Научная статья на тему 'Международно-правовые меры ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей'

Международно-правовые меры ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
таможенные платежи / таможенные органы / таможенный контроль / правоохранительная деятельность / противодействие коррупции. / customs payments / customs authorities / customs control / law enforcement / anti-corruption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Александрович Логинов, Валентина Алексеевна Лимонцева, Сергей Викторович Кузякин

В статье рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с привлечением к ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Особый акцент делается на представлении статистических данных, позволяющих с уверенностью утверждать о необходимости выявления и пресечения факторов, оказывающих негативное влияние на деятельность сотрудников таможенных органов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal measures of responsibility for evading customs payments

The article discusses and analyzes the problems associated with the prosecution for evading customs payments. Particular emphasis is placed on the presentation of statistical data, which makes it possible to state with confidence that it is necessary to identify and suppress factors that have a negative impact on the activities of customs officials in this field.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые меры ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10044

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Евгений Александрович ЛОГИНОВ, профессор кафедры публичного права Московского государственного института международных отношений МИД России, доктор юридических наук E-mail: loginov.e@odin.mgimo.ru

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Валентина Алексеевна ЛИМОНЦЕВА, доцент кафедры публичного права Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат юридических наук E-mail: v.limontseva@odin.mgimo.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений

о праве и государстве

Сергей Викторович КУЗЯКИН, доцент кафедры публичного права Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат юридических наук E-mail: kuziakin87@gmail.com

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с привлечением к ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Особый акцент делается на представлении статистических данных, позволяющих с уверенностью утверждать о необходимости выявления и пресечения факторов, оказывающих негативное влияние на деятельность сотрудников таможенных органов в данной сфере.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные органы, таможенный контроль, правоохранительная деятельность, противодействие коррупции.

Annotation. The article discusses and analyzes the problems associated with the prosecution for evading customs payments. Particular emphasis is placed on the presentation of statistical data, which makes it possible to state with confidence that it is necessary to identify and suppress factors that have a negative impact on the activities of customs officials in this field.

Keywords: customs payments, customs authorities, customs control, law enforcement, anti-corruption.

Учет факторов, влияющих на исчисление таможенных платежей, играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.

Одним из факторов, влияющих на доходную часть бюжета страны, является уклонение от уплаты таможенных платежей. Например, сумма неуплаченных таможенных платежей в бюджет России за 2017 г. составляет 5,2 млрд руб.1.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Перед таможенными органами стоят ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению ее экономической безопасности путем совершенствования правоохранительной деятельности, усиления борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела2.

В 2016 г. таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 119 327 дел об административных правонарушениях (далее — АП), что на 48,5% больше, чем в 2016 г. (80 355 дел).

Наибольшее количество дел об АП возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (32% от общего количества возбужденных), несоблюдения запретов или ограничений (16%), а также за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (29%).

Кроме того, за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) возбуждено 691 уголовное дело (за аналогичный период прошлого года — 506). Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 34% (27%).

В частности, некоторые исследователи данной проблемы выделают следующие формы уклонения от уплаты таможенных платежей:

1) заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенной цели, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров или транспортных средств;

2) заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей, или занижение их размера3.

Способы уклонение от уплаты таможенных платежей весьма многообразны. Практика показывает, что наиболее часто встречающимися способами являются:

■ не включение в цену сделки всех компонентов, подлежащих включению;

■ увеличение сумм расходов, которые не включаются в цену сделки при определении таможенной стоимости товара;

■ предоставление скидок по контракту, которые в действительности не предоставлялись;

■ взаимозависимость лиц, являющихся сторонами внешнеторгового договора, по-

влиявшая на величину таможенной стоимости;

■ выполнение российским импортером услуг зарубежному партнеру, которые не оплачиваются, а компенсируются за счет снижения стоимости товара;

■ недостоверное заявление кодов ТН ВЭД ЕАЭС4;

■ недостоверное заявление сведений о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС при ввозе товаров в разобранном виде с целью уменьшения размера таможенных платежей;

■ недостоверное декларирование с использованием товаров прикрытия;

■ использование тарифных льгот и преференций;

■ оформление товара в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организации;

■ заявление недостоверных сведений о стране происхождения товара;

■ заявление недостоверных сведений о производителях экспортируемых товаров с целью возмещения НДС;

■ несоблюдение таможенных процедур и др.

Безусловно, указанный список не претендует на полноту и комплексность, это лишь ключевой ориентир для соответствующей деятельности таможенных органов.

Ответственными за неуплату таможенных пошлин и налогов являются: декларанты, таможенный представитель, владельцы таможенного склада, владельцы магазинов беспошлинной торговли и другие лица (например, руководители юридических лиц).

Согласно данным отдельных исследований5, группами лиц по предварительному сговору и организованными группами совершается около 92% от всех уклонений от уплаты таможенных платежей.

Средний возраст «уклонистов» от уплаты таможенный платежей составляет 38 лет. Сравнительно небольшое число ранее судимых, среди таможенных «уклонистов» их доля составляет менее 4,5%. В первую очередь это объясняется высоким социальным положением, интеллектуальным уровнем и материальной обеспеченностью лиц данной категории. В анкетных данных лиц, имевших судимости на момент совершения рассматриваемого преступления, в значительной степени преобладают кражи и должностные подлоги6.

В зависимости от того, происходит ли уклонение от уплаты таможенных платежей со сто-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

роны организации или физического лица, объем сведений, необходимых для привлечения к ответственности, будет различным.

Такими сведениями, в зависимости от способа совершения уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, могут являться:

■ документы (либо их копии), связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, их таможенным оформлением и контролем как на пограничной, так и на внутренней таможнях (декларации, ин-войсы, гарантийные обязательства, доверенности, акты таможенного досмотра, копии внешнеторгового контракта, паспорт сделки, уставно-регистрационные документы получателя, отрывные листы книжки международной перевозки грузов (МДП), уведомление о доставке товаров и транспортных средств, свидетельство о доставке товаров), а также данные о произведенной оплате таможенных платежей (платежные документы, которые представлены в подтверждение уплаты таможенных платежей, документы с требованием возврата уже уплаченных таможенных платежей, справка уполномоченного банка о наличии денежных средств предприятия);

■ акты, требования об уплате налогов и сборов и материалы таможенной инспекции и / или отдела федеральных таможенных доходов и учета денежных средств, подтверждающие факт уклонения от уплаты таможенных платежей;

■ расчеты специалистов о таможенной стоимости товаров и размере неуплаченных таможенных платежей,

■ документы подразделения таможни, осуществляющего контроль доставки товаров, подтверждающих недоставку товаров в таможню назначения согласно установленным срокам (копия документа контроля доставки, копии документов, предъявлявшихся в пограничной таможне при ввозе товара, транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС);

■ уставно-регистрационные документы (или их копии) предприятий и организаций, уклонившихся от уплаты таможенных платежей,

■ копии документов банков об открытии предприятием, организацией рублевых и валютных счетов;

■ копии квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

■ списочный состав работников, должностные инструкции последних, приказы о распределении обязанностей между руководителями предприятия, организации;

■ копия протокола собрания учредителей предприятия, организации о назначении руководителя и главного бухгалтера;

■ объяснения лиц, причастных к совершению уклонения от уплаты таможенных платежей, а также лиц, которым известны обстоятельства правонарушения7.

В настоящее время широко используется внутритаможенный транзитный провоз грузов через территорию России. Продолжается рост противоправных сделок с подакцизными товарами, преимущественно с алкогольной и табачной продукцией, совершаемых с использованием внешнеэкономических каналов.

Значительно осложнилась ситуация во внешнеэкономической сфере в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ). Многие из находящихся на их территории государственных и коммерческих организаций режим наибольшего благоприятствования во внешнеэкономической деятельности используют лишь в корыстных целях. Поэтому отмечается тенденция осложнения криминальной обстановки в СЭЗ. Нередко эти зоны используются в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России.

Отмечены случаи несоответствия внешнеэкономической и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству; получил широкий размах теневой бизнес.

Практика показывает, что к основным причинам уклонения от уплаты таможенных платежей относятся:

1. Неприкрытость, прозрачность Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

2. Проблемы организации и состояния таможенного контроля на таможенной границе.

3. Пробелы в области юридических и экономических знаний у сотрудников таможенных органов, в первую очередь у сотрудников, осуществляющих таможенное оформление и таможен-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

4. Противодействие выявлению уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны должностных лиц таможенных органов.

5. Недостаточное материально-техническое обеспечение подразделений и служб, осуществляющих таможенный контроль.

Организация и состояние таможенного контроля на таможенной границе — весьма существенный фактор, влияющий на раскрытие таможенных преступлений, особенно на неуплату таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Особенностью современной таможенной системы Российской Федерации является проведение заключительного таможенного оформления товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, не в регионе приграничной таможни (таможни отправления), а во внутренних таможнях по месту нахождения получателей товаров.

Указанное обстоятельство используется криминальными элементами, которые в документах на перемещаемые товары указывают фиктивные юридические лица, несуществующие места доставки товаров и т.д.

Выявить подобные правонарушения в приграничной таможне в процессе проведения предварительного таможенного оформления достаточно сложно, тем более что отдельные процедуры, например перевозка товаров автомобильным транспортом по процедуре МДП, не предусматривают досмотра товаров.

Что же касается состояния досмотра, то проведенные исследования показывают, что в настоящее время на каждого сотрудника таможенных органов в сутки приходится 300 т затаренного и упакованного груза, и реально досматривается лишь 1%8.

С указанным выше фактором тесно связан и следующий — пробелы в области юридических и экономических знаний у сотрудников таможенных органов, и в первую очередь у сотрудников подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Проведенное исследование показало слабые знания сотрудников указанных подразделений в области, например, криминалистики, разрабатывающей способы выявления сокрытий правонарушений, в том числе полной и частичной подделки документов и т.д.9.

Правонарушения не выявляются по причине отсутствия у сотрудников соответствующих подразделений необходимых знаний. Так, при осуществлении таможенного оформления и контроля декларант предоставляет таможенному органу необходимые документы на товары: сертификаты о происхождении, разрешения на ввоз или вывоз, документы различных государственных органов (например, Министерства культуры, Министерства здравоохранения и т.д.), товаросопроводительные — оформляемые и заверяемые декларантом своими реквизитами (оттисками печатей и штампов и подписями руководителей юридического лица).

В процессе таможенного оформления инспекторами таможенного органа производится сравнение реквизитов товаросопроводительных документов с оттисками печатей и штампов участников внешнеэкономической деятельности, а реквизиты документов, выдаваемых государственными органами, — с образцами оттисков печатей и штампов, подписями должностных лиц соответствующих государственных организаций.

Таким образом, сотрудники подразделений таможенного оформления и таможенного контроля проводят, по сути, исследования документов, требующие глубоких знаний в области криминалистического документоведения. Поскольку они ими, как правило, не обладают, то не в состоянии выявить признаки подделки указанных реквизитов и, соответственно, таможенного правонарушения.

Еще сложнее дело обстоит с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Мошенничество, фальсификация, контрафакция занимают все более существенное место в системе таможенной преступности. Ущерб, причиненный государству и гражданам России мошенничеством и контрафакцией, исчисляется ежегодно десятками миллиардов рублей.

Противодействие со стороны должностных лиц таможенных органов — весьма существенный фактор, препятствующий выявлению таможенных правонарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей. Прежде всего, следует отметить, что у руководителей таможенных органов на первом месте стоит реализация фискальной функции. Правоохранительная деятельность находится на втором плане, а в ряде случаев они не заинтересованы в ее успешной реализации.

Данное положение особо касается коррумпированных сотрудников таможенной системы,

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

которые оказывают противодействие борьбе с правонарушениями, в том числе с уклонением от уплаты таможенных платежей.

На проникновение коррупции в таможенную среду до последнего времени оказывало существенное влияние отсутствие достаточного финансирования таможенных органов. В целях экономии бюджетных средств формирование таможенной и околотаможенной инфраструктуры осуществлялось путем создания коммерческих структур — складов временного хранения (СВХ), таможенных перевозчиков, декларантов и проч.

Подразделения таможенных органов, непосредственно осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, были размещены на их территории, использовали принадлежащие им помещения, технические средства, имущество, оргтехнику. Вследствие этого многие из них попали в зависимость от этих коммерческих структур, большинство из которых, в свою очередь, контролируются организованной преступностью.

Результатом указанных процессов является постоянный рост количества выявляемых преступлений коррупционного характера, их количество возрастает на 25—30% ежегодно.

Например, за 2017 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 406 уголовных дела. Количество уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности по сравнению с 2016 г. увеличилось на 33%.

Так, за 2016 г. возбуждено 230 таких дел, в 2017 г. — 306 дел. При этом в отношении 78 должностных лиц таможенных органов возбуждено 135 уголовных дел коррупционной направленности, в то же время в отношении 71 взяткодателя — 171 уголовное дело10.

К сожалению, проявляется устойчивая тенденция роста участия в противоправной деятельности руководителей таможенных органов, доля которых среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в настоящее время превышает 30%. В результате противодействия должностных лиц таможенных органов борьбе с таможенными правонарушениями, а также незаинтересованности в этом, когда на первом месте находится реализация фискальной функции, сотрудники подразделений таможенного оформления и

контроля, таможенных и валютных платежей, контроля доставки товаров, собственной безопасности и т.д. не проявляют должной активности в выявлении таможенных правонарушений, в том числе уклонения от уплаты таможенных платежей.

Изложенное свидетельствует о неудовлетворительном состоянии борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей, необходимости выявления факторов, оказывающих негативное влияние на деятельность сотрудников таможенных органов в данной сфере.

1 Таможенная служба Российской Федерации в 2017 г. // URL: http: //customs.ru/index.php?option=com_ content &view=article&id=7995&Itemid=1845

2 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. n 2575-р (в ред. от 15.04.2014 г n 612-р) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс»

3 Пронин Н.В. Особенности возбуждения уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей // Меж-вуз. сб. науч. тр. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014, Вып. 5. С. 399.

4 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 (ред. от 22.03.2016 г.) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс»

5 Плясов К.А. Социально-демографические и уголовно-правовые признаки структуры личности преступников, совершающих уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица // Вестник Калининградского юрид. ин-та МВД России. 2015. № 3 (25). С. 34.

6 Симонова А.Е. Гарантии соблюдения прав граждан в деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией // Актуальные проблемы современного международного права: Матер. XI ежегодной Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. И.П. Блищен-ко: В 2-х ч. 2014. С. 518—526

7 Родкевич Л.Ю. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: социально-экономический и уголовно-правовой аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 16.

8 Таможенная служба Российской Федерации в 2017 г. ...

9 Гончан Ю.А. Таможня как орган дознания. М., 2013. С. 49.

10 По данным офиц. сайта Федеральной таможенной службы // http://www.customs.ru (Раздел «Противодействие коррупции»)

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.