Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты валютного контроля в условиях Евразийского экономического союза'

Международно-правовые аспекты валютного контроля в условиях Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1222
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / интеграция / внешнеторговая деятельность / го­ сударственный контроль / валютная политика / валют­ ный контроль / валютные операции / валютные сред­ ства / резиденты / нерезиденты / международный ва­ лютный рынок / внешнеэкономическая безопасность. / Eurasian economic Union / integration / foreign trade activity / state control / currency policy / currency control / currency operations / currency funds / residents / non-residents / international currency market / foreign economic security.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Александрович Логинов, Сергей Викторович Кузякин

В статье с учетом отечественной и зарубежной международно-правовой литературы про­ анализирована система валютного контроля, его роль в сфере государственного регулирования внешнетор­ говой деятельности в условиях Евразийского эконо­ мического союза, предложены пути совершенство­ вания валютного контроля как инструмента обеспе­ чения внешнеэкономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal aspects of currency control in the conditions of the Eurasian economic Union

In the article, taking into account the domestic and foreign international legal literature ana­ lyzed the system of currency control, its role in the sphere of state regulation of foreign trade in the Eurasian eco­ nomic Union, the ways to improve currency control as a tool to ensure foreign economic security.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты валютного контроля в условиях Евразийского экономического союза»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10052

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Евгений Александрович ЛОГИНОВ,

профессор кафедры публичного права международно-правового факультета МГИМО МИД России, доктор юридических наук, профессор E-mail: loginov.e@odin.mgimo.ru

Научная специальность:12.00.09 — уголовный процесс

Сергей Викторович КУЗЯКИН,

доцент кафедры публичного права международно-правового факультета МГИМО МИД России, кандидат юридических наук E-mail: kyziakin.s@odin.mgimo.ru

Научная специальность:12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье с учетом отечественной и зарубежной международно-правовой литературы проанализирована система валютного контроля, его роль в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях Евразийского экономического союза, предложены пути совершенствования валютного контроля как инструмента обеспечения внешнеэкономической безопасности.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграция, внешнеторговая деятельность, государственный контроль, валютная политика, валютный контроль, валютные операции, валютные средства, резиденты, нерезиденты, международный валютный рынок, внешнеэкономическая безопасность.

Annotation. In the article, taking into account the domestic and foreign international legal literature analyzed the system of currency control, its role in the sphere of state regulation of foreign trade in the Eurasian economic Union, the ways to improve currency control as a tool to ensure foreign economic security.

Keywords: Eurasian economic Union, integration, foreign trade activity, state control, currency policy, currency control, currency operations, currency funds, residents, non-residents, international currency market, foreign economic security.

Валютный контроль как часть государственной валютной политики является инструментом реализации охранительной и регулятивной функций государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства [8, с. 27].

Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю. Несмотря на то что государство стремится к постепенной отмене валютных ограничений, оно не отказывается от системы валютного контроля.

Важным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, или валютный контроль, который комплексно регулируется финансовым и административным законодательством в виде ограничений прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими

валютных операций как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Само по себе валютное регулирование вводит ограничения на возможные операции с валютой и ее движение как внутри страны, так и за ее пределы, а также предоставляет различные инструменты управления контролирующим органам. Иными словами, валютное регулирование является внешним контуром валютной политики государства, определяющим «правила игры» для участников расчетов в валюте.

Однако общих концепций валютного регулирования явно недостаточно для обеспечения эффективной валютной политики — нужны конкретные инструменты, позволяющие влиять на деятельность юридических и физических лиц в сфере валютного регулирования.

Для этой цели неотрывно от валютного регулирования существует внутренний контур осу-

№ 2/2019

ществления валютной политики — валютный контроль.

Валютное регулирование и контроль соотносятся как целое и часть целого, так как одним из направлений осуществления валютного регулирования является определение порядка совершения валютных операций, нацеленность на соблюдение валютного законодательства и предупреждение нарушений в валютной сфере, что, соответственно, невозможно без контроля валютных операций. Следовательно, валютный контроль, является методом валютного регулирования, а также методом воздействия на валютные отношения в стране.

С нашей точки зрения, валютный контроль должен осуществляться в следующих направлениях:

■ контроль в области валютных операций;

■ контроль за исполнением обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;

■ контроль за перемещением валютных ценностей через таможенную границу.

Следует отметить, что валютный контроль существенно разнится в развитых и в развивающихся странах, где он характеризуется жесткими административными запретами и охватывает более широкий круг внешнеэкономических операций, в том числе:

■ запрет на ввоз и вывоз валютных ценностей без специальных разрешений;

■ продажа валютной выручки (полностью или частично) уполномоченным банкам по официальному курсу, установленному Центральным банком;

■ ограничение обмена национальной валюты на иностранную;

■ ограничение возможностей физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, осуществлять трансграничные переводы и платежи в иностранной валюте [10, с. 62].

Тем не менее, несмотря на разнообразие мер воздействия, валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации происходит строго в рамках следующих принципов:

■ единства внутренней и внешней валютной политики государства;

■ единства валютного регулирования и контроля;

■ исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в осуществление валютных операций резидентов и нерезидентов;

■ приоритет экономических мер воздействия;

■ гарантия защиты прав и интересов резидентов и нерезидентов в области валютных операций [11, с. 39].

Из изложенного можно сделать вывод о том, что валютный контроль — это один из способов обеспечения и защиты экономических интересов страны.

При этом необходимо отметить, что Российская Федерация как субъект международных правоотношений при осуществлении валютного контроля руководствуется нормами международного права, в том числе Соглашения Международного валютного фонда, о необходимости избегать дискриминационной валютной политики. Данное требование содержится в ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (далее — Закон о валютном регулировании) [4].

Тем не менее данное обстоятельство не влияет на перечень установленных 3аконом валютных ограничений. 3акон о валютном регулировании выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений и обязательств:

■ валютные операции между резидентами и нерезидентами;

■ валютные операции между нерезидентами;

■ валютные операции между резидентами;

■ ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.

Кроме того, под действие возможных ограничений попадают и все возможные виды внешнеторговых сделок, предполагающих движение валютных ценностей через границу РФ [9, с. 23].

В качестве одной из основных мер в области валютных ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, является осуществление лицензирования валютных операций коммерческих банков, разрешение на которые выдается при выдаче Центральным Банком России генеральной лицензии на осуществление банковских операций [5].

Данная мера валютного контроля выступает основным средством контроля банковской деятельности в области валютных операций в сфере внешнеэкономической деятельности.

Согласно положениям 3акона о валютном регулировании и валютном контроле валютные

№ 2/2019

операции в иностранной валюте между резидентами запрещены. Однако ч. 1 ст. 9 Закона установлен перечень исключений из запрета, а именно разрешаются операции:

■ связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами в ходе осуществления международных перевозок;

■ связанные с выплатами по иностранным ценным бумагам, за исключением векселей;

■ связанные с осуществлением обязательных

платежей в иностранной валюте в бюджет;

■ по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации;

■ связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

■ переводы между физическими лицами — резидентами через иностранные кредитные организации в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США;

■ валютные переводы физическими лицами — резидентами посредством иностранных банков в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках;

■ совершаемые доверительными управляющими.

Однако, несмотря на указанные исключения, валютное законодательство сохраняет общий принцип запрета валютных операций между резидентами, который обусловлен приоритетом использования национальной валюты при осуществлении расчетов [12, с. 59].

Следующее валютное ограничение заключается в том, что купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте, осуществляется только через уполномоченные банки.

Так, ст. 12 Закона о валютном регулировании устанавливает некоторые требования относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а именно:

■ при открытии (закрытии) или изменении реквизитов счетов (вкладов) резиденты обязаны уведомлять об этом налоговые органы по месту своего учета;

■ резиденты, (кроме физических лиц, официальных представительств Российской Федерации за рубежом), обязаны представ-

лять отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках налоговым органам по месту своего учета.

Другое валютное ограничение установлено для нерезидентов в части открытия банковских счетов на территории Российской Федерации — Закон о валютном регулировании устанавливает возможность открытия таких счетов исключительно в уполномоченных банках [4, ст. 13].

Кроме того, Закон о валютном регулировании предусматривает обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, которая проявляется в двух аспектах.

Первый связан с тем, что резидент обязан обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках средства в иностранной валюте согласно заключенным внешнеторговым договорам (контрактам).

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязательство резидента возвратить в Российскую Федерацию денежные средства, выплаченные по заключенным внешнеторговым договорам (контрактам) в случае, если контрагент по договору не исполнил свои обязательства.

Так, в Приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе регламентируется порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках ЕАЭС.

В частности, в Протоколе [2] о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой регламентируется:

1. Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров и механизм контроля за их уплатой.

2. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров и механизм контроля за их уплатой.

3. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг и механизм контроля за их уплатой.

Согласно ст. 71 Конституции РФ (п. «ж») валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации, соответственно, принятие валютного законодательства и контроль за его исполнением являются исключительной компетенцией федеральных органов власти [3].

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза как составная часть законодательства о валютном регулировании и валютном

№ 2/2019

контроле определяет порядок валютного контроля в сфере таможенных отношений, перемещения товаров через границу РФ [1].

Налоговый кодекс устанавливает порядок налогообложения операций, подпадающих под действие валютного законодательства.

Центральным документом в системе актов валютного контроля является 3акон о валютном регулировании, который определяет:

■ основные принципы валютного регулирования и контроля в РФ;

■ компетенции различных органов валютного регулирования, а также права и обязанности участников оборота валютных ценностей (резидентов и нерезидентов);

■ правила владения и распоряжения нерезидентами валютой РФ и ценными бумагами на внутреннем рынке;

■ права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля [4, ст. 2].

Кроме вышеперечисленных нормативных документов, к валютному законодательству относятся различные подзаконные акты, в 3ако-не о валютном регулировании такие документы называются «акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля». Данные подзаконные акты определяют валютные ограничения на валютные операции и их участников, при этом подзаконные акты могут издаваться Правительством РФ и Банком России лишь в некоторых предусмотренных законом случаях, например, в целях разъяснения положений 3акона о валютном регулировании.

С актами Правительства и Банка России тесно связаны акты, издаваемые Министерством финансов РФ (Минфин России), Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Федеральной налоговой службой (ФНС России) в рамках их компетенций в вопросах исполнения функций валютного регулирования и контроля [6].

Такие подзаконные акты распространяются исключительно на деятельность агентов валютного контроля, поскольку они прямо не устанавливают отдельные права и обязанности участников валютных операций либо ответственность за несоблюдение положений данных документов.

Для того чтобы классификация подзаконных актов была наиболее полной, необходимо осуществить дополнительную классификацию — по предмету правового регулирования, которая имеет более широкий охват различных нормативно-правовых актов, касающихся:

1) валютных ограничений для участников валютных операций;

2) уполномоченных банков и участников валютных операций, обладающих правом применения мер валютного контроля;

3) прочих органов и агентов валютного регулирования при реализации ими контрольных мероприятий.

Основным нормативным актом, определяющим порядок осуществления текущего валютного контроля, является Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» [7].

Важно отметить, что ситуация с нормативными актами Банка России при их отнесении к данной группе является не совсем однозначной, поскольку Банк России является одновременно как органом валютного регулирования, так и органом валютного контроля. Соответственно, можно говорить о том, что не каждый подзаконный акт, направленный на валютное регулирование и контроль, является актом органа валютного контроля.

Стремление стран — членов ЕАЭС к интеграции всех сфер взаимных отношений, в том чсиле и валютно-финансовой сферы, является положительным результатом создания и функционирования ЕАЭС. Причем принципы интеграции валютной политики и направления их реализации показывают, что в ближайшем будущем будут разработаны и согласованы нормы по проведению валютных операций резидентами и нерезидентами внутри Единого экономического пространства, а в дальнейшем и в валютно-финансовых отношениях стран — членов ЕАЭС с третьими странами [2].

В условиях выхода государств — участников ЕАЭС на новый уровень интегративного взаимодействия остро встает вопрос об интенсификации усилий по завершению создания правовых и организационных основ будущих интеграционных моделей.

Механизм гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательных и иных нормативных правовых актов предусмотрен в Соглашении о правовом обеспечении формирования Евразийского экономического союза. Данный механизм заключается в следующем:

■ приведение действующих национальных актов в соответствие с правовыми актами ЕАЭС;

№ 2/2019

■ изъятие отдельных национальных актов из системы действующего национального законодательства;

■ правовая интерпретация типовых проектов законодательных актов и рекомендаций по гармонизации законодательства в актах национального законодательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ восполнение правовых пробелов национального законодательства путем принятия новых правовых актов во исполнение действующих международных договоров и решений органов ЕАЭС.

По нашему мнению, в обозначенных направлениях в ближайшее время предстоит решить следующие задачи:

■ привести валютное и внешнеторговое законодательство Российской Федерации в соответствие с международными договорами Евразийского экономического союза. В частности, с положениями Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу, Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств — членов ЕАЭС по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала;

■ реализовать положения рекомендаций по гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС в сфере валютного регулирования и контроля;

■ разработать типовой проект законодательного акта о валютном регулировании и валютном контроле (например, Основы законодательства ЕАЭС о валютном регулировании и валютном контроле), который могли бы ратифицировать первоначально государства — участники ЕАЭС;

■ разработать и подписать государствами — участниками ЕАЭС Стратегию развития валютной политики в условиях введения региональной валюты.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору

о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза на уровне глав государств от 11.04.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г., ред. от 08.05.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Конституция РФ (действ. ред.). М.: Маркетинг, 2013. С. 22.

4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 18.07.2017 г.) // http:// pravo.gov.ru

5. Федеральный «О банках и банковской деятельности» закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 26.07.2017 г.) // http://www.consultant.ru

6. Указ Президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СПС «Консультант Плюс»

7. Инструкция Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И (ред. от 25.04.2017 г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 г. № 25103) // СПС «Консультант Плюс»

8. Логинов ЕА Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Вестник Моск. гуманитарно-экономич. ун-та. 2016. № 3. С. 27.

9. Пономаренко В.Е. О тенденциях в регламентации валютного контроля внешнеторговых сделок в государствах — участниках Таможенного союза и Единого экономического пространства // Таможенное дело. 2014. № 1. С. 23.

10. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2016. С. 62.

11. Прошунин М.В. Правовые проблемы осуществления финансового мониторинга (российский и зарубежный опыт). М., 2017. С. 39.

12. Томсинов ВА. Внешнеторговые сделки: Учебник. М.:ТК Велби, Проспект, 2015. С. 59.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.