Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты прерогативы государства на уголовное преследование'

Международно-правовые аспекты прерогативы государства на уголовное преследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты прерогативы государства на уголовное преследование»

Матвеев Вячеслав Егорович,

кандидат юридических наук, г.Москва

Однако содержание уголовной юрисдикции государства гораздо шире и многообразнее, чем то, которое вытекает непосредственно из понятия территории страны.

Согласно ст; 11 УК РФ уголовной ответственности подлежат и, следовательно, под уголовной юрисдикцией Российской Федерации находятся граждане России, лица без гражданства и иностранцы, совершившие преступление: ■•. :■

- на территории Российской Федерации;

- в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации;

- на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном и воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации;

- на военном корабле или воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Уже в этих правилах, содержащихся в статье УК РФ под названием «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации», присутствуют международно-правовые аспекты. Во-первых, они налицо там, где речь идет о преступлениях, имевших место в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, которые признаются совершенными на

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст.594

10НЯТИЕ уголовного преследования ¡находится в тесной смысловой свя-•;зи.с категорией уголовной юрисдик-\ ции, а последняя - с международно-правовым аспектом прерогативы государства на уголовное преследование. Юрисдикция вообще означает сферу действия, государственной власти, из чего вытекает, что уголовной юрисдикцией именуется сфера действия прерогативы государства на уголовное преследование лиц, виновных в совершении преступления:

- в пространстве (здесь принято различать территориальную и экстерриториальную уголовную юрисдикцию);

- по кругу лиц (здесь на уголовную юрисдикцию государства существенное влияние оказывает статус виновного - гражданин данного государства, лицо без гражданства, иностранец);

- по объему (различают уголовную юрисдикцию полную и неполную).

Уголовная юрисдикция базируется на политико-правовой категории суверенитета, который означает независимость государства во внешних и верховенство в своих внутренних делах. Согласно Конституции РФ (ч.1 ст.З и ч.1 ст.4) суверенитет Российской Федерации, носителем которого является ее многонациональный народ, распространяется на всю территорию. А понятие государственной территории Российской Федерации определено Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»1.

территории Российской Федерации (ч.2 ст.11 УК). Вместе с тем не следует упускать из виду, что международное право в интересах международного судоходства ограничивает юрисдикцию прибрежного государства и в территориальных водах, предоставляя иностранным судам право мирного прохода. Уголовное преследование лица, виновного в совершений преступления на борту такого судна со стороны прибрежного государства не допускается, если преступление не затрагивает его интересов. Аналогичные международно-правовые нормы существуют и относительно воздушного пространства.

Это значит, что в пределах своих территориальных вод и воздушного пространства Российское государство намеренно, в собственных и международных интересах, сужает свою прерогативу уголовного преследования виновных в преступлении, довольствуясь неполной уголовной юрисдикцией.

Во-вторых, ни на континентальном шельфе, ни в исключительной экономической зоне Российской Федерации уголовная юрисдикция данного государства также не является полной как это может показаться при буквальном, безоговорочном прочтении ч.2 ст.11 УК, и распространяется лишь на те преступления, над которыми она осуществляет свои суверенные права в соответствии с международным правом, и только. Данное утверждение находит поддержку и в результате анализа ст. 253 УК, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, которую специалисты трактуют как норму об ограниченной, специальной ответственности, определяемой международным правом. Таковой является и практика ее применения1.

Существуют общеизвестные исключения и из общего правила о действии российского уголовного закона (УК) по кругу лиц, согласно которому за преступление, совершенное на территории Российского государства по его законам обязан нести всякий, независимо от гражданства. Уголовной юрисдикции России как страны пребывания не подлежат дипломатические и иные представители иностранных государств, которые пользуются иммунитетом и перечень которых содержится в действующем доныне, принятом Россией в порядке правопреемства от СССР Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик2.

Вопрос об уголовной ответственности указанной категории лиц разрешается в соответствии с нормами международного права (ч.4 ст.11 УК), в которых спрессован тысячелетний опыт цивилизо-

ванного человечества, согласно которому личность посла во всякое время, также как парламентера на войне неприкосновенна, потому что это нужно и важно обеим сторонам и без этого правила не обойтись; оно приняло характер объективной закономерности.

Прерогатива государства на уголовное преследование лиц, совершивших преступление, выходит за пределы страны и приобретает наиболее рельефно выраженный международный аспект, в случаях, когда преступление совершено за рубежом и этот случай предусмотрен законодательством России. Все такие случаи определены ст. 12 УК и сводятся к следующему:

1. Согласно ч.1 названной статьи граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации подлежат уголовной юрисдикции России и уголовному преследованию по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной Законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Данное правило базируется на принципе гражданства: Российское государство оставляет за собой право уголовного преследования своих граждан и в тех случаях, когда они преступили Закон иностранного государства, находясь на его территории, хотя при этом преступление не было направлено против интересов России.

Специалисты в области международного уголовного права считают приведенную норму УК РФ неудачной, потому что: 1) Выражение «вне пределов Российской Федерации» по своему буквальному смыслу включает не только территорию иностранных государств, но и международные пространства, например, открытое море и Антарктиду, где уголовное преследование за совершенные деяния подчинено иному правовому режиму и осуществляется, как правило, на основе норм отечественного права; 2) Этой нормой принцип «никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление», господствующий в пределах одного государства, некорректно распространен на судебные решения других государств, что способно породить необоснованные трудности юридического свойства. Так, например, если виновный в хищении документов из российского посольства за рубежом осужден за это хищение по закону данной страны, он уже не может быть подвергнут уголовному

1 См.: Лукашук И.И., Наумов A.B. Международное уголовное право: Учеб. - М.: Спарк, 1999. С.37.

2 Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1996 г. // Ведомости Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. N¡«22. С 1.387.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО « 2004 ® № 3(5)

преследованию за шпионаж по российским законам1.

2. Согласно ч.2 ст. 12 УК РФ уголовной юрисдикции России подлежат также военнослужащие воинских частей Российской Федерации за преступления, совершенные на территории иностранного государства. Но и в данном случае общее правило может быть скорректировано международным договором, о чем прямо указывается в той же ч.2 ст. 12 УК.

Так, в соответствии с Соглашением о правовом статусе пограничных войск Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (1993 г.) в случае совершения преступления лицами, входящими в состав Пограничных войск России, или членами их семей на территории Таджикистана, применяются уголовные законы Таджикистана. А законы России применяются ее компетентными органами лишь в случае совершения указанными лицами преступлений против России, а также лиц, входящих в состав Погранвойск, или членов их семей и преступлений, совершенных военнослужащими при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 21 Соглашения)2.

3. Согласно ч.З ст. 12 УК иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по законодательству России (УК РФ), если преступление направлено против интересов Российской Федерации и если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России. В теории уголовного права3 данное правило считается построенным на двух принципах универсальном и реальном. Универсальный,иначетоворй; космополитический принцип, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе предпринять уголовное преследование и применить уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями, а реальный - в том, что каждое государство распространяет свою прерогативу на уголовное преследование и действие своего уголовного закона на преступления, совершенные на территории этого государства. Если они посягают на его интересы и интересы его граждан.

Сопоставляя ч.З и ч,1 ст. 12 УК, о которой идет речь, специалисты и здесь отмечают существенное несовершенство и противоречивость россий-

ского уголовного законодательства. Получается, что иностранец, совершивший преступление в другом государстве против интересов России, независимо от того, квалифицируется ли оно как преступное в месте совершения, подлежит уголовному преследованию по УК России (как только окажутся под юрисдикцией данного государства). А вот граждане России, совершившие преступление в другом государстве, могут быть привлечены по УК России лишь при странном условии - если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено4 .

Между тем именно правила, закрепленные в ч. 1 и 3 ст. 12 УК имеют особую актуальность в условиях современной действительности и значительную и практическую сложность. Они связаны с понятием международного уголовного права, а рождение последнего представляет из себя закономерную реакцию на современные тенденции существования уголовного мира - невиданный размах мафиозно-гангстерской организованной преступности, широкое использование им международных связей. Иначе говоря, преступность все больше и больше приобретает транснациональный характер. В этой связи реализация прерогативы государства на уголовное преследование виновных в преступлении на основе норм международного уголовного права становится относительно самостоятельной, крупной, законодательной, научной и практической темой.

Ее хрестоматийную парадигму образуют следующие положения. Международное уголовное право - отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных, организаций в борьбе с преступностью. Его основными источниками вступают международный договор и международный обычай, а субъектом - государства и международные организации.

В данном контексте стержневое методологическое значение имеет Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., в котором содержится следующая принципиальная норма: «Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которое в момент совершения являлось преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом» (ч.2 ст.15)5.

Нормы международного уголовного права имеют универсальную пространственную сферу действия. Это значит, что виновные в совершении

1 См.: Лукашук И.И., А.В.Наумов. Указ. соч. С. 44.

2 Бюллетень международных документов. 1994. №11. С.12.

3 См., например: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В. Здравомыслов - М,-Юрист, 1996. С.46.

1 См.: Лукашук И.И., А.В.Наумов. Указ. соч. С.46.

5 См.: Права человека. Основные международные документ - ' Изд-во «Международные отношения», 1989. C.44.

предусмотренных этими нормами преступлений, например, военных преступлений или преступлений против человечества, подлежат уголовному преследованию любым государством или международным уголовным судом, независимо от места преступления, будь то территория суверенного государства, открытое море или космическое пространство.

В случае нарушения лицом норм международного уголовного права, на государство ложится обязанность наказать индивида за совершенное преступление, а в случае невыполнения этой обязанности возникает ответственность государства по общему международному праву, которая не является уголовно-правовой. Лишь в исключительных случаях предусмотрена прямая ответственность индивида за нарушения норм международного уголовного права - при совершении преступлений против мира и безопасности человечества. В таких случаях любое государство и международный уголовный суд с помощью государств вправе привлечь индивида к уголовной ответственности непосредственно на основании норм международного права. Тем не менее, как свидетельствует практика, в таких случаях государства предпочитают привлекать к ответственности на основе внутреннего уголовного права'.

После второй мировой войны появляются и международные судебные органы, призванные применять нормы международного уголовного права2. Такими органами в настоящее время являются: Международные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды, учрежденные Советом Безопасности ООН, Международный уголовный суд ООН.

Уставы этих органов должны были регулировать и вопросы международного уголовного процесса. Содержат они и судоустройственные нормы. Однако специалисты прогнозируют, что в обеспечении функционирования международного уголовного права в обозримом будущем решающая роль все же будет принадлежать не международным судебным органам, а государствам, их право-

вым системам. В очевидной связи с данным обстоятельством обновленное в период демократических преобразований российское законодательство ставит пред собой задачи не только во внутригосударственной, но и в международной сфере, вплоть до защиты общечеловеческих интересов и интересов международного сообщества в целом. А Уголовно-Исполнительный КодексРФ 1996 г. (ч.1 ст.З) гласит, что «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями». О соблюдении принципов и норм международного права и международных договоров говорится и в ст.4 Федерального закона от 21 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»3. Уголовный кодекс РФ в качестве одной из своих задач указывает «обеспечение мира и безопасности человечества» (ст.2).

Общие начала соотношения международного и национального (внутреннего) права в России определены ее Конституцией, закрепившей правило, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст. 15).

В то же время нельзя не заметить и очевидную несогласованность некоторых норм уголовного права с вышеприведенными постулатами и международным правом, а также очевидное отставание отечественного уголовного законодательства от быстрорастущих потребностей развития международных отношений в сфере борьбы с преступностью. Оно пока остается на обочине от магистрального развития новой перспективной отрасли международного права, потому что изначально базируется на несколько иной методологической идее.

1 См.: Лукашук И.И., А.В.Наумов. Указ. соч. С.9-10.

2 Там же. С. 13. 3Там же. С. 13.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО @ 2004 © № 3(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.