом «сверху вниз», в рамках которого национальные органы власти этих стран и Европейская Комиссия определяют структурную основу этой программы за счет установления национальных приоритетов. При этом основными инструментами сотрудничества в рамках программы ТЕМПУС являются: во-первых, совместные европейские проекты (JEP); во-вторых, проекты по созданию сетей (№); в-третьих, гранты на Индивидуальную Мобильность (IMG).

Остановимся более подробно на рассмотрении одного из приоритетных направлений программы ТЕМПУС — повышение мобильности. Совместные европейские проекты по повышению мобильности направлены на упорядоченную реализацию мобильности студентов с помощью сети университетов, учреждений, предприятий и компаний и налаживание долгосрочного сотрудничества между партнерами, участвующими в обмене студентами.

Такие проекты должны включать в себя, по нашему мнению, признание любой учебной подготовки за рубежом за счет введения механизмов академического признания — таких как зачетный перевод. Особое значение должно уделяться наличию наставника-куратора у каждого из приезжающих студентов и полному доступу к учебным средствам и услугам в принимающем их университете, учреждении, предприятии или компании.

Поскольку цель Совместного европейского проекта по повышению мобильности состоит в создании сети, помимо выполнения минимальных требований к консорциуму ожидается участие еще одной страны-партнера и членов консорциума из ЕС. Предполагается, что каждый член консорциума будет играть активную роль в проекте.

Следует уделять внимание созданию организационных структур в целях поддержки мобильности студентов. В проектах могут решаться следующие задачи:

1) обеспечение мобильности студентов в процессе учебы в университете в целях осуществления обучения или стажировки за рубежом как неотъемлемой части их учебного курса студенты должны закончить, по крайней мере, два курса;

2) обеспечение мобильности аспирантов в качестве неотъемлемой части их обучения. Сюда могут относиться также подготовка диссертации, публикаций, доработка отдельных учебных пособий, например, перевод, подготовка преподавателей, в т.ч. и из Российской Федерации;

3) обеспечение мобильности персонала в целях координации работы и обсуждения вопросов, связанных с мобильностью студентов, таких как подготовка учебных переводов, зачетный перевод, обучение и признание дипломов и т.д.;

4) обеспечение ограниченной (пере)подготовки преподавателей и административного персонала, прибывшего из стран-партнеров, совершенствования методов обучения, создание интенсивных курсов по зачетному переводу и т.д., только при условии, что вышеназванные формы сотрудничества напрямую связаны с обеспечением мобильности студентов;

5) организация обучения языкам;

6) создание кратких целенаправленных интенсивных курсов для студентов из страны-партнера;

7) создание механизмов кураторства — для руководства всеми прибывающими на стажировку студентами или преподавателями должен назначаться куратор;

8) создание механизмов наставничества над молодыми педагогами;

9) создание студенческих служб и международных отделов для содействия в размещении, получении виз, медицинском страховании, получении доступа к университетским структурам и т.д.;

10) создание инструментов для облегчения практических механизмов внутри сети, в частности, создание информационных баз данных или публикация подборок информации, касающейся университетов, участвующих в сети, пополнение знаний об их учебных планах, с тем чтобы облегчить зачетный перевод и т.д.;

11) решение ограниченного круга административных задач, которые напрямую связаны с созданием и координацией сети мобильности;

12) осуществление ограниченной закупки оборудования связи, необходимого для осуществления работы по проекту;

13) предоставление необходимых учебных материалов, например, учебников.

Особо важными являются гранты на индивидуальную мобильность (IMG),

которые предусмотрены в качестве дополнения к структурному подходу проектов по созданию сетей, финансируемых в рамках программы TЕМПУС, и для каждой страны на них выделяются средства. В каждом государстве, в соответствии с установленным сроком подачи заявки, будет финансироваться от 10 до 50 IMG. Только заявки, в которых ясно продемонстрирован эффект индивидуальной мобильности для соответствующего университета, учреждения страны-партнера, содержащие твердое обязательство со стороны юридического представителя, например, ректора, директора, декана факультета, будут приниматься к финансированию и практическому исполнению в рамках международного сотрудничества, где России определена одна из важных задач.

Кроме этого, IMG обеспечивают поездки из стран-партнеров в страны ЕС и наоборот, а также из стран-партнеров в другие страны-партнеры. В этой связи необходимо показать виды поездок, финансируемые по линии ШС. Это, во-первых, участие в работе университетских ассоциаций или мероприятиях, организуемых при поддержке программы СОКРАТЕС-ЭРАЗМУС, представляющей проекты кооперации между университетами, разработанные в рамках этой программы с целью придания определенной академической дисциплине европейского измерения или проработки других вопросов, представляющих общий интерес, включая административные вопросы.

При этом необходимо отметить, что эти проекты осуществляются сетью факультетов, департаментов университетов или академическими ассоциациями, представляющими определенные дисциплины. Поездки с целью участия в деятельности по созданию этих программ должны способствовать анализу разработки в конкретной области и обеспечивать совместимость со стандартами, признанными в области высшего образования, сотрудничества научно-педагогических коллективов.

Во-вторых, участие коллективов в текущих проектах по созданию сетей ТЕМПУС для тех стран-партнеров, которые не имеют права на финансирование ТЕМПУС в определенном академическом году. Для того чтобы те из стран СНГ и Монголии, которые имеют право на финансирование лишь раз в два года, не исключались из деятельности, ведущейся по программе ТЕМПУС, их руководству будут предоставляться ШС, позволяющие этим странам участвовать в текущих проектах по созданию проектов международного сотрудничества. Это даст его участникам возможность обменяться результатами, достигнутыми в ходе проек-

тов ТЕМПУС, воспользоваться распространением результатов в рамках проектов по созданию международных связей педагогов вуза и установить более тесные контакты для будущего сотрудничества.

В-третьих, это поездки из стран-партнеров в страны — члены Европейского Союза и наоборот, с целью обмена результатами, достигнутыми в ходе предыдущих проектов ТЕМПУС. Эта группа мероприятий позволит участникам посетить страны с целью сбора информации по передовому опыту, приобретенному в ходе научно-педагогической деятельности.

В этой связи необходимо назвать формы, приемлемые для поездок по линии IMG: во-первых, это краткие визиты в университеты или академические ассоциации с целью участия в работе по созданию условий для международного сотрудничества преподавателей, аспирантов и студентов; во-вторых, это краткие визиты в университеты или академические ассоциации или участие в работе по созданию совместных учебных планов, оценки нововведений в учебных планах в конкретных областях, выявления образцов передового опыта в части международного сотрудничества, разработки методик обучения и повышения квалификации преподавательского состава и т.д.

Вся эта деятельность может осуществляться при помощи грантов, используемых на покрытие следующих расходов:

1) на международные переезды. Стоимость международных переездов должна включаться в заявку. Гранты на индивидуальную мобильность ТЕМПУС могут использоваться для покрытия стоимости перелета по льготному тарифу между своей и принимающей страной. Для участников, предпочитающих путешествовать на поезде или в автомобиле, может быть затребована стоимость железнодорожного билета первого класса, но его расценка не может превышать льготного тарифа авиарейса в тот же пункт назначения. Время в пути не может включаться в срок, предусмотренный для поездки, и расходы, понесенные в пути, не будут возмещаться из средств гранта;

2) на дополнительные переезды. Они могут в разумных пределах возмещаться из средств гранта для участников конкурса, направляющихся в принимающий университет, учреждение, находящиеся за чертой столицы или места назначения авиарейса, или в несколько университетов, учреждений в различных городах или странах. Сумма на покрытие дополнительных расходов на переезды в ходе предстоящих поездок должна быть затребована в разделе предполагаемых расходов формуляра заявки. Заявки с просьбой о покрытии расходов на местный транспорт, например, автобус, такси для проезда в принимающий университет, учреждение не будут приниматься к рассмотрению, так как они должны покрываться за счет суммы, предусмотренной в категории «Стоимость пребывания»;

3) на пребывание в другой стране. К ним относятся расходы на размещение, питание, медицинское страхование, социальное обеспечение, получение визы, местный транспорт и любые другие повседневные расходы. Ограниченная часть средств по этой статье расходов может быть израсходована на документацию, в частности, на учебники, периодические издания или их эквиваленты в компью-

теризированной форме. Однако расходы на документацию не относятся к получателям грантов, прибывающих из стран — членов ЕС;

4) на медицинское страхование. Отобранные участники конкурса должны принять необходимые меры для приобретения медицинской страховки на период их пребывания за границей. Стоимость такой страховки оплачивается из статьи расходов на пребывание.

Оплата курсов, оплата места в аудитории, оплата языковых курсов и сборы, связанные с участием в конференциях или научных семинарах/симпозиумах, не могут финансироваться за счет гранта ТЕМПУС.

Таким образом, международное сотрудничество профессорско-преподавательского состава российских вузов в последние годы получило дальнейшее развитие и этому способствовала программа ТЕМПУС.

THE INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN HIGH SCHOOLS’ FACULTY. PARTICIPATION IN TEMPUS PROGRAM

V.M. Filippov, V.N. Chistohvalov

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article the basic directions, forms and methods of the international cooperation of the faculty of the Russian high schools are analyzed. Contacts to foreign colleagues, trip abroad, interaction of teachers to scientific funds and the organisations are especially marked. Article is written on actual materials since 1995 on the present. Besides, activity of program TEMPUS is shown, and also the academic mobility, as one of priority directions of the international cooperation of teachers of the Russian and foreign high schools is analysed.

Key words: international contacts, mobility, TEMPUS, grant, funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.