Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА AMICUS CURIAE'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА AMICUS CURIAE Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР AMICUS CURIAE / ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ / ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ / ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / PROSECUTOR AMICUS CURIAE / PRINCIPLE OF INDEPENDENCE / PRINCIPLE OF CONFIDENTIALITY / PRINCIPLE OF IMPARTIALITY / PRINCIPLE OF ACCOUNTABILITY / PRINCIPLE OF RESPECT FOR HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылова Е. А.

В статье выделяются и раскрываются основные принципы, которыми прокуроры amicus curiae международных уголовных судов руководствуются в своей деятельности: независимости, объективности (беспристрастности), конфиденциальности, ответственности и уважения прав человека. Неукоснительное следование этим принципам является залогом справедливого международного уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL PRINCIPLES APPLICABLE TO THE PROSECUTOR AMICUS CURIAE

The article identifies and examines in detail the main principles guiding the amicus curiae prosecutors of international criminal courts in their activity: the principles of independence, objectivity (impartiality), confidentiality, accountability and respect for human rights. Strict adherence to these principles is a guarantee of fairness of the international criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА AMICUS CURIAE»

УДК 341.6

Е. А. Копылова

кандидат юридических наук;

помощник по правовым вопросам Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации во Французской Республике и Княжестве Монако; е-таН: kopylova.diplomatie@gmail.com

международно-правовые принципы деятельности

ПРОКУРОРА amicus curiae

В статье выделяются и раскрываются основные принципы, которыми прокуроры amicus curiae международных уголовных судов руководствуются в своей деятельности: независимости, объективности (беспристрастности), конфиденциальности, ответственности и уважения прав человека. Неукоснительное следование этим принципам является залогом справедливого международного уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: прокурор amicus curiae; принцип независимости; принцип конфиденциальности; принцип объективности; принцип ответственности; принцип уважения прав человека.

Е. А. Kopylova

PhD in Law, Legal Advisor to the Extraordinary and Plenipotentiary Ambassador of the Russian Federation to the French Republic and the Principality of Monaco; e-mail: kopylova.diplomatie@gmail.com

international legal principles applicable to the prosecutor amicus curiae

The article identifies and examines in detail the main principles guiding the amicus curiae prosecutors of international criminal courts in their activity: the principles of independence, objectivity (impartiality), confidentiality, accountability and respect for human rights. Strict adherence to these principles is a guarantee of fairness of the international criminal proceedings.

Key words: prosecutor amicus curiae; principle of independence; principle of confidentiality; principle of impartiality; principle of accountability; principle of respect for human rights.

Введение

На международном уровне разработан ряд документов, регулирующих стандарты профессиональной этики и поведения прокурорских работников, в том числе сотрудников Канцелярий Прокуроров

®

международных уголовных трибуналов. Так, в 1990 г. на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование; в 1999 г. Международная ассоциация прокуроров утвердила Стандарты профессиональной ответственности и положение об основных обязанностях и правах прокуроров; в 1999 г. Прокурором Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международного уголовного трибунала по Руанде (МТР) были приняты Стандарты профессионального поведения сотрудника Канцелярии Прокурора, которые в преамбуле содержали ссылку на два предыдущих документа в качестве ориентира для лиц, осуществляющих международное уголовное преследование; в 2005 г. Секретариатом Специального суда по Сьерра-Леоне был опубликован Кодекс профессионального поведения для юристов, допущенных к участию в судебных слушаниях в этом международном трибунале; в 2013 г. Кодекс поведения Канцелярии Прокурора был утвержден в Международном уголовном суде.

Анализ этих документов позволяет выделить пять ключевых институциональных принципов международного права1, которыми международные прокуроры руководствуются в своей деятельности: независимости, объективности (беспристрастности), ответственности, конфиденциальности и уважения прав человека.

Соответствующие принципы и документы распространяются в полной мере и на прокуроров amicus curiae2. В постановлениях Секретариатов международных уголовных трибуналов о назначении прокуроров amicus curiae особо предусматривается, что при исполнении

1 В литературе приводятся различных классификации принципов международного публичного права. Например, К. А. Бекяшев выделяет основные, общеотраслевые и межотраслевые принципы [Бекяшев 2008]. О. И. Тиунов делит принципы на общеотраслевые и отраслевые [Тиунов 2006]. Мы полагаем, что внутри отраслевых принципов существуют принципы институциональные, характерные для того или иного международно-правового института, например, института прокурора amicus curiae.

2 Этот институт представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих порядок назначения, прекращения полномочий, компетенцию, процессуальные права и обязанности комплементарного по отношению к прокурору международных уголовных трибуналов внесистемного органа следствия и поддержания обвинения в связи с посягательствами на отправление правосудия международными уголовными трибуналами.

своих обязанностей последние подчиняются положениям учредительных международно-правовых документов соответствующего трибунала, «... правил процедуры и доказывания», а также другим правилам, регламентам и постановлениям, включая кодексы профессиональной этики1.

Принцип независимости

Независимость прокурора amicus curiae является важнейшей гарантией справедливости уголовного процесса [Стандарты профессиональной ответственности 1999, ст. 2].

Принцип независимости предполагает, в частности, что прокурор

amicus curiae:

1) не запрашивает и не руководствуется в своей деятельности чьими бы то ни было указаниями;

2) не поддается давлению частных или групповых интересов и, в частности, воздействию со стороны государств, международных межправительственных и неправительственных организаций или прессы [Special Court for Sierra Leone 2005, article 25(A)];

3) воздерживается от поведения и избегает имущественных (финансовых) связей, конфликтов интересов, способных подорвать доверие международного сообщества к его независимости;

4) воздерживается от поведения, которое могло быть дать основание разумно усомниться в его независимости;

5) воздерживается от деятельности, способной повлиять на исполнение его обязанностей как прокурора amicus curiae.

Европейский суд по правам человека разработал четыре критерия для оценки независимости судебных органов, которые, как представляется, применимы и к прокурорам, включая прокуроров amicus curiae:

1) порядок назначения;

1 См., например: The Prosecutor v. Vojislav Seselj, Decision, 11 February 2009, IT-03-67-R77.2; The Prosecutor v. Vojislav Seselj, Decision, 2 March 2010, IT-03-67-R77.3; In the Matter of New T.V. SAL, Karma Mohamed Thasin Al Khayat, Registrar's Decision under Rule 60(bis)(E)(ii) to Appoint a Replacement Amicus Curiae to Investigate and Prosecute Contempt Allegations, 4 March 2014, STL-14-05/I/CJ; In the Matter of Akhbar Beirut S.A.L., Ibrahim Mohamed Al Amin, Registrar's Decision under Rule 60(bis)(E)(ii) to Appoint a Replacement Amicus Curiae to Investigate and Prosecute Contempt Allegations, 4 March 2014, STL-14-06/I/CJ.

2) продолжительность нахождения в должности;

3) наличие гарантий от внешнего давления;

4) наличие внешних признаков независимости1.

Несмотря на то, что прокурор amicus curiae назначается Секретарем трибунала единолично либо по согласованию с Судебной палатой, при исполнении своих полномочий он действует независимо как от всех органов трибунала, так и от иных органов, организаций, включая международные, физических и юридических лиц и государств. В деле «Прокурор против Ф. Хартман» (МТБЮ), Апелляционная палата подчеркнула, что участие Судебной палаты в назначении прокурора ami-cus curiae не превращает его ни в агента Палаты, ни в ее доверенное лицо2. Аналогично, применительно к судейскому корпусу, Европейский суд по правам человека постановил, что факт назначения судей законодательным или исполнительным органом государства сам по себе не является основанием сомневаться в их независимости3.

Что касается срока нахождения на посту, то для прокурора amicus curiae он совпадает с продолжительностью порученного ему уголовного расследования или дела, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Гарантии от внешнего давления прокурору amicus curiae призваны обеспечить международно-правовые иммунитеты и привилегии [Копылова 2020].

Первоочередная цель назначения прокурора amicus curiae - во избежание конфликта интересов системного прокурора международного уголовного трибунала - и предъявляемые к нему требования высоких моральных качеств являются убедительными внешними признаками его независимости.

Прокурор amicus curiae не должен принимать подарки, преимущества и награды, которые могли бы разумно расцениваться как

1 Findlay v. the United Kingdom, 22107/93 [1997] ECHR 8 (25 February 1997), §73.

2 The Prosecutor v. Florence Hartmann, Decision on Motions to Strike and Requests to Exceed Word Limit, 6 November 2009, IT-02-54-R77.5-A, §16.

3 Filippini v. San Marino, 10526/02 (Dec.) ECHR (26 August 2003); Henryk Urban and Ryszard Urban v. Poland, 23614/08 (30 November 2010), § 49; Campbell and Fell v. the United Kingdom (28 June 1984), § 79 Series A № 80; Maktouf and Damjanovic v. Bosnia and Herzegovina [GC], 2312/08, 34179/08 (18 July 2013), § 49.

попытка повлиять на независимое отправление им своих функций [International Criminal Court 2013, § 45]. Если речь идет о заслуженной государственной награде, то правильно было бы отложить ее вручение до окончания мандата прокурора amicus curiae, либо, если это не представляется возможным, хотя бы информировать Судебную палату и Секретаря трибунала.

В течение периода своего мандата в качестве прокурора amicus curiae, последний должен воздерживаться от издания оплачиваемых научных публикаций и выступлений на темы, связанные с деятельностью соответствующего трибунала в целом.

Принцип объективности (беспристрастности)

Принцип беспристрастности является одним из ключевых принципов деятельности прокуроров [International Criminal Court 2013, § 29; Стандарты профессиональной ответственности 1999, ст. 3]. Под беспристрастным поведением понимается справедливое, объективное, непредвзятое и свободное от внешнего влияния отношение к лицам и такой же подход к решению задач [International Criminal Court 2013, § 29].

Одной из важных составляющих принципа беспристрастности является соблюдение прокурором amicus curiae презумпции невиновности. В частности, он должен воздерживаться от публичного выражения суждений о вине или невиновности лиц, подозреваемых и обвиняемых за рамками судебного процесса [Special Court for Sierra Leone 2005, article 24(A); International Criminal Court 2013, § 30(a); International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia 1999, § 2(k)].

Задачей прокурора amicus curiae является содействие установлению истины по уголовному делу [International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia 1999, § 2(h)]. В этой связи, при исполнении своих полномочий он должен принимать меры к тому, чтобы расследование было полноценным, и изучать с одинаковым вниманием как доказательства вины, так и доказательства невиновности, как отягчающие, так и смягчающие обстоятельства [Special Court for Sierra Leone 2005, article 24(B); International Criminal Court 2013, § 49].

В рамках принципа беспристрастности прокурор amicus curiae обязан добросовестно выполнять нормативные предписания относительно раскрытия доказательств, не утаивая от защиты доказательства, указывающие на невиновность подозреваемого или обвиняемого

и идущие вразрез с теорией обвинения [International Criminal Court 2013, §§ 30(c), 49(c), 53(a)].

Прокурор amicus curiae не вправе оказывать предпочтения отдельным физическим либо юридическим лицам, профессиональным или социальным группам. Он не вправе также высказывать предпочтения или, напротив, дискриминировать по национальному, этническому, расовому, религиозному или тендерному признаку или по политическим убеждениям [International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia 1999, § 2(c)].

Принцип конфиденциальности

Конфиденциальность является одной из важнейших составляющих работы участников международных уголовных процессов. Например, соглашаясь на дачу показаний, многие свидетели подвергают риску собственную жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье своего окружения. Защита их персональных данных является одним из приоритетов международных уголовных судов. Поэтому при осуществлении своих полномочий прокурор amicus curiae обязан принимать все возможные меры к защите конфиденциальной информации [Special Court for Sierra Leone 2005, article 26; International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia 1999, § 2(i)], включая меры, направленные на минимизацию возможных отрицательных последствий неосторожного раскрытия такой информации.

Взаимосвязь между делами о посягательствах на отправление международного уголовного правосудия, находящимися в производстве прокурора amicus curie, и «основными» делами, в рамках которых эти посягательства были совершены, предполагает обмен информацией между органами обвинения, в том числе конфиденциальной. Например, в деле «Прокурор против Д. Тадича» в Апелляционную палату МТБЮ поступило ходатайство о пересмотре вступившего в силу приговора в связи с вновь возникшим обстоятельством, в качестве которого предлагалось рассматривать один из выводов, сделанных Апелляционной палатой в приговоре по делу о посягательстве против правосудия [ICTY Manual on Developed Practices]. Однако прокурор amicus curiae не вправе без санкции Судебной палаты разглашать кому бы то ни было, включая системного прокурора, конфиденциальные сведения, ставшие ему известными в связи с порученным ему предварительным расследованием или поддержанием обвинения,

а также конфиденциальные судебные документы, приобщенные к материалам дела с его участием [Practice Direction 2004, Annex 1].

Объем конфиденциальной информации из основного дела, к которой имеет доступ прокурор amicus curie, определяется в постановлении компетентной Судебной палаты [Practice Direction 2004, §§ 8(2); 15(3)].

Обязанность прокурора amicus curiae соблюдать конфиденциальность не прекращается с окончанием его полномочий [Special Court for Sierra Leone 2005, article 26; International Criminal Court 2013, § 36].

Принцип ответственности

Принцип ответственности относится к числу базовых принципов деятельности прокуроров, будь то на национальном или международном уровне. Консультативный совет европейских прокуроров призвал все государства - члены Совета Европы включить в свое законодательство о прокуратуре или в Основной закон страны положения об ответственности ее работников [Consultative Council of European Prosecutors 2018]. Принцип ответственности прокуроров выражается в следовании прокурором следующим требованиям: воздерживаться от произвола; принимать все решения, основываясь на действующих правовых нормах; мотивировать все решения, вне зависимости от того, приняты ли они в соответствии с принципом законности или целесообразности; представлять отчеты заинтересованным лицам и органам (вышестоящему прокурору, потерпевшим, судебной власти, гражданскому обществу, СМИ) [Consultative Council of European Prosecutors 2018, §§ 19, 47]. В рамках принципа ответственности «прокурорам надлежит инициативно разъяснять свои действия и представлять информацию общественности, в особенности в отношении дел, привлекающих особое внимание и вызывающих озабоченность» [Consultative Council of European Prosecutors 2018, § 47]; разъяснять причины неуспеха, процессуальной ошибки или неверной оценки ситуации [Consultative Council of European Prosecutors 2018, § 47].

Принцип ответственности также предполагает существование механизмов привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности в случае совершения серьезных нарушений [Consultative Council of Europe an Prosecutors 2018, § 47]. В докладе Специального докладчика Совета по правам человека ООН отмечается: «Справедливое,

независимое и беспристрастное отправление правосудия предполагает также, что сотрудники прокуратуры должны нести ответственность за ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей» [Совет по правам человека 2012, § 82].

В 2014 г. Управление ООН по наркотикам и преступности совместно с Международной ассоциацией прокуроров издали Руководство по статусу и роли прокуроров, в котором принципу ответственности уделяется большое внимание [The Status and Role of Prosecutors 2014, pp. 13-15]. Под ответственностью в нем понимается, что «прокуратура может быть призвана отвечать за свои действия путем представления отчетов, ответов на запросы или, в некоторых случаях, выступления в качестве ответчика в судебном заседании. Ответственность также может означать, что прокуратура может быть привлечена к юридической ответственности за неэффективность и злоупотребление полномочиями» [The Status and Role of Prosecutors 2014, p. 13].

Действуя от имени международного сообщества, прокуроры международных уголовных трибуналов отчитываются перед ним о своей деятельности. Это позволяет, с одной стороны, контролировать выполнение прокурорами поставленных перед ними целей и задач, а с другой - выявлять и устранять недостатки и пробелы международно-правового регулирования, влияющие на эффективность прокурорской деятельности.

Для обнародования информации о деятельности прокуроров международных уголовных судов используются различные каналы, как официальные, так и неофициальные. К первым относятся отчеты, предназначенные для органов международных организаций. Согласно ст. 34 Устава МТБЮ и ст. 32 Устава МТР, председатели этих трибуналов обязаны ежегодно представлять Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН отчет об их деятельности. Ч. 2 ст. 10 Устава Специального трибунала по Ливану налагает аналогичные обязанности на председателя этого судебного органа, который отчитывается перед Генеральным секретарем ООН и правительством Ливана. В этих отчетах находят свое отражение и аспекты, связанные с деятельностью прокуроров amicus curiae [Special Tribunal for Lebanon Sixth Report 2014-2015; Special Tribunal for Lebanon Seventh Report 2015-2016].

Ст. 6 Соглашения о взаимодействии между ООН и Международным уголовным судом (МУС) предусматривает, что «Суд может, если

считает это полезным, представлять Объединенным Нациям отчеты о своей деятельности через Генерального секретаря». По сложившейся практике такие отчеты МУС представляет ежегодно. Помимо прочего, в них отражаются результаты деятельности Канцелярии Прокурора за отчетный период.

Канцелярия Прокурора МУС участвует и в подготовке ежегодного отчета о деятельности Суда, предназначенного для Ассамблеи государств-членов. В нем излагается ключевая информация о каждом из дел, находящихся в производстве суда, а также о ходе предварительных расследований и изучений ситуаций.

Прокурор МУС каждые шесть месяцев информирует Совет Безопасности ООН о мерах, принятых во исполнение резолюций этого органа о передаче той или иной ситуации в производство МУС [Резолюция Совета Безопасности ООН 2005, § 8; Резолюция Совета Безопасности ООН 2011, § 7].

К неофициальным каналам обнародования информации о деятельности прокуроров международных уголовных судов относятся публичные выступления, заявления, сборники обобщения практик и др. Канцелярия Прокурора МУС регулярно информирует международное сообщество о своей деятельности по предварительному изучению ситуаций посредством публикации соответствующих докладов [Office of the Prosecutor 2013, § 94], распространения статистических данных о поступающей информации о подсудных Суду преступлениях, публичных заявлений, а также в ходе контактов с заинтересованными сторонами и на высшем уровне [Office of the Prosecutor 2013, § 95]. Такое решение было принято, исходя из понимания, что «обнародование этой информации позволит Канцелярии выполнять свои функции, не вызывая необоснованных ожиданий непременного открытия предварительного расследования и одновременно поощряя осуществление уголовных производств на национальном уровне и способствуя предупреждению преступлений» [Office of the Prosecutor 2013, § 95]. Канцелярия Прокурора публикует мотивированные коммюнике о решении прекратить предварительное изучение ситуации либо начать предварительное расследование.

Что касается отрицательных последствий злоупотребления полномочиями или иного поведения, не соответствующего международным стандартам, предъявляемым к работникам прокуратуры, внутренними документами международных уголовных трибуналов

предусмотрены дисциплинарные санкции. В МУС соответствующие нормы содержатся в Правилах о персонале Международного уголовного суда, принятых в 2005 г. Ассамблеей государств-участников [Staff Rules of the International Criminal Court 2005]; на персонал МТБЮ и МТР распространялись Правила о персонале Объединенных Наций [Staff Regulations and Rules of the United Nations 2018].

Системные прокуроры международных уголовных судов назначаются либо избираются субъектами международного права или органами этих субъектов и несут ответственность перед ними за принимаемые решения, влияющие на эффективность борьбы с посягательствами на отправление международного уголовного правосудия. Хотя как такового института досрочного прекращения полномочий международных прокуроров нигде не предусмотрено, надо полагать, что при определенных обстоятельствах, когда прокурор не справляется с поставленными перед ним задачами, его мандат может быть прекращен по решению назначившего или избравшего его субъекта.

Из вышеизложенного следует, что в международном праве прокуроры несут ответственность как за правомерность, так и за эффективность своей деятельности. Это утверждение полностью применимо к прокурорам amicus curiae. Вместе с тем, нельзя не заметить, что, ввиду особенностей своего назначения, прокуроры amicus curiae не отвечают за результаты своей деятельности перед международным сообществом, хотя их решения могут иметь далеко идущие последствия для реализации ответственности лиц, виновных в наиболее серьезных международно-правовых преступлениях. Ответственность прокуроров amicus curiae перед международным сообществом поглощается ответственностью принявшей решение об их назначении Судебной палаты. В свете независимости прокуроров amicus curiae подобный расклад представляется не совсем правильным. Стоит, однако, признать, что в контексте действующего международно-правового регулирования другого варианта не дано.

Принцип уважения прав человека

В ходе отправления своих функций прокурор amicus curiae обязан соблюдать общепризнанные права человека. Текст преамбулы Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование 1990 г., открывается ссылкой на ст. 1 Устава ООН, определяющую в качестве одной из целей организации

осуществление «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Второй параграф преамбулы отсылает к Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в части, провозглашающей равенство всех перед законом, презумпцию невиновности и право каждого на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Ссылки на эти положения приводятся и в ст. 1 Стандартов профессионального поведения сотрудника Канцелярии Прокурора МТБЮ и МТР 1999 г. Кодекс поведения Канцелярии Прокурора МУС 2013 г. причисляет уважение прав человека и основных свобод, равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливый суд к пяти основным правилам, регулирующим деятельность сотрудников Канцелярии [International Criminal Court 2013, § 4(8)].

Другие принципы деятельности прокуроров amicus curiae, раскрытые выше, способствуют выполнению принципа уважения прав человека. Например, уважению права на состязательный процесс и равенство сторон призвана содействовать обязанность прокурора amicus curiae по раскрытию доказательств1 в рамках принципа объективности (беспристрастности). Акт раскрытия доказательств должен иметь место в сроки, разумно позволяющие защите ознакомиться с ними2. Раскрытию подлежат не только доказательства, прямо относящиеся к обстоятельствам дела, но и сведения, которые касаются приемлемости, достоверности и полноты таких доказательств3.

Праву на справедливый суд корреспондирует, например, обязанность прокурора amicus curiae соблюдать при сборе доказательств применимые нормы международного права и права человека. Доказательства, собранные с нарушением этих норм, не принимаются судом во внимание при рассмотрении вопроса о виновности подсудимого.

1 Rowe and Davis v. the United Kingdom [GC], 28901/95 (16 February 2000), § 60.

2 Leas v. Estonia, 59577/08 (6 March 2012), § 80.

3 Rowe and Davis v. the United Kingdom, § 66; Mirilashvili v. Russia, 6293/04 (11 December 2008), § 200; Leas v. Estonia, § 81; Matanovic v. Croatia, 2742/12 (4 April 2017), § 161.

Выводы

Не будучи сотрудниками международных уголовных трибуналов, но выполняя функции системных прокуроров по делам в связи с преступлениями против международного уголовного правосудия, прокуроры amicus curiae руководствуются в своей деятельности теми же институциональными принципами независимости, объективности, конфиденциальности, отчетности и уважения прав человека. Неукоснительное следование этим основополагающим началам является залогом справедливого судебного разбирательства, непременным условием авторитета и престижа должности международного прокурора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бекяшев К. А. Понятие и классификация основных принципов общего международного права // Научные труды МГЮА. 2008. № 2. С.433-441. Копылова Е. А. Международно-правовые иммунитеты и привилегии прокурора amicuscuriae // Государственная служба. 2020. № 3. С. 55-63. Резолюция Совета Безопасности ООН, Док. ООН S/RES/1593 (2005), 31 марта 2005 г.

Резолюция Совета Безопасности ООН, Док. ООН S/RES/1970 (2011), 26 февраля 2011 г.

Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г. URL: http:// hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Ri4grp.html/ Совет по правам человека. Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов ГабриэлыКнауль, Док. A/HRC/20/19, 7 июня 2012 г.

Тиунов О. И. Об особенностях общепризнанных принципов и норм международного права // Международное право XXI века / под ред. В. Г. Бутке-вича. К. : Промени, 2006. С. 141-157. Стандарты профессиональной ответственности и положение об основных обязанностях и правах прокуроров. Приняты Международной ассоциацией прокуроров 23 апреля 1999 г. URL: https://www.iap-association.org. Consultative Council of European Prosecutors. Opinion № 13(2018) «Indepen-dence, accountability and ethics of prosecutors», 23 November 2018, § 13. URL: www.ejtn.eu/Documents/About%20EJTN/RoL%20Project/RoL_2019_02_ Brussels/0PINI0N%2013%20CCPE(2018)2E.pdf.

ICTY Manual on Developed Practices. UNICRI Publisher, Turin, Italy. 2009. 242 p. URL: https://www.icty.org/x7file/About/Reports%20and%20Publica-tions/ICTY_Manual_on_Developed_Practices.pdf.

International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia. Standards of Professional Conduct for Prosecution Counsel. Prosecutor's Regulation № 2 (1999). URL: https://www.icty.org/x/file/Legal%20Library/Miscellaneous/otp_regu-lation_990914.pdf.

International Criminal Court. Code of Conduct for the Office of the Prosecutor, 5 September 2013. URL: https://www.icc-cpi.int/iccdocs/oj/otp-COC-Eng.pdf.

Office of The Prosecutor Policy Paper on Preliminary Examinations, November 2013. URL: https://www.icc-cpi.int/iccdocs/otp/otp-policy_paper_preliminary_ examinations_2013-eng.pdf.

Practice Direction on Procedure for the Investigation and Prosecution of Contempt before the International Tribunal, IT/227, 6 May 2004. URL: https://www.icty.org/Xfile/Legal%020Library/Practice_Directions/ it227_contempt_procedure_en.pdf.

Special Court for Sierra Leone. Code of Professional Conduct for Counsel with the Right of Audience before the Special Court for Sierra Leone, 14 May 2005. URL: http://www.rscsl.org/Documents/Code%20of%20Professional%20Con-duct%20for%20Counsel.pdf.

Special Tribunal for Lebanon Sixth Annual Report (2014-2015). URL: https://www.stl-tsl.org/sites/default/files/documents/ annual-reports/2015_Sixth_Annual_Report_EN.pdf.

Special Tribunal for Lebanon Seventh Annual Report (2015-2016). URL: https://www.stl-tsl.org/sites/default/files/documents/ annual-reports/16-03-01_Seventh_Annual_Report_EN.pdf.

Staff Rules of the International Criminal Court, ICC-ASP/4/3, 29 June 2005. URL: https://www.icc-cpi.int/NR/rdonlyres/56F9B14B-B682-4D9C-8762-A25 B944FA214/140109/ICCASP43_English.pdf.

Staff Regulations and Rules of the United Nations, ST/SGB/2018/1. New-York, 2018. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N18/005/74/ PDF/N1800574.pdf?0penElement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

United Nations Office on Drugs and Crime. The Status and Role of Prosecutors: A United Nations Office on Drugs and Crime and International Association of Prosecutors Guide. New-York, 2014. https://www.unodc.org/documents/ justice-and-prison-reform/14-07304_ebook.pdf.

REFERENCES

Bekjashev K. A. Ponjatie i klassifikacija osnovnyh principov obshhego mezhduna-rodnogo prava // Nauchnye trudy MGJuA. 2008. № 2. S.433-441.

Kopylova E. A. Mezhdunarodno-pravovye immunitety i privilegii prokurora amicus curiae // Gosudarstvennaja sluzhba. 2020. № 3. S. 55-63.

Rezoljucija Soveta Bezopasnosti OON, Dok. OON S/RES/1593 (2005), 31 marta 2005 g.

Rezoljucija Soveta Bezopasnosti OON, Dok. OON S/RES/1970 (2011), 26 fevralja 2011 g.

Rukovodjashhie principy, kasajushhiesja roli lic, osushhestvljajushhih sudebnoe presledovanie. Prinjaty vos'mym Kongressom Organizacii Ob#edinennyh Nacij po preduprezhdeniju prestupnosti i obrashheniju s pravonarushiteljami, Gavana, Kuba, 27 avgusta - 7 sentjabija 1990 g. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/ instree/Ri4grp.html/

Sovet po pravam cheloveka. Doklad Special'nogo dokladchika po voprosu o nezavi-simosti sudej i advokatov GabrijelyKnaul', Dok. A/HRC/20/19, 7 ijunja 2012 g.

Tiunov O. I. Ob osobennostjah obshhepriznannyh principov i norm mezhdunarod-nogo prava // Mezhdunarodnoe pravo XXI veka / pod red. V G. Butkevicha. K. : Promeni, 2006. S. 141-157.

Standarty professional'noj otvetstvennosti i polozhenie ob osnovnyh objazannostjah i pravah prokurorov. Prinjaty Mezhdunarodnoj associaciej prokurorov 23 aprelja 1999 g. URL: https://www.iap-association.org.

Consultative Council of European Prosecutors. Opinion № 13(2018) «Independence, accountability and ethics of prosecutors», 23 November 2018, § 13. URL: http:// www.ejtn.eu/Documents/About%20EJTN/RoL%20Project/RoL_2019_02_ Brussels/OPINION%2013%20CCPE(2018)2E.pdf.

ICTY Manual on Developed Practices. UNICRI Publisher, Turin, Italy. 2009. 242 p. URL: https://www.icty.org/Xfile/About/Reports%20and%20Publications/ICTY _Manual_on_Developed_Practices.pdf.

International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia. Standards of Professional Conduct for Prosecution Counsel. Prosecutor's Regulation № 2 (1999). URL: https://www.icty.org/x/file/Legal%20Library/Miscellaneous/otp_regula-tion_990914.pdf.

International Criminal Court. Code of Conduct for the Office of the Prosecutor, 5 September 2013. URL: https://www.icc-cpi.int/iccdocs/oj/otp-COC-Eng.pdf.

Office of The Prosecutor Policy Paper on Preliminary Examinations, November 2013. URL: https://www.icc-cpi.int/iccdocs/otp/otp-policy_paper_preliminary_ examinations_2013-eng.pdf.

Practice Direction on Procedure for the Investigation and Prosecution of Contempt before the International Tribunal, IT/227, 6 May 2004. URL: https: // www.icty.org/Xfile/Legal%20Library/Practice_Directions/ it227_contempt_procedure_en.pdf.

Special Court for Sierra Leone. Code of Professional Conduct for Counsel with the Right of Audience before the Special Court for Sierra Leone, 14 May 2005. URL: http://www.rscsl.org/Documents/Code%20of%20Professional%20Con-duct%20for%20Counsel.pdf. Special Tribunal for Lebanon Sixth Annual Report (2014-2015). URL: https://www.stl-tsl.org/sites/default/files/documents/annu-al-reports/ 2015 _Sixth_Annual_Report_EN.pdf.

Special Tribunal for Lebanon Seventh Annual Report (2015-2016). URL: https://www.stl-tsl.org/sites/default/files/documents/ annual-reports/16- 03-01_Seventh_Annual_Report_EN.pdf.

Staff Rules of the International Criminal Court, ICC-ASP/4/3, 29 June 2005. URL: https://www.icc-cpi.int/NR/rdonlyres/56F9B14B-B682-4D9C-8762-A25 B944FA214/140109/ICCASP43_English.pdf.

Staff Regulations and Rules of the United Nations, ST/SGB/2018/1. New-York, 2018. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N18/005/74/ PDF/N1800574.pdf?OpenElement.

United Nations Office on Drugs and Crime. The Status and Role of Prosecutors: A United Nations Office on Drugs and Crime and International Association of Prosecutors Guide. New-York, 2014. https://www.unodc.org/documents/ justice-and-prison-reform/14-07304_ebook.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.