Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ЮНЕП В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ЮНЕП В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЮНЕП / ИННОВАЦИИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

В статье анализируются направления и формы взаимодействия государств - членов ЕАЭС и ЮНЕП с точки зрения содействия научно-информационному и технологическому обеспечению перехода к зеленой экономике. Автором обосновывается необходимость институционализации отношений ЕАЭС и ЮНЕП с особым акцентом на научно-техническом сотрудничестве. Делается вывод о том, что сотрудничество с ЮНЕП внесет заметный вклад в реализацию стратегии устойчивого развития на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION OF THE EAEU AND UNEP IN THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL SPHERE: THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article analyzes the directions and forms of interaction between the member states of the EAEU and UNEP in terms of promoting scientific, information and technological support for the transition to a green economy. The author substantiates the need to institutionalize relations between the EAEU and UNEP with a special emphasis on scientific and technical cooperation. It is concluded that cooperation with UNEP will make a significant contribution to the implementation of the sustainable development strategy at the regional level.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ЮНЕП В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_135 УДК 341.176

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ЮНЕП В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION BETWEEN THE EAEU AND UNEP IN THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL SPHERE: THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT ШУГУРОВ Марк Владимирович

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии. 410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 1. E-mail: shugurovs@mail.ru;

SHUGUROV Mark Vladimirovich

Doctor of Philosophy, Associate Professor,

Professor of the Department of International Law Saratov State Law Academy. 410056, Russia, Saratov region, Saratov, str. Volskaya, 1. E-mail: shugurovs@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»)

Краткая аннотация: В статье анализируются направления и формы взаимодействия государств - членов ЕАЭС и ЮНЕП с точки зрения содействия научно-информационному и технологическому обеспечению перехода к зеленой экономике. Автором обосновывается необходимость институционализации отношений ЕАЭС и ЮНЕП с особым акцентом на научно-техническом сотрудничестве. Делается вывод о том, что сотрудничество с ЮНЕП внесет заметный вклад в реализацию стратегии устойчивого развития на региональном уровне.

Abstract: The article analyzes the directions and forms of interaction between the member states of the EAEU and UNEP in terms of promoting scientific, information and technological support for the transition to a green economy. The author substantiates the need to institutionalize relations between the EAEU and UNEP with a special emphasis on scientific and technical cooperation. It is concluded that cooperation with UNEP will make a significant contribution to the implementation of the sustainable development strategy at the regional level.

Ключевые слова: ЕАЭС, зеленые технологии, ЮНЕП, инновации, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, научно-техническое сотрудничество.

Keywords: EAEU, green technologies, UNEP, innovations, environmental protection, sustainable development, scientific and technical cooperation.

Для цитирования: Шугуров М.В. Международно-правовое сотрудничество ЕАЭС и ЮНЕП в научно-технической сфере: состояние и перспективы развития // Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 135-139. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_135

For citation: Shugurov M.V. International legal cooperation between the EAEU and UNEP in the scientific and technical sphere: the state and prospects of development // Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 135-139. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_135.

Статья поступила в редакцию: 25.09.2022

На сегодняшний день сектор зеленых технологий стал одним из быстро развивающихся направлений многостороннего международного сотрудничества, в пределах которого их совместная разработка и использование тесно переплетены с развитием зеленой торговли и зеленых инвестиций. В качестве одной из международных структур, сотрудничество с которой чрезвычайно перспективно для ЕАЭС с точки зрения динамики перехода к зеленой экономике и соответствующей технологической базе, является Программа ООН по окружающей среде (далее - ЮНЕП). Как отмечается в литературе, ЮНЕП не только представляет собой авторитетный источник научной информации о состоянии окружающей среды в целом и в отдельных регионах в частности, но и разработчиком решений разнообразных проблем [1, с. 99]. В дополнение к этому, начиная с 2008 г. она выступает драйвером продвижения концепции зеленой экономики.

Вместе с тем приходится признать, что на современном этапе сотрудничество ЕАЭС и ЮНЕП имеет фрагментарный характер, несмотря на участие государств - членов в ее работе. Показателем этой фрагментарности выступает отсутствие организационных и правовых основ сотрудничества Союза и Программы. По этой причине возникает настоятельная необходимость осмысления имеющегося состояния сотрудничества в научно-технической сфере, а также перспектив его институцио-

нализации. Тем более это важно в свете принятых договоров ЕАЭС в сфере охраны окружающей среды, таких как Соглашение о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств - членов ЕАЭС (Бурубай, 29 мая 2015 г.) и Соглашение трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории ЕАЭС (Чолпон-Ата, 9 августа 2019 г.).

Для того чтобы понять значение указанного сотрудничества не только в природоохранной деятельности, но и в сфере зеленых технологий, используемых в производственном процессе, необходимо исходить из роли, которое ЮНЕП отводит технологиям в рамках своей деятельности. Не останавливаясь специальным образом на вопросах учреждения и функционирования, укажем, что Программа, которая в последние время начинает приобретать черты специализированного учреждения ООН, осуществляет мониторинг состояния глобальной окружающей среды. По ее инициативе разработаны и приняты различные универсальные природоохранные договоры, которые функционируют на основе ее координирующей деятельности. Программа также оказывает техническую поддержку в создании и эффективном функционировании национальных структур по охране окружающей среды и в развитии национального законодательства. И, наконец, важный участок ее работы - содействие передаче экологически чистых технологий, что, как известно, относится к одной из форм международного научно-технического сотрудничества (далее - МНТС). В итоге ЮНЕП позиционирует в качестве ключевого элемента глобального управления знаниями и технологиями в интересах устойчивого развития. Поэтому неслучайно, что в п. 7 свой Резолюции 5/11 Ассамблея ООН по окружающей среде предложила государствам - членам расширить доступ к экологически безопасным технологиям в целях перехода к циркуляторной экономике, а также к рациональному потреблению и производству, что особенно актуально для микро-, малых и средних предприятий, особенно в развивающихся странах [2].

Особый интерес представляет собой Среднесрочная стратегия ЮНЕП на период 2022-2025 гг. [3], в которой охарактеризованы разнообразные направления ее работы в сфере науки и технологий применительно к решению задачи по охране окружающей среды. Так, в п. 52 среди принципов Подпрограммы действий по борьбе с изменением климата указано на поддержку стран и заинтересованных сторон в сокращении выбросов и адаптации к изменению климата для содействия более тесному взаимодействию между наукой, политикой, финансами, технологиями и экономикой. Итогом должно стать укрепление потенциала, расширение финансирования и доступа к технологиям для достижения целей адаптации и смягчения последствий изменения климата. Заметным образом в последнее время ЮНЕП активизирует усилия в целях использования цифровых технологий для достижения комплексных, прозрачных и новаторских результатов. В соответствии с этим мандатом Программа приняла на себя институциональную ответственность за интеграцию экологических ценностей и целей устойчивого развития в глобальную цифровую экономику.

Если исходить из приведенной характеристики тематической деятельности организации, то обоснованием интегрированного участия ЕАЭС в работе последней выступает несколько факторов. Во-первых, это членство государств ЕАЭС в ЮНЕП, что означает их участие в ее программах и проектах. Во-вторых, это возрастание актуальности и интенсивности обсуждения тематики охраны окружающей среды и перехода к зеленой экономике на уровне Союза. Как отмечается в литературе, «в настоящее время ... возникает конфликт между развитием региональных экономик и требованиями сократить вредные выбросы и загрязнение» [4, с. 97]. Напомним, что способом решения данной коллизии являются зеленые технологии, которым в настоящее время мировое сообщество уделяет повышенное значение.

Системный подход к МНТС наглядно продемонстрирован в двухсторонних договорах, заключенных между государствами - членами ЕАЭС, но не входящих в право Союза. В частности, в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1994 г., среди прочего, предусматриваются, такие направления, как научные исследования в области охраны окружающей природной среды; технические средства, оборудование и технологии в области охраны окружающей природной среды. Далее в ст. 1 Соглашении между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1997 года предусмотрено, что Стороны обеспечивают наиболее благоприятные условия, включая экономическое стимулирование, юридическим и физическим лицам одного государства, распространяющим и использующим экологически безопасные технологии и оборудование. В свою очередь статья 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 2004 года указывает на следующие основные формы сотрудничества: обмен научно-технической документацией и информацией в области охраны

окружающей среды; обмен учеными и специалистами в исследовательских и учебных целях и т.д.

Отмеченные положения двусторонних межправительственных договоров в определенной своей части соответствуют положениям многочисленных многосторонних международных природоохранных соглашений. Налицо взаимосвязь разноуровневых международно-правовых обязательств, выполнение которых имеет синергетический эффект. В большинстве случаев может иметь место содействие со стороны ЮНЕП, с которой государства - члены ЕАЭС наладили продуктивное взаимодействие.

Особенностью сотрудничества России и ЮНЕП заключается в том, что она не только принимает участие в реализации проектов Программы, но и входит в число ее доноров. Другая отличительная черта - это специальная правовая база сотрудничества, которая со всей очевидностью учитывает мандат ЮНЕП в сфере исследований и технологий. Статья 2 Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и ЮНЕП [5] предусматривает неисчерпывающий перечень основных направлений сотрудничества. В частности, указано на поддержку развития хозяйственной и иной деятельности, которая должна соответствовать установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий. Более того, в качестве значимых направлений содействия выделено содействие реализации международных договоров и программ в области охраны окружающей среды, которые, как известно, предусматривают различные формы МНТС. В дополнение к этому в п. 5 ст. 3 предусмотрена возможность сотрудничества в области проведения научных исследований, сбора научных данных, других видов деятельности, которые направлены на накопление опыта и обмен информацией применительно к сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В основе сотрудничества между Беларусью и ЮНЕП находится Соглашение между ООН и Республикой Беларусь о создании Переходного отделения ООН в Минске 1992 г. [6]. Оно призвано, помимо прочего, координировать работу ЮНЕП и других учреждений ООН в Беларуси. Головным ведомством по сотрудничеству Беларуси с ЮНЕП стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В число основных направлений сотрудничества вошло: осуществление мониторинга и оценки состояния окружающей среды; своевременное предупреждение катастроф природного характера и реагирование на них; уменьшение неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; развитие национального законодательства в сфере экологии; выполнение обязательств по природоохранным конвенциям и т.д. В августе 2014 г. при ЮНЕП был аккредитован Постоянный представитель Республики Беларусь. Достаточно показательна активность делегации Беларуси на совещаниях в рамках конференций 2022 г. сторон Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, положения которых, как известно, образуют каркас международно-правового режима в сфере оборота опасных химических веществ и отходов и содержат положения о научно-техническом сотрудничестве. В дополнение к этому была достигнута предварительная договоренность в отношении финансирования проекта, предполагающего трансфер знаний в области химической безопасности посредством следующих видов мероприятий: проведение обучающих семинаров с заинтересованными органами государственного управления, а также обучение специалистов в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Казахстан, также как и Беларусь, является участником многочисленных универсальных природоохранных договоров. Общие правовые рамки сотрудничества с ЮНЕП образуют положения Соглашения между ООН и Правительством Республики Казахстан об открытии представительства ООН в Казахстане 1992 г. [7], на основе которых Казахстан и ЮНЕП могут заключать с Правительством Казахстана дополнительные соглашения, которые становятся составной частью данного Соглашения. В них должны предусматриваться условия, на которых специализированные учреждения ООН будут оказывать содействие помощь Правительству Казахстана в выполнении задач и проектов в рамках своих мандатов. Соответственно, это может стать основой реализации тех или иных программ и проектов. Примером подобного рода соглашения стало Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Программой развития Организации Объединенных Наций от 4 октября 1994 г. В нем определены основные условия, в рамках которых ПРООН и ее учреждения-исполнители будут оказывать Правительству Казахстану содействие в выполнении различных проектов в области развития, которые субсидируются ПРООН. Однако аналогичное соглашение с ЮНЕП еще заключено. Вместе с тем, в 2000 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством Природных Ресурсов и Охраны Окружающей среды Республики Казахстан и ЮНЕП/ЕАР-АР по подготовке регионального плана действий по охране окружающей среды (РПДООС) для Центральной Азии [8]. В сущности, Меморандум представляет собой программу технического и экспертно-аналитического сотрудничества между ЮНЕП и Казахстаном приме-

нительно к проведению оценок окружающей природной среды и ее охраны в Республике Казахстан.

В качестве примера сотрудничества следует указать на проект «Повышение устойчивости государственных закупок для регионального перехода к инклюзивной зеленой экономике в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии». В дополнение к этому в 2013 г. ПРООН был инициирован проект «Партнерская инициатива Казахстана/ЮНЕП/ПРООН для интеграции вопросов безопасного управления химическими веществами в планирование и процессы развития». В рамках данного проекта было проведено очередное обновление Национального профиля по управлению химическими веществами в Республике Казахстан. При поддержке ЮНЕП, а также других международных структур Казахстан осуществляет периодическую подготовку национальных докладов о состоянии окружающей среды. В качестве последней резонансной инициативы следует указать на инициативу республики по подписанию соглашения о правовом статусе субрегионального офиса ЮНЕП для Центральной Азии в Казахстане [9]. Ее конечной целью является дальнейшее совершенствование сотрудничества, в том числе за счет финансовых средств, выделяемых для реализации новых проектов ЮНЕП в Центральной Азии. Таким образом, Казахстан стремится к лидерству в отношениях с ЮНЕП в рамках Среднеазиатского региона.

Активное участие в реализации проектов и программ ЮНЕП принимает Армения. Начиная с 2005 г. в республике при поддержке ЮНЕП, а также ЮНИДО и ПРООН происходит реализация Программы по озону. Она призвана к достижению целей, определенных в Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой, а также для обеспечения выполнения соответствующих международно-правовых обязательств Армении. В ее рамках актуализирована такая форма научно-технического сотрудничества, как повышение профессионального потенциала, что также дополняется оказанием технической помощи по совершенствованию национального законодательства. На улучшение ситуации в сфере оборота опасных химических веществ и отходов направлен проект, поддерживаемый Программой ЮНЕП по регулированию химических веществ и отходов [10]. Основной фокус внимания сотрудничества в рамках данного проекта направлен на совершенствование рационального регулирования отходов в горнорудной промышленности. В рамках проекта запланировано принятие в 2023 г. концепции расширенной ответственности производителя за воздействие их продукции на окружающую среду, что, разумеется, означает модернизацию технологической базы производства.

Киргизия, принявшая на себя значительный объем международно-правовых обязательств в сфере охраны окружающей среды, является участником проектов, поддерживаемых ЮНЕП. Укажем на проект «Повышение устойчивости государственных закупок для регионального перехода к инклюзивной «зеленой» экономике в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии (ВЕКЦА)» (проект UNDA SPP), в том числе финансируемого ЮНЕП.

В силу возрастания природоохранного направления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, сопряженного со стремлением перехода к зеленой экономики в формате достижения ЦУР, повышается актуальность согласования сотрудничества государств - членов Союза в деятельности ЮНЕП, особенно в сфере климатических изменений и химической безопасности. Кстати говоря, ценный подход предусмотрен в ст. 3 российско-белорусского соглашения о координации деятельности Сторон в международных организациях и органах, занимающихся экологическими вопросами, а также в других международных организациях при обсуждении ими таких вопросов. В случае же сотрудничества ЕАЭС и ЮНЕП ключевым инструментом в составе данного механизма может стать Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и ЮНЕП, который перспективно дополнить иными инструментами, аналогичными тем, что уже апробированы на уровне взаимодействия с иными международными структурами (ЮНКТД, ЮНИДО, ФАО, МЭС). В указанном документе, являющегося по своей природе заявлением о намерениях, вполне целесообразно среди направлений сотрудничества предусмотреть взаимодействие в научно-технической сфере, указав его наиболее распространенные формы. В более детальном виде содержание научно-технического сотрудничества и его формы могут быть содержательно раскрыты в общем плане или программе сотрудничества. Представляется, что достижение скоординированного сотрудничества в рассматриваемой сфере, во-первых, внесет вклад в выполнение разноуровневых международно-правовых обязательств государств - членов в научно-технической сфере, а, во-вторых, даст стимул для развития договорно-правовых отношений государств - членов в сфере зеленых технологий.

Библиография:

1. Семянникова А.В. Роль ЮНП в процессе укрепления международного экологического руководства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. № 3. С. 96-106.

2. Резолюция, принятая Ассамблеей Организации Объединенных Наций по окружающей среде 2 марта 2022 года 5/11 «Укрепление многооборотности в экономике как вклад в достижение рационального потребления и производства» // UNEP/EA.5/Res.11 (7 March 20 22).

3. For people and planet: the United Nations Environment Programme strategy for 2022-2025 to tackle climate change, loss of nature and pollution // UNEP/EA.5/3/Rev.1 (17 February 2021). URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/35162/Doc3%20Reve1%20EnglishK2100501 .pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 05.09.2022).

4. Быковский В.К. Международно-правовые акты Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и специфика правового регулирования экологических отношений учредительными документами СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 4. С. 96-107.

5. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) (Найроби, 16.04.2013). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=3&nd=102162563&intelsearch= (дата обращения: 06.09.2022).

6. Соглашение между ООН и Республикой Беларусь о создании Переходного отделения ООН в Минске (Женева 15 мая 1992 г.). URL: https://old.un.by/dokumenty/polozheniya-i-soglasheniya/2610-soglashenie-mezhdu-oon-i-respublikoj-belarus-o-sozdanii-perekhodnogo-otdeleniya-oon-v-minske (дата обращения: 06.09.2022).

7. Соглашение между ООН и Правительством Республики Казахстан об открытии представительства Организации Объединенных Наций в Казахстане (Нью-Йорке, 5 октября 1992 г.; вступило в силу 3 октября 1997 г.). URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000568 (дата обращения: 07.09.2022).

8. Меморандум о взаимопонимании между Министерством Природных Ресурсов и Охраны Окружающей среды Республики Казахстан и ЮНЕП/ЕАР-АР по подготовке РПДООС для Центральной Азии (18 сентября 2000 г.). URL: https://studylib.ru/doc/4074060/memorandum-rk-unep (дата обращения: 07.09.2022).

9. Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Республики Казахстан и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) о правовом статусе Субрегионального офиса ЮНЕП для Центральной Азии в Казахстане. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000087#z9 (дата обращения: 20.09.2022).

10. Армения усилит регулирование химических веществ и отходов (17.02.2022). URL: https://www.unep.org/ru/armeniya-usilit-regulirovanie-khimicheskikh-veschestv-i-otkhodov (дата обращения: 20.09.2022).

References:

1. Semyannikova A.V. The role of the UNЕP in the process of strengthening international environmental leadership // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2006. No. 3. Р. 96-106 (In Russian).

2. Resolution adopted by the United Nations Environment Assembly on March 2, 2022 5/11 "Strengthening circularity in the econ omy as a contribution to achieving sustainable consumption and production" // UNEP/EA.5/Res.11 (7 March 2022).

3. For people and planet: the United Nations Environment Program strategy for 2022-2025 to tackle climate change, loss of nature and pollution // UNEP/EA.5/3/Rev.1 (17 February 2021). URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/35162/Doc3%20Reve1%20EnglishK2100501.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 05.09.2022).

4. Bykovsky V.K. International legal acts of the United Nations Environmental Protection Program (UNEP) and the specifics of the legal regulation of environmental relations by the constituent documents of the CIS // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law. 2016. No. 4. P. 96-107. (In Russian).

5. Cooperation Agreement between the Government of the Russian Federation and the United Nations Environment Program (UNEP) (Nairobi, 04.16.2013). URL: // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=3&nd=102162563&intelsearch= (date of access: 09/06/2022). (In Russian).

6. Agreement between the UN and the Republic of Belarus on the establishment of the UN Transitional Office in Minsk (Geneva, May 15, 1992). URL: https://old.un.by/dokumenty/polozheniya-i-soglasheniya/2610-soglashenie-mezhdu-oon-i-respublikoj-belarus-o-sozdanii-perekhodnogo-otdeleniya-oon-v-minske (date of access: 09.06.2022). (In Russian).

7. Agreement between the UN and the Government of the Republic of Kazakhstan on the opening of a United Nations office in Kazakhstan in New York (October 5, 1992; entered into force on October 3, 1997). URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000568 (date of access: 07.09.2022). (In Russian).

8. Memorandum of Understanding between the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Republic of Kazakhstan and UNEP/EAR-AP on the preparation of a REAP for Central Asia (September 18, 2000). URL: https://studylib.ru/doc/4074060/memorandum-rk-unep (accessed 07.09.2022). (In Russian).

9. Agreement in the form of an exchange of letters between the Government of the Republic of Kazakhstan and the United Nations Environment Program (UNEP) on the legal status of the UNEP Subregional Office for Central Asia in Kazakhstan. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000087#z9 (date of access: 20.09.2022). (In Russian).

10. Armenia will strengthen the regulation of chemicals and waste (17.02.2022). URL: https://www.unep.org/ru/armeniya-usilit-regulirovanie-khimicheskikh-veschestv-i-otkhodov (date of access: 20.09.2022). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.