Научная статья на тему 'Международно-правовые средства борьбы с коррупцией'

Международно-правовые средства борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1546
225
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жминько Альбина Евгеньевна, Жданова Юлия Сергеевна

В настоящее время, в связи с растущей необходимостью разработки действенной антикоррупционной стратегией как комплекса правовых, политических и организационных мер, следует обратить внимание на имеющийся значительный и результативный опыт иностранных государств. Так, на взгляд авторов, следует иметь ввиду только опыт тех государств, уклад общественной жизни в которых условно близок к российскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL MEANS TO COMBAT CORRUPTION

Currently, due to the growing need to develop effective anti-corruption strategy as a set of legal, political and organizational measures, should pay attention to having a significant and fruitful experience of foreign countries. Thus, in the opinion of the authors, it should be understood only the experience of the states way of social life in which conditionally close to Russian.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые средства борьбы с коррупцией»

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

1

УДК 685.1

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Жминько Альбина Евгеньевна

старший преподаватель кафедры статистики и

прикладной математики

Жданова Юлия Сергеевна студент факультета финансы и кредит Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В настоящее время, в связи с растущей необходимостью разработки действенной антикоррупционной стратегией как комплекса правовых, политических и организационных мер, следует обратить внимание на имеющийся значительный и результативный опыт иностранных государств. Так, на взгляд авторов, следует иметь ввиду только опыт тех государств, уклад общественной жизни в которых условно близок к российскому

Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ, БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, АНТИКОРРУПЦИЯ

UDC 685.1

INTERNATIONAL LEGAL MEANS TO COMBAT CORRUPTION

Zhminko Albina Evgenievna senior lecturer, the Department of Statistics and Applied Mathematics

Zhdanova Yulia Sergeevna

studеnt оf Ше Department of Finance and Credit,

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Currently, due to the growing need to develop effective anti-corruption strategy as a set of legal, political and organizational measures, should pay attention to having a significant and fruitful experience of foreign countries. Thus, in the opinion of the authors, it should be understood only the experience of the states way of social life in which conditionally close to Russian.

Keywords: CORRUPTION, ANTI-CORRUPTION, OFFENSE

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Первым термин «коррупция» применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как неправильную форму монархии. О ней писали многие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость [13].

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны [4].

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структу-

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

2

рами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические; властнораспорядительные и материальные.

Опыт Советского Союза в борьбе с взятками был очень успешным. С приходом к власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось, причиной чему, по мнению многих ученых историков явилась правительственная политика государственных деятелей в формировании единого духа и цели общества. Постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции [16].

На сегодняшний день различают два вида средств борьбы с коррупцией: предупредительные или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе с взятками.

Существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Россия еще не попадает ни под одну из моделей, ни под какое-либо их сочетание. По мнению членов Совета по внешней и оборонной политике, а именно: Ю.Ю.Болдырева, Е.Т.Гурвича, М.А.Красновой, В.М.Полтеровича, М. Пропстра, К.П.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

3

ВанДика, А.Хилмана, Р.М.Энтова, коррупция в России еще не стала системной.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;

2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы"

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства.

Это:

1. Запрет служащим государственного аппарата:

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу;

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

4

2. Установление для государственных служащих обязательного представления декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством [15].

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов, так, как отмечают ученые юристы Г.А.Сатаров и М.И.Левин, до сих пор не принят Закон о коррупции, в котором было бы дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Правонарушение, связанное с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа, в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов [16,17]

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским ко-

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

5

дексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика с 2004 г. по 2013 г. показывает, что около 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

1. Общественное осознание опасности коррупции.

2. Предупреждение коррупции.

3. Верховенство закона.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Так, при отсутствии независимых средств массовой информации нет и общественного контроля, который издавна являлся наиболее сильным рычагом воздействия на органы власти. Так же, важно информировать о прецедентах борьбы государства с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в этой сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

6

По оценкам экспертов Всемирного банка, ежегодно в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой руководящий аппарат получает в виде взяток от 20 до 40 млрд. долл. США, что соответствует 20— 40% средств, которые выделяются этим странам в качестве официальной помощи. Проблема существовала давно, но лишь с 90-х гг. ее стали тттиро-ко обсуждать на международном уровне, так как хищения достигли такого размаха, что стали угрозой для экономического и социального развития многих стран. Возвращение похищенных активов стоит на повестке дня важнейших международных организаций.

31 октября 2003 года была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции — многосторонний Международноправовой документ, который определяет природу коррупции и предлагает ряд мер по противодействию этому явлению. Впоследствии Конвенция стала основой Инициативы СтАР, с которой выступили в сентябре 2007 года Всемирный банк и Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью. Цель СтАР — инициировать возврат похищенных активов, поощрять и содействовать систематическому и своевременному возвращению активов, являющихся доходами от коррупции, а также совершенствовать меры по обеспечению возвращения похищенных активов.

Швейцария находится в авангарде международной борьбы с транснациональной экономической преступностью и располагает эффективным механизмом противодействия легализации денег, приобретенных незаконным путем. Мировая репутация Швейцарии как самого надежного места для хранения денежных вкладов сложилась исторически. Благодаря стабильности внутриполитической обстановки, макроэкономического положения, законодательства, благоприятным налоговым условиям Швейцария сегодня является мощным мировым финансовым центром. Банковская отрасль играет определяющую роль в национальной экономике, на ее долю приходится свыше 11% ВВП.

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

7

В 2003 году впервые в мировой практике денежные средства, хранящиеся в швейцарских банках, были переданы государству их происхождения. Речь идет о 684 млн. швейц. франков филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса, которые были переведены в Национальный банк Филиппин. Впервые официально столкнувшись с проблемой коррупционных активов, Швейцария стала разрабатывать собственную систему правового регулирования, опираясь на существующие международные правовые акты. С 1 февраля 2011 года в Швейцарии вступил в силу закон, согласно которому правительство может по своей инициативе потребовать от банков не только заморозить счета бывших диктаторов, но и вернуть их деньги в страну. Федеральный закон “О возврате нелегальных средств, полученных с использованием политического влияния” получил неофициальное название «закон Дювалье» по имени бывшего правителя Гаити Жан-Клода Дювалье, швейцарские счета которого были заморожены еще в 2002 году [4.17.20].

Как известно, 14 января 2011 года президент Туниса из-за народного восстания вынужден был бежать из своей страны. По некоторым данным, за время 23-летнего пребывания у власти Бен Али и его семья вывезли капитал на общую сумму около 20 миллиардов долларов. 19 января, Швейцария заморозила банковские счета клана Бен Али. В следующем месяце, 11 февраля, буквально через полчаса после известия о том, что президент Египта Хосни Мубарак подал в отставку, в швейцарских банках были заблокированы все счета его, его семьи и ближайшего окружения: швейцарское законодательство позволяет действовать решительно и без промедлений.

За последние 15 лет 1,7 млрд. франков — денежные средства, приобретенные руководителями государств путем коррупции или присвоения национальных богатств, были заморожены на счетах, а затем возвращены государствам их происхождения. Среди государственных деятелей, кото-

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

8

рые хранили сбережения в швейцарских банках и были возвращены на родину, наиболее часто выделяют: Сани Абачо, бывший президент Нигерии, — 700 млн. швейц. франков возвращены в 2005 г., Владимиро Монтеси-нос, экс-шеф перуанских спецслужб, — 92 млн. швейц. франков возвращены в 2006 г., Карлос Салинас, бывший президент Мексики, — 74 млн. швейц. франков возвращены в 2008 г.

На сегодняшний день Швейцария заморозила счета бывшего президента Египта Хосни Мубарака, счета ливийского экс-лидера Каддафи и лиц из его ближайшего окружения, счета свергнутого в апреле 2011 года президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо и счета сирийского лидера Башара аль-Ассада.

Так, швейцарские власти оказали помощь России в деле Б. Березовского: крупнейшему авиаперевозчику страны ОАО “Аэрофлот” было возвращено более 52 млн. долларов.

Таким образом, четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Так, разработанные телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информации для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. формируют в сознании общества соответствующее правовое отношение к коррупции.

В качестве организационных мер борьбы с коррупцией можно выделить: создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

9

правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники.

В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовнопроцессуального законодательства и повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества, необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией.

Список литературы:

1. Азоев, Г. Персонализированный маркетинг// Г. Азоев, В. Старостин. Маркетинг. - 2012. - № 5. - С. 38-62.

2. Банчева, А.А. К вопросу о маркетинговой политике предприятия (маркетинговая политика в теории и практике)/ Банчева, А.А. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 14-23

3. Башкатов, В.В. Актуальные вопросы учета расходов будущих периодов / В.В. Башкатов, В.Е. Храмова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95 (05). - С. 965-980.

4. Бобро, Г. В. Коррупция: лицо и маска / Г. В. Бобро //Литсалон [Электронный ресурс]. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://forens-lit.ru/node/55

5. Жминько, Н. С. Несостоятельность и банкротство как независимые экономические категории / Н. С. Жминько // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - № 92 (08) -

2013.- с. 1037 - 1057

6. Жминько, Н. С. Применение мультипликативного анализа и аддитивного рейтингового подхода в целях оценки финансового состояния организаций аграрного сектора /Н. С. Жминько// Экономический анализ: теория и практика. - № 8(263) - 2012 - с. 57-64.

7. Жминько, Н. С. Экспресс-метод оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - № 91 (09) - 2013.- с. 1028 -1046

8. Коротков, А. Методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях/ А. Коротков // Маркетинг. - 2011. - № 2. - С. 28-41

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

9. Корчагин, П. Рынок маркетинговых услуг: репутационный менеджмент/ П. Корчагин // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 3. - С. 120-132.

10. Крившич, Е. Контрагент под колпаком: оценить финансовое состояние партнера //Консультант , 2009. №11.

11. Кудряшова, О.А. Понятие, функции и значение выставочной деятельности/

О. А. Кудряшова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - С. 58-72

12. Куярова, Л. Стратегический маркетинг в организации: концепции сетевого управления/Л. Куярова, Ю. Ларина // проблемы теории и практики управления. - 2012.

- № 7-8. - С. 113-119

13. Лунев, В. В. Коррупция: политические , экономические, организационные и правовые проблемы / Лунев В. В. - М., Юристъ 2001 г.

14. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит, и «Финансы и кредит». / Н.П.Любушин.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 575с.

15. О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы: Федеральный закон Российской Федерации от 04.04.1992 г. № 361 - ФЗ.

16. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. Вильямс, 2005 г.

17. Г.А.Сатаров / Россия и коррупция: кто кого/ Г.А.Сатаров, М.И.Левин, М.Л.Цирик // региональный общественный фонд «Информатика для демократии». Аналитический доклад. - М.:1998.

18. Сигидов, Ю.И. Автоматизация управленческого учета обязательств перед бюджетом по налогам / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве.

- 2012. - № 10. - С. 83-87.

19. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд., доп. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.

20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО "Бизнесшкола "Интел-Синтез", 2000. — 640 с

References

1. Azoev, G. Personalizirovannyj marketing// G. Azoev, V. Starostin. Mar-keting. -2012. - № 5. - S. 38-62.

2. Bancheva, A.A. K voprosu o marketingovoj politike predprijatija (marketingovaja politika v teorii i praktike)/ Bancheva, A.A. // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2011. - №

6. - S. 14-23

3. Bashkatov, V.V. Aktual'nye voprosy ucheta rashodov budushhih periodov / V.V. Bashkatov, V.E. Hramova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 95 (05). - S. 965-980.

4. Bobro, G. V. Korrupcija: lico i maska / G. V. Bobro //Litsalon [Jelektronnyj resurs]. - Moskva, 2010. - Rezhim dostupa: http://forens-lit.ru/node/55

5. Zhmin'ko, N. S. Nesostojatel'nost' i bankrotstvo kak nezavisimye jekonomicheskie kategorii / N. S. Zhmin'ko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauch-nyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - № 92 (08) - 2013.- s. 1037 - 1057

6. Zhmin'ko, N. S. Primenenie mul'tiplikativnogo analiza i additivnogo rejtingovogo podhoda v celjah ocenki finansovogo sostojanija organizacij agrarnogo sektora /N. S. Zhmin'ko// Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. - № 8(263) - 2012 - s. 57-64.

7. Zhmin'ko, N. S. Jekspress-metod ocenki finansovogo sostojanija sel'skohozjajst-vennyh organizacij // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - № 91 (09) - 2013.- s. 1028 - 1046

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года

11

8. Korotkov, A. Metody prognozirovanija v marketingovyh issledovanijah/ A. Korotkov // Marketing. - 2011. - № 2. - S. 28-41

9. Korchagin, P. Rynok marketingovyh uslug: reputacionnyj menedzhment/ P. Korchagin // Problemy teorii i praktiki upravlenija. - 2011. - № 3. - S. 120-132.

10. Krivshich, E. Kontragent pod kolpakom: ocenit' finansovoe sostojanie partnera //Konsul'tant , 2009. №11.

11. Kudrjashova, O.A. Ponjatie, funkcii i znachenie vystavochnoj dejatel'no-sti/ O. A. Kudrjashova // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 5. - S. 58-72

12. Kujarova, L. Strategicheskij marketing v organizacii: koncepcii setevogo uprav-lenija/L. Kujarova, Ju. Larina // problemy teorii i praktiki upravlenija. - 2012. - № 7-8. - S. 113-119

13. Lunev, V. V. Korrupcija: politicheskie , jekonomicheskie, organizacionnye i

pravovye problemy / Lunev V. V. - M., Jurist# 2001 g.

14. Ljubushin N.P. Jekonomicheskij analiz: uchebnik dlja studentov vuzov, obu-chajushhihsja po special'nostjam «Buhgalterskij uchet, analiz i audit, i «Finansy i kre-dit». /

N.P.Ljubushin.- 3-e izd., pererab. i dop. M.: JuNITI-DANA, 2010.- 575s.

15. O bor'be s korrupciej v sisteme organov gosudarstvennoj sluzhby: Fede-ral'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 04.04.1992 g. № 361 - FZ.

16. Porter, M. Konkurencija / M. Porter. Vil'jams, 2005 g.

17. G.A.Satarov / Rossija i korrupcija: kto kogo/ G.A.Satarov, M.I.Levin, M.L.Cirik // regional'nyj obshhestvennyj fond «Informatika dlja demokratii». Analiticheskij doklad. -M.:1998.

18. Sigidov, Ju.I. Avtomatizacija upravlencheskogo ucheta objazatel'stv pered bju-dzhetom po nalogam / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. -2012. - № 10. - S. 83-87.

19. Fathutdinov R.A. Innovacionnyj menedzhment: Uchebnik, 2-e izd., dop. — M.: ZAO "Biznes-shkola "Intel-Sintez", 2000.

20. Fathutdinov R.A. Strategicheskij marketing: Uchebnik. — M.: ZAO "Biz-nes-shkola "Intel-Sintez", 2000. — 640 s

http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/80.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.