УДК 343.43 Е. В. АВДЕЕВА
ББК 67.408.112 Байкальский государственный университет экономики и права
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ
Рассматривается проблема соотношения норм национального и международного права в области обеспечения безопасности личности. На основе анализа нормативно-правовой базы исследуется юридическая природа законодательного оформления в России правового механизма реализации естественных и неотчуждаемых прав человека.
Ключевые слова: уголовное право; международно-правовые акты; свобода личности; преступления против свободы личности.
E. V. AVDEEVA
Baikal State University of Economics and Law
INTERNATIONAL LEGAL GUARANTEES OF HUMAN SECURITY IN RUSSIA
The article deals with the correlation of legal standards of national and international laws in the field of human security. The author, on the basis of the analysis of the laws and regulations, studies the legal nature of legitimizing in Russia of the legal mechanism for implementing natural and inalienable human rights.
Keywords: criminal law; international legal acts; individual freedom; crimes against personal freedom.
Признание Конституцией Российской Федерации приоритета общепризнанных принципов и норм международного права повлекло активную законотворческую деятельность, направленную на создание эффективного механизма противодействия нарастающей криминализации общества в части посягательств на «естественные», «незыблемые» и «неотчуждаемые» права и свободы человека [2]. В этой связи наметилась поэтапная модернизация отраслевого, в том числе уголовного законодательства Российской Федерации в контексте реализации международных принципов обеспечения права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Начало целенаправленной деятельности мирового сообщества по защите прав и свобод личности связано с подписанием Берлинского генерального акта 1885 г., Брюссельского Генерального акта и Декларации 1890 г., установившими международные средства противодействия рабству «во всех его формах на суше и море». Следующим
этапом по обеспечению свободы человека явилось создание 12 июня 1924 г. Советом Лиги Наций Временной комиссии о рабстве и подписание по итогам работы данной комиссии в Женеве 25 сентября 1926 г. Конвенции о рабстве, декларирующей комплекс мер «практического осуществления намерений в отношении рабства» [3, с. 525]. В целях противодействия использованию принудительного труда на Г енеральной конференции Международной организации труда 28 июня 1930 г. была принята Конвенция, в соответствии с которой принудительный труд подразумевал всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
Последовательная разработка норм международного права по обеспечению безопасности человека предопределила принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой каждый
© Е. В. Авдеева, 2013
человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещены во всех их видах. 30 апреля 1957 г. вступила в силу Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, касающаяся отмены: 1) «долговой кабалы, возникающей вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен»;
2) «крепостного состояния, то есть пользования землей, при котором пользователь обязан жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, выполнять определенную работу для такого другого лица за вознаграждение или без такового и не может изменить это свое состояние»;
3) «любого института или обычая, в силу которых женщину выдают замуж без права отказа с ее стороны за вознаграждение или натурой...».
Наметившиеся в международном праве положительные тенденции по законодательной регламентации «естественного состояния человека от рождения» предопределили формирование правовых основ обеспечения безопасности личности в национальной системе права. 12 января 1918 г. была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой провозглашались «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком» и «полное устранение деления общества на классы». В качестве приоритетного направления в международной и внутренней политике в Конституции РСФСР 1918 г. были обозначены признание, разработка и реализация мер, противодействующих «варварской политике буржуазной цивилизации» и «порабощению сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах мира» [4, с. 199-201].
В соответствии с международными и конституционными принципами разрабатывались нормы уголовного законодательства, устанавливающие наказание в виде лишения свободы в отношении «частных лиц, нарушивших порядок предоставления работы». Декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О вось-
мичасовом рабочем дне» устанавливал ответственность за нарушение предписаний указанного закона до одного года лишения свободы. Формирование основ уголовноправовой защиты личности завершилось принятием УК РСФСР 1922 г., в содержании которого была выделена гл. V, посвященная преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Специальной регламентации последовательно подвергались конкретные виды убийства, телесные повреждения и насилия над личностью, оставление в опасности, преступления в области половых отношений, иные посягательства на личность и ее достоинство. Обеспечению безопасности здоровья населения известным образом содействовал уголовно-правовой запрет на нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок (гл. VIII). Забота о сохранении здоровья трудящимися прослеживается в Декрете СНК от 27 апреля 1922 г. «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда». В развитие положений Декларации 1918 г. и Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. в ст. 13 устанавливает недопустимость «какого бы то ни было угнетения национальных меньшинств или ограничения их равноправия». В процессе регламентации «форм хозяйства» и регулирования «мелкого частного хозяйства» в ст. 9 Конституции РСФСР 1937 г. подчеркивалась несовместимость их деятельности с «эксплуатацией чужого труда». В гл. XI «Основные права и обязанности граждан» указывалось, что «непреложным законом» является «равноправие граждан РСФСР независимо от их национальности и расы», какое то ни было установление прямых или косвенных преимуществ граждан «карается законом».
Законодательному оформлению в Особенной части Уголовного кодекса РСФСР подлежали убийства, доведение до самоубийства, телесные повреждения, другие насильственные действия, незаконное лишение свободы, преступления в области половых отношений, оставление в опасности, иные посягательства на личность и ее достоинство (гл. VIII УК РСФСР). Защита жизни и здоровья личности уголовно-правовыми средствами обеспечивается посредством принятия новых нормативно-правовых
актов. Руководствуясь нормами международного и конституционного права, Закон Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» предусматривает самостоятельную статью, регламентирующую запрет на нарушение национального и расового равноправия. Совершение указанного преступления влечет наказание от шести месяцев до трех лет лишения свободы или ссылку на срок от двух до пяти лет (ст. 11) [1 ].
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. закрепил главу, обеспечивающую защиту жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Глава III последовательно устанавливает запрет на совершение преступлений против жизни, здоровья, противоправных деяний, ставящих в опасность жизнь и здоровье. Особого внимания в указанном перечне заслуживают половые преступления, преступления против личной свободы, преступления против чести, достоинства и личной тайны. Специальной регламентации подлежали преступления против политических и трудовых прав граждан (гл. IV). Уголовно-правовой охране интересов личности наряду с иными объектами способствует гл. XI, раскрывающая преступления, составляющие пережитки местных обычаев.
Сохраняя преемственность принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г. в гл. II «Государство и личность» провозглашает равноправие «во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни», «интернационализм», «сближение всех наций и народностей», «интернациональный долг — содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержание и укрепление всеобщего мира» и промульгирует ответственность за «установление преимуществ и всякую проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения».
Отмеченная тенденция в национальной системе права по законодательному обеспечению безопасности личности признается одним из основополагающих принципов на современном этапе государственно-правового развития. В соответствии с действующей Конституцией РФ гарантируется незыблемость естественного права каждого человека на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Правовой гарантией обеспеченности конституционных принципов служат нормы отраслевого законодательства, в частности, положения, закрепленные в ст. 126-128 Уголовного Кодекса РФ, устанавливающие ответственность за похищение человека, незаконное лишение свободы, торговлю людьми, использование рабского труда и незаконное помещение в психиатрический стационар.
Между тем проблема правового обеспечения безопасности личности является одним из приоритетных направлений в развитии национальной системы права и модернизации отраслевых правовых институтов. Оптимизация национальной модели правового обеспечения безопасности личности предполагает взаимодействие принципов правового регулирования, в частности как глобализацию, так и универсализацию, регионализацию права, одобренные Венской декларацией и Программой действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека (1993). Процесс правовой защиты универсальных прав человека в национальном праве должен детерминироваться спецификой национального, культурного, исторического развития, религиозными, культурными ценностями и сложившимися правовыми традициями. Одной из первостепенных задач следует признать дальнейшую конституционализацию отраслевого, в том числе трудового и уголовного законодательства по усилению правовой обеспеченности, гарантий эффективной реализации и защиты естественных прав и свобод человека и гражданина в контексте взаимодействия правовой государственности и построения гражданского общества.
Список использованной литературы
1. Ведомости Верховного Совета СССР. — 1959. — № 1. — Ст. 8.
2. Карташкин В. А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии / В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева // Государство и право. — 2010. — № 7. — С. 37—41.
3. Международные акты о правах человека: сб. документов / сост. и авт. вступ. ст. В. А. Карташкин,
Е. А. Лукашева. — 2-е изд., доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2002. — 944 с.
4. Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года / О. И. Чистяков. — М. : Зерцало-М, 2003. — 224 с.
References
1. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. — 1959. — № 1. — St. 8.
2. Kartashkin V. A. Mezhdunarodno-pravovye standarty prav cheloveka: universalizm, regionalizm, realii / V. A. Kartashkin, E. A. Lukasheva // Gosudarstvo i pravo. — 2010. — № 7. — S. 37—41.
3. Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka: sb. dokumentov / sost. i avt. vstup. st. V. A. Kartashkin, E. A. Lukasheva. — 2-e izd., dop. — M. : Norma : Infra-M, 2002. — 944 s.
4. Chistyakov O. I. Konstitutsiya RSFSR 1918 goda / O. I. Chistyakov. — M. : Zertsalo-M, 2003. — 224 c.
Информация об авторе
Авдеева Екатерина Вадимовна — аспирант, кафедра уголовного права и криминологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Avdeeva Ekaterina Vadimovna — post-graduate student, Chair of Criminal Law and Criminology, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].