Международные и интернационализированные уголовные трибуналы: синопсис
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс
Робин Гайсс, доктор философии, магистр права Нью-Йоркского университета. В настоящее время - научный сотрудник Юридической школы Буцериуса в Гамбурге. Ноэми Бюлинкс, магистр права Нью-Йоркского университета, в настоящее время работает делегатом МККК в Кисангани (Демократическая Республика Конго).
Краткое содержание
Судебные органы в области международного уголовного права получают весьма широкое распространение. Несмотря на то что уже действует Международный уголовный суд, определенные политические и фактические ситуации потребовали учреждения соответствующих им систем уголовного правосудия. Цель данного синопсиса - изучить эти различные системы и выявить черты сходства и различия существующих международных и интернационализированных уголовных трибуналов. Сложность темы и необъятность информации обусловили сжатую и синтезированную форм изложения.
Вступление
Распространение международных судебных и квазисудебных органов стало характерной чертой международного сообщества1. Возникнове-
1 Первое всеобъемлющее картирование системы международного правосудия см. в документе The PICT Research Matrix, охватывающем 18 международных судебных органов, существовавших в 2000 г. Доступно по адресу: http://www.pict-pcti.org/matrixintro.html (последнее посещение сайта 28 июля 2005 г.)
57
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
ние различных международных и интернационализированных уголовных трибуналов - лишь один из важных аспектов этого явления современности, которое, в свою очередь, составляет часть общей тенденции, которую Комиссия по международному праву называет раздроблением, или, чтобы придать ей более нейтральное звучание, диверсификацией международного права2. Особенно характерно распространение судебных органов в области международного уголовного права, где, несмотря на наличие действующего Международного уголовного суда (МУС), политическая и фактическая необходимость привела к учреждению определенных систем уголовного правосудия, таких как Специальный суд по Сьерра-Леоне, Специальный трибунал по Ираку, Чрезвычайные палаты по Камбодже, Специальные комиссии по серьезным преступлениям в Восточном Тиморе и судебная система МООНВАК в Косово3. Хотя стратегия завершения работы Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международного уголовного трибунала по Руанде (МУТР) уже вступила в действие, имеются все основания полагать, что распространение систем международного и интернационализированного уголовного правосудия продолжится в будущем. Совсем недавно миссия по оценке ситуации в Бурунди в своем отчете Совету Безопасности рекомендовала ввести в Бурунди механизм отчетности, создав специальную палату, действующую в рамках судебной системы4. Аналогичным образом - до того, как Совет Безопасности ООН передал ситуацию в Дарфуре в МУС5, - серьезно рассматривался вопрос об учреждении международного уголовного трибунала по Судану6.
Дискуссия о том, какими опасностями чреват процесс раздробления и какими фактическими обстоятельствами обусловлено создание каждой конкретной модели уголовного правосудия, продолжается, и в данном синопсисе поставлена цель: выделить черты сходства и различия между существующими международными и интернационализированными уголовными трибуналами. Хотя различия между некоторыми существующими трибуналами являются системными, то есть одни трибу-
2 ILC Report, «Risks ensuing from fragmentation of international law». Впоследствии документ стал называться «Fragmentation of international law: difficulties arising from the diversification and expansion of international law». Документ находится в процессе составления.
3 Всеобъемлющий анализ интернационализированных уголовных трибуналов см. Cesare P. R. Romano, André Nollkaemper and Jann K. Kleffner (eds.), International Criminal Courts - Sierra Leone, East Timor, Kosovo, and Cambodia, Oxford University Press, New York 2004.
4 См. Письмо Генерального секретаря Председателю Совета Безопасности от 11 марта 2005 г., S/2005/158, 11 March 2005.
5 SC/RES/1593 (2005).
6 Norman Kempster, «U.S. May Back Creation of Special Atrocity Tribunals,« LA Times, 2 August 2001, имеется по адресу: http://www.sudan.net/news/posted/3155.html (последнее посещение сайта 30 августа 2001 г.).
58
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
налы по своей природе являются действительно международными, тогда как другие входят в систему национального уголовного правосудия и содержат только отдельные элементы международного правосудия, можно выделить ряд общих tertia comparationis. Ведь нельзя всерьез возражать против сопоставления яблока с грушей, если цель состоит в сравнении фруктов (аналогично - международных и интернационализированных трибуналов). В этом отношении следует отметить, что судебная система МООНВАК, учрежденная Положением 1999/24 и Положением 2001/9 МООНВАК7 15 мая 2001 г., не включена в синопсис из-за своей уникальности: в ней нет постоянных суда, комиссии или палаты, а международные судьи участвуют в работе этой судебной системы в рамках отдельных дел8.
Естественно, в силу выбранных критериев сравнения одни аспекты акцентируются, а другие, не меньше заслуживающие сравнения, остаются в тени. Подобные ограничения обусловлены прежде всего степенью доступности информации и возможности сравнения, и представляется, что они оправданы тем фактом, что ценность любого подобного синопсиса заключается не в представленных данных и информации, а в том, что они сведены вместе в сжатой форме.
Не претендуя на то, чтобы дать исчерпывающую информацию об этих механизмах международного уголовного правосудия, данный синопсис скорее ставит целью изучить их многообразие, выделяя черты сходства и различия. Любая подобная попытка никогда не будет полностью адекватно отражать сложность данной конкретной сферы, и ради удобства визуального восприятия пришлось сжать многие сведения до простых ответов «да» и «нет». Однако именно сложность и неограниченный объем информации потребовали, по мнению авторов, изложения в сжатой и синтезированной форме.
7 Мандат МООНВАК основан на Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, п. 10, S/RES/1244 (1999).
8 См. John Cerone and Clive Baldwin, «Explaining and Evaluating the UNMIK Court System« in Romano, Nollkaemper and Kleffner, p. 42, см. выше примечание 3.
59
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Общие данные
МУС МТБЮ МУТР
Год основания 1998 1993 1994
Учредительный документ1 Римский статут Международного уголовного суда, Рим, 17 июля 1998 г. Рез. 827 Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г. Рез. 955 Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г.
Постоянный характер2 Да Нет Нет
Местонахожде- Гаага, Гаага, Аруша,
ние3 Нидерланды Нидерланды Танзания
60
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальный суд по Сьерра-Леоне Специальный трибунал по Ираку Чрезвычайные палаты по Камбодже Специальные комиссии по Восточному Тимору
2002 г. 2003 г. 2003 г. 2000 г.
Соглашение Statute No. (1), Law on the UNTAET Reg.
между ООН и 10 Dec. 2003, Establishment of 2000/15, 6 June
правительством enacted by the the Extraordinary 2000; UNTAET
Сьерра-Леоне, Iraqi Governing Chambers in the Reg. 2000/11, 6
16 января 2002 г. Counsel Courts of Cambodia (NS/RKM/0801 /12), promulgated on 10 Aug. 2002, as amended on 27 Oct. 2004; Agreement between the UN and the government of Cambodia, signed 6 June 2003 March 2000; UN Security Council Res. 1272, 25 Oct. 1999
Нет Нет Нет Нет
Фритаун, Багдад, Ирак Пномпень, Дили, Восточный
Сьерра-Леоне Камбоджа Тимор
61
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Административные вопросы
МУС МТБЮ МУТР
Штат4 306 (июнь 2005 г.) 1062 (2005 г.) 1042 (2005 г.)
Бюджет5 66 млн евро (2005 г.) Приблизительно 272 млн долларов США (2005 г.) Приблизительно 256 млн долларов США (2005 г.)
Рабочий язык6 Английский, французский Английский, французский Английский, французский
Срок полномочий судей7 3, 6 и 9 лет 4 года (постоянные судьи); до 3 лет (судьи ad litem) 4 года (постоянные судьи); до 3 лет (судьи ad litem)
Переизбрание8 В зависимости от срока Да (постоянные судьи) Нет (судьи ad litem) Да (постоянные судьи) Нет (судьи ad litem)
62
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальный суд по Сьерра-Леоне Специальный трибунал по Ираку Чрезвычайные палаты по Камбодже Специальные комиссии по Восточному Тимору
294 (2005 г.) Данные отсутст- Данные отсутст- Данные отсутст-
вуют вуют вуют
29,9 млн долларов Оплачивается из Оплачивается в Приблизительно
США текущего бюджета основном из на- 6,3 млн долларов
(2004-2005 гг.) иракского правительства ционального бюджета Камбоджи и Целевого фонда ООН (трехгодичный бюджет: 56,3 млн долларов США) США (2002 г.)
Английский Арабский Кхмерский, английский, французский Тетум, португальский, индонезийский, английский
3 года 5 лет Назначаются на период судебного разбирательства Сначала на 2-3 года, затем пожизненно
Да Да Нет (назначаются на период судебного разбирательства) Да
63
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Процессуальные аспекты
МУС МТБЮ МУТР
Применяемое право9 Статут МУС/международ ное право, в том числе гуманитарное право/общие принципы права Международное гуманитарное право Международное гуманитарное право
Слушания10 Требование большинства голосов11 Открытые Желательность единодушного решения либо решения большинством голосов Открытые Большинство судей Открытые Большинство судей
Amicus curiae12 Бремя доказывания13 Судебные процессы in absentia14 Да Вина, не вызывающая разумных сомнений Не предусмотрены Да Вина, не вызывающая разумных сомнений Не предусмотрены Да Вина, не вызывающая разумных сомнений Возможны
Высшая мера наказания15 Пожизненное заключение Пожизненное заключение возможно Пожизненное заключение возможно Заключение на определенное число лет Смертная казнь
64
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальный суд по Сьерра-Леоне Специальный трибунал по Ираку Чрезвычайные палаты по Камбодже Специальные комиссии по Восточному Тимору
Гуманитарное пра- Международное Уголовное законо- Законодательство
во/законодательст- уголовное право/ дательство Камбод- Восточного Тимо-
во Сьерра-Леоне гуманитарное пра-во/законодательст-во Ирака жи/гуманитарное право и обы-чай/международ-ные конвенции, признанные Камбоджей ра/международное право, в том числе гуманитарное право
Открытые Открытые Открытые Открытые
Большинство су- Простое большин- Желательность Голосование
дей ство судей единодушного решения или голоса «за» как минимум 4 судей (Судебная палата); голоса «за» как минимум 5 судей (Специальная палата) большинством голосов
Да Да Не установлено Не установлено
Вина, не вызывающая разумных сомнений Не установлено Не установлено Не установлено
Не установлено Пожизненное заключение Возможно Заключение на срок не более 25 лет Не установлено В принципе невозможно, но делаются исключения
65
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Состав
МУС МТБЮ МУТР
Палата предварительного производства16 Да Судья предварительного производства Судья предварительного произво-дства/совещание предварительного производства
Число судебных палат17 1 3 3
Число судей в судебных палатах18 3 3-9 3 постоянных судьи и максимум 4 судьи ad litem
Апелляция Да Да (общая Апелляционная камера с МУТР) Да (общая Апелляционная камера с МТБЮ)
Число судей в апелляционных палатах/камерах19 5 5 5
Входит в судебную систему государ-ства/внешний орган Внешний орган Внешний орган Внешний орган
66
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальный суд по Сьерра-Леоне Специальный трибунал по Ираку Чрезвычайные палаты по Камбодже Специальные комиссии по Восточному Тимору
Нет Назначенный су-дья/судья предварительного производства Да Нет
1 1 1 3 Комиссии (февраль 2005 г.)
3, из них 5 без ограничений 5, из них 3, из них
2 международных, по национальному/ 2 международных, 2 международных,
1 национальный международному составу 3 национальных 1 национальный
Да Да Да Да
5, из них 9 без ограничений, 7, из них 3 (в исключитель-
3 международных, возможны между- 3 международных, ных случаях 5),
2 национальных народные 4 национальных из них 2 международных, 1 национальный (3 международных, 2 национальных
Внешний орган Внешний орган Входит в судебную систему государства Входит в судебную систему государства
67
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Юрисдикция
МУС МТБЮ МУТР
Временная юрис- С 1 июля 2002 г. С 1 января 1991 г. 1 января 1994 г. -
дикция20 31 декабря 1994 г.
Персональная юрисдикция21 Физические лица Физические лица Физические лица
Территориальная Территория госу- Территория быв- Территория Руан-
юрисдикция22 дарств-участни- шей СФРЮ ды (руандийцы, не
ков/территория граждане Руан-
государств, не ды)/территория
являющихся уча- соседних стран
стниками Статута, если преступления совершены гражданами государств-участников/на территории государств, не являющихся участниками Статута, но принявших юрисдикцию суда (руандийцы)
68
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальный суд по Сьерра-Леоне
С 30 ноября 1996 г.
Лица, несущие основную ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права
Территория
Сьерра-Леоне
Специальный трибунал по Ираку
17 июля 1968 -1 мая 2003 г. Любой гражданин или житель Ирака
Территория Ира-ка/и «другие территории», включая преступления, совершенные в связи с войнами Ирака против Исламской Республики Иран и государства Кувейт
Чрезвычайные палаты по Камбодже____________
17 апреля 1975 -6 января 1979 г. Высшее руководство и лица, несущие основную ответственность за преступления, совершенные в Народной Республике Кампучия Территория Камбоджи (Высшее руководство и лица, несущие основную ответственность за преступления, совершенные в Народной Республике Кампучия)
Специальные комиссии по Восточному Тимору 1 января 1999 -25 октября 1999 г. Универсальная юрисдикция
Универсальная
юрисдикция
69
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Предметная юрисдикция
МУС МТБЮ МУТР
Геноцид Да Да Да
Военные преступ- Да Да: серьезные Да: нарушения
ления Преступления против человечно- нарушения законов и обычаев войны общей статьи 3 Женевских конвенций I-IV и ДП II
сти Да Да Да
Другие преступления23 Да: агрессия Нет Нет
Апелляционная юрисдикция Да Да Да
Параллельная Дополнительность Параллельная Параллельная
юрисдикция с юрисдикция, прио- юрисдикция, прио-
национальными судами24 ритет МТБЮ ритет МУТР
Параллельная деятельность комиссий по примирению и восстановлению истины25 Нет Нет Нет
70
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальный суд Специальный Чрезвычайные Специальные
по Сьерра-Леоне трибунал по палаты по комиссии по Вос-
Ираку Камбодже точному Тимору
Нет Да Да Да
Да Да Да: серьезные нарушения Же- Да
невских конвен-
ций 1949 г.
Да Да Да Да
Да: преступления по Да: нарушения Да: преступления, Да: убийство,
законодательству иракского законо- определенные сексуальные пре-
Сьерра-Леоне дательства законом Камбод- ступления и пытки
Да Да жи, учреждающим Чрезвычайные палаты Да Да
Параллельная Параллельная Исключительная Исключительная
юрисдикция: реше- юрисдикция: прио- юрисдикция юрисдикция
ния Специального суда по Сьерра-Леоне имеют приоритет Да ритет Специального трибунала по Ираку Нет Нет Да
71
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
<каждое примечание составлено в форме непронумерованного списка>
!МУС: Римский статут Международного уголовного суда, от 17 июля 1998 г. с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г. и 16 января 2002 г. UN Doc. A/CONF.183/9 (далее - Статут МУС).
МТБЮ: SC Res. 827, 25 May 1993. Международный трибунал по бывшей Югославии, учрежден резолюцией 827 (1993) Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 г.
МУТР: SC Res. 955, 8 November 1994.
Международный уголовный трибунал по Руанде, учрежден в соответствии с резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г.
Специальный суд по Сьерра-Леоне, учрежден на основании Соглашения между Организацией Объединенных Наций и правительством Сьерра-Леоне во исполнение резолюции 1315(2000) Совета Безопасности ООН от 14 августа 2000 г. (далее - Специальный суд по Сьерра-Леоне). Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, 16 января 2002 г.
Специальный трибунал по Ираку: Statute No. (1), 10 December 2003, enacted by the Iraqi Governing Council, http://www.iraqist.org/en/about/statute.htm (Устав Специального трибунала по Ираку, далее - IST Statute).
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Law on the Establishment of the Extraordinary Chambers in the Courts of Cambodia (NS/RKM/0801/12), promulgated on 10 August 2002, as amended on 27 October 2004 (NS/RKM/1004/006) (Закон об учреждении Чрезвычайных палат по Камбодже, далее -Establishment Law); Agreement between the United Nations and the Royal Government of Cambodia concerning the Prosecution under Cambodian Law of Crimes committed during the Period of Democratic Kampuchea, 6 June 2003 (Соглашение между Организацией Объединенных Наций и королевским правительством Камбоджи о преследовании в рамках уголовного права Камбоджи преступлений, совершенных в период Народной Республики Кампучия, далее - UN-Cambodia Agreement). Согласно ст. 2 Соглашения, в Камбодже Соглашение выполняется с помощью принятого Закона об учреждении Чрезвычайных палат с поправками. Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Regulation No. 2000/15 on the Establishment of Panels with Exclusive Jurisdiction over Serious Criminal Offences, UNTAET/REG/2000/15, 6 June 2000, http://www.un.org/peace/etimor/untaetR/Reg0015E.pdf. (постановление ООН об учреждении Комиссий с исключительной юрисдикцией по серьезным преступлениям, далее - SPSC Reg.); UNTAET Regulation No. 2000/11 on the Organization of Courts in East Timor, 6 March 2000, UNTAET/REG/2000/11, http://www.un.org/peace/eti-mor/untaetR/Reg11.pdf. (последнее посещение сайта 29 июля 2005 г.) (постановление ООН об организации судов в Восточном Тиморе, далее - UNTAET Reg. 2000/11).
2МУС: см. Статут МУС, Преамбула, п. 9.
МТБЮ: относительно стратегии завершения работы МТБЮ, в частности предположения, что судебная деятельность МТБЮ продлится до конца 2009 г., см. «Assessments and report of Judge Theodor Meron, President of the International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia, provided to the Security Council pursuant to paragraph 6 of Security Council resolution 1534 (2004)», 25 May 2005, Annexed to Letter dated 25 May 2005 from the President of the International Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991, addressed to the President of the Security Council, UN Doc. S/2005/343.
МУТР: относительно стратегии завершения работы МУТР, в частности предположения, что МУТР завершит ряд судебных процессов к концу 2008 г., см. «Completion strategy of the International Criminal Tribunal for Rwanda», enclosed in Letter dated 23 May 2005 from the President of the International Criminal Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Genocide and Other Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of Rwanda and Rwandan Citizens Responsible for Genocide and Other Such Violations Committed in the Territory of Neighbouring States between 1 January and 31 December 1994 addressed to the President of the Security Council, UN Doc. S/2005/336.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: о стратегии завершения работы Суда см. «Special Court for Sierra Leone Completion strategy (18 May 2005)», annexed to Identical letters dated 26 May 2005
72
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
from the Secretary-General addressed to the President of the General Assembly and the President of the Security Council, UN Doc. A/S9/816-S/200S/3S0. Относительно прекращения деятельности Специального суда по Сьерра-Леоне см. ст. 23 Соглашения между ООН и Сьерра-Леоне. Специальный трибунал по Ираку: см. описание ограниченной временной юрисдикции в IST Statute, Art. 1.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 47: '«Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи подлежат автоматическому роспуску после окончательного завершения этих судебных процессов». См. также описание ограниченной временной юрисдикции: Art. 1 of the Law on the Establishment of the Extraordinary Chambers in the Courts of Cambodia for the Prosecution of Crimes Committed during the Period of Democratic Kampuchea.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: 20 мая 2005 г. мандат Специальных комиссий по серьезным преступлениям закончился, и судебные процессы завершились. Всего 84 обвиняемым был вынесен обвинительный приговор, а трое обвиняемых были оправданы по всем статьям обвинения, см. http://www.jsmp.minihub.org/courtmonitoring/spsc.htm (последнее посещение сайта 29 июля 2005 г.).
3МУС: Статут МУС, ст. 3.
МТБЮ: Статут МТБЮ, ст. 31.
МУТР: Рез. 977 Совета Безопасности ООН, 22 февраля 1995 г.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Соглашение между ООН и Сьерра-Леоне, ст. 10. Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 2.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 43.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 1.1.
4МУС: штат МУС в настоящее время состоит из представителей 57 государств (по данным на июнь 2005 г.), см. ICC Newsletter, June 2005, имеется в Интернете: htt p://www.icc-cpi. i nt/l i bra ry/about/newsletter/4/pdf ./ICC-CPI_NL4_En.pdf. (последнее посещение сайта 16 августа 2005 г.).
МТБЮ: штат МТБЮ в настоящее время состоит из представителей 79 государств (по данным на 2005 г.), см. <http://www.un.org/icty/glance/index.htm> (последнее посещение сайта 18 августа 2005 г.).
МУТР: штат МУТР в настоящее время состоит из представителей 85 государств (по данным на 2005 г.), см. http://www.ictr.org/default.htm (последнее посещение сайта 18 августа 2005 г.). Специальный суд по Сьерра-Леоне: «В Специальном суде работают 164 судьи Сьерра-Леоне и 130 международных судей», см. http://www.sc-sl.org/faq.pdf. (последнее посещение сайта 14 августа 2005 г.).
5МУС: Assembly of States Parties, Draft Programme Budget for 2005, Third session, The Hague, 6-10 September 2004, ICC-ASP/3/2, p. 3, в Интернете http://www.icc-cpi.int/library/asp/ICC-ASP3-2_budget_English.pdf (последнее посещение сайта 16 августа 2005 г.).
МТБЮ: см. http://www.un.org/icty/glance/index.htm (последнее посещение сайта 29 июля 2005 г.).
МУТР: см. http://www.ictr.org/default.htm (последнее посещение сайта 29 июля 2005 г.). Специальный суд по Сьерра-Леоне: Special Court for Sierra Leone, Budget 2005-2006, presented by Robin Vincent, registrar, p. 6, см. http://www.sc-sl.org/Documents/budget2005-2006.pdf (последнее посещение сайта 14 августа 2005 г.).
Специальный трибунал по Ираку: см. IST Statute, Art. 35.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 44. Статистические данные см. «Agreement between UN and Cambodia on Khmer Rouge trials takes effect», UN News Service, 29 April 2005, см. http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=14134&Cr=Cambodia&Cr1= (последнее посещение сайта 16 августа 2005 г.).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: Thordis Ingadottir, «The financing of internationalized criminal courts and tribunals», in Cesare P. R. Romano, Andre Nollkaemper and Jann K. Kleffner (eds.), Internationalized Criminal Courts, Oxford University Press, Oxford, 2004, p. 283. 6МУС: Статут МУС, ст. 50: официальными языками Суда являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский, но рабочие языки - английский и французский.
73
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 33.
МУТР: Устав МУТР, ст. 31.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: рабочий язык - английский, но обвиняемые имеют право использовать свой язык. См. Rules of Procedure and Evidence of the Special Court of Sierra Leone, as amended at sixth Plenary, 14 May 2005, http://www.sc-sl.org/rulesofprocedureandevi-dence.pdf (последнее посещение сайта 17 августа 2005 г.) (далее - the SCSL Rules of Proced. and Ev.), Rule 3.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 34.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 45.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Reg. 2000/11, Sec. 36.
7МУС: Статут МУС, ст. 36(9)(b).
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 13 bis и 13 ter.
МУТР: Устав МУТР, ст. 12 bis и 12 ter.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Соглашение между ООН и правительством Сьерра-Леоне, ст. 2(4), Устав Специального суда, ст. 13.3: судьи назначаются на трехлетний срок и могут назначаться снова.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 5.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 12.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Reg. 2000/11, Sec. 28.
8МУС: Статут МУС, ст. 36(9): судьи, избираемые на девятилетний срок, не имеют права на переизбрание. Судья, избираемый на срок в три года, имеет право быть переизбранным на полный срок.
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 13 bis, п. 3 (постоянные судьи), и 13 ter, п. 1(e) (судьи ad litem).
МУТР: Устав МУТР, ст. 12 bis, п. 3 (постоянные судьи), и 12 ter, п. 1(e) (судьи ad litem). Специальный суд по Сьерра-Леоне: Соглашение между ООН и правительством Сьерра-Леоне, ст. 2(4),
Устав Специального суда, ст. 13.3: судьи назначаются на трехлетний срок и могут переизбираться для повторного назначения.
Специальный трибунал по Ираку: не изложено в Уставе Трибунала, но Правило 16 Правил процедуры и доказывания гласит: «В случае повторного назначения учитывается общий срок работы в качестве судьи Специального трибунала», что предполагает возможность повторного назначения судьи. См. Rules of Procedure and Evidence of the Iraqi Special Tribunal, 23 December 2004, http://www.iraq-ist.org/en/laws/rules.htm (далее - IST Rules of Proced. and Ev.). Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 12.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Reg. 2000/11, Sec. 28.1.
9МУС: Статут МУС, ст. 21.
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 1.
МУТР: Устав МУТР, ст. 1.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Соглашение между ООН и правительством Сьерра-Леоне, ст. 1; Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 1.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Arts. 11-14.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 1.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 3: «При осуществлении своей юрисдикции комиссии применяют: (а) законы Восточного Тимора, вошедшие в разделы 2 и 3 постановления UNTAET REGULATION № 1999/1, и в любые последующие постановления и директивы; и (b), когда это возможно, применимые договоры и признанные принципы и нормы международного права, включая установленные принципы международного права вооруженного конфликта»(перевод МККК).
10Исключения из правила о том, что слушания должны быть публичными, изложены в следующих документах:
МУС: Статут МУС, ст. 64(7): «Однако Судебная палата может установить, что особые обстоятельства требуют того, чтобы некоторые заседания проводились в закрытом заседании для целей, предусмотренных в статье 68, или в интересах защиты конфиденциальной или чувст-
74
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
вительной информации, которая должна быть представлена в качестве доказательства». МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 20 (4): «Слушания должны быть публичными, если только Судебная камера не примет решение о проведении закрытого разбирательства в соответствии с ее правилами процедуры и доказывания».
МУТР: Устав МУТР: ст. 19 (4): «Слушания должны быть публичными, если только Судебная камера не примет решение о проведении закрытого разбирательства в соответствии с ее правилами процедуры и доказывания».
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 17(2): «Обвиняемый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела с учетом мер, предписанных Специальным судом для защиты потерпевших и свидетелей».
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 21: «„если Судебная камера не примет решение о проведении закрытого разбирательства в соответствии с ее правилами процедуры и доказывания. Решение о проведении закрытого разбирательства принимается в исключительных случаях»(перевод МККК).
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 34: «Судебное разбирательство должно быть публичным, если только Чрезвычайные палаты не примут в исключительных случаях решение о проведении закрытого разбирательства в силу веских причин и в соответствии с действующими процедурами», ст. 12 Соглашения (см. выше примечание 1): «Любое отступление от такого разбирательства... должно предприниматься лишь в той степени, в какой это необходимо, по мнению соответствующей Палаты, и в тех случаях, когда публичность может идти вразрез с требованиями правосудия»(перевод МККК).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Reg. 2000/11, Sec 25.2: «Слушания в суде, включая вынесение приговора, должны быть публичными, если только иное не предусмотрено настоящим постановлением или законом, соответствующим Разделу 3.1 Постановления UNTAET Regulation No. 1999/1». См. также UNTAET Reg. 2000/30 on Transitional Rules of Criminal Procedure, 25 September 2000, UNTAET/REG/2000/30, http://www.un.org/peace/eti-mor/untaetR/reg200030.pdf: «28.1. Слушания должны быть публичными. 28.2. Суд может проводить закрытое слушание или часть слушания в случаях, если: (а) могут быть разглашены не подлежащие распространению сведения, связанные с национальной безопасностью; (b) необходимо оградить частную жизнь лиц, например в делах о сексуальных правонарушениях или в делах, касающихся несовершеннолетних; или (с) публичность может идти вразрез с требованиями правосудия»(перевод МККК).
ПМУС: Статут МУС, ст. 74(3): «Судьи стремятся достичь единодушия в своем решении, в отсутствие которого решение принимается большинством судей». Ст. 83(4): «Решение Апелляционной палаты принимается большинством голосов судей и оглашается в открытом заседании». МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 23.
МУТР: Устав МУТР, ст. 22.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 18. Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 23.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 4: «Судьи стремятся к единодушию при вынесении решения. Если это невозможно, применяется следующее: а. Для принятия решения Судебной палатой требуется не менее четырех голосов судей, поданных «за»; b. Для принятия решения Палатой Верховного суда требуется не менее пяти голосов судей, поданных «за»(перевод МККК).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Reg. 2000/11, Secs. 9.2 and 15.2. 12МУС: Правила процедуры и доказывания Международного уголовного суда, 9 сентября 2002 г. Раздел IV, Правило 103.
МТБЮ: Rules of Procedure and Evidence of the International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia, 11 February 1994, http://www.un.org/icty/legaldoc/procedureindex.htm, Rule 74. МУТР: Rules of Procedure and Evidence of the International Criminal Tribunal for Rwanda, 29 June 1995, http://www.ictr.org/ENGLISH/rules/070605/070605.pdf, Rule 74.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: SCSL Rules of Proced. and Ev., Rule 74: «Камера может, если сочтет это желательным для адекватного вынесения приговора по делу, предложить или
75
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
позволить любому государству, лицу или любой организации представить материалы по любому вопросу, названному Камерой»(перевод МККК). См. Prosecutorv. Kallon, Case No. SCSL-2003-07-PT, Decision on the Application for Leave to Submit Amicus Curiae Briefs, 17 July 2003, at para. 8; Ibid., Decision on Application by the Redress Trust, Lawyers Committee for Human Rights and the International Commission of Jurists for Leave to File Amicus Curiae Brief and to Present Oral Submissions, 1 November 2003, para. 5.
Специальный трибунал по Ираку: IST Rules of Proced. and Ev., Rule 66: «Третьи стороны: Камера может, если сочтет это желательным для адекватного вынесения приговора по делу, предложить или позволить любому государству, лицу или любой организации представить материалы по любому вопросу, названному Камерой»(перевод МККК).
Чрезвычайные палаты по Камбодже: данный вопрос не оговаривается в Establishment Law. Однако ст. 33 с поправками предписывает: «Если эти существующие процедуры не решают конкретного вопроса, или если имеется неясность в их толковании либо применении, или если возникает вопрос относительно их соответствия международным стандартам, следует руководствоваться правилами процедуры, установленными на международном уровне»(пере-вод МККК).
13МУС: Статут МУС, ст. 66(3).
МТБЮ: ICTY Rules of Proced. and Ev., Rule 87.
МУТР: ICTR Rules of Proced. and Ev., Rule 87.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: SCSL Rules of Proced. and Ev., Rule 87.
Специальный трибунал по Ираку: не изложено в положениях Устава Специального трибунала по Ираку (IST Statute) и в Rules of Proced. and Ev. (Правилах процедуры и доказывания). Нет такого требования и в существующем законодательстве Ирака, положения которого дополняют Устав и Правила в силу Правила 65 («Разбирательство в Судебных палатах должно соответствовать положениям Закона № 23 1971 г. об уголовном судопроизводстве и данным Правилам») (перевод МККК). См. Paragraph 182 of the Law on Criminal Proceedings with Amendments, No. 23 of 1971, где содержится требование о том, чтобы суд «удостоверился», что обвиняемый совершил правонарушение, в котором он обвиняется.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: не содержится в законе об Учреждении. См., однако, ст. 33 с поправками (см. выше примечание 12).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: UNTAET Reg. 2000/30, Sec. 39.1. Упоминается только, что суд «выносит решение о виновности или невиновности обвиняемого».
14МУС: речь об отсутствии обвиняемого идет лишь в Правиле 125 «Решение о проведении слушания по вопросу об утверждении обвинений в отсутствие соответствующего лица» и в Правиле 126 «Слушание по вопросу об утверждении обвинений в отсутствие соответствующего лица» Правил процедуры и доказывания МУС.
МТБЮ: не содержится в ICTY Rules of Proced. and Ev.
МУТР: ICTR Rules of Proced. and Ev., Rule 82 bis.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: не изложено в SCSL Rules of Proced. and Ev.
Специальный трибунал по Ираку: Rules of Proced. and Ev., Rule 56.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: не изложено в Establishment Law. См., однако, ст. 33, с поправкой (см. выше примечание 12).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SP East Timor: UNTAET Reg. 2000/30, Sec. 5.1: «Не допускается проведение судебного разбирательства над каким-либо лицом in absentia, за исключением обстоятельств, определенных настоящим постановлением» (перевод МККК). 15МУС: Статут МУС, ст. 77.
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 24.
МУТР: Устав МУТР, ст. 23.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 19. Специальный трибунал по Ираку: на основании ст. 24 IST Statute применяется Иракский уголовный кодекс с поправками (Law № 111 of 1969): статья 85 об основных мерах наказания, включая смертную казнь.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Arts. 38 and 39.
76
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 10.1(a).
16МУС: Статут МУС, ст. 39 п. 2(b)(iii), Статута МУС.
МТБЮ: Rule 65 ter of the ICTY Rules of Proced. and Ev.
МУТР: Rule 73 bis of the ICTR Rules of Proced. and Ev.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 11. Специальный трибунал по Ираку: IST Rules of Proced. and Ev., Rule 13(4), and Rule 27. Чрезвычайные палаты по Камбодже: UN - Cambodia Agreement, Art. 7.
17МУС: Статут МУС, ст. 39, п. 2(с): «„ничто в настоящем пункте не исключает возможности одновременного учреждения более чем одной Судебной палаты или Палаты предварительного производства, когда этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда».
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 11.
МУТР: Устав МУТР, ст. 10.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 11: одна Судебная камера или более.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 3(a)(1): одна Судебная камера или более. Чрезвычайные палаты по Камбодже: UN - Cambodia Agreement, Art. 3(1) and 2; Establishment Law, Art. 9 (as amended).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: см. Sylvia de Bertodano, «East Timor: Trials and Tribulations,» in Internationalized Criminal Courts, см. выше примечание 5, с. 87.
18МУС: Статут МУС, ст. 39 (2)(b)(ii): функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения, а также ст. 39, п. 1: Судебное отделение состоит не менее чем из шести судей.
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 12.
МУТР: Устав МУТР, ст. 11(2): в состав каждой Cудебной камеры входят три постоянных судьи и максимум четыре судьи ad litem одновременно...
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 12(1)(а). Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 4(b).
Чрезвычайные палаты по Камбодже: UN - Cambodia Agreement, Art. 3(2)(a); Establishment Law, Art. 9 (as amended).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 22.
19МУС: Статут МУС, ст. 39(2)(b)(1): «Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения»; ст. 39(1): «Апелляционное отделение состоит из председателя и еще четырех судей».
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 12(3): семь судей входят в состав Апелляционной камеры. Для каждой апелляции Апелляционная камера состоит из пяти своих членов.
МУТР: Устав МУТР, ст. 11(3): семь судей входят в состав Апелляционной камеры. В каждой апелляции принимают участие пять членов Апелляционной камеры.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 12(1)(b). Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 4(c). «Относительно возможности работы судей, не являющихся гражданами Ирака, см. Art. 4(d): «Управляющий совет или правительство-правопреемник, если сочтет это необходимым, может назначать судей, которые не являются гражданами Ирака, имеющими опыт судебной деятельности в области преступлений, которые оговариваются в данном уставе, и обладающими высокими моральными качествами, беспристрастностью и честностью»(перевод МККК).
Чрезвычайные палаты по Камбодже: UN - Cambodia Agreement, Art. 3(2)(b); Establishment Law, Art. 9 (as amended).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 22.
20МУС: Статут МУС, ст. 11(1).
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 8.
МУТР: Устав МУТР, ст. 7.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 1. Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 1.
77
Робин Гайсс и Ноэми Бюлинкс - Международные и интернационализированные трибуналы
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 2.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 2.3: «В отношении правонарушений, перечисленных в Разделе 10(1)(d)-(e) постановления UNTAET Regulation № 2000/11 комиссии, учрежденные в Окружном суде в Дили, обладают исключительной юрисдикцией на период с 1 января 1999 г. по 25 октября 1999 г.»(перевод МККК).
21МУС: Статут МУС, ст. 25. См. также ст. 26 об исключении из юрисдикции лиц моложе 18 лет. МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 6.
МУТР: Устав МУТР, ст. 5.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 1. См. также ст. 7 об исключении из юрисдикции лиц моложе 15 лет.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Arts. 1 and 10.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 2.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 2.2: «Для целей настоящего Положения „универсальная юрисдикция" означает юрисдикцию вне зависимости от того: (a) было ли рассматриваемое серьезное уголовное преступление совершено на территории Восточного Тимора; (b) было ли серьезное уголовное преступление совершено гражданином Восточного Тимора».
22МУС: Статут МУС, ст. 12: государство, на территории которого имело место данное деяние, является участником настоящего статута или признает юрисдикцию Суда в соответствии с пунктом 3; государство, гражданином которого является обвиняемый в совершении преступления, является участником настоящего статута или приняло юрисдикцию суда в соответствии с пунктом 3.
МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 8.
МУТР: Устав МУТР, ст. 7.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 1. Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 1.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Art. 1 (территориальная юрисдикция явным образом не упоминается).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 2.2: «Для целей настоящего Положения „универсальная юрисдикция" означает юрисдикцию вне зависимости от того: (a) было ли рассматриваемое серьезное уголовное преступление совершено на территории Восточного Тимора; (b) было ли серьезное уголовное преступление совершено гражданином Восточного Тимора»; или (с) была ли жертва серьезного уголовного преступления гражданином Восточного Тимора».
23МУС: Статут МУС, ст. 5(2): юрисдикция в отношении преступления агрессии не будет осуществляться до тех пор, пока это преступление не будет определено.
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 5: нарушения Закона о предотвращении жестокого обращения с детьми 1926 г. и Закона об умышленном причинении вреда 1861 г.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 14.
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Ch. II.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 1.3.
24МУС: Статут МУС, ст. 1: Суд дополняет национальные системы уголовного правосудия. МТБЮ: Устав МТБЮ, ст. 9: Параллельная юрисдикция:
1. Международный трибунал и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1 января 1991 г.
2. Юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал может официально просить национальные суды передать производство по делу Международному трибуналу в соответствии с настоящим Уставом и Правилами процедуры и доказывания Международного трибунала.
МУТР: Устав МУТР, ст. 8: «Параллельная юрисдикция:
78
Том 88 Номер 861 Март 2006 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
1. Международный трибунал по Руанде и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и судебного преследования граждан Руанды за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г.
2. Юрисдикция Международного трибунала по Руанде имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал по Руанде может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с настоящим Уставом и Правилами процедуры и доказывания Международного трибунала по Руанде».
Специальный суд по Сьерра-Леоне: Устав Специального суда по Сьерра-Леоне, ст. 8: у Специального суда и национальных судов параллельная юрисдикция, но решения Специального суда имеют приоритет над решениями национальных судов.
Специальный трибунал по Ираку: IST Statute, Art. 29: «(а) Трибунал и национальные суды Ирака имеют параллельную юрисдикцию на преследование лиц за преступления, обусловленные статьей 14, подпадающие под юрисдикцию Трибунала. (b) Трибунал имеет приоритет перед всеми другими иракскими судами в отношении преступлений, обусловленных статьями с 11 по 13»(перевод МККК).
Чрезвычайные палаты по Камбодже: Establishment Law, Arts. 1 and 47.
Специальные комиссии по Восточному Тимору: SPSC Reg., Sec. 1.1.: Комиссии, действующие в Окружном суде Дили, обладают исключительной юрисдикцией на рассмотрение серьезных уголовных преступлений.
25Специальный суд по Сьерра-Леоне: Комиссия по примирению и восстановлению истины была основана в 2002 г., см. официальный сайт в Интернете: <http://www.sierra-leone.org/trc-documents.html> (последнее посещение сайта 14 августа 2005 г.).
Специальные комиссии по Восточному Тимору: Комиссия по примирению и восстановлению истины в Восточном Тиморе, UNTAET/REG/2001/10, 13 July 2001, см. официальный сайт в Интернете: <http://www.easttimor-reconciliation.org>. (последнее посещение сайта 14 августа 2005 г.).
79