Научная статья УДК 343.1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ, СОВЕРШАЕМОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТТ
1 2
Малик Владислав Игоревич , Флоря Денис Федорович
1,2 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
Аннотация. Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ касается не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества, и борьба с этим социальным злом, в том числе оперативно-розыскными средствами, должна осуществляться и на международном уровне. Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, направленных на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.
Ключевые слова: информационные технологии, сеть Интернет, незаконный оборот наркотических средств, виртуальная среда, расследование преступлений, противодействие виртуальному наркобизнесу, наркопреступность.
Для цитирования: Малик В. И., Флоря Д. Ф. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков, совершаемому с использованием ИТТ // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С. 246-253.
INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING ILLICIT DRUG TRAFFICKING COMMITTED USING ITT
Vladislav I. Malik1, Denis F. Florya2
1,2 Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia
Abstract. The problem of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances concerns not only individual States, but also the entire world community, and the fight against this social evil, including by operational investigative means, should also be carried out at the international level. The requirements of national security dictate the need to form the fundamental directions of the country's anti-drug policy in the interests of ensuring its security and stable development, aimed at organizing the practical activities of the state in the field of drug trafficking and their precursors, as well as countering their illicit trafficking.
Keywords: information technology, Internet, illicit drug trafficking, virtual environment, crime investigation, countering virtual drug trafficking, drug crime.
For citation: Malik V. I., Florya D. F. International legal framework for countering illicit
drug trafficking committed using ITT // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2023. № 4(97). Р. 246-253.
В каждом государстве сформировалась своя ситуация с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которая негативно сказывается на международной безопасности. К примеру, как отмечает Комиссия по наркотическим средствам [1, c. 7], «незаконное культивирование опийного мака по-прежнему сосредоточено в Афганистане. Изъятие опия и морфина по-прежнему производится в основном в Афганистане и соседних с ним странах, в то время как изъятие героина имеет более широкую географию. Увеличилось культивирование кокаинового куста и вырос объем изъятия кокаина в Южной Америке. Отличительной чертой преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, является широкое использование информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять дистанционную передачу данных [2, c. 261]. Немаловажно в практической деятельности в контексте выработки современных аналитических подходов к документированию преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обращаться к Всемирному докладу о наркотиках, в частности за 2022 г. 1, который состоит из пяти отдельных брошюр.
Кроме того, для выявления и пресечения таких преступлений разработаны и действуют множество международных правовых актов, направленных на оптимизацию противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. При этом стоит согласиться, что «учитывая широкое распространение транснациональной наркопреступности, международные правовые акты должны выработать для мирового сообщества единые аспекты достижения правовой определенности в вопросах эффективного противодействия данной угрозе» [3, с. 161].
Итак, сегодня существуют три основных (профильных) договора о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [4, c. 122]:
- Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г.;
- Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.;
- Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (далее -Конвенция ООН о борьбе с наркотиками).
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. определяет ряд веществ, которые подлежат контролю (ст. 2), и действий, направленных на изменение списков наркотических средств (ст. 3), общие обязательства государств-участников (ст. 4), закрепление международных органов контроля ст. 5-20), ограничение изготовления, культивирования, ввоза, торговли наркотическими средствами (ст. 21-33), меры надзора и инспекции (ст. 34), меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ст. 35), постановления о наказаниях (ст. 36), а также иные заключительные положения этого договора (ст. 37-51).
Каких-либо специальных положений относительно проведения оперативно-розыскных мероприятий указанный международный документ не содержит. Но это не означает, что он не может выступать в качестве правовой основы для осуществления сотрудничества, поскольку в ст. 35 закреплено, что стороны договорились тесно сотрудничать друг с другом и с компетентными международными организациями.
1 Всемирный доклад о наркотиках за 2022 год // Управление по наркотикам и преступности ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/research-on-drugs.html (дата обращения: 10.10.2023).
2 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс]: от 20 декабря 1988 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Подчеркнем, что Конвенция о психотропных веществах 1971 г. содержит схожие с предыдущим международным документом положения, в том числе формулировки, касающиеся международного сотрудничества правоохранительных органов, о которых ранее было сказано. В практическом смысле интересным представляется оперирование официальными комментариями к этим документам, когда возникают трудности в уяснении содержащихся в них положений. Полностью поддерживаем позицию А. В. Федорова о необходимости согласования перечня наркотических средств и психотропных веществ, определяемых в России, с обозначенными выше договорами для организации надлежащего выявления и пресечения преступлений подобного рода [5, а14].
Основополагающим международным документом, содержащим оперативно-розыскные аспекты, является Конвенция ООН о борьбе с наркотиками. Например, статья 9 закрепляет различные формы сотрудничества и подготовку кадров, в частности государства-участники сотрудничают друг с другом в расследовании преступлений, охватываемых конвенцией и носящих международный характер. Кроме того, имеются положения относительно повышения квалификации на международном уровне. Так, п. 2 ст. 9 предусматривает, что каждая сторона в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персонала правоохранительных и других органов, отвечающих за пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Особая роль в выявлении и пресечении преступлений о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ с точки зрения универсальных международных документов отводится Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.1 Как подчеркивается в литературе, «анализ положений данной конвенции позволяет сделать вывод, что главный признак, в соответствии с которым преступление должно быть признано транснациональным, - нарушение уголовно-правовых норм двух или более государств. [6, а 3].
Соответственно, при документировании преступной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющих связь с двумя или более государствами, правовой основной для сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности может выступить как Конвенции ООН о борьбе с наркотиками, так и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Выбор зависит от оперативной ситуации и тех положений, которые более уместны для их применения. Более того, приведенные международные соглашения не содержат норм относительно преимущественной силы положений одних договоров над другими [7, а 94]. Обобщение международной практики свидетельствует о том, что в основном государства используют одновременно две конвенции при осуществлении сотрудничества по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. Приведем соответствующий пример.
Так, правоохранительные органы Дании на основании Конвенции ООН о борьбе с наркотиками и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности направили компетентным органам Коста-Рике запрос о наблюдении за лицами, находившимися в их государстве, и прослушивании их телефонных переговоров, а также об установлении имеющихся у них имущества и общего социально-экономического статуса. Просьба была должным образом исполнена, что в дальнейшем помогло пресечь незаконный сбыт наркотических средств, имеющий транснациональный характер2
Параллельное указание двух приведенных международных документов в запросе
1 Конвенция Организации Объединенный Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.
2 Digest of Cases of International Cooperation in Criminal Matters Involving the United Nations Convention Against Transnational Organized Crime as a Legal Basis. Vienna: UnitedNations, 2021.
о содействии обусловлено тем, что Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности помимо обозначенной в ст. 20 («Специальные методы расследования») возможности проведения контролируемой поставки делает акцент и на других видах оперативно-розыскных мероприятий, в частности упоминается наблюдение, в том числе электронное, а также проведение различного рода агентурных операций компетентных органов одного государства на территории другого для ведения эффективной борьбы против организованной преступности. В этих целях поощряется возможность заключения различного рода международных договоров.
Агентурные операции подразумеваются с точки зрения российского аналога как оперативное внедрение, а электронное наблюдение охватывает одну из форм наблюдения, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и получение компьютерной информации. Поэтому на международной арене рекомендуется предусмотреть во внутреннем законодательстве каждого государства нейтральное определение, которое допускало бы применение будущих разработок в этой области.
В целом, если обратиться к вопросу о разграничении оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, здесь стоит учесть один из существенных моментов, а именно, что такая дихотомия общепринята в России и в некоторых государствах постсоветского пространства. В ряде европейских государств и стран дальнего зарубежья оперативно-розыскная деятельность (в иностранных правопорядках именуемая полицейской) входит в уголовно-процессуальную (юстицию) либо считается исключительно полицейской (административной по своей природе), но несколько в ином смысле, нежели в отечественном понимании. К примеру, во Франции агентурное внедрение, наблюдение, электронный перехват информации для выявления тяжких преступлениях, в том числе незаконного оборота наркотических средств, охватываются уголовно-процессуальным законом. Кроме того, во многих иностранных правоохранительных системах предпочтение отдается термину «специальные (или негласные) следственные действия» (например, ФРГ, Королевство Испания, Великобритания, США, Канада, КНР, Япония, КНДР, Республика Корея) [8].
Видимо, в частности, поэтому некоторые российские правоприменители обоснованно применяют Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 1 совместно с Протоколом от 17.03.1978 и Вторым дополнительным протоколом от 08.11.2001 при направлении запросов о содействии в рамках оперативно-розыскной деятельности, несмотря на формулировки, которые содержатся в указанных международных документах («получение доказательств», «юридические органы»).
Кроме того, это обусловлено и тем, что Второй дополнительный протокол от 08.11.2001 содержит положения о специальных методах расследования, которые, как мы указали, являются российским аналогом оперативно-розыскных действий (ст. 17 -«Трансграничное наблюдение», ст. 18 - «Контролируемая поставка», ст. 19 - «Негласные расследования»).
Кроме того, мы полностью поддерживаем позицию ряда авторов относительно необходимости введения единого порядка проведения международной контролируемой поставки [9, а 63], поскольку международные соглашения не описывают ее проведения даже в общих чертах, а законодательство и практика некоторых иностранных государств содержат свои правовые основы на этот счет.
В контексте выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, выступает Конвенция о компьютерных
1 Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 г.) // Бюллетень международных договоров Российской Федерации. 2000. № 9.
2 Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Подписан в г. Страсбурге 08.11.2001) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11. Ст. 1419.
преступлениях от 23.11.20011. Несмотря на то что данный международный документ, исходя из его названия, касается так называемых «киберпреступлений», он применим и в отношении любых преступлений, которые совершаются с помощью компьютерной системы. Разумеется, деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не являются исключением. В развитие некоторых положений этого соглашения был принят Второй дополнительный протокол от 12.05.2022 , касающийся расширения сотрудничества в раскрытии электронных доказательств.
Помимо многосторонних (универсальных, региональных, субрегиональных) международных договоров международно-правовую базу также составляют двусторонние соглашения [10, а 22]. В соответствии с российским законодательством международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени:
- Российской Федерации (межгосударственные договоры);
- Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры);
- федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
К межгосударственным двусторонним договорам, которые могут быть применены при документировании наркопреступлений, относятся в первую очередь соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам при их расширительном толковании, хотя и не всегда такая практика приветствуется. К примеру, п. 10 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по
3 „
уголовным делам от 06.04.2010 включает в объем правовой помощи помимо традиционных процессуальных, в том числе следственных, действий «любые другие виды правовой помощи в соответствии с целями приведенного соглашения, не противоречащие законодательству запрашиваемой стороны».
Что же касается международных договоров межведомственного характера в контексте рассматриваемой темы исследования, то стоит привести различные соглашения, заключенные от имени государственной власти. Наиболее показательным является Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Таджикистан от 21.08.20074, где помимо одного из выделенных направлений сотрудничества -предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 2) - обозначается и такая форма сотрудничества, как исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий
(п. 1 ст. 3). Особого внимания заслуживают требования, предъявляемые к форме и содержанию таких запросов, процедура их направления и исполнения.
Между тем необходимо учитывать, что межправительственные договоры и соглашения межведомственного характера не проходят процедуру ратификации, а соответственно, их положения имеют приоритет только над актами заключившего их
1 Convention on Cybercrime (ETS No. 185) at the 23 November 2001 // Council of Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=185 (дата обращения: 10.10.2023)
2Second Additional Protocol to the Convention on Cybercrime on enhanced co-operation and disclosure of electronic evidence (CETS No. 224) at the 12 May 2022 // Council of Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/en/web /conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=224 (дата обращения: 10.10.2023).
3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Подписан в г. Москве 06.04.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 36. Ст. 4821.
4 Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Таджикистан // Бюллетень международных договоров Российской Федерации. 2011. № 4.
органа, но никоим образом не над актами в иерархии высших по юридической силе (закона) и межгосударственных договоров [11, а 28]. В любом случае стоит констатировать, что эти международные договоры имеют крайне важное значение при выявлении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поскольку, как отмечается в литературе, они направлены на обмен оперативно-розыскной информацией [12, а 37].
Подводя итог, отметим, что международно-правовые основы в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, достаточно разработаны. Однако все же необходимо совершенствовать международно-правовое регулирование путем заключения соглашений с государствами, с которыми отсутствуют такие договоры (особенно с теми, где отмечается активный рост сбыта за рубеж наркотиков), а также включения в действующие международные соглашения положений относительно получения электронной информации в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий.
1. Трофимец А. М. Система субъектов международного противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров // Международное уголовное право и международная юстиция. 2021. № 4. С. 6-10.
2. Поддубный И. В. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершаемых с использованием информационно- телекоммуникационных технологий // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 259-266.
3. Иванов С. А. Принятие международных правовых актов как средство достижения правовой определенности: на примере противодействия незаконному обороту наркотиков // Государственно-правовые исследования. 2021. № 4. С. 161-165.
4. Алтунин Т. В. Отдельные международные антинаркотические соглашения Российской Федерации как источники правил оборота наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой аспект // Современное право. 2017. № 6. С. 121-126.
5. Федоров А. В. Приведение российских перечней наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ в соответствие с международными антинаркотическими конвенциями: история вопроса и современное состояние // Наркоконтроль. 2013. № 2. С. 8-19.
6. Астахова Е. А. Транснациональные преступления как объект изучения криминалистики // Российский следователь. 2021. № 8. С. 3-6.
7. Федоров С. Г. Противодействие незаконному обороту наркотиков в зарубежной практике: критический анализ отдельных аспектов // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 94-96.
8. Сумин А. А. Специальные следственные мероприятия в уголовном судопроизводстве зарубежных государств: Монография. М.: Юрлитинформ, 2019. 176 с.
9. Рахимзода Р. Х. О необходимости введения единого порядка проведения международной контролируемой поставки // Оперативник (сыщик). 2017. № 2(51). С. 62-66.
10. Лукашук И. И. Международное право: общая часть: Учеб. для студ. юрид. фак-тов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер, 2005. 432 с.
11. Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 158 с.
12. Литвишко П. А. Правовые основы международного сотрудничества Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 20. С. 35-40.
1. Trofimecz A. M. Sistema sub''ektov mezhdunarodnogo protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkoticheskix sredstv, psixotropny'x veshhestv i prekursorov // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2021. № 4. S. 6-10.
2. Poddubny'j I. V. Nekotory'e osobennosti raskry'tiya prestuplenij, sovershaemy'x s ispol'zovaniem informacionno- telekommunikacionny'x texnologij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2023. № 2(95). S. 259-266.
3. Ivanov S. A. Prinyatie mezhdunarodny'x pravovy'x aktov kak sredstvo dostizheniya pravovoj opredelennosti: na primere protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkotikov // Gosudarstvenno-pravovy' e issledovaniya. 2021. № 4. S. 161-165.
4. Altunin T. V. Otdel'ny'e mezhdunarodny'e antinarkoticheskie soglasheniya Rossijskoj Federacii kak istochniki pravil oborota narkoticheskix sredstv i psixotropny'x veshhestv: ugolovno-pravovoj aspekt // Sovremennoe pravo. 2017. № 6. S. 121-126.
5. Fedorov A. V. Privedenie rossijskix perechnej narkoticheskix sredstv, psixotropny'x veshhestv, prekursorov narkoticheskix sredstv i psixotropny'x veshhestv, sil'nodejstvuyushhix i yadovity'x veshhestv v sootvetstvie s mezhdunarodny'mi antinarkoticheskimi konvenciyami: istoriya voprosa i sovremennoe sostoyanie // Narkokontrol'. 2013. № 2. S. 8-19.
6. Astaxova E. A. Transnacional'ny'e prestupleniya kak ob''ekt izucheniya kriminalistiki // Rossijskij sledovateF. 2021. № 8. S. 3-6.
7. Fedorov S. G. Protivodejstvie nezakonnomu oborotu narkotikov v zarubezhnoj praktike: kriticheskij analiz otdel'ny'x aspektov // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Putilina. 2022. № 2. S. 94-96.
8. Sumin A. A. Special'ny'e sledstvenny'e meropriyatiya v ugolovnom sudoproizvodstve zarubezhny'x gosudarstv: Monografiya. M.: Yurlitinform, 2019. 176 s.
9. Raximzoda R. X. O neobxodimosti vvedeniya edinogo poryadka provedeniya mezhdunarodnoj kontroliruemoj postavki // Operativnik (sy'shhik). 2017. № 2(51). S. 62-66.
10. Lukashuk I. I. Mezhdunarodnoe pravo: obshhaya chast': Ucheb. dlya stud. yurid. fak-tov i vuzov. 3-e izd., pererab. i dop. M.: VoltersKluver, 2005. 432 s
11. Feoktistova E. E. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo organov predvaritel'nogo rassledovaniya po ugolovny'm delam: processual'no-pravovy'e i kriminalisticheskie aspekty': dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09. M., 2006. 158 s.
12. Litvishko P. A. Pravovy'e osnovy' mezhdunarodnogo sotrudnichestva Sledstvennogo komiteta pri prokurature Rossijskoj Federacii // Rossijskij sledovatel'. 2010. № 20. S. 35-40.
Информация об авторах
Владислав Игоревич Малик. Преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
Денис Федорович Флоря. Начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук, доцент.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
Information about the authors
Vladislav I. Malik. Teacher of the chair of Operational Search Activity of the Internal Affairs Bodies. Candidate of Sciences (Law).
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, 2 Ignatov str.
Denis F. Florya. Head of the chair of Operational Search Activity of the Internal Affairs Bodies. Candidate of Sciences (Law). Associate Professor.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, 2 Ignatov str.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 01.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.
The article was submitted October 2, 2023; approved after reviewing November 1, 2023; accepted to the writing of the article for publication November 30, 2023.