Научная статья на тему 'Международное движение капитала и Россия'

Международное движение капитала и Россия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громыко В. В.

Международное движение капитала является основой экономической и социально-политической глобализации. С 1990-х гг. Россия активно включается в этот процесс, как принимая иностранные инвестиции, так и размещая свои капиталы в других странах. Статья подготовлена в рамках научной мастерской по инновационной образовательной программе ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова» «Россия на пути к новой экономике».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nternational movement of capital is a basis of economic, social and political globalization. Since the 1990s Russia has been participating in this process through accepting foreign investment and allocating its own capital in overseas countries. The article was written within the frames of scientific workshop under the innovative educational program of 'Russian Plekhanov Academy of Economics' 'Russia on the Way to New Economy'.

Текст научной работы на тему «Международное движение капитала и Россия»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ВЗГЛЯДЫ И СУЖДЕНИЯ

Д-р экон. наук В. В. Громыко МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА И РОССИЯ

Международное движение капитала является основой экономической и социально-политической глобализации. С 1990-х гг. Россия активно включается в этот процесс, как принимая иностранные инвестиции, так и размещая свои капиталы в других странах. Статья подготовлена в рамках научной мастерской по инновационной образовательной программе ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова» «Россия на пути к новой экономике».

Ключевые слова: глобализация, международное движение капитала, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, внешняя задолженность.

Россия, осуществляя кардинальные преобразования своей экономики, строит ее как открытую экономическую систему. В связи с этим возникает задача интегрирования российской экономики в мировое хозяйство. Занятие достойного места в глобальной экономической системе во многом будет определяться масштабами и характером участия России в международном движении капитала.

Современные особенности международного движения капитала

Международное движение капитала, получившее приоритетное развитие в конце XIX - начале XX столетия, заложило основы современной системы мирового хозяйства. В начале XXI в. международный рынок капитала продолжает играть определяющую роль в развитии мирового хозяйства на его качественно новой стадии развития, характеризуемой как глобализация. Межстрановые потоки капитала формируют международное, в прямом смысле этого слова, производство; иностранные инвестиции вовлекают в международную миграцию потоки рабочей силы, формируя глобальный рынок труда; инвестиционные процессы сопряжены с нововведениями, в результате чего весь процесс НИОКР приобретает международный характер и способствует созданию единого научно-информационного пространства.

Следует особо отметить возрастание экономической роли вывоза капитала в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В качестве примера можно привести приобретение в мае 2008 г. российской компанией «Северсталь» очередного актива в США WCI Steel за 140 млн. долларов. В 2003 г. за 285,5 млн. долларов была приобретена обанкротившаяся компания Rouge Industries, позже переименованная в Severstal North America. В 2007 г. «Северсталь» вошла в число акционеров сталелитейного завода SeverCorr, доведя в апреле 2008 г. свой па-

кет до 85%. В апреле 2008 г. был приобретен за 810 млн. долларов завод Sparrows Point [10].

Различают объемы годовых и накопленных ПИИ. За последнюю четверть ХХ в., т. е. в 1975-2000 гг., годовой объем ПИИ возрос в 70 раз и достиг более чем 1 трлн. долларов, а за период с 1960 по 2000 г. объем накопленных ПИИ увеличился в 80 раз и превысил 4000 млрд. долларов. При этом объем мировой торговли за полстолетия (с 1950 по 2000 г.) увеличился в 25 раз, а объем промышленного выпуска - только в 6 раз [8. - Р. 12].

Параллельно росту абсолютных объемов ПИИ растет их экономическое значение как фактора экономического роста и структурной перестройки национальных и мировой экономики. В 1980 г. за счет ПИИ в мире осуществлялось всего 2% валовых инвестиций в основной капитал. К началу XXI столетия ПИИ обеспечивали 8% совокупных инвестиций [2. - С. 405].

Среди 120 экспортеров капитала первенствуют двенадцать стран: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Испания, Швеция, Швейцария. ПИИ, осуществленные этими странами, только за последнее десятилетие ХХ в. выросли втрое. Одновременно эти государства приняли иностранных капиталов в размере 84% от их собственного вывоза.

Среди 180 стран-реципиентов выделяются 13 государств, на долю которых приходится объем капитала, равный совокупным ПИИ двенадцати лидирующих стран-экспортеров. По данным Мирового банка, в их число входят Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Индия, Китай и Гонконг, Малайзия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Польша, Чехия, Россия.

Капитал, вывозимый развивающимися странами, размещается преимущественно в развитых странах. Более 50% ПИИ осуществлены в США, Великобритании, Канаде, Германии и Франции.

Следует особо отметить все более активный взаимный обмен прямыми инвестициями между развитыми странами. Около 50% всех ПИИ США направлены в Европу. При этом США как крупнейший реципиент ПИИ в качестве основных инвесторов имеет дело с такими государствами, как Великобритания, Нидерланды, Германия, равно как Канада и Япония. В целом 12% активов в обрабатывающей промышленности и 20% банковских активов в США принадлежат иностранцам. С 1978 г. к международному обмену капиталом подключился Китай, предоставив привлекательные условия для иностранных инвесторов.

Новой тенденцией, сложившейся в конце ХХ в., стало вовлечение в процесс международного инвестирования стран Центральной и Восточной Европы. ПИИ в страны с переходной экономикой выросли с

4,2 млрд. в 1992 г. до 23,5 млрд. долларов в 2001 г. В относительных величинах доля стран с переходной экономикой возросла с 11,8 до 16,7% от совокупных мировых ПИИ [2. - С. 408].

Российские инвестиции за рубежом

Россия уверенно входит в верхнюю двадцатку стран - экспортеров капитала. Вывоз капитала из страны свидетельствует о превращении ряда российских компаний в транснациональные, производящие, торгующие и инвестирующие за рубежом. Такие российские компании, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», «РУСАЛ», «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн» и др., успешно приобретают иностранные активы. В 2005 г. российский бизнес потратил на покупку иностранных компаний 2,3 млрд. долларов, в 2006 г. - практически вдвое больше (4,3 млрд. долларов).

В то же время зарубежные фирмы в 2005 г. вложили в приобретение российских компаний 6,7 млрд. долларов, в 2006 г. - 5,8 млрд. долларов [3]. Благодаря международным слияниям и поглощениям российские компании укрепляются на мировых рынках, а российская экономика интегрируется в мировую. Особенно интенсивно данный процесс стал развиваться в связи с активизацией переговоров по вступлению России в ВТО.

Можно привести весьма показательные примеры выхода российского капитала на глобальные рынки. Так, компании «Русский алюминий» и «СУАЛ» обменялись акциями со швейцарской Glencore, в результате чего вновь созданная компания, в которой российский бизнес получает 88% акций, вышла на первое место в мире по производству алюминия и глинозема. Новолипецкий металлургический комбинат (основной акционер - В. Лисин) приобрел 50% европейской Steel Invest & Finance S. A. (металлопрокат для строительства и производства бытовой техники в Бельгии, Франции, Италии, США), вложив 805 млн. долларов. Компания «Евраз», совладельцем которой стал Р. Абрамович, за 2,3 млрд. долларов приобрела 100% акций американской Oregon Steel Mills (продукция этого стального гиганта используется при строительстве нефте- и газопроводов США, железных дорог и даже в оборонной промышленности). Компания «Норильский никель» (М. Прохоров и В. Потанин) выкупила за 408 млн. долларов никелевый бизнес у компании OM Group. Прохоров и Потанин вложили еще 241 млн. долларов в американскую фирму Plug Power (водородная энергетика). Сбербанк приобрел казахский Texakabank. Компания «Вымпелком» за 436 млн. долларов купила крупного армянского телефонного оператора и монополиста на рынке интернет-услуг Armentel. «ЛУКОЙЛ» и другие российские компании уже имеют нефтеперерабатывающие заводы и запра-

вочные станции в США, Турции и планируют купить сеть НПЗ и заправок в Сербии. Значительная часть курортного бизнеса (отели, водолечебницы) в Чехии, в частности в Карловых Варах, принадлежит русскому капиталу. Подобных примеров уже достаточно много. Российский бизнес осуществляет иностранные инвестиции в основном в телекоммуникации и металлургию (66% от общего объема). Зарубежные инвесторы вкладывают свой капитал в российский топливно-энергетический комплекс и финансовый бизнес [3].

Помимо российских транснациональных компаний большая масса капитала вывозится частными инвесторами. Совокупные размеры российского капитала за рубежом, по различным оценкам, варьируют от 8 до 400 млрд. долларов. При этом 15-20% всех капиталов возвращаются в Россию в форме краткосрочных и долгосрочных инвестиций.

Российский капитал вывозится преимущественно в такие страны, как Нидерланды, Кипр, Великобритания, Испания, Багамы, Канада, Австрия, США, Швейцария, Виргинские острова.

По видам инвестиций российский капитал за рубежом распределяется следующим образом: 10-15% - прямые инвестиции; 15-20% -банковские депозиты; 65-70% - инвестиции в недвижимость и сберегательные счета. Структура вывезенного капитала и характерный набор стран инвестирования позволяют предположить, что профильные инвестиции российских компаний в отрасли, составляющие их ядро, - далеко не все зарубежные российские инвестиции. Большая их часть, несомненно, вывезена за рубеж по соображениям безопасности для личных состояний, в целях увести капиталы в наиболее благоприятную налоговую зону, создать «базу» для переселения семьи из России в другую страну.

Важными специфическими составляющими российского вывоза капитала являются его нелегальная форма и «отмывание» денег. Общие объемы нелегальных потоков капитала из России возросли с ежегодных 10-16 млрд. долларов в 1994-2002 гг. до 20 млрд. долларов в 2003 г. и 29 млрд. долларов в 2004 г. [5. - С. 21].

Помимо вывоза капитала за рубеж в 1990-е гг. в больших масштабах наблюдался внутренний вывоз капитала, известный как долларизация российской экономики. В 1994-2002 гг. в российской экономике обращалось порядка 28 млрд. долларов наличности [5. - С. 21]. По некоторым оценкам, количество наличных долларов в России доходило до 100 млрд., что составляло 1/4 часть всех монетарных запасов долларов в мире. С 2003 г. в связи с улучшением общей экономической ситуации и укреплением рубля, а с 2007 г. и в связи с ослаблением доллара внутренние инвестиции в доллары стали неуклонно сокращаться. На сегодняшний день менее 2% населения держат свои наличные и безна-

личные сбережения в американской валюте. Финансовый кризис осенью 2008 г. возродил интерес к доллару и повысил спрос на него, хотя эксперты осторожны в оценках и предсказывают дальнейшее падение доллара на мировых рынках.

Не менее важной отличительной чертой российского вывоза капитала является его отток из сектора государственного управления. Прежде всего, это обслуживание государственного долга и собственно погашение задолженности. К 2000-м гг. Россия довольно успешно урегулировала проблему внешней задолженности, которая со всей остротой стояла в 1990-е гг. Только за 2000-2004 гг. было выплачено 43 млрд. долларов, что стало благоприятным сигналом для кредиторов и инвесторов [5. - С. 21]. Благодаря регулярным погашениям долга и выплатам процентов внешний государственный долг сократился со 150 млрд. долларов в 1990-е гг. до практически 50 млрд. долларов в 2007 г. и 40 млрд. долларов в 2008 г. (на 31 октября 2008 г.) [9]. Вместе с тем абсолютный и относительный рост корпоративной внешней задолженности усугубил проблему финансового кризиса, переложив значительную часть ответственности за свою задолженность на государство.

Иностранные инвестиции в России

Россия занимает достаточно скромные позиции в качестве импортера капитала и проигрывает в конкурентной борьбе за привлечение международных финансовых средств для развития своей экономики. Доля страны в годовом объеме мировых ПИИ составляет лишь 1,3%, а в накопленных ПИИ - около 0,5%. Тем не менее сегодня иностранные инвесторы участвуют более чем в 3500 российских компаниях. Быстро растет число слияний и поглощений, где лидируют американские компании.

Интенсивность потоков иностранных инвестиций и их объемы во многом определяются инвестиционным климатом в стране-реципиенте. В этом отношении ситуация в России далека от совершенства. По данным Мирового банка, Россия занимала 53-ю позицию в 2004 г., но поднялась в 2005 г. на 42-е место [6]. Укрепление российских позиций зафиксировал и проект ЮНКТАД «Оценка глобальных инвестиционных перспектив», согласно которому в 2005-2006 гг. Россия занимала 5-е место по привлекательности для ПИИ [11].

Положение продолжает постепенно улучшаться, что проявилось, в частности, в том, что рейтинг страны кардинально повысился, перейдя из группы спекулятивных рисков в инвестиционную группу. Этот прорыв был совершен в 2003 г., когда компания Moody's Investors Service присвоила России инвестиционный рейтинг. В ноябре 2004 г. инвестиционный рейтинг присвоила России и компания Fitch Ratings, а в

январе 2005 г. Standard & Poor's - самая консервативная из рейтинговых компаний - присоединилась к коллегам. В настоящее время Россия находится в рейтинговой группе В, однако осенью 2008 г. в связи с финансовым кризисом прогноз для российской экономики заменен на негативный.

Основные мотивы к капиталовложениям в России - обилие дешевых природных ресурсов и наличие дешевых, но при этом высококвалифицированных, образованных кадров. Значение пресловутых факторов во многом преувеличено. В отношении природных ресурсов можно отметить следующее. Во-первых, легкодоступные месторождения полезных ископаемых уже истощены и предельные издержки дальнейшей добычи возрастают. Во-вторых, большая часть природных ресурсов размещена в отдаленных от промышленных центров малонаселенных районах с неразвитой инфраструктурой и суровым климатом, что ведет к повышению общих и средних издержек производства.

Что же касается рабочей силы, то за годы экономических реформ произошла существенная деквалификация, а подчас и деградация определенной части работников, особенно на периферии. Развал прежней экономической системы, закрытие предприятий, безработица, рост задолженности по выплате заработной платы и ее нищенский уровень привели к распространению алкоголизма одной части работников и переходу другой части работников в иные отрасли и профессии. Произошла так называемая «утечка мозгов» внутри страны, когда ученые, инженеры, технологи, квалифицированные рабочие стали заниматься челночной торговлей и услугами, утратили свою прежнюю специальность и квалификацию. Численность научных работников за 19992002 гг. уменьшилась вдвое. Одни ушли в бизнес, другие нашли работу за рубежом (по оценкам, от 250 до 500 тыс. человек). Поэтому не удивительно, что, когда в 2000-е гг. российская экономика стала восстанавливаться после экономической разрухи 1990-х гг., многие инвесторы, в том числе иностранные, столкнулись с проблемой нехватки кадров вообще и квалифицированных рабочих и специалистов в частности. Советская система профессионально-производственного обучения была за последние годы практически разрушена. Массовая иммиграция в Россию из бывших союзных республик спасти не может, поскольку поставляет хотя и дешевую, но в основном низкоквалифицированную рабочую силу. Что же касается тех рабочих и служащих, которые сохранили высокий уровень знаний и навыков, то их рыночная оценка неуклонно растет. Поэтому инвесторы, осуществляющие кадровое обеспечение своих проектов, скорее стоят перед выбором: мало, качественно и дорого или много, плохо и дешево.

Помимо отмеченных выше мотивов инвестирования в Россию, которые при ближайшем рассмотрении сопряжены не столько с выгодами, сколько с проблемами и издержками, можно привести еще ряд мо-тивационных факторов. Прежде всего необходимо отметить высокую потенциальную емкость российского рынка, в частности потребительского, что определяется численностью населения в 142 млн. человек.

Безусловно, можно возразить, что среднедушевой уровень дохода в России невелик, следовательно, реальная емкость рынка незначительна. Однако нужно учесть, что в последнее десятилетие наблюдается рост реальных доходов, а потому иностранным инвесторам, чтобы получить хорошую квоту растущего российского рынка, следует осваивать его уже сейчас.

Следующее важное обстоятельство - положительные темпы прироста российской экономики с 1999 г. и ее успешное восстановление. С этим связан рост инвестиционного спроса в стране. По оценке швейцарской бизнес-школы ГМБ, эффективность российской экономики несколько возросла: с 52-го места международного рейтинга на 49-е (всего оценивалось 55 стран). Эффективность бизнеса также занимает 49-ю позицию, опустившись на одну ступеньку по сравнению с прошлым годом [7]. Конечно, внутренние успехи России еще достаточно скромны в международном контексте.

Инвестиционную привлекательность страны повышают общая либерализация экономики и развивающийся рынок с соответствующей инфраструктурой. Вместе с тем следует отметить, что качество инфраструктуры остается низким. Более того, отмечено его понижение с 37-го до 45-го места в 2008 г. [7].

Нельзя не отметить позитивную роль установившейся в России политической и экономической стабильности. Несомненно, успешное погашение основной части внешней задолженности свидетельствует о кредитоспособности и надежности России как экономического партнера. Аккумуляция весомого золотовалютного запаса (порядка 500 млрд. долларов в 2008 г.), равно как и Стабилизационного фонда, существенно улучшает мнение инвесторов о России как о стране прямого инвестирования капитала.

Финансовый кризис, который в 2008 г. захватил и Россию, имеет негативное влияние на инвестиционную привлекательность российского рынка. Вместе с тем российская экономика имеет достаточный потенциал для преодоления его последствий, для структурной перестройки и выхода на новые рубежи.

Иностранные инвесторы осознают, что инвестирование в России связано с целым рядом трудностей, издержек и рисков. Во-первых, до 80% инвесторов отмечают высокий уровень бюрократии. Так, чтобы

зарегистрировать фирму с участием иностранного капитала, требуется получить не менее 50 административных разрешений. А чтобы построить новое предприятие, количество разрешений должно быть уже 150. Американская компания Exxon Mobil указывала, что при подготовке инвестиционного проекта «Сахалин-2» пришлось собрать 1300 разрешений, на что ушло 5 лет. Во-вторых, до 65% инвесторов указывают на коррупцию как следствие бюрократического всевластия. В-третьих, инвесторы жалуются на неэффективное, с их точки зрения, таможенное законодательство и низкий уровень качества работы таможенной службы. В-четвертых, недовольство инвесторов вызывает несовершенство законодательной системы, в частности налоговой. Инвесторы также отмечают нечестную конкуренцию, низкий уровень корпоративного управления и недостаточную развитость банковской системы. Все это сдерживает инвестирование в России.

Следует отметить, что в последнее время усилия всех ветвей власти РФ (президента, правительства, парламента) концентрируются на борьбе с коррупцией. Международные эксперты отмечают некоторое улучшение в этой сфере: Россия переместилась в 2008 г. с 30-го на 39-е место из 55 [7].

Основные потоки иностранных инвестиций в Россию поступают из таких стран, как Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Кипр, Швейцария, Германия, Австрия, США, Франция, Багамы и др. В общей сложности почти 90% всех иностранных капиталов поступают в Россию всего из 10 стран-доноров. При этом можно условно выделить три вида межстранового партнерства: 1) высокоразвитая нация (например, Германия, Великобритания) предоставляет заем российскому торговому партнеру; 2) нация заинтересована в долгосрочном стратегическом присутствии на российском рынке и осуществляет ПИИ (например, Кипр, США, Нидерланды, Финляндия, Великобритания, Швейцария); 3) кредитные ресурсы приходят из офшорных зон в поисках более высокого по сравнению с Европой уровня прибыли, при этом большая часть кредитных ресурсов имеет российское происхождение.

Если говорить о корпоративных иностранных инвесторах, то среди них фигурируют такие МНК и ТНК, как Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Unilever, Nestle, United Technologies, Cargill, Procter and Gamble, Siemens, Mitsubishi, Coca-Cola, Pepsi-Cola, Gillette, Ску Bank, Deutche Bank, Reiffeisen Bank Austria, Ernst & Young, PriceWaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte и др. Более 80% зарубежных компаний оценивают свою инвестиционную деятельность в России как успешную и эффективную, 17% - как удовлетворительную и только 3% - как ошибку и провал. Не удивительно, что не менее 80% компаний планируют расширять свой бизнес в России и осуществлять дальнейшие инвестиции.

Вопрос об эффективности иностранных инвестиций является актуальным не только для инвесторов, но и для реципиентов. С точки зрения России, ни количество, ни качество иностранных инвестиций не являются в полной мере благоприятными.

Количественно импорт уступает экспорту капитала из России. Будучи нетто-экспортером капитала, Россия финансирует развитие других стран, причем более продвинутых в экономическом и социальном отношении. С точки зрения привлечения и производительного использования иностранных инвестиций Россия проигрывает в конкуренции на мировых рынках капитала. Привлекаемые капиталы по своему объему отстают от российских потребностей в инвестиционных ресурсах. Кроме того, следует учитывать, что 70-80% всех ПИИ представляют собой репатриацию российского капитала. С одной стороны, хорошо, что российские капиталы возвращаются на родину и способствуют ее экономическому возрождению. Это также говорит об улучшении инвестиционного и политического климата в стране. С другой стороны, данный факт лишний раз подтверждает, что собственно иностранных инвестиций в России не так уж и много.

Качественный анализ иностранных инвестиций также свидетельствует о недостаточной их эффективности. Прежде всего следует рассмотреть инвестиции с точки зрения их целевой направленности и срочности. К сожалению, преобладают не долгосрочные, а краткосрочные вложения капитала, не стратегические инвестиции в реальный сектор экономики, а спекулятивные «горячие деньги». Таким образом, для России импорт капитала является скорее фактором финансовой и экономической дестабилизации, усиливая ее восприимчивость к влиянию конъюнктурных и циклических потрясений мирового финансового рынка.

Структура иностранных инвестиций в России по видам вряд ли может быть названа выигрышной. За последние 10 лет годовой приток капитала в страну в основном состоял из займов, что лишь увеличивало государственный долг, но не содействовало развитию отраслей народного хозяйства. Доля займов (иных инвестиций) колебалась от 55 до 77% от общего объема иностранного капитала.

Говоря о внешних заимствованиях на мировых рынках, отметим важную тенденцию. Если в 1990-е гг. основным заемщиком было Российское государство, то в 2000-е гг. происходит трансформация внешнего государственного долга в корпоративный долг перед нерезидентами. Государство, как отмечалось выше, успешно погашает свою внешнюю задолженность. В то же время иностранные банки и корпорации наращивают кредитование российских предприятий. При этом Российское государство выступает гарантом по большей части корпоративного

долга. В результате происходит новое увеличение внешнего совокупного национального долга России, в структуре которого резко возрастает абсолютная и относительная величина корпоративных заимствований. Так, в 1997-1998 гг. объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов, однако темпы его роста постоянно повышались. За один только 2007 г. задолженность банков и предприятий перед нерезидентами возросла в 1,5 раза, достигнув 146 млрд. долларов, в результате чего на конец 2007 г. корпоративный долг составил уже более 400 млрд. долларов. При этом в структуре совокупного внешнего долга страны доля корпоративного долга возросла с 6-9% в 1997-1998 гг. до 79% в 2007 г. Уровень внешнего корпоративного долга превысил 30% ВВП и практически догнал объем золотовалютных резервов страны [4. - С. 2-3]. В образовании внешнего корпоративного долга задействованы лишь крупнейшие корпорации и банки. Три заемщика: «Роснефть», «Газпром» и группа «ВТБ» - ответственны за 22% всего долга.

Большую роль в формировании корпоративного долга перед нерезидентами сыграл выход отечественных корпораций на мировые рынки ценных бумаг, где прошло первоначальное размещение акций (IPO), а также были осуществлены выпуски корпоративных облигаций. На 15 крупнейших заемщиков приходится 71% всего объема корпоративных облигаций. Сегодня объем корпоративных еврооблигаций превышает 90 млрд. долларов, что значительно выше пирамиды ГКО-ОФЗ, существовавшей в 1997 г. и закончившейся известным дефолтом [4. -С. 2-3]. Возникает реальная угроза экономической безопасности страны, поскольку долги по корпоративным еврооблигациям менее надежны, чем по государственным ценным бумагам. Ресурсная база их погашения чрезвычайно низка.

Что касается других видов инвестиций, то доля портфельных капиталовложений была в последнее десятилетие ничтожна - от 0,3 до 3,2%. Соответственно доля ПИИ составляла минимум 20% в 2002 г. и максимум 44,5% в 1999 г. Структура накопленных иностранных инвестиций в 1998-2008 гг. характеризуется более весомой долей ПИИ -порядка 45-50% от общего объема инвестиций. Доля портфельных инвестиций все также мала - 1,5-3,5%. Удельный вес иных инвестиций (преимущественно займов) составлял 45-52%.

Увеличение доли ПИИ в структуре инвестиций традиционно расценивается как благоприятное явление для страны-реципиента.

Во-первых, эти инвестиции направлены в реальный сектор экономики и обеспечивают его развитие, в том числе инновационное, создают рабочие места, приносят новую корпоративную культуру и новые принципы управления. Во-вторых, стратегические инвесторы принимают на себя риски наравне с государством и местным бизнесом. Они

не могут извлечь свой капитал из бизнеса так быстро, как это делает финансовый спекулятивный капитал. ПИИ осуществляются на достаточно долгий срок, с тем чтобы окупиться и принести прибыль. В-третьих, ПИИ по сравнению с банковскими кредитами придают импульс экономическому росту в стране-реципиенте. Увеличение на 1% индекса ПИИ/ВВП обеспечивает 0,4% роста ВВП, тогда как аналогичный прирост индекса кредиты банка/ВВП сокращает ВВП на 0,2-0,4% [5. - С. 23]. В настоящее время в России соотношение ПИИ/ВВП равно 1,5%, в то время как в других странах с развивающимся рынком - 5%. Соответственно в России за счет ПИИ достигается всего лишь 0,6% прироста ВВП, т. е. далеко не в полной мере используются внешние источники финансирования экономического роста.

Низкая эффективность для России иностранных инвестиций также обусловлена их нерациональной отраслевой структурой, которая не отвечает национальным приоритетам. Практически половина годового объема ПИИ приходится на нефте- и газодобычу. Другими словами, иностранные инвесторы видят в России только источник энергоресурсов, над которым необходимо установить контроль, и осуществляют инвестиции для обеспечения собственной энергетической безопасности. К сожалению, ожидания, что ПИИ будут направлены в обрабатывающую промышленность, принесут новейшие технологии и перевооружат производство, не оправдались. ПИИ осуществляются также в торговлю и услуги, недвижимость, финансы и связь, т. е. в те отрасли, в которых высока скорость оборота капитала, равно как и прибыльность инвестиций.

Следует также отметить, что во многих случаях иностранный капитал приходит уже в существующие производства, приобретая пакеты акций функционирующих компаний. При этом не наблюдается активного строительства новых предприятий, обновления основных фондов, создания дополнительных рабочих мест. В большинстве случаев иностранный капитал приводит с собой и обслуживающие компании, производителей оборудования, ремонтные службы, перевозчиков и пр., подрывая соответствующие отрасли в России. Так, например, с приходом иностранного капитала в добычу нефти и газа сократились закупки оборудования для отрасли в России. Необходимо обратить внимание, что износ машин и оборудования в отрасли составляет 50-80%. И хотя отрасль приносит высокую прибыль, не происходит адекватного восстановления и обновления основных фондов. В тех же случаях, когда закупается оборудование, оно приобретается у иностранных поставщиков, несмотря на то, что Россия имеет международные сертификаты качества и экспортирует вагоны-цистерны, танкеры, буровые установки и пр. В результате ФГУП «ПО «Уралтрансмаш» неуклонно сокращает

производство станков-качалок: при потенциале 1500 штук в год в 2001 г. было изготовлено 963 единицы оборудования, а в 2003 г. -118 штук. Сократилось производство циркулярных систем для буровых установок на ФГУП «ПО «Полет», втрое уменьшился выпуск дизелей в ОАО «Барнаултрансмаш» (дизели применяются при изготовлении буровых установок). Сократилось производство оборудования для геологической разведки, установок для геофизического и поискового бурения, фонтанной арматуры и пр. [1. - С. 29].

Нельзя не отметить и такой важный аспект, как возможность утраты национального контроля над стратегически важными отраслями. Иностранные радиоэлектронные корпорации стремятся установить полный контроль над российской системой связи и коммуникаций, американские авиастроительные компании пытаются контролировать Рыбинский моторостроительный завод и завод авиационных двигателей «Пермские моторы», которые работают по заказам российской оборонной индустрии.

Несомненно, заслужены упреки в адрес иностранных инвесторов в нанесении прямого ущерба России, в безответственном отношении к окружающей среде. Нередко в страну привозятся старые, экологически грязные и вредные технологии (достаточно вспомнить недавний экологический скандал в связи с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

Оставляет желать лучшего и региональная структура иностранных инвестиций, которые распределены территориально крайне неравномерно и не отвечают российским интересам. Значимые объемы капиталовложений получают лишь порядка 20 субъектов Федерации. Из них основные потоки инвестиций получают крупные промышленные центры, такие, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, а также районы нефте- и газодобычи.

Отрицательные эффекты, связанные с иностранными инвестициями, вовсе не означают, что России следует отказаться от их привлечения. Напротив, на наш взгляд, Россия не использует иностранный капитал в объемах и структуре, адекватных национальным стратегическим задачам. Речь идет не о том, чтобы понизить уровень открытости экономики, а, наоборот, о более полной и эффективной интеграции в глобальную экономику. Вместе с тем в первую очередь должны соблюдаться российские стратегические интересы и обеспечиваться национальная безопасность. Для этого необходимо определить национальные приоритеты в отношении иностранных инвестиций. Следует четко установить на законодательном уровне, в каких отраслях иностранные капиталовложения желательны и приветствуются, в каких отраслях участие иностранного капитала возможно, но в четко установленных

рамках, а где - категорически запрещено. Актуальным для России является и вопрос о выполнении законодательных регламентаций.

Несомненно, с точки зрения национальных интересов и требований инновационного роста инвестиции требуются в реальном секторе экономики. Нельзя не приветствовать планы правительства увеличить к 2010 г. объемы ПИИ втрое и повысить индекс ПИИ/ВВП до 2,5%. Особенно следует привлекать иностранные инвестиции в информационные технологии, высокотехнологичное производство, электронику, авиакосмическую промышленность, атомное машиностроение, биотехнологию, НИОКР, сферу образования, медицину. Необходимо преодолеть сырьевую ориентацию российской экономики в целом и иностранных инвестиций в частности. Россия должна развивать наукоемкие отрасли и закладывать основы новой экономики. Поэтому преимущества должны предоставляться иностранным инвесторам, направляющим капиталы именно в сферы экономической деятельности, входящие в понятие «экономика знаний».

Иностранные инвестиции желательны в традиционных отраслях и видах производства (легкой, текстильной, пищевой промышленности), а также в сельском хозяйстве. В этой группе отраслей следует особенно приветствовать те инвестиции, которые модернизируют производство, обновляют технику и технологию, меняют производственную и управленческую культуру, повышают конкурентоспособность продукции и выводят ее на мировые рынки.

Государству необходимо тщательно следить за структурой внешних заимствований и контролировать эмиссию корпоративных облигаций, общую величину внешнего корпоративного долга. Для этого важны научно обоснованные пороговые значения по государственным и корпоративным займам, применение которых на практике позволит выявить критические состояния совокупного внешнего долга (государственного и корпоративного) и принять адекватные меры по обеспечению экономической безопасности страны.

В современной политике государства большое внимание отводится индивидуальной работе со стратегическими инвесторами, для чего был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям. В ходе его деятельности 27 иностранных компаний и банков выработали систему предложений, регулирующих доступ иностранного капитала на рынки природных ресурсов, рынок финансовых производных инструментов, рынок электронных карт и т. д. Ряд предложений касается налогового и миграционного законодательства и пр.

Необходимо совершенствовать работу с иностранными правительствами и международными институтами. В этой области достигнуты определенные успехи: заключены соглашения более чем с 50 стра-

нами о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций, в том числе с 24 государствами ОЭСР. С 2004 г. Россия сотрудничает с Международным агентством по гарантиям инвестиций (МИГА) в рамках группы Мирового банка, с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и др.

Привлекательность России для иностранных инвесторов во многом зависит от образа страны и ее репутации. В этом плане политика в отношении иностранных инвестиций должна опираться на политические, дипломатические и информационные усилия по формированию и продвижению позитивного образа России. В качестве примера можно привести инициативу Москвы по взаимодействию с ЮНКТАД в рамках Системы доступа к инвестициям (Investment Gateway System). Это сотрудничество позволит интегрировать базу данных о московских предприятиях и информацию о политике, проводимой московским правительством, в международные информационные сети. В результате повысится открытость и прозрачность как бизнес-среды, так и действий московского правительства, что понизит уровень неопределенности для иностранных инвесторов, оперирующих на российском рынке.

Как бы ни были эффективны отдельные меры по привлечению иностранных капиталов в Россию или, напротив, по ограничению отдельных потоков капитала, требуется их координация в рамках непротиворечивой государственной политики, нацеленной на финансовую стабильность и инновационный рост в условиях экономики знаний.

Список литературы

1. Елизаветин М. Е. Иностранный капитал и экономическая стратегия России // Банковское дело. - 2005. - № 7.

2. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. - М. : ТЕИС, 2001.

3. Проект «Слияния и поглощения в России» // www.mergers.ru

4. Шабалин А. О. Внешний корпоративный долг и экономическая безопасность // Бизнес и банки. - 2008. - № 15 (900).

5. Швандар К. В. Участие России в международном движении капиталов // Финансы. - 2005. - № 9.

6. Doing Business in 2005. - World Bank, 2005.

7. The IMD World Competitiveness Yearbook 2008. - Lausanne : IMD, 2008.

8. World Investment Report. - Geneva : UN, 2000.

9. www.kp.ru

10. www.reuters.ru

11. www.unctad.org/fdiprospects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.