Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты осуществления контроля за условно осужденными'

Международно-правовые аспекты осуществления контроля за условно осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
837
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Л. В.

В статье анализируется возможность присоединения Российской Федерации к «Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Law Aspects of Probation Problems

The article analysis possibility of Russia's joining the «European convention on probation».

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты осуществления контроля за условно осужденными»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА

УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ

Л.В. Яковлева

Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В статье анализируется возможность присоединения Российской Федерации к «Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями».

Глобальные процессы интеграции различных сфер жизнедеятельности общества яви-лйсь причиной не только роста преступности, но и приобретения ею интернационального характера. В этих условиях борьба с ней становится важной социальной проблемой как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Успешно решить эту проблему можно только путем объединения усилий различных государств в рамках международно-■го сотрудничества.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является, с одной стороны, у^лииИсм, а с др^1ип, - сродством укрепления и гарантии внутригосударственной и международно-правовой законности и правопорядка. Основной целью такого сотрудничества является выработка единой стратегии и согласованности действий государств в предупреждении преступности и непосредственной борьбе с ней, а также в исполнении наказаний.

В целях реализации принципа неотвратимости ответственности и наказания предусматривается возможность:

- выполнения поручений иностранных государств о проведении отдельных процессуальных действий (производство допросов, обысков, судебных экспертиз и др.);

- осуществления по требованию иностранных учреждений уголовного преследования против собственных граждан, совершивших преступление за границей;

- выдачи преступников.

Правовым основанием реализации перечисленных выше форм взаимодействия государств являются многосторонние и двусторонние договоры. К многосторонним относятся Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.1, Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. (с дополнительными протоколами)2, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-участников СНГ 1993 г.3, Соглашение о сотрудничестве госу-дарств-участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.4

Двусторонние договоры о правовой помощи заключены Россией с Канадой, США, Республикой Индия, Республикой Корея и др. Действуют договоры о выдаче между Российской федерацией и КНР, Республикой Индия, Латвийской Республикой и др.

Нормы международного права носят не только карающий характер. Значительное внимание мировое сообщество уделяет проблеме реабилитации преступников. Этой цели призваны служить Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г.5, Европей-

1 Вступила в силу для России 9 марта 2000 г.

2 Вступила в силу для России 9 марта 2000 г.

3 Вступила в силу для России 10 декабря 1994 г.

4 Вступило в силу для России 14 сентября 1999 г.

5 Вступила в силу для СССР 26 августа 1979 г.

ская конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г.1, а также ряд двусторонних договоров России.

Названными формами международное сотрудничество в борьбе с преступностью не исчерпывается. Предусматривается также предоставление информации о действующем законодательстве государств и др.

Несмотря на тс, что некоторые многосторонние конвекции в области оказания правовой помощи вступили в силу для России сравнительно недавно, двусторонние связи с иностранными государствами по всем названным выше вопросам действуют многие годы, еще со времени существования СССР, правопреемником которого в международной сфере стала Российская Федерация2.

Порядок оказания правовой помощи, а также процедура легализации приговора лица, осужденного в иностранном государстве к лишению свободы, регулируются, помимо международных договоров, частью пятой УПК РФ. При этом нормы УПК РФ не заменяют положения соответствующих межгосударственных договоров России. Они нацелены в первую очередь на обеспечение выполнения международных обязательств, вытекающих из этих договоров.

Вместе с тем отдельные аспекты взаимодействия с иностранными государствами в области реализации судебных решений еще не урегулированы. Сказанное, в частности, относится к проблеме исполнения наказаний, назначенных условно.

Во многих с гранах лишение свободы применяется в качестве наказания в отношении большинства осужденных правонарушителей. Это порождает множество проблем, начиная с переполнения пенитенциарных учреждений и заканчивая невозможностью соблюдения ряда прав и свобод лиц, лишенных свободы. Большое внимание в обществе уделяется негативным последствиям тюремного заключения «с точки зрения перспектив будущей занятости заключенных и снижения их шансов на социальную интеграцию»3.

В качестве одного из вариантов разрешения значительной части вопросов, возникающих при применении наказания в виде лишения свободы, предлагается использование альтернативных мер. Такими мерами в «Стандартных минимальных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением» (Токийские правила) в числе прочих называется условное наказание или наказание с отсрочкой. При этом подчеркивается, что меры, альтернативные тюремному заключению, применяются не только в интересах правонарушителя, но и общества в целом.

Как российское, так и законодательства иностранных государств содержат нормы о возможности вынесения условных приговоров и установления на определенный период контроля (надзора) за поведением таких лиц. Конечно, в законодательстве различных стран регулирование условного осуждения имеет свои особенности, учитывающие специфику национальной уголовной политики, сложившуюся систему наказаний, полномочия существующих органов, имеющих право контролировать поведение условно осужденных, и др.

Однако наличие общих черт в правовой регламентации рассматриваемого института привело к принятию 30 ноября 1964 г. “Европейской конвенцией о надзоре за-условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями” (г. Страсбург), вступившей в силу 22 августа 1975 г.4. Ее ратифицировали 15 и подписали 8 государств. Среди ратифицировавших - Австрия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Хорватия, Франция, Словения, Македония, Португалия, Украина и др. Подписали Конвенцию Албания, Чехия, Дания, Германия, Греция, Эстония, Мальта, Турция.

■' Россия не участвует.

2 См.: Циркулярная нота Министерства иностранных дел российской Федерации от 13 января 1992 г. № 11/Угп // Международно-правовые аспекты экстрадиции. Сборник документов. М., 2000. С.6.

3 Стерн В. Альтернативы тюремному заключения в развивающихся странах. М., 1999. С. 10.

4 Далее - Конвенция.

Возлагая на себя ответственность за реализацию предписаний Конвенции, каждая из участвующих стран гарантирует не только исполнение приговора иностранного государства, если условия вынесения такого приговора не выполнены. Основной задачей Конвенции является оказание взаимопомощи, необходимой для социальной реабилитации осужденных. Эта помощь осуществляется в форме надзора. Цели такого надзора заклю-.чаются, с одной стороны, в оказании содействия правонарушителям в ведении ими правопослушного образа жизни и их ресоциализации. При этом предполагается, что исполнение приговора в государстве, с которым они имеют прочные социальные связи, будет способствовать более эффективному возвращению правонарушителей к нормальной жизни в обществе. С другой стороны, надзор применяется для наблюдения за поведением правонарушителей и принятия предусмотренных законом мер в случае несоблюдения ими условий применения к ним отсрочки исполнения приговора.

В ст. 6 Конвенции указывается, что надзор или приведение в исполнение судебного решения осуществляются государством, на территории которого правонарушитель имеет жилище. В преамбуле “Типового договора о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены”1, подчеркивается, что надзор за правонарушителем осуществляется на его родине. Таким образом, следует считать, что действие положений Конвенции связывается с принадлежностью лица к государству, гражданином которого оно является или в котором имеет постоянное место жительства.

Государство, вынесшее судебное решение, может предписать государству, на территории которого правонарушитель имеет жилье:

- осуществить только наблюдение;

- осуществить наблюдение и в случае необходимости привести в исполнение судебное решение;

- взять на себя всю ответственность за исполнение вынесенного решения.

За совершение преступления, по которому дается предписание о надзоре, лицо должно подлежать уголовной ответственности и наказанию в соответствии с законодательством как предписывающего государства, так и государства, которому направляется предписание. В целях соблюдения этого положения в законы некоторых государств-участников Конвенции включаются специальные предписания. Согласно УК Швеции, •например, в случаях, когда приговор по уголовному делу, относящийся к двум или более преступлениям, должен приводиться в исполнение в соответствии с Конвенцией, но существуют препятствия для его исполнения по законам иностранного государства в отношении одного или более преступлений, суд отменяет ранее наложенную общую санкцию и назначает наказание по отдельности за каждое преступление.

Основания отказа в надзоре, сформулированные в Конвенции, характерны для многих международных соглашений в уголовно-правовой сфере. Они делятся на обязательные и возможные. К первым относятся:

- угроза суверенитету, безопасности, основам юридической системы или каким-либо другим интересам государства, которому направлено предписание;

- наличие судебного решения в отношении правонарушителя, осужденного в последней инстанции государства, которому направляется предписание;

- рассмотрение государством, которому направляется предписание, действия, за которое было вынесено судебное решение, как политического или чисто военного преступления;

- истечение срока давности обвинительного приговора по законодательству предписывающего государства или государства, которому направляется предписание;

- амнистия или помилование правонарушителя предписывающим государством либо государством, которому направляется предписание.

1 Принят 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/119 Генеральной Ассамблеи ООН.

В осуществлении надзора может быть отказано, если:

- компетентные органы государства, которому направляется предписание, решат не начинать судебное разбирательство или прекратить начатое судебное разбирательство в отношении одного и того же действия;

- действие, относительно которого вынесено судебное решение, является также предметом судебного разбирательства в государстве, которому направляется предписание;

- судебное решение было вынесено в отсутствие правонарушителя;

- государство, которому направляется предписание, считает судебное решение несовместимым с принципами, определяющими применение своего уголовного кодекса.

При необходимости государство, которому направлено предписание о надзоре, может адаптировать меры контроля к своим законам. Однако ни сущность, ни продолжительность этих мер не могут быть суровее, чем указано предписывающим государством.

При направлении предписания об осуществлении надзора полномочия государства, в котором правонарушитель имеет жилище, ограничиваются рамками осуществляемого им надзора. Вместе с тем оно обязано информировать предписывающее государство о выполнении правонарушителем требований приговора. Выносить решение о соблюдении виновным условий отсрочки исполнения приговора и применять к правонарушителям на основании этой информации предусмотренные своим законодательством меры имеет право только предписывающее государство.

Право приведения в исполнение приговора суда предписывающего государства аннулируется, если государство, которому направлено предписание, принимает на себя обязательство полностью исполнить вынесенное судебное решение. В этом случае государство исполнения приговора адаптирует предписанное наказание или иную меру, указанную в судебном решении, к своему уголовному праву, как если бы приговор выносился на его территории. При этом должно соблюдаться правило о соразмерности наказаний, в соответствии с которым наказание, применяемое государством, которому направлено предписание выполнении судебного решения, не может быть суровее наказания, назначенного предписывающим государством.

Материальные издержки, которые понесет государство в процессе осуществления надзора и приведения в исполнение судебного решения предписывающего государства, не подлежат возмещению последним.

Достоинством Конвенции является ее открытый характер. Она может быть подписана не только членами Совета Европы, но и любым другим государством, которое может быть приглашено Комитетом Министров СЕ для подписания.

В отличие от «Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «Европейской конвенции о выдаче» 1957 г. рассматриваемая Конвенция .не запрещает участвующим в ней государствам применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам надзора за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями. В то же время Конвенцией допускается использование странами-участницами единого законодательства или особой системы регулирования отношений в данной сфере.

В настоящее время Россия в названной Конвенции не участвует, однако вопрос о присоединении к ней мог бы быть рассмотрен и решен положительно по нескольким причинам. В последние годы значительно расширились политические, экономические и социальные связи России с иностранными государствами, возросло число лиц, выезжающих из РФ для общения с родственниками, в туристические поездки и с другими целями. Это приводит к увеличению числа граждан России и лиц, имеющих постоянное место жительства на ее территории, за рубежом. В то же время практически ни в одной стране мира количество преступлений, в том числе совершаемых иностранными гражданами, не снижается. Логично предположить, что в итоге возрастает число лиц, отбывающих наказание не в государствах своего гражданства и не в государствах, где они посто-

янно проживают, что не может положительно сказаться на процессе их успешной адаптации после освобождения.

Отчасти вопрос о социальной реабилитации лиц, преступивших закон, как указывалось выше, решается с помощью «Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются» 1978 г. и «Европейской конвенции о передаче осужденных лиц» 1983 г. Однако действие этих Конвенций распространяется только на осужденных к лишению свободы, не отбытый срок наказания которых на момент получения запроса о передаче составляет, как правило, не менее шести месяцев. К осужденным к другим видам наказания либо осужденным условно эти конвенции не применяются.

В Российской Федерации значительная часть наказаний назначается условно. Об интенсивности применения условного осуждения в России свидетельствуют данные статистики. В 1997-2001 гг. условно осуждались соответственно 52,4 %, 51,3 %, 53,4 %, 46,8 %, 55,1 % лиц. Столь масштабное применение условного осуждения можно расценивать как одно из проявлений гуманизма уголовной политики российского государства на современном этапе. С другой стороны, не все предусмотренные в УК РФ наказания, альтернативные лишению свободы, в настоящее время могут назначаться. Введение в действие норм об обязательных работах и ограничении свободы отложено до 2004-2005 гг.1. Из наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в настоящее время .используются главным образом исправительные работы, реже - штраф. Таким образом, условное осуждение является наиболее конкурентоспособной альтернативой реальному отбыванию лишения свободы, тем более что основную массу условно осужденных в 1997-2001 гг. составляли лица, которым назначалось наказание в виде лишения свободы, в то время как доля условно осужденных к иным видам наказания не превышала в эти же годы 5 %. Допустимо предположить, что в ближайшие годы число лиц, осуждаемых условно, вряд ли значительно снизится. В то же время определить число иностранных граждан и лиц без гражданства, осуждавшихся условно в рассматриваемый период времени, невозможно, поскольку в существующих статистических отчетах такая информация отсутствует. Можно лишь указать, что доля иностранных граждан (включая граждан государств СНГ) и лиц без гражданства в 1997 - 2000 гг. среди всех осужденных составляла 1,8 -1,9 %. В 2001 г. она увеличилась до 2,2 %. Нет данных и о числе российских граждан, осуждавшихся в иностранных государствах. Однако эти обстоятельства не должны служить причиной отказа от подписания рассматриваемой Конвенции.

“Всеобщая декларация прав человека” гарантирует каждому право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13). Уточняя это положение, “Международный пакт о гражданских и политических правах” указывает, что упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми Пактом другими правами (ст. 12).

Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется соответствующим федеральным законом2. Право гражданина России, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено по нескольким причинам, одной из которых является осуждение за совершение преступления (на территории РФ). Такое ограничение будет действовать до отбытия наказания осужденным или до его освобождения от наказания.

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 4 - ФЗ..

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 114 - ФЗ "О порядке вы езда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не содержит императивного требования о запрещении выезда осужденных лиц, но на практике таким лицам в выезде отказывается.

Сравнение правовой регламентации условного осуждения в уголовном законодательстве России и аналогичных ему мер, применяемых в европейских государствах-участниках Конвенции, позволяет выявить между ними наличие ряда общих черт.

В России возможность применения условного осуждения и основания его отмены предусмотрены УК РФ (ст. 73, 74), а порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных на период испытательного срока - УИК РФ (ст. 188-190).

Согласно ст. 73 УК РФ, если суд, основываясь на материалах уголовного дела и данных о личности подсудимого, приходит к выводу о возможности исправления такого лица без реального отбывания им наказания, он постановляет назначенное наказание считать условным. Применяется данная мера уголовно-правового характера при назначении лицу наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В УК РФ предусматривается также, что условным может быть и ограничение свободы, однако этот вид наказания до сих пор не применяется.

Уголовным кодексом РФ не запрещается назначать наказание условно за совершение преступление любой степени тяжести - от преступлений небольшой тяжести до особо тяжких. Постановляя об условном осуждении, суд может также назначить лицу любое из дополнительных наказаний, за исключением конфискации имущества.

При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок продолжительностью от шести месяцев до пяти лет, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. Кроме того, если суд сочтет необходимым, он может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; не посещать определенные места; пройти курс обязательного лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания. Возможно возложение на осужденного и такой обязанности, как осуществление материальной поддержки семьи, или любой другой, которую суд сочтет способствующей исправлению условно осужденного. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.

В зависимости от поведения условно осужденного, в законе решаются вопросы досрочной отмены примененной меры и снятия с него судимости, продления испытательного срока, отмены условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда (ст. 74 УК РФ).

По истечении не менее половины испытательного срока условное осуждение может по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением, условно осужденного, быть отменено судом и с осужденного снята судимость, если он доказал свое исправление.

Испытательный срок может быть продлен (не более чем на один год), если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание.

Суд может постановить об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, за систематическое или злостное неисполнение условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей •либо при совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести. В последнем случае вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

При совершении условно осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого суд отменяет условное осуждение. В случае отмены условного осуждения за совершение преступления суд назначает наказание по совокупности приговоров.

Контроль за поведением условно осужденных представляет собой систему мер, включающих наблюдение и проверку, направленных на установления соответствия поведения этих лиц в течение испытательного срока предусмотренным законом требованиям. Задачей такого контроля является предупреждение противоправного поведения условно осужденных путем комплексного применения методов принуждения и воспитания. Осуществляется контроль уголовно-исполнительными инспекциями.

В западноевропейских странах обеспечивает исполнение мер, альтернативных лишению свободы, та или иная государственная служба во взаимодействии с социальными работниками, подчиняющаяся суду или какому-либо иному органу власти1.

В Англии и Уэльсе, например, надзор за исполнением приказов о направлении на пробацию осуществляется службой, созданной на местной основе и подчиняющейся независимому местному комитету, которой состоит из нескольких магистратов и других местных граждан. В Венгрии сотрудники службы пробации, контролирующие поведение совершеннолетних правонарушителей, являются судебными работниками. В Швеции -•сотрудниками Национальной администрации тюрем и службы пробации2.

Положения об условном осуждении включены в уголовное законодательство всех европейских государств. Именуются такие меры отсрочкой исполнения наказания, условным приговором, пробацией.

В Уголовном кодексе Франции 1992 г.3 различается простая отсрочка исполнения наказания, отсрочка исполнения наказания с режимом испытания и отсрочка исполнения наказания с обязанностью выполнять общественно полезные работы.

Сопоставляя правовые предписания УК РФ и Уголовного кодекса Франции об условном осуждении (по терминологии французского закона - отсрочка исполнения наказания), можно заметить, что в последнем из указанных нормативных актов предусмотрена более дифференцированная система освобождения осужденного от реального отбывания наказания. Это обстоятельство связано, в первую очередь с делением во французском уголовном законе деяний, за совершение которых наступает уголовная ответственность, на преступления, проступки и нарушения. Кроме того, применение разных видов отсрочки по УК Франции обусловливается видом назначенного наказания, а также данными о личности осужденного. Вместе с тем наиболее близка по содержанию российскому условному осуждению установленная в УК Франции отсрочка исполнения наказания с помещением осужденного в режим испытания, хотя и между ними существуют различия. Так, ряд мер, являющихся по УК Франции мерами контроля, в УК РФ закреплены как обязанности условно осужденных. Некоторые из налагаемых по УК Франции на осужденных с отсрочкой исполнения наказания обязанностей соответствуют российскому наказанию (лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Минимальный испытательный срок отсрочки исполнения наказания с помещением осужденного в режим испытания выше, чем при условном осуждении по УК РФ (18 месяцев), а максимальный - ниже (3 года). Основания отмены отсрочки практически совпадают с предусмотренными в УК РФ основаниями отмены условного осуждения.

1 См: Стерн В. Указ. раб. С. 14.

2 См.: Koichi Hamai and Renaud Ville, “Organization and Structure”, in Koichi et al. (eds), Probation Around the World: A Comparative Study, Routledge, 1995, p.p. 125, 100.

3 Текст кодекса по состоянию на 25 февраля 1994 г. (См.: Уголовное законодательство зарубежных стран. М.: Зерцало, 2001.)

УК Дании1 допускает возможность неназначения наказания при постановлении приговора, применения отсрочки исполнения приговора либо отсрочки исполнения приговора с осуществлением общественных работ.

Много сходных черт можно выявить в законодательной регламентации условного осуждения по УК РФ и отсрочки исполнения приговора по УК Дании. В этом случае перед осужденным ставятся определенные условия, касающиеся места жительства, работы, образования, использования свободного времени, общения с определенными лицами, прохождения курса лечения и др. Суд также может постановить о помещении такого лица под надзор в течение всего или части испытательного срока. Испытательный срок устанавливается, как правило, на три года, но при наличии особых обстоятельств может составить пять лет. При нарушении осужденным условий предоставления отсрочки исполнения приговора суд может его предупредить, изменить условия, увеличить период пробации (в пределах предусмотренного испытательного срока), принять решение о реальном исполнении назначенного наказания. Совершение нового преступления в течение испытательного срока может привести к отмене отсрочки и назначению наказания либо к сохранению отсрочки и вынесению приговора только за новое преступление.

Согласно Уголовному кодексу Швеции 1962 г.2 за преступление, за которое санкция в виде штрафа рассматривается как недостаточная, может быть вынесен условный приговор или приговор к пробации. Такие приговоры могут сочетаться со штрафо-днями или с обязательными неоплачиваемыми работами, назначаемыми с согласия обвиняемого и выполняемыми в течение 40 - 240 часов. Пробационный период (или испытательный срок) при условном осуждении составляет два года, при пробации - три года. В это время осужденный должен соблюдать правила общежития и вести правопослушный образ жизни.

При наличии ущерба от преступления условно осужденный или лицо, к которому применена пробация, обязан его возместить. При нарушении условно осужденным требований, предусмотренных приговором, суд может принять решение о вынесении предупреждения; изменить ранее предусмотренную обязанность; отменить условный приговор и назначить другую санкцию за преступление. При нарушении лицом, отбывающим пробацию, установленных для него обязанностей, наблюдательный совет должен предложить государственному обвинителю поставить перед судом вопрос об отмене пробации. При отмене пробации к осужденному применяется другая санкция.

В Голландский уголовный кодекс институт условного осуждения (отсрочки исполнения приговора) был введен в 1915 г. Отсрочка исполнения приговора может применяться, если осужденному назначено наказание в виде тюремного заключения или заключения на срок не более одного года, либо штрафа. Отсрочено может быть полностью или частично и исполнение дополнительных наказаний. Испытательный срок (срок пробации) не должен превышать двух, а в отдельных случаях - трех лет. На осужденного могут нала-.гаться обязанности, касающиеся его поведения, состояния здоровья, возмещения ущерба и др. В зависимости от поведения осужденного условия пробации могут быть отменены, изменены, дополнены, а испытательный срок сокращен или продлен судом.

По Уголовному кодексу ФРГ3 суд может постановить об условной отсрочке наказания при осуждении лица к лишению свободы не более чем на один год, а в отдельных случаях - к лишению свободы не срок, не превышающий двух лет. Продолжительность испытательного срока при отсрочке не может быть меньше двух лет и не должна превы-

1 УК Дании с изменениями, внесенными законами 1998 г., 1999 г. (См.: Уголовный кодекс Дании. СПб, 2001.)

2 УК Швеции с последующими изменениями, внесенными законами 1987 г., 1991 г., 1998 г. (См.: Уголовный кодекс Швеции. СПб, 2001.)

3 УК ФРГ от 15 мая 1871 г. в редакции от 10 марта 1987 г. с изменениями на 1 апреля 1998 г. (см.: Уголовное законодательство зарубежных стран. М: Зерцало, 2001).

шать пяти лет. Суд может возложить на осужденного обязанности по возмещению причиненного преступным деянием ущерба, а также дать указания о выполнение определенных действий осужденным, содержание которых отчасти совпадает с обязанностями, налагаемыми на условно осужденных по УК РФ. Отмена отсрочки является следствием совершения осужденным нового преступления либо грубого или систематического нарушения указаний суда или возложенных обязанности, либо уклонения от надзора, установленного на период испытательного срока. Указанные действия не всегда ведут к отмене отсрочки. По своему усмотрению суд может сохранить ее, возложив на осужденного дополнительные обязанности или продлив испытательный срок.

Ограниченный объем статьи не позволил подробнее проанализировать действующее законодательство зарубежных стран об условном осуждении. Однако и рассмотренные положения уголовных кодексов отдельных государств позволяют утверждать, что наказание, назначенное условно в одном государстве, будет исполнено в другом. Существующие национальные особенности правовой регламентации условного осуждения нельзя признать обстоятельством, исключающим возможность присоединения России к Конвенции в части исполнения наказаний, назначенных условно, хотя во многих государствах отсрочка исполнения приговора применяется при осуждении лиц за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Вместе с тем настоящая статья посвящена вопросам осуществления надзора за условно осужденными, в то время как в Конвенции затрагивается вопрос надзора за еще одной категорий лиц - условно освобожденными правонарушителями. Досрочное освобождение осужденных от наказания также предусматривается уголовным законодательством иностранных государств, но анализ соответствующих правовых предписаний является предметом самостоятельного изучения.

INTERNATIONAL LAW ASPECTS OF PROBATION PROBLEMS

L.V. Yakovleva

The Department of Penal Law and Procedure Russian University of People's Friendship Mikluho-Maklay sir., 6, 117198, Moscow, Russia

The article analysis possibility of Russia’s joining the “European convention on probation”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.