научная статья УДК: 341
DOI: 10.48612/rg/RGW.26.4.2
Международное право, как основа разрешения конфликтов: опыт Израиля и Палестины
Алексеева София Дмитриевна н Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Россия н nopsv83@mail.ru
Данилова Светлана Александровна Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Россия pr.sv.03@mail.ru
Ручкин Никита Дмитриевич Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Россия nick.koulu@gmail.com
Кутдусова Амина Азатовна Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Россия ktdsva.amine@gmail.com
Аннотация. В современном мире обостряются территориальные конфликты, чаще всего их истоками являются спорные территории, на которые претендуют сразу несколько государств. Вследствие исторических, религиозных, политических и иных причин они становятся предметом интереса сразу для нескольких политических акторов. Подобные ситуации наблюдаются, когда данные территории стремятся к роли самостоятельного субъекта международного права. Эти и другие события сейчас становятся причинами территориальных конфликтов между государствами. В современных реалиях особо актуален вопрос применения международного права для решения территориальных споров. Для этого особенно важно понимать истоки данных конфликтов, историю их развития и ситуацию, в которой сейчас находятся эти территории, проанализировать решения международных органов, лиц международной дипломатии и заявления мировых лидеров по данным спорам, чтобы понимать их отношение к данным конфликтам и возможные способы их решения. В статье рассмотрена история территориального спора между Израилем и Палестиной. Проанализированы и представлены к обозрению решения международных организаций по данному конфликту, изучены международные документы, касающиеся позиции спорных палестинско-израильских территорий. В результате сделаны выводы о путях решения конфликта, а также о возможностях ООН в сфере решения международных споров. Отмечено, что международные организации, в числе которых ООН, предпринимают попытки урегулирования конфликта, но по большей части эти попытки остается безуспешными.
Ключевые слова: территориальный спор; ООН; декларация Бальфура; международный договор; спорная территория
Для цитирования: Алексеева С.Д., Данилова С.А., Ручкин Н.Д., Кутдусова А.А. Международное право, как основа разрешения конфликтов: опыт Израиля и Палестины // Россия в глобальном мире. 2023. Т. 26. Вып. 4. C. 26-43. DOI: 10.48612/rg/RGW.26.4.2.
© Алексеева С.Д., Данилова С.А., Ручкин Н.Д., Кутдусова А.А., 2023. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
research article UDC: 341
DOI: 10.48612/rg/RGW.26.4.2
International Law as a Basis for Conflict Resolution: the Example of Israel and Palestine
Sofiya D. Alekseeva H
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia
H nopsv83@mail.ru
Svetlana A. Danilova
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia
pr.sv.03@mail.ru
Nikita D. Ruchkin
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia
nick.koulu@gmail.com
Amina A. Kutdusova
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia
ktdsva.amine@gmail.com
Abstract. In the modern world, territorial conflicts are intensifying. Most often the origins of such conflicts are disputed territories claimed by several states at once. Due to historical, religious, political and other reasons, certain territories become a subject of interest for several political actors at once. There are also situations when these territories aspire to the role of an independent subject of international law. Therefore, the issue of applying international law to resolve territorial disputes is relevant in the current situation. It is especially important to understand the origins of these territorial conflicts, the history of their development and the situation in which these territories are now. It is necessary to analyze the decisions of international bodies, persons of international diplomacy and statements of world leaders on these disputes in order to understand their attitude to these conflicts and possible solutions. The article reviewed the history of the territorial dispute between Israel and Palestine. The decisions of international organizations on this dispute were analyzed and described, and international documents concerning the position of the disputed Palestinian-Israeli territories were reviewed. As a result, conclusions were drawn about ways to resolve the conflict, as well as about the capabilities of the UN in resolving international disputes. It was noted that international organizations, including the UN, are making attempts to resolve the conflict, but for the most part these attempts remain unsuccessful.
Keywords: territorial dispute; UN; Balfour Declaration; international treaty; disputed territory
For citation: Alekseeva, S.D., Danilova, S.A., Ruchkin, N.D., Kutdusova, A.A. International Law as a Basis for Conflict Resolution: the Example of Israel and Palestine. Russia in the Global World. 2023. Vol. 26. Iss. 4. P. 26-43. DOI: 10.48612/rg/RGW.26.4.2.
© Alekseeva, S.D., Danilova, S.A., Ruchkin, N.D., Kutdusova, A.A., 2023. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Введение
Вопрос о том, соответствуют ли действия Палестины и Израиля нормам международного права, оставался актуальным в течение нескольких последних десятилетий. Организацией Объединенных наций (далее ООН) было принято множество резолюций, затрагивающих палестино-израильский конфликт, как Советом Безопасности, так и Генеральной Ассамблеей. [1; 2; 3; 4; 5; 6] Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы; Резолюции Совета Безопасности были приняты в соответствии с главой VI Устава ООН, причем глава VII является практически единственной, которая позволяет принимать обязательные резолюции в буквальном толковании Устава. Определение соответствия действий Израиля и Палестины нормам международного права и соблюдения данными странами международных договоров составляет цель предложенного исследования.
В процессе исследования авторами статьи были проанализированы исторические процессы и их последствия, соответствие международных установлений общим принципам международного права, а также проведен сравнительный анализ соответствий действий сторон конфликта нормам международного права.
С начала XVI века Палестина находилась в составе Османской Империи, пока в ходе Первой Мировой войны англичане не завоевали ее, а Османское Империя не распалась. На территории Палестины был образован Британский мандат [7]. В тот момент на территории проживало примерно 90% арабов и 10% еврейского населения [8], но благодаря декларации Бальфура в 1917 г. началась массовая иммиграция евреев на территорию Палестины с целью создания на ее территории «национального очага для еврейского народа» [9]. Документ впоследствии поддержали Франция, Италия, США, и он также был включен в текст британского мандата на управление Палестиной, который был утверждён
Лигой Наций, а позднее и ООН. Таким образом, данный документ не был признан как нарушение международного права, хотя существует мнение, что Декларация положила начало арабо-израильскому конфликту, так как она не содержала упоминания границ Палестины [10]. В итоге, Лига Наций объявила о создании в Палестине «еврейского национального очага» [11]. В своей переписке Бальфур категорично заявляет о том, что Великобритания не учитывает мнение и пожелания арабов, и проводит свою политику на данных землях в интересах еврейского населения, а также утверждает об основательности переселения евреев на эту территорию [12].
Еврейское население в Палестине возрастало и к окончанию Второй мировой войны увеличилось втрое по сравнению с 1922 г. [13]. Это безусловно было связано с политикой антисемитизма в Европе во время войны. В течение британского мандата обстановка в Палестине не была спокойной: беспорядки 1929 и 1933 гг., погромы евреев, арабское восстание 1936-1939 гг., Багдадский погром 1941 г. и др. В интересах Израиля были «обещанные» декларацией территории, «национальный очаг», а действия Палестины были направлены на сохранение территории, которые она считала исконно своими.
В 1947 г. Великобритания пожелала отказаться от своего мандата заявив, что государство не в состоянии найти решения для мирного сосуществования арабов и евреев в Палестине [14]. В этом же году ООН приняла план разделения территории Палестины между арабами и евреями на основе Резолюции 181 [15; 16]. План был принят евреями, но категорически отвергнут арабскими руководителями, откуда возникает вопрос о том, были ли поставлены интересы одной стороны выше другой [17].
Резолюция предоставляла еврейскому населению большую часть территории, а большая часть предоставляемой арабскому населению территории не была пригодна для земледелия. Также на территории, выделенной еврейскому населению, почти половина населения была арабами. Все это в скором времени спровоцировало вооруженный конфликт между еврейским и арабским населением, а в 1967 г. Шестидневную войну, в ходе которой Израиль завоевал территорию в несколько раз превосходящую его довоенную площадь.
Материалы и результаты исследования
Международное право в отношении израильских поселений и израильского разделительного барьера
Создание поселений на оккупированных израильских территориях можно считать незаконным из-за нарушения 49 статьи IV Женевской конвенции (1949 г.). В данной статье говорится, что депортация лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы воспрещено. Однако есть одно исключение: частичная или полная эвакуация может быть произведена оккупирующей державой, если этого требуют особо веские соображения военного характера, но тогда оккупирующая территории страна также обязана вернуть население обратно в свои дома после завершения военных операций на территории: «Эвакуированное в таком порядке население будет возвращено обратно в свои дома немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены» [18]. Как известно, Израилем были заняты территории бывших мест жительств палестинцев. Можно сказать, что военные действия на этих территориях закончились так как на их месте в настоящее время располагаются еврейские поселения. Палестинцы не вернулись в свои бывшие деревни, а нынешние поколения не имеют права притязания на эти территории. Там же в статье 49 сказано: «Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию». Как заявляет Израиль, его действия не могут считаться нарушением международного прав, потому как «эти территории ранее не принадлежали никакому государству» [19], поэтому нормы Женевской конвенции в этом случае не применимы. Камнем преткновения являются территории Сектора Газа, западный берег реки Иордан, включая восточную часть Иерусалима. ООН определяет эти территории, как оккупированные Израилем, так согласно Резолюции 181 они переходили арабскому государству. Однако арабами не была признана эта резолюция, а Израиль утверждает, что она носила рекомендательный характер. Также Израиль указывает на законность данных действий историческим правом евреев на землю Израиля. Все же, мнение любой из сторон в данном конфликте не является беспристрастным, поэтому важно мнение международных организаций, а также зарубежных юристов и политиков. Многие из
политиков поддерживают позицию Израиля и настаивают, что более уместным термином для описания данных территорий будет «спорная территория» [20].
Международное мнение и позиция ООН, выраженная во многочисленных резолюциях, отличаются от упомянутого в статье раннее. Международное общественное мнение и большинство резолюций ООН утверждают, что израильские поселения на Голанских высотах, на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме являются нарушением международного права. Резолюция 446 Совета Безопасности ООН ссылается на IV Женевскую конвенцию как на действующий международно-правовой акт и требует, чтобы Израиль воздерживался от перемещения своего населения на территорию и запрещает изменения его демографического состава [18]. На Конференции Высоких Договаривающихся Сторон IV Женевской конвенции 126 представителей, включая главный судебный орган ООН, Международный суд ООН и Международный комитет Красного Креста, объявили поселения незаконными [21]. Согласно резолюции 2334 Совета Безопасности ООН создание Израилем поселений на оккупированных палестинских территориях «не имеет юридической силы» и «представляет собой нарушение международного права», и она также требует немедленного полного прекращения Израилем всей поселенческой деятельности [22].
Согласно 42 статье Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, принятой на Второй Гаагской конференции в октябре 1907 г., оккупированный считается только та территория, которую отняли у признанного суверена: «где... власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность» [23]. Османская империя была последним сувереном западного берега р. Иордан и сектора Газа после Первой мировой войны. В результате арабо-израильской войны, в 1948 г. Египет получил контроль над западным берегом р. Иордан и сектором Газа. Кроме того, Израиль утверждает, что палестинское суверенное государство никогда не существовало ни на Западном Берегу, ни в любом другом месте [24].
Создание поселений было квалифицировано некоторыми экспертами-юристами как военное преступление в соответствии с Римским статутом, и в настоящее время расследуется в рамках Международного уголовного суда в Палестине. В данный момент, основываясь на
результатах многочисленных резолюций ООН, ссылающихся на статью 49 IV Женевской конвенции, международное сообщество единодушно считает, что израильские поселения являются незаконными и представляют собой нарушение международного права [25, p. 150; 26; 27].
Мнение ООН насчет оккупированных Израилем территорий подтверждается большим числом резолюций. Целый ряд резолюций [1; 2; 3; 4; 5] подтверждает незаконность израильских поселений на оккупированных палестинских территориях, а некоторые утверждают, что израильская политика строительства поселений представляет собой «серьезное препятствие миру». Резолюция ООН 2334 [18] подтверждает противоправность поселений, ссылаясь на IV Женевскую конвенцию. Кроме Резолюций ООН, нелегитимность поселений в рамках международного права была также подтверждена заключением Международного Суда ООН, однако оно является только лишь консультативным [28]. Суд, как и Резолюция 2334, также ссылается на IV Женевскую конвенцию и предыдущие Резолюции в вынесении своего решения.
В 2003 г. Израиль инициировал строительство барьера на границе между своими территориями и Западным берегом реки Иордан, и его сооружение остается актуальным в рамках международного права, так как оно до сих пор не закончено. По заявлению Израиля построение стены связано с защитой еврейского населения страны [29], но можно утверждать, что Израиль стремится установить границу между своими территориями и будущим Палестинским государством в одностороннем порядке [30].
В результате шестидневной войны в 1967 г. Израилем была оккупирована территория, расположенная между «зеленой линией», появившейся после окончания войны 1948-1949 годов, и территорией Палестины, которая была предусмотрена мандатом. Решение Международного Суда ООН в 2004 г. подтверждает, что Израиль имеет статус оккупирующей державы, территории Палестины - оккупированными, а действия Израиля нарушают международное право [31].
Международное право в отношении действий ХАМАС и Израиля
в настоящее время
Принцип пропорциональности признает военные операции незаконными, если они приводят к потерям среди гражданского населения
и ущербу гражданским объектам. Палестина ратифицировала Протокол I к Женевским конвенциям, тогда как Израиль - нет. Израиль признает принципы избирательности и соразмерности как часть международного права. Оба государства ратифицировали четыре Женевские конвенции, но Израиль не ратифицировал первые и вторые протоколы конвенций, призванные защищать гражданское население, имущество и окружающую среду во время военных действий. Однако статья 75 Протокола I, определяющая обращение с захваченным мирным вражескими сторонами мирным населением, считается общепринятой нормой международного права и обязательным как для Палестины, так и для Израиля. Палестина ратифицировала все три протокола. ХАМАС, как контролирующая Сектор Газа организация, также обязана соблюдать Женевские конвенции и их протоколы.
Существуют правила ведения вооруженных конфликтов, которые закреплены международными законами и резолюциями, в том числе Уставом ООН, который дает право странам на самооборону и запрещает агрессивные войны. Поведение на поле боя регулируется международными гуманитарными законами, включая Женевские конвенции, разработанные после Второй мировой войны и согласованные почти всеми странами. Четыре конвенции, согласованные в 1949 г., предусматривают гуманное обращение с гражданскими лицами, ранеными и пленными в военное время. Они запрещают убийства, пытки, захват заложников и «унизительное и унижающее достоинство обращение» и требуют от боевиков лечить больных и раненых другой стороны. Правила применяются как к войнам между народами, так и к конфликтам, например, между Израилем и ХАМАС, в которых одна из сторон не является государством. Другие соглашения запрещают определенные виды оружия, например, химические или биологические боеприпасы. Большинство, но не все страны, присоединились к ним [32].
7 октября 2023 г. произошло вторжение ХАМАС на территорию Израиля из Сектора Газа. Из Сектора Газа были запущено несколько тысяч ракет по Израилю, и нескольких сотен боевиков вторглись из Сектора Газа на территорию Израиля. ХАМАС напал на мирное население, в том числе на детей и пожилых людей, а также похитили две сотни мирных жителей. Израиль заявляет, что по меньшей мере 1400 человек погибли и еще 199
человек были похищены [33]. Согласно Римскому статуту Международного права убийство гражданского населения, оказавшегося в зоне боевых действий, захват и убийство заложников, разрушение населенных пунктов является военным преступлением.
ООН решительным образом осудили нападение ХАМАС на Израиль. Генеральный Секретарь Антониу Гутерриш, специальный координатор ООН по мирному процессу Тор Веннесланд и верховный Комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк - все выразили крайнюю обеспокоенность в связи с событиями в Израиле [34]. Пресс -секретарь Генерального секретаря ООН, Стефан Дюжаррик, использовал такую формулировку в своем заявлении: «Гражданские лица всегда должны пользоваться уважением и защитой в соответствии с международным гуманитарным правом» [35]. Из данного высказывания можно ясно понять, что гуманитарное международное право было нарушено со стороны ХАМАС.
Основными целями Израиля являются самооборона в ответ на атаки ХАМАС и обеспечение безопасности Израиля в будущем. Статья 51 Устава ООН допускает неотъемлемое право на самооборону [36], вытекающее из обычного международного права, и не ограничивает это право лишь действиями против вооруженных сил другого государства.
Для соблюдения норм международного права Израиль не может лишать гражданское население Газы пищи, воды и предметов первой необходимости, ведя военную кампанию против ХАМАС. Однако Израильские военные нанесли авиаудары по сектору Газа, заблокировали поставки продовольствия, воды, топлива и электричества и приказали людям покинуть северную половину сектора перед возможным наземным вторжением [37]. Находящийся в Женеве Международный комитет Красного Креста заявил, что указание сотням тысяч людей покинуть свои дома «в сочетании с полной блокадой, в которой им явно отказывают в еде, воде и электричестве, несовместимо с международным гуманитарным правом» [38]. Премьер-министр Израиля заявляет, что страна следует международному праву и наносит удары только по законным военным целям, стремясь искоренить боевиков, внедряющихся среди гражданского населения [37; 39]. Однако власти Газы заявили 19 октября, что в первые дни бомбардировок 3785 палестинцев были убиты и почти 12 500 ранены
[40]. Таким образом, Израиль нарушает международное гуманитарное право, устраивая бомбардировки и блокаду населения Газы, что привело к смертям более нескольких тысяч мирного населения, что является военным преступлением по Римскому Статуту МУС [41].
Заключение
Говоря о ситуации, которая сложилась к настоящему моменту, можно утверждать, что нормы международного права были нарушены обоими сторонами этого конфликта. Так как данное военное противостояние развивается в настоящее время, многие его аспекты, например, вовлеченность третьих сторон, не были затронуты в данной статье. И Палестина, и Израиль в своих действиях проигнорировали существующие международные ограничения в сфере допустимых во время ведения боевых конфликтов действий. Для предотвращения подобных прецедентов возможно применение следующих действий; Эти действия основаны на предыдущем опыте работы ООН и также включают возможные решения данных конфликтов в соответствии с различными органами ООН:
1. Созвать через ООН транснациональную рабочую группу для проверки и исследования ежедневного угнетения и унижения на основе психологического отождествления на захваченных палестинских землях в Израиле. Рассмотрение должно помочь выявить и провести анализ фактов, охватывая политику принудительного разделения и притеснения населения на расовые, этнические или другие группы, остракизм, где это применимо - обличить и предать суду обязанных за совершение тяжких противоправных деяний и нарушения лиц, а так же найти и не дать исчезнуть доказательной базе, относящихся к преступному использованию своих прав и возможностей уполномоченными лицами для возможного применения неукоснительно следующих закону органами судебной власти. Мандат разбирательства обязан быть достаточно широким, чтобы охватить роль других субъектов, включая компании и чиновников, входящих в состав рабочей группы стран.
2. Создать комитет ООН из представителей государств-членов для оценки выводов, надзора за соблюдением рекомендаций, корректировки и консультирования дальнейших действий по мере необходимости созванной транснациональной рабочей группы.
3. Рекомендовать, учитывая тупиковую ситуацию по этому вопросу в Совете Безопасности ООН, чтобы государства-члены и блоки государств ввели односторонние меры в форме адресных санкций, в число которых входят запреты на замораживание активов и поездки, против организаций и уполномоченных лиц, доподлинно задействованных в преступлениях апартеид; обусловить продажу оружия и помощь в обеспечении безопасности Израилю, если его власти предпримут четко обозначенные и поддающиеся проверке действия для пресечения ими преступления апартеида и преследованию палестинцев в одностороннем порядке; и подвергать договоры, пакты и соглашения, схемы сотрудничества, а также все формы торговых и деловых отношений с Израилем усиленной должностной осмотрительности для выявления лиц и организаций, которые способствуют преступлению апартеид и преследованию граждан Палестины, смягчению последствий преступлений для неприкосновенных прав человека и, по возможности, прекратить финансирование и саму деятельность, способствующие данным преступлениям.
4. Учредить через ООН должность глобального посланника ООН по преступлениям преследования и апартеида с мандатом выступать за их прекращение и определить шаги, которые государства и судебные учреждения должны предпринять для преследования этих преступлений. После создания попросить Совет Безопасности ООН пригласить посланника для участия в ежеквартальных брифингах по ситуации на Ближнем Востоке.
Представленное исследование, помимо анализа палестинско-израильского конфликта, его источников и истории событий, раскрывает способы работы ООН в подобных конфликтах. Таким образом, можно сделать вывод, что вследствие затяжного характера изучаемого конфликта, а также относительной пассивности ООН, данная организация располагает все меньшими и меньшими средствами для решения конфликтных ситуаций в мире. Такие решения не носят обязательного характера, следовательно, не воспринимаются странами как необходимые для соблюдения правила, либо не могут быть приняты вследствие острых разногласий среди участников ООН и особого влияния на эти решения стран-участниц СБ ООН с правом вето. Мы видим, что в данном конфликте нормы международного права были
нарушены, и международные организации никак не смогли и не могут повлиять на данные события.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Резолюция 2334 (2016) от 23 декабря 2016 года // Совет безопасности ООН: [сайт]. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2334(2016) (дата обращения: 15.10.2023).
2. Резолюция 446 (1979) от 22 марта 1979 года // Совет безопасности ООН: [сайт]. URL: https ://documents-dds-ny.un. org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/370/96/PDF/NR037096.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
3. Резолюция 452 (1979) от 20 июля 1979 года // Совет безопасности ООН: [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/371/02/PDF/NR037102.pdf (дата обращения: 19.10.2023).
4. Резолюция 465 (1980) от 1 марта 1980 года // Совет безопасности ООН: [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/04/PDF/NR040004.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
5. Резолюция 471 (1980) от 5 июня 1980 года // Совет безопасности ООН: [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/10/PDF/NR040010.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
6. Резолюция 476 (1980) от 30 июня 1980 года // Совет безопасности ООН: [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/15/PDF/NR040015.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
7. Mandate for Palestine. 12 August 1922 // League of Nation. [эл. доступ]. URL: https://ecf.org.il/media_items/291 (дата обращения: 21.10.2023).
8. The Population of Palestine Prior to 1948 // MidEastWeb: [сайт]. URL: http://www.mideastweb.org/palpop.htm (дата обращения: 18.10.2023).
9. Balfour Declaration. The Avalon Project: Balfour Declaration November 2, 1917 [сайт]. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/balfour.asp (дата обращения: 16.10.2023).
10. British Administration: Palestinian Mandate (1922-1948). [сайт]. URL: https://histclo.com/essay/war/ip/man/pal-man.html (дата обращения: 21.10.2023).
11. The Palestine Order in Council // The Wayback Machine. Internet Archive: [сайт]. URL: https://web.archive.org/web/20140916132453/http:/unispal.un. org/UNISPAL.NSF/0/C7AAE 196F41AA055052565F50054E656 (дата обращения: 15.10.2023).
12. Khaled Elgindy. Blind Spot: America and the Palestinians, from Balfour to Trump. Washington, DC: Brookings Institution Press, 2019. 345 p.
13. Population Statistics // Demographics of Israel-Palestine: [сайт]. URL: https://web.archive.org/web/20070708052310/http :/www. israelipalestinianprocon.org/pop ulationpalestine.html (дата обращения: 18.10.2023).
14. Palestine question - DPI Research Section Background Paper No. 47 // Question of Palestine. United Nations: [сайт]. URL: https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-190022/ (дата обращения: 18.10.2023).
15. ООН приняла план раздела Палестины на еврейское и арабское государства (Резолюция номер 181) // Отдел поддержки репатриации. Всемирная сионистская организация: [сайт]. URL: https://domoi.org/calendar/oon-prinyala-plan-razdela-palestiny-na-evrejskoe-i-arabskoe-gosudarstva-rezolyutsiya-nomer-
181 /#:%7E:text=29%20%D0%BD%D0%BE%D 1 %8F%D0%B 1%D 1 %80%D 1 %8F%2019 47%20%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D 0%BD%D0%B0%D1 %8F%20%D0%90%D1 %81 %D 1%81 %D0%B0%D0%BC%D0%B 1 %D0%BB%D0%B5%D1 %8F%2C%D0%B4%D0%B2%D1 %83%D1 %85%20%D0%B3% D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%258 (дата обращения: 18.10.2023).
16. Future Government of Palestine // United Nations Digital Library: [сайт]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/210008?ln=en (дата обращения: 18.10.2023).
17. The Arab League: Statement Following the Establishment of the State of Israel (May 15, 1948) // Jewish Virtual Library (JVL): [сайт]. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/statement-of-the-arab-league-following-the-establishment-of-the-state-of-israel-may-1948 (дата обращения: 21.10.2023).
18. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны // Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения: [сайт] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml (дата обращения: 15.10.2023).
19. Israeli Settlements and International Law. 30 November 2015 // Ministry of Foreign Affairs: [сайт]. URL: https://www.gov.il/en/Departments/General/israeli-settlement-and-international-law (дата обращения: 18.10.2023).
20. From "Occupied Territories" to "Disputed Territories". 16 January 2002 // Jerusalem Center for Public Affairs: [сайт]. URL: https://www.jcpa.org/jl/vp470.htm (дата обращения: 21.10.2023).
21. Конференция Высоких Договаривающихся Сторон Четвертой Женевской конвенции. Декларация. [сайт]. URL: https://unispal.un.org/pdfs/GENCONDEC_1214r.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
22. Israel's Settlements Have No Legal Validity, Constitute Flagrant Violation of International Law, Security Council Reaffirms. 23 December 2016 // United Nations: [сайт]. URL: https://press.un.org/en/2016/sc12657.doc.htm (дата обращения: 15.10.2023).
23. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года // Международный комитет Красного Креста: [сайт]. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm (дата обращения: 16.10.2023).
24. Israel, the Conflict and Peace: Answers to frequently asked questions // Ministry of Foreign Affairs: [сайт]. URL: https://www. gov. il/en/Departments/General/faq_peace_process_with_palestinians_dec_20 09#D1-0ccupied (дата обращения: 21.10.2023).
25. Albin, C. Justice and fairness in International Negotiation. Cambridge University Press. Cambridge, 2001. [сайт]. URL: https://books.google.ru/books?id=E2DG8tFHtQAC&pg=PA150&redir_esc=y#v=onepage &q&f=false (дата обращения: 19.10.2023).
26. Gibney, M., Frankowski, S. Judicial Protection of Human Rights: Myth or Reality? Bloomsbury Publishing, 1999. 216 p.
27. International Law and the Administration of Occupied Territories: The Two Decades of Israeli Occupation of the West Bank and Gaza Strip / Ed. by Emma Playfair. Oxford: Clarendon Press Oxford, 1992. 572 p.
28. Консультативное заключение Международного Суда относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории.
13.07.2004 // Refworld [сайт] URL: https://www.refworld.org.ru/docid/589c81a44.html (дата обращения: 18.10.2023)
29. Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territory. Reports of Judgments, Advisory Opinions and Orders. International Court of Justice. 2004 // The Wayback Machine. Internet Archive: [сайт]. URL: https://web.archive. org/web/20200913105418/https://www. icj -cij. org/files/case-related/131/131 -20040709-ADV-01-00-EN.pdf (дата обращения: 19.10.2023).
30. Bedell, G. Set in stone. 14.06.2023 // The Guardian: [сайт]. URL: https://web.archive.org/web/202303 03182238/http ://www.theguardian. com/world/2003/ju n/15/israelandthepalestinians.features (дата обращения: 29.10.2023).
31. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 2003-2007 годы. Организация Объединенных наций. Нью-Йорк, 2010 год. [эл. доступ]. URL: https://legal.un. org/icj summaries/documents/russian/ st_leg_serf1_add3.pdf (дата обращения: 18.10.2023).
32. Goodman, R., Meier, M.W., Bridgeman, T. Expert Guidance: Law of Armed Conflict in the Israel-Hamas War. 17 October 2023 // Just Security: [сайт]. URL: https://www.justsecurity.org/89489/expert-guidance-law-of-armed-conflict-in-the-israel-hamas-war/ (дата обращения: 15.10.2023).
33. Swords of Iron: War in the South - Hamas' Attack on Israel // Ministry of Foreign Affairs: [сайт]. URL: https://www.gov.il/en/departments/news/swords-of-iron-war-in-the-south-7-oct-2023 (дата обращения: 15.10.2023).
34. В ООН решительнейшим образом осудили нападение на Израиль. 07 октября 2023 г. // Новости ООН: [сайт]. URL: https://news.un.org/ru/story/2023/10/1445567 (дата обращения: 15.10.2023).
35. UN officials strongly condemn deadly attacks in Israel. 7 October 2023 // UN News: [сайт]. URL: https://news.un.org/en/story/2023/10/1142012 (дата обращения: 15.10.2023).
36. Устав ООН (полный текст) // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 15.10.2023).
37. We have no Desire to Harm Gaza. 10 October 2023 // Prime Minister's Office: [ сайт]. URL: https://www.gov.il/en/departments/news/4swordsofiron101023 (дата обращения: 15.10.2023).
38. More than 700 killed in overnight Israeli attacks, Gaza officials say. 24 October 2023 // Al Jazeera Media Network: [сайт]. URL: https://www.aljazeera.com/news/2023/10/24/more-than-700-killed-in-overnight-israeli-attacks-gaza-officials-say (дата обращения: 27.10.2023).
39. Daily Recap: Hamas - Israel War October 23rd, 2023. 23 October 2023 // Israel Defense Forces: [сайт]. URL: https://www.idf.il/en/mini-sites/idf-newsletter-daily-summaries-of-the-hamas-israel-war/daily-recap-hamas-israel-war-october-23rd-2023-20-00-day-17/ (дата обращения: 28.10.2023).
40. China: Our Deep Sympathy with Gaza Victims. 24 October 2023 // The Palestine Chronicle: [сайт]. URL: https://www.palestinechronicle.com/china-our-deep-sympathy-with-gaza-victims/ (дата обращения: 25.10.2023).
41. Why Hamas and Israel are Both Alleged to have Broken International Rules of War. 19 October 2023 // PBS NewsHour: [сайт]. URL: https://www.pbs.org/newshour/world/why-
hamas-and-israel-are-both-alleged-to-have-broken-international-rules-of-war (дата обращения: 18.10.2023).
REFERENCES
1. Rezolyutsiya 2334 (2016) [Resolution 2334 (2016)]. 23.12.2016. Sovet bezopasnosti OON. Available at https://undocs.org/ru/s/res/2334 (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
2. Rezolyutsiya 446 (1979). [Resolution 446 (1979)]. 22.03.1979. Sovet bezopasnosti OON Available at https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/370/96/PDF/NR037096.pdf (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
3. Rezolyutsiya 452 (1979) [Resolution 452 (1979)]. 20/07/1979. Sovet bezopasnosti OON Available at https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/371/02/PDF/NR037102.pdf (accessed: 19.10.2023). (In Russ.).
4. Rezolyutsiya 465 (1980) [Resolution 465 (1980)]. 01.03.1980. Sovet bezopasnosti OON. Available at https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/400/04/PDF/NR040004.pdf (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
5. Rezolyutsiya 471 (1980) [Resolution 471 (1980)]. 05.06.1980. Sovet bezopasnosti OON Available at https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/400/10/PDF/NR040010.pdf (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
6. Rezolyutsiya 476 (1980) [Resolution 476 (1980)]. 30.06.1980. Sovet bezopasnosti OON. Available at https://documents-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/400/15/PDF/NR040015.pdf (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
7. Mandate for Palestine. 12 August 1922. League of Nation. Available at https://ecf.org.il/media_items/291 (accessed: 21.10.2023).
8. The Population of Palestine Prior to 1948. MidEastWeb. Available at http://www.mideastweb.org/palpop.htm (accessed: 18.10.2023).
9. Balfour Declaration. The Avalon Project: Balfour Declaration November 2, 1917. Available at: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/balfour.asp (accessed: 16.10.2023).
10. British Administration: Palestinian Mandate (1922-1948). Available at https://histclo.com/essay/war/ip/man/pal-man.html (accessed: 21.10.2023).
11. The Palestine 0rder in Council. The Wayback Machine. Internet Archive. Available at https://web.archive.org/web/20140916132453/http:/unispal.un. org/UNISPAL.NSF/0/C7AAE 196F41AA055052565F50054E656 (accessed: 15.10.2023).
12. Khaled Elgindy. Blind Spot: America and the Palestinians, from Balfour to Trump. Washington, DC: Brookings Institution Press, 2019. 345 p.
13. Population Statistics. Demographics of Israel-Palestine. Available at https://web.archive. org/web/20070708052310/http :/www. israelipalestinianprocon. org/pop ulationpalestine.html (accessed: 18.10.2023).
14. Palestine question - DPI Research Section Background Paper No. 47. Question of Palestine. United Nations. Available at https://www.un.org/unispal/document/auto-insert-190022/ (accessed: 18.10.2023).
15. 00N prinyala plan razdela Palestiny na yevreyskoye i arabskoye gosudarstva (Rezolyutsiya nomer 181) [The UN has Adopted a Plan to Divide Palestine into Jewish and Arab States (Resolution number 181)]. Otdel podderzhki repatriatsii. Vsemirnaya sionistskaya organizatsiya. Available at https://domoi.org/calendar/oon-prinyala-plan-razdela-palestiny-na-evrejskoe-i-arabskoe-gosudarstva-rezolyutsiya-nomer-
181 /#:%7E:text=29%20%D0%BD%D0%BE%D 1 %8F%D0%B 1 %D 1 %80%D 1 %8F%201947 %20%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%
BD%D0%B0%D 1 %8F%20%D0%90%D 1%81 %D 1%81 %D0%B0%D0%BC%D0%B 1 %D0 %BB%D0%B5%D 1 %8F%2C%D0%B4%D0%B2%D 1 %83%D 1 %85%20%D0%B3%D0%B E%D 1%81 %D 1 %83%D0%B4%D0%B0%D 1 %258 (accessed: 18.10.2023). (In Russ.).
16. Future government of Palestine. United Nations Digital Library. Available at https://digitallibrary.un.org/record/210008?ln=ru (accessed: 18.10.2023).
17. The Arab League: Statement Following the Establishment of the State of Israel (May 15, 1948). Jewish Virtual Library (JVL). Available at https://www.jewishvirtuallibrary.org/statement-of-the-arab-league-following-the-establishment-of-the-state-of-israel-may-1948 (accessed: 21.10.2023).
18. Zhenevskaya konventsiya ot 12 avgusta 1949 goda o zashchite grazhdanskogo naseleniya vo vremya voyny [The Geneva Conventions of 1949 Protecting Affords Protection to Civilians]. Organizatsiya Ob"yedinennykh Natsiy. Konventsii i soglasheniya. Available at https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml (accessed: 15.10.2023). (In Russ).
19. Israeli Settlements and International Law. 30 November 2015. Ministry of Foreign Affairs. Available at https://www.gov.il/en/Departments/General/israeli-settlement-and-international-law (accessed: 18.10.2023).
20. From "Occupied Territories" to "Disputed Territories". 16 January 2002. Jerusalem Center for Public Affairs. Available at https://www.jcpa.org/jl/vp470.htm (accessed: 21.10.2023).
21. Konferentsiya Vysokikh Dogovarivayushchikhsya Storon Chetvertoy Zhenevskoy konventsii. Deklaraciya. [Conference of the High Contracting Parties to the Fourth Geneva Convention. Declaration]. Available at https://unispal.un.org/pdfs/GENCONDEC_1214r.pdf (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
22. Israel's Settlements Have No Legal Validity, Constitute Flagrant Violation of International Law, Security Council Reaffirms. 23 December 2016. United Nations. Available at: https://press.un.org/en/2016/sc12657.doc.htm (accessed: 15.10.2023).
23. Konventsiya o zakonakh i obychayakh sukhoputnoy voyny, 18 oktyabrya 1907 goda. [Convention on the Laws and Customs of War on Land, 18 October 1907]. Mezhdunarodnyy komitet Krasnogo Kresta. Available at https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm (accessed: 16.10.2023). (In Russ.).
24. Israel, the Conflict and Peace: Answers to frequently asked questions. Ministry of Foreign Affairs. Available at https://www.gov. il/en/Departments/General/faq_peace_process_with_palestinians_dec_20 09#D1-0ccupied (accessed: 21.10.2023).
25. Albin, C. Justice and fairness in International Negotiation. Cambridge University Press. Cambridge, 2001. Available at https://books.google.ru/books?id=E2DG8tFHtQAC&pg=PA150&redir_esc=y#v=onepage &q&f=false (accessed: 19.10.2023).
26. Gibney, M., Frankowski, S. Judicial Protection of Human Rights: Myth or Reality? Bloomsbury Publishing, 1999. 216 p.
27. International Law and the Administration of Occupied Territories: The Two Decades of Israeli Occupation of the West Bank and Gaza Strip / Ed. by Emma Playfair. Oxford: Clarendon Press Oxford, 1992. 572 p.
28. Konsultativnoye zaklyucheniye Mezhdunarodnogo Suda otnositelno pravovykh posledstviy stroitelstva steny na okkupirovannoy palestinskoy territorii [Advisory Opinion of the International Court of Justice on the Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territory]. 13.07.2004. Refworld Available at https://www.refworld.org.ru/docid/589c81a44.html (accessed: 18.10.2023). (In Russ.).
29. Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territory. Reports of Judgments, Advisory Opinions and Orders. International Court of Justice. 2004. The Wayback Machine. Internet Archive. Available at: Https ://web. archive. org/web/20200913105418/https ://www. icj -cij. org/files/case-related/131/131 -20040709-ADV-01-00-EN.pdf (accessed: 19.10.2023).
30. Bedell, G. Set in stone. 14.06.2023. The Guardian Available at https://web.archive. org/web/202303 0318223 8/http ://www.theguardian. com/world/2003/ju n/15/israelandthepalestinians.features (accessed: 29.10.2023).
31. Kratkoye izlozheniye resheniy, konsultativnykh zaklyucheniy i postanovleniy Mezhdunarodnogo Suda 2003-2007 gody. [Summaries of Judgments, Advisory Opinions and Orders of the International Court of Justice 2003-2007]. Organizatsiya Ob"yedinennykh natsiy. N'yu-York, 2010 god. Available at https://legal.un.org/icjsummaries/documents/russian/st_leg_serf1_add3.pdf (accessed: 18.10.2023). (In Russ.).
32. Goodman, R., Meier, M.W., Bridgeman, T. Expert Guidance: Law of Armed Conflict in the Israel-Hamas War. 17 October 2023. Just Security. Available at: https://www.justsecurity.org/89489/expert-guidance-law-of-armed-conflict-in-the-israel-hamas-war/ (accessed: 15.10.2023).
33. Swords of Iron: War in the South - Hamas' Attack on Israel. Ministry of Foreign Affairs. Available at: https://www.gov.il/en/departments/news/swords-of-iron-war-in-the-south-7-oct-2023 (accessed: 15.10.2023).
34. V OON reshitelneyshim obrazom osudili napadeniye na Izrail. 07 oktyabrya 2023 g. [UN strongly condemn attacks in Israel]. Novosti OON. Available at: https://news.un.org/ru/story/2023/10/1445567 (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
35. UN officials strongly condemn deadly attacks in Israel. 7 October 2023. UN News. Available at: https://news.un.org/en/story/2023/10/1142012 (accessed: 15.10.2023).
36. Ustav OON (polnyy tekst). [Chapter of the United Nations]. Organizatsiya Obyedinennykh Natsiy. Available at: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (accessed: 15.10.2023). (In Russ.).
37. We have no Desire to Harm Gaza. 10 October 2023. Prime Minister's Office. Available at: https://www.gov.il/en/departments/news/4swordsofiron101023 (accessed: 15.10.2023).
38. More than 700 killed in overnight Israeli attacks, Gaza officials say. 24 October 2023. Al Jazeera Media Network. Available at: https://www. aljazeera. com/news/2023/10/24/more-than-700-killed-in-overnight-israeli-attacks-gaza-officials-say (accessed: 27.10.2023).
39. Daily Recap: Hamas - Israel War October 23rd, 2023. 23 October 2023. Israel Defense Forces. Available at: https://www.idf.il/en/mini-sites/idf-newsletter-daily-summaries-of-the-hamas-israel-war/daily-recap-hamas-israel-war-october-23rd-2023-20-00-day-17/ (accessed: 28.10.2023).
40. China: Our Deep Sympathy with Gaza Victims. 24 October 2023. The Palestine Chronicle. Available at: https://www.palestinechronicle.com/china-our-deep-sympathy-with-gaza-victims/ (accessed: 25.10.2023).
41. Why Hamas and Israel are Both Alleged to have Broken International Rules of War. 19 October 2023. PBS NewsHour. Available at: https://www.pbs.org/newshour/world/why-hamas-and-israel-are-both-alleged-to-have-broken-international-rules-of-war (accessed: 18.10.2023).
Сведения об авторах / Information about authors
Алексеева София Дмитриевна - студент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: nopsv83@mail.ru
Данилова Светлана Александровна - студент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: pr.sv.03@mail.ru
Ручкин Никита Дмитриевич - студент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: nick.koulu@gmail.com
Кутдусова Амина Азатовна - студент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: ktdsva.amine@gmail.com
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Alekseeva Sofiya D. - Student, Higher School of International Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. E-mail: nopsv83@mail.ru
Danilova Svetlana A. - Student, Higher School of International Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. E-mail: pr.sv.03@mail.ru
Ruchkin Nikita D. - Student, Higher School of International Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. E-mail: nick.koulu@gmail.com
Kutdusova Amina A. - Student, Higher School of International Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. E-mail: ktdsva.amine@gmail.com The authors declare no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 13.11.2023. Одобрена после рецензирования 19.11.2023. Принята 19.11.2023. Received 13.11.2023. Approved after reviewing 19.11.2023. Accepted 19.11.2023.
Relations, Institute of
Relations, Institute of
Relations, Institute of
Relations, Institute of